Содержание
Введение
1. Теоретические основы изменения волевых качеств школьников,осваивающих программу единоборств (Дзюдо)
1.1 Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы
1.2 Волевая сфера школьников
1.3 Влияние Дзюдо на волевое развитиешкольников
2. Организация и методика изученияизменений волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств Дзюдо
2.1 Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленностиюных спортсменов в дзюдо
Заключение
Список литературы
Введение
Воспитаниенравственно-волевых качеств личности юного поколения является актуальным во всевремена. На формирование личности оказывает влияние не тольковоспитательно-педагогический процесс, но и социально-экономическая ситуация встране. С уходом старой системы изменились нравственные ценности. Передпедагогической наукой стали актуальными поиски новых методов воспитанияучащихся.
В последнеедесятилетие привлекли внимание исследователей педагогические технологии.Включая психолого-педагогическую поддержку учащегося. Но, на теоретическом ипрактическом уровне вопросы психолого-педагогической поддержки детей младшегошкольного возраста начинающих заниматься спортом, в частности дзюдо, неставились.
Школьныйвозраст является важным этапом в жизни каждого человека. Этот возраст находитсямежду двумя возрастными кризисами, поэтому некоторые считают этот возрастотносительно стабильным и не представляющим интереса для исследователей, другиенаоборот считают, что в этом возрасте происходит становление личности,формирование характера.
В этомвозрасте происходят значительные изменения в жизни ребёнка, меняется егосоциальный статус — он становится учеником, придя в спортивную секцию — онстановится спортсменом, участвует в соревнованиях, вступает в противоборство ссоперником, осваивает новые для него виды деятельности. Для детей на данномжизненном этапе спорт всего лишь игра. Но за этой игровой деятельностьюскрываются большие изменения, происходящие в психике ребёнка. Происходитформирование его личностных качеств.
Дзюдоявляется одним из сложных видов спортивной деятельности, требующей полнойотдачи физических сил, также дзюдоисты испытывают психологические перегрузки.Дзюдо закаляет личность, приучает спортсменов реально оценивать свои силы,контролировать своё поведение. Традиции дзюдо не изменяются с начала егосуществования. В нашем стремительно меняющемся мире очень часто меняютсяжизненные ценности, что в свою очередь отражается на становлении характера подрастающегопоколения. В учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельностивозникает много ситуаций, требующих проявления как нравственных, так и волевыхкачеств. Для того чтобы у детей, занимающихся дзюдо выработать привычкунравственного поведения, чтобы они в нужный момент могли проявить волевыекачества, тренеру самому необходимо создавать преднамеренные ситуации вучебно-тренировочном процессе, что позволяет ускорить формированиенравственно-волевых качеств.
Цельисследования – Разработать условия повышения эффективности процессанравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятийдзюдо.
Объектисследования: воспитание волевых качеств младших школьников в процессеначальных занятий дзюдо.
Предметисследования: процесс и условия воспитания волевых качеств младших школьников впроцессе начальных занятий дзюдо.
Задачиисследования:
1. рассмотреть дзюдо каквид спорта: технику и правила борьбы;
2. дать общиепредставления о технико-тактической подготовленности спортсменов;
3. раскрыть содержаниетехнико-тактической подготовки дзюдоистов;
4. изучить оценку технико-тактической подготовленностиюных дзюдоистов;
5. предложитьпрактические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменовв боевом самбо.
1. Теоретические основыизменения волевых качеств школьников, осваивающих школьную программуфизического воспитания с элементами дзюдо
1.1 Дзюдо каквид спорта: техника и правила борьбы
ДЗЮДО — один из видов боевых искусств,спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта.
История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, чтопозволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную ифизическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое идуховное совершенствование личности на основе изучения техники, тактики ифилософии дзюдо. Абсолютная цель занятий дзюдо — улучшить себя, чтобы принестибольше пользы окружающему миру.
Основатель дзюдо Дзигаро Кано получил педагогическое образование,длительное время занимался преподавательской деятельностью. Дзигаро Канобольшую часть профессиональной деятельности посвятил подготовке преподавателейфизической культуры в Японии. Помимо этого он внес огромный вклад в развитиедзюдо во всем мире и создал предпосылки для его включения в программуОлимпийских игр.
Дзигаро Каносчитал, что большинство видов спорта избирательно воздействуют на мышцы. Длядзюдо он разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающихвсе группы мышц тела. Причем обращал внимание молодых людей, занимающихсядзюдо, на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левуюсторону. Особое внимание Д. Кано уделял прикладной стороне занятий дзюдо вповседневной жизни с учетом использования для этого пяти его принципов.
