Реферат по предмету "Педагогика"


Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания

Курсоваяработа
Тема:Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теориии практике отечественного обучения и воспитания
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Теоретические аспектыноваторства Френе
1.1Немного истории о Френе
1.2Картина педагогического новаторства в целом
1.3 Новыематериальные средства управления и воспитания
Выводыпо ГлавеI
Глава IIПедагогическаяконцепция Френе
2.1Стиль воспитания и обучения
2.2Основные положения и задачи школы Френе
2.3 Методы учебной работы
2.3.1 Освобождение текстов
2.3.2 Освобождение классов
2.3.3 Жизнь без отметок
2.3.4 Воспитание на экспорт
Выводыпо главе II
Глава IIIПроблемышколы Френе в России
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
В свободном обществе могут быть разные школы, а в несвободном — ЕДИНАЯ, одна, управляемая властью. И если административным путем, директивновнедрять многообразие, контролировать этот процесс и управлять им, то школабудет все равно несвободной. А уж если таким образом предписать всем ОДНУпедагогику Френе, то школа останется прежней.
Актуальнейшей задачей современной школы является возвращение вшколу ребенка как живого мыслящего существа, душа которого не резервуар длязнаний, а необъятный внутренний мир, где наряду с интеллектуальными элементамимного чувственного, подсознательного. Перед обществом встала задача реализациив школе такого подхода, который обеспечивал бы равноправные, коллегиальныеотношения между учащимися и учителями.
О противоречиях системы образования С. Френе говорит с позицийпедагога и психолога, глубоко увлеченного поиском продуктивных решенийобновления школы, нашедших свое отражение в его практической деятельности исозданной на их основе оригинальной педагогической концепции.
Проблема решается многогранностью педагогики С. Френе, в которойон определяет широкие перспективы ее дальнейшего изучения, с целью адаптацииего положительного педагогического опыта модернизации образования с учетомотечественных традиций, истории и культуры. Хотя, как любая альтернативнаяпедагогика, система Френе вступает в конфликт с традиционной, ее необходимостьи актуальность в России очевидны.
Цель работы – выявить сущность педагогических идей С. Френе ипоказать актуальность их использования в теории и практике отечественногообучения и воспитания.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить и охарактеризовать основные этапы становления и развитияпедагогических взглядов С. Френе.
2. Выявить и проанализировать сущность и основное содержаниепедагогических идей С.Френе.
3. Определить роль и значение идей С. Френе для современной школы ипедагогики.
4. Показать реализацию педагогических идей С. Френе в школьномобразовании России.
Объектом работы явилось педагогическое наследие С. Френе.
Предметом педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию ипрактику современного школьного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
·педагогические идеи С. Френе;
·принцип ретроспективного исторического анализа (М.В.Богуславский, А.Н. Джуринский, М.Н. Кларин, и др.);
·сравнительно-исторический подход в педагогике (Б.М. Бим-Бад,
Б.Л. Вульфсон, Ф.Ф. Королев, О.Д. Федотова, Л.Д. Филиппова);
·современная методология в сравнительной педагогике (Н.Е. Воробьев,Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова идр.).
·концепция личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев,Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
·культурологический подход, при изучении и оценке глобальных,страноведческих процессов в сфере образования развитых стран мира, дающийвозможность более глубоко проникнуть в состояние и сущность происходящихизменений в образовании.
Основными методами нашего исследованияявляются:
·метод теоретического анализа официальных государственныхисточников в области образования и воспитания, учебной документации, а такженаиболее известных работ зарубежных и отечественных авторов, освещающихразвитие системы школьного образования;
·компаративные методы, обеспечивающие сравнительный анализмногообразия различных направлений развития школьного образования во Франции.
·метод исторического и логического анализа, требующий научного,конкретно-исторического подхода к изучаемым явлениям;
·сравнительно-исторический метод при изучении трудов зарубеж
ных и отечественных ученых, документальных, литературных и научных
данных для определения основных факторов, повлиявших на становление и развитиепедагогических взглядов С. Френе;
·биографический, позволяющий выявить теоретические позиции и
взгляды С. Френе;
Обзор литературы по теме: Изучение и анализ исследований литературы посравнительной педагогике и психолого-педагогических источников позволяютутверждать, что педагогическое творчество С. Френе еще не избиралось предметомспециального изучения российскими педагогами. Однако описанием и толкованиемотдельных сторон педагогической системы С. Френе содержатся в работах БахичевойВ., Вульфсона Б.Л., Джуринского А.Н., Загорского А.А., Кларина М.В., КраевскогоВ.В., Мальковой З.А., Пиляй О.М., Селевко Г.К. и др.
В процессе исследования чрезвычайно ценным источником оказаласьинформация из отечественной периодической печати, материалы научной периодики,статьи М. Белиловской, Я. Быстрицкой, В. Степи-ховой.
Большой фактический материал был почерпнут нами из периодическихизданий Российской Академии образования «Первое сентября», «Педагогика», «АльмаМатер», «Иностранные языки в школе», «Вестник образования», «Обучение зарубежом», «Вопросы психологии», «Перспективы. Вопросы образования» и др.

