МИНИСТРЕСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГОУ СПО«Бийский педагогический колледж»
Специальность050705 Специальное дошкольное образование
Выпускнаяквалификационная работа
СЮЖЕТНЫЕФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бийск –2011
Оглавление
Введение
Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физическоговоспитания с детьми дошкольного возраста
1.1 Значение сюжетных физкультурныхзанятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
1.2 Структура сюжетногофизкультурного занятия
1.3 Способы организации детей на сюжетныхфизкультурных занятиях
1.4 Методика проведения сюжетныхфизкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурныхзанятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детейстаршего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Введение
дошкольник сюжетноефизкультурное упражнение
Сюжетноезанятие – одна из организационных форм проведения занятий по физическойкультуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста кпроцессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятияпомогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций,чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктомсобственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторитьположительные переживания радости от результата, что обеспечивает емувозможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения вразвитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет,«рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующихперсонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоциональноположительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка впознании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка ктворческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональноенапряжение.
Совершенноочевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать ивыполнять движения. И именно сюжетные занятия в большой степени способствуютвзаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинствомзанятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяютизбежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучиваниядетьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности«конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющихэлементов.
Ценнымявляется то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительнократковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются ещедостаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже наэтапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоениедвижения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работенад движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумываютсобственные варианты движений.
В качествеисточников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающиймир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Дляотработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступныесюжеты.
Сюжет занятиятесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию чертыдраматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С.Выгодского, является «корнем любого детского творчества».
Сюжетныезанятия создают широкие возможности для использования нестандартногооборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений,разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться напрошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые попрошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается егозначение, требования к выполнению.
Сюжетныефизкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чемтрадиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делаетсюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомыхдетям.
Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурныезанятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детейстаршего дошкольного возраста
Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия
Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям удетей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: проведение сюжетных физкультурныезанятия с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать интересу кзанятиям физическими упражнениями
Задачи исследования:
1. Проанализироватьлитературу по данной теме;
2. Раскрыть методикупроведения сюжетных физкультурных занятий;
3. Разработать сериюсюжетных физкультурных занятий.
Методы исследования:
1. Анализпсихолого-педагогической литературы;
2. Анкетирование.
Педагогическаянаправленность: разработкаметодического пособия для воспитателей по развитию интереса к физическимупражнениям посредствам сюжетных физкультурных занятий.
Экспериментальнаябаза: психолого-педагогическийэксперимент проводился на базе детского сада «Колокольчик» с детьми старшегодошкольного возраста с октября 2009г. по апрель 2010г.
Структуравыпускной квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы, заключение,список литературы, приложение.
Глава I. Физкультурные занятия как формаорганизации физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Значение сюжетныхфизкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
Физкультурныезанятия – основная форма организованного систематического обучения физическимупражнениям.
Этаформа работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений инавыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений изакономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитиюразносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременносо всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвестидетей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и ихиспользованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения вдругие ситуации.
Занятияфизкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условиядля двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложныхдвигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации виспользовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активнымдействиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательнойдеятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия,тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечениявысокого двигательного режима в течение дня, который необходим дляудовлетворения потребностирастущего организма в движениях[32].
Физкультурныезанятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности.Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходевыполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения:достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенкауверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей ивозможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойнаярадость.
Успешноерешение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований коздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокойдвигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на всеорганы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитиии укреплении здоровья.
Специальноорганизованные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение иосвоение программного материала в определенной последовательности; позволяют,по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучениепроводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтомупозволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожноувеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовкаорганизма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм приих выполнении.
Детиприучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всейгруппой, организуясь различными способами, что формирует у них активность,воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушиватьдо конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнятьпредложенные задания[32].
Нафизкультурных занятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерныхдля каждой группы движений, руководствуясь которыми ребенок способендействовать самостоятельно и усваивать доступные закономерности выполненияразучиваемых движений.
Первоначальнозанятия с использованием физических упражнений получили название занятиягимнастикой и подвижными играми. Это название определяло содержаниедвигательных действий, которые включались в занятия, оно ограничивалосьподвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основнуюгимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения)[32].
Вдальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений длядошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включенияв работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обученияходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение в обучениеэлементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержаниебыло значительно шире названия занятия по обучению движениями, оно сталоименоваться занятием физическими упражнениями.
ИсследованияА. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обученияфизическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений,чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только черезбольшое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений черезреализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос нетолько о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников кфизической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили названиефизкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно-историческогоопыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством. [32]
Ссамого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгомусоблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиямфизическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этимиупражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать ипроводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своимисверстниками и малышами.
Удетей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своихзанятий и к достижениям спортсменов. В процессе физического воспитания имеютсябольшие возможности для осуществления нравственного, умственного,эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятияхфизическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитанияположительных черт характера (организованность, дисциплинированность,самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность,справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься вколлективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственноевыполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость,решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своихсилах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детейпонимание роли физического воспитания в подготовке к труду[32].
Хорошопоставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитиюдетей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельностинервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшемувосприятию и запоминанию.
Назанятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы(восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительныеоперации (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужностремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями инавыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность,самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость [18]
Важнопри этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостноенастроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательноепсихическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоцииблаготворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечиваютбыстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
Физическоевоспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во времявыполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать,чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительностьдвижений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающейобстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению,непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.
Впроцессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду: у детейукрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физическиекачества, необходимые для труда; способность к быстрому овладению двигательныминавыками и трудовыми операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыминавыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройствеямы с пескомдля прыжков, снежных валов, в заливке дорожек дляскольжения, катка, в прокладывании лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтомпростейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовлениецелей для метания и т. д.), с уходом за ним (дети вытирают пыль сгимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др., очищают лыжи,санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место) [18]
Детитакже принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения иплощадки (расчищают каток от снега, поливают физкультурную площадку, собираютопавшие листья и т. д.), расставляют и собирают физкультурный инвентарь назанятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки посамообслуживанию(одевание, раздевание костюмов, обуви), атакже по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур.Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитываетсяуважение к труду взрослых.
Процессфизического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобыодновременно решались оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Такимобразом, физкультурные занятия — являются ведущей формой для формированияправильных двигательных умений и навыков, содействуют развитию разностороннихспособностей детей, создают условия для двигательной деятельности, подводят квыполнению сложных двигательных действий. Чем увлекательнее и содержательнеезанятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечениявысокого двигательного режима в течение дня, который необходим дляудовлетворения потребности растущего организма в движениях. Соблюдение режимадня вырабатывает потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями,развивает умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду идома. Физкультурные занятия содействуют укреплению, сохранению здоровья иформируют здоровый образ жизни.
1.2 Структура сюжетныхфизкультурных занятий
С детьми раннегодошкольного возраста (1 — 4 года) рекомендуется проводить занятия по физическойкультуре 2 раза в неделю (по 10 — 15 мин).
Занятия по физическойкультуре в старшей группе детского сада (5 — 7 лет) проводятся 3 раза в неделюв утренние часы продолжительностью 25 — 30 минут (не считая ежедневной утреннейгимнастики).
Физические занятия сдетьми в дошкольных учреждениях имеют свою структуру, делятся по содержанию иметодам проведения.
Дети во время занятийдолжны быть в физкультурной форме: в майке и трусах, босиком (где имеетсяутепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. Кпроведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи,составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.
Воспитательподготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь перед началом занятия ирасполагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельноберут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место [18].
Структура физкультурныхзанятий общепринятая исодержит три части:
· вводную (18 %общего времени занятия);
· основную (67 %общего времени занятия);
· заключительная(15 % общего времени занятия).
Такое распределениематериала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физическойнагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.
Цель вводной частизанятий — ввести организм в состояние подготовленности к основной части. Ввводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении,перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особоевнимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляетдетей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательнымпоследствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).
Основная часть занятиянаиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера,основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этомразвивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это частьотличается наибольшей физической нагрузкой [20].
Общеразвивающиеупражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечныегруппы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений,ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую идыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполненияобщеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различныеисходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяяисходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательнуюзадачу.
Общеразвивающиеупражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют спогремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются такжеимитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).
В зависимости от того,какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает ипланирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразнопостроение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так какпостроение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и,кроме того, может привести к травмам.
В основной части занятияиспользуются игры большой подвижности, включающие движения, которые повозможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание,ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко идождик», «Лошадки» [7].
Третья, заключительнаячасть занятия небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнениямалой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательнойактивности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния котносительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность [12].