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни,внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всемокружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай действия полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью,безрассудной храбростью и трусостью.
В процессе зарождения и распространения дзюдо в мире можно выделитьглавные этапы:
1882 г. — основание в столице Японии Токио института Кодокан Дзюдо,который решал следующие задачи: образование в области физической культуры,подготовка участников соревнований, воспитательная работа.
1883 г. — введение разрядной системы (ученические степени — КЮ,мастерские — ДАН).
1887 г. — окончание подбора технических упражнений для арсенала дзюдо.1889 г. — посещение Д. Кано стран Европы и США.
1900 г. — введение правил соревнований, создание Ассоциации обладателейданов школы Кодокан.
1909 г. — на базе Кодокана сформирована федерация дзюдо.
1911 г. — Д. Кано основал и стал первым президентом Японской спортивнойассоциации.
1918 г. — открытие центра изучения дзюдо в Лондоне.
1922 г. — окончательное формулирование духовных концепций дзюдо.
1922 г. — организация ассоциации дзюдо во Франции, Бразилии, США.
1948 г. — открытие Британской ассоциации дзюдо и Европейской федерациидзюдо.
1952 г. — создание Международной федерации дзюдо.
1956 г. — проведение I чемпионата мира по дзюдо в Токио.
В настоящее время развитие дзюдо в мире регулирует Международнаяфедерация дзюдо (IJF). Ее основные цели:
— устанавливать дружественные отношения между членами федерации ирегулировать деятельность дзюдо во всем мире;
— защищать интересы дзюдо во всем мире;
— организовывать международные соревнования по дзюдо различного уровня всотрудничестве с Континентальными союзами;
— развивать дзюдо во всем мире, распространять практику занятий дзюдо,особенно среди молодежи;
— устанавливать международные инструкции, касающиеся дзюдо;
— поддерживать и пропагандировать идеалы и цели олимпийского движения.
Международная федерация объединяет все Континентальные союзы. Европейскийсоюз дзюдо в настоящее время насчитывает 49 стран. Панамериканский союз дзюдообъединяет 32 страны. Членами Азиатского союза дзюдо являются 38 стран. ВАфриканский союз дзюдо входят 43 страны. Союз дзюдо Океании состоит из 15 страни является одним из самых малочисленных.
В настоящее время мировым центром развития дзюдо является Кодокан.
Японские специалисты продолжают развивать дзюдо во всем мире. В Россиистали традицией мастер-классы, проводимые олимпийским чемпионом, многократнымчемпионом мира Ясухиро Ямасита.
Этот известный спортсмен и политический деятель, профессор университетаТокай постоянно делится опытом выполнения технических действий и способамивоспитания характера с юными дзюдоистами России.
Распространение дзюдо среди молодежи многих стран подтверждаетэффективность этого вида спорта в решении задач спортивной подготовки исовершенствования личности. Функции дзюдо в мире многообразны.
В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованиемкорпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказываетсязначение физической силы. При равной технике или даже несколько уступаяпартнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однакосущественное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку снезавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Канопринцип «наиболее результативного приложения силы». Превосходство втехнике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образоммобилизовать и направлять свои духовные силы.
В спортивномдзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в своюсистему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена клюбым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником,наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физическойсиле и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками иногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ всовременном понимании этого слова.
Кроме ударовруками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия:ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалосьразучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения сбольшим мечом.
МастерамКодокан, достигшим уровня «черного пояса», вменялось в обязанностьизучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы этиимеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны натеории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континентанаставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимациичеловека, находящегося в шоковом состоянии, получили название «каппо»— от слов «кацу» («оживлять») и «хо»(«способ»).
В былыевремена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, чточеловек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, могиспользовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шлопараллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек,влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе,разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к капполишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в областидуховного самосовершенствования.
Тренировкидзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Междутем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработкаотдельных приемов или свободный спарринг, — утверждение, которое можно отнестик любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средствопсихической подготовки бойца.
1.2 Волеваясфера школьника
школьникволевой дзюдо спорт
Воля – этосознательное управление человека своими действиями и поступками [1,207].Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активностьчеловека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимаютсознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком кнепосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилиячеловек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности.
Волевыеусилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью.
Направленностьволевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуацияхчеловек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случаетребуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности,в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.
Длительностьволевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочетдостичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия)и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется учеловека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).
Интенсивностьволевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности инравственными качествами личности человека.
Характеристикаволевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия силаволи.
Сила воли –это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевоеусилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, анаправляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важноотметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевойили безвольный.