ГлаваIТеоретические аспекты новаторства Френе
 
1.1 Немного истории о Френе
Сто лет назад 8 октября 1896 года во французской деревеньке Вансродился Селестен Френе[1] — будущий скромныйсельский учитель. Он родился в крестьянской семье на юге Франции. Закончитьшколу ему не удалось: началась первая мировая война, и 18-летнего юношупризвали в армию. Под Верденом он получил ранение и потом долго лечился.
Свою педагогическую деятельность он начал только в 1920 году, вшколе местечка Бар-сюр-Луп. Впоследствии он стал основателем и лидером «Международнойфедерации сторонников новой школы». Великий педагог дал детям возможностьсвободно выражать свои мысли. Дети писали «свободные тексты», писали о чемхотели, когда хотели и где хотели.
Селистен Френе купил типографский станок, и эти тексты сталипечататься самими детьми. Изготовленные газеты пересылались в другие школы,откуда его единомышленники присылали в школу Френе собственные творения.
Одним из принципов педагогики Френе была организация учителямисвоего самовыражения и самовыражения своих учеников с помощью современныхтехнологий.
Его последователи работают в тысячах школ всего мира. В том числеи в Кисловодске и Набережных Челнах существуют френетистские школы, а классы иучителя, работающие в этом подходе, есть в Таганроге, Нягани, Челябинске,Москве, Самаре и двух десятках других городов и сел России.
Педагогика Френе — саморазвивающееся пространство, в которомвместо педагогических технологий и методик царит Дух Френе, в которомпринципиально не может быть привычных нам методистов, а естьпедагоги-исследователи, в котором свободно развивающиеся дети «обреченные науспех».
Поэтому то, о чем говорят, и что делают современные френетисты вомногом отличается от того, о чем писал и что говорил сам С. Френе. Но нечтоостается принципиально неизменным.
Это — искусство слушать детей и отвечать им серьезно, это — организация совместной коллективно распределенной и общественно значимойдеятельности, это — экспериментирование и обновление среды для воспитанияинтереса и пробуждению мотивации и детей, и учителей.
 
