--PAGE_BREAK--1. Уроки новых знаний. Как правило, такие уроки имеют форму лекций:
· повествовательного характера (рассказ в младших классах);
· диалогического характера;
· информативно-диалогического характера (беседа в младших и средних классах);
· проблемного характера (в средних, но в основном в старших классах).
Новые знания привносятся учителем и приобретаются учащимися на всех других типах уроков, но в меньшем объеме и с меньшим коэффициентом тематической новизны (на экскурсиях, в ходе лабораторных занятий, при отработке хрестоматийной и другой исторической литературы и т. д.).[12]
2. Уроки анализа и синтеза. (Анализ — метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, противоположные синтезу — методу научного исследования, состоящему в изучении предмета, явления, в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоположных анализу).
На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение и обобщение исторических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельной работы учащихся. Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Такие уроки обязательны во всех классах, но особенно актуальны они в 5-7 классах, когда у подростков еще недостаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются уже имеющиеся знания.
Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащихся при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки. Одним из видов уроков анализа и синтеза являются уроки межпредметных связей. В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях Обществознание, география, астрономия, химия, математика и т. д. — все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняя политика, экономика и т. д. У них имелись труды, непосредственно и прямо относящиеся к истории и политике. Достаточно вспомнить письмо Л.Н.Толстого Николаю II «Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им», «Заветные мысли» химика Д.И.Менделеева об устройстве России, письмо физиолога И.П.Павлова председателю Совета народных комиссаров В.М.Молотову о демократии в СССР и т.д.
Перечисление и частичное раскрытие сущности уроков анализа и синтеза не ограничивает творчество учителя. Современная методическая палитра позволяет созидательно работающей личности осуществить десятки комбинаций и выработать наиболее оптимальные с точки зрения пользы и интереса виды учебных занятий на уроках данного типа.
3. Уроки формирования навыков и умений. Учащиеся, усвоившие определенный, даже полный объем исторических знаний в соответствии с программой, чаще всего не знают, куда и как их применить в дальнейшей учебе, к жизни и в жизни. Поскольку проблема формирования навыков и умений очевидна, целесообразно разобраться с их определениями и попытаться выяснить, что первично, а что вторично.
Чаще всего авторы учебных пособий по методике, не давая своего видения проблемы, предлагают альтернативу: с одной стороны, точка зрения С.Л.Рубинштейна, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.А.Решетовой, В.П.Беспалько и других, которые считают, что умение предшествует навыку; согласно другой точке зрения (Н.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Л.Б. Ительсон, А.В. Барабанщиков и др.) умениям, особенно умениям широкого характера, всегда предшествует накопление знаний, поэтому они включают в себя в качестве звеньев специальные навыки.[13]
Имеется и «золотая середина», предложенная В.И.Андреевым. «Сама постановка вопроса, что первично — умение или навык, — отмечал он, — не совсем корректна, так как в подобном случае нельзя дать однозначный ответ без предварительного анализа того, к простой или сложной структуре действий это относится. Так, если речь идет о сравнительно простых, исполнительских действиях, то умение может переходить и, зачастую переходит в навык. Если же рассматриваем сложную систему действий (например, планирование эксперимента), то это умение базируется на совокупности относительно простых умений и даже навыков. При этом, сложное обобщенное умение, как правило, не автоматизируется и не переходит в навык (например, умение выдвигать гипотезу).
Навык — это умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой, возникшей и закрепившейся в результате многократного повторения реакция на какие-либо раздражения и, проявляющаяся автоматизировано.[14]
Исходя, из терминологии — навыки являются первичными элементами обретения опыта и его реализации, умения — вторичными, как более высокий уровень деятельности. „Постоянным элементом умения, его составной частью, — отмечал А.Г. Баданов, — являются навыки, то есть действия, выполнение которых многократным повторением доводится до автоматизма“.
Таким образом, навык — это то, что приобретается учащимися за счет первичного показа учителем и последующих самостоятельных тренировок, многократных повторений одного того же упражнения вплоть до автоматизма в выполнении приема, способа. При этом он часто действует неосмысленно, шаблонно.
Обладающий навыком человек не в состоянии передать опыт овладения методом, способом, приемом другому человеку. К примеру, читающий (озвучивающий) текст учащийся, не способный проанализировать, обобщить, дифференцировать и т. д. прочитанное, владеет лишь навыком чтения, то есть знанием букв, произношением слогов, слов и т. д. Умеющий же читать, работает по названным параметрам, безусловно, и в полном объеме.[15]
Таким образом, современный урок истории имеет множество инноваций. В настоящее время, существует сложившаяся схема преподавания современного урока истории, она включает в себя общепринятые типы уроков, виды уроков, и классификацию.
Раздел 2. Современный урок истории в практике школы 2.1. Урок истории в практике школы В данной главе рассматривается современный урок истории на практике.
Здесь изложены наблюдения и применяемые автором на практике, основные составляющие принципы и теоретические основы современного урока истории.
В предыдущей главе рассматривались основные теоретические положения современного урока истории. Сейчас мы постараемся применить теоретические концепции на практике, на примере уроков в гимназии им. Сельвинского, где автор проходил педагогическую практику в 7-Б классе.
При проведении учебных занятий, автор использовал следующие типы уроков:
1) урок изучения нового материала,
2) комбинированный урок
3) контрольный урок.
Автором на практике для более эффективного усвоения была использована специальная схема, обозначающая основные понятия темы.
Урок изучения нового материала
Предмет: Всемирная история 7 класс.
Тема урока: польское королевство и Великое княжество литовское.
Цель урока: Развивающая — развивать умения и навыки работы с картами и историческим материалом. Образовательная — рассказать детям о польском королевстве и Великом княжестве литовском. Воспитательная — воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому.
Оборудование: карта, научные пособия, учебник.
Литература:
1) В.И.Семененко, Л.А.Радченко „История Украины“. — Х.: Торсинг, 1999.
2) История западных и южных славян. /под ред. В.И.Ярового, К.: Лебедь 2003.
Основные даты: 1386, 1385, 1389.
Основные термины: Уния, Статут, Сейм.
Ход урока:
1) организационный момент;
2) изложение нового материала:
План:
а) усиление королевской власти в Польше
б) Казимир III
в) создание и развитие Великого княжества Литовского
Схема обозначения основных понятий
1.Король ( к )
2.Уния ( у )
3. Шляхта ( ш )
4. Статуты ( с )
5. Магнат ( м )
6. Сейм ( с )
а) первые попытки объединить Польшу осуществил силеззкий князь Генрик IV Праведный. Он умирает в 1290 году. Согласно его завещанию краковская земля отошла к Великопольскому князю Пшимыславу II. Тот же правил малой Польшей только год. Вскоре при поддержке селеззких князей и горожан его захватил чешский король Вацлав II. Далее Великой Польшей начинает править куявский князь Владислав Локетек. Он пытался продолжить политику своего предшественника, и вынужден был бежать.
б) соревнования за усиление единства польской державы продолжал сын Лакетека — Казимир III Великий (1333-1370). В отличие от отца он огромное значение придавал дипломатичным методам. При Казимире III произошло завершение обновления единой государственности.
в) начиная с середины 14 века литовское государство теряет свою силу. Постоянные набеги внешних врагов, и угроза нападения Тефтонского ордена, заставляют литовцев, вести тесную политику с Польшей. В результате этого в 1385 году, была заключена уния между Польшей и Литвой. Литовский князь Ягайло женился на польской королевне Ядвиге, и стал одновременно Великим князем Литовским и Польским королем.
3. Закрепление материала.
1. Расскажите об обстоятельствах усиления королевской власти в Польше.
2. Расскажите о начале правления Казимира III.
3. Что вы знаете о реформах Казимира III.
4. Расскажите об унии 1385 года.
4. Выводы по уроку
Итак, сегодня на уроке мы изучили тему „Польское королевство и Великое княжество Литовское“. Узнали об обстоятельствах развития польской и литовской государственностях.[16]
5. Домашнее задание: параграф 14, стр. 15.
При применении различных типов урока, используется различная их структура. В данной теме урока, автор принял следующую структуру урока:
1) организационный момент,
2) изучение нового материала
3) первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения.
4) подведение итогов по пройденной теме.
5) организация домашнего задания
Урок изложения нового материала, является тем типом урока, который позволяет детям овладеть материалом с помощью учителя. При изложении материала в 7-ом классе необходимо учитывать следующие особенности:
1) у детей внимание на уроке длится не более 15-20 минут внимания и поэтому учитель должен постоянно заинтересовывать учеников путем собственной изобретательностью.
2) материал, который дается детям в виде конспекта, необходимо давать компактно, учитывая скорость письма, и утомляемость детей производящих данную работу.
3) стараться давать задание на дом за пять минут до начала урока.
Теперь давайте рассмотрим следующий тип урока, комбинированный урок. Комбинированный урок проводится для закрепления и проведения логической связи со следующей темой изучаемого материала. Комбинированный урок, в отличии от урока новых знаний имеет иную структуру. Он состоит:
1) организационный момент;
2) проверка знаний и умений;
3) подготовка школьников к восприятию новой темы;
4) изучение нового материала;
5) первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения;
6) организация домашнего задания.
Давайте теперь данный тип урока рассмотрим в практическом применении, который осуществлял автор на практике.
Тип урока: Комбинированный урок
Тема урока: Крестьяне и сеньоры
Цель урока: Образовательная — дать детям представление о жизни высших и низших слоев общества, и о характере их взаимоотношений. Воспитательная — воспитывать у детей уважение к историческому прошлому. Развивающая — развивать у детей умение и навыки работы с текстом, дополнительным материалом и картой.
Оборудование: карта, научные пособия, учебник.
Литература:
1) «Всемирная история под ред. Г.Б. Поляка, А.Н.Марковой — »Юнити". М-2003
2) Л.А.Радченко, В.И. Семененко «История Европы» Харьков — 1999
Основные даты: 1431, 1528, 1539.
Основные понятия: Воссал, Барон, Герцог.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
а) что вы знаете об усилении королевской власти в Польше в начале 14 века
б) кто такой Казимир III[17]
в) расскажите о реформах Казимира III
г) что вы знаете об унии 1385 года
3. Изложение нового материала
План
1. Мир крестьянина, система натурального хозяйства.
2. Сеньоры и феодалы.
3. Рыцарство и духовенство.
1. В средневековье формируется два основных класса феодального общества. Феодалы, духовные и светские — собственники земли и крестьяне — держатели земли. Среди крестьянства было две группы разлагающихся по своему экономическому и социальному статусу. Это были лично свободные и лично зависимые.
Хозяйство было натуральным и специально для рынка хозяйственная продукция не производилась.
2. Важнейшей характеристикой средневекового общества была его иерархическая структура, так называемая система вассалитета, каждый сеньор и феодал являлся вассалом другого феодала, и у короля были свои вассалы. Во главе феодальной иерархии стоял король верховный сюзерен.
3. На самой низшей ступени иерархии стояли рыцари. Часто рыцари были вассалами баронов. У некоторых из них так же могли быть свои вассалы — еще более мелкие рыцари.
Духовенство в период средневековья представляло собой довольно огромную силу. Часто духовенство пользовалось льготами, они освобождались от уплаты налогов.
4. Закрепление изученного материала
а) расскажите о крестьянском мире в эпоху средневековья;
б) кто такие рыцари;
в) что такое вассалитет;
г) что вы знаете о духовенстве в период средневековья;
5. Итог
Сегодня на уроке мы изучили тему «Крестьяне и сеньоры», изучили все аспекты и взаимоотношения.
6. Домашнее задание
Теперь давайте рассмотрим следующий тип урока, который автор использовал в практическом применении. Контрольный урок.
Тип урока: Контрольный урок.
Цель урока: образовательное — закрепить и проверить уровень знаний у учеников по пройденным темам. Воспитательное — воспитывать у детей уважение к историческому прошлому. Развивающая — развивать у детей умение последовательно и лаконично отвечать в письменной форме на поставленные вопросы.
Оборудование: карта, учебник.
Литература:
1. Оксана Карлина «История средних веков» Киев — «Генеза» 2003
2. Всемирная история под ред. Г.Б.Поляка
Ход урока
1. Организационный момент
2. Диагностика знаний, умений и навыков
I Вариант
а) Расскажите о реформах Казимира III
б) На какие две группы делилось средневековое крестьянство
в) Какие человеческие качества особенно ценились среди рыцарей
г) На какие слои разделялось городское население
д) Что такое цех
II Вариант
а) Что вы знаете об унии 1386 года
б) Где находилась мастерская у ремесленника
в) Какое хозяйство называлось натуральным
г) Почему средневековый крестьянин боялся быть изгнанным из общины
д) что общего и что отличного между римским рабом и средневековым крестьянином
е) нарисуйте схему феодальной лестницы
III Вариант
а) какое хозяйство называется натуральным
б) какие повинности выполнял в пользу землевладельца крестьянин
в) как звали князя объединившего Литовские племена
г) расскажите о военной реформе Казимира III
д) какие человеческие качества ценились среди рыцарей
е) что такое вассалитет и вассал
3. Итог:
Итак, сегодня на уроке мы написали контрольную работу, которая позволит нам оценить ваши знания, умения, и навыки по пройденным темам.
2.2. Технологии обучения истории В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о новейших технологиях преподавания Автор настоящей работы приводит наиболее доступные данные.
Технология — это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (См. А.В. Хуторской «Методические основы образования в 12-летней школе»).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монархов).
продолжение
--PAGE_BREAK--