Реферат по предмету "Педагогика"


Уровень обучаемости

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Уровень обучаемости»
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Характеристики обучаемости ивнушаемости
2. Оценка уровня обучаемости младшихшкольников
3. Анализ уровня обучаемости учащихсялицея
Заключение
Список использованной литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Многочисленнымиисследованиями и педагогической практикой доказано, что эффективность обучениязависит не только от совершенствования содержания и методов обучения, но и отуровня развития индивидуально-психологических особенностей детей, в том числеобучаемости.
Обучаемость отражает познавательную активность субъекта и его возможности усвоения новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Это связано с внедрением в практику обучения образовательных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления школьников, а также на формирование у них умения анализировать процесс собственной познавательной деятельности, способности к интеллектуальной рефлексии.
Из вышесказанного следует, что тема уровня обучаемости является актуальной. Этой теме и посвящена моя работа.
 

1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЕМОСТИ И ВНУШАЕМОСТИ
 
Понятие«обучаемость» было раскрыто Б.Г. Ананьевым[1] и определялось каквосприимчивость ребенка к обучению, как сложное явление, которое в значительноймере обусловлено развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинскаяхарактеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способовучебной деятельности, проявляющаяся в степени легкости и быстроты, с какойприобретаются знания и осуществляется овладение приемами. Это свойство носитдинамический характер, и тем самым его изучение дает возможность не толькоконстатировать наличное состояние, но и в какой-то мере прогнозировать характери темпы дальнейшего продвижения ученика»[2]. Позднее обучаемость рассматривается,прежде всего, как совокупность интеллектуальных свойств человека (обобщенность,осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность, экономичность мышленияи др.) и восприимчивость к помощи[3]. Еще Л.С. Выготскийуказывал на необходимость изучать не только актуальный уровень, но ипотенциальные возможности развития ребенка, которые могут быть раскрыты прианализе умения детей использовать в процессе выполнения заданий разные уровнипомощи. В исследованиях, посвященных изучению индивидуально-психологическихразличий в процессе обучения, наиболее общими и основными показателямивосприимчивости к обучению считаются степень развития продуктивного мышления,умение организовать свою познавательную деятельность, направить ее на решениеопределенных задач, подчинить свои действия поставленной задаче[4].В ряде исследований в понятие «обучаемость» включаются не только особенностимышления, но и восприятия, внимания, памяти детей.
Обучаемостьявляется сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимсяв индивидуальных показателях легкости, быстроты и качества усвоения применениязнаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания. Вструктуру обучаемости входят не только познавательные процессы (мышление,память, восприятие, воображение, внимание), но и эмоционально-волевые.
Некоторыеисследователи утверждают, что восприимчивость к обучению во многом зависит отактивности личности, в том числе степени внушаемости детей как свойстваличности поддаваться внушению. В советской психологической литературе внушениечаще всего определяется как способ воздействия на личность, приводящий либо кпоявлению у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознанияопределенного состояния, либо отношения к совершению человеком поступка.
Внушаемостьможно определить как следование образцу, примеру, указанию без осознания фактавлияния, как склонность человека к воздействию без критической его оценки. Предполагается,что внушаемость в некоторой степени способствует повышению уровня обучаемости,она позволяет быстрее и легче получать знания, вырабатывать навыки и умения. Вто же время, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии у легковнушаемыхдетей, необходимо систематически формировать у них критичность,самостоятельность, инициативность, творческое отношение к деятельности.
Особыйинтерес представляет работа В.А. Бакеева[5], который с помощьюразличных методик выявлял динамику внушаемости испытуемых разных возрастныхгрупп. Кроме того, он попытался определить роль внушаемости в общей структуреличности, доказав, что внушаемость детерминирована психическим состояниемчеловека в данный момент и в значительной степени влияет на обучаемость.
