Реферат по предмету "Педагогика"


Управление развитием содержания регионального образования (современная казахстанская модель образования)

Кудайбердиев Т.К.
Проректор по развитиюобразования региона
ИПКиПГСРО, г. Караганда.
 
Управление развитиемсодержания регионального образования
(современная казахстанскаямодель образования)

Мақалапедагогикалық үрдістің және жүйенің нәтижелерінтерең ойлап, оның қалыптасу жолдарын іздеуге, жетілдіруге жәнедамытуға арналған. Терең ойлаудың негізгі нәтижесіқазіргі заманғы қазақстандық білім беру моделініңерекшеліктері, оның аймақтық білім беру жүйесінде жүзегеасу жолдарын іздеу болжамы болды. Қазіргі заманғы қазақстандықбілім беру жобалары аймақтық білім беруді дамыту бағдарламасымазмұнының негізіне енеді.
This articleis devoted to understanding the results of pedagogical processes and systems tofind ways of development, improvement and development. The main result ofreflection and the search was the hypothesis (assumption) about the features ofthe modern Kazakh model of education, and ways of its implementation in theregional education system. Draft modern Kazakhstani model of education was thebasis for a regional program of development of educational content.
Генеральнойстратегией развития системы образования РК является подготовка к введению12-летнего компетентностно-ориентированного образования [1], или другимисловами говоря, создание современной казахстанской модели образования дляустойчивого развития государства. На слайде №1 схематично показана логикареализации данной стратегии в Карагандинском области [2].

Слайд №1
/>
По существустратегия заявляет логику управления развитием содержания региональногообразования и отражает процедуру управления качеством образования в регионе. Чтоозначает эта логика: прежде всего, то, что качество образования не появляетсявнезапно. Его необходимо проектировать [3]. То есть, прежде всего, необходимо осмыслениестратегий развития педагогических процессов и систем, когда на основеанализа реального состояния и современных требований создается новый обликсистемы. Именно новый облик системы образования становится основойтеоретической модели системы педагогического мониторинга, его индикаторов иоценочных блоков, а значит и первым шагом на пути управления качествомобразования.
Далее идёточередь за процессом выявления области проблем, принятия управленческих решенийпо конструированию и осуществлению деятельности, в результате которой строитсяна практике, в реальности новая система образования.
То есть управлениеобразовательной политикой в регионе должно включать в себя:
1.        Проектированиекачества образования.
2.        Образовательныймониторинг.
3.        Анализсобранной информации.
4.        Подготовкуи принятие управленческого решения.
Мы началиосмысление состояния регионального образования с анализа стратегий развития педагогическихпроцессов и систем, предлагаемых в Республике, как ответ на вызовы времени.Наш вывод — стратегические направления развития системы образования РКнаправлены на разработку содержания [4]:
1.        Компетентностно-ориентированногообразования.
2         Профилизациии профессионализации образования.
3         Элитарногообразования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школдля одарённых детей).
4         Инклюзивногообразования, образования для детей с особыми образовательными потребностями.
5         Инновационныхмоделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системоценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговойорганизации УВП, сетевой организации, …)
6         Механизмовсоциального партнёрства в образовании.
7         Инновационныхмоделей образования и механизмов повышения качества образования на селе(ресурсный центр,…).
8         Инновационноймодели повышения квалификации, методической службы, ориентированной нарезультат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы).
9         Управлениякачеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством.
10 Мониторингарезультатов деятельности системы образования.
Это означает,что в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации(особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являютсяобязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не простоовладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена системаказахстанского образования (так называемый знаниецентризм). Гораздо важнее исложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать,структурировать и эффективно использовать информацию для максимальнойсамореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность) [1].
Это означает,чтобы стать ресурсом устойчивого социально-экономического развития территории, ресурсомпрофессионального и социального продвижения личности региональное образованиетак же должно быть направлено на разработку данных стратегических направлений.
(Слайд №2)
Такимобразом, основным результатом образования в Республике становится компетенция,выражающаяся в готовности личности эффективно мобилизовать внутренние и внешниересурсы для достижения поставленной цели на основе знаний, умений, навыков,сформированных ключевых компетентностей, социальных навыков (социализации).
Такимобразом, на национальном уровне заявлена переориентация системы образования сознаниеценризма/ предметоцентризма/ школоцентризма на детоцентризм и компетенции.Что же из себя представляет желаемое состояние образования в Казахстане — современнаяказахстанская модель образования- всё чаще говорим о развития, егиональногообразования с _______________________________________________________________?Каковы её главные содержательные особенности?
Представляемна обсуждение участников конференции наше видение современной казахстанскоймодели образования и её главных содержательных особенностей.