Движущейсилой в данном случае является не наличие или отсутствие желания достичь цели(сильная или слабая мотивация), а отношение человека к той или иной ситуации.Например, один школьник боится воды, другой – нет. У первого при обученииплаванию имеются внутренние трудности (следует преодолеть страх), у второго –нет.
Итак:
— нельзя судить осиле воли школьников на основании только эффективности деятельности (самыйбыстрый или сильный ученик – это еще не самый волевой);
— сила воли неможет проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются болееволевыми при преодолении одних трудностей, другие – при преодолении другихтрудностей).
Учитываяспецифику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяютопределенные волевые качества. Применительно к проблемам физического воспитанияможно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризуетупорство, другая – самообладание.
Упорствопроявляется через терпеливость (однократное, но длительное использованиеволевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря навозникающие препятствия и трудности).
Волевыекачества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека,определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря навозникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлятьимпульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрироватьвнимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).
Проявлениеволи имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников.
Младшийшкольный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, поуказанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершатьволевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могутпроявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируетсявыдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевыекачества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями волидругих, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.
Подростковыйвозраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет(увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определеннымизменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижаетсявыдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе.Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилияхпроцессы возбуждения преобладают над торможением. Начинается формированиеперехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней(самостимуляции).
Старшийшкольный возраст: определяющим в проявлении волевых усилий является механизмсамостимуляции. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокуюнастойчивость в достижении поставленной ими цели.
Они проявляютбольшую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старшихклассах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическимиупражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли.Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волеваяактивность старшеклассника практически всегда имеет характерцелеустремленности.
1.3 Влияниедзюдо на развитие волевой сферы школьников
Дзюдо как видединоборства предъявляет много специфических требований к психике дзюдоиста,наличию у него определенных волевых качеств.
Развитиеволевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих силах,понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических илиморально волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Ребята должнызнать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны,соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияниявозможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи изсобственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров. Методамиразвития волевых качеств могут быть:
— организацияспециальных тренировочных занятий;
— проведениесовместных занятий слабее подготовленных
школьников-дзюдоистовс более сильными, что позволяет использовать силу примера;
— постановкаконкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенныхтрудностей;
— постановка задачна проявление максимальных усилий.
Лучшимсредством волевой подготовки являются тренировочные бои, так как бой сам посебе предъявляет исключительно широкие требования к психике дзюдоистов ивынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процессаформирования бойцовских качеств у школьников в наибольшей мере служиторганизация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствуетвысокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепитьопределившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретениеуверенности в своих силах и возможностях.
Многиеновички быстро прекращают занятия борьбой из-за страха боли от приёмов. Далее,по мере роста тренировочной нагрузки уходят те, кто испытывает страх отдеятельности, связанной с проявлением выносливости.
Дзюдоотличает интенсивная, напряжённая «взрывная» деятельность: мгновенныенапряжения, чередующиеся с расслаблениями, высокий темп борьбы. В ходенапряжённой схватки борец должен быть целеустремлённым, инициативным, иметьбольшое самообладание, выносливость, мгновенную реакцию на движение соперника,высокую степень чувствительности (тактильной, мышечно-суставной).
У дзюдоистовво время тренировок встречаются определённые трудности, на преодоление которыхзатрачиваются волевые усилия. К таким трудностям, по мнению Колешао А.А.(1982), относятся:
1. Необходимостьзатрачивать большую физическую и нервно-психологическую энергию для преодолениясопротивления партнёра (соперника) в динамике борьбы;
2. Разнообразиетехнических и тактических действий, их вариантов;
3. Ограниченные размерытатами.
4. Трудности, вызванныестрогостью требований правил соревнований (интенсификация ведения борьбы,наказание за пассивное ведение схватки, за уход с татами);
5. Чередованиенапряжённого динамического характера действий со статическими;
6. Возможностьнеобъективного судейства;
7. Интенсивность высокихтренировочных нагрузок;
8. Участие всоревнованиях;
9. Адаптация к новымусловиям и месту соревнований (чужой зал, громкая музыка, реакция зрителей);
10. Масштаб соревнованийи большое количество участников;
11. Ограниченное времясхватки;
12. Нарастающееутомление;
13. Непредсказуемость вдействиях соперника;
14. Боязнь соперника [11,113].
Столкнувшисьс тяжёлыми физическими и психическими нагрузками, многие дети прекращаютзанятия дзюдо. Одной из причин, по мнению многих авторов, является отсутствиеволевого воспитания. Начало волевого воспитания ребёнок получает в семье.
Истинныйдзюдоист терпеливо выполняет монотонные тренировки, умеет быть сдержанным имолчаливым, что помогает ему суметь сосредоточиться на тренировках, в спарингахи на соревнованиях.
