Курсовая работа
по теме
«Тесты какизмеритель уровня знаний по теме «Непредельные углеводороды» с элементамиэкологии»
Содержание
Введение
ГЛАВА I.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1 Содержание экологических знаний в курсе химии среднейшколы
1.2 Теория создания тестов для системы образования
Глава II. Методика преподавания темы “Непредельныеуглеводороды ” в современной школе
2.1 Алкены
2.1.1 Получение алкенов
2.1.2 Применение алкенов
2.1.3 Применение алкенов
2.2 Алкадиены
2.2.1 Получение алкадиенов
2.3 Алкины
2.3.1 Получение алкинов
2.3.2 Применение алкинов
Глава III. Мои уроки
Глава IV. Тесты и задачи по теме «Непредельные углеводороды»
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методикипреподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированностипредметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязимежду изучаемыми теоретическими положениями и практикой жизни, демонстрацииприкладного характера химических знаний.
Для того чтобы сохранить познавательный интерес учащихся, нужно убедитьих в действенности химических знаний, сформировать личную потребность вовладении учебным материалом. Этому могут способствовать специальносоставленные задания, которые кроме собственно контролирующих вопросов содержатинформацию прикладного характера, полезную в быту [1].
ГЛАВА I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ В КУРСЕ ХИМИИСРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1 Содержаниеэкологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии вэкологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана спознанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость вматериальной жизни общества.
Перед учителем химии, ведущимприродоохранную работу, стоят следующие задачи:
· раскрытие единстванеорганического и органического мира, влияние деятельности человека наокружающую среду и формирование на этой основе убежденности в необходимостибережного отношения к природе;
· раскрытие двойственной ролихимической промышленности в отношении природы;
· вооружение школьниковпрактическими умениями и навыками, позволяющими посильно участвовать вмероприятиях по защите природы.
Для химического образования вцелом еще не решена проблема содержания экологических знаний. Химизацияпронизала все сферы жизни. Ее последствия стали соизмеримы с природнымиявлениями глобального масштаба и это ставит вопрос о взаимодействии природы иобщества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены досознания учащихся, а именно:
· продукты жизни общества должныполностью утилизироваться, не должны накапливаться и оказывать вредноговоздействия на человека и окружающую среду;
· размеры годового потреблениявозобновляющегося природного сырья не должны превышать его годовой прирост;
· не возобновляющееся природноесырье должно использоваться экономно, комплексно, практически не давать отходовпри переработке. Таковы научный и практический аспекты химического образования.
Воздействие на природу в целом,на ее структурные элементы осуществляется промышленностью, транспортом,сельским хозяйством, которые влияют в различных направлениях:
1. Потребление химических веществиз природы.
2. Загрязнение природы отходамичеловеческой деятельности.
3. Появление в природе и, вчастности, в биосфере новых высокоактивных химических соединений, выделенных изприродных источников или синтезированных человеком.
Первое направление освещено всодержании курсов неорганической и органической химии, где рассматриваютсяприродные соединения, как сырье для химической промышленности и другихотраслей, в основе которых лежат химические процессы. Освещаются вопросыиспользования природных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.
В целях развития и формирования знаний озагрязнении необходимо ввести такие понятия как «загрязнители»,«источники загрязнения», «естественное и искусственноезагрязнение», «санитарные нормы чистоты», «предельнодопустимые концентрации веществ» (ПДК). Необходимо рассмотреть источникизагрязнения. Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения — этосовершенствование и создание новой техники и технологии, повышение выходапродукта и снижение образования отходов производства, создание оборотноговодоснабжения, уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизацииотходов и переход на замкнутые технологические циклы. Следует также датьхарактеристику использования защитных зон, показать значение растений впроцессах оздоровления атмосферы. [1,3]
1.2 Теориясоздания тестов для системы образования
Тесты как измерительный инструментиспользуются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основанона мощной теории и подтверждено многочисленными исследованиями. Тестология кактеория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это времянакоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческойдеятельности, включая образование.
Тесты — одно из средств проверки и оценкирезультатов обучения школьников. В последнее время они получают все большееприменение в практике обучения.
Тест (от английского test — испытание,проверка) — стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания,предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальныхразличий.
