--PAGE_BREAK--1. Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени
2. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другой
3. Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе
4. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому
5. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту
6. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доверить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Способности в даже самом бы, казалось, бесталанном человеке можно развить, если при этом он будет иметь высокий уровень мотивации, правильное обучение и, главное, готовность к этому обучению. Именно здесь включается в процесс фактор наследственности, – если зерно падает на благодатную почву, оно выживет с большей вероятностью, чем упавшее в бесплодной пустыне. То есть, для достижения высокого уровня развития каких-либо способностей, у человека, кроме желания развиваться, должны быть и ещё какие-то задатки, то есть «некоторые генетически детерминированные анатомно-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки многозначны, то есть на их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных могут выступать(3, с. 110):
типологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная способность и т. д.
индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.д.
Ребенок не может с одинаковым интересом относиться ко всем изучаемым в школе предметам и в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношения к учению, построенные только на интересе или на полном его игнорировании, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относиться к учению как к неприятной повинности. У школьника формируется убеждение в том, что учение обременительно и, если не вызывают интереса, не заслуживают серьезного внимания (15, с. 350).
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Практически не решается задача развития мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. Однако известно, что знания быстро устаревают, под воздействием научно – технического прогресса происходит частая смена различных видов труда. Кроме того, в процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности «приказано – выполняй».
Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно – урочная организация обучения в школе несет на себе печать монотонности и однообразия. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.
Учитель вынужден искать новые, более эффективные способы и приемы овладения программным материалом. Особенно актуален поиск таких способов на среднем этапе обучения иностранному языку (10, с. 67).
Говоря о развитии творческих способностей и развитии умения письменной речи нужно сказать о правильном выборе методов и приемов, которые будут направлены не только на развитие речевых умений, но и на реализацию личностно – ориентированного подхода, который в свою очередь предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей.
Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию детей к обучению, учитель может использовать игровые приемы при обучении письменной речи на английском языке. Использование игрового метода- это достаточно интересная и эффективная организация учебной деятельности учащихся.
Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения, и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.
Для формирования навыка письма, учитель может использовать такие игровые приемы, как: кроссворды, загадки, чайнворды. С помощью данных приемов мы развиваем такие механизмы творчества, как: беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системеобразования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы. (22, с. 18)
Метод проектов позволяет развивать творческие возможности учащихся, активизируя их знания из разных областей при решении одной проблемы, дает им возможность приобрести практические навыки использования полученных знаний, помимо этого мы также развиваем оригинальность и точность, беглость и гибкость мысли (Приложение 1).
Рассматривая УМК «English6» Кузовлев В.П., Лапа Н.М., можно заметить, что на последнем уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. При подготовке к проектам у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, соц. опрос, выписывание различных фактов и их оформление, оформление своего мнения, рассуждения.
Социологический опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов и, в-третьих, их теоретическую интерпретацию. Метод опроса предусматривает получение информации в ситуации социально-психологического общения. С помощью данного приема мы развиваем оригинальность мысли учащихся, их смелость и точность. (Приложение 2).
Для того, чтобы опрос прошел успешно, нужно, в первую очередь составить вопросник. Вопросник должен быть ориентирован на получение той информации, которая требуется.
Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Бывают следующие виды современных диктантов: репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий.
Репродуктивный диктант-это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи объемом не более 150 слов, представляющий собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложенного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном общении с педагогом, и ученик должен как можно подробнее учесть результаты этого обсуждения). Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать его партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта.(23, с. 7) (Приложение 3)
Таким образом, используя различные методы и приемы обучения иноязычной письменной речи, мы развиваем механизмы творчества у учащихся.
2.2 Анализ УМК “English6” Кузовлев В.П.
иноязычный письменный речь
УМК для 6-го класса продолжает серию учебно-методических комплектов базового курса по английскому языку, создаваемую коллективом сотрудников кафедры английских учебников Межвузовского Центра иноязычного образования при Липецком педагогическом институте.
УМК для 6-го класса, как и все другие УМК новой серии, создан на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе, разработанной под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. И. Пассова.
Учебно-методический комплект для 6-го класса состоит из следующих компонентов:
1. Учебника (Student’s Book) и Книги для чтения (Reader);
2. Рабочей тетради (Activity Book); .
3. Книги для учителя (Teacher’s Book); .
4. Аудиокассет с фонозаписью.
Учебникпостроен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «Иностранный язык». Следует, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глубине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта. Материал учебника для 6-го класса объединен в 12 циклов.
Каждый цикл учебника имеет свое название и посвящен определенной сфере жизни британского или американского общества. В каждом цикле учащиеся не только узнают что-то новое о какой-либо стороне жизни Великобритании или США, но и готовятся к общению в ней. Однако познание культуры англоязычных стран является не самоцелью, а лишь поводом (средством) для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры.
В учебнике, рабочей тетради и книге для чтения имеется специальная группа упражнений под рубрикой “In Your Culture”, которая целенаправленно из урока в урок учит учащихся рассказывать на английском языке о себе и своей родной культуре.
Под рубрикой “Learning to Learn” даются памятки, продолжающие знакомить учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.
В конце каждого цикла дан раздел “Test Yourself”, который, как и в учебнике 5-го класса, содержит материал для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Рубрика “Self Assessment” в данном разделе специально предназначена для развития у учащихся умений самоконтроля, которые очень важны для подготовки к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.
В учебник включено несколько приложений:
1. англо-русский словарь; .
2. грамматический справочник; .
3. лингвострановедческий справочник, дающий пояснения основных реалий Великобритании и США; .
4. ключи к разделу “Test Yourself”, список личных имен и географических названий, список неправильных глаголов и др.
В 6-м классе на первый план выдвигается обучение продуктивным видам, а именно говорению.
Но, не смотря на это в учебнике и в рабочей тетради, в каждом цикле присутствуют различные письменные упражнения. Письмоиспользуется и как цель, и как средство обучения. Перед учащимися 6-го класса ставится задача: 1) научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания; 2) выписывать из текста нужную информацию; 3) заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования; 4) писать письмо по аналогии с образцом. Конкретный материал, предназначенный для усвоения в письме в каждом цикле, указан в технологических картах в разделе “Writing”.
Рабочая тетрадьявляется неотъемлемым компонентом УМК и предназначена для активизации и закрепления материалов учебника. Ее содержание разбито на циклы, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом учебника. Как и в 5-м классе, многие задания учебника для 6-го класса связаны с рабочей тетрадью и имеют пометку “АВ ex. ...”, которая означает, что содержательные и другие опоры для средних и слабых учащихся можно найти в соответствующем упражнении рабочей тетради.
Упражнения из рабочей тетради могут выполняться в классе (в этом случае в учебнике дается ссылка на соответствующие упражнения из рабочей тетради) или как домашнее задание.
В конце каждого цикла дается материал под названием “Consolidation”. Целью упражнений, помещенных в данном разделе, является закрепление и повторение в новых ситуациях материала, усвоенного в данном цикле.
Для работы с материалом этого раздела рекомендуется отводить отдельный урок.
Последние страницы рабочей тетради, как и в 5-м классе, отведены для альбома “All about me”. В конце рабочей тетради даются ключи к упражнениям.
Рабочая тетрадь преследует задачу активизировать и систематизировать лексический и грамматический материал учебника.
В основу УМК шестого класса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта — всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторы УМК преследуют цель — обучить продуктивной стороне речи, а именно говорению. Но, к сожалению, они предлагают недостаточное количество упражнений на формирование навыка письменной речи, хотя их упражнения увлекательны и предполагают творческую активность учащихся. Мы решили разнообразить упражнения и разработали свою серию творческих заданий на формирование навыка письменной речи.
2.3 Описание и анализ опытного обучения письменной речи на уроках английского языка в 6 классе
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способствовать развитию формирования умений письменной речи, если задания:
1. соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся;
2. используются систематически;
3. содержат материал конкретного учебно-методического комплекса.
Для подтверждения рабочей гипотезы данного исследования было проведено опытное обучение английскому языку учащихся 6-го класса с применением серии творческих заданий в процессе обучения письму в 6 классе СОШ.
В соответствии с целью проведения опытного обучения были сформулированы следующие задачи:
1. подобрать опытную группу обучаемых;
2. подготовить и провести обучение;
3. сделать его описание;
4. подготовить материал для контроля результатов обучения;
5. осуществить контроль результатов обучения;
Опытное обучение проводилось с 26.01.09 по 28.02.09 в 6 классе МОУ СОШ №9 по УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой, и др. «English6», раздел 8 «Doyouliketogoshopping?». По данному разделу было проведено 6 уроков, дети выполняли различные письменные задания творческого характера.
Предлагаемая система работы с данным учебным комплексом В.П. Кузовлева по обучению письменной речи на уроках английского языка в шестом классе предусматривает решение следующих задач:
1) научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания;
2) выписывать из текста нужную информацию;
3) заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования;
4) писать письмо по аналогии с образцом. (11, с. 5)
Численность класса 10 человек, 3 мальчика и 7 девочек. Дети дружны, но не послушны. В классе 5 учащихся учатся на «4» и «5». На уроках дети активны, умеют работать самостоятельно, ответственно готовят домашнее задание. Участвуют в различных конкурсах.
Остальные дети учатся на «3». Дети малоактивны на уроках, требуют повышенного внимания со стороны учителя, постоянного контроля. У детей недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, наблюдательности, к подготовке домашнего задания подходят неответственно. Поэтому на уроках эти дети часто отвлекаются, требуют индивидуального подхода.
На данном этапе письмоиспользуется и как цель, и как средство обучения. В первой своей функции письмо используется тогда, когдаучащиеся пишут на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке.
При обучении лексике, грамматике, фонетике невозможно обойтись без записей слов, списывания структур, правил и т.д. При формировании навыков аудирования и чтения, письмо используется для фиксирования ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к восприятию информации. Выполнение многих заданий по формированию чисто речевых навыков устной речи также невозможно без использования навыков письма. При этом письмо является не целью, а лишь средством обучения. (20, с. 189)
Общеучебные умения и навыки у учащихся в шестом классе сформированы, но в недостаточной полной мере. Из бесед с учащимися установлено, что уроки английского языка дети не любят, так как испытывают трудности в понимании и выполнении многих заданий.
Из результатов входного контроля было видно, что дети не достаточно владеют данным видом деятельности. Во время входного контроля учащимся предлагались задания соответствующие уровню знаний учащихся по овладению письменными умениями.
Входной контроль был проведен на первом уроке, который заключался в определении уровня сформированности навыка письма по пройденной теме «Home, sweethome». Учащимся было предложено написать диктант по пройденным лексическим единицам, которые включали названия мебели, обязанностей по дому и предлогов. Детям были розданы карточки с заданиями. В первом задании предлагалось догадаться по картинке об определенном предмете мебели и записать это. Во втором задании, нужно было самим написать не менее трех своих обязанностей по дому, а в третьем задании учитель показывал, где находиться предмет, а дети должны были записать предлог (Приложение 4).
Авторы УМК предложили следующие критерии оценки: (12, с. 5)
Баллы
Критерии оценки
10
Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.
8
Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок.
6
Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики.
4
Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.
Оценка
5
4
3
2
Баллы
8-9
6-7
4-5
3
продолжение
--PAGE_BREAK--