Дзюдоиступрисущи мягкость, скромность и справедливость как черты характера и готовностьсохранять дух дзюдо в своём поведении в течении всей жизни. В связи со всемэтим он умеет управлять своей энергией и эмоциями. Одержать победу надсоперником может только борец, сохранивший в схватках ясный ум, самбобладание,стремление победить, умеющий использовать дух и тело как единое целое привыполнении приёмов во встречах с соперником. Кроме того, дзюдоист долженобладать смелостью, умением подавлять страх и боль, не терять присутствия духаи самообладания в самых трудных схватках. Настоящий дзюдоист — это спортсмен ссильной волей, твёрдым характером, гармонически сочетающим в себе духовное ифизическое начало (единства духа и тела), умеющий в нужный моментконцентрировать максимум усилий в долю секунды.
Школьныйвозраст является наиболее благоприятным для начала занятий спортом, в частностидзюдо. Н.Д. Скрябин считает, что данный возраст наиболее подходящий для отборав виды спорта требующие риска, и каждый ребёнок должен выбрать вид спорта посвоим способностям, но, на этот выбор спортивной деятельности оказывает влияниесочетание типологических особенностей свойств нервной системы. А.Г. Шумилин всвоей работе указывает, что при формировании спортивной мотивации у юныхспортсменов необходимо опираться на их личностные особенности такие кактемперамент, самооценка, психическая надёжность. Юные дзюдоисты в силу неразвитости некоторых черт характера не могут подавлять особенности своеготемперамента, поэтому по возможности необходим индивидуальный подход в выборесредств, методов, для организации занятий. Тренеру необходимо стимулироватьинтерес у детей к занятиям спортом, так как ошибки в организации тренировокмогут привести к отсеву занимающихся особенно на начальном этапе обучения.
2. Организация и методикаисследования по изменению волевых качеств школьников, осваивающих программуединоборств дзюдо
2.1 Оценка технико-тактической подготовленностиюных самбистов
Одним из наиболеесущественных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методикитренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочнымпроцессом. Из всего многообразия проблем управления существенно важной являетсяпроблема оценки состояния спортсмена. Индивидуализация режима тренировки должнаосуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержаниекоторого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием;технико-тактической подготовленностью; снижением веса. Центральное место впедагогической оценке занимает контроль за состоянием спортсмена, в данномслучае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимомтренировочных нагрузок. Комплексный контроль осуществляется на всех этапахподготовки дзюдоиста. Его специфика зависит от уровня квалификации спортсмена иэтапа подготовки последнего к соревнованиям. Контроль физической и техническойподготовленности является составной частью системы подготовки начинающихдзюдоистов и осуществляется не реже двух раз на протяжении года. Его цель –оптимизация процесса подготовки, которая реализуется путем решения разныхзадач. Среди основных – комплексное медицинское обследование и контрольподготовки учеников. [5; с. 119]
Таблица 1 Оценка уровняподготовленности начинающих самбистов№ Тест Методические указания Физическая подготовка Скоростные качества 1. Бег 30 метров, секунды С высокого старта 2. Броски на протяжении 10 секунд, количество раз Стандартный приём, с партнером без сопротивления 3. 5 бросков, секунды Темп максимальный Силовые качества 1. Прыжок в длину, сантиметры С места 2.
Удержание ног в положении угла 900, секунды В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке) 3. Прыжок в высоту, сантиметры С места 4. Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз До уровня подбородка 5. Борьба за владение мячом, количество раз Стоя на коленях, по сигналу тренера 6. Кистевая динамометрия, килограммы Максимальное усилие левой и правой рук Выносливость 1. Бег 400 метров, минуты, секунды На стадионе или по месту (в лесу) 2. Броски манекена 2 минуты, количество раз Тренер определяет стандартный прием 3. Броски партнера 3 минуты, количество раз Тренер определяет стандартный прием Гибкость 1. Гимнастический мост На ковре 2. Борцовский мост На ковре 3. Наклон вперед Стоя на ковре 4. Наклон вперед Стоя на гимнастической скамье 5. Подъем ноги (пятки) к голове (за голову) Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине Координационные способности 1. Комплекс упражнений Общего и вспомогательного характера (10-12), составляются тренером, выполняются вместе 2. Имитация технико-тактических действий (комбинаций), секунды Тренером составляются 2-3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями 3. Эстафета с элементами технико-тактических действий, секунды Тренер использует в эстафетах кроме бега, прыжков, бросков элементы технико-тактических действий (имитация) или выполнение их на спарринг-партнерах (без сопротивления) Техническая подготовленность 1. Выполнение отдельных технико-тактических приемов Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления 2. Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления 3. Выполнение отдельных приемов (имитация) Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером) 4. Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером) 5. Выполнение отдельных элементов технико-тактических действий Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления 6. Выполнение отдельных технико-тактических приемов (имитация с резиновым бинтом) Стоя возле гимнастической стенки (с воображаемым партнером) 7. Выполнение комплекса специально-подготовительных (подводящих) упражнений (10-12) Комплексы подбираются тренером к основным технико-тактическим приемам. Подводящие упражнения должны соответствовать приему по форме, структуре и механизму воздействия на организм.