1.2 Картина педагогического новаторства в целом
 
В области содержания и методики обучения генеральная линия поискаидет в направлении все большей активизации мышления ученика, при котором онусваивает закономерности изучаемых явлений, самостоятельно приходит кнеобходимым выводам; в использовании связи учебного материала с жизнью, что делаетучебу более увлекательной и полезной. Происходит процесс индивидуализацииобучения, т.е. учета возможностей и способностей каждого ребенка, чтодостигается созданием в школах специализированных, профильных классов и групп.
Экспериментирование выражается в применении методики развивающегообучения, разработке более увлекательных программ по различным предметам,создании новых предметов, использовании технических средств обучения,использовании индивидуальных учебных программ типа проектов, изменении структурыучебного процесса, замене урока другими формами, например,студиями-мастерскими.
«Свободное воспитание». Его сторонники стараются предоставитьребенку возможно большую свободу как в учебной, так во внеучебной деятельности,считают недопустимыми наказания, полагая, что это наилучшим образомспособствует развитию положительных качеств личности. Данной стратегиейруководствуются представители Вальдорфской педагогики, школы Френе и школыМонтессори[2]. В нашей странесколько-нибудь успешные попытки «свободного воспитания» в прошлом неизвестны, асудить о нынешних пока рано.
Стратегия коллективистического воспитания предполагает воздействиена каждого воспитанника через общественное мнение группы, главным образом,через демократически сформированное самоуправление. Успешные образцы далиВ.Н.Сорока-Росинский[3] и А.С.Макаренко[4]:в массовых школах она не обладает такой эффективностью, но даже в частичнореализованном виде препятствует развитию отношений примитивной группы.
Педагогика Френе не может быть рассмотрена вне другихпедагогических инноваций существовавших или существующих сегодня на необозримомпространстве российского образования. На фоне волны тех эвриканских инноваций всередине 80-х — начале 90-х годов в России.
Лишь отдельные смельчаки педагогизируют вверенное им пространствона свой лад, страх и риск, ежеминутно ожидая удара пыльным мешком по голове. Атак — нет, нету педагогики в школе. Может, в детском саду? Да, там ее побольше:жизнь бурлит, создавая коллизии, пригодные для осмысления и «разбора полетов».Не поделили игрушку. Один другого обозвал. Тот, разумеется, полез драться. Вотоно, поле деятельности! Опять же, в этой конторе учебный процесс не на всеналичное время претендует. И, хоть называется детсад «дошкольнымобразовательным учреждением», все же главная персона в нем — воспитатель.

1.3  Новые материальныесредства управления и воспитания
Центральный тезис его концепции сводится к тому, что длявоплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменитьорганизационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимосоздать и широко использовать «новые материальные средства обучения ивоспитания».
Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография.
Именно с нее начал С. Френе свои эксперименты, и долгое время типографскаямашина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по егометодам.
Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от такназываемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых детирассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описываютвпечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок.
Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их,вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшемиграют роль учебных пособий.
Школьная типография и свободные тексты являются, по мысли Френе,наиболее ярким символом Новой школы, практическим воплощением идей активизацииучебно-воспитательного процесса при постоянном изучении личности ребенка, егостремлений и интересов.
И в этом смысле свободный текст не только учебное упражнение, а,прежде всего, важный социально-психологический тест, с помощью которого можнолучше понять взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной среды.
Вместе с тем это совершенно новая, оригинальная концепция обученияродному языку.
 

Выводы поГлаве I
Педагогическая концепция Френе являлась по своему содержаниюоткрытым и резким противопоставлением традиционной педагогике. Неудивительнопоэтому, что бескомпромиссная критика традиционализма проходит через все егоработы. Официозная французская педагогика, заявлял Френе, совершенно несоответствует эпохе атомной энергии, межпланетных путешествий и автоматизациипроизводства, а массовая школа, построенная на принципах, противоречащихприроде ребенка, не готовит учащихся к жизни, не учитывает ни запросовсовременности, ни потребностей будущего.
Что же противопоставлял Френе педагогическому консерватизму?
Центральный тезис его концепции сводится к тому, что длявоплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменитьорганизационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимосоздать и широко использовать «новые материальные средства обучения ивоспитания».
Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография. Именнос нее начал Френе свои эксперименты, и долгое время типографская машинаявлялась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам.
Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от такназываемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых детирассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описываютвпечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшиесвободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затемпечатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.
Френе затрагивал одну из самых устойчивых традиций школы.Показательно, что на нее указывали выдающиеся русские мыслители и педагоги ещев XIX в. «Представьте себетолько одно то, — писал В.Г.Белинский, — что во Франции на публичных экзаменахв пансионах награждают детей за успехи не книгами, а возлагают на их головывенки, и этих лауреатов восхищенные родители привозят в театр на показ публике»[5].
На это же обращал внимание К.Д.Ушинский[6]:«В самолюбии педагогика нашла сильнейший рычаг и работает им беспощадно. Дляэтой цели наставники изобрели множество гениальных средств: жалуют своихвоспитанников орденами, производят их в чины и печатают их имена в газетах».

ГлаваIIПедагогическая концепция Френе
 
2.1Стиль воспитания иобучения
 
«Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки(магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуютупражнения, «вдалбливание» и контроль). Приемы и вспомогательные средства,разработанные нами на практике вместе с тысячами учителей, являются залогомобогащения и роста учащихся...» (С.Френе)
Те, кто впервые посещает школу Френе, часто поражаются тойлегкости, с которой учащиеся ведут собрания, принимают решения, вместе решаютпроблемы и при этом весьма целенаправленно занимаются работой. Обращает на себявнимание и их умение своими проблемами к «представителям власти» и неудовлетворяются отговорками.
Работать по системе Френе означает изменение своей роли: отвсеопределяющей через стимулирующую — к роли куратора и наблюдателя, и далее — к роли активного направляющего члена группы. Учитель прекращает быть тем, кторешает, наказывает и имеет на все готовые ответы.
Так же, как и ученики он начинает искать ответы на возникающиевопросы, чтобы быть в состоянии дать по ним разъяснения. Результатом этогоможет стать урок на тему, которая заинтересовала учащихся.
Такие средства применения власти, как отметки и наказанияутрачивают свою необходимость. Естественно, педагог школы Френе продолжаетисправлять, проверять и дополнять работу учащихся и установленныедоговоренности.
Множество приемов, используемых в группах меняющегося составасоздает возможность возникновения многочисленных отношенческих и учебныхситуаций, далеко не все из которых протекают при участии учителя. Учительперестает быть центральной фигурой, сохраняя, однако, ответственность за общийпедагогический процесс.
Речь здесь идет об индивидуализированном обучении и оптимальнойпривлеченности каждого учащегося. Учитель продолжает следить за мотивацией истимулирует заинтересованность. Так же, как и вся группа, он с уважением относитсяк сделанной работе и проведенному исследованию. Успех вызывает удовлетворение ивзаимное удовольствие.
 
2.2 Основные положения и задачи школы Френе
1.  Свобода самовыраженияребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство –это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд,который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями,определённым жизненным опытом.
2.  Научить ребёнка мыслить:помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности. Основнойточкой обучения является свойственная всем детям любознательность. Задачаучителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученики чувствуютпотребность что-то узнать, чему-то научиться.
3.  Познание нового идётпутём постоянного выдвижения гипотез.
4.  Ошибка не ставится в винуученику: каждый имеет право ошибаться, это необходимый этап на пути к знаниям.
5.  Учащиеся самостоятельнопланируют свою учебную работу – сначала на один день, потом на неделю, далее намесяц. Однако нужно помнить, что свобода выбора – это не синоним анархии.Именно учитель организует весь учебный процесс.
6.  Создание собственныхсредств обучения: создание карточек (карточек самоконтроля). Как средствообучения используются продукты свободного творчества учеников: газеты исборники собственных стихов сказок, самостоятельно снятые фильмы, составлениематематической задачи.
Основными задачами школы Френе, целевым ориентированием которыхявляется — всестороннее воспитание, можно назвать следующие:
·  Кругобщения школьников должен быть как можно шире, ему способствует одна из формобщения – переписка.
·  Исследованиев обучении так называемого метода «проб и ошибок».
·  Установлениесотрудничества не только учителя и умника, но и между учениками.
Концептуальные положения:
·  Трудна всех этапах обучения
·  Большоевнимание школьному самоуправлению
·  Использованиешкольных материалов
Особенности организации школы Френе:
·  Нетобучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза.
·  Нетдомашних заданий, есть постоянно задаваемые вопросы.
·  Нетоценок, но отличаются личные предложения.
·  Нетошибок – есть недоразумения.
·  Нетпрограмм, есть индивидуальное и групповое планирование.
·  Нетучителя, но есть учитель организации общего дела
·  Педагогнисколько не воспитывает, а решает общие проблемы.
·  Классомправят нормы общежития, принятые самими детьми.
·  Неткласса, есть детско-возрастная сообщность.
 
2.3 Методы учебной работы
Френе указывал на большую опасность авторитарной педагогики,требующей слепого подчинения детей учителю. При «дрессировке на послушание»ученик привыкает исполнять распоряжения, но теряет способность критическимыслить; «после страшного опыта фашизма такая система воспитания не должна быиметь защитников».
Крайне резкие возражения вызывает у Френе так называемый словесный методнравственного воспитания.
По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без концатвердить детям традиционные наставления: будь вежливым и послушным,великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителя ит.п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходнознать правила, но не уметь применять их в текущей жизни.
Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно,ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобыруководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению можетнаучить только сама жизнь, т.е. конкретный опыт ребенка.
Не все эти утверждения С. Френе можно безоговорочно принять. Он справедливокритиковал систему нравственного воспитания, сводившуюся в основном кпостоянному повторению учителем избитых прописных истин.
Но ведь к тому, что Френе пренебрежительно называл словеснымвоспитанием, относятся и рассказы учителя о героизме, великодушии, бескорыстнойдружбе, и знакомство с положительными литературными героями.
Все это обладает большой силой воздействия на детей и, безусловно,способствует нравственному воспитанию. Содержание так называемого словесноговоспитания всегда отражает совокупность этических норм, характерных для данногообщества, но в определенной степени имеющих общечеловеческое значение. Вряд лиможно полагать, что нравственные представления и черты гражданскогосамосознания могут сложиться у ребенка лишь на основе его личного опыта вусловиях некой « школьной робинзонады».
Несомненен, однако, позитивный характер основополагающего тезисаС. Френе, согласно которому необходимо так строить деятельность школы, чтобывсей ее организацией ученики воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоуважения,ответственности, личного достоинства. Значительный вклад в реализацию этихцелей вносят, по мнению Френе, предлагаемые им методы обучения, специфическаяорганизация учебного процесса.
Уместно сделать ссылку на мнение Селестена Френе об учебниках.Придуманные взрослым автором для детей, — писал знаменитый педагог, — они ужепо определению неадаптированны к их нуждам. Не существует хороших учебников, аесть устаревшие, плохие. Их вред даст о себе знать через годы, когда уже поздночто-либо исправить. Процесс обучения успешен только в индивидуальном ритмечерез самостоятельную, совместную деятельность.
 
