ПензенскийГосударственный Педагогический Университет
им.В.Г.Белинского
ФакультетФизической Культуры
Кафедра«Общей педагогики»
Курсовая работа
«Урок физической культурыв школе: особенности подготовки и проведения»
Костин АлександрЕвгеньевич
студент 3 курса гр.ФК-32, очного отделения
Научный руководитель:
Резник Е Л.
Пенза 2007 г
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические иметодические основы урокаФК в школе как учебно-воспитательного процесса
1.1 Основные компоненты изакономерности учебно-воспитательного процесса
1.2 Урок как основная формаучебно-воспитательной работы в современной школе
1.3 Современные требования к уроку ФК в школе
1.4 Задачи урока физическойкультуры
1.5 Структура урока физическойкультуры
Глава 2. Психологические основыобучения на уроках физической культуры в школе
2.1 Интерес к физическойкультуре как фактор, повышающий активность школьников
2.2 Факторы, способствующиеповышению активности школьников на уроках физической культуры
2.3Дидактические принципы
Глава 3. Практические аспектыорганизации и проведения современного урока ФК в школе
3.1 Подготовка учителя к уроку
3.1.1 Физическая нагрузка науроке
3.1.2 Плотность урока
3.2 Методика проведенияотдельных этапов урока физической культуры в школе
Выводы
Список литературы
Введение
Актуальность.В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательныйпроцесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, акое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малогообъема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствияспециалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физическойкультуры в каждой школе звучит злободневно.
От качестваурока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся(Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость в тщательной идобросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению.Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, какочень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе(Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).
Объектисследования: процесс организации и проведения урока физической культуры вшколе.
Предметисследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс всовременной школе.
Цель работы:совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.
Задачиработы:
1. Выявитьсущность урока физической культуры как учебно-воспитательного процесса.
2. Изучитьосновные пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры.
3. Наметитьосновные этапы в подготовке и проведении урока физической культуры в школе.
Основнойметод нашего исследования – метод изучения и анализ литературных источников.
Гипотеза:предполагается, что благодаря ответственному отношению к уроку физическойкультуры и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно иплодотворно провести урок ФК в школе.
Глава 1.Теоретические и методическиеосновы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса
1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательногопроцесса
Учебно-воспитательныйпроцесс является органическим единством процессов обучения, воспитания иразвития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и егоусвоения воспитуемыми
посредствомвзаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребностисовременного общества в образованных людях, способных решатьпроизводственно-экономические, научные и социально-культурные задачи,поставленные историческим временем.
В структурепедагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение ивоспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества другихвзаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания ипроцесс учения, в воспитании — процессы воспитательных воздействий, ихвосприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогическогопроцесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формывзаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результатыпедагогического процесса.
Направленностьучебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей целивоспитания человека. Исходя, из нее определяются частные цели и задачи обученияи развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компонентыпедагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являютсяпланируемым результатом педагогической деятельности. Общая цельконкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное,воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты УВЧ тесновзаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве отвоспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенныхпредставлений, опирающихся на соответствующие знания.1.2 Урок как основная формаучебно-воспитательной работы в современной школе
«Обучение ивоспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных ивнешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организацииучебно-воспитательной работы в школе является урок», — говорится в Уставесредней общеобразовательной школы.
Это указаниев полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урокфизической культуры является такой формой занятий, которой охватываются вобязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определеннымпостоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать ипроводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленностьзанимающихся.
Урокифизической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни ичасы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своейсовокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний инавыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основудля разностороннего физического воспитания учащихся.
Правильноепроведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполненияучащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений инавыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или всекциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных илигрупповых занятий учащихся.
Из краткихбесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физическойкультуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новымидля них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес кгимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции икоманды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивныхмероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассноймассовой и спортивной работы с учащимися.
Физическоевоспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений,применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеютжизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задачашколы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физическоговоспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.
Всему этомудети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.
Как посодержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфическиеособенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менееограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей ипроведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычнойшкольной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурныхусловиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места длявыполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом.Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда детинеожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости отколлектива.
Урокифизической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений,воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, долженосуществляться индивидуальный подход к учащимся.
Все этиособенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физическойкультуры.1.3 Современные требования к уроку ФК в школе
Каждый урокфизической культуры должен отвечать следующим требованиям:
а) иметьопределенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено впроцессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одноговзятого урока;
б) бытьправильно методически построенным;
в) бытьпоследовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь своюцелостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительнойстепени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
г)соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся вотношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
д) бытьинтересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
е) содержатьупражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию,укреплению здоровья, формированию осанки;
ж) правильносочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;
з) носитьвоспитывающий характер.
1.4 Задачи урока физической культуры
Результатыпедагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной ивоспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательнымрешением задач, положенных в основу каждого урока.
Урокифизической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительныезадачи.
Образовательныезадачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений,предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также вразвитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому,прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешенияодних образовательных задач необходимо относительно длительное время (рядпоследовательных уроков), а для решения других – достаточно лишь одного урока.
Кобразовательным задачам относится также получение детьми знаний о физическойкультуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании,закаливании, правильном выполнении физических упражнений.
Выполнениеобразовательных задач обычно сочетается с решением воспитательных иоздоровительных задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание,дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, атакже чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность инастойчивость в преодолении трудностей.
Оздоровительныезадачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильноепостроение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующихкостюмах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест занятий,проведение уроков на открытом воздухе — все это создает благоприятные условиядля решения оздоровительных задач.1.5 Структура урока физической культуры
Одним изнаиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, являетсявопрос о построении урока.
Подструктурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоватьсякак основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителюв рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала иопределении возможной нагрузки на уроке.
Построениеурока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии споследовательным изучением программного материала.
Длявыполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал,определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.
Решение любыхпедагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленнойдеятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен бытьсоответствующим образом подготовлен.
И. П. Павлов,указывая на необходимость подготовки организма к решению трудных задач,говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка – основноефизиологическое правило.
Это указаниеобязывает учителя решать педагогические задачи, требующие значительных усилийсо стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторойподготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующейорганизационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроенияи желания приступить к выполнению этих задач.
После тогокак проведена необходимая организационная подготовка учащихся и выполненоПавловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить крешению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всегосовпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.
После общегоотносительно большого напряжения организма и, как правило, повышенногоэмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход состоянию покоя.Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя иорганизованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урокаразличаются три части; первая часть – организующая, подготавливающая учащихся квыполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; втораячасть – направлена на выполнение основных задач урока, условно называетсяосновной; третья, во время которой организованно завершается урок, условноназывается заключительной.
Деление начасти является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости отего задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи исодержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
Глава 2. Психологические основы обученияна уроках физической культуры в школе
2.1 Интерес к физической культуре как фактор,повышающий активность школьников
Передсовременным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокийуровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьникииспытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развиватьнеобходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствиеот этих уроков.
Активность,проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах:познавательная и двигательная.
Познавательнаяактивность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала иосмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.
Двигательнаяактивность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознаннымвыполнением физических упражнений.
Другимисловами, и познавательная и двигательная активность прежде всегохарактеризуется психической активностью школьника.
Исходя издвойного определения психической активности человека (биологическая исоциальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьниковна уроках физической культуры. К ним относятся:
1)биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни издоровья;
2) социальныефакторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельностидругими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувствоудовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.
Интерес – этоосознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлятьактивность для познания интересующего объекта. В психологии интересхарактеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека),глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость(продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность(степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса),действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).
Интересыучащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием:стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические ипсихические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек имальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру,развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики,как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.
Привлекательностьфизической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшимишкольниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще(на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любятбегать, прыгать и играть.
Подросткизанимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитиемличности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожими накакого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, илиразвивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет средиопределенного круга людей.
Старшеклассникина первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятиефизическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя кконкретной будущей профессиональной деятельности.
Каждыйучитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляливысокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс,учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.2.2 Факторы, способствующие повышению активностишкольников на уроках физической культуры
Активностьучащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются:правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона,оптимальная загруженность школьников на уроке.
Созданиеположительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в томчисле и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьниковеще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однакоэмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствияучеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическимупражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности,настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существуетнесколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока ивызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.
1.Обстановкана уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий,иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приноситудовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая наскамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки,знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденностьучителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышениюнеорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекатьшкольников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность ичеткость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников заих успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
2.Использованиеигрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей,всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить,что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебныхзадач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долгозатухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методына уроке следует, определив их место, форму и меру.
Упражнения всоревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершеннонедопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.
Игра – этопривычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возрастаэто не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). Спомощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваиваютправила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физическиекачества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важноиспользовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровойсюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программныйучебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участникомигры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующуюсюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры,отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразныеспортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затемполностью соответствующие реальным требованиям.
3.Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, чтооднообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятныхпсихических состояний: монотония, психическое пресыщение.
Существуетмножество способов разнообразить средства и методы проведения уроков:использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включатьразличные новые физические упражнения (например, для развития одного и того жефизического качества можно использовать разные по содержанию упражнения);менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух,музыкальное сопровождение ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений в водной частиурока).
Правильнаяпостановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявленийактивности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебнойактивности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачиурока. Наиболее типичными из них являются следующие:
учительперечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо тогочтобы поставить задачу, которую следует решить;
задача,которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;
учительставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть вбаскетбол»);
учительставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотносформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобыучебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;
учительставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Этосоздает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данномуроке: напрасны.
Оптимизациязагруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на урокеможет быть достигнута рядом специальных организационно – дидактических мер,основными из которых являются:
1) устранениененужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечивспортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузахподготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение закачеством выполнения упражнений одноклассниками;
2) осуществлениепостоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьникипредупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причемоценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими науроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3) включениев учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены отвыполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке,получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленновыполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не толькоспособствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительнойстепени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать ксудейству, использовать в роли помощников – организаторов.2.3 Дидактические принципы
Активностьшкольников на уроках физической культуры определяется тем, как учительсоблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамкахданного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть всесуществующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражаетмировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая –процессуально-техническую.
Вероятно,следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебнойактивности учащихся. Основными из них являются следующие:
принципоптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения,должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагатьзначительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителюнеобходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложностьупражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся несправиться с упражнениями; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;
принципсознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном,волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровьячеловека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональнойдеятельности;
принцип связиобучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материалаотмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученикаопределенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показыватьшкольникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируявнимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на ихзначимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений инавыков;
принципиндивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу сотдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которыеследует учитывать учителю.
На урокахфизической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполненииучебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладенияучебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности,типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальныйуровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этимучитель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия научеников.
Глава 3. Практические аспектыорганизации и проведения современного урока ФК в школе3.1 Подготовка учителя к уроку
Хорошаяподготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.
Подготовку курокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательнознакомится с программным материалом, продумывает последовательность егоизучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала всоответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. Впроцессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой,опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.
Готовясь кочередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этимрешить, какой материал повторить, а какой изучить.
Приподготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательныезадачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.
В плане урокаотражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведенапроверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможноезадание на дом.
Приподготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикойпроведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностейпредусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.
Заранее надорешить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений,как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям,учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом).Это позволяет ему проверить свою подготовку.
Известно, чтоактивность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить путиее повышения.
Если учительвключает в план урока упражнения, требующие использования оборудования иинвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следуетпредусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарьпотребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкийпорядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательноезначение.
Приподготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителюследует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений,ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря,использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражненийи др.).
Урокифизической культуры проводятся с большим успехом, если умело используетсямузыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшаетнастроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различныхупражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся.
Учитель приподготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий – на площадке или взакрытом помещении. Не исключается возможность, что урок, начатый на площадке,в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтомуцелесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.
Большоезначение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последнийурок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки,проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом,чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку.
Учитель обязануделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда всоответствующим костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.
Детям, такжекак и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке онидолжны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое времявыполнить поручение учитель, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря,организацией урока и т.д.
Чтобысообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, азатем и занятия, на котором они практически знакомятся с установленным порядкоми своими обязанностями.
Во времябеседы с детьми надо определить место для переодевания, рассказать им, какскладывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строитьсяперед уроком.
Установленныйпорядок должен соблюдаться и по окончанию урока.
Планы уроковпо форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата иномер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание,дозировка.
Как правило,при планировании содержания урока предусматривается организационно-методическиеуказания или примечания.3.1.1 Физическая нагрузка на уроке
Приподготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой.Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организмзанимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.
Физическаянагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т.е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнениеупражнений, а также условиями их выполнения.
Всефизические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более,другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает ибольшую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может бытьразличной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузкиучеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности.Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогдавлияние физических упражнений на организм будет недостаточным.
Учителю накаждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организмзанимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечитнеобходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужноумело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние ониоказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определениявлияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяногодавления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Изуказанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.
Примеромпростого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.
До началабега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или другихупражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чеговновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показателипульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило,учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были доупражнения, или становится более редким, то это рассматривается какнеблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклоненияхв деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другоедолжно привлечь серьезное внимание учителя.
Учитель ведетпостоянное наблюдение за самочувствием учащихся.
Существуетмного внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук иног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнениелица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувствоусталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физическойнагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивностьупражнений или полностью их прекратить.
Практическиабсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как междуотдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и самиупражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся.Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новыеи трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующиерешительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и сэлементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобыне допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менеетрудными, а знакомые с незнакомыми.
Трудностью врегулировании нагрузки является значительное количество одновременнозанимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практическойработе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.
Более сильнымученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительныеупражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки,ограничивая их в выполнении упражнений.
Физическаянагрузка на уроке регулируется:
а) изменениемколичества упражнений и игр;
б) различнымколичеством повторений упражнений;
в)увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;
г)применением различного темпа выполнения;
д)увеличением или уменьшением амплитуды движений;
е)осложнением или упрощением выполнения упражнений;
ж)применением в упражнениях различных предметов.3.1.2 Плотность урока
Подплотностью понимается относительная целесообразность использования времени,отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем вышеплотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказываетвлияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешноевыполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможнобольшей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.
Время науроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания ивыполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий кдругому и подготовки оборудования и инвентаря.
Соотношениево времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовкек уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока ирешить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение споказом, а где только распоряжение или команда.
До началаурока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Этопозволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачуразличных предметов.
Большоевлияние на плотность оказывает такая организация урока, при которойодновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легкодостигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающихупражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья,равновесия.
Чтобыувеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следуетиспользовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этомслучае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов ив каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведенияуплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всегоурока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.
Урок,проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятостьучащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитаниюорганизованности и дисциплинированности.
3.2 Методика проведения отдельных этапов урокафизической культуры в школе
Вводная частьурока. Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценногопроведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще наперемене.
По звонку наурок дети должны быть построены. Учитель дает указание, где и как строиться икто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, ана последующих добивается выполнения установленного порядка.
В началеурока лучше всего строиться по длинной стороне зала, на расстоянии 1 – 2 м. отстены спиной к окнам, в шеренгу по росту. В таком строю, дети хорошо видятучителя, а учитель – детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места.
На первых урокахв 1 классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатсясамостоятельно размещаться один возле другого, учитель поручает построениесамим учащимся (вначале тем, кто лучше усвоил, более активен и пользуетсядоверием детей, затем дежурным по классу). После построения, которое начинаетсяеще до звонка, а заканчивается одновременно со звонком или вскоре после него,дежурный в присутствии учителя подает команды «Равняйся!» и «Смирно!». Послекоманды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с третьего класса,дежурные отдают рапорт учителю. С этого организационного момента долженначинаться каждый урок.
Вводная частьурока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действийучащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока исостояния детей.
С учениками,пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, послеконтрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятиес перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить игрыили упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний,предшествовавших уроков физической культуры, и включает их в занятиефизическими упражнениями. Наоборот если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными,с ними можно сразу изучать новый материал (элементы строя и перестроения).
В началеурока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить ихк лучшему выполнению упражнений.
В началевводной части учитель знакомит школьников с задачами урока.
Изперечисленных выше упражнений учитель включает в урок лишь те, которыенеобходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержаниемурока.
Упражненияподбираются такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние наорганизм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать многовремени на их разучивание.
Обще-развивающиеупражнения применяются как средства общей подготовки и как подводящие к темвидам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычнопроводятся в конце вводной части урока.
Игры вовводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя,не вызывающие резкого возбуждения.
Частичновводная часть урока может быть использована для изучения нового материала,состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.
Построение ипроведение вводной части урока в известной степени зависит от условий, в какихбудут проходить занятия.
Если урокипроводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает ещеодна, дополнительная задача – хорошо «разогреть» организм. В этом случаеувеличивается количество обще-развивающих упражнений, темп выполненияпредлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколькобольше.
Основнаячасть урока. Резкой границы между вводной и основной частью урока нет.
Упражненияосновной части должны быть последовательным продолжением вводной.
Самоназвание, хотя и является условным, определяет значение этой части. В нейрешаются основные педагогические задачи урока.
В основнуючасть урока можно включить любой программный материал.
Обще-развивающиеупражнения применяются здесь как для достижения умеренного физиологическогоэффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.
Упражнения спредметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи –овладения этими видами движения.
Различныевиды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах,акробатические упражнения, переползание вводятся в основную часть урока длярешения конкретных педагогических задач, а также с целью значительногофизиологического воздействия.
На урокахвсегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока.С учащимися 1 – 2 классов в течение урока чаще всего проводятся две игры, приэтом одна обязательно в основной части, а другая может быть и в основной идругих частях.
С учащимисятретьих классов, как правило, проводится одна игра (в одной из частей урока).
В основнойчасти урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом,прыжками, метаниями, лазаньем и д.р.).
Дляразностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большегоколичества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видовфизических упражнений. Для учеников 1 и 2 классов необходимо большеемногообразие и более частая смена движений, поэтому в основную часть обычновключают три – четыре вида упражнений. С учениками третьих классов проводитсядва – три вида упражнений, так как от них требуется уже более точное выполнениедвижений, и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение.
Большоезначение имеет правильное расположение практического материала внутри основнойчасти.
В началеосновной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшеговнимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуютзнакомым играм).
Упражнения,связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений сменьшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастаниянагрузки.
Например,если в основную часть урока включено метание в цель и игра с бегом, то в началепроводится метание, а потом игра.
Совершенствованиепройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал невключается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинаетсяс менее знакомых упражнений. Например, при совершенствовании умений в лазаньепо гимнастической стенке способом, с которым учащиеся были ознакомлены напредыдущих двух – трех уроках, и в прыжках в высоту способом «согнув ноги», скоторыми учащиеся знакомы значительно раньше, в начале проводятся упражнения влазанье, а потом прыжки.
Длясовершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основнойчасти урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений.
Упражнения,которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде всегоигры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобыповышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось навыполнении технически трудных и точных движений.
На урокахфизической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимисяпройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делаетсяв основной части урока. При этом в начале осуществляется подготовка квыполнению упражнений, а затем проводится учет знаний, умений и навыков.
Заключительнаячасть урока. Правильно проведенная основная часть урока вызывает у детейнекоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.
Чтобы создатьблагоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности,организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижениенагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончаниемурока.
Постепенныйпереход к относительно спокойному состоянию достигается путем примененияпростых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений,спокойных игр.
В конце урокаучащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительныестороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет заданиена дом.
Заканчиваетсяурок организованным уходом учеников из зала (с площадки).
Выводы
Урокфизической культуры в школе является достаточно сложным учебно-воспитательнымпроцессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичнуюструктуру и содержание.
Он такжеявляется основной формой организации занятий по физическому образованию,воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы.
Урококазывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует уних различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторойстепени влияют на проведение урока в целом.
Также накачество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя кнему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интереск занятиям.
Хорошоподготовленный, организованный и проведенный урок является достояниемзатраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников,без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса кфизической культуре и спорту.
К урокамфизической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенноначинающим учителям.
Безподготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.
Список литературы
1) ВелитченкоВ.К. Физкультура без травм. – М.: «Просвещение», 1993. – 128 с.
2) ГогуновЕ.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособиедля студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 288 с.
3) ЖелезнякЮ.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физическойкультуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
4) КачашкинВ.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед.Училищ. – 5-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1980. – 304 с. Ил.
5) Л.П.Матвеев Теория и методика физической культуры: учебник для институтовфизической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
6) Методическиеуказания по библиографическому оформлению научно-исследовательских работ. –Пенза 1988. – 21 с.
7) Основытеории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физическойкультуры/. Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986.– 352 с.
8) ПетровП.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы. – М.:Издательский центр «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2002. – 112 с.
9) Сборникинструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие дляучителя/.Сост. В.П. Богословский. – М.: «Просвещение», 1984. – 144 с.
10) СеливановВ. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие длястуд. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – 3-изд. исп. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
11) СидоровА. А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп.и тренеров по дисц. «Физ. Культура» — М.: «Терра – Спорт», 2000. – 272 с., ил.
12) Теорияи методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физическойкультуры педагогических институтов/. Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: «Просвещение»,1990. – 287 с.
13) Теорияи методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетафизического воспитания педагогических институтов/ Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.:«Просвещение», 1979. – 360 с.
14) ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебноепособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание. М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. – 480 с.
15) ЭхоЮ. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольныеработы, доклады, рефераты, диссертации: Успех без минимальных проблем. – М.:Издательство «Металур». 1996. – 112 с.