Реферат по предмету "Педагогика"


Теоретические основы обучения пожилых людей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Основы теоретической педагогики
Тема: Теоретические основы обучения пожилых людей
Выполнил:
Проверил:
2008

Оглавление
Введение. 3
1. Обучение пожилых людей как перспективное направлениеобучения взрослых  5
2. Обучающая геронтология. 7
3. Теоретические основы, структура образования пожилыхлюдей. 11
Заключение. 16
Список литературы… 17
Введение
Величайшимкультурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.
Девизмеждународного объединения университетов «третьего» возраста.
Кардинальныеперемены в государственно-политическом устройстве, социально-экономическойжизни россиян, а также устойчивый рост доли пожилых в структуре населениястраны требуют формирования новых представлений о геронтокультуре общества,роли пожилых людей в социальном развитии.
Геронтокультура- не может исчерпываться только сводом правил, жизненных принципов, позиций,отношений к пожилым людям, старости. Это философия жизни и старения, котораяпомогает человеку сохранить определенный жизненный тонус и оптимизм,уверенность в разумности, личной и общественной полезности своих действий.
Геронтообразованиедолжно сформировать новый облик старости — продуктивной, компетентной,деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни.
В настоящеевремя пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду,наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию иновой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможностьсохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию,отчуждение.
Компенсаторныеи другие саморегуляторные механизмы активно вступают в действие только тогда,когда человеку присуще желание действовать, когда оно поддерживается егособственной внутренней активностью, особенно установкой на преодоление недугови нежелания включаться в новые дела. Тогда переживания, взгляд на прошлое изнастоящего не будут нацелены на ностальгию, ревизию прожитой жизни, а помогутотыскать ключ в будущее, ответы для решения личных и общественных проблем.
Образованиена протяжении всей жизни является предпосылкой обеспечения занятости пожилыхлюдей.
Особонеобходимо решение задачи подготовки граждан к выходу на пенсию, обучение иинформация персонала, оказывающего услуги пожилым людям. В ПолитическойДекларации Международной конференции по проблемам старения подчеркнуто, чтоотсутствие возможности получать образование в пожилом возрасте может статьпричиной отчуждения, изоляции, разобщенности поколений, маргинализации и пр.
Геронтообразованиедолжно научить пожилых ценностям демократии, адаптации к новымсоциально-экономическим условиям, принимать осознанные решения на выборах всехуровней, защищать свои права, не ущемляя прав других, с уважением и терпимостьюотноситься к различным системам поведения и ценностей многокультурногороссийского общества. Следует всеми формами образования выработать у пожилыхспособность к самообучению и восприятию нового, чтобы человек начал сам, или всоюзе со сверстниками, решать свои проблемы, не полагаясь полностью нагосударственные органы.
Целигеронтообразования — партиципация (участие, включение), социализация,интеграция, независимость и самостоятельность — связаны друг с другом идействуют как общие образовательные принципы.
Содержание иприоритетность мер социальной политики геронтообразования должны находиться всвязи со стратегией социально-экономического развития страны, региона иопределяться на основе научно-обоснованной оценки остроты и значимостивыдвигаемых жизнью проблем, а также с учетом потребностей и интересов пожилыхграждан.
1. Обучение пожилых людей как перспективноенаправление обучения взрослых
В последнеедесятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числапрестарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес кгеронтологическим проблемам.
Выход напенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненномпути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях иобразе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысленияценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализацииактивности. У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно,сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия иконтакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.
В связи сэтим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством ихобучения — одна из актуальных тем современных научных исследований в областигеронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.
Началотеоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положенов середине 70-х годов XX века. Первый университет для пожилых был основан в1973 г. в Тулузе профессором Пьером Велла. В России традиции неформальногообразования развиваются в контексте благотворительности с середины XIX века. В1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школудля взрослых. В настоящее время образовательные программы для людей «третьеговозраста» получили широкое распространение во всем мире.
Образованиевзрослых в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получениепрофессии и дальнейшего трудоустройства. Данный вид социального обучения относитсяк так называемому неформальному образованию, имеющему цель персональногоразвития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей. Общениеи получение новых знаний позволяет студентам пенсионного возраста реализоватьсвои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженнымистрессовым состояниям в кризисный период. Так, например, в польскихуниверситетах для пожилых людей выделяются несколько образовательных целейобучения:
1. Предупреждениестарости. Программы университетов ставят своей целью преодоление негативныхпризнаков старения при помощи пропаганды физической и психической активности. Учебарассматривается как противодействие процессу старения, как борьба с ним.
2. Подготовкак пенсии. В рамках образовательной программы проводятся семинары по психологиии философии жизни установлению контактов с другими людьми.
3. Подготовкак общественной деятельности. Слушатели университетов «третьего возраста»участвуют в различных благотворительных акциях, что помогает пожилым людямпочувствовать свою значимость.
Насегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открытыспециальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты дляпожилых людей. Учебные программы для данной категории граждан составляются наоснове психологических и социологических исследований с учетом их жизненногоопыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина,право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство,краеведение и многое другое. Особенностью обучения является привнесениябогатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокаямотивация, так как обучение строится без обязательных программ.
Дляреализации образовательных целей используются различные формы и способыобучения людей пенсионного возраста: лекции, семинары с группами по интересам,группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не можетприсутствовать на занятиях), экскурсии.
Такимобразом, организация образовательных программ для людей третьего возрастаподнимает уровень социального благополучия пожилых людей, играя важную роль впрофилактике негативных последствий кризисного периода, повышая их адаптивныевозможности к внутренним и внешним изменениям[1].2. Обучающая геронтология
Началосерьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людейбыло положено в середине семидесятых годов. Это первый этап обучающейгеронтологии.
Это своегорода интеллектуальное и культурное развлечение, целью которой являетсяприведение в движение психических, культурных и общественных мышц, чтобы они неатрофировались.
Этосредство, помогающее удовлетворить разнообразные потребности пожилых людей. Речьидет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы онипочувствовали свое участие в чем-либо, свое влияние на жизнь. Другие трактовкиобучения пожилых людей акцентируют внимание на стремлении к самостоятельности: обучениепожилых — процесс роста, осознания и получения опыта; деятельность, котораяделает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процессэмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, ане отдаваться чужой воле.
В последниегоды доминирующей тенденцией в обучении пожилых является стремление ксамостоятельности. С одной стороны, она возникла на базе геронтологическихтеорий, декларирующих активность, с другой — в результате сокращения расходовна социальные нужды в начале восьмидесятых годов. Независимость в современноммире должна быть связана с процессом постоянного роста. В случае с пожилымилюдьми это означает соприкосновение новой теории с полученным жизненным опытом.
Мотивацияжелания учиться у пожилых людей.
Мотивыобучения обычно определяются при помощи дихотомических терминов: (прагматичности,инструментальности) и экспрессии. Учение как цель сама по себе характеризуется какчисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающеепозднейшее использование знаний, мотивируется инструментально. Понимание этихмотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ.
Исследованияпоказывают, что часть пожилых людей мотивирует свое дальнейшее обучениепрагматическими причинами, у других же преобладают экспрессивные факторы.
Обзормотивов показывает, что как у взрослых, так и у пожилых учеников очень сильноразличаются потребности, интересы и ожидания. Это разнообразие вытекает изобщественно-экономической и образовательной ситуации; а также отинституционального размещения предложенных программ и их доступности.
Теории,касающиеся обучения в пожилом возрасте, должны учитываться при созданииобучающих программ, но они не могут ставить ограничений, так как являютсягипотетическими заключениями.
Историческаяперспектива обучения пожилых людей Опыт в обучении пожилых развился на базеобучающих программ для взрослых. Эти программы впоследствии были модифицированыпутем введения специфических дисциплин, созданных для пожилых людей.
В Японииспециальные занятия для пожилых начали создавать в 60-х годах. Организации,действующие в рамках японской системы просвещения, предлагали разнообразные программы,начиная с коммунальных проблем и заканчивая обучением женщин, матерей в периодухода за ребенком. В 1965 году правительство поручило местным властямразработать систему дальнейшего образования для пожилых. С 1980 года этасистема стала регулярной.
В Финляндиидействующие более 60-ти лет народные университеты принимают всех желающих. Какуниверситеты, так и коллегии, занимающиеся стандартным образованием и обучениемвзрослых, предлагают образование всем возрастным группам, а также специальноеобразование пожилых. В рамках народных университетов проводятся так называемыеакадемии для пожилых.
В Дании иШвеции обучением пожилых также занимаются народные университеты. В Даниисуществуют даже специальные университеты для пенсионеров. Их деятельность финансируетсячастными лицами, министерством, а также местными властями.
Многиеорганизации, занимающиеся обучением взрослых в Голландии, сотрудничают спромышленными предприятиями и сферой услуг в рамках проекта под названием«Пенсия в перспективе». Целью этого сотрудничества являетсяпредоставление возможности образования работникам, собирающимся на пенсию. Пяти- и семидневные курсы проводятся в местных центрах или организациях просвещения.Их задача — помочь людям научиться переживать перемены. Речь идет оформировании новых отношений и поведения в меняющейся жизненной ситуации.
Пораспоряжению итальянского министерства просвещения организованы курсы дляпожилых людей на уровне начальной и средней школы. Они не функционируютрегулярно и не охватывают большого числа учащихся. Их задача — компенсацияуровня образования. Однако существуют любительские хоры и театральные труппы,состоящие из пожилых.
Во Франциинезависимо друг от друга развиваются три области обучения взрослых. Перваяродилась из традиционного сельского обучения, и сейчас ее определяют каккультурно-общественную. Вторая — это сфера образовательной деятельностипрофсоюзов. Третья касается профессионального обучения, которое в последниедвадцать лет развивалось очень интенсивно и стало доминирующим сектором системыобучения взрослых. Особое внимание уделяется развитию непрерывного образованиядля инвалидов и пенсионеров. Но, как и вся система французского образованиявзрослых, оно ориентировано главным образом на профессиональное обучение.
В Польшеучреждениями, предназначенными для всех, несмотря н а возраст, место жительстваи образование, были общие университеты. Наиболее сильное влияние они оказывалив маленьких городках и деревнях. В сельских общих университетах учились вместетри поколения: молодежь, люди среднего возраста и пожилые. Возраст студентовможно определить от 16 до 80 лет.
В 60-х и70-х годах появились университеты для пенсионеров, объединяющие пожилых людей сначальным образованием. Общий университет становился для участников чем-товроде обучающего развлечения. В программах оговаривалась социальная ситуация, вкоторой находятся пожилые, и возможности развития взрослого человека,формулировались специальные предложения по обучению людей старшего возраста.
Обучение вспециализированных учреждениях, предназначенных для людей старшего возраста.
Первыйуниверситет для пожилых был основан в 1973 г., в Тулузе профессором ПьеромВелла. При этом университет не только решал учебные задачи, но и вел широкиенаучные исследования по образованию людей третьего возраста.
Появлениеуниверситетов третьего возраста имело широкий общественный контекст в разгармассовых молодежных выступлений. Введение в университеты пожилых людей моглооказаться стабилизирующим фактором. Другой причиной, способствующей открытиюуниверситетов для пожилых студентов, был факт занятости в высших учебныхзаведениях слишком большого числа профессоров, В связи с тем, что пожилые людиплатили за обучение, могло остаться существующее соотношение профессоров истудентов. И, разумеется, одной из основных причин появления университетовтретьего возраста был рост популяции пожилых. Французские университеты третьеговозраста принимали разные формы и были связаны с университетами по-разному.
Семинары игруппы по интересам. Семинары основываются на самостоятельном рассмотренииучастниками отдельных научных проблем. Часто академическая форма постепеннопереходит в менее строгую структуру, называемую группой по интересам. Но,конечно, семинары и группы по интересам могут существовать отдельно.
Группысамообучения и взаимопомощи. Участники занятий характеризуются разной степеньюактивности. Поэтому интеллектуально активные студенты организуют группысамообучения. Эта форма достаточно популярна в польских университетах третьеговозраста. Студенты сами составляют программу занятий, организуют интересныевстречи, юбилеи и многое другое. Те, кто по состоянию здоровья не могутучаствовать в занятиях, пользуются услугами группы взаимопомощи[2].3. Теоретические основы, структура образованияпожилых людей
Геронтообразованиедолжно функционировать как часть непрерывного образования в РоссийскойФедерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя:
На первомуровне — подготовку всех возрастных групп к началу старости, которая можетосуществляться уже на дошкольной, школьной, вузовской и иных ступеняхформального и неформального образования. Чем больше молодые люди узнают остарости, тем четче они будут понимать, что необходимо для активной ипродуктивной старости и как возможно исключить факторы риска для достижениядолголетия;
На второмуровне осуществляется подготовка людей предпенсионного возраста к выходу напенсию, предполагается доступность для пожилых к системе повышенияквалификации, подготовки и переподготовки кадров, получения новой специальностив системе формального образования;
Третийуровень для пожилых людей, вышедших на пенсию, имеющих ресурсы для развития исаморазвития;
Четвертый — для людей с ограниченными возможностями как по возрасту, так и в связи сразличными заболеваниями, для которых используются различные специфическиеформы и методы учебы.
Структурнаямодель геронтообразования в Российской Федерации должна стать неотъемлемойчастью всех существующих в настоящее время ступеней и видов образования,интегрирована в образовательную систему: формальную, неформальную иинформальную.
В качествепроцессно-технологических моделей возможно использовать:
ракурсную,основанную на использовании биографического подхода;
адаптационно-компенсационную;
компетентностную;
эволюционную,предполагающую специализированное обучение для участия вобщественно-политической деятельности, самоорганизованного обучения,интергенерационного (или межпоколенческого) обучения;
коммуникативную;
квалификационно-ролевуюи другие, обеспечивающие специфические цели образования.
Образовательныеучреждения геронтообразования могут быть следующих видов: академии, народныешколы, народные университеты третьего возраста, дискуссионные клубы, агентства,проектные группы, «разговорные кафе», центры геронтообразования,курсы, консультативные учреждения, творческие мастерские, технические,спортивные, оздоровительные, реабилитационные, компьютерные центры, лектории,специализированные институты повышения квалификации, переподготовки для пожилыхсотрудников и другие.
Образовательныепрограммы могут реализовывать вузы, средние специальные учебные заведения,городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии,ветеранские организации, культурно-просветительные учреждения и организации,благотворительные фонды, СМИ. Указанный перечень не является исчерпывающим иможет быть дополнен исходя из потребностей и интересов участниковобразовательного процесса.
Учреждениягеронтообразования должны быть доступны и приближены к месту жительства пожилыхграждан, оснащены специальным оборудованием с учетом физических,психологических и других возрастных особенностей.
Немаловажнымфактором успешного функционирования института геронтообразования являетсяналичие квалифицированных кадров, в том числе из самих пожилых людей. С этойцелью необходима система подготовки и переподготовки мультипликаторов,модераторов, тьюторов, герагогов, менеджеров, постоянный обмен опытом ихработы, обобщение практики, проведение научных исследований. Эти задачи решаютнациональный или межрегиональные ресурсные центры, корпорации погеронтообразованию.
Всложившихся условиях социально-экономического развития страны государственныеорганы не могут взять на себя все вопросы полного финансирования системыгеронтообразования. Однако, возможно частичное, целевое финансирование,например, по программе «Старшее поколение», субсидирование,государственное кредитование, предоставление льготных условий аренды, оплатыкоммунальных услуг для структур и учреждений системы обучения.
Финансированиеинститута геронтообразования осуществляется государством на паритетных началах,в кооперации с пенсионным и иными социальными фондами, общественнымиорганизациями, политическими партиями. Немаловажное значение имеют личныевложения участников процесса обучения и их родственников из накапливаемых втечение жизни «образовательных счетов».
Широкоераспространение должны иметь конкурсы образовательных проектов, реализуемыеорганизациями, осуществляющими образовательные программы в России, регионах, зарубежом.
Длянормативно-правового регулирования необходимо принятие Закона РФ «Обобразовании взрослых», где предусмотрены специальные разделы поинституционализации геронтообразования. Подобные меры возможны, в том числе ина региональных уровнях. Действие Закона должно быть подкрепленонормативно-правовыми документами, обеспечивающими успешное функционированиесистемы геронтообразования.
С цельюрасширения образовательного пространства для пожилых граждан требуетсяустранение сдерживающих факторов (блокираторов) развития образовательнойактивности пожилых граждан, связанных с ухудшением их здоровья, снижениемдвигательной активности, депрессией, негативным опытом обучения в прошлом,отсутствием уверенности продолжать обучение, непониманием цели обучения и егоположительного воздействия на личность.
С этой цельюнеобходима мягкая политика «навязывания» образовательной стратегии представителямгеронтогруппы путем разъяснения смысла обучения, характера положительныхизменений, происходящих с обучающимся пожилым человеком.
Возможнымимероприятиями могли бы стать национальные дни, недели геронтообразования,фестивали, «Диалог поколений», конкурсы «мудрейших», слеты,форумы, конференции, летние лагеря, акции общественной экспертизы деятельностиорганов власти и местного управления в интересах пожилых граждан,самостоятельно издаваемые печатные и электронные издания поддержки геронтообразованияи другие[3].
Заключение
Выросшие вусловиях тоталитаризма пожилые граждане России особо нуждаются в правовомпросвещении, экономическом, политическом образовании. Обучение становитсяособой необходимостью в осознании и защите стареющими людьми своих прав иуяснении обязанностей, принятии ответственности за свою собственную судьбу. Пожилымнеобходимы знания, компетентность по сохранению здоровья, достижениюдолголетия, навыки для повседневной деятельности, занятия любимым делом,общественной работой, помощи сверстникам и молодежи, по сохранениюмежпоколенческих связей.
Характернойчертой XXI века являетсяглобальная компьютеризация. Развитие системы компьютерного образованияпредполагает приобщение, в том числе и пожилых граждан, к новым информационнымтехнологиям. А этого можно достичь только через геронтообразование.
Главнойцелью геронтообразования является социальное воздействие на личность приподготовке ее к старости, выявление потенциальных ресурсов для развития исаморазвития, социализации, интеграции в общественную жизнь для активной,продуктивной компетентной деятельности в интересах личности, общества игосударства. Геронтообразование должно являться институтом формированиягражданских качеств и геронтокультуры на основе новых знаний с использованиемпрошлого опыта, мудрости, современных информационно-технических средств.
Геронтообразование- это общественно-государственная система, поскольку ее реализация должнаосуществляться как государственными органами, органами местного самоуправления,так и негосударственными учреждениями, общественными и другими организациями.
Список литературы
1.        Анисимова О.П. Обучение пожилых людей как перспективное направлениеобучения взрослых. СевКавГТУ, 2006
2.        Ежи ХАЛИЦКИ. Обучающая геронтология. Польша. Перевод Татьяны Шадриной. Общество«Знание» России, 2000
3.        Кононыгина Т.М. Концепция геронтообразования в Российской Федерации. Орел.Орловская областная общественная организация общества «Знание» России,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.