Требования, предъявляемые к тестам:надежность, валидность, репрезентативность. Факторы, определяющие надежностьтеста:
· правильный выбор параметров, адекватноотражающих обученность;
· технологичность (четкость, ясность)инструментария проверки и оценки — четкая инструкция об организации проверки,однозначность оценки;
· одинаковость условий каждого тестирования;
· однородность (равнозначность) измерителя.
Валидность — аспект надежности. Валидность в психологии и дидактике — это соответствие содержания теста результатам обучения, которые зафиксированы впрограмме. А содержание проверочных заданий должно соответствовать целямконтроля. Валидность проверяется на основе сравнения результатов использованияразработанного теста с результатами проверки уровня обученности протестированныхшкольников другими методами (устный опрос, традиционная контрольная работа),сопоставление этих результатов с текущей успеваемостью учащихся. Важнейшимздесь является полнота охвата заданиями проверяемого учебного материала, какговорят в дидактике, репрезентативность (представительность) проверочныхзаданий. Если речь идет об итоговой проверочной работе, то ею охватывается веськурс, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал.
Затрагивая вопросы методики использованиятестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить обосновных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделим среди них:
· учетно-контрольную(информационную),которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения исудить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебнойработе;
· контрольно-корректирующую(диагностическую),которая обеспечивает связь «учитель-ученик», для внесения коррективовв методику обучения, перераспределения учебного времени между различнымивопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставанияшкольников;
· обучающую, которая в результате помогает повторитьматериал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейшихмировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствуетзакреплению и углублению знаний учащихся;
· воспитательную(мотивационную),которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своихзнаний, развивает у школьников умения самоконтроля и самооценки;
· аттестационную, которая связана с характеристикой уровняобученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшимкомпонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения [4].
Положительные стороны тестирования
Во-первых, тесты оказываются значительноболее качественным и объективным способом оценивания, так как стандартизированапроцедура их проведения (на всех этапах проведения тестирования невозможновнести субъективную составляющую в оценку, она не зависит от настроения преподавателя,его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от ответов на предыдущиевопросы). По данным английской организации NEAB, занимающейся итоговойаттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количествоаппеляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой длявсех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательногоучреждения, в котором занимаются учащиеся.
Во-вторых, тесты — более емкий инструмент — показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровняусвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, ане на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенныхзнаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений,позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и поотдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе иуровнями достижений каждого из них. Кроме того, выполняя итоговую тестовуюработу, каждый ученик использует знания по всем темам, изучение которыхпредусматривала программа. На устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, написьменный несколько больше.
В-третьих, это более мягкий инструмент.Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуруи единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервныхнапряжений.
В-четвертых, с точки зрения интервалаоценивания тест — широкий инструмент. Если провести аналогию с прыжками ввысоту, то традиционная контрольная работа представит собой палочку, на которойнанесены метки: 2, 3, 4, 5. В случае выполнения учеником всех заданий онполучает отметку отлично. При этом совершенно не ясно, перепрыгнул он нашупалочку с запасом в два раза или пролетел прямо над ней. То же можно сказать ипро нижнюю отметку.
Означает ли тот факт, что если ученик невыполнил ни одного задания, то он ничего не знает? Скорее всего нет. А означаетли, что ученики, выполнившие верно все задания контрольной работы имеютодинаковый уровень подготовки — вероятно, что тоже нет. Можно видеть, чтотестирование предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх,так и вниз. Тестирование приходит в противоречие с учительским стереотипом отом, что отличную оценку нужно выставлять только в том случае, если все заданиявыполнены правильно.
В-пятых, необходимо отметить гуманизмтестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равныевозможности, широта теста дает возможность ученику показать свои достижения нашироком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право наошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.
· Кроме того, тесты эффективны сэкономической точки зрения: основные затраты приходятся на составлениекачественного инструментария, т.е. носят разовый характер. При увеличенииколичества аттестуемых, эти затраты в значительной степени окупаются [4,5].
Классификация тестов
1. По процедуре создания:
· стандартизованные (в образовании, дляцелей итоговой аттестации);
· не стандартизованные.
2. По средствам предъявления:
§ бланковые;
§ предметные (манипулируем материальнымиобъектами);
§ аппаратурные (используются устройства дляизучения особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления);
§ практические (лабораторные работы,снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение);
§ компьютерные.
