Муниципальноеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8
Технология полного усвоения программы на урокаханглийского языка
Методические рекомендации по формированиюлексических и грамматических навыков
Учительанглийского языка
КладоваИрина Сергеевна
Березники2010
Пояснительная записка
В данной работе предлагаетсяинтерпретация основных идей педагогической системы, разработанной американскимиученымиДж.Кероллом и Б. Блумом. Новизна работы состоит в том, что предложенная ими теориярассматривается как инструмент технологического процесса формированиялексических и грамматических навыков на уроках английского языка.
Проблема
Разброс успеваемостишкольников при усвоении ими базового содержания образования объясняется не ихспособностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процессобучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
В традиционном учебномпроцессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявленияучебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находитсяодин ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия,осмысления, запоминания.
Единственное, чтоостается незафиксированным, — это результаты обучения. Таким образом, „тройки“,»четверки", «пятерки» за освоение учеником базовогосодержания образования фактически означают дифференциацию того, что не можетбыть дифференцировано по определению, ибо должно быть усвоено всемиполностью.
Способности ученикаопределяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранныхдля данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся при обученииразным предметам в условиях, когда время на изучение материала неограничивалось. Он выделил три категории учащихся:
а) малоспособные,которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений дажепри больших затратах учебного времени; б) талантливые (около 5%) — могутучиться в высоком темпе; в) обычные ученики, составляющие большинство (90%),чьи способности по усвоению знаний и умений определяются затратами учебноговремени.
ВЫВОД:приправильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени,абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательныйучебный материал.
1.Технологияполного усвоения программы
В рамках представляемойтехнологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всехучащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями всоответствии с требованиями образовательных стандартов в части лексических играмматических умений и навыков.
Основным моментомпредлагаемой технологии является установка, что все обучаемые способны усвоитьнеобходимый учебный материал. Для этого им должны быть заданы критерии усвоения.В литературе встречаются два варианта описания этой технологии — по Беспалько,и по Кларину.
Гуманность технологиизаключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, видыпомощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровняобязательных критериев, т.е. общеобразовательного минимума, над которым будутнадстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения.
Модель технологии включаетследующие этапы:
1. Точноопределяется критерии усвоения темы или урока, что выражается в перечнеконкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровнейусвоения, требуемых программой).
2. Подготавливаютсядиагностические тесты.
3. Учебныйматериал разбивается на отдельные учебные единицы. Каждый фрагмент представляетсобой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостностиориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительностьизучения материала. После выделения учебных единиц определяются критерии,которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущиепроверочные работы, которые позволяют убедиться в достижении целей изучениякаждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов — выявитьнеобходимость коррекционных учебных процедур.
4. Выбираютсяметоды изучения материала, составляются обучающие задания.
5. Разрабатываютсяальтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовыхвопросов.
Ключевым моментомтехнологии являются точное определение и формулировка критерия полногоусвоения (в соответствии с требованиями программы и всеобщего стандарта).Его основа — научно обоснованные учебные цели.
Можно выделить наиболееважные функции учебных целей в обучении:
· конструирующую функцию, вкоторой можно выделить прогнозирование и планирование учебного процесса; планозначает расчленение некоторой общей цели на отдельные структурные компоненты;
· функцию отбора оптимального содержания, адекватногообозначенным целевым ориентирам;
· технологическую функцию, котораяпредусматривает определение методов, приемов, адекватных целям;
· перспективную развивающую функцию, таккак видение системы целей дает возможность учащимся ориентироваться впредстоящей деятельности, видеть се системно, в структурных связях и иерархиисодержательных элементов.
Научно обоснованныецели, принятые и осознанные учащимися, ведут к сближению смыслов деятельностиучителя и учеников, обеспечивают личностную направленность обучения.
Можно выделить триуровня усвоения.
1-й уровень — знакомство,различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять еетолько при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах,процессах или действиях с ними. Например, Найди соответствие:
2-й уровень — алгоритмический.Применение ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие.Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию оранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.
3-й уровень — творческий.Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это- продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективноновую информацию (новую только для себя) — эвристическая деятельность, илиобъективно новую, когда они действуют «без правил», но в известной имобласти, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскуюдеятельность.
2. Последовательностьшагов при обучении
Важно правильноопределить цели! В таблице приложения 1 зафиксированамодель зависимости между уровнями усвоения того или иного элемента содержания иформулировкой соответствующей каждому уровню обобщенной цели, возможными видамиконкретизированных целей в действиях, адекватными этим целям методами обученияи соответствующими формами проверки.
В процессецелеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиесяпредметом данного урока; определяет для каждого элемента уровень его усвоения иобобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени,особенностями учащихся; формулирует цели и соответственно им выбирает методы иформы действий, необходимых для достижения целей.
Проверка и оцениваниерезультатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В нашейпедагогической практике распространено явление, когда в проверке и оцениваниинет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержаниядолжен быть усвоен на уровне знании и типовых умений, а проверка и оценкаосуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е., всущности, на уровне узнавания.
Тест в самом общем видеможно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любоезадание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон — это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциямс указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержаниеиспытания.
Сопоставляя пооперационноответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста.В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует тремуровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму,творческая деятельность).
Для 1-го уровняхарактерны тесты на опознание: относится ли показываемый объект или явление кобъектам или явлениям данного вида; тесты на различение («выборочные»тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных ответов(при этом варианты возможных ответов содержатся в самом тесте);тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другойкакой-либо существенный элемент знаний.
Найди соответствие:
Pretty невысокий
Short красивый
Beautiful хорошенькая
Handsome прекрасный
2.Вставьam/is/are:
She___pretty.
They____short.
Herface___thin.
Для2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученикдолжен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенныеоперации теста.
Могутиспользоваться и типовые задания, условия которых позволяют «с места»установить известную разрешающую ее процедуру и получить необходимый ответ.
Расшифруйслова:
Tbhrgi___________
Llta______________
Tshtgria__________
2.Вставьместоимение:
Iam Boris._____nameis Boris.
3.Переведите:
Онмаленького роста.
…
В качестве 3-го уровняпредлагают нетиповые задания и упражнения на применение знаний в новыхситуациях (для каждой задачи разрабатывают эталон существенных операций,возможно, и альтернативных); проблемы, решение которых приводит учащегося к «открытию»нового для себя знания (перечень необходимых и возможных операцийразрабатывается заранее).
1. Переведите нарусский язык, найдите соответствия русским фразеологизмам, запишите в таблицу,детям предлагается вспомогательный материал (презентация, картинки) English Russian As like as two peas As ugly as sins As thin as a lath As strong as a bull Round as a barrel Black as the ace of spades
Нарисуйте и опишите забавный портрет, используя эти идиомы
2. Ориентация учащихся.Учительс самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому»,и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, аво-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено. Ведь несекрет, что при традиционном обучении отметка ученика часто зависит не отфактических результатов обучения, а от того, в каком классе, в какой школе, укакого учителя он учится.
Затем учитель знакомитдетей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. В практикеработы по этой системе основной упор обычно делается на следующих основныхидеях:
· классбудет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов,но не большей его части, а всем учащимся;
· каждыйученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки,по итогам всего курса;
· отметкакаждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, азаранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной)отметки;
· каждыйученик; достигший этого эталона, получит отметку «отлично»;
· числоотличных отметок не ограничивается. Соответственно взаимопомощь не уменьшаетвозможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогаютдруг другу, все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;
· каждыйученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоитьматериал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативныевозможности;
· напротяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических»тестов, предназначенных для руководства его продвижением; результаты этихпроверок не оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служаттолько для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки иисправить их;
· вслучае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученикусразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобыпомочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки;
· этивозможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам илинеясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.
Как видно, уже наначальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы — направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.
3. После выполненияпроверочной работы ученики разделяются на две группы:достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полногоусвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогатьотстающим одноклассникам либо просто могут быть свободны — до начала изученияследующей учебной единицы. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся,которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С нимиорганизуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность. Для этоговначале выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По той части учебногоматериала, которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятсязанятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причем способизложения изменяется, — например, с предъявлением материала посредством такихнаглядных пособий или ТСО, которые не применялись при его первом изложении, спривлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д. При устранениичастных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работаучителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детейв малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощитех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу).
4. Вспомогательнаяработа завершается диагностическим тестом, после котороговозможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемогоуровня. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда всеили почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущейучебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставление отметок), товсе формулировки результатов промежуточного (диагностического) контроляотносятся к типу: «усвоил» — «не усвоил». Оценочныесуждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадриваютученика.
5. Оценка жев виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных работ,охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела.
После проверкиконтрольных работ учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию,которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса(учебным единицам). Для такой конкретизации применяется уже составленнаяучителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающиезапланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями тогорезультата, который достигнут учеником по отношению к этим целям, — например: «у»- полное усвоение, «н/у» — неполное усвоение.
Такие данныедают ученику возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях иэффективно восполнять имеющиеся пробелы, как при подготовке к пересдаче принеобходимости так и в ходе дальнейшего обучения. Ориентация на посильные идоступные абсолютному большинству учащихся обязательные результаты обучениядает ученику возможность ежедневно и ежечасно, на каждом уроке испытыватьучебный успех. Из неуспевающего или посредственного ученика (ведь по сравнениюс «идеальным образцом усвоения», оцениваемым пятеркой, все плохо!)ребенок имеет реальную возможность достичь успеха.
3. Практикаиспользования технологии полного усвоения программы в формировании лексическихи грамматических навыков на уроках иностранного языка
Одним из самыхважных направлений в работе учителя иностранного языка является формированиелексических и грамматических навыков, которые являются основой, позволяющейдетям овладеть навыками говорения на иностранном языке. Поэтому учителюнеобходимо добиться полного усвоения необходимого лексического играмматического минимума, достаточного для коммуникации.
На своихуроках, после введения новой лексики и проведения её первичного закрепления, яразрабатываю небольшие диагностические тестовые задания, согласно уровнямусвоения материала, данные тестовые задания предъявляются индивидуально вначале урока, так как именно начало урока является залогом его успеха в целом.В дальнейшем для проведения коррекционной работы в начале каждого урока япредлагаю детям упражнения в игровой форме, с элементом игры, с использованиемзабавных картинок и схем, игр с элементом соревнования и т.п. Дети, успешносправившиеся с диагностическим тестом, получают тесты следующего уровня. Болееспособные дети получают творческое задание в форме проекта или коллективнойработы в форме интеллектуальной лаборатории, после чего проводится контрольнаяработа с оценкой результата.
Диагностическиетесты и коррекционные упражнения, которые используются на уроках, отбираютсяметодом выборки и классификации согласно представленной технологии в сборникеупражнений Е.А.Барашковой, часть 1: 6 класс к учебнику В.П.Кузовлева «English-6», так как полностью отвечаютцелям, поставленным перед педагогом по части усвоения грамматического илексического материала. Творческие задания на этапе разделения класса на группыформулируются педагогом самостоятельно, с учетом пожеланий детей. Контрольныеработы представлены в «Контрольных заданиях English 5-6», которые являются составной частью УМК ипостроены на материале учебника
Порезультатам работы по данной технологии 90% учеников 6 класса, посещавших урокив рамках темы «Внешность», усвоили материал полностью и 75 %написаликонтрольную работу на 4 и5.
Списокиспользованной литературы
1. БархаевБ.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии.-1998.- № 1.- С.68-80.
2. ГузеевВ.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: «Нар.образование», 2001.- 87 с.
3. КларинМ.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры идискуссии. (Анализ зарубежного опыта).- Рига: НПЦ «Эксперимент»,1995.- 176 с.
4. КларинМ.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособ.по спецкурсу.- М.: «Арена», 1994.- 222 с.
5. СелевкоГ.К. Педагогические технологии авторских школ //Школьные технологии.- 1988.- №1.- С. 9-29.
6. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.- М.: Народноеобразование, 1998.- 256 с.
7. ЭрдниевП.М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы //Сов. Педагогика.-1975.- № 4. — С. 72-80.
8. ЮдинЭ.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1978.
9. Fiske S., Tayler S. Sosial cjqnition. RandonHouse. — № 4, 1984.
Приложение 1
Технология постановкицели в процессе конструирования урока (части) Уровни усвоения Учебная цель (обобщенная) Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Методы обучения Формы проверки Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию Учащиеся получают представление о чем-либо Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре) Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся) Учащиеся усваивают факты, понятия, правила, умеют применять их в типовых ситуациях Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры)
Репродуктивные:
типовых упражнений, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов) Применяют знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют упрощают и т.п Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский и т.п Задания-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы.