Омский государственный Педагогический Университет
Магистратура по направлению «Педагогика»
Проект «Творческоеобъединение как условие развития общественной активности студентов I курса»
Выполнили: .
Омск – 2003
Проект«Творческое объединение как условие развития общественной активности студентов I курса»
1.Актуальность проблемы
В настоящее время студентам омскихвузов предлагается достаточно широкий спектр услуг по организации свободноговремени. При вузах существуют отделы по воспитательной работе, направлениядеятельности которых достаточно разнообразны. Специалисты таких отделоворганизуют работу со студентами в рамках конкурсов и КВН, музыкальных групп,студенческих клубов, спортивных объединений, театров студенческих миниатюр ит.д..
Именно такие условия по воспитательнойработе со студентами созданы в Омском государственном аграрном университете,где мы и проводили наше исследование.
Было опрошено 50 человек, студентов Iкурса. На эту целевую группу мы ориентировались присоздании проекта. Период в жизни студентов, когда они только начинают учиться ввузе, очень интересный, но и очень трудный. Наряду с массой новых впечатлений,знакомств и знаний, студенты встречаются с новыми трудностями. Им нужно как можнобыстрее адаптироваться к студенческой жизни, понять ее специфику. Учась в вузе,студент должен не только вовремя и с хорошими оценками заканчивать семестр. Ондолжен и общаться со сверстниками, и читать, и заниматься интересным хобби ибыть общественно активным. Причем, последнее является, по нашему мнению,наиболее важным. Только участвуя в различных вузовских мероприятиях, либосостоя в студенческом активе, или общественной организации студент сможетреализоваться во время учебы в вузе. Модель выпускника вуза в настоящее времяотличается от модели выпускника средне специального образовательного учреждения,прежде всего, активной социальной позицией и способностью воплощать в жизньсовершенно новые идеи, творить. Первокурсники зачастую не понимают вовремя этуспецифику и из-за этого столь многие из них отчисляются с Iкурса. Разумеется, задача донести до студентовособенности учебы в вузе лежит на отделах по воспитательной работе вуза. Вышемы упоминали о направлениях их деятельности в ОмГАУ. В этом университетесозданы очень хорошие условия для внеучебной воспитательной работы. Есть дажесвой культурно досуговый центр. Но, как показало наше исследование,первокурсники очень мало знают о деятельности этого отдела и практически незадействованы в его работе.
Данное исследование состояло из трехдиагностических методик по темам: «Свободное время студентов», «Ожидания отвуза в плане организации свободного времени», «Готовность студентов кпроявлению инициативы в общественной деятельности». При анализе полученныхрезультатов мы получили очень интересные данные.
Было выявлено, что 84% студентовпроводят свой досуг в компании, практически исключая при этом занятия спортом ибиблиотеку. Провести досуг в компании само по себе неплохо, однако мыпроанализировали содержание этой деятельности. 34% опрошенных предпочитаютпроводить время в культурно досуговых центрах, слушая при этом поп-музыку(62%). 66% студентов не имеют представления о каких-либо молодежныхобъединениях.
Такимобразом, уже по этим данным мы делаем вывод, что в настоящее время студентымало знают о том, где и как можно провести свой досуг интересно и с пользой.Они идут по легкому пути – веселятся в компании и пропагандируемых рекламойКДЦ.
При анализе анкеты «Ожидания от вуза вплане организации свободного времени» мы получили представление студентов Iкурса о том, как должен организовываться досуг в ихвузе. Интересно то, что они считают, что они сами должны заниматьсяобщественной и досуговой работой вуза (60%). При этом они определяют уровень ееорганизации как средний (62%). Это означает, что, несомненно, что-то делается. Некоторыеиз них даже участвуют в этой работе, но сказать о том, что эта деятельность ихвдохновляет и интересует, нельзя. Особой популярностью в вузе пользуютсякоманды КВН и музыкальные группы (36 и 40% соответственно). Именно о нихстуденты знают больше всего. Но о студенческих организациях и клубах поинтересам им известно значительно меньше (20 и 4%). При возникновении различныхвопросов по организации учебной и внеучебной работы вуза студенты обращаются восновном к старосте группы (50%). При этом, на собрании студенческого актива,где можно самим обсудить и решить многие подобные вопросы, активностьопрошенных равна 4%. Это может говорить либо о стремлении студентов переложитьответственность на плечи других, либо об отсутствии условий, используя которыестуденты могли бы сами решать свои проблемы. 70% опрошенных никогда не былиосведомлены о деятельности студенческих организаций вуза, 20% относятся к нимбезразлично.
По результатам второй анкеты мы сделаливывод, что студенты не имеют представления о деятельности студенческихорганизаций. Они понимают, что деятельностью подобного рода должны заниматьсясами, но склонны перекладывать свою ответственность на плечи других.
Так же мы выявили степень готовностистудентов к проявлению инициативы в организации своего свободного времени.
56%студентов никогда не проявляли активность в общественной и досуговойдеятельности вуза. Однако, 30% из них хотели бы организовать студенческуюорганизацию на их факультете. 66% участвуют в мероприятиях вуза только в случаекрайней необходимости (традиционные вузовские мероприятия). Мы можем говорить ореальной потребности студентов в активной общественной деятельности иодновременно о их пассивности в этом отношении.
Исходяиз анализа проведенной диагностики, мы можем сформулировать следующие противоречия:
1. Студенты стремятся проводить свой досуг с пользой дляразвития, но из-за недостатка информации о деятельности студенческихобъединений, они проводят свое время в пропагандируемых рекламой ночных клубахи кафе.
2. Студенты понимают, что должны быть сами инициаторамидосуга в своем вузе, но большинство из них не готовы в настоящее время кпроявлению необходимой активности.
3. У студентов есть реальная потребность в студенческойорганизации на их факультете, но отсутствуют необходимые знания о том, каксоздаются подобные объединения.
Исходя из перечисленных противоречий, мысформулировали проблему:
Отсутствиеусловий для развития общественной активности студентов Iкурса для проявления общественной активности.
Для решения данной проблемы мыпоставили следующую цель:
создание условий для развития общественной активностистудентов Iкурса через вовлечение их вдеятельность творческого объединения.
Задачи:
· анализ литературыдля теоретического обоснования проекта;
· подтверждениеактуальности проекта путем проведения диагностики студентов Iкурса;
· разработкапрограммы деятельности студентов в рамках тренингов и творческих мастерских;
· реализациямини-проектов студентов;
· разработкакритериев эффективности проекта.
Реализацияданного проекта предполагается на базе того факультета, первокурсники которогобудут участвовать в проекте. Длительность проекта не менее 4 месяцев, во времяучебы студентов в первом семестре.
2. Цели и задачи.
Цель:
создание условий для развития общественной активностистудентов Iкурса через вовлечение их вдеятельность творческого объединения.
Задачи:
· анализ литературыдля теоретического обоснования проекта;
· подтверждениеактуальности проекта путем проведения диагностики студентов Iкурса;
· разработкапрограммы деятельности студентов в рамках тренингов и творческих мастерских;
· реализациямини-проектов студентов;
· разработкакритериев эффективности проекта.
4. Деятельность в рамках проекта
Реализация проекта состоит из трех больших этапов,каждый из которых включает несколько подэтапов.
Подготовка кпроекту, которая включает:
А) Планирование реализации программы совместно соспециалистами ОмГПУ, Управления молодежной политики администрации г. Омска,студентами-практикантами ОмГПУ.
Студенты, проходящие практику в рамках проекта, смогутпродумать творческие мастерские по тематике, содержание которой будетопределяться во время дискуссий на тренинге.
Б) Согласование содержания проекта с целями, задачамии формами прохождения студенческой практики совместно с кафедрой социальнойпедагогики факультета психологии и педагогики ОмГПУ.
В) Подготовка помещения к использованию его вреализации программы. Необходимо будет соответствующим образом оформить зал дляработы, приготовить наглядный материал, технические средства.
Г) Приобретение канцелярии и оборудования дляреализации программы. Все необходимое подробно указано в бюджете проекта.
Д) Подбор участников проекта будет осуществлятьсясовместно с преподавателями вуза и старостами групп. Желательно привлечение кпроекту тех студентов, которые:
· не участвуют вобщественной жизни вуза;
· не посещаюткружки, секции, молодежные объединения и не получают еще одно образование;
· имеют проблемы вобщении с другими студентами и преподавателями.
Целевая группа, на которую направлен наш проект – это студенты,имеющие проблемы в общении, плохо знающие собственные возможности и все-такистремящиеся к получению новых знаний, применению себя в разных видах деятельности.После окончания подготовки к реализации проекта, мы проведем тренинг.
Программатренинга «Зарытое сокровище или поиск внутреннего ресурса», в котором будут участвовать студенты, состоит изнескольких блоков, направленных на реализацию поставленных задач.
Блок 1.Диагностика задатков, способностей и предпочтений студентов.
Диагностикабудет проводиться при помощи анкетирования (см. Приложение), при помощиспециальных тренинговых упражнений («Мои увлечения») и модерации.
Блок 2.Упражнения и задания на поиск и осознание своих скрытых возможностей, областей применения ихна практике («Фамильный герб», «Рисунок жизни»).
Блок 3. Упражнения и задания, обучающие навыкамэффективного общения, помогающие решить личностные проблемы («Плетениепаутины», «Интервью», «Розыгрыш житейских ситуаций»).
Блок 4.Начальная, промежуточная и итоговая диагностика эффективности тренинга проводитсяпри помощи анкет анализа тренинга (например, «Человечки на дереве»).
Блок5. Творческие мастерские, на которыхкаждый участник программы сможет погрузиться в совершенно новый мир творчествасвоего соратника по проекту и попробовать себя в новом занятии. Тематикатворческих мастерских будет предложена студентам из списка их основныхинтересов, которые будут выявлены на тренинге. Творческие мастерские будутвести студенты, формы и методы таких занятий будут выбраны ведущими.
Продолжительность тренинга 1 месяц, занятия проводятся2 раза в неделю по понедельникам и четвергам. Продолжительность одного занятия3 часа. Поскольку все 150 человек участников будут разделены на 3 группы, тобудет составлено расписание занятий для каждой группы. Каждая группа будетзаниматься в свое время и в отведенном ей одном из двух помещений.
Так же будет спланирована работа творческихмастерских. По окончании тренинга творческие мастерские будут продолжаться ещев течение 2 месяцев, так как нам нужно, чтобы студенты как можно большеполучили на этих занятиях новых знаний, смогли заниматься своими увлечениями,смогли общаться со сверстниками.
Когда на этих занятиях студенты смогут создаватьпродукты своего творчества (танцевальные номера, поделки и картины, спектакли,юмористические номера, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни,интересные видеорепортажи, проекты по улучшению вузовской действительности идр.) мы организуем не менее 5 мероприятий, на которых наши воспитанники смогутпоказать себя.
Участие в мероприятиях
Новый период программы, который состоит в участии студентовв мероприятиях. Задача этапа: сформировать активную социальную позициюподростков и расширить богатство их социальных контактов.
Темы мероприятий такие:
· дискуссионныеклубы «Мужчина и женщина», «Наркотики: за и против», «Создаем свою политику» идр.;
· акция «Чистыйдвор»;
· календарныепраздники, так же проводимые для детей из малоимущих семей;
· предвыборныекомпании;
· рекламные акции;
· а так женекоторые мероприятия Управления молодежной политики, тематика и содержаниекоторых будет в русле концепции проекта.
Поокончании перечисленных этапов проекта мы предполагаем, чтосамоактуализированным студентам уже будет не так интересно работать в рамкахбольшого коллектива, и мы разделим их на мини-группы, в которых они разработаютсобственные мини-проекты. Тематика может быть разнообразная, лишь бы плоды ихработы можно было использовать для пользы их родного вуза.
4. Ресурсное обеспечение
Временные ресурсы:продолжительность проекта не менее 4 месяцев. Натренинговые занятия и творческие мастерские потребуется не менее 52 часов накаждую группу тренинга. На подготовку и решение технических вопросов необходим1 месяц. Также потребуются 2 месяца на воплощение в жизнь мероприятий,подготовленных творческим объединением и на реализацию личных мини-проектовучастников.
Участники проекта: студенты Iкурса.
Специалисты:организаторы проекта, сторонние специалисты по работес молодежью и студенты-практиканты.
Организаторы:Зинкина А.А., Курмышева Е.Г., Пияйкина Д.В., магистранты направления «Психологическое консультированиев образовании».
Специалисты:работники центров социальных услуг для молодежи, общественных организаций.
Студенты-практикантыфакультета психологии и педагогики ОмГПУ.
Методическое обеспечение.У организаторов большая библиотека специальнойлитературы по психологии, педагогике, менеджменту. В частности мы в своей работе обращаемся к таким авторам,как Д. Соколов, А. Прутченков, И. Вачков, С. Ребрик, Н. Шевандрин, В.Большаков, Г. Марасанов, К. Фопель и др. Накоплен большой банк развивающих, диагностических,коррекционных и других методик, которые можно применять в индивидуальной игрупповой работе. Есть программы по работе со спонсорами, по управлениюперсоналом, по работе с волонтерами, по пропаганде здорового образа жизни средиподростков. Так же у организаторов имеются авторские программы по такимнаправлениям, как «Развитие командной сплоченности в коллективе», «Работа надцелеполаганием», «Вопросы гендерного взаимодействия», «Помощь личности всаморазвитии и самоопределении», «Тренинг личностного роста» и другие.
Помещение.Для реализации проекта организаторам будетпредоставлено помещение того факультета, на котором будет реализован проект.
Бюджетданного проекта фактически состоит из трёх частей:
1. Собственные средства, принадлежащие участникампроекта.
2. Средства партнёров и спонсоров.
3. Запрашиваемая у администрации сумма.
Собственные средства: компьютер, телевизор, сканер,ксерокс, цифровая видеокамера – являются личными вкладами работников в данныйпроект. Канцелярия для данного проекта приобретается для данного проекта, и надругие цели не расходуется.
В процессе реализации проекта будет вестись учёт иконтроль, что по окончании проекта будет документально зафиксировано в актахприёма-передачи, заключённых с соответствующими организациями.
Использование материалов, технических средств иоборудования:
1. Подготовительный этап:
Виды работ
Используемая техника материалы и оборудование
Создание программ
Компьютер, сканер, принтер, тел. аппарат, факс
Создание материалов для творческих мастерских
Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, маркеры, гуашь, кисточки, бумага, ватманы.
Подготовка помещений
Офисные стулья, доски магнитная и для письма
Подбор участников
Компьютер, сканер, принтер, ксерокс
2. Проведение тренингов и творческих мастерских:
Виды работ
Используемая техника материалы и оборудование
Тренинг
Компьютер, ксерокс, телевизор, видеокамера, муз. центр, офисные стулья, доски магнитная и для письма, ручки, видеокассеты, кнопки, скотч, бейджи, CDRW
Творческие мастерские
Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, маркеры, кисточки, бумага, ватманы, офисные стулья, гуашь, карандаши, картон, фотоплёнка скотч, бейджи, CDRW.
3. Проведение мероприятий:
Виды работ
Используемая техника материалы и оборудование
Мероприятия
Компьютер, ксерокс, телевизор, видеокамера, муз. центр, офисные стулья, доски магнитная и для письма, ручки, видеокассеты, кнопки, скотч, бейджи, CDRW
Муз. центр, радио-микрофон. Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, маркеры, гуашь, кисточки, бумага, ватманы картон, фотоплёнка скотч, бейджи, CDRW.
Партнеры.
Управлениемолодежной политики г. Омска
Кафедрасоциальной педагогики факультета психологии и педагогики Омскогогосударственного Педагогического Университета
5.Критерии и показатели результативности
1. Анализ литературыпозволит с теоретических позиций обосновать проект.
2. В проекте приметучастие не менее 150 человек. Они будут организованы в 3 группы, с ними будутработать специалисты Омского государственного Педагогического Университета иУправления молодежной политики г. Омска.
3. В помощьорганизаторам проекта будут привлечены добровольцы из числастудентов-практикантов старших курсов ОмГПУ, не менее 15 человек.
4. Каждая группастудентов примет участие в тренинге, состоящем из 7 тренинговых занятий и 14творческих мастерских.
5. По окончаниитренинга и творческих мастерских студенты под руководством добровольцевпроведут мероприятия, тематика которых такова:
· благотворительныйконцерт для детей из малоимущих семей;
· дискуссионныеклубы «Мужчина и женщина», «Наркотики: за и против», «Создаем свою политику» идр.;
· акция «Чистый двор»
· «КВН»;
· предвыборныекомпании;
· рекламные акциинаших партнеров.
6. Во время участияв проекте студенты научатся разрабатывать собственные мини-проекты и реализуютне менее 5 проектов.
7. До начала проектаи после его окончания будет проведена диагностика эффективности.
Устойчивостьпроекта.
По окончании проекта, деятельность в его рамках будет продолженаеще 4 месяца. Нами будут привлечены спонсоры из числа коммерческих организацийнашего города (Торговый дом «Соверен», ООО «Чайный мир», ОАО «Объединенные пивоваренныезаводы», Омский филиал ГУТА-БАНКА). Мы несколько изменим программу и включимбольше массовых и культурных мероприятий, что позволит привлечь к ней большевнимания со стороны общественности и расширит возможности студентов пореализации своих способностей. Организаторы проекта постараются привлечь впроект новых участников – студентов.
В любом деле должен стоять денежный вопрос. Одно изпоследующих направлений работы проекта – это работа со спонсорами. Мыпредполагаем, что реальное подтверждение правильности своих усилий студентыполучат, если их работа еще и окупится. Разумеется, полученные от спонсоровсредства пойдут на поддержку их вуза, но это все равно будет хороший показатель.
Так же мы предполагаем, что в дальнейшем студентыбудут реализовывать собственные мини-проекты в рамках творческого объединения.Это будет творческая работа, требующая сотрудничества с иными организациями.Студенты будут сами планировать свою деятельность, искать средства для еереализации и помощников в работе.
Распространение результатов
Информация о проекте и его результатах будетраспространяться следующим образом.
· Статья о началепроекта и о его результатах в газете «Вестник НКО» и рекламных газетах,выпускаемых Издательским домом «ДиМарк», «Омский домовой».
· Выступлениеорганизаторов проекта с докладом на ежегодной весенней психолого-педагогическойконференции в ОмГПУ.
· Выступлениястудентов с докладами и отчетами о прохождении ими практики в рамках проекта настуденческих конференциях.
· Распространениеинформации о проекте через Управление молодежной политики администрации г.Омска.
Результатыпроекта будут ценными для следующих организаций:
o Омский государственный педагогический университет– привлечение студентов факультета психологии ипедагогики в работу проекта, его организацию и проведение некоторыхмероприятий. Предполагается осуществить это сотрудничество в рамках прохожденияпрактики студентами. Для студентов, которые, как правило, не имеют большоговыбора мест для практики, этот проект является очень ценным с точки зренияполучения опыта.
o Управление молодежной политики г. Омска– информационная поддержка, привлечение специалистов.Организация заинтересована в проекте по причине потребности в расширенииспектра собственной деятельности, потребности в повышении квалификации иполучения опыта молодыми специалистами. Так же задачи, стоящие передуправлением, вполне согласуются с нашими задачами.
o ВУЗ, на базе которого будет реализован проект – адаптация первокурсников, снижение количестваотчисленных, расширение спектра вузовских услуг для студентов, возможностьпривлечения студентов в различные мероприятия вуза.
o Издательский дом «ДиМарк» — информационная поддержка проекта. Помимо рекламыдля проекта эта организация очень заинтересована в поиске молодых перспективныхспециалистов.
Местопроекта в контексте региона.
В нашем городе сама по себе молодежная политикадостаточно сильный и заметный орган по работе с молодежью и очень большиевозможности открыты для некоммерческих организаций по работе с молодежью.
Известна, например, Городская общественная детскаяорганизация «Радуга». Она уделяет большое внимание раскрытию творческогопотенциала детей. Детско-юношеская организация «Экологический Центр»заинтересована в добровольном участии детей и подростков в улучшении экологиинашего города. Общественная организация «Комитет женщин-матерей по защите детейот наркомании» выполняет задачи профилактики здорового образа жизни и защитызаболевших страшным недугом наркоманиидетей. Очень близки нам и принципы работы Омской региональной молодежнойобщественной организации «Социально-творческое объединение «ЭММА»». Этаорганизация помогает молодым людям стать общественно активными, стать хозяевамисвоих судеб. Специалисты объединения вовлекают молодежь в социальные проекты,помогают создать собственные программы. Омский скаутский центр «Сибирь» так жедал возможность очень многим людям вырасти за счет реализации своихспособностей в различных мероприятиях и проектах.
Как видно, в г. Омске процветают самые разныенекоммерческие организации по работе с детьми и юношеством, поэтому для организаторовПроекта есть широкое поле для сотрудничества и привлечения специалистов издругих организаций.
Большинство некоммерческих общественных организаций,как и государственные учреждения по работе с молодежью, организуют свою работув рамках массовых и культурно-досуговых мероприятий, либо в виде студий,кружков, секций, но не тренингов. Тем не менее, специалисты Проекта убеждены,что именно такая форма занятий очень полезна для студентов, так как даетнеобходимую среду для общения, работы над своими недостатками и раскрытиемсвоих способностей.
Именно поэтому мы выбираем именно такую форму работы врамках данного проекта.
Список приложений:
1. Бланкидиагностических методик
2. Таблицы с результатамиопроса
3. План-графикработы по проекту
4. Программатренинга и творческих мастерских
5. Бюджет проекта
6. Список литературы