Реферат по предмету "Педагогика"


Урок на тему Сретение Господне

Сретение Господне. Повторение о Библии.

Класс вовлекается в диалог.

Вопрос: Давайте вспомним, о ком был наш прошлый разговор?

(О мудрецах, пришедших поклонится родившемуся Богомладенцу Исусу Христу.)

Вопрос: Мудрецы… А как их еще называют?

(Волхвы)

Вопрос: А где жили эти три мудреца, в этой ли самой еврейской земле, где родился Спаситель?

(Нет в трех разных странах, далеко от Спасителя и далеко друг от друга).

Учитель:

Но ведь тогда, две тысячи лет назад не было ни газет, ни телевидения, ни радио, как же они так далеко могли узнать о рождении Исуса Христа? Да вот еще перебью сама себя другим вопросом, а если бы все это современное тогда было бы, допустил бы Бог, чтобы о Его рождении печатали бы в газетах, показывали бы телепередачи, устраивали бы рекламные компании, шумели?

Отступление, связано с неоднократными беседами о страстях тщеславия и гордыни на других уроках.

Нет, у Спасителя не было желания выпячивать себя, добиваться славы, у Него была только любовь к людям, которым надо спасение.

Вопрос: А вообще-то люди любят быть известными, получать от других знаки уважения, признания, быть в центре внимания?

А вы сами это любите?

Наблюдения детей.

Вопрос: А делает ли это стремление к первенству, к показыванию себя человека сильным или, наоборот, ослабляет?

(Человек отдает очень много сил, чтобы удивить окружающих, оставить в их душах след, но люди похвалят, а отойдя, тут же забудут, и выходит, что усилия того тщеславца были вложены ни во что. Их просто подобрали бесы. Человек    разбросал себя и ослаб. Такие люди очень легко обижаются, долго не могут забыть обиду и страдают.)

Вопрос: А хорошо ли тем, кто ищет почета и славы с другими людьми? Тщеславцы ищут любви окружающих, но имеют ли ее?

(Нет тщеславцы теряют любовь и дружбу, ведь люди для них уже не друзья, а соперники. На уроке Илья Цветков ( 2а 2001. 02 уч. г. Пуш. гим .) в ответ на этот вопрос сказал: «Жизнь похожа на гонки на ипподроме. Каждый стремится быть первым и ненавидит тех, кто догоняет». А жизнь мелькает мимо, рвущийся вперед не замечает ее и не бывает от нее счастлив.)

 

После отступления, учитель возвращает разговор к основной теме.

Учитель:

Вопрос: Давайте теперь вернемся к нашему разговору о волхвах, как же все-таки они узнали, что родился Спаситель мира?

(Читали предсказания древних пророков, делали сложные вычисления, чтобы определить день появления звезды, наконец, увидели и пошли за ней.)

Попробуем представить, какое чувство могло быть у волхвов, когда они увидели, наконец, необычайную долгожданную звезду и пошли за ней?

Ощущение сбывающего чуда, не рассказы слышат, а сами в этом чуде. И чудесно, что звезда связана с ними, помогает им как живая. Шли с караванами, несли драгоценные шкатулки, драгоценные сосуды. И не могли дождаться момента, когда же, наконец, они увидят этого особенного Младенца. И когда   пришли, случилось то же, что и с пастухами: сердца у всех нас как пленкой затянуты повседневностью, Бог есть, а явно Его не чувствуем, а Младенец как солнце, разрывающее тучи, потоком любви вошел в их сердца.

Вопрос: А что случилось, когда пришли в израильскую землю?

(Волхвов привели к Ироду, тот узнал о Младенце и задумал Его убить.)

Вопрос: Какое чувство подтолкнуло Ирода к этому?

(То, о чём говорили, гордыня, тщеславие, ненависть к соперникам.)

Еще раз прохожу по рядам с   иллюстрацией, пречитывая евангельский отрывок о волхвах.

 

Новый смысловой этап беседы о Деве Марии. имея самостоятельную ценность, этот разговор о любви Пресвятой Богородицы к С воему Чаду подготавливает разговор к следующим смысловым этапам этого урока.

 

Учитель:

Давайте, выполним нашу привычную   работу: расставим по порядку иллюстрации к евангельским отрывкам, которые мы читали.

Дети с места, может быть, даже хором «подсказывают» учителю, что и   зачем расположить.   Учитель прикрепляет репродукции кнопками или   магнитами.

Архангел Гавриил извещает Св.Захарию о рождении Иоанна Крестителя

Благовещение Пресвятой Богородицы

Рождество Иоанна Предотечи

Рождество Христово, поклонение пастухов

Поклонение волхвов

Вопрос: Сколько же времени шли волхвы? Сколько времени между четвертым и пятым сюжетами?

(Три года.)

Учитель:

И вот эти три года Дева Мария, Пресвятая Богородица, растила сына, Своего Первенца: пеленала, мыла, кормила. И все время помнила: что?..

(Что Он – не только Ее ребенок, Он – Бог, создавший Ее С аму, и Ее родителей. Тот, Кого Она знала и любила с детства, чувствовала в аромате трав, движении звезд, в жизни неба и земли. К этому нельзя привыкнуть. Привыкнуть находится рядом с бесконечностью Света, бесконечностью Любви.   Каждая Мама старается уберечь, оградить ребенка. И Дева Мария обнимает маленького Сына, сберегает на груди, Она знает, как этот мир бывает жесток и страшен, и еще знает, что не для Ее утешения Он пришел в мир, а чтобы один на один выйти на поединок со всем злом мира. Поэтому на иконах Дева Мария задумчива.)

Есть песня – духовный стих «Колыбельная», ее хорошо слушать, всматриваясь в иконы Пресвятой Богородицы.

Учитель сначала читает текст «Колыбельной», затем, включив диктофон с записью пения, проносит по рядам репродукции с Донской   иконы Божьей Матери, Владимирской иконы Божьей Матери.

Если у кого-то появилось в душе что-то, чем хочется поделится, скажите…(отклики участников беседы).

Еще одно отступление, предваряющее объяснение нового материала и способствующее его усвоению.

Вопрос: Вот вы сказали, что три мудреца вдумывались в книги пророков, в книги предсказаний. А сейчас эти книги есть? И в какую большую книгу они собраны?

(В Библию.)

/>

Учитель рисует на доске и одновременно рассказывает:

Библия была написана не сразу,   а по небольшим частям «прирастала» в течени и тысячелетий.

Вот одну тайну откроет Бог пророку,   и он напишет свою книгу. Пройдет сто лет, а может   двести, триста или четыреста Бог избирает еще одного пророка, через него говорит другие предсказания. И он записывает то, что ему открылось еще в одну книгу и добавляет её к книге пророка, жившего раньше.

Вот пророку Моисею открыл Бог, как Он создал мир добрым и чистым, но людям захотелось попробовать делать зло.   И вот от этой искры пожар зла разросся по всему человеческому роду. И людям необходимо спасение от грехов. Вот так было с   самого начала, и Моисей написал об этом книгу «Бытие».

А другим пророкам Бог открыл о том, как придет в мир, чтобы спасти человечество, подробности рождения Спасителя. И пророки предсказывали их людям. Пророков звали:   Даниил, Захария, Исаия. Их книгами в течени и веков дорастала, дополнялась Библия.

Вот я отмечаю скобочкой половину Библии, она собиралась более тысячи лет. И здесь в этой части нет еще ничего о том, как жил на земле Исус Христос, потому что Он еще не родился, на всех этих страницах Его только ждут и предсказывают. И вот та часть Библии и все время до Рождества Христова называется Ветхий Завет.

А вод важная точка – Р.Х (Рождество Христова). И начинается новое время. До этой точки мир падал в пропасть. После Рождества Христова начинается восстание из пропасти, медленное « выкарабкивание », исправление, возвращение к тому, каким был создан. И в Библии книги уже не пересказывают о Спасителе, а рассказывают, как предсказание сбылись. И часть Библии и время после Рождества Христова называются   Новый Завет.

Вопрос: Итак, как вы поняли, такая ли Библия как у нас была у мудрецов – волхвов?

(Их Библия была меньше, в ней не было книг об Исусе Христе, не было Нового Завета.)

Следующий смысловой блок о Сретении Господнем.

Итак, волхвы шли три года. А пока они шли, в семействе плотника Иосифа произошло вот что:   в израильской земле жил человек, жил сто, двести, триста лет, а все не умирал, он стал старым, немощным, уже и устал жить, но Бог не давал ему смерти, не отпускал его из этого мира. Этот человек, Симеон, когда-то был толковником (то есть, переводчиком).

Вопрос: А что значит переводчик? Что он делает?

(Ответы детей).

Сначала Библия была только на еврейском языке, но праведные люди хотели, чтобы Библию читали разные народы, а для этого…

Вопрос:Что надо было сделать для этого?