Систематическое,постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общееразвитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности.Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишнимнапряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.
Прочность усвоенияупражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного(достаточное число раз).
Повторение не должно бытьмеханическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности.Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использоватьразличные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.
Планируя занятия пофизической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитыватьтакие факторы:
· помнить, чтоупражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностямребенка;
· предусматриватьупражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног,которые необходимо чередовать;
· не заменятьполностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3 знакомых, которыедети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения,которые доставляют детям удовольствие);
· предусматриватьпостепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в концезанятия;
· избегатьдлительного статического положения, ожидания;
· методы и способыорганизации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
· давать подвижнуюигру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;
· умело вызывать уребенка положительные эмоции;
· учитывать время,отведенное на непосредственное выполнение движения.
Речь воспитателя во времязанятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание изаинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием егоимени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша,усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения[18].
Подготовительная частьповышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовиторганизм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игроваямотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировкадвигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основнойчасти, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованныйхарактер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомыеупражнения, и др.
В основной части занятияу детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их,развивают физические качества, координационные способности. Для этой частизанятия характерна кульминационная насыщенность сюжета.
В заключительной частизанятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности кспокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, детинастраиваются на самостоятельную игру.
Таким образом, структура физкультурных занятий состоит из трех частейвводной, основной, заключительной.
В вводной части нужно ввести организм в состояние подготовленности косновной части. В данной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге,построении, перестроении, несложные игровые задания.
В основной части занятия содержит упражнения общеразвивающегохарактера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. У детейформируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развиваютфизические качества, координационные способности. Для этой части занятияхарактерна кульминационная насыщенность сюжета.
В заключительной части происходит постепенный переход от усиленноймышечной деятельности к спокойному состоянию.
1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
Эффективностьобучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способоворганизации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние наколичество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогомпроцессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладенияструктурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только упедагога, но и у своих сверстников.
Нафизкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при которомвсе дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет завыделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, чтоспособствует быстрому образованию временных связей, достижению высокойактивности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнениилюбого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всехдетей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому примногократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнениеребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеетвозможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполнеподходит для формирования первоначального представления о новом движении, дляовладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом,обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например,фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур (в младшей группе),овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д.,подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону;прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтальновыполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и наэтапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальныйспособ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, ииспользуется во всех частях физкультурного занятия[32].
Положительнымисторонами этого способа является то что, обеспечивает высокую моторнуюплотность занятия, обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей впроцессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держитв поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышаетфизическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитиюфизических качеств Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.
Недостатокэтого способа заключается в том, что при одновременном выполнении упражненийвсей группой затрудняется индивидуальный подход к каждому ребенку [20].
Длявыполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е.используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, какправило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количестводетей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое времяподгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разныхснарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создаетсявозможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другиеподгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или вусложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятныхусловий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечитьдостаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенокимеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другимдетям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен длявосстановления сил, а с другой стороны – успешно образуются временные связи иесть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомыефизические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, чторазвивает у них самостоятельность в использовании разученных движений,самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опытребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучиваниясоставных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новоедвижение или способ его выполнения, то для закрепленияне может быть взято движение, требующее подстраховки[32].
Положительнымисторонами этого способа является то, что сохраняется высокая моторная плотностьзанятия, повышается двигательная активность детей, воспитываются умениесамостоятельно выполнять задания; ответственность, сдержанность, даетсявозможность упражняться в нескольких видах движений, повышается физическаянагрузка, есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми
Недостатокэтого способа заключается в том, что ограничивается возможность воспитателяконтролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь,поправлять их ошибки [20].
Разновидностьюэтого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами(одновременно 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях,спрыгивание со скамейки и т.д. [32].
Положительнымисторонами этого способа является то, что обеспечивается отработка качествадвижений, индивидуальный подход к детям.
Недостаткомэтого способа является низкая моторная плотность занятия[20].
Поточныйспособ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом,переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-тодвижение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинаютвыполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий,формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно квыполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однакообучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, посколькумышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затемстираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь квоспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом онлишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своегодвижения.
Данный способуспешно решает задачи закрепления и совершенствования движений[32].
Положительнымисторонами этогоспособа является высокая моторная плотность занятия,достижение воспитания у детей физических качеств – быстроты, ловкости, силы,выносливости и ориентировки в пространстве
Недостаткомэтого способа является затруднение наблюдений за качеством выполненияупражнений всеми детьми и оказание им помощи [20].
Существуетиндивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядкеочередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движенияу каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это времянаблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимаютзамечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждениятравматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразиеприводит к монотонности, а отсюда – к отвлекаемости детей от процесса обучения.Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений дляусвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большойперерыв между повторениями.
Нередковоспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детейпри выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа однидвижения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега,кувырки и т.д.), а другие – посменно (подтягивание на скамейке, упражнения вравновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточномспособе [32].
Положительнойстороной этого способа является то, чтодостигается воспитание качества,точности двигательного действия.
Недостаткомэтого способа является низкая моторная плотность занятия [20].
Выбор способаорганизации детей на занятии зависит от:
1. новизны, сложности и характера упражнений;
2. задач занятия;
3. материальной оснащенности и места проведения занятия;
4. размеров помещения (площадка, зал);
5. наличия оборудования;
6. возраста детей и их подготовленности;
7. собственных умений воспитателя [32].
Такимобразом, эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощьюразличных способов организации детей.
Фронтальныйспособ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, ииспользуется во всех частях физкультурного занятия.
Групповойспособ создает благоприятные условия для разучивания составных элементовдвижения. Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений другза другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчиваюткакое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинаютвыполнять первое.
Индивидуальныйспособ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности.
Такаяорганизация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений дляусвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большойперерыв между повторениями.
1.4Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшегодошкольного возраста
Длядетей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первуюочередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвестинаблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль,осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Основноеусловие их игры – многократное повторение одних и тех же действий. Дети втечение длительного времени могут повторять действия, не стремясь к результату,их привлекает само действие, способ его выполнения[20].
Роль ивоображаемая ситуация у дошкольников служат как бы фоном для развертыванияпредметной игры. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенкадвигательные задания: он не просто поднимает руки вверх, размахивает флажком,не просто идет по прямой, а шагает по тропинке, везет машину по дороге,переходит через ручей по мостику, идет по кочкам, прыгает как зайчик, ходит начетвереньках, как мишка. Каждый ребенок, выполняя задание воспитателя рядом сдругими, реализует при этом свои возможности.
Наоснове подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя сперсонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразитьвоображаемую ситуацию, исполнить роль. Ролевое поведение детей, если оносвязано с большой двигательной активностью и выполнением разнообразныхдвижений, может быть использовано на занятиях по физической культуре. Дети вроли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников — осваивают упражнение спалкой, в роли почтальонов — ездят на велосипедах, развозя корреспонденцию.
Занятияпо физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказавоспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьмираскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполненияупражнений и их содержание. В разновозрастной группе применяются разнообразныеприемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнениюдетьми физических упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастныеособенности детей, принимается во внимание и уровень их физическойподготовленности.
ХухлаеваГ.В. считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации,в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонажзнакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасноеположение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя ввоображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятсявыручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия.Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи»,идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения,выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешностьдействий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этомслучае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии еемногократное выполнение их теряет смысл.
Выражаясочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоитьразличные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своейинициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевыекачества[32].
В другойситуации воспитатель, пробуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, можетпредложить им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и простопорадовать их совместными играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобыпозаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. Напервых порах воспитатель сообщает детям развитие сюжета постепенно: «Пойдем ккукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки».
Персонажимогут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать замаленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшимзверятам.
Интересдетей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образнойформе и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать.Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждаютдетей находить новые для них характеристики движений. Принимая игровыеобстоятельства, предложенные воспитателем, дети выполняют плавные, замедленныедвижения как будто бы во время качки на корабле, имитируют лазанье покорабельным снастям.
Развиваявоображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурныйинвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок»,то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже«корабль»[32].
Частьзанятий посвящается путешествиям по временам года, в них отражаются природныеизменения, трудовая и спортивная деятельность людей. Сюжеты занятий близкидетям, их впечатлениям и переживаниям, содержат материал по ознакомлению сокружающим (например, «Вспомним лето», «На солнечной полянке», «Почтальоны» идругое). Также путешествия и прогулки проводятся в среднем и медленном темпе ивключают определенные игровые упражнения с целью совершенствования необходимыхдвижений.
Приобучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детямдоступно выполнение роли и они могут принять ее на себя, повторяя при этомразнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательностиих в соответствии со взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровымидействиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают,как воробышки, бегают по дорожкам, мажут крылышками, как цыплята.
Вусловиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевымзаданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполненияосновных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, походу игры находят их вариантыъх[32].
Движения,связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкиваетк исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Этоявляется одной из причин широкого распространения в практике ДОУ сюжетныхфизкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают удетей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детейпреодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться впроблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываютсяс неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность,самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая сменадвигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей,снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетаетнезаметно[20].
Длядетей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогаютим быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пухаили меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ можетпроисходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его наголову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобыновоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагаетсяиспользовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес»,«Лужок».
Разныероли для детей — это и разные двигательные задачи. Например, дети — «мышки» — выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети — «котята» — выгибают спинку,ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают заними [20].
Волошина Л.Н предлагаетпроводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления вприроде. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создаютблагоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуютумственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность,регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.
Постоянный контактпедагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый иминтерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей[20].
Познавательное развитиедошкольников оценивается ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка восенний лес» дети знают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что унеё не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодно в лесу», «Пришлавесна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь – лесной зверь. Оносенью ложится спать в берлогу до весны.
Разнообразие на занятиистандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использованиеприродного материала способствует лучшей организованности, повышениюдвигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка. Так, во времяигры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум дождя (грамм запись), ивыходят погулять, когда поют птички.
Очень интересно проходятсюжетные занятия на свежем воздухе в разное время года. Эти занятия болееэффективны. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровьедетей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе.Это такие занятия, как «Мы покормим птиц зимой», «Поможем коту Леопольду». Ониоказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогаютукреплению воли, развивают смелость, самостоятельность.
Формируемыена занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя всамостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активностималышей в сюжетно-ролевых играх.
Припроведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзянарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценкадеятельности детей – всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа,через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённостьигрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, вгимнастической скамейке — большой пригорок, за который можно спрятаться отзлого волка[32].
Когданакоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности нафизкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предметдля упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.
Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженнаядидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгаярегламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянныйсостав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано споследующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальнуюдвигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровнюподготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительноеоборудование и музыкальное сопровождение.
Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельнонаходить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающихупражнений, способствую развитию физических качеств, развитию творчества,психических процессов.
Эти занятия открывают широкиевозможности для работы с детьми, создают благоприятные условия длясовершенствования основных движений, способствуют умственному и физическомуразвитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её,обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.
Занятияфизкультурой являются ведущими для формирования правильных двигательных уменийи навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений изакономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитиюразносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременносо всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвестидетей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и ихиспользованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения вдругие ситуации.
Структура физкультурных занятий состоит из трех частей вводной,основной, заключительной.
В вводной части нужно ввести организм в состояние подготовленности косновной части.
Основная часть занятия содержит упражнения общеразвивающего характера,основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. В заключительной частипроисходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойномусостоянию.
Эффективностьобучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способоворганизации детей, т.к. фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный.
Эти занятия открывают широкиевозможности для работы с детьми, создают благоприятные условия длясовершенствования основных движений, способствуют умственному и физическомуразвитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая,таким образом, гармоническое развитие ребёнка.
Глава II.Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих наразвитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольноговозраста
Психолого-педагогическийэксперимент проводится на базе детского сада «Колокольчик» с 1 октября 2009года по 30 марта 2010 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы.
2.1 Констатирующийэксперимент
Цель: Выявить формыпроведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Разработать вопросы для анкеты для воспитателей ДОУ.
2. Провести обследование.
Длярешения поставленных задач была разработана система вопросов. Вопросы былинаправлены на выявление количества физкультурных занятий в сюжетной форме,проводимых с детьми в ДОУ.
Вопросы:
1. Сколько занятий спланировано в плане?
2. Виды физкультурных занятий, их количество.
- Учебно-тренирующего характера
- Игровые
- Сюжетные
- Тематические
- Комплексные
- Контрольно – учебные
Анализкалендарных планов за IV квартал 2009 годВопросы Старшая группа Сколько занятий спланировано в плане? 36 Учебно-тренирующего характера 22 Игровые физкультурные занятия 4 Сюжетные 1 Тематические 5 Комплексные 3 Контрольно — учебные 1
В результатеанализа календарного плана в старшей группе установлено, что занятия проходят всистеме. Конспекты физкультурных занятий составлены с учётом возрастных ииндивидуальных особенностей развития детей. Сюжеты занятий способствуютэмоционально положительному настрою детей на занятие, активности детей, а такжеувлечённому выполнению детьми физических упражнений, развития воображения детей(воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь),самостоятельность, артистизм. Соблюдаются требования к оздоровительнойнаправленности физкультурных занятий.
В старшейгруппе дети были активны, охотно выполняли задание упражнения. Воображая,ситуация помогает сделать интересными для ребёнка двигательные задания. Занятиепрошло в интересной форме, что способствовало выполнению сложных упражненийлегко и свободно, повысилась двигательная активность детей.
Детислушались воспитателя, выполняли движения одновременно всей группой,действовали в соответствии с заданным планом и творчески выполняли предложенныезадания.
Такимобразом, хорошо поставленные физкультурные занятия во многом способствуютумственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия длянормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в своюочередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.
Важнопри этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостноенастроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательноепсихическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоцииблаготворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечиваютбыстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
2.2Формирующий эксперимент
Цель: развитьинтерес к движениям у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетныхфизкультурных занятий.
Задачи:
1. Составитьсерию конспектов сюжетных физкультурных занятий.
2. Апробироватьна практике.
В формирующемэксперименте участвовало 14 детей.
Планирование экспериментальной работыДата Название сюжета Цель занятия Материал 06.10.2009 «Путешествие в изумрудный город»
Выполнять общеразвивающие и основные движения;
Закрепить влезание на гимнастическую стенку с переходом на соседний пролет;
Отработать мягкое приземление при прыжках в длину с места;
Развивать ловкость, равновесие, а также выразительность движений;
Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу Гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка. 20.10.2009 «У солнышка в гостях»
Развивать силу рук при ползании по скамейке;
Продолжать учить правильно прыгать вперед с места, вынося руки вперед приземляясь на носочки;
Развивать смелость в лазанье по гимнастической лестнице обхватывая пролет всей кистью;
Предупреждение плоскостопия при ходьбе на носках и пятках;
Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу. гимнастическая палка, гимнастическая скамейка, гимнастическая лестница. 10.11.2009 «Морское путешествие»
Упражнять детей в ходьбе змейкой, парами;
Упражнять в равновесии;
Продолжать учить детей прыжкам через предметы, ползанию под дугу с прогибанием спины, ползанию на четвереньках толкая мяч вперед;
Формировать умение заниматься в коллективе. дуга, мяч, игрушка рыбка, кубики 24.11.2009 «Туристы»
Продолжать использовать упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
Добиваться точности прыжков из обруча в обруч;
Продолжать формировать умение ходить приставным шагом прямо и боком;
Воспитывать смелость при лазании на гимнастической стенке;
Развивать коммуникабельность. обруч, канат, гимнастическая стенка. 08.12.2009 «Айболит»
Формировать умение прыгать в длину, в высоту и спрыгивать с высоты (40 см.);
Вырабатывать меткость;
Закреплять умение ходить в полуприседе и парами;
Добиваться правильного положения туловища при ходьбе и беге;
Воспитывать интерес к физической культуре и спорту. игрушка на леске, природный материал (орехи), гимнастическая скамейка. 22.12.2009 «Золотой ключик»
Учить ходить на наружной стороне стопы;
Учить ходить, перешагивая через пролеты лестницы лежащей на полу;
Вырабатывать равновесие;
Развивать силу рук при подтягивании на животе;
Предупреждение плоскостопия;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу. доска, гимнастическая скамейка, лестница, шнур.
Занятие «Путешествие вИзумрудный город»
На данном занятии дети выполняли общеразвивающие иосновные движения; влезали на гимнастическую стенку переходили на соседнийпролет; отрабатывали мягкое приземление при прыжках в длину с места; развивалиловкость, равновесие, а также выразительность движений. Детям было предложено,выбрать роль одного из героев этой сказки. Воспитатель был в качестве ведущего.Олег И., Оля М., Ира Г. все упражнения дела активно. По сюжету дети должны былидойти до Изумрудного города. Чтобы Элли и Татошка вернулись домой дети играю вподвижную игру. Лера П., Паша Ф. Анжела Я играли активно.
Занятие «У солнышка вгостях»
На данном занятии дети выполняли развивалисилу рук при ползании по скамейке; учились правильно прыгать вперед с места,вынося руки вперед приземляясь на носочки; развивать смелость в лазанье погимнастической лестнице обхватывая пролет всей кистью; ходили на носках ипятках. Занятие прошло в доброжелательной обстановке, непринужденной форме.Задавали темп Алена Ч., Катя М., Настя Л… Илья К., Никита Х. лучше других выполнялиупражнение подтягивание на животе. В подвижной игре Оля М., Катя М. былиактивней.
Занятие «Морскоепутешествие»
На данном занятии дети упражнялись входьбе змейкой, парами; упражнялись в равновесии; продолжали учиться прыжкамчерез предметы, ползанию под дугу с прогибанием спины, ползанию на четверенькахтолкая мяч вперед; формировали умение заниматься в коллективе. При выполненииупражнений затруднений не было, т.к. был использован метод подражания. Занятиепрошло весело и интересно. Полина С., Алина К., Аким Т активно выполняли всеупражнения. В подвижной игре дети были активны.
Занятие «Туристы»
На данном занятии использовалисьупражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; дети учились точнопрыгать из обруча в обруч; формировались умение ходить приставным шагом прямо ибоком; воспитывалась смелость при лазании на гимнастической стенке. Чтобы детисебя почувствовали туристами, им было предложено надеть рюкзачки. Было два«привала», которые сопровождались заданиями. Аня А., Лера Г. Алина П. активновыполняли задания. В подвижной игре Катя М., Лиза К., Паша С. были болееактивны.
Занятие «Айболит»
На данном занятии формировалосьумение прыгать в длину, в высоту и спрыгивать с высоты (40 см.); вырабатываласьметкость; закреплялось умение ходить в полуприседе и парами; закреплялосьумение правильного положения туловища при ходьбе и беге; воспитывался интерес кфизической культуре и спорту. Для метания в цель детям был предложен природныйматериал (орехи). Занятие прошло весело и интересно. При метании Илья К., РустаТ., Егор К. показали лучший результат. В подвижной игре Полина С., Паша Ф.,Костя В. были активней.
Занятие «Золотой ключик»
На данном занятии дети ходили нанаружной стороне стопы; ходили, перешагивая через пролеты лестницы лежащей наполу; вырабатывали равновесие; развивать силу рук при подтягивании на животе;уважительно относились друг к другу. Воспитатель в роли Буратино предложилдетям пойти к нему в гости, в кукольный театр. Оля Ш., Лера П., Миша Е. оченьактивно начали выполнять упражнения. В подвижной игре дети были активны.
Такимобразом, занятия в детском саду в сюжетной форме проводятся, но в недостаточномколичестве, так как при анализе календарных планов сюжетная форма физкультурныхзанятий использовалась только 1 раз в квартале. Обращают на себя вниманиеследующие противоречия. С одной стороны, польза движений в целостном развитииребёнка является очевидной и общепризнанной, а с другой стороны, в практикеработы детского сада двигательная культура ребёнка, различные формы еёцеленаправленного развития занимает более чем скромное место.
Заключение
Сюжетныефизкультурные занятия – одна из форм организованного обучения физическимупражнениям.
Физкультурныезанятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы. Первоначально сиспользованием физических упражнений получили название занятий гимнастикой иподвижными играми. (Е.И. Леви-Гориневская, Н.И. Кильпио).
В дальнейшем,благодаря исследованиям ряда учёных, круг физических упражнений длядошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включенияв работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавание, обучениеходьбе на лыжах, катание на коньках.
Эта формаработы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.Структура физкультурного занятия включает в себя 3 части. В первой частирешается задача по подготовке организма к предстоящей большой нагрузке. Во 2части развивается и закрепляются основные группы мышц, формируются двигательныеумения и навыки, развиваются физические качества. В 3 части решается задача поснижению физической нагрузки. В процессе выполнения основных движенийиспользуются фронтальный, поточный или смешанный способ выполнения движений. Всовременных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формыпроведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные –физкультурные занятия. Их можно проводить на основе сюжета, составленным самимвоспитателем или взять из литературного произведения.
Движения,связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкиваетк исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Можнотакже проводить сюжетные физкультурные занятия связанные с сезонными явлениямив природе. В этих занятиях создаются благоприятные условия длясовершенствования основных движений и способствуют умственному и физическомуразвитию дошкольников. Стимулирует двигательную активность, обеспечивает такимобразом гармоничное развитие ребёнка.
Эффективностьпроведения сюжетных физкультурных занятий оценивается не только по успешномурешению образовательных задач и влияния на развитие личности, но и пооздоровительному воздействию на организм.
Правильноецелесообразное чередование умственной и физической деятельности детей являетсянадёжным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированногоповедения.
Сюжетно — игровая форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребёнкаинициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения иповышения интереса к движению.
В ходепроведения сюжетно — физкультурных занятий выявили, что такие занятия помогаютдетям самостоятельно выполнять сложные двигательные действия.
Вследствиеэтого были разработаны методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий.
Методическиерекомендации.
1.При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развиватьличные интересы и инициативу детей.
2.,Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следуетзлоупотреблять готовыми образцами.
3.При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно бытьхозяевами положения.
4.Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеряв движении, может привести к потере здоровья.
5.Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций нафизкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.
6.Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессевыполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.
7.Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширениядвигательного опыта детей.
8.В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.
9.Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературнымпроизведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающиеэкологическую направленность).
10.Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.
11.Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы иуспешности действий.
Списокиспользуемой литературы
1. Адашкевич Э.И. Баскетболдля дошкольников. – М.: «Просвещение», 1983. — 130 с., ил.
2. Андерсон В.А., Вике JI.A.,Жбанва А.С. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М., 1991
3. Арагофская Э.И., РезановаВ.Д. Физиология и физкультура. М.: «Просвещение». 1968. -215 с., ил.
4. Аракелян О.Г., Карманова JI.B.Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. — АрмянскаяССР, 1980. — 145 с., ил.
5. Беззубцева Г. В.,Ермошина A.M. «О дружбе со спортом» М., 2003.
6. Буцинская П.П., ВасюковаВ.И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» М., 1990
7. Вавилова Е.Н. Учитепрыгать, бегать, лазить, метать. — М.: «Просвещение», 1983.- 174 с, ил.
8. Веселая З.А. Играпринимает всех. — Минск: «Польмя», 1985. — 58 с., ил.
9. Викулов А.Д., Бутин И.М.«Развитие физических способностей детей» Ярославль, 1996 г.
10. Волошина JI.H,«Воспитание двигательной культуры дошкольников» М, 2005
11. Волошина JI.H.«Игровые занятия» // Дошкольное воспитание 2007 г. № 5.
12. Горькова Л.Г., ОбуховаЛ.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2005
13. Гусева Т.А.«Вырастайка.» Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск., 2004
14. Дошкольная педагогика //В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина — М.: «Просвещение», 1986.- 415 с.
15. Дошкольная педагогика. /под ред. В.И. Логиновой – М., 1988
16. Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: «Просвещение», 2005
17. Иванов С.М. Врачебныйконтроль и лечебная физкультура. «Медицина», 1976,- 102 с.
18. Кенеман А.В., ХухалеваД.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.:«Просвещение», 1985. — 271 с.
19. Кожухова Н.Н. Рыжкова ЛА «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М.,2003
20. Кожухова Н.Н., РыжковаЛ.А., Борисова М.И. «Воспитатель по физической культуре в дошкольномучреждении» – М., 2003
21. Козлова С.А., КуликоваТ.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000.- 416 с.
22. Лайзане С.П. Физическаякультура для малышей. – М.: «ФиС», 1968. — 118 с., ил.
23. Лескова Г.П., НоткинаН.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственнуюработоспособность детей. – М.: «ФиС», 1983. — 120 с.
24. Литус А.Ю. «Беби –гимнастика» – М., 2005
25. Мушкова Е.Л. Гимнастикас детьми до 7 лет. – «Медицина», 1974. — 76 с., ил.
26. Немов Р.С. Психология:Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: «ВЛАДОС», 2005. — Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.
27. Осокина Т.И. Физическаякультура в детском саду. – М.: «Просвещение», 1978.-287 с.
28. ОсокинаТ.И. «Физическаякультура в детском саду» – М., 1990 г.
29. Пензулаева Л.И.«Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» М, 2001
30. Полтавцева Н.В.«Физическая культура в дошкольном детстве» –М., 2006
31. Рунова М.А. Двигательнаяактивность ребенка в детском саду. –М.: Мозайка-Синтез, 2000. — 256 с.
32. Степаненкова Э.Я. Теорияи методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001.-368с.
33. Фонарева М.И. Развитиедвижений ребенка-дошкольника. – М.: «Просвещение», 1971.
34. Шебеко В.Н. и др.Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998.- 192с.
35. Шишкина В.А.Движение+движения. – М.: «Просвещение», 1992. — 96 с.