В рамках компьютерного тестирования В.С.Аванесов предлагает адаптивные тесты — задания, в которых предъявляются поодному, в зависимости от ответа испытуемого на предыдущий вопрос.
Во-первых, тесты привлекают своейоперативностью: можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебногоматериала.
Во-вторых, повышается объективностьпроверки и оценки знаний и умений обучаемых.
В-третьих, тесты являются наиболееперспективными измерителями уровня обученности школьников в условиях введения впрактику школы образовательных стандартов.
Компьютерные тесты имеют и свои недостатки- провоцируют случайные ошибки, не оставляют исходных результатов на случайапелляции.
4. По направленности:
§ · тесты интеллекта;
§ · личностные тесты;
§ · тесты достижений.
5. По характеру действий:
§ вербальные (с использованием умственныхдействий);
§ ·невербальные (связанные с практическимманипулированием предметов).
5. По ведущей ориентации:
· тесты скорости (содержат простые задачи;время решения ограничено);
· тесты мощности или результативности(содержат трудные задачи, время решения не ограничено, или мягко лимитировано);
· смешанные тесты (задачи различного уровнясложности, от самых простых до самых сложных, время испытания ограничено, нодостаточно для решения большинства задач).
Эти тесты наиболее часто применяются напрактике, к ним относятся большинство тестов школьных достижений.
6. По степени однородности задач:
· гомогенные (задачи, сходные по характеру,но различающиеся конкретным содержанием);
· гетерогенные (задания отличаются и похарактеру, и по содержанию).
7. По объективности оценивания:
· объективные (в процессе обработкирезультатов тестирования не предусматривается использование субъективныхтолкований тестирующим);
· проективные тесты (допускаетсячрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определеннойсубъективности при их толковании тестирующим.
8. По специализации:
· широкоориентированные (для тестов всистеме образовании), позволяющие оценить эффективность процесса обучения,степень освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебногопроцесса;
· узкоориентированные, направленные навыявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельныхтем и т.д.
9. По целям использования (только длятестов в системе образования):
· предварительный определяющий тест(определяет знания в начале обучения, затрагивает минимум знаний по темеобучения);
· тест прогресса, достигнутого в процессеобучения, формирующий тест (затрагивает ограниченный сегмент обучения, разделили главу, состоит из серии отдельных тестовых вопросов, всестороннеохватывающих ограниченную область обучения). Пример, обучающие тесты. Ученикудаются конкретные инструкции для исправления обнаруженных ошибок;
6. диагностический тест (содержит большоечисло вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Цель теста- определение трудностей обучения.
7. суммирующий тест (используется для оценкиширокого диапазона результатов обучения, ожидаемого в конце учебного процесса,содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности, чем другиевиды тестов).
10. По широте использования (только длятестов в системе образования):
· для использования учителем;
· для использования группой учителей илиадминистрацией образовательного учреждения;
· для целей отбора и формирования групп;
· для аттестации учащихся.
11. По форме:
· тесты закрытого типа (задания с выборомверного ответа (или нескольких верных) из набора предлагаемых;
· тесты открытого типа (вводпредполагаемого ответа на задание самим тестируемым).
Правила составления тестовых заданий
1. Начинайте формулировать вопрос справильного ответа.
2. Содержание задания должно отвечатьпрограммным требованиям и отражать содержание обучения.
3. Вопрос должен содержать одну законченнуюмысль.
4. При составлении вопросов следует особенновнимательно использовать слова «иногда», «часто»,«всегда», «все», «никогда».
5. Вопрос должен быть четко сформулирован,избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.
6. Избегайте вводных фраз и предложений,имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространнымутверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся егоне знает.
7. Неправильные ответы должны быть разумны,умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
8. Не задавайте вопросы с подвохом (взаблуждение могут быть введены наиболее способные учащиеся).
9. Все варианты ответов должны бытьграмматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие,простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.
10.Реже используйте отрицание в основнойчасти, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя неделать…?»
11.Ответ на поставленный вопрос не должензависеть от предыдущих ответов.
12.Правильные и неправильные ответы должныбыть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйтеправдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
13.Если ставится вопрос количественногохарактера, ответы располагайте по возрастанию, если дистракторы представлены ввиде слов текста, располагайте их в алфавитном порядке.
14.Лучше не использовать варианты ответов«ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
15.Избегайте повторения.
16.Используйте ограничения в самом вопросе.
17.Не упрощайте вопросы.
18.Место правильного ответа должно бытьопределено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не былозакономерностей, а давалось в случайном порядке.
19.Лучше использовать длинный вопрос икороткий ответ.
20.Проанализируйте задания с точки зренияневерного ответа наиболее подготовленных учеников.
21.Национальные системы ряда стран ставятспецифические требования к тестовым заданиям, на которые у нас пока обращаетсянедостаточно внимания [4].
/>/>/>/>ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА ВСОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Непредельные углеводороды изучаются путемпостоянного сравнения по строению и свойствам с предельными углеводородами.
При изучении данного раздела в занятиявключается ученический эксперимент. Это осуществляется как на индуктивном, таки дедуктивном пути познания в виде лабораторных опытов или же практическихзанятий [3].
План изучения темы
1. Понятие непредельных углеводородов
2. Этилен, его строение
3. Строение и номенклатура углеводородов рядаэтилена
4. Химические свойства, правило Марковникова
5. Применение и получение этиленовыхуглеводородов
6. Диеновые углеводороды, строение ихимические свойства
7. Ацетилен, строение, химические свойства иприменение
Преподавание темы «Непредельныеуглеводороды» начинается с 10 класса, первого полугодия.
При изучении этой темы пользуютсяучебником химии под редакцией Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, также учебником за10 класс под редакцией Н. С. Ахметова.
Дидактическим материалом служит книгапо химии для 10 классов под редакцией А. М. Радецкого, В. П. Горшкова; используютсязадания для самостоятельной роботы по химии за 10 класс под редакцией Р. П. Суровцева,С. В. Софронова; используется сборник задач по химии для средней школы и дляпоступающих в вузы под редакцией Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. В 10 классе наизучение закономерностей протекания химических реакции отводится 2ч[2,3].
2.1 Алкены
Свойстваалкенов
Физическиесвойства алкеновзакономерно изменяются в гомологическом ряду: от С2Н4 доС4Н8 – газы, начиная с С5Н10 –жидкости, с С18Н36 – твердые вещества. Алкены практическинерастворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях.
Химическиесвойства алкеновопределяются строением и свойствами двойной связи С=С, которая значительноактивнее других связей в молекулах этих соединений. Алкены химически болееактивны, чем алканы.
Характеристикиуглерод-углеродных связей:
/>
Е+ (энергия двойной связи) С=С ( + ) 620 кДж/моль
Е (энергия -связи) С-С 348 кДж/моль
Отсюда Е (энергия -связи) 272 кДж/моль,
т.е. Е на 76 кДж/моль меньше Е.
2.1.1 Получение алкенов
В природеалкены встречаются в значительно меньшей степени, чем предельные углеводороды,по-видимому, вследствие своей высокой реакционной способности. Поэтому ихполучают с использованием различных реакций.
I. Крекингалканов:
/>
Например:
/>
II. Отщепление(элиминирование) двух атомов или групп атомов от соседних атомов углерода собразованием между ними -связи.
1. Дегидрогалогенирование моногалогеналканов при действииспиртового раствора щелочи
/>
2. Дегидратация спиртов при температуре менее 150C вприсутствии водоотнимающих реагентов
/>
Реакцииэлиминирования идут в соответствии с правилом Зайцева:
Отщеплениеатома водорода в реакциях дегидрогалогенирования и дегидратации происходитпреимущественно от наименее гидрогенизированного атома углерода.
Современнаяформулировка:реакции отщепления идут с образованием более замещенных при двойной связиалкенов.
Такиеалкены обладают более низкой энергией.
/>
3. Дегалогенирование дигалогеналканов, имеющих атомы галогена усоседних атомов углерода, при действии активных металлов :
/>
4. Дегидрирование алканов при 500С:
/>
2.1.2 Применение алкенов
Алкеныприменяются в качестве исходных продуктов в производстве полимерных материалов(пластмасс, каучуков, пленок) и других органических веществ.
Этилен (этен) Н2С=СН2используется для получения полиэтилена, политетрафторэтилена (тефлона),этилового спирта, уксусного альдегида, галогенопроизводных и многих другихорганических соединений.
/>
Применяется как средство для ускоренного созревания фруктов.
Пропилен (пропен) Н2С=СН2–СН3и бутилены (бутен-1 и бутен-2) используются для получения спиртов иполимеров.