(Перевести на другие языки. И первый перевод задумано было сделать на греческий язык.)

Библия – Слово Бога, и перевод надо было выполнить без единой ошибочки. Поэтому работу поручили 70-и   толковникам – переводчикам.

После поста и молитвы они заперлись в отдельных комнатах, работали несколько лет и то, что они написали в точности сошлось, до запятой.

Вопрос: Удивительно ли это? Почему?

Учитель. Даже маленький рассказ разные люди переведут по-разному. А здесь переводчиками руководил Святой Дух, потому и было совпадение, что они переводили не от своего ума.

Только один из переводчиков, Симеон, удивился словам «И Дева приимет во чреве и родит Сына» … И хотел это место изгладить. Явился Ангел. «Будешь жить, пока не увидишь предсказанное исполненным, ибо у Бога сильно всякое слово!» —   сказал Он.

И вот поэтому Симеон все жил и жил.

Наконец, Рождество Христово совершилось, но Симеон об этом ничего не знал.

Все еврейские родители должны были приносить своих первенцев мужского пола в храм, потому что по Закону Моисееву первенец считался   принадлежащим Богу и должен был служить при храме – или же его полагалось выкупить. Выкуп определялся в пять сиклей или сребреников. Храм же в еврейской земле был один и находился в Иерусалиме. И вот когда Исусу Христу исполнилось шесть недель, Богоматерь с Иосифом и принесли Его в великолепный Иерусалимский храм.

Кроме того, родители приходящие в храм со своим первенцем, должны были по закону принести жертву. Богатые приносили в жертву ягненка, поскромнее жертва – две горлицы или два голубиных птенца.

Иосиф и Богоматерь принесли скромную жертву бедных людей. п одобно тому как ранее, когда при рождении Богомладенца не хватило в гостинице места, они скромно вышли за пределы города и искали убежища в пещере.

Учитель переключает и возобновляет внимание детей.

А теперь на немного отвлечемся мыслями от далекой жаркой Палестины и от древних времен и подумаем о нашем времени, о нас самих, и о наших обычаях. Вот П ервое сентября. Дети нарядные, улыбающиеся, с букетами идут в школу. Хорошо это? Конечно, хорошо! Особое настроение праздничности, бодрости, подтянутости, готовности начать большой труд! И родители помогали детям прийти в это особое приподнятое настроение: моют, гладят, выбирают цветы, покупают новые школьные принадлежности.

Но вот встретила я свою знакомую, а она мне говорит: « Не могу остановится, спешу, надо ребенка в школу собирать, ведь завтра П ервое сентября, полагается быть при выпендреже!» Вот мы смеемся, что я на уроке сказала такое нелитературное слово. Но ведь оно, это слово говорит очень о многом, о том, что среди родителей, да и среди детей есть не только настроение бодрого праздничного начала, а что примешивается желание себя показать, выставить, на своем ребенке продемонстрировать, что мы не хуже других. Этому возвышению, показыванию себя отдаются силы, нервы. Ведь и правда, на праздник дети сейчас бывают одеты не просто чисто и аккуратно, а один костюм дороже и вычурнее другого. А те, у кого нет средств так одеть детей влезают в долги, нервничают, может даже злятся на жизнь, на других людей … Т ак полезно ли человеку стремиться к   превосходству, к утверждению себя через вещи? Приобретает ли душа или теряет от такого показывания себя?

(Человек выставился, но этот день прошел, и другие о нем уже и не помнят, тот внешний эффект, которого он так добивался, растаял как дым, а потраченные силы опустошили душу).

Учитель возвращается к основной теме беседы.

Вот Иосиф и Дева Мария и не стремились похвалиться богатой жертвой. И хотя жертва их была скромной, Ребенок их был самый лучший.

В этот же самый день и в это же самое время, когда они пришли в храм, туда же пришел и старец Симеон, тот самый, которому было предсказано, что он не умрет, пока сам не увидит Спасителя мира. Случайно ли это совпадение? Нет, конечно! Желание прийти именно в этот момент вложил Симеону Бог, чтобы он встретился с Младенцем Исусом. Про Симеона еще говорят так: он пришел в храм, водимый Духом Святым. Мы иногда и не замечаем, что не все делаем только по своему решению, многое нам Бог подсказывает и устраивает так, как лучше, но делает это очень незаметно, и этим учит нас Бог скромности, не выпячиванию себя. Благодарные же люди догадываются об этом и говорят: «Вот как все удачно сложилось, вот как Бог   устроил!»

И вот в храме Симеон увидел Иосифа и Деву Марию, держащую на руках нашего Спасителя. И всем своим существом старец пережил светлое откровение, что это тот самый Младенец, чтобы Его увидеть, он не умирал несколько столетий.

Посмотрите, на иконе Симеон оборачивает руку верхней   одеждой, потому что просто так руками не смеет прикоснутся к Богомладенцу   и берет Его к себе на   руки с величайшей нежностью, благоговением и радостью.

Учитель проносит по рядам репродукцию с иконы «Спасение Господне».

И продолжает.

Так Симеон встретил, принял на руки Младенца – Спасителя Исуса Христа, и в сердце Его тоже произошла встреча с Богом, он   удостоверился в том, в чем сомневался, сердце Его заполнила сильная и крепкая вера.

Вот какой смысл у праздника «Сретение Господне». Слово «Сретение» — происходит от слова встретить, означает встречу, но не только встречу старца Симеона с Младенцем Исусом, а внутреннюю встречу с Богом, которая должна быть в жизни каждого человека.

Несчастен тот, у кого эта встреча не состоится, а у кого она была, помнит ее всю жизнь и черпает из нее силы, чтобы оставаться верующим несмотря ни на какие невзгоды.

Убеленный сединами, древний, почтенный старец взял на руки шестинедельного маленького Младенца, но обратился он к нему как младший к старшему, он сказал Младенцу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил пред Лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем». (Л., 2: 29-35)

Вопрос: Чему же дивились Иосиф и Богоматерь? Что удивительного в словах: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему…»? Как, откуда, куда отпускаешь?

(Отпускает Исус Христос Симеона из земной жизни, старец обращается к Младенцу как к Повелителю жизни и смерти, как к Тому, Кто держит в Своих руках его жизнь, движет временем, звездами и мирами.)

Еще учитель подробнее останавливается и помогает осмыслить в речи Симеона слова:
«спасение … пред лицом всех народов», «свет к просвещению язычников», «славу … Израиля».

Учитель:

Церковь почитает старца Симеона как святого и называет Его Симеон Богоприимец (написать на доске).

Вопрос: Что означает это имя?

Учитель:

Видите, Симеон Богоприимец сказал, что для всех народов наступает время просвещения и спасения. Конечно, он увидел это не своим зрением, это было озарение от Святого Духа. Постарайтесь и вы почувствовать важность этого открытия, ведь речь идет о переломной точке для всего человечества, для всех людей, которые во все дальнейшие времена будут жить на земле. Симеон говорит о том, что кончается время Ветхого Завета, кончается время, когда грех господствовал над человеком, а человек против него был бессилен, наступает время Нового Завета, время, когда Бог одевается человеческой плотью и человека делает победителем над грехом. Чувствуете, я подвожу вас еще к одному смыслу праздника «Сретение», это не только личная сердечная встреча человека с Богом, но еще это и встреча двух времен, Ветхого и Нового Завета. За Симеоном – Ветхий Завет, за Исусом Христом – Новый.

Вопрос: А старые бабушки говорят: «Вот скоро Сретение», скоро зима с весной встретится, правы ли они?

(Да по-своему правы, ведь «Сретение Господне» празднуется 15 февраля, когда зима на исходе, а весна приближается и это не случайно, ведь ветхозаветные времена похожи на зиму, а Христос и новозаветное время — на весну. Вот какой многомерный смысл у этой встречи, у праздника «Сретение Господне!»)

Вопрос – повторение: Давайте же еще раз вспомним кто с кем встречается? (Старец Симеон с Исусом Христом, Ветхий Завет с Новым, зима с весной, а каждый в своем сердце с Богом).

Вопрос:

А еще Симеон Богоприимец сказал Богоматери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроется помышления многих сердец».

Вопрос: А что означают эти слова?

(Что она будет очень тяжело страдать, видя крестные муки cвоего Сына, как будто распинают Ее Саму).

Учитель.

«Тут же, в храме, находилась благочестивая Анна – пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, которая всего семь лет прожила с мужем, а потом, овдовев, все дни проводила в храме, постом и молитвой служа Богу и день и ночь, за что и получила дар предсказания. Она узнала Христа и начала пророчествовать о Его будущем…» (Из книги Л. Суровой «Церковный год», «Паломник», 2000 г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.