Впедагогическом аспекте проблему внушаемости глубоко исследовал И.Е. Шварц[6],который характеризует внушаемость как безотчетную подчиняемость человека требованиямдругих людей. Он пришел к выводу, что внушаемость зависит от возраста, пола,интеллекта, состояния здоровья, уровня познавательной и общественной активностии других факторов. Внушаемость динамична и в то же время является одним изсущественных показателей индивидуальных особенностей личности. Для оптимизацииучебно-воспитательного процесса И.Е. Шварц рекомендует учитывать индивидуальныеособенности внушаемости школьников.
Уровеньобучаемости как критерий активно используется в ходе педагогическойдиагностики: описаны проявления высокой обучаемости — интеллектуальнаяинициатива, восприимчивость к помощи, темп продвижения, обобщенность мышления,тезаурус обучаемого; дана характеристика пониженной обучаемости, предложеныварианты измерения темпа усвоения учебного материала.
Проявлениямиобучаемости признается «активность ориентировки в новых условиях, активностьдругого ученика при выполнении трудного задания, причем темп усвоения знанийопределяется как отношение фактически затраченного времени на полное усвоениеэталонного понятия (или выполнения эталонного теста конкретным обучаемым) ксреднестатистическому времени выполнения эталонного задания».
Маркова А.К.предлагает измерять обучаемость количеством дозированной помощи учителя, темпомпродвижения, «экономичностью мышления» с помощью учебных задач следующих типов:постановка в незнакомую ситуацию при неопределенной инструкции, заданиеповышенной трудности с дозированной помощью[7].
Для упрощения механизмаизмерения обучаемости описаны проявления пониженной обучаемости. Отмечается,что уровень обучаемости в большой степени зависит от наследственных факторов ипсихофизических особенностей личности ученика и вследствие этого редкоповышается даже при большом объеме педагогической помощи.
В следующих разделахрассматриваются две практические методики определения уровня обучаемости: методикаопределения уровня обучаемости младших школьников по Г.П. и И.П. Антоновой иметодика определения уровня обучаемости студентов лицея на основематематических тестов, разработанная педагогами Качканарского техническоголицея.
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 
Задачи исследования Г.П.и И.П. Антоновой были поставлены следующие:
1. Определить уровеньсформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся I- III классов.
2. Изучить индивидуальныеособенности и динамику внушаемости у младших школьников.
3. Выявить характерсоотношения особенностей обучаемости и внушаемости учащихся.
Дляопределения степени обучаемости была использована методика, состоящая из трехзаданий. Одно из них было построено на учебном материале (арифметическом), адва на неучебном. Все задания применялись в экспериментах с учащимися I-III классов.
Первоезадание заключалось в выполнении видоизмененного теста числового ряда,разработанного Ю. Гутке для диагностики обучаемости детей. Оно было направленона выявление умения самостоятельно находить закономерность в математическомматериале и словесно формулировать ее. Задание заключалось в следующем: вначалеребенку показывали числовой ряд 1, 2, З… (образец) и требовали определить, вкакой последовательности стоят числа, какое число должно быть следующим, азатем выбрать необходимую карточку с цифрой из набора и поставить в ряд. Затемиспытуемому предлагалось продолжить поочередно 9 разных числовых рядов, начатыхэкспериментатором, путем выкладывания карточек с цифрами. Экспериментатор выкладываетперед ребенком первые три цифры числового ряда, ребенок должен выбратьчетвертую, пятую и шестую цифры из набора шести-семи цифр и продолжить ряд,установив при этом принцип построения ряда.
Приоценке выполнения задания учитывались количество и характер ошибок.Максимальное количество ошибок, которое мог допустить испытуемый при выполнениивсего задания, — 110.
Второезадание — формирование искусственного понятия «гацун» на наглядном материале поизмененной методике Выготского-Сафина.
Заданиезаключалось в следующем: испытуемому показывали одну фигурку красного цветаопределенной величины и формы и говорили: «Она называется «гацун», показывалинадпись на обратной стороне. Затем фигурку-образец убирали, выкладывали набориз 16 фигурок, отличающихся по форме (2 вида), по цвету (красные и зеленые), повеличине (4 варианта), и предлагали ребенку выбрать только «гацуны» (см. рис.).
/>
Вправильности выбора он мог убедиться, перевернув фигурку, при неправильномвыборе испытуемый должен был всесторонне проанализировать фигурку, предложеннуюв качестве образца, выделить существенные признаки (цвет и форма) и отвлечьсяот величины. Остальные фигурки ребенок должен был анализировать одновременно подвум существенным признакам, установив между ними связь, абстрагироваться отнесущественного признака — величины — и сформулировать понятие «гацун». Приопределении уровня сформированности способности к обобщению учитывались каккачественные, так и количественные показатели (количество ошибок).
Третьезадание, разработанное Л.А. Венгером, направлено на выявление степени овладенияумением подчинять свои действия поставленной задаче, способности осознаватьспособы действия и переносить их в новые условия.
Заданиесостояло из четырех серий.
Материалдля первых трех серий — геометрические фигурки, расположенные в три ряда.Верхний ряд состоит из треугольников, нижний – из квадратов, а средний — изкружков. Квадраты находятся точно под треугольниками (по 17 в ряду), кружки — впромежутке между ними (по 16). Испытуемый должен был точно выполнять действияпод диктовку и по правилам: соединять треугольники и квадраты только черезкружки, линия узора все время должна идти вперед без перерывов.
Вчетвертой серии требовалось самостоятельное составление в клетках узора, непохожего на те узоры, которые рисовали раньше. Количественная обработкарезультатов работы проводилась с помощью системы очков.
Дляизучения особенностей внушаемости детей была использована модифицированнаяметодика И.Е. Шварца, состоящая из трех серий.
Первыедве серии включали 20 заданий, из них 10 заданий были построены на вербальном(словесном) материале, они требовали проявления творчества, самостоятельности виспользовании имеющихся знаний и представлений (I серия). Другие 10 заданийпостроены на наглядном материале, выполнение их основывалось на восприятииконкретных наглядных объектов, которые облегчали решение задания,способствовали актуализации знаний, представлений и понятий (II серия). Вовремя эксперимента велись подробные протокольные записи, фиксировались ответыдетей, особенности их поведения, внимания, эмоционального состояния и т.п.
В I серии экспериментов испытуемым предлагали такие задания: «Назовикакое-нибудь число, например 2, или какое хочешь; назови какую-нибудь птицу,например воробья, или какую хочешь» и т. п. Во II серии экспериментов испытуемому поочередно показывали 10карточек, на каждой из которых было по 8 картинок с изображением предметовразличных категорий: посуда, овощи, фрукты, мебель и т. п. Например, на первойкарточке нарисована посуда. Испытуемому предлагалось: «Выбери какую-нибудь картинку,например картинку, на которой нарисована кастрюля, или какую хочешь. Выберикартинку, на которой нарисовано яблоко, или какую хочешь» и т. п.
Впроцессе исследования стремились выяснить, выполняет ли ребенок задание самостоятельноили следует образцу, т.е. в какой степени у него проявляется внушаемость. III серия экспериментов проводилась последующей методике: испытуемому показывали 13 отрезков линий в несколько сантиметров,причем каждая последующая линия на 1 см больше предыдущей. 6-й и 7-й, 9-й и10-й отрезки были одинаковыми по длине. Демонстрируя отрезок за отрезком,экспериментатор каждый раз спрашивал: «Какая линия больше?» В экспериментеважно было выяснить, сравнивает ли ребенок все линии или следует толькообразцу, не замечая их реального соотношения. Внушаемость обнаруживается в том,что испытуемый, по аналогии с предыдущими, говорит, что 7-я линия больше 6-й, а10-я больше 9-й.
Степеньвнушаемости детей определяли по количеству заданий, выполненных под влияниемвнушения. Для каждого испытуемого и экспериментальной группы в целом былвысчитан коэффициент внушаемости (К), за который приняли процентное отношениеколичества заданий, выполненных под влиянием внушения, к общему количествузаданий, предъявленных испытуемым.
Висследовании было выявлено, что у большинства первоклассников проявиласьспособность к самостоятельному анализу заданий с точки зрения поставленнойзадачи, установлению необходимой связи между данными, сравнению и обобщениюпредлагаемого материала, к выявлению общего существенного признака, принципа,правила, к выявлению закономерности, контролю за своими действиями. Вместе стем у некоторых детей эти качества выразились недостаточно или слабо или совсемотсутствовали.
Наоснове анализа экспериментальных данных обнаружены большие индивидуальныеразличия в обучаемости детей, что послужило основанием для выделения трех ееуровней (высокий, средний, низкий) и распределения испытуемых соответственно натри группы.
Высокийуровень обучаемости характеризуется самостоятельным всесторонним анализомданных, выделением существенных и несущественных признаков, целесообразнымоперированием существенными признаками новой закономерности, правила илипонятия, умением формулировать их в слове. Дети с высоким уровнем обучаемостиспособны к самоконтролю и саморегуляции. Они умеют принять задание, подчинитьсвои действия поставленной задаче, образцу, примеру и в то же время проявитьинициативу.
Длясреднего уровня обучаемости характерно проявление недостаточно полногоанализа и синтеза. Дети со средним уровнем обучаемости не справляются санализом одновременно по двум и более признакам, затрудняются в разграничениипризнаков на существенные и несущественные, в обобщении, в установлениизакономерности, в формулировании правила и применении его. Эти дети могутчастично контролировать свои действия, но не проявляют самостоятельность,затрудняются в проверке выполненного задания.
Низкийуровень обучаемости проявился в элементном анализе и установлении одиночныхсвязей между данными, в неумении анализировать объекты одновременно по двумпризнакам, разграничивать существенные и несущественные признаки. Дети принизкой обучаемости не могут выявить закономерность, правило, сформулироватьпонятие. Они действуют нецеленаправленно, хаотично, в основном путем проб иошибок, не проявляя способности к саморегуляции и самоконтролю, к подчинениюсвоих действий поставленной задаче, правилу.
Относительновысокая обучаемость проявилась у 38 (32%) первоклассников (I группа). Средняяобнаружена у 57 (49,1%) учащихся (II группа). Низкая выявлена у 21 (18,1%)ученика (III группа).
Анализрезультатов изучения внушаемости испытуемых показал, что многие первоклассникиобнаружили относительно низкие показатели внушаемости, в процессе выполнениязаданий они стремились проявить самостоятельность, инициативу. Вместе с тем впоказателях степени внушаемости первоклассников обнаружены значительныеиндивидуальные различия, что позволило выделить у испытуемых 4 уровнявнушаемости и распределить их на 4 группы.
Впервую группу объединены 24 (20,7%) первоклассника, обнаружившие самый низкийуровень внушаемости — невнушаемые. Большинство из них (16 человек) все заданиявыполняли с большим интересом, самостоятельно, проявляя целеустремленность,инициативу и волевое усилие. Пример экспериментатора использовали только вкачестве ориентира для выполнения задания, но не копирования. Они обстоятельнообосновывали свои решения; условно эти дети названы активно невнушаемыми.Восемь детей из этой группы проявили негативизм к заданиям (часто отказывалисьот их выполнения, проявляли невосприимчивость к обучению; их условно назвалипассивно невнушаемыми). Под влиянием внушения дети первой группы выполнили от 0до 1 задания.
Вторуюгруппу составили 53 (45,7%) ребенка — трудновнушаемые. Под воздействиемвнушения они выполнили от 2 до 7 заданий из 28. В процессе экспериментов онистремились быть самостоятельными, активными. В третью группу вошел 31 внушаемыйиспытуемый (26,7%). Эти дети под воздействием внушения выполнили от 8 до 17заданий. При выполнении заданий они проявляли интерес, но испытывализатруднения из-за недостатка необходимых знаний, внимательности, потребности всамостоятельном решении задач. Они стремились выполнить задание как можнобыстрее, не заботясь о разнообразии решений, проявляли леность мышления,следовали образцу. Свои решения они обосновывали кратко, лаконично, нонедостаточно убедительно.
Вчетвертую группу вошли 8 (6,9%) первоклассников — легковнушаемые. Под влияниемвнушения они выполнили от 18 до 23 заданий. Дети данной группы при выполнениизаданий не стремились к самостоятельности. Они не задумывались, почтимеханически использовали примеры экспериментатора. Для них характерныинертность, безынициативность, крайняя доверчивость, слепая исполнительность ирепродуктивность мышления.
Среднийкоэффициент внушаемости у первоклассников составил 29,9, коэффициентвнушаемости у детей первой группы — 0,8, второй — 12,7, третьей — 33,6,четвертой — 70,1%. Чтобы выяснить динамику внушаемости детей под влияниемобучения, исследования по этим методикам были продолжены с этими же детьми,когда они учились во II и III классах. При сравнении установлено, что за периодобучения во II классе количество невнушаемых уменьшилось на 4 человека (за счеттех, которые в I классе не воспринимали или игнорировали задания), внушаемых —на 2 человека, легковнушаемых — на 1 человека. Вместе с тем количествотрудновнушаемых увеличилось на 7 человек. Величина коэффициентов внушаемости убольшинства испытуемых снизилась. Средний коэффициент внушаемостивтороклассников по сравнению с коэффициентом внушаемости первоклассников снизилсяна 16,5 %. Коэффициент внушаемости первой группы равен 0, второй — 9,4, третьей- 28,2 и четвертой — 62,3%. Результаты изучения внушаемости учащихся III классапоказали, что на третьем году обучения у детей изменилась внушаемость в том женаправлении, что и на втором. Произошло дальнейшее, но менее значительноеснижение степени внушаемости у многих испытуемых. В III классе количествовнушаемых уменьшилось на 3 человека, а легковнушаемых — на 4. Количествотрудновнушаемых, наоборот, увеличилось на 5 человек, а невнушаемых увеличилосьна 2 человека. Средний коэффициент внушаемости учащихся III класса по сравнениюсо II снизился на 9,2%.
Такимобразом, в исследовании установлено, что большинство учащихся I-III классовобладают внушаемостью, но степень проявления ее у разных детей и разных классовразличная. Внушаемость дает возможность школьникам быть восприимчивее кобучению. Тот факт, что уровень внушаемости во II-III классах несколькоснижается, можно объяснить тем, что в процессе систематического обучениясовершенствуются навыки учебной деятельности учащихся и повышаются требования ких самостоятельности и творчеству. Вместе наблюдения показывают, что привыполнении заданий повышенной трудности степень внушаемости учащихся можетвозрасти. Все это указывает на необходимость учитывать особенности внушаемостипри организации учебно-воспитательного процесса.
Чтобыопределить, в каком соотношении находятся уровни обучаемости и внушаемостиучащихся, был проведен сравнительный анализ. Полученные данные свидетельствуюто наличии тесной связи между внушаемостью и обучаемостью и о том, что степеньвнушаемости детей как свойство личности заметно влияет на восприимчивость кобучению. В большинстве случаев повышение уровня обучаемости связано снекоторым снижением уровня внушаемости детей. Так, большинство первоклассниковс высоким уровнем обучаемости оказались трудновнушаемыми и невнушаемыми. И этоне случайно, так как большая восприимчивость предполагает творческий подход крешению проблем на основе глубокого анализа предлагаемой информации, а неслепое следование образцу. Образец они воспринимают, но он для них является восновном толчком для определения направления самостоятельной мыслительнойдеятельности в создании и решении проблемных задач.
Группупервоклассников со средним уровнем обучаемости составили в основномтрудновнушаемые и внушаемые. Это, видимо, говорит о том, что слепое следованиеобразцу, без глубокого анализа и осознания примера и принципа его построения неприводит к успеху в обучении. Данное предположение подтверждается и такимфактом, что третью группу, с относительно низкими показателями обучаемости, восновном составили легковнушаемые и внушаемые ученики (61,9%), которые былинедостаточно инициативны, ленивы, не стремились к анализу, к поиску, хотели какможно быстрее отделаться от задания, не проявляли достаточного интереса кзнаниям. Восемь (38,9%) первоклассников третьей группы оказались невнушаемыми,потому что они были пассивны, безразличны, невнимательны, не воспринимали и нехотели воспринимать задание, часто отказывались выполнять его. Их решения былислучайны и хаотичны без какого-либо обоснования. Они проявляли негативизм ковсему, что шло от других людей.
Чтокасается характера соотношения уровней обучаемости и внушаемости учащихся II-IIIклассов, то он остался таким же, как и в I классе. С высоким уровнемобучаемости большинство второклассников (70%) и третьеклассников (69,0%) былитрудновнушаемыми. Легковнушаемых в этих группах не было. Учащиеся II-IIIклассов со средним уровнем обучаемости преимущественно оказалисьтрудновнушаемыми и внушаемыми.
У 8второклассников и 9 третьеклассников проявилась невнушаемость. Среди этихучащихся легковнушаемых не обнаружено. Относительно большое количествовтороклассников и учащихся третьих классов с низким уровнем обучаемостиоказались внушаемыми и легковнушаемыми. И только 2 второклассника и 1 ученикIII класса продолжали оставаться пассивно невнушаемыми. В I классе таких было 8учеников.
Итак,в исследовании установлено:
1.У большинства младших школьников проявляются такие качества, как внушаемость иобучаемость, но степень проявления их у разных детей различна.
2.Определенный уровень сформированности обучаемости и внушаемости устойчивохарактеризует познавательную деятельность большинства учеников на протяжениитрехлетнего периода их изучения, что позволяет считать эти качестваотносительно устойчивыми образованиями, входящими в структуру личности ученика.
3.Степень обучаемости и внушаемости, как и другие качества личности, поддаетсяизменению, но для этого требуется длительная систематическая и целенаправленнаяработа не только со всем классом, но и с отдельными учащимися.
4.У большинства испытуемых от I к III классу уровень сформированности обучаемостиповышается, а уровень внушаемости, наоборот, несколько снижается.
Такаядинамика в соотношении уровней обучаемости и внушаемости, видимо,свидетельствует о неразрывной связи этих качеств личности и о том, что впознавательной деятельности внушаемость детей может компенсировать недостаточноепроявление их обучаемости.
5.За три года обучения более заметные сдвиги в развитии обучаемости произошли увнушаемых и особенно трудновнушаемых учащихся. Это позволяет предположить, чтоспособность поддаваться внушению, проявляющаяся у учащихся в определеннойстепени, является необходимым условием восприимчивости к обучению и развития вцелом.
6.При организации индивидуального подхода с целью более эффективного обучениянужно учитывать уровень развития и характер соотношения обучаемости ивнушаемости детей.
Приобучении школьников с низким уровнем обучаемости, видимо, следует большевнимания уделять внушающему воздействию на них, и, наоборот, чем выше уровеньобучаемости детей, тем меньше должна быть сила внушающего воздействия, надодавать им возможность проявить творчество, самостоятельность, инициативу.Вместе с тем, чтобы внушаемые дети легче воспринимали информацию, опыт другихлюдей, необходимо расширять их личный опыт, формировать у них дисциплинированность,умение считаться с мнением других. У легковнушаемых детей следует вырабатыватьспособность к анализу и самостоятельности. Особого внимания требуют невнушаемыедети, так как эта группа детей неоднородна. Одни из них воспринимают пример, ностремятся не следовать внушающему воздействию, проявляют инициативу на основеглубоких и разносторонних знаний (активно невнушаемые). Их активность надопоощрять и поддерживать. А другие отвергают образец в силу своего негативногоотношения к нему или слабого развития восприимчивости к обучению (пассивно невнушаемые).С этими детьми необходимо вести углубленную индивидуальную работу поформированию у них всестороннего анализа и позитивной оценки предъявленныхобразцов, способности выделять существенное, значимое, создавать проблемные ситуации,требующие инициативных, самостоятельных решений.
 
3. АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
 
Проводяисследования учащихся, поступающих в образовательное учреждение начальногопрофессионального образования для получения специальности, педагоги Качканарскоготехнического лицея детально анализируют начальный уровень развития ученика спомощью входной диагностики. Одним из направлений является определение уровняобучаемости поступающих в лицей.
Былиподобраны такие методы, которые не только исследовали уровень обучаемости, но иразвивали его. В первую очередь использовались математические методы, так какименно математика вносит существенный вклад в развитие мышления и вформирование умственной деятельности учащихся.
Наряду страдиционными методами широко использовались обучающие игры, потому что во времяигры у учащихся развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству,взаимопомощь, способность к решению проблем, коммуникативность, интерес ксамостоятельной деятельности и др.
Для успешногопроведения игры с математическим содержанием преподавателю необходимо продуматьследующие вопросы методики:
определениеместа игры в системе других видов деятельности на уроке;
целесообразностьиспользования их на разных этапах изучения материала;
разработкаметодики проведения игр с учетом цели урока, уровня подготовленности учащихся,их индивидуальных особенностей развития;
требования ксодержанию игровой деятельности с учетом личностного подхода к обучению.
Приисследованиях используются пять тренинговых игр. Методика их проведенияизложена ниже.
1. Игра«Смотри не ошибись».
Играпозволяет развить обобщенность мыслительной деятельности, логичность мышления,способствует формированию умений объединить фрагменты в логическое целое,развивает способности к классификации понятий, абстрагированию.
Игра состоитиз нескольких этапов. Вначале проецируются через кодоскоп и с помощьюфронтальной работы с группой повторяются все формулы сокращенного умножения.
Затем группаделится на 6 команд (по 4 человека), каждому игроку команды присваиваетсяномер. Для проведения игры необходимы предварительные записи на откидных доскахили ватмане – задания командам.
Игру ведетучитель. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнившийзадание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3очков. Результаты соревнования записываются на доске. За нарушение дисциплиныснимается 1 очко.
2.«Математический калейдоскоп».
Игра помогаетувеличить объем внимания и его устойчивость, способствует развитию концентрациивнимания; формирует логические приемы мышления; развивает умение анализировать,синтезировать и выделять существенное; способствует развитию логическогозапоминания, основанного на логических связях, отражающих наиболее важные исущественные стороны объектов, развивает зрительную память.
Учительзаблаговременно готовит на ватмане рисунки – «Цветок», «Солнышко», «Числоваямельница», «Числовой фейерверк», результаты вычислений, таблицу записи ответов,таблицу подсчета баллов. Группа делится на 6 команд по 4 человека в каждой.Игра проводится в 4 этапа. На каждом этапе команде выдается одно задание ипосле его выполнения проводится проверка.
Работапрекращается при выполнении задания одной из команд. За каждый верно решенныйпример – 1 балл. Оценка выставляется в журнал всей команде по схеме: 13 баллов– «5»; 10–12 баллов – «4»; 8–9 баллов – «3».
3. Игра «Ктовнимательнее».
Играспособствует развитию различных свойств памяти, мышления, развиваетсамостоятельность, трудолюбие, усидчивость, деловитость, функции самоконтроля,сообразительность и находчивость, внимание, логическое мышление.
Играпроводится по принципу игры «Смотри не ошибись». Все правила игры и подведениерезультатов сохраняются.
4. Игра«Лото».
Игранаправлена на развитие концентрации, переключение и распределение внимания,активно тренирует память.
В специальномконверте учащимся предлагается набор карточек. Лучше, если их будет больше, чемответов на «Большой карте»), которая тоже вложена в конверт. Ученик достает «Большуюкарту», решает задание на «Карточке с заданием» и накрывает ею соответствующийответ на «Большой карте». Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Есливсе примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-тошифр: рисунок, чертеж, букву и т. д. Учитель, проходя по рядам, легкоопределяет результаты работы.
5. Игра«Подумай – победи».
Играразвивает умения анализировать, находить единственное правильное решение ирешать проблемные ситуации.
В игреучаствуют от двух до шести команд. Ведущий показывает командам планшет, налевой стороне которого написаны задания (6–10), а в верхнем ряду – ответы(6–10). Вопросы и ответы пронумерованы.
Командамнеобходимо составить пары цифр, соответствующих номеру вопроса и номерупредполагаемого ответа. Выигрывает команда, записавшая наибольшее числоправильных пар. Лицевые стороны фишек нумеруются, а на их обратной сторонепишется какое-либо математическое слово (понятие). Если правильно угаданыответы, то с обратной стороны фишек учащиеся смогут прочитать слово«Показатель».
В результателонгитюдных (многократно проводимых на одних и тех же учащихся) исследованийпроведен сравнительный анализ обучаемости учащихся:
на 1-м курсе– входной контроль;
на 2-м курсеобучения – входной и выходной контроль.
Анализпоказал, что уровень обучаемости учащихся возрастает ко второму курсу (накотором заканчивается курс математики). Отсюда следует, что правильноподобранные методики способствуют развитию интеллектуально-образовательнойсоставляющей профиля будущего специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В литературенаиболее часто в качестве показателей качества обучения рассматриваются такиепонятия, как «образованность», «обучаемость» и «обученность».
Критерийуровня обучаемости активно используется в ходе педагогической диагностики:описаны проявления высокой обучаемости — интеллектуальная инициатива,восприимчивость к помощи, темп продвижения, обобщенность мышления, тезаурусобучаемого; дана характеристика пониженной обучаемости, предложены вариантыизмерения темпа усвоения учебного материала.
Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний,действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (вчастности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания,мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по-разному проявляютсяв разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение дляповышения уровня обучаемости имеет формирование — на определенных, сензитивныхэтапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическомуобучению в школе, — метакогнитивных навыков. К ним относятся управлениепознавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например,в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности кпониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической,графической, образной).
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Ананьев Б.Г. Развитие детей впроцессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания вначальной школе. М., 1960.
2.   Антонова Г.П., Антонова И.П.Обучаемость и внушаемость младших школьников.// Вопросы психологии. 2003. №2.
3.  Бакеев В.А.,Никиреев Е.М. К вопросу об экспериментальном исследовании индивидуальныхразличий внимания и внушения личности // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина.1970. № 361.
4.   Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
5.   Бугуева Л. Гайсина Р. Диагностика икоррекция интеллектуально-образовательной составляющей учащихся на примерематематики.//Вопросы психологии. 2004. №1.
6.  Венгер Л.А.Восприятие и обучение. М., 1959.
7.  Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.–Л., 1930.
8.   Говоркова А.Ф. Опыт изучениянекоторых интеллектуальных умений // Вопросы психологии 1962. № 2.
9.   Голубева Э.А. Индивидуальныеособенности памяти человека. М., 1980.
10.     Лингарт Й.Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие //Вопросы психологии. 1984, N 5.
11.     Лурия А.Р.Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
12.     Маркова А.К.Измерение уровня обучаемости.// Материалы III Всесоюзного съезда Обществапсихологов СССР. Т. 3. М., 1968.
13.     Психологическиепроблемы неуспеваемости. школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
14.     Сафин. В.Ф.Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости //Вопросы психологии 1970. № 1.
15.     Торндайк Э.Л.Процесс учения у человека. М., 1935.
16.     Хрестоматия пообщей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.Я. Романова. М.: Изд–во МГУ, 1979.
17.     Шварц И.Е.Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.