(Слайд №2)
/>
 
(Слайд №3)
Прежде всего,необходимо отметить, что из существующих стратегий развития образованияРеспублика выбрала две. Первая стратегия, по которой развивается вся системаобразования – образование для устойчивого развития государства, общества,социальной эффективности, это так называемая стратегия компетентностно-ориентированногообразования. Вторая стратегия — образование для самореализации ребёнка – заявлена в программедуховно-нравственного образования «Самопознание».
 
Слайд №3
/> 

Втораяособенностьсовременной казахстанской модели образования – индивидуальный прогресс каждогоученика. То есть в новой модели образования успешная школа – это не школа схорошими результатами тестирования (оценка достижений). Школа успешна, еслиучащиеся с определённым уровнем развития достигают определённого прогресса (оценкаиндивидуального прогресса).
 
Слайд №4
Эффективнаясоциально-деятельностная структура организации образования основывается начетырёх приоритетах деятельности:
·         самостоятельнаяучебная деятельность ученика;
·         общаямиссия (цель);
·         акцентна учении;
·         климат,благоприятный для учения.
 
Слайд №4
/>
Четвёртаяособенностьсовременной казахстанской модели образования в её цели – способствоватьстановлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной,экономической и политической жизни Республики Казахстан [5]. То естьуже в формулировке цели среднего общего образования акцент делается насамостоятельном становлении учащегося, а роль образования – способствоватьэтому становлению.
V. Пятая особенностьсовременнойказахстанской модели образования в её основных результатах. На первом месте — личностныерезультатыученика. На втором — сформированные ключевые компетентностикак универсальные способы деятельности. И на третьем — освоенные знания,умения, навыки и компетентности по образовательным областям.
VI. Развивающая среда – каксовокупность социальных отношений, общего климата в организации образования,влияющих на мотивацию учения; субъект-субъектные установки и стиль отношениймежду учителем и учениками; структура среды: количество и качество лабораторий,кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, ученическоесамоуправление, …), способствующая достижению новых результатов образования.
VII. Седьмая особенностьсовременнойказахстанской модели образования — складывающаяся система духовно-нравственноговоспитания, решающая задачи: приобщения детей к духовным ценностям нашегонарода, общечеловеческим ценностям, осмысления и поиска жизненных ориентиров, самореализацииребёнка, реализации программы духовно-нравственного образования «Самопознание».
 
Слайд №5
Ситуация кардинальногоизменения приоритетов казахстанского образования, появление новых результатовобразования настоятельно требуют создания новой системы оценивания этихрезультатов – личностных результатов, способов деятельности (компетентностей),освоенных учащимся на том или ином этапе обучения. Вкомпетентностно-ориентированном казахстанском образовании система оцениваниястановится прежде всего формирующей. Формирующее (внутреннее) оцениваниенацелено на определение индивидуального прогресса каждогоучащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированныхразными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Новаясистема оценивания — это целенаправленная, систематическая и непрерывная оценка,и самооценка степени реализации:
•          индивидуальнойобразовательной траектории,
•          проявленияпрогресса в обучении,
•          ходаисследовательской и проектной деятельности,
•          формированияспособов деятельности, составляющих ключевые компетентности,
•          развитияличности,
•          способностик рефлексии.
 
Слайд №5
/>
 
IX. Ещё одна особенностьсовременнойказахстанской модели образования – каждый уровень образования имеет свое (специфическое)основное назначение и вносит свой вклад в процесс становления компетентнойличности. Мы выделили восемь уровней:
— дошкольное воспитание;
— начальное школьноеобразование;
— инклюзивное образованиеи образование для детей с особыми образовательными потребностями;
— образование в основнойи старшей школе;
— техническое ипрофессиональное образование;
— методическая служба;
— повышение квалификации;
— менеджмент.
На слайде №6 вкачестве примера представлено основное назначение системы менеджмента.
На наш взгляд, этоглавные особенности современной казахстанской модели образования. Они то иопределили индикаторы (оценочные блоки) мониторинга состояния каждого уровнярегионального образования.
 
Слайд №6
/>
Кафедры и центрыинститута возглавили работу по проектированию программ мониторинга каждогоуровня системы регионального образования. Цель мониторинга – определить уровень готовностиработников образования, организаций образования, методической службы, повышенияквалификации и менеджмента в образовании области к работе по современнойказахстанской модели образования.
Мои коллегирасскажут о результатах мониторинга по всем уровням регионального образованияна пленарном и секционных заседаниях конференции, я же предлагаю некоторыепромежуточные результаты мониторинга менеджмента в образовании области. Данныймониторинг провела кафедра педагогического менеджмента имени Т. Камзабаева.Направлениями сбора информации стало назначение менеджмента в образовании,которое было определено в основных нормативных документах республиканского имеждународного уроня и представлено на слайде [7]. Целью исследования стал анализуправления образованием с позиций современного менеджмента качества.
Висследовании принимали участие директора и заместители директоров ОО различноготипа, учителя, в том числе слушатели курсов повышения квалификации. Былииспользованы такие методы исследования, как письменные опросы, анкетирование,изучение документации, собеседования, метод экспертных оценок.
В ходеисследования были получены следующие результаты
1. Пониманиекачества образования в среде руководителей является наиболее противоречивыми неоднозначным. На вопрос о том, как они понимают качество образования,большинство руководителей не могли дать прямого ответа. Чаще всего это понятиесвязывается с представлением об уровне образованности выпускников школы. Навопрос о том, по каким критериям можно оценивать качество образованностишкольников, большинство руководителей (65 %) назвали такие критерии, которые характерныдля зуновской парадигмы образования (средний балл в ЕНТ, ПГК, результатыучастия в олимпиадах, конкурсах, поступление в вузы на гранты и т.п.). Лишьнекоторые ответы были даны в ключе компетентностно-ориентированногообразования:
В некоторыхслучаях руководители ОО прямо заявляли о том, что в вопросах качестваобразования существует явный разрыв между образовательной политикой ипрактикой. А именно: государственный контроль качества образования в настоящеевремя базируется на традиционных критериях, которые приходят в противоречие сцелевыми установками, провозглашенными в концептуальных документах РК в областиобразования.
2. Оценкаприверженности менеджмента региона системам управления показала, что вменеджменте региона по-прежнему преобладает приверженность ккомандно-административной системе управления. Только 10% педагогов отметили,что администрация школ демонстрируют свою приверженность к научному управлению.
3. Районные/городскиеотделы образования не являются центрами, координирующими процесс введения исервисного обслуживания профильного обучения, создания необходимых условий,поддержки школ, так как:
-         условияи механизмы введения профильного обучения на старшей ступени школы не определены;
-         районные/городскиеобразовательные сети профильного обучения не сформированы;
-         моделипрофильного обучения и соответствующие критерии оценки их эффективности неопределены.
4. В регионеотсутствуют механизмы экспертизы менеджмента.
В целом мысчитаем, что необходима огромная комплексная работа по подготовке переходарегиональной системы образования на современную казахстанскую модельобразования. Понимая значимость этой работы в Карагандинской области была разработанарегиональная программа «Научно-методическое обеспечение развития содержания региональногообразования» на 2009-2010 годы.
Цельреализации программы – подготовка перехода региональной системы образования врежим работы по современной казахстанской модели образования.
Основные задачи:
1.   Мониторинг состояниярегионального образования в контексте его готовности к реализации современнойказахстанской модели образования.
2.        Поискстратегий и механизмов реализации современной казахстанской модели образованияна каждом уровне региональной системы образования.
3.   Обобщение иконцептуальное оформление современной казахстанской модели образования.
4.        Разработкапрограммы перехода региональной системы образования на современнуюказахстанскую модель образования.
Первую задачу мывыполнили. Нам ещё предстоит глубокий анализ результатов проведённогомониторинга по всем уровням регионального образования. Анализ позволит намподготовить на областную августовскую конференцию презентации стратегийреализации современной казахстанской модели образования на каждом уровнерегиональной системы образования. А в дальнейшем – разработать программыперехода каждого уровня регионального образования в режим работы по современнойказахстанской модели образования.
 

Список литературы
1.      Государственнаяпрограмма развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана.2004г.
2.      Чупин В.Н. Об опыте регулярных инерегулярных исследований состояния системы
3.      образования в регионе. Москва. 2005г.
4.      ЖелезноваЛ.Б., Управлениекачеством дополнительного образования Оренбург.2002г.
5.      КудайбердиевТ.К. Проблемы реализации инновационных процессов в организациях образованияобласти. «Проблемы реализации инновационных процессов в организацияхобразования области»//Материалы областной научно-практической конференции.Караганда. 2004. с.9-17
6.      ГОСОРК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднееобразование. Основные положения. Астана 2007.
7.      И.С.Фишман Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностейучащихся.//Методическое пособие для руководителей и педагоговобщеобразовательных учреждений. Самара 2005.
8.      Национальныйдоклад о состоянии и развитии образования 2007//Национальный центр оценкикачества образования. Астана 2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.