СахалинскийГосударственный Университет
Институт ЕстественныхНаук
Творческоеисследовательское задание/>
Меркулов М. Ю.
411
23.04.03
Руководитель:
Выполнил:
Группа:
Дата:
Оценка:
Южно-Сахалинск
2003г.
Цель: в результате наблюденияряда уроков одного из учителей охарактеризовать методы его работы с учащимисяпо изучению нового учебного материала.Цель исследования, актуальность, методы исследования
Целью данного исследованияявляется выделение и характеристика ключевых моментов в проведении уроков поизучению нового материала. Это исследование поможет более эффективноорганизовать работу с классом на уроке.
Будут рассмотрены урокиалгебры и геометрии Ирины Викторовны Ермоленко. Это профессиональный педагог с20-летним стажем, работает в 16-й Южно-Сахалинской школе учителем математики.
В этой работе я использовалследующие методы: наблюдение за ходом урока, беседы с преподавателем и работа спедагогической литературой.Понятие метода обучения
Слово «метод» в переводе сгреческого значит путь, способ. Под методами обучения в педагогике разумеютсяспособы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоениешкольниками знаний, умений и навыков, развитие их познавательных способностей иформирование мировоззрения.
В школе применяютсяразнообразные методы обучения. Для изложения знаний учитель прибегает крассказу, к объяснению или беседе. Эти методы очень часто сочетаются сдемонстрацией изучаемых предметов и их изображений.
Для приобретения изакрепления знаний, учитель организует работу учащихся по учебнику. С цельювыработки умений и навыков, учитель дает учащимся разнообразные задания,стараясь обеспечить систему упражнений в выполнении соответствующих действий.При этом, он ведет учащихся ко все большей степени самостоятельности, организуяи работы творческого характера.
Ставя перед собой и учащимисяопределенную учебную цель, учитель использует для достижения этой цели наиболееподходящий метод или сочетание методов. Обычно в математике для ознакомленияучащихся с каким-л правилом основным является метод объяснения этого новогоправила, который также сопровождается другими методами.
Правильное применение методовобучения не допускает механического и догматического усвоения детьми материала.При любом методе работа учащихся должна быть организована так, чтобы недопускалось усвоение знаний без понимания усваиваемого. Методы обучения такжедолжны служить достижению такого качества усвоения знаний, когда учащиеся нетолько знают правило, понятие, закон, но и умеют применить их на практике.
При правильной постановкеобучения каждый метод максимально используется для развития познавательныхспособностей учащихся – их восприятия, мышления, памяти, воображения. Каждыйметод требует активности учителя и учащихся.
Применяя различные методы иприемы в обучении, необходимо учить им и школьников – учить в самой практикепознавательной работы. Самостоятельное пользование методами и приемамиумственной работы и практических действий является сильнейшим фактором развитияспособностей учащихся. Опыт самостоятельной познавательной работы вооружитучащихся умениями приобретать знания путем самообразования.Объяснение и рассказ учителя
Учитель объясняет, какпроизводить то или иное арифметическое действие, в чем суть теоремы и т. п. Онобъясняет, каковы свойства того или иного геометрического объекта, как надовыполнять ту или иную работу.
Рассказ — это словесный метод обучения,который:
1) предполагает устное повествовательное,целеустремленное изложение учебного материала;
2) применяется при изложении учебногоматериала, носящего ознакомительный характер;
3) не прерывается вопросами к учащимся;
4) позволяет при минимальных затратахвремени сообщить максимум знаний;
5) предполагает использование такихметодических приемов, как изложение информации, активизация внимания, ускорениезапоминания, а также логических приемов сравнения, сопоставления, выделенияглавного, резюмирования;
6) характеризуется недостаточной долейсамостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковойдеятельности;
7) затрудняет обратную связь: учитель неполучает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учестьиндивидуальных особенностей всех учащихся.
Существует несколько видов рассказа: рассказ-вступление,рассказ-изложение, рассказ-заключение. Условиями эффективного применениярассказа являются тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональнойпоследовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций,поддержание должного эмоционального тона изложения.
Самостоятельная работа ученика над усвоением материала
В математике часто приходитсязаучивать определения, формулировки теорем и т. п. Психология указываетследующие этапы осмысленного заучивания:
1) Стадия «приспособления иориентировки», когда ученик знакомится с текстом первоначально, схватывает егообщий смысл; для этого может потребоваться 1-2 чтения
2) Чтение текста с тем, чтобыпостараться его «вобрать в себя», запомнить
3) Попытка воспроизводить заученное,закрывая книгу
4) Повторение тех мест, в прочномзнании которых ученик еще сомневается, воспроизведение которых его затрудняет.
Устранив эти сомнения изатруднения, ученик полностью овладевает материалом и воспроизводит егосвободно.
Наглядные методы обучения
Метод иллюстраций предполагает показучащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков изучебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур,натуральных предметов и т. д.
Метод демонстраций обычно связан сдемонстрацией приборов, опытов, показом кинофильмов, диафильмов, слайдов,кодопозитивов, использованием учебного телевидения, магнитофонных записей и т.д.
Упражнения
В школьной программе большоеместо занимают навыки и умения. Для выработки их применяется особый метод –упражнения. Суть упражнений в учебной работе заключается в намеренноммногократном повторении определенных действий, чаще всего выражающихся впрактическом применении определенного понятия, правила.
Урок изучения нового материала
Урок по изучению новогоматериала – это, пожалуй, самая важная часть процесса обучения. От успешногопроведения этого этапа зависит эффективность всех последующих стадий. Чем лучшеученики усвоят новые понятия и методы, тем легче им будет применять их напрактике.
План урока приобретения новыхзнаний:
1. Актуализация опорныхзнаний
2. Постановка новой темы
3. Ознакомление учащихся сфактическим материалом, относящимся к теме
а) путем наблюдения самихизучаемых объектов, явлений, процессов или их изображений (в зависимости отхарактера изучаемого материала)
б) путем изложения знанийучителем и чтения детьми соответствующего материала учебника
4. Разбор конкретных данных:ответы на вопросы, сравнение, выделение главного. Это делается главным образомв процессе беседы.
5. Фиксация основных данныхурока в кратких записях и в графическом изображении – на классной доске и втетрадях, если учитель найдет это необходимым.
6. Повторение учащимися (по вызову учителя) усваиваемыхконкретных данных, определений, формулировок правил, оценок и т. д., а такжедоказательств; проверка понимания учащимися нового материала; приложениевыводов к объяснению новых фактов (не упоминавшихся ранее).
7. Задание на домХод урока
В начале урока, если необходимо время на подготовкудоски, ученикам дается задание повторить материал предыдущего урока и некоторыеаспекты, которые будут использоваться в актуализации опорных знаний. Времяурока практически никогда не тратится зря.
На доску Ирина Викторовнананосит чертежи к устным и письменным задачам (уроки геометрии), уравнения(уроки алгебры). Тема, домашнее задание и примеры для решения в классе такжезаранее пишутся на доске.
Актуализация опорных знанийобычно проходит в виде опроса, вопросы задаются в основном слабым ученикам длятого, чтобы и они включились в работу. Часто при этом используется чертежфигуры или уравнения на доске. Если ученик оказывается не в состоянии ответить,учительница задает наводящие вопросы либо обращается к другим.
Вопросы актуализацииспециально подобраны для облегчения рассмотрения новой теоремы / вывода формул/ решения задач.
Иногда на этом этапе урокараздаются карточки с задачами, решение которых занимает минут десять.
Новая тема: ученикизаписывают новые определения, теорему / формулу. Учительница громко и медленнодиктует текст по фрагментам, повторяя каждый фрагмент.
Доказательство теоремыведется вместе с классом: периодически Ирина Викторовна задает вопросыученикам. Им предоставляется возможность самим продолжить доказательство,сделать выводы из уже известных фактов. Доказательство теоремы представляетсякак последовательная цепь легко доказуемых утверждений – используются анализ исинтез.
В выводе формул класс такжепринимает участие – отвечает на вопросы, вносит предложения. При изученииправил, свойств и действий над числами и выражениями, ученики только слушают изапоминают.
Используется методнаглядности – для урока подготавливаются плакаты, карточки. Новый материалрассматривается на разного вида примерах.Выводы
Уроки показываютвысокий профессиональный уровень преподавателя и богатый опыт. В частности,можно отметить отличный контроль над классом, знание тонкостей психологиишкольников.
Литература:
1. Педагогика. Учебное пособие дляшкольных педагогических училищ аод редакцией Б. П. Есипова
2. Методика преподавания математики всредней школе. Общая методика. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр
3. Хрестоматия по методикепреподавания математики. Сазанова Т. А., Дубов А. Г.
Содержание
Цель исследования,актуальность, методы исследования
Теоретическое обоснованиепроблемы в педагогической литературеПонятие методаобученияОбъяснение и рассказучителяСамостоятельнаяработа ученика над усвоением материала
Наглядныеметоды обучения
Упражнения
Урокизучения нового материала
Этапы исследования
Ход урока
Выводы