Также осуществляетсяконтроль специальной подготовленности спортсмена. На протяжении года регулярнопроводятся врачебно-медицинские обследования: один раз в году – диспансеризация(углубленное медицинское обследование); два раза в году – этапное медицинскоеобследование. Кроме того, в процессе обследования осуществляется контроль зауровнем физической и технической подготовленности. Оценка уровня техническойподготовленности содержит показатели качества выполнения: [4; с. 186]
1. Имитационных, стандартных,технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо).Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно сдругих спортивных организаций);
2. Стандартных технических заданий,которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления(вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
3. Стандартных технических заданий,которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед,назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
4. Стандартных технических заданий,которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25%максимального (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
5. Стандартных технических заданий,которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний,болевых приемов) без сопротивления – экспертная оценка.
Контроль уровнясоревновательной деятельности включает показатели разнообразия техники и ееэффективности. Они определяются путем анализа результатов учебно-тренировочныхпоединков, которые проводятся с сопротивлением 25-50% от максимального.Продолжительность схваток 1,5-2,5 минуты. Разнообразие техники определяется поколичеству приемов, используемых в поединке, ее эффективность – величинойкоэффициента (%) соотношения успешно завершенных приемов к общему количествупопыток в поединке: [4; с. 189]
1. Стоя с сопротивлением до 25% отмаксимального;
2. Лежа с сопротивлением до 25% отмаксимального;
3. Стоя и лежа с сопротивлением до 25%от максимального;
4. Стоя с сопротивлением до 50% отмаксимального;
5. Лежа с сопротивлением до 50% от максимального;
6. Стоя и лежа с сопротивлением до 50%от максимального.
Кроме определенияпоказателей разнообразия и эффективности техники проводится экспертный анализсоревновательной деятельности: уровень сопротивления до 25% от максимального идлительность поединка до 1,5 минуты, используя для развития у спортсменовскоростно-силовых качеств (ССК), сопротивлением до 50% от максимального – дляразвития у самбистов силовой выносливости и ее силового компонента (СВСК).
Таблица 2 Рекомендованныекритерии оценки физической подготовленности дзюдоистовФизические качества Тест Год обучения 1-й 2-й 3-й ССК СВСК ССК СВСК ССК Скоростные качества, секунды 10 бросков в максимально быстром темпе 24 25 23 24 22 Сила (максимальная), баллы Освобождение от захвата (5 попыток) 3 4 4 5 5 Взрывная сила, баллы Выполнение захвата с сопротивлением партнера и дальнейшем удержании захвата 5 секунд 4 3 5 4 5 Силовая выносливость, баллы Удержание партнера спиной к ковру 2 минуты (3 попытки) 3 4 4 5 5 Гибкость, сантиметры «высота» борцовского моста +8 +10 +10 +11 +11 Координационные способности, баллы Выполнение 5 приемов с логическим переходом от одного к другому 4 3 5 4 5 Специализированное восприятие, чувство времени, секунды Выполнение бросков в максимальном темпе, 10 секунд (фиксируется время каждого броска) 1,3 1,5 1,1 1,3 1,0 Специализированное восприятие усилий, баллы Выведение из равновесия партнера – 3 попытки: с усилием 25%, 50%, 75% максимального 3 4 4 5 5 Специальная выносливость 3 минуты: каждая минута состоит из выполнения по команде 4 бросков на протяжении 40 секунд и 8 бросков в максимальном темпе 16 17 17 18 18
Контроль являетсяобязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ееэффективность, направленную на достижение спортивных результатов. Системаконтроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижениезапланированного уровня, подготовленности и рациональная его реализация вусловиях соревнований.
Таблица 3 Примернаяпроцедура контроля подготовленности и соревновательной деятельности дзюдоистовРегистрируемые показатели Тесты, единицы измерения Методические указания Скоростные Выполнение стандартных бросков манекена 10 секунд, количество раз Манекены соответствующих размеров Выполнение стандартных бросков партнера 10 секунд, количество раз Без сопротивления 10 повторений стандартных бросков, секунды Без сопротивления Скоростно-силовые Выполнение стандартных бросков партнера 15 секунд, количество раз С сопротивлением 25% максимального (слева и справа) Уход от удержания 15 секунд, количество раз Удержание с боку, сопротивление 25% максимального (слева и справа) Максимальная сила Освобождение от стандартных захватов 10 секунд, количество раз Захваты: рукава, отвороты, за пояс (сопротивление максимальное) Взрывная сила Выведение партнера из равновесия 10 секунд, количество раз Сопротивление до 80% максимального (влево, вправо) Силовая выносливость Приседание с партнером на плечах, количество раз Выполняется до отказа: комбинационный тип – вес партнера до 50% от собственного; темповой и силовой – до 80% Гибкость «Высота» борцовского моста, сантиметры Перевороты через голову стоя на борцовском мосту, количество раз Выполняется с и без опоры руками в ковер Координационные способности Выполнение 5 логических приемов от одного приема к другому, баллы Выполняется во время передвижения по ковру вперед, назад, вбок Выносливость 5-минутный тест: коэффициент специальной выносливости Для комбинационного типа – минимальное время (секунды) выполнение 1-2 подходов, для темпового и силового – 3-4 Соревновательная деятельность Количество применяемых самбистом технико-тактических действий из разных классификационных групп; эффективность применения технико-тактических действий (коэффициент эффективности); умение навязывать сопернику свой тип борьбы (баллы)
Таким образом,комплексная оценка имеет огромное значение на всех этапах подготовки юныхсамбистов.
2.2Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменовв дзюдо
В течениепервого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторымивопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы — около 25-30% времениурока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо уровень силовойподготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мереопределяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтомудоступная силовая подготовка борцов 9-11 лет осуществляется систематическиначиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплениюосновных мышечных групп. [9; с. 106]
Сэтой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического характера,выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания,отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленныеграницы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высотутолчком или двумя ногами, с места и с разбега; толкание и бросание набивныхмячей разного веса руками и ногами, в различных направлениях; приседания надвух ногах с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге держась загимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и встороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения нагимнастических снарядах и т. п.
Большоевнимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший мышечныйкорсет, охватывающий брюшную полость, способствует нормальному функционированиювнутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья.
Дляукрепления прямой мышцы применяются упражнения трех типов: поднимание ног прификсированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижнихконечностях, встречные движения туловищем и ногами.
Длятренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные сдвижением позвоночного столба в стороны особенно с его скручиванием.
Вчисле других наиболее полезных упражнений для развития силы юных спортсменовследует назвать простейшие виды борьбы и игры с элементами сопротивления:борьба за набивной мяч, «петушиный бой», борьба за захват туловища,рук, ног, шеи, борьба ногами, лежа на спине и так далее.
Особаяценность этих упражнений, а также борьбы грудью или спиной, борьбы в кругу,борьбы за территорию и т. п. заключается в том, что при их выполнении силапроявляется в тех же движениях, что и в соревновательных схватках борцов. Этопозволяет одновременно решать задачи технической и физической подготовки.
Силовыеупражнения в какой-то степени излишне повышают тонус мышц, что может привести ких закрепощению.
Вцелях профилактики после таких упражнений необходимо выполнить одно — дваупражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленноесгибание ног или туловища, размахивание ногами).
Учитывая,что любое упражнение при его однообразном исполнении станет привычным и будетоказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенноусложнять условия выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностейзанимающихся. Например: юный борец отжимается в упоре лежа с опорой ногами опол, а руками — о гимнастическую скамейку; как только его силоваяподготовленность повысится настолько, что он сможет выполнить это движение 20раз, упражнение целесообразно усложнить — он должен выполнять его уже с опоройруками о пол, а впоследствии то же самое, но с опорой ногами о скамейку, чтоеще более усложнит упражнение.
Всвязи с тем что попытки развивать мышечную силу, не прибегая к максимальнымсиловым напряжениям, оказываются малоэффективными и только силовая работа «допредела» является наилучшим залогом повышения функционального уровнямышечной силы, периодически следует предлагать юным борцам выполнять доступныеим силовые упражнения (подтягивания, отжимания, удержание ног в положениипрямого угла в висе, приседания на одной ноге и т. п.) до предела в данномподходе.
Особоследует указать, что, хотя очень эффективным средством для развития силысчитаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т. п.), сиспользованием отягощений более 5-6 кг следует несколько лет подождать.
Этосвязано с тем, что применение более тяжелых отягощений оказывает большуюнагрузку на позвоночник, в результате чего происходит сдавливание межпозвоночныхдисков.
А таккак в 9-11-летнем возрасте происходит усиленный рост тела в длину и позвоночникеще полностью не сформировался, то упражнения с большим отягощением могутвызвать замедление роста или различного рода искривления позвоночного столба.
Вцелях коррекции после силовых упражнений в конце подготовительной и в началезаключительной частей урока очень полезно предложить юным борцам несколькодвижений ногами (вперед, назад, в стороны, скрестные движения, круговыевращения), различные повороты туловища в висе на перекладине, кольцах или нагимнастической лестнице.
Дляболее ясного представления о силовой подготовке юных дзюдоистов непосредственнов ходе учебно-тренировочных занятий приведем пример урока, направленногопреимущественно на развитие силы.
Примерныйконспект урока для да занятий.
Основныезадачи:
1.Развитие силы.
2.Изучение техники борьбы:
а)изучение переворота забеганием хватом шеи из-под плеча;
б) совершенствованиеперевода в партер рывком за руку.
План – конспект занятияЧасти урока и их продолжительность Содержание
Дозировка
упражнения Методические указания Вводная часть (5 минут)
1. Построение, рапорт, объяснение задач урока
2. Повороты на месте и перестроения, заканчивающиеся построением в колону по два
2-3 минуты
2-3 минуты Обратить внимание на внешний вид и осанку занимающихся
Подготовительная
часть
(30 минут)
1. Спортивная ходьба и спокойный бег с переменой направления
2. Прыжки на одной ноге
3. Прыжки вверх толчком двумя ногами, прогнувшись, с отведением рук вперед, назад
4. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами
5. Кувырки вперед
6. Кувырки назад
7. Исходное положение (и. п.) – основная стойка.1 – руки за голову. 2 – руки вверх, поднять левую ногу назад и потянуться. 3 – руки за голову, приставить ногу. 4- и. п.
8. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. 1 – 3 – пружинистые разведения рук в стороны. 4 –и. п.
9. И. п. — основная стойка, держа набивной мяч за головой. 1 – наклон туловища вперед. 2 – и. п.
10. И. п. – то же. 1 – наклон туловища влево. 2 – и. п. 3 – наклон туловища вправо. 4 – и. п.
11. И. п. — основная стойка.1 – упор присев. 2 – выпрямляя ноги, упор согнувшись. 3 – выпрямиться, руки к плечам. 4 – и. п.
12. И. п. – упор лежа с опорой руками о гимнастическую скамейку. 1 – согнуть руки. 2 – отжаться до исходного положения.
13. И. п. – лечь на спину, руки вдоль туловища. 1 – понять ноги вверх до касания носками ковра за головой. 2 – и. п.
14. И. п. – лежа на спине, поднять ноги на 450. 1 – 10 – быстрые скрестные движения ног вниз-вверх.1 – 10 – тоже влево-вправо
15. И. п. – то же. 1 – 4 – большой круг ногами влево. 1 – 4 – то же вправо.
16. Соревнования по толканию набивных мячей: левой, правой и двумя руками
17. И. п. – в парах, стоя на коленях, взаимно захватить набивной мяч руками крест-накрест. По сигналу – борьба за овладение мячом.
18. Сводные махи ногами вперед и назад.
3-4 минуты
По 10 раз на каждой ноге
7-8 раз
3-4 раза
4-5 раз
4-5 раз
6-8 раз
6-8 раз
5-6 раз
6-8 раз
5-6 раз
2 подхода
5-6 раз
2-4 серии
8-10 раз
По 1 разу
3 раза (до результата)
10-20 секунд
По сигналу мгновенно менять направление бега поворотом на 1800
Прыгать как можно дальше
Начало силовых упражнений делать быстрым, взрывным движением
Обратить внимание на технику выполнения
Правую и левую ногу отводить поочередно
При разведении не опускать руки ниже груди
При наклоне не сгибать ноги
В каждом подходе выполнять максимально возможное для себя количество отжиманий. Отдых между подходами 1-2 минуты
Ноги в коленях не сгибать, носки вытянуть
При выполнении движений ноги должны быть вытянуты
Вес мячей не более 3-4 кг
Стараться овладеть мячом не столько силой, сколько ловкостью Основная часть (45 минут)
1. Специальные упражнения для развития мышц шеи и спины:
а) наклоны головы вперед, назад и в стороны
б) повороты головы в стороны
в) круговые движения головы влево и вправо
г) в упоре согнувшись головой и ногами в ковер – сгибание шеи вперед, назад, в стороны и круговые движения
д) встав на мост – движения вперед и назад
е) из упора головой и ногами в ковер – забегания вокруг головы в обе стороны.
2. Повторить ранее изученный бросок через бедро.
3. Соревнования на лучшее техническое выполнение броска через бедро.
4. Изучение броска через бедро с забеганием и с захватом под лопатку.
5. Совершенствование перевода в партер рывком за руку.
6. Прослушивание какого-либо интересного случая из соревновательной практики тренера.
7. Учебные схватки в партере на закрепление изученного приема
8. Движения вперед назад на мосту
20 секунд
15-20 секунд
30секунд
40-60 секунд
10-15 раз
По 5 раз
3-5 минут
По 3 попытки
10-12 минут
4 минуты
3 минуты
3 минуты
10 раз
Преодолевая удерживающие усилия партнера, держащего рукой за голову
Последние движения делать с поочередными поворотами головы налево и направо
Обратить внимание на правильность захвата
С партнером равного веса
Выполнять прием в обе стороны Заключительная часть (10 минут)
1. В висе на перекладине повороты туловища в стороны
2. Спокойная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на расслабление мышц рук и ног.
3. Разбор проведенных схваток.
4. Задание на дом.
8-10 раз
2.5 минуты
5 минут
1-2 минуты С привлечением к критическому обсуждению всех занимающихся
Заключение
ДЗЮДО («мягкий путь»), одно из самыхизвестных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах,заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающихставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимальногоиспользования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивныйвариант джиу-джитсу (дзюдзюцу) [4, 273].Подготовка дзюдоиста состоит изупражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов спартнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяютсяправильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различногорода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм припадении.
Дзюдо, как ниодин другой вид спорта, развивает такие многогранные качества, как координациядвижений, сила, скорость, скоростная и силовая выносливость, гибкость ипластика, память, аналитическое мышление, расчетливость действий.
Обучениедзюдо – это процесс постоянного роста. Сначала занимающиеся осваивают правилатехники безопасности, учатся падать. Затем изучают технику захватов и бросков.Полученные знания стараются применить в ситуациях, когда партнер пытаетсявывести из равновесия. Продолжая осваивать технику, дзюдоист готовится ксоревнованиям. Само по себе состязание – неважно, закончится ли оно победой илипоражением, — это мощный мотивирующий фактор, помогающий закалить характер.
Занимаясьдзюдо, ребенок научится упорству, умению противостоять трудностям, преодолениюпрепятствий. Совершенствуя морально-волевые качества, дзюдо развивает чувствоответственности за свои действия, самодисциплину, настойчивость. Дзюдоистыучатся сохранять самообладание в трудных ситуациях.
Списокиспользованных источников и литературы
1. Бальсевич В.К.Нужны ли занятия боевыми искусствами в школе?// Физическая культура в школе –2000 — № 5.
2. Бальсевич В.К.Оценка двигательной активности подростков// Физическая культура – 2000- № 2.
3. В.А. Крутецкий «Психология»,Москва 1999г.
4. Вахта М.Ю. Дзюдо:основы тренировки// Полымя — 1983.
5. Выгодский Л.С. Пихологияподростка. Под ред. Ю.И. Фролова. М.: Роспедагенство,1997
6. Гогунов Е.Н,,Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта, -М., 1998
7. Дзюдо: Учебник для институтов ФК / Подред. А.П. Купцова. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 236 с.
8. Дзюдо. Учебник для институтов физической культуры / под общ. ред.Галовского Н.М., Катулина А.З. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 340 с.
9. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 2007г.
10. ЗахаровЕ.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки(Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В.Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 308 с.
11. Ивочкин В.В.Особенности соревнований борьбы самбо и дзюдо// Физическая культура в школе-1997 — № 3.
12. ИльинЕ.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002г.
13. МошковВ.Н. Общие основы физической культуры. — М.: Медицина, 2003. – 284 с.
14. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. – 527 с.
15. Психология- учебник Москва 1998г.
16. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2
17. СмирновБ.Н. К вопросу о психологических механизмах воли // Категории, принципы иметоды психологии. М., 1983.
18. Теорияи методики физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед.ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1997. – 264 с.
19. ТуманянГ.С. Дзюдо: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я. – М.: Физкультура и спорт,2002. – 188 с.
20. Физическаякультура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М.,Половникова П.В. – СПб.: Вектор, 2003. – 358 с.
21. ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.:Инфра-М, 2002. — 264 с.
22. ШашуринА.В. Физическая подготовка. — М.: Физкультура и спорт, 2005. – 317 с.
23. ЩедринаЮ.С. Физическая культура. — М.: Юнити, 2005. – 350 с.
24. ЮдинВ.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Инфра-М, 2004. –280 с.
25. ЧесноковаП.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.
26. ШавердоваА.И. Спортивная борьба // Физкультура и спорт 1968