Содержание
Введение
История введения инноватики вобразование
Инновационный процесс и егоособенности
Инновационные процессы в Россиив конце 20 – начале 21 вв.
Заключение
Список литературы
Введение
Обучение подверженоизменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Новаторствои традиции — две стороны развития культуры, образования и всего общества вцелом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основаниедля классификации обществ на традиционные и современные. В традиционныхобществах традиция господствует над новаторством. В современных — новаторствоявляется базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различныепериоды.
Еще сравнительно недавнотермины «инновация», «инновационный процесс» вотечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодняситуация иная. И хотя трактовка содержания этих терминов в разных работах имеетсущественные отличия, они уже используются весьма широко.
Наука, которая занимаетсясозданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением напрактике, называется педагогической инноватикой.
Это молодая наука, вРоссии о ней начали говорить только в конце 1980-х гг., когда возникло движениеучителей-новаторов. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадиистановления и эмпирического поиска.
В последние годы растетвнимание ученых к инновациям в образовании. Ежегодно по вопросам, связанным синновациями в образовании, защищается более 30 диссертаций.
История введения инноватики в образование
Понятие «инноватика»появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описаниипроцессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареалапроникал в другие.
Первое наиболее полноеописание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистомИ. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитииэкономических систем (1911).
Несколько позже, в 1930-егг., И.Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», подкоторым понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте.С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины («инновационныйпроцесс», «инновационный потенциал» и др.) приобрели статус общенаучныхкатегорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.
В России становлениеинноватики как науки происходит сначала в рамках построения основанийнаучно-технического прогресса. По мнению исследователя инноваций А. И.Пригожина, «выделение нововведений в относительно самостоятельный предметизучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизациипроизводства. Специализация в области инноватики состоялась у нас сзапозданием». Инновации присущи любому образованию и являются одной из егозакономерностей, это характерная черта мировой педагогики. С данной точкизрения в России инновационная педагогическая деятельность осуществлялась нетолько в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходиларегламентированно, главным образом на базе экспериментальных школ.
Педагогическиеинновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе c конца1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогическойинноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства однойидеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни,науки, школы. Исследователь инноваций в образовании С.Д.Поляков писал: «Как имногое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина допоследних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогикавообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Ноэта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространениемпередового педагогического опыта».
Москвичи в 80-е годыпочти никогда не интересовались проблемами инноватики в образовании (если несчитать специфической области обучения персонала организаций, в которыхвводились какие-то новшества). В конце 80-х годов прошлого века волнаисследований с позиции инноватики докатилась и до педагогики. Здесь онапересеклась с традиционными для науки об образовании темами изучения передовогоопыта учителей и внедрения достижений педагогической науки в практику.
В последние 20 летпроблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работахотечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С.Лазарева, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, С.Д.Полякова, В.А.Сластенина, В.И. Слободчикова, Т. И.Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других.
К началу XXI в.инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасльнаучно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развитияшколы, практику образования. Сегодня педагогическая инноватика — это сферанауки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементовинновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств;их внедрения и освоения; применения и распространения.
В то же время пока нельзясказать, что педагогическая инноватика сформирована как наука. Сегодня этомолодая отрасль педагогики, которая находится на стадии выявлениязакономерностей, уточнения понятийного аппарата, формулирования принципов идругих научных атрибутов.
Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс всфере образования — это обновление и изменение концепций образования,содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.
Цель инновационногопроцесса в образовании — кардинальные изменения сложившихся традиционных элементовобразовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественногосостояния системы.
Применительно кпедагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание,методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителяи учащегося.
Об инновациях вроссийской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно вэто время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийноеобеспечение стали предметом специальных исследований.
Педагогическая инновация- нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании итехнологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом,инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания иорганизации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплекснаядеятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию ираспространению новшеств. Инновационный процесс представляет собой совокупностьпроцедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идеяпревращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.
В научной литературеразличают понятия “новация“ и “инновация“. Новация — — это именно средство(новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — этопроцесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение,вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системыиз одного состояния в другое. Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“и “реформа".
Нововведение при такомрассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процессрассматривается как развитие его основных этапов: генерирование идеи (вопределённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте иреализация нововведения в практике.
Особенностьинновационного процесса — его циклический характер, выражающийся в следующейструктуре этапов, которые проходит нововведение:
1. Определениепотребности в изменениях.
Инновационный процесс начинаетсяс выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательногопроцесса. Это становится результатом аналитической работы специализированныхнаучных организаций, органов управления образованием, руководителейобразовательных учреждений, педагогов. Известно много примеров, когдатворческие учителя, будучи неудовлетворенными способами своей работы, создавалиновшества, которые затем получали широкое распространение в практикеобразования.
2. Сбор информации ианализ ситуации.
3. Предварительный выборили самостоятельная разработка нововведения.
Разработка способоврешения проблем — проектирование новшеств может осуществляться как теми, ктовыявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе илиже по чьему-то заказу.
4. Принятие решения овнедрении (освоении).
Найденные новшества илиновшества, информация о которых поступает из каких-то источников, прежде чемрешится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко невсегда те из них, которые пригодны в одном учреждении, могут быть использованыв другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период созданияновшества, и экспертиза на стадии его освоения имеют как общее, так и различноесодержание.
Не все новшества, которыебудут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может бытьнедостаточно сил и средств для их параллельного внедрения. Поэтому нужен проектжелаемой образовательной системы школы и программа движения к нему,определяющая, какие новшества и в какой последовательности будут вводиться.
5. Собственно самовнедрение, включая пробное использование новшества.
Разработанное новшестводолжно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могутбыть внесены коррективы.
Прежде, чем новшествовыйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, т.е. оценку своегосоответствия различным требованиям.
6. Распространениеновшества.
Распространение новшестватребует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальныхпользователей. Распространению содействует наличие специальной инфраструктурыподдержки инновационных процессов. В нее входят различные консультационныеслужбы, обучающие центры, эксперты, внедренческие центры и др.
Распространение новшестваможет идти успешнее или, наоборот, хуже, чем хотелось бы тем, кто этимзанимается. Поэтому должны осуществляться анализ хода распространенияновшества, выявляться факторы, мешающие распространению, и реализоваться мерыпо их устранению.
7. Институализация илидлительное использование новшества, в процессе которого оно становитсяэлементом повседневной практики.
Совокупность всех этихэтапов образует единичный инновационный цикл.
В связи с этим,инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи достадии практического использования и реализация связанных с этим изменений всоциально — педагогической среде.
Деятельность,обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управленияэтим процессом, является инновационной деятельностью.
Особенности инновационныхпроцессов в образовании проявляются в том, что часть этапов, описанных выше, несуществует в деятельности, поскольку, с одной стороны, нет прямогоматериального воплощения продуктного типа, с другой – нет социальнойорганизации инноваций через создание производственных структур, занимающихсянепосредственно управлением и реализацией инноваций в условиях образовательногоучреждения.
Инновационные процессы вобразовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом,психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектовзависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят.Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационномупроцессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так исознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функцияуправления искусственными и естественными процессами изменений.
Инновационные процессыследует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств.Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает еёинновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью,интегральностью, целостностью.
В педагогическойлитературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:
Первый тип – инновации,происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самойпорождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий,средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода невсегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят наэмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациямэтого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей,родителей и т.д.
Второй тип нововведений –инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной,целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.
Теоретическоерассмотрение единства инновационных процессов, выработка рекомендаций для практиковпо их ускорению и переводу из стихийных в сознательно управляемые – важнейшаязадача образовательной инноватики. В начале 90-х гг. в работах В. И.Загвязинского, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, Н. Р.Юсуфбековой, О. Г. Хомерики отчетливо просматриваются пути решения этой задачи,а также формирования подхода к определению структуры и функций образовательнойинноватики, определяются направления ее дальнейшего развития.
Еще одной из особенностейинновационного процесса в сфере образования является полиструктурность. Можновыделить следующие структуры инновационного процесса в образовании: субъектная,уровневая, содержательная, структура жизненного цикла, управленческая,организационная.
Субъектная структуравключает инновационную деятельность всех субъектов развития образовательнойсистемы. Данная структура учитывает прежде всего ролевое и функциональноесоотношение участников на каждом этапе инновационного процесса. Субъектнаяструктура характеризует социальную базу, носителей инновационного процесса, такназываемых инноваторов.
Уровневая структураотражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном,федеральном, региональном, районном, городском уровнях. Инновационнаядеятельность каждого из уровней оказывает взаимовлияние друг на друга. Чтобыэффект от преобразований был максимальным, они должны осуществляться системно,скоординировано.
Содержательная структураинновационного процесса в образовании подразделяется на следующие основныеэтапы: обнаружение потребности в инновации и возникновение самой идеи даннойинновации; выбор, разработка модели, программы и первое освоение инновации;широкое применение и внедрение инновации; господство инновации, когда даннаяинновация теряет свою «новизну»; сокращение масштабов применения инновации и еезамена более эффективной новинкой.
Управленческая структураинновационного процесса в образовании представляет взаимодействие четырех видовуправленческих действий: планирование — организация — руководство — контроль.Новаторам и руководителям необходимо четко осознавать, что инновационнаяпрограмма как объект управления качественно отличается от учебно-воспитательныхпроцессов и требует других способов реализации управленческих функций.Эффективное управление невозможно без четкого представления об управляемомобъекте.
Организационная структураинновационного процесса в образовании, как правило, включает два основныхмомента. Во-первых, формирование сути инновационной политики на основе анализаи оценки существующих в данном учебном заведении педагогических проблем,которые необходимо решить посредством инноваций. Во-вторых, диагностикапоказателей функционирования учебного заведения, включающая аттестациюпедагогического состава с целью определения его инновационного потенциала идиагностику учащихся с точки зрения их способностей и умений обучаться.
Организацияинновационного процесса предполагает учет материально-технических и финансовыхвозможностей, а также экологических последствий инновационной деятельности.Вряд ли можно считать инновацию эффективной, даже при получении более высокогообразовательного уровня, если данный результат был достигнут за счет здоровьяучащихся и преподавателей.
Также выделяют такиеособенности инновационного процесса в образовании, как:
· более теснаявзаимосвязь с конкретными общественными отношениями, культурой;
· значительноевлияние групповых и личностных качества субъекта и объекта инновационнойдеятельности;
· проведениеэкспериментальной проверки не в лабораторных условиях, а в условиях реальногообразовательного процесса;
· отсутствие стадии«изготовления», которая сливается с проектированием, что ускоряет процесссоздания инновации;
· меньшие затратыматериальных, финансовых средств;
· повышение ролисубъективного фактора инновационной деятельности.
Гуманистическаяпедагогика выработала ряд требований к осуществляемому в школе инновационномупроцессу:
· изменение целевойустановки школы;
· переориентациявнутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации;
· индивидуализацияи дифференциация обучения и воспитания;
· созданиеблагоприятной социально-психологической и предметно-пространственнойобразовательной среды;
· обеспечениесоциальной и психологической защиты детей;
· создание условийдля развития наклонностей и способностей каждого ученика;
· вера в ученика, вего силы и возможности, принятие ребёнка таким, какой он есть;
· обеспечениеуспешности обучения и воспитания;
· обоснованностьуровня развития каждого ученика;
· гуманизацияобразовательных отношений;
· гуманитаризацияобразования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности;
· научно-методическоеобеспечение инновационного процесса.
Инновационные процессы в России в конце 20 – начале 21 вв.
Современные инновационныепроцессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися нарубеже 70–80-х годов ХХ в., когда в отечественной школе с очевидностью сталипроявляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки обнаруживались в спадеинтересов школьников к учебе, в упадке школьной дисциплины, в ослаблениивоспитательной ответственности семьи, в отрыве школы от труда и от современнойорганизации и технологии производства, в формализме воспитательной работы, в«процентомании», в научной необоснованности содержания образования, внегибкости форм и методов обучения и воспитания, в отчужденности междупедагогами и детьми, в распространении так называемых «неформальных» молодёжныхобъединений.
Кризисное состояние всоветском и постсоветском общем образовании было обусловлено двумя главнымипротиворечиями.
Первое противоречиевозникло между резко возросшими требованиями общественной жизни к человекувообще и школьнику в особенности и устаревающим содержанием и организациейжизни, форм и методов воспитания и обучения в школе. Жизнь требует от ребёнка имолодого человека своевременного духовного взросления, интеллектуальнойразвитости, ответственности и дисциплины, готовности к овладению сложнымипрофессиями, работы в новых социально-экономических условиях, самостоятельногомышления, способности к творчеству в любой сфере деятельности. Этим требованиямсоветская школа 70 – 80-х гг. не соответствовала.
Второе противоречиевозникло между повышением потребностей детей и низкой возможностью школой ихудовлетворить. Развитие средств массовой информации сделало школьников болееинформированными. Возросли материальные потребности, расширились интересыдетей. Демократизация общественной жизни создала условия для осознания детьмисвоих гражданских прав. Наряду с позитивными изменениями, в ученическомконтингенте появились и обострились проблемы, которые ранее отсутствовали илибыли не столь актуальны (преступность, беспризорность, проституция, наркомания,алкоголизм и другие негативные явления среди детей и подростков). К разрешениюэтого противоречия массовая школа также оказалась не готова.
В условиях обостренияосновных противоречий в 1980-е гг. на государственном уровне быласформулирована идея необходимости реформы школы, а в 1984 г. – начата её реализация. Однако осуществление реформы тормозилось в связи с тем, что она быласориентирована на экстенсивные подходы в повышении социальной эффективностишкольного образования. Крайне низкая результативность этой реформы и дальнейшееобострение выделенных противоречий привели педагогическую науку и практику косознанию необходимости совершенствования образовательного процесса, кразработке новых целей, содержания и способов обучения и воспитания школьников.
В конце 80-х – начале90-х гг. ХХ в. достоянием широкой педагогической общественности становится опытпедагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин,В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.), который стимулирует инновационные процессы вотечественной школе. С 1990-х гг. отечественное образование начинает активнозаимствовать зарубежный педагогический опыт, творческое применение котороготакже становится важным источником инноваций. Таким образом, современнаяинновационная направленность педагогической деятельности является закономерным,социально и исторически обусловленным этапом развития отечественногообразования.
Особый интерес с точкизрения православной педагогики имеет православная школа как базовая площадкадля отработки её основных идей. Православная школа возникла на волне интереса кПравославию, в период «перестройки», в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлоговека как образовательное учреждение особого типа. Её появление связано собразовательными потребностями населения и обусловлено массовым приходом людейв храмы. Возникла потребность в систематическом религиозном образовании,которое сочеталось бы с систематическим светским образованием с тем, чтобыребёнок был поставлен в гармоничное положение в социуме. Таким образомправославная школа возникла в ответ на образовательный запрос семьи. Это особоеобразовательное учреждение, которое, наряду с образовательными, решает задачиконфессионального обучения и воспитания.
За годы своегостановления и развития она приобрела статус конфессионального учреждения, где,наряду с качественным светским образованием, учащиеся приобретали основныерелигиозные знания. Широко известны православные школы Тулы, Новосибирска,Москвы и Подмосковья («Образ», «Плёсково», «Радонеж» и др.).
Актуальность обращения кпроблеме православной школы на современном этапе возникла в связи с укреплениемее статуса и появлением новых задач по осмыслению особого местаконфессиональных общеобразовательных учебных заведений в системе общегообразования России.
На пороге XXI в.становятся все более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов,обеспечивающих общественное развитие. Сдвиг, совпадающий с переходомчеловечества в следующий век, вызывает к жизни не только изменение условий исоответствующих им способов организации деятельности человека. Современныетребования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики,политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстройинформатизации и динамичности определены в ряде документов: федеральной целевойпрограмме «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.», Постановленииправительства России № 89 от 14.02.2006 г. «О мерах государственной поддержкиобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательныепрограммы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 гг.». В них выделеныключевые задачи – обеспечение ускоренного развития научно-технологическогопотенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники вРоссийской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий; развитиеисследовательской деятельности в высших учебных заведениях.
Инновационной доктрины вобласти образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальнаядоктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.
В определенной степенироль инновационной доктрины выполняла «Концепция модернизации российскогообразования на период до 2010 г.», в которой изложены новые социальныетребования к системе российского образования. Например: «Развивающемусяобществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаютсямобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувствомответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепциямодернизации российского образования исчезла из поля зрения Министерства образованияи науки РФ, которое стало ориентироваться на приоритетный национальный проект«Образование», реализующий в основном политические, экономические иматериально-технические задачи.
Всеобщая инноватизациястала визитной карточкой современного Российского образования. Если в начале90-х годов авторские школы были эксклюзивным явлением, то конец первогодесятилетия двадцать первого века знаменуется массовым переходомобразовательных учреждений в статус инновационных — школы, активно внедряющиеинновационные образовательные программы (конкурсы ПНПО, 2006-2009),экспериментальные площадки по изменению содержания и организации образования(региональные проекты в КПМО, 2007-2009) и т.п. В конце века эксперты ианалитики насчитывали инновационных школ не более 10% от общего состава,сейчас, по крайней мере, 40 % учреждений в документах отражают инновационныйхарактер задач и механизмов их решения.
В настоящее времяотдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различнымнаправлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С.Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения (В.В. Давыдов), «школасамоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основформирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детствоим. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова,интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной идосуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.
Заключение
Инновационный процесс всфере образования — это обновление и изменение концепций образования,содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.
Педагогическиеинновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе c конца1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг.
Цель инновационногопроцесса в образовании — кардинальные изменения сложившихся традиционных элементовобразовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественногосостояния системы.
Особенностьинновационного процесса — его циклический характер. Еще одной из особенностейинновационного процесса в сфере образования является полиструктурность. Можновыделить следующие структуры инновационного процесса в образовании: субъектная,уровневая, содержательная, структура жизненного цикла, управленческая,организационная. Также выделяют такие особенности инновационного процесса вобразовании, как:
· более теснаявзаимосвязь с конкретными общественными отношениями, культурой;
· значительноевлияние групповых и личностных качества субъекта и объекта инновационнойдеятельности;
· проведениеэкспериментальной проверки не в лабораторных условиях, а в условиях реальногообразовательного процесса;
· отсутствие стадии«изготовления», которая сливается с проектированием, что ускоряет процесссоздания инновации;
· меньшие затратыматериальных, финансовых средств;
· повышение ролисубъективного фактора инновационной деятельности.
Список литературы
1. Ангеловски К. Учителя и инновации/ Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991.
2. Бургин М.С. Инновации и новизна впедагогике // Советская педагогика. – 1989. – 12.
3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П.Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. –2004. – 4.
4. Лазарев В.С. понятиепедагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. — 2003. — № 1.
5. Найн А. Я. Инновации вобразовании. Челябинск, 1995.
6. Полонский В.М. Инновации вобразовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. — 2007. — 2.
7. Полонский В.М. Инновации вобразовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. — 2007. — 3.
8. Поляков С.Д. Педагогическаяинноватика: от идеи до практики. — М., 2007.
9. Сластенин, В. А., Подымова, Л.С. Педагогика:инновационная деятельность// Педагогика. – М., 1997 г. – № 4.
10.Тюнников Ю.С. Анализ инновационнойдеятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход // Стандарты имониторинг в образовании. — 2004. -№ 5.
11.Уваров А. Инновационныепедагогические практики //Школьные технологии. -2008. — 3.
12.Хуторской А.В. Педагогическаяинноватика: методология, теория, практика. -М., Изд-во УНЦ ДО, 2005.
13.Хуторской А.В. Педагогическаяинноватика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2008