Изобутилен (2-метилпропен) Н2С=С(СН3)2применяется в производстве синтетического каучука.
2.2 Алкадиены
Алкадиены (диены) – непредельныеалифатические углеводороды, молекулы которых содержат две двойные связи. Общаяформула алкадиенов СnH2n-2.
Свойстваалкадиенов в значительной степени зависят от взаимного расположения двойныхсвязей в их молекулах. По этому признаку различают три типа двойных связей вдиенах.
1./>Изолированныедвойные связи разделены в цепи двумя или более -связями:
СН2=СН–СН2–СН=СН2
Разделенныеsp3-атомами углерода, такие двойные связи не оказывают друг на другавзаимного влияния и вступают в те же реакции, что и двойная связь в алкенах.
Такимобразом, алкадиены этого типа проявляют химические свойства, характерные дляалкенов.
2. />Кумулированныедвойные связи расположены у одного атома углерода:
СН2=С=СН2 (аллен)
Подобные диены (аллены) относятся к довольно редкому типусоединений.
3./>Сопряженныедвойные связи разделены одной -связью:
СН2=СН–СН=СН2
Сопряженныедиены представляют наибольший интерес. Они отличаются характерными свойствами,обусловленными электронным строением молекул, а именно, непрерывнойпоследовательностью 4-х sp2-атомов углерода. Отдельные представителиэтих диенов широко используются в производстве синтетических каучуков иразличных органических веществ.
2.2.1 Получение алкадиенов
Общие способыполучения диенов аналогичны способам получения алкенов.
1.Каталитическое двухстадийное дегидрирование алканов (через стадию образованияалкенов). Этим путем получают в промышленности дивинил из бутана, содержащегосяв газах нефтепереработки и в попутных газах:
/>
Каталитическим дегидрированием изопентана (2-метилбутана)получают изопрен:
/>
2. Синтездивинила по Лебедеву:
/>
3.Дегидратация гликолей (двухатомных спиртов, или алкандиолов):
/>
4. Действиеспиртового раствора щелочи на дигалогеналканы:
/>
2.3 Алкины
Свойстваалкинов
Физическиесвойства.Температуры кипения и плавления ацетиленовых углеводородов увеличиваются сростом их молекулярной массы. При обычных условиях алкины С2Н2-С4Н6– газы, С5Н8-С16Н30 – жидкости, с С17Н32– твердые вещества. Температуры кипения и плавления алкинов выше, чем усоответствующих алкенов (табл.6.4.1).
Таблица 6.4.1. Физические свойства алкенови алкинов
/>
Алкины плохорастворимы в воде, лучше – в органических растворителях.
Химическиесвойства алкиновсходны с алкенами, что обусловлено их ненасыщенностью.
Характеристикисвязей в алкинах:
/>
Реакцииприсоединения к алкинам
1.Гидрирование
В присутствииметаллических катализаторов (Pt, Ni) алкины присоединяют водород с образованиемалкенов (разрывается первая -связь), а затем алканов (разрываетсявторая -связь):
/>
Прииспользовании менее активного катализатора [Pd/CaCO3/Pb(CH3COO)2]гидрирование останавливается на стадии образования алкенов.
2.Галогенирование
Электрофильноеприсоединение галогенов к алкинам протекает медленнее, чем для алкенов (перваясвязь разрывается труднее, чем вторая):
/>
Алкиныобесцвечивают бромную воду (качественная реакция).
3.Гидрогалогенирование
Присоединениегалогеноводородов также идет по электрофильному механизму. Продуктыприсоединения к несимметричным алкинам определяются правилом Марковникова:
/>
Гидрохлорированиеацетилена используется в одном из промышленных способов получения винилхлорида:
/>
Винилхлоридявляется исходным веществом (мономером) в производстве поливинилхлорида (ПВХ).
4.Гидратация (реакция Кучерова)
Присоединениеводы происходит в присутствии катализатора соли ртути (II) и идет черезобразование неустойчивого непредельного спирта, который изомеризуется вуксусный альдегид (в случае ацетилена):
/>
или в кетон (в случае других алкинов):
/>
5.Полимеризация
1.Димеризация под действием водно-аммиачного раствора CuCl:
/>
2.Тримеризация ацетилена над активированным углем приводит к образованию бензола(реакция Зелинского):
/>
/>
Возможнообразование молекул, содержащих большее число звеньев ацетилена, какциклического, так и линейного строения
… -СН=СН-СН=СН-СН=СН-…
(такиеполимеры обладают полупроводниковыми свойствами).
Следует такжеотметить, что высокомолекулярное вещество – карбин (третья аллотропнаямодификация углерода) – образуется не в результате полимеризации ацетилена, апри окислительной поликонденсации ацетилена в присутствии CuCl:
/>
2.3.1 Получение алкинов
Ацетиленполучают в промышленности двумя способами.
1. Термический крекинг метана:
/>
2. Гидролиз карбида кальция:
/>
Карбид кальция образуется при нагревании смеси оксида кальцияСаО (жженой извести) и кокса до 2500С:
/>
Вследствие большой энергоемкости этот метод экономическименее выгоден.
Для синтезагомологов ацетилена применяют следующие методы.
1. Дегидрогалогенирование дигалогеналканов спиртовым растворомщелочи (щелочь и спирт берутся в избытке):
/>
2. Удлинение цепи (алкилирование ацетиленидов) при действии наацетилениды алкилгалогенидами:
/>
2.3.2 Применение алкинов
Наибольшеепрактическое значение имеют ацетилен />и винилацетилен />(бутен-3-ин-1).
Ацетилениспользуется для получения самых разнообразных веществ:
/>
Винилацетиленявляется важным промежуточным продуктом в производстве масло- и бензостойкогосинтетического хлоропренового каучука:
/>
ГЛАВА III. МОИ УРОКИ
Контроль знаний учащихся 10-гокласса по темам «Алкены» и «Алкины»
· 1 вариант – облегченный;
· 2 вариант – средний уровень;
· 3 вариант – усложненный.
Контрольная работа
1 задание
1вариант.
Чему равно число изомерных алкенов составаС5Н10? Составьте их формулы и назовите их.
2вариант.
Составьте формулы изомеров для предложенноговещества, назовите их, укажите типы изомерии.
/>
3вариант.
Какие из предложенных пар веществ являютсяизомерами?
Назовите вещества, укажите типы изомерии.
/>
/>
/>
2 задание
1вариант.
Составьте уравнения реакций, назовите всевещества.
/>
2вариант.
Осуществите превращения, укажите названиявеществ, типы химических реакций, условия их проведения:
/>
3 вариант.
Дана цепочка превращений:
/>
Осуществите превращения, назовите вещества,укажите типы реакций.
3 задание
1 вариант
Как распознать следующие вещества: этан,этен, этин ?
Составьте уравнения реакций.
2 вариант.
Предложите способ распознания соединений:бутан, бутен – 1, пропин.
Составьте уравнения реакций.
3 вариант.
Предложите способ распознания веществ:пропан, пентен – 2, пентин – 2, пентин – 1.
Напишите уравнения реакций.
4 задание
Задача.
1 вариант
Сколько литров водорода потребуется дляполного гидрирования 16,2 г бутина – 2?
2 вариант
Какую массу карбида кальция, содержащего15% примесей, необходимо взять для получения 40 л ацетилена (н.у.)?
3 вариант
Углекислый газ, полученный при сжигании 8,4 л этилена (н.у.), пропущен через 472 мл 6%-ного раствора NaOH (плотность = 1,06 г / мл). Каков состав образующейся соли и какова ее массовая доля в растворе?Практическое занятие №3
Тема. Решение задач по теме «Непредельныеуглеводороды».
Цели:
· закрепить полученные ранее теоретические представления отипах химических реакций, механизмах их протекания на примере химическихсвойств алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;
· развивать навыки составления названий веществ, структурныхформул изомеров.
Ходработы
Основныезадания
1. Перечислите типы реакций, характерные для этиленовых иацетиленовых углеводородов.
2. Допишите уравнения реакций:
2.1. />
2.2. />
2.3. />
2.4. />
2.5. />
2.6. />
3. Объясните, почему при гидрогалогенировании пентадиена-1,3получается смесь галогенпроизводных.
4. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можноосуществить превращения:
/>
5. В четырех пробирках находятся жидкости: четыреххлористый углерод,гексан, гексен-1 и гексин-1. Как определить, какое из веществ находится вкаждой пробирке? Приведите уравнения реакций.
Дополнительныезадания
1. Дайте названия соединениям: