«Творческаядеятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетическогоотношения к природе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
1.1 Виды деятельности
1.2 Творческая деятельность
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГООТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
2.1 Роль учебных предметов в формированиинравственно-эстетического отношения к природе
2.2 Экологическое воспитание как составная частьнравственного воспитания
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ –УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
3.1 Основные приоритеты в области биологическогообразования
3.2 Собственная разработка программы повоспитанию нравственно-эстетического отношения к природе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Человек живет в обществе и находится во множествеобщественных и личных связей между собой и другими людьми. Он долженсогласовывать свою деятельность с другими членами общества; подчинятьсяопределенным нормам, правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает своиправила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе,в отношении к природе и окружающему миру. Поэтому нравственное воспитаниеявляется важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
В тоже время человек является неотъемлемым элементомприроды, без нее он не может существовать. Поэтому отношение к природе имеетглубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение ксамому человеку.
Рациональное использование природных ресурсов и охранаокружающей среды являются важнейшими проблемами современности. Человек издавнапользуется дарами природы и теперь на смену потребительской психологии иприродо-покорительному взгляду на мир должна прийти новая система ценностей.Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратитьтолько немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью,общеизвестно. Предотвращение экологической катастрофы зависит отсформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологическоговоспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы.Исследование психологов Давыдова, Занкова, Эльконина и др. доказали возможностьформирования у младших школьников высокого уровня экологических знаний, которыеявляются составной частью нравственности, и культуры поведения в природном исоциальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младшегошкольника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает вприродной среде. Это является важным условием нравственно-эстетическоговоспитания. Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношенияличности к природе и ее воздействие на личность.
Для развития у школьников чувства прекрасного, формированияздорового художественного вкуса, умения правильно понимать и ценитьпроизведения искусства, красоту и богатство родной природы, — необходимоиспользовать возможности каждого учебного предмета, особенно литературы,музыки, эстетики, изобразительного искусства. Характерно, что природа вдеятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявлениясоответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектомзаботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметомцеленаправленного познания, когда оно изучают ее закономерности; реальнымпространством, где протекает их деятельность; окружающей средой – в занятияхспортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – впроцессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты.Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением вхудожественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники.Таким образом, нельзя отделить нравственно-эстетическое воспитание отэкологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение техотношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовнаяжизнь человека тесно связана с природой, и этот тезис методологическиопределяет использование природы как средство, а формирование гармонииотношения к ней, выступает как одна из задач нравственного и эстетическоговоспитания. Особое место занимает непосредственное общение школьника сприродой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебнойи трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающейприродной среды.
Понимание многосторонней ценности природы как источникаматериальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребностиобщения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствиис нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единствес нравственно-эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете,определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой (Печко, 1984).
Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества,человека сегодня включаются во многие учебные предметы, во внеурочную работушколы с целью формирования необходимой экологической культуры учащихся.Экологический аспект школьного образования включает раскрытие идеи о ролиприроды в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно-эстетическомвоспитании. Природа, не являясь носителем общественной морали, в тоже время,учит ребенка нравственному поведению, благодаря, гармонии, красоте, вечномуобновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий,красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро вотношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в томчисле – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающейсреды.
Нравственная сторона отношения к природе формируется вдействиях, направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственныхначал отношения к природе неразрывно связанно с ростом заботы о ней, о чистотеводных источников, воздуха, о сохранении почвы, о пресечении действий наносящихущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводитьшкольников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижениекрасоты окружающего мира должно порождать стремление охранять этот мир.
Нравственно-эстетическое отношение к природе возникает иразвивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия,формирующие это отношение, влияют содержание и форма заданий, возможность ихтворческого выполнения.
Предметом исследования данной дипломной работы являетсятворческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетическогоотношения к природе. При написании дипломной работы были поставлены и решеныследующие задачи:
· Собрать и проанализироватьпедагогическую методическую литературу, программы средней общеобразовательнойшколы, учебники с целью выявления степени разработанности вопросов формированиянравственно-эстетического отношения к природе.
· Познакомиться с опытом учителейначальных классов и учителей предметников по данной проблеме.
· Разработать и провести в периодпрохождения преддипломной педагогической практики ряд мероприятий и творческихзаданий, направленных на формирование у учащихся нравственно-эстетическогоотношения к природе.
В дипломной работе раскрыта сущность таких понятий как:деятельность, творческая деятельность, нравственность, экологическоевоспитание, нравственно-эстетическое отношение к природе; показана связьэкологического воспитания с нравственным и эстетическим воспитанием, рольучебных предметов в формировании гуманного отношения к природе.
В методической, педагогической литературе еще не появилосьзначительных обобщающих работ, которые соединили бы современные данные научныхдисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленногопедагогического воздействия на воспитание нравственно-эстетического отношения кприроде, но имеются конкретные публикации, посвященные отдельным аспектам этойпроблемы.
/>/>/>/>ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ ЕЕ ВИДЫ
/>/>/>/>1.1 Виды деятельности
Человек как субъект познания и общения формируется в процесседеятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности,возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю,энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становленияличности.
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы,цели которых находятся не в них самих, а в том действии элементом, которого ониявляются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности,в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, чтопедагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, азатем – к управлению деятельностью учащихся (Петровский, 1979).
Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источникомобогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения.Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее вдеятельность. Эта закономерность обуславливается тем, что личностное развитиечеловека происходит благодаря общественному опыту, овладение которым требует соответствующейдеятельности. К примеру, чтобы овладеть знаниями, нужна познавательнаядеятельность. Целью воспитания является всесторонне-гармоническое развитиеличности (ВГРЛ), поэтому учащихся необходимо включать в разнообразные видыдеятельности:
· Учебно-познавательную деятельность.
· Художественно-эстетическуюдеятельность.
· Физкультурно-оздоровительнуюдеятельность.
· Патриотическую деятельность.
· Трудовую деятельность и др.
Для всестороннего развития личности необходимо одновременная, взаимосвязанная,комплексная организация деятельности (Бабанский, 1988).
Современная педагогическая психология считает, что для каждоговозрастного периода имеется свой, наиболее характерный, ведущий виддеятельности. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а вмладшем школьном возрасте – игровая и учебная деятельность. Из этого неследует, что в каждом возрасте ребенок должен заниматься одной, именно ведущейдеятельностью. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности,обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем, знание ведущихвидов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формироватьих в обучении и воспитании.
Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии личности, некоторыепсихологи считают и общение, видом деятельности, называя ее коммуникативнойдеятельностью. Ведь в процессе общения каждый человек познает другого и самогосебя. Благодаря общению и связанному с ним обособлению, ученик овладеваетсоциальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность. Всоответствии с этой концепцией необходимо выделять при описании процессаобучения, аспект общения, как еще один аспект деятельности.
С позиции педагогики процесс воспитания – это сознательно организованноевзаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активнойдеятельности воспитываемых по овладению социальным и духовным опытом,ценностными отношениями (Харламов, 1996).
Это положение отражает личностно-деятельный подход к воспитанию,применяемый современной отечественной теории. Современная теория считает, чтоучащиеся не являются пассивным объектом для воспитания. Воспитание состоит не впрямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.Процесс рассматривается через организацию деятельности детей, а результатывыражаются в качественных сдвигах в сознании и поведении школьников./>/>/>1.2 Творческаядеятельность
Важную роль вподготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годызакладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваютсявоображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность,формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения,обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываютсясамостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться идифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основетворческого труда.
В современнойпсихологии и педагогики под творчеством детей понимают деятельность, в процессекоторой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когдаребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего онраньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основевсякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка.Если их нет, то нет и творчества.
Отличительныйпризнак творческой деятельности детей – субъективная новизна продуктадеятельности. По своему объективному значению замысел ребенка может быть новыми необычным, но в тоже время выполняться по указке учителя, по его задумке, сего помощью, а потому не является творчеством. И в тоже время ученик можетпредложить такое решение, которое уже известно, но додуматься до него нужносамостоятельно, не копируя известное. В этом случае имеет место творческийпроцесс, основанный на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика.Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в котором формируетсяумение решать нешаблонные, нестандартные задачи. Успешное формирование умладших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учетапедагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задачв развитии творческих способностей.
Очень точноосновные отличительные черты детского творчества были подмечены П.П. Блонским,который писал, что два порока имеет детская фантазия: детский вымысел скучен иребенок не критически относится к нему; ребенок – раб своей бедной фантазии.Главным фактором,определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт:творческая деятельность воображения находиться в прямой зависимости отбогатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и перваяважнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Длятого, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать задачи, необходимо,прежде всего, заботиться о развитии у них кругозора, о создании реальнойчувственной основы для воображения, необходимо накопление в сознании ребенкаобразов, из которых путем воображения могут создаваться новые образы(Петровский, 1979).
Природа – поистине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать уребенка умение видеть ее красоту. Лучшей формой привлечения детей к творческойдеятельности становятся занятия в различных кружках, студиях, центрах детскоготворчества. Работа в кружке это серьезный труд для детей, требующийорганизованности, дисциплинированности, волевых усилий. Успех кружковой работыво многом зависит от выбора объектов труда, поэтому нужно, что бы они былипривлекательными и доступными для детей, несложными в изготовлении, имелиобщественную направленность. У детей посещающих кружок, происходит постоянноеразвитие мотивов творчества: от непосредственно побуждающих, которые привели ихв кружок, и перспективно побуждающих, когда формируются устойчивые интересы.
Занятиядекоративно-прикладным искусством благотворно влияют на развитие детскойфантазии, пробуждают заложенное в человеке от природы чувство прекрасного. Привыполнении творческих работ, дети убеждаются в том, что они могут от начала идо конца создавать красивые вещи. Этим воспитывается серьезное отношение кпорученному делу. Кроме того причастность к творческому процессу, приизготовлении прикладных изделий, развивают некоторые технические ихудожественные навыки.
Помимозанятий в кружках, студиях, центрах детского творчества, творческаядеятельность должна присутствовать в процессе учения на уроках чтения,литературы, русского языка, музыки, труда, природоведения, биологии, рисования.Учащиеся могут сделать свою иллюстрацию к литературному произведению, пейзажнуюзарисовку, сочинить стихотворение, сказку, рассказ, подготовить стенгазету,дневник наблюдений и т.д. Включение школьников в трудовую деятельность науроках труда и в группе продленного дня, во внеурочной воспитательной работе,создает благоприятные условия для развития технического и художественноготворчества детей и развития опытнической работы. На уроках природоведенияучащиеся могут использовать творческий подход к решению экологических проблем.
Главная бедамассовой школы состоит в том, что деятельность учащихся младших классов носитпреимущественно репродуктивный, нетворческий характер. Даже в той деятельности,продукты которой называют в школе «творчеством детей», элемента творчестваприсутствуют очень редко.
Учет основных особенностей детского творчества и сосредоточение нарешении основных задач развития творческих способностей у детей, приводит квозникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, кусложнению и совершенствованию их творческих замыслов. Дети младшего школьноговозраста любят рисовать, лепить, участвовать в ролевых играх, слушать доступнуюим музыку. В связи с этим важная роль отводиться формированию культурывосприятия и чувствования у детей. Учащиеся, непосредственно реагируя наизменения окружающего мира, сами становятся как бы открытой и незамкнутойсистемой. Этому способствуют такие приемы, как наблюдение, визуализация,драматизация (в устной и письменной формах), сюжетно-ролевые и творческие игры.
Приемвизуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира.Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравьяи ползут по камням. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенокпытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают,что все живое нуждается в защите.
Приемдраматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в егоположение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» — стремлениепосредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своегобытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей иживотных. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большуюсмысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердногоотношения к миру растений и животных, отмечая черствость людей, которыебезжалостно вторгаются в природу и вредят ей.
Материал поразвитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры инравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языкупредусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимоучитывать их жизненный опыт, интересы, доступность. Темы могут быть рассчитанына конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственныхситуаций проявления милосердия, равнодушия, эгоизма. Анализируя содержаниетекста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями опринципах, мотивах, потребностях личности.
Уроки чтениясодержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся.Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающиймир, чувствовать его самоценность. Творческие работы могут основываться как налитературном. Так и на жизненном материале.
Формированиеценностных ориентаций в обучении младших школьников подчиняется общимзакономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то,эмоциональное восприятие действительности, является у младших школьниковопережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний черезизмененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценностинеобходимо представлять в конкретной форме, а их усвоение – в доступной длядетей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: вединстве задач, содержания и методов организации. Очевидно, что нравственноеразвитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учебной игрой, общением сокружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажнуюроль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать удетей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах иправилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своемуздоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которыенаучат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведенияв ней.
Периодначальной школы в жизни ребенка можно рассматривать как первую ступеньобогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общейцелостной картиной мира, воспитание нравственного и эстетического отношения кнему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеетособое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первыйплан – без этого невозможна жизнь человека. В тоже время стало очевидным, чтосегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочнымэкологическим поведением людей.
Большоенаследие в области воспитания детей окружающей средой и развития у нихтворческих способностей оставил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка.По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.«Я вижу, — писал Сухомлинский В.А., — воспитательный смысл в том, чтобы ребеноквидел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробужденияжизни в природе». Отношение детей и подростков к объектам природы известныйпедагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, котораянас вырастила и кормит. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что самаприрода не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобыребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык,беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста(Есипов, 1967).
Урок любви кприроде продолжается на уроках труда и изобразительного искусства, на которыхкаждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тотобъект который ему больше всего понравился на экскурсии. Практикаэкологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение сприродой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенкелучших человеческих качеств.
Неотъемлемойчастью воспитания является эстетическое воспитание школьников, способствующеевсестороннему развитию личности, расширяющее и углубляющее познание окружающегомира. Среди разнообразных видов работ, направленных на эстетическое воспитание,значительное место принадлежит изучению произведения искусства. Картина служитпрекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности,облегчает работу по развитию логического мышления и речи учащихся, приучает ихделать правильные выводы и обобщения, видеть и понимать красивое в природе иискусстве.
К числу книг,в которых поставлена проблема охраны природы и нравственного воспитания юногопоколения, относятся произведения В. Бианки, в частности «Лесная газета».«Лесная газета» представляет собой уникальную биологическую энциклопедию длядетей младшего школьного возраста. Она раскрывает богатые возможности передучителем для реализации задач экологического, нравственного, трудовоговоспитания школьников. Это тот необходимый инструмент, который поможет выбратьинтересные формы проведения урока, увлечь детей и добиться большоговоспитательного эффекта в обучении. Нравственный мир детей сложен, динамичен изадача педагога – постоянно следить за нравственным развитием ребенка,улавливать возможные отклонения от норм и своевременно корректировать их.
Умение видетьприроду – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Онодостигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частьюцелого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться вовзаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействийтребует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленноенаблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания ее, бережноеотношение к ней. Изучение природы, способствует формированию уважения кобществу, к самой природе, развивает чувство патриотизма. Созерцание красотыприроды дает душевную опору и будит в душе ребенка самые высокие стремления.Наблюдение обогащает ребенка яркими образами окружающей действительности,служит основой формирования понятий.
Переживаниеувиденного, услышанного, созерцание и слушание В.А. Сухомлинский справедливорассматривал как первое окно в мир прекрасного. Ведь чтобы ребенок научилсявидеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать и творить нужно учить егоэтому. И это главная задача учителя. Ведь красоту нужно суметь открыть передребенком. Можно многого достигнуть в их эстетическом воспитании, в развитии уних способности эстетического восприятия действительности, чувства красивого, атак же в развитии эстетических вкусов. Нередко у школьников обнаруживаютсяяркие способности и особый интерес к доступным формам творчества, в той илииной области искусства. Поэтому одной из задач школы является содействиеразвитию у ребенка его дарования.
Творчество итворческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачаформирования творческой личности приобретает сегодня практический смысл, ибопознавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когдакачества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат.Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения ивоспитания. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся зависитв большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Дляформирования творческой личности школьника возможно использование всех методов,которыми располагает современная дидактика:
· Объяснительно-иллюстративные– рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы, схемы и др. – способствуютформированию первоначальных знаний об основных природоведческих понятиях изаконах природы.
· Воспроизводящие– содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.
· Проблемно-поисковые– в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей.
Эффективностьработы школы в настоящее время определяется тем, в какой мереучебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностейкаждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его ксамостоятельной познавательной творческой деятельности.
/>/>/>ГЛАВА2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
/>/>/>2.1 Роль учебныхпредметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе
На основеразработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложиласьхарактеристика нравственно-эстетического воспитания в современнойобщеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формированиятворчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного емупонимания, воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное,другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного ктому, чтобы жить и творить по законам красоты.
Такоеопределение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитогонравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общейнравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннеговозраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровыехудожественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведенияискусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целейлучше всего использовать возможности каждого учебного предмета, а особенно:литературы, природоведения, музыки, изобразительного искусства, технологии.ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Помочь детямполюбить природу, стать ее большими и добрыми друзьями, помочь им воспринять ипознать окружающий мир, дать им знания о явлениях и законах природы –важнейшая задача учителя.
Начальныйкурс природоведения способствует углубленному познанию явлений природы, учитдетей видеть, различать, сопоставлять эти явления в разные времена года. Вкаждом из них дети увидят своеобразие, особенности, богатство форм, цвета,звуков, то прекрасное, что сами дети не всегда могут осознать и оценить. Онивпервые вводятся в мир научных понятий, знаний о природе через учебный курс«Природоведение». Природа познается как единое целое, где все взаимосвязано,взаимообусловлено. Дети знакомятся с деятельностью человека, узнают о егопреобразующей деятельности, об охране природы человеком. Начальный курсприродоведения дает знания, способствующие формированию нравственно-эстетическогоотношения к окружающему миру. В процессе наблюдений усваивается чувственноепознание в целом: ощущения, восприятия, представления, формируют образывоспринимаемых предметов и явлений, активизируют возникновение понятий,развитие мыслительной деятельности и элементов нравственно-эстетическогоотношения к миру природы. Наблюдательность обогащает знания, представлениедетей о предметах, явлениях природы, способствуя развитию и эстетическойвосприимчивости. Постепенно накапливаются и систематические знания, которыепомогают детям указать причину того или иного увиденного явления, дать емуправильное объяснение.
Курсприродоведения в начальных классах имеет глубокое воспитательное значение,пополняя знания, содействуя воспитанию гуманных и патриотических чувств;предоставляет учителю большую возможность в осуществлениинравственно-эстетического развития и воспитания детей. Ведь природа и еесвойства – богатейший источник эстетических чувств, впечатлений, необходимыхдля гармоничного развития ребенка. Для нравственно-эстетического развития ивоспитания детей, на уроках природоведения, многое дают материалы учебников идневников наблюдений. Дневник наблюдений за природой побуждает школьников нетолько воспринимать, но и кратко записывать свои наблюдения за погодой,растениями, животными; зарисовывать и раскрашивать картинки, заучиватьстихотворения и пословицы, отгадывать загадки.
Уже первыенаблюдения детей дают им представления об осени как сезонном явлении природы,времени года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц,животных. Наряду с познанием закономерных свойств природных явлений, детивоспринимают и поэтические картины осени. В дневнике наблюдений детямпредлагаются и творческие задания эстетического плана: раскрасить изображенныелистья березы, клена, дуба, рассмотреть и составить рассказ по картине «Осенниеработы» или по своим наблюдениям «Природа осенью». Детям предлагается отгадатьзагадки и нарисовать то, что они обозначают. И как проявление заботы о природе,предлагается сделать кормушку для птиц.
Экскурсии вприроду также имеют огромное воспитательное значение. Любая экскурсия, прогулкив лес, парк, сквер, сад или даже по городу, способствуют воспитанию в детяхчувства прекрасного. В.А. Сухомлинский писал: «….во время экскурсий, вообще прикаждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы онизадумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нассамих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…..» (Есипов,1967).
Готовясь куроку, по программе «Природоведение» во 2-3 классах, учитель не долженпроходить мимо всего того поэтического, глубоко эмоционального, что дает детямприрода, ее картины, образы, краски. Включение в учебный процесс на урокахсочетания яркой характеристики природных явлений с художественным образомпроизведения, народной пословицей, поговоркой, загадкой поможет детям ещеглубже воспринимать эти явления, полюбить родную природу. И столь же важнодавать детям постоянное ощущение связи того, что они изучают на уроке, с тем,что они видят, делают, создают за порогом школы.
Природоведениев начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познаютмногообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу,становятся ее исследователями, друзьями. Рассказы учителя, экскурсии,наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество – все этопробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрымдругом.
ЛИТЕРАТУРА
Эстетическоевоспитание, при общении с литературой, есть прежде всего воспитание творческогочитателя, развитие литературно – творческих способностей школьников. Младшийшкольник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой,впервые серьезно и последовательно обращается к ней в школе на уроках чтения ивнеклассных беседах по литературе. Отличительной психологической чертоймладшего школьника является способность эмоционально относиться к содержаниюлитературного произведения, импульсно становиться на сторону добра исправедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять.
На урокахчтения учителю предоставляются большие возможности показать школьникам, чтопоэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобыучитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слогаписателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, всловах, звуках, красках. Это помогает детям мысленно представить себепрекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова,вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры иобогатить свой активный словарь и речь. Литературный пейзаж может бытьиспользован для развития у младших школьников нравственных и патриотическихубеждений, эстетических понятий, для обогащения их ощущений, восприятия,представлений, мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаютсяв работу и чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать,но и осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, чтонеправомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленноговоздействия. Пейзаж облагораживает, «очеловечивает» чувства, но изменения вдуховном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.
Программаначальной школы по чтению значительное место отводит устному народномутворчеству (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). В фольклоревыработалась определенная художественная традиция по отношению к образамприроды, отражающая единство человека и природы, единство не созерцательное, аактивное. Ведь природа раскрывается и через трудовую деятельность человека. Впрограмме для классного чтения 2-го класса записано, что: «тематика чтенияскладывается из произведений устного народного творчества (русских сказок,песен, пословиц, поговорок, загадок), произведений русских и современныхписателей. Ученики читают рассказы, стихотворения, сказки, басни, загадки оживотных, об отношении человека к животным, произведения об осени, весне, зимеи лете, о труде людей в эти времена года. Определяя тематику чтения в 3-мклассе, программа предполагает знакомить детей с произведениями устногонародного творчества разных народов: сказками, загадками, песнями, пословицами,поговорками. Учащиеся читают рассказы и стихотворения, рисующие картины летней,осенней, зимней и весенней природы, труда людей в эти времена года, жизниживотных и растений, бережного отношения людей к природе. Дети знакомятся спроизведениями А.С. Пушкина,И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, М. Горького, с поэзией Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др., срассказами и сказками ряда зарубежных писателей.(Подласый, 1990).
Пониманиетого, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствованиячеловека, доступно детям. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строгопродуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народпередавал образ родины, красоту и простор родной природы, силу души. Уже в 3-мклассе составляя пейзаж с простым, нехудожественным описанием природы, можнопоказать, что пейзаж не просто изображение явлений природы, в нем выраженычувства, которые вызывают эти явления. Это формирует эстетические чувства ипредставления у учащихся, учит их умению вглядываться в родную природу, ценитьее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработкихудожественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни,природе, обществе. Работа над литературным пейзажем должна стать для учащихсяуроками мышления.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО
Неповторима инезаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетическихсвойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденнымпониманием явлений. в сочетании с другими эстетически воздействующимиобъектами, например природными, искусство своим присутствием усиливает,углубляет и их воздействие на личность уже потому, что несетобщественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения,активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности. Особенно значимо такоевоздействие на этапе возрастного развития школьников (Ушинский, 1968).
Учебныепрограммы школы по предметам художественного цикла, как давно действующие впрактике, так и вновь рекомендованные, пока еще не достаточно систематично инеравноценно отражают современные требования, методы, приемы, отвечающие целямвыработки нравственно-эстетического отношения к природе. Рассмотрение этихпрограмм приводит к выводу, что при всем различии подходов к воспитаниюотношений учащихся к природе, несомненна решающая роль учителя, ведущего данныйпредмет. Именно от него зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний,связанных с восприятием образов природы в искусстве, их эстетической оценкой,соотношением их с ранее полученными впечатлениями от встреч с природнымиявлениями, а так же стимулирование их творческих действий в условиях учебнойработы по искусству.
В областизанятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективыреализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированиемзрительного восприятия природных образов. Наиболее последовательно эти моментыакцентированы в типовой программе для 1-6 классов. Особая ценностьметодико-теоретических основ программы – в ее нацеленности, в частности, навоспитании эстетического чувства – эмоциональной отзывчивости и по отношению кприроде. Авторы программы подчеркивают, что уроки изобразительного искусстваразвивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числепри освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей,принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащенииокружающей человека среды (Неменский, 1989). Большое внимание уделено анализуэстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническомуосвоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все этоприводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты изакономерности форм естественной природы, а так же природных жанров искусства.
В программеподготовленной под руководством Б.М. Неменского значительное место уделеноформированию у школьников нравственно-эстетического отношения к природе.Отмечается необходимость на уроках изоискусства воспитывать у детей обостренноечувство природы средствами искусства и таким образом противопоставить “школудобрых чувств” жестким поступкам по отношению ко всему живому.
Уже с первогокласса программой решается задача приобщение ребенка к красоте природы, гдеособое место занимают такие темы уроков – «Выражение отношения через изображенияживотных», «Выражение отношения через изображение растений», «Выражениеотношения через изображение природы». Во втором классе, где основная тема«Искусство всюду вокруг нас», так же подчеркивается, что опыт общения с роднойприродой не должен быть забыт, хотя тема природы отступает на второй план. Втретьем классе проводятся такие уроки как: «Природа нашей страны», «Пейзажродной земли», «Гармония жилья с природой».
Программаинтересна своим выходом за рамки учебного предмета в широкий мир и окружающуюприроду, а так же элементами, нацеленными на формирование в единственравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталейприродных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотическихчувств, любви к Родине. Закрепление этих чувств с помощью искусства требует также опоры на собственное творчество. Все это существенно как общий факторэкологического и эстетического воспитания, нравственно-гуманистическогостановления личности.
МУЗЫКА
В программепо музыке подготовленной под руководством Д.Б. Коболевскогохудожественно-эстетическое познание природы в учебной работе занимаетзначительное место. Уже знакомство детей с сущностью музыкального искусстваначинается с образного представления о трех главных жанрах музыки – песне, танце,марше, которые сравниваются с могучими представителями мира природы – тремякитами. Тем самым дети органично приучаются к сопоставлению, ассоциированиюобразов искусства и явлений жизни, природы. Программа постоянно привлекает ихвнимание к звуковой характеристики времени дня или сезона, грандиозных картинприроды, ее состояний, облика и поведения всевозможных живых существ, чтовызывает разнообразные эмоции человека.
В программахпо музыке, подготовленных НИИ художественного воспитания для 1-10 классов,подбор музыкальных произведений дает детям представление о музыке, как средствепознания действительности, об отражении в ней жизни и чувств человека, образовприроды. Не менее половины произведений по теме связанны с природой, но учителянедостаточно ориентированы здесь на воспитание эстетического отношения кприроде средствами музыки (за исключением темы «Природа в музыке» – во второмклассе). Между тем, многие произведения композиторов прошлого и современности,рекомендуемые для разучивания и прослушивания, содержат образы родных пейзажей– сада, леса, озера, явлений природы. Это деревья и растения – березка, рябина;насекомые – пчелка, комарик, светлячок. Это и многообразные состояния природы –осень и буря, гроза и ливень. Музыка рисует чистое поле и ниву, горные вершиныи реки, синие море, звезды, ветер.
Проведение натакой основе хотя бы по одному обобщающему уроку в четверть, об образах природыв музыке, дало бы очень многое для становления нравственно-эстетическогоотношения к природе./>/>/>2.2 Экологическоевоспитание, как составная часть нравственного воспитания
Возникновениеэкологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигахпроисходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологическийкризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуетсячеловек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира.Экологическая этика объединяет убеждения, что современные экологическиепроблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должнолежать нравственное отношение человека. Раскрытие нравственных проблемприродопользования важно, так как позволяет понять сущность отношений междуобществом, человеком и природой, а так же осознать истоки противоречий,возникающих между человеком и средой его обитания. Но осмысление этого внесвязи с конкретно-историческими формами организации жизнедеятельности людей нетолько способствует реальному разрешению экологических проблем, но и ведет кнеправомерному отождествлению кризиса этических норм и жизненных ориентаций, скризисом нравственных ценностей человеческой цивилизации как таковой.
В современныхусловиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества наприродную среду, все возрастающее значение приобретает экологическоеобразование (обучение, воспитание, развитие) подрастающего поколения. Основнойсмысл экологического воспитания – конкретная практическая природоохраннаядеятельность. Объектами этой деятельности становятся все источникижизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животный и растительный мир.В основе формирования экологической культуры лежит понимание зависимостей исвязей, существующих в миреприроды, взаимодействие живой и не живой природы.
В связи сэтим возникает необходимость модернизации, обновления всей системыучебно-воспитательной работы в школе, в том числе и начальной, котораяпозволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональномуприродопользованию, к гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.
Фундаментответственного отношения к окружающей среде, закладывается в начальной школе.Поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапаобучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяютпересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностяхпознавательной деятельности младших школьников, что создает основы дляизменения и обновления всех компонентов начального экологического образования.Главный вопрос такого обновления – определение содержания, котороесоответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастнымособенностям учащихся младших классов.
Содержаниеэкологического образования включает в себя несколько аспектов:
1)научно-познавательный аспект – развивающий интерес младших школьников кпроблемам окружающей среды, формирующий представление о научной картине мира,должен быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений,их многообразие, связи между ними;
2)нормативный аспект – это правило поведения человека и его деятельность вприродном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали –показатель общей культуры поведения каждого человека в отношении между людьми,с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основыэкологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте.Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое вниманиераскрытию этого аспекта содержания;
3) ценностныйаспект – призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов вмире природы и человека. Раскрывая данный аспект необходимо вести планомернуюработу по воспитанию нравственного отношения к природе;
4)практически – деятельностный аспект – играет не менее важную роль вэкологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность – конечныйрезультат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств.Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет своиособенности: детей надо научить, что и как делать (Подласый, 1990).
В содержанииэкологического образования в начальной школе должны найти отражения материалыиз различных разделов экологии. Конечно, в этом возрасте ребята сами стремятсяк познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и тоже.Научить их видеть экологическую информацию во многих объектах и явленияхприроды, читать «книгу природы», видеть необычное в обычном – вот задачаучителя. Большие возможности в решении таких задач экологического образованияпредоставляют уроки природоведения, окружающего мира, биологии.
Вопросамохраны природы, бережному отношению к ней учитель должен уделять внимание почтина каждом уроке, особенно во время изучения темы «Использование и охранаприроды человеком». Эта тема опирается на весь пройденный курс природоведения исуммирует все знания об охране природы, которые дети получили при изучениипредыдущих тем как во 2 так и в 3 классе. Особое внимание в этой теме надоуделять рациональному использованию природных богатств. Необходимо показатьдетям, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель другого.Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, ухудшению почвы, уменьшениюколичества животных. Тема может быть спланирована следующим образом:
1 урок –«Природные богатства России. Использование природы человеком».
2 урок –«Освоение и охрана недр в Российской Федерации».
3 урок –«Воздух и вода в жизни человека, их охрана».
4 урок –«Почвы, растения и животные, их охрана».
Учительдолжен донести до сознания детей идею необходимости бережного отношения кприроде, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Оченьважно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельныхсведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы ониобъяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следуетрассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача – вызвать интереск природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труддетей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологическоговоспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувствопрекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающегомира ( ).
Правильноеповедение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется уподрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природнойсреды, заботе о сохранении родной земли.
Природоведение 2-3класс
Изучениевопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения.Содержание предмета направленно на создание условий непосредственного участияшкольников в природоохранной деятельности. В этих целях при изучении каждойтемы курса учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаютсяк посильному участию в этой работе: подкармливание птиц, сбор семянцветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращиваниерастений, работа на пришкольном участке и т.д.
Эстетическиезнания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьныхкурсов, соединяются в конечном счете в развернутый, многообразный, эстетическиокрашенный образ мира. Воспитание подрастающего поколения экологическиграмотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашейпланете. Основой экологической подготовки, должны быть прочные биологическиезнания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, какнеобходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.
ГЛАВА 3.ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯНРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Средипринципов природоохранного просвещения и экологического образования, педагогикавыдвигает принцип взаимосвязи эстетического и интеллектуального отношения кприроде и практической деятельности. Но эстетическим и нравственнымвоздействием природы на школьника воспитательный процесс не ограничивается. Умениевидеть прекрасное – основа художественно-творческого развития человека,общающегося с природой. Однако, только лишь созерцания и наслаждения природнойкрасотой недостаточно для развития у детей творческого отношения к природе.Здесь необходима хорошо организованная систематическая работа учащихся,обеспечивающая формирование у них экологического сознания инравственно-эстетического отношения к природе. Организовать такую работу легчетому педагогу, который владеет большим количеством методических приемов,направленных на ее активизацию. В художественно-творческую деятельность, втворческое восприятие и охрану природы могут быть вовлечены все без исключенияшкольники. Чтобы увлечь каждого из них используя его интересы, опираясь именнона его способность, учитель должен знать ученика и предложить такие формыорганизации самостоятельной творческой деятельности, которые могли бы увлечьвсех.
Многолетниеисследования отечественных педагогов и психологов, в процессе которых изучалисьрезультаты творчества, главным образом литературного, а так же особенностивосприятия детьми произведений искусства выявили три этапа эстетическоготворчества. Каждый этап отличается определенными общими чертами в восприятии исобственном творчестве школьника. Кратко эти этапы можно охарактеризовать так:
1. Низший– констатирующий. Восприятие и творчество отличаются описательностью иперечислительностью.
2. Средний– анализирующий. На этом этапе учащиеся охотно анализируютпричинно-следственные связи впечатлений как от искусства, так и от окружающейдействительности.
3. Высший– личностный. Гарантирует переход полученных знаний в убеждения и поэтомунаиболее благоприятен для эстетического и нравственного воспитания,формирования ценностного отношения к природе и окружающему миру (Петровский,1979).
Различныевиды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такойэстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитываетлюбовь к природе. Целенаправленная художественно-творческая деятельность формируетсознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам,которые подчас наблюдаются у учащихся. При поощрениихудожественно-эстетического творчества в условиях общения с природой,закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные,эстетические и экологические убеждения учащихся.
С воспитаниянаблюдательности, умения замечать в природе характерные детали, начинают работусо школьниками многие учителя начальных классов. Они организовывают ведениедневников, в которые записываются наблюдения за природой. Регулярно этидневники сравниваются и обсуждаются. По образцу «Лесной газеты» В. Бианки вшколе может быть создана стенгазета, где будут помещаться оперативные сообщенияоб изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (напруду, на опушке леса, в сквере, на речном берегу, в саду, в парке и т.д.)постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Могут быть испециальные корреспонденты, ответственные за освещение постоянных тем:изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц илинасекомых. Важно, чтобы учителя способствовали развитию творческих способностейу учащихся и их нравственно-эстетическому отношению к природе, включая даннуюработу во все учебные предметы. Любой учитель знает, что если предложить вначальных классах сочинение на свободную тему, то большинство ребят напишет освоей собаке, котенке, ручном ежике, посещении зоопарка. Работа такого типа каксочинение – доступная и органичная форма проявления творческих способностей.
Большиевозможности для развития творческих способностей предоставляют и урокиизобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметныесвязи с уроками чтения и природоведения. Эти связи могут выразиться в том, чтошкольники получают задание по чтению – сделать рисунок к какому либопроизведению о природе или по природоведению – нарисовать те или иные растения,тех или иных животных (Печко, 1984).
Существуютвиды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков.Один из них – это магнитофонные записи пения птиц в различное время года исуток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природнымобъектам и наблюдательности. Магнитофонные записи могут стать материалом дляувлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадаетзаписанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанныйс миром звуков – это фантазии на тему музыкальных произведений, в программукоторых авторами заложена тема природы («Времена года», П.И. Чайковский).Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозыпо мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными.Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тожепроявится художественно-творческая активность учащихся.
Интересна исовременна организация музея школьного творчества, посвященного природе. Втаком музее в качестве экспонатов уместны изделия из природных материалов. Этопоощряет творчество учащихся и их стремление учиться данной работе дальше.Здесь найдется место и лепке, и резьбе, и плетению. Могут демонстрироватьсяфотографии растений выращенных самими школьниками, здесь же следует устраиватьконкурсы-выставки выращенных цветов. Все это помогает решению главной задачи –воспитанию любви к природе, стремления и умения видеть прекрасное в ней.
Благотворнуюроль в экологическом просвещении и воспитании, а так же в развитии читательскойкультуры могут сыграть регулярные конференции о новинках в мире книг о природе;а на факультативных занятиях можно рекомендовать сравнение репродукций пейзажейразных художников или стихотворений о природе. Особенность материала ярчеоттенит своеобразие мироощущения художников, определившее особенности их стиля.
Перспективнымипредставляются соревнования на узнавание, которые могут проводиться во времяэкскурсий и прогулок на природу. Соревнования могут называться: кто лучше знаетназвания растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто большезнает лекарственных растений, какие растения занесены в «красную» книгу, какиедикие животные водятся в данной местности.
Предложенныеформы организации художественно творческой деятельности гораздо эффективнее,чем просто восприятие искусства или знаний об искусстве. Личностный уровеньэстетического развития наиболее благоприятен для формирования экологическогосознания школьников.3.1 Основные приоритеты вобласти биологического образования
Новаясоциокультурная ориентация школьной биологии предполагает развитие у учениковтворческих способностей. Для этого необходимо ознакомление с самой структуройзнаний, построение философско-методологических и теоретических стержней,обеспечивающих поиск проблем, открытия, озарения, интеллектуальные ипрактические изобретения. Пришло время вместо насыщения учащихся готовымизнаниями, с помощью традиционных форм и методов обучения, создать условия длямоделирования ситуаций научного поиска, развитие эмоционального отношения кживым системам, постижения жизни одновременно разумом и сердцем. Этомуспособствуют методы конкретных ситуаций: мозговая атака, учебные игры,погружение и др.
Цельбиологического образования – подготовка биологически и экологически грамотногочеловека, который должен понимать значение жизни, как наивысшие ценности, уметьстроить свои отношения с природой на основе уважения к ней; обладатьэкологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с нейобластях знания; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыкамиих практического применения (Кучменко, 1999). Сегодня в области биологическогообразования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначениеприоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обученияна трех этапах образования:
· Наначальном 1-4 классы, в процессе изучения курса природоведение осуществляетсяподготовка школьников к восприятию биологических знаний.
· Набазовом 5-9 классы изучается пропедевтический курс «природа» и основная частьединого курса «биология».
· Назаключительном 10-11 классы инвариантное общеобразовательное биологическоесодержание и вариативная часть соответствующая профилю дифференцированногообучения.
Требования куровню биологической подготовки ориентируют на овладение всеми учащимисяопределенными знаниями и умениями, проявляющимися в различных видах учебнойдеятельности (умениях называть, характеризовать, обосновывать, определять ит.д.).
Взаимосвязьнравственного, эстетического, экологического, трудового воспитания учащихсясоставляет ведущее направление комплексного решения учебно-воспитательных задачна уроках биологии (Максимова, 1994).3.2 Собственнаяразработка программы по воспитанию нравственно-эстетического отношения кприроде
Проходяпреддипломную педагогическую практику в Заречненской среднейобщеобразовательной школе Прохладненского района я попытался собрать,проанализировать и переработать тот немногий методический материал, которыйкасался бы вопросов нравственно-эстетического воспитания учащихся. В процессеобщения с учителями начальных классов и учителями предметниками был сделанвывод, что многие темы по предметам гуманитарного цикла имеют общуюнаправленность или пересекаются между собой. Однако, возможности использованиямеж предметных связей, для решения поставленного вопроса применяются крайнередко и в недостаточном объеме. Учитывая это мною была сделана попыткаразработать собственную программу по воспитанию у детейнравственно-эстетического отношения к природе.
Нижеприведена программа по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природес использованием межпредметных связей (2 класс, традиционная система 1-3).
Формируемые понятия и умения. Развитие наблюдательности, воображения, художественного вкуса. Развитие наблюдательности, умения сравнивать свой рисунок с натурой, передавать форму, цвет, пропорции. Развитие воображения, творческого видения объекта, эстетического вкуса. Развитие воображения творческого подхода к работе, художественного вкуса. Тема урока ИЗО. Наша экскурсия в лес. Рисование с натуры осенних листьев. Охранять природу – значит охранять Родину. Рисование по памяти кормушек для птиц. Формируемые понятия и умения. Восприятие литературных образов и изящества слога поэта. Привитие любви к родному языку, восприятие изящества слога поэта. Восприятие литературных образов, видение красоты описываемых объектов. Тема урока чтения. К. Кулиев «Чинара». А.С. Пушкин «Туча», «Осень», «Птичка». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Формируемые понятия и умения. Бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Умение видеть своеобразие природы осенью, ее особенности, богатства форм, цвета, звуков. Бережное отношение к природе, чувство ответственности за ее состояние. Гуманное отношение к животным и птицам, изготовление кормушек для птиц. Тема урока природоведения Многообразие природы (экскурсия). Осенние изменения в природе (экскурсия). Охрана природы. Природе нужна твоя помощь (практическое занятие). Сроки.
1 четверть
2 неделя 4 неделя 6 неделя 8 неделя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа неможет защитить себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношенияк ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественныхпроцессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных.
Передпедагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования формучебной и вне учебной деятельности школьников, направленных на формированиекультуры отношений к природе в соответствии с требованиями общества. Целостное,всестороннее развитие личности школьников, на всех возрастных этапах включает,в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой,правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а так же высокойактивности в поведении, труде, творчестве.
Прогрессивнаяпедагогическая мысль высоко оценила роль природы в формировании личности, таккак духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.
Обращаясь кпостановке проблемы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе ушкольников необходимо выделить, что школа в данном случае играет главенствующуюроль. Формирование сознательного и ответственного отношения к природе должнопронизывать все направления планирования и организации в работе школ. Вопросыизучения основ взаимодействия природы, общества, человека должны включаться вомногие учебные предметы, меж предметные связи, во внеурочную работу. Развиваячувство прекрасного, формируя здоровые художественные вкусы учащиеся должны пониматьи ценить красоту и богатство родной природы. Гармонически развитое эстетическоечувство способно установить гармоничные отношения в семье «Природа – общество –человек». В этих целях должны использоваться возможности каждого учебногопредмета, особенно, литературы, музыки, естествознания, ИЗО, технологии.
Педагогическицелесообразное сочетание экологического образования и воспитания с воспитаниемэстетического видения природы, творческого отношения к ней, пробуждает ушкольников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта, какнеповторимой ценности и содействует сохранению природной среды.
Проблемаформирования нравственно-эстетического отношения к природе – лишь одна изсторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения, котораятребует совершенствования форм учебной и вне учебной деятельности школьников,направленных на развитие творческого отношения к природной среде.
ВЫВОДЫ
В результатепроделанной работы мы пришли к следующим выводам.
1. Творчествои творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачаформирования творческой личности приобретает практический смысл. Ибопознавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когдакачества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат.
2. Развитиетворческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания.Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большейстепени от методов обучения, которые использует учитель. Для формированиятворческой личности возможно использование всех методов, которыми располагаетсовременная дидактика. Объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение,пояснение, опыты, таблицы и др. – способствуют формированию первоначальныхзнаний об основных биологических понятиях и законах природы. Использованиевоспроизводящих методов содействует развитию у учащихся практических умений инавыков. Проблемно-поисковые, в совокупности с предыдущими, служат для развитиятворческих способностей школьников.
3.Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем в какой мереучебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностейкаждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его ктворческой познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БабанскийЮ.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 315 с.
2. ЕсиповБ.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967. 265 с.
3. КоменскийА.Я. Избр. пед. соч., т. 1, М.: 1957. 181 с.
4. КучменкоВ.С. Биология. Методические рекомендации. М.: Дрофа, 1999. 109 с.
5. МакаренкоА.С. Соч., т. 4, М.: Педагогика, 1952. 412 с.
6. МаксимоваВ.Н. Оценка качества знаний по биологии. М.: Дрофа, 1997. 86 с.
7. ПетровскийА.В. «П.П. Блонский». М.: Педагогика, 1979. 342 с.
8. ПесталоцциИ.Г., Избр. пед. произв., т. 2, изд. АПН РСФСР, М.: 1963. 210 с.
9. ПодласыйИ.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1990. 215 с.
10. СмирновА.Ф. «В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Добролюбов.Педагогическое наследие». М.: Педагогика, 1988. 323 с.
11. ПечкоЛ.П. Творческая деятельность школьников». М.: Педагогика, 1984. 187 с.
12. УшинскийК.Д., Собр. соч., т. 2, М.: Педагогика, 1948. 524 с.
13. ХарламовИ.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. 480 с.