Федеральное агентство по образованию инауке
Министерство образования РоссийскойФедерации
ГОУ ВПО «Борисоглебский государственныйпедагогический институт»
Факультет педагогики и методикиначального образования
Конспект урока по теме:
Трудные времена на Русскойземле
2010
Тема урока: «Трудные временана Русской земле»
Цель: сформировать представление о важных событиях13 века.
Задачи:
образовательная: изучить нашествие хана Батыя и историческое значение Невскойбитвы, сформировать представления учащихся о военном деле на Руси;познакомить с героическими страницами истории Отечества
развивающая: развивать мышление, воображение, память.
воспитательная: воспитывать любовь и уважение к Родине.
Ход урока
IОрг.момент
Каждый день- всегда, везде,
Назанятиях, в игре
Смело,четко говорим
И тихонечкосидим.
Учитель: Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле».
II Проверкадомашнего задания.
Но передтем как приступить к новой теме урока. Мы должны проверить домашнее задание.
Индивидуальнаяработа по карточкам:
Карточка 1.Как было организовано управление в Древней Руси?
Карточка 2.Каковы заслуги князя Владимира?
Учитель: Пока двое учеников будут отвечать на вопросы в карточках, мыпроверим домашнее задание.
Ученик: Пересказ текста и на странице 53 и задание под звездочкой.
Учитель: Вам надо рассказать о Древнем Новгороде
(Ученикиотвечают домашнее задание)
III Работанад новой темой. Слово учителя:
В XIII векена Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско.Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места наместо) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей,верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили сместа на место в поисках новых пастбищ.
Монголыжили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали игрузили в повозки. Монголы были неприхотливым и терпеливым народом. Они моглине есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редкожили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянновраждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племенамонголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Кочеваяжизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого война. Мужчинымного времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Женщины тожебыли прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием.(Показ иллюстраций с изображением монголо-татарского война, и жилища монголо — татар).
Учитель: Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их.
Ученик 1: Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец.Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у негомного различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье.
Ученик 2: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение.
(Продолжение рассказаучителя).
Учитель: Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русскимграницам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У жителейРязани не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Пять дней держаласьРязань, на шестой — пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо — татарызаняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоевали, разрушили и сожглипрекрасные города. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4000вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли.Врагам достались одни развалины. В1240 году был разграблен и разрушен Киев.
Учитель: Почему же Русь покорилась монголо-татарам?
Ученик: Потому что не было мира и согласия между русскими князьями.
Учитель: Верно. Они соперничали друг с другом, так как каждый хотел статьглавным среди всех.
Околотрехсот лет хозяйничали монголы на русской земле. Очень много времени понадобилосьрусским людям, что бы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Батый к 40мгодам XIII века основал огромное государство — Золотую Орду. Однако с течениемвремени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленныепотомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к распаду Золотой Орды. Онараспалась на несколько княжеств: Казанское, Астраханское и Крымское царства.Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов постепенно слабела. А при великоммосковском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов,освободилась от чужеземного ига.
Учитель: Посмотрите на текст на странице 59-60.Давайте прочитаем его, апосле этого я задам вам вопросы, на которые вы должны будете ответить (Ученикичитают текст и отвечают на вопросы)
Учитель: Кто напал на Русь в XIII
Ученик: Монголо-татары.
Учитель: Какой первый город был на их пути?
Ученик: Рязань.
Учитель: Найди его на карте.
(выполнениезадание 1 на странице 60.)
IVПродолжение новой темы
Учитель: Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В товремя, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великогокнязя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать своюнезависимость от шведов и ливонских немцев. А подробнее про жизнь и военныесражения князя Александра прочитаем на странице 62 ваших учебников.
(Ученикичитают текст)
Учитель: Выполните задание 2 по карте на странице 60
Учитель: А теперь откройте ваши тетради на печатной основе на странице 21,выполним задания №3 и №4
VЗакрепление изученного
Учитель: А что бы закрепить изученный материал, я сейчас задам вам вопросыпо данной теме, а тот, кто внимательно слушал, легко на них ответит.
ВОПРОСЫ:
Кто напална Русь в XIII? (моголо-татары)
Ктовозглавил поход на Русь? (Хан Батый)
Какойпервый город был на их пути? (Рязань)
Сколькодней оборонялись жители Рязани? (5)
Какой городоказал Батыю серьезное сопротивление? (Козельск)
Чтослучилось с Киевом? (захвачен и разграблен)
Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)
Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?(Ледовое побоище)
Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином, чтобы пробитьсамую крепкую оборону)
Чем закончилась битва? (победой Александра Невского)
VI Подведение итогов
Домашнеезадание: стр.59-63 пересказ. Ответы на вопросы на стр.64 Рабочая тетрадь: стр.20 №1,2
Выставление оценок.