2.3.1 Освобождение текстов
Френе работал с детьми, которые были неграмотны, пассивны, неумели и не знали, как выразить себя. И поэтому будущий великий педагог начал ссоздания атмосферы в классе, чтобы развить в учениках способности ксамовыражению. Например, он дал детям возможность свободно выражать письменноили устно свои мысли. Так появились первые «свободные тексты», в которых детиписали о чем хотели, когда хотели и где хотели.
Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своихсемьях, друзьях, планах на будущее, описывали впечатления, наблюдения,сделанные во время прогулок. При этом ребенок, написавший текст, был вправечитать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе. Френе такжепредложил читать всем желающим тексты каждый день и выбирать из них лучший. Идаже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща.
Французский педагог указывал и на еще одно значение текстов. Онозаключалось в том, что «свободный текст» — это не столько учебное упражнение породному языку, сколько важный социально-психологический тест, с помощьюкоторого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведьсоставляя свободные тексты, а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческойличностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своихуспехов и неудач.
Потом возникла идея издавать эти тексты.
Для этого использовалась самодельная типография. Долгое времятипографская машина была обязательным предметом в каждой школе, работающей пометоду Селестена Френе. Он считал, что работа с печатным станком имеет большоеучебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаютсянавыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память, и самое главное- повышается грамотность.
Перед публикацией того или иного текста дети и учитель собиралисьвместе, исправляли ошибки и создавали картотеку, куда заносились наиболее частовстречаемые ошибки. Постепенно Френе пришел к идее специальных карточексамокоррекции с упражнениями, по которым можно было заниматься каждомуиндивидуально в зависимости от своих грамматических пробелов.
Так появилась система учебных карточек не только по родному языку,но и по другим предметам. Каждая карточка содержала определенную часть учебногоматериала, либо конкретное задание: текст для грамматического упражнения,вопросы по географии, истории, арифметическую задачу и так далее, имела свойномер и систематизировалась в специальной картотеке.
На уроке ребенок с помощью учителя мог составить для себяопределенный набор карточек для личных занятий. Таким образом, пока учительуделяет внимание малышам, старшие могли самостоятельно заниматься по карточкам.
Так произошел отказ от одного на всех учебника и единого ритмазанятий, позволявшего каждому ребенку развиваться в собственном ритме. Френеполагал, что единый для всех учебник исключает возможность индивидуальногоподхода к обучению, что ученики должны иметь в своем распоряжении материал, спомощью которого они могли бы самостоятельно приобретать новые знания.
При работе с карточками учащиеся приобретали навыки работы сословарями и справочниками, изучали материал в подходящем им темпе и уделялибольше внимания тем вопросам, которые их действительно интересуют.
2.3.2 Освобождение классов
Учебные классы, где преподавал Френе, были переполнены,дидактические приёмы обучения не оказывали нужного воздействия, а ученики непроявляли и доли интереса, который они испытывали во время прогулок. Френе сталпокидать школу, чтобы заняться изучением окружающей природы. Эти наблюдениявсегда вызывали живой интерес детей.
В классе по системе Френе отсутствуют уроки «от звонка до звонка»,учебные программы. При этом система Френе предусматривала чёткое планированиеучеников каждого класса. Для каждого класса составлялся месячный план работы,содержащий перечень тем по учебным предметам, которые необходимо изучить всоответствии с государственными программами для школ. Затем на его основеученики с помощью учителя составляли индивидуальный недельный план, гдеуказывалось, сколько «свободных текстов» он составит, какие карточки будетиспользовать и каким трудом (например, в саду или в столярной мастерской)заниматься.
При этом граница свободного проектирования ученика заканчивается втом месте, где начинается свобода других, где он вторгается в коллективнуюжизнь или мнение группы, класса.
Здесь наступает момент согласования своих действий. Например,ребенок может покрасить все стулья в классе в красный цвет, но долженпредварительно обсудить этот вопрос со всеми на классном совете.
 

2.3.3 Жизнь без отметок
В целом, вся деятельность детей в классе Френе основана наполучении личного опыта, пропущенного через себя знания. И основой является нелекционное обучение, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск путей разрешенияпроблем вне известных тропинок. Дети в классе Френе не знают, что такое ошибка.
Здесь бывают лишь недоразумения, которые являются ценностью,поскольку разобравшись в них вместе со всеми, можно в дальнейшем их недопускать. Здесь задается и обсуждается любой вопрос, а затем все вместе ищутна него ответ. Поиски ведутся не только в книгах, аудиовизуальных иликомпьютерных средствах, но и в личном общении с владельцем информации.
При этом у детей взращивается уверенность, что никто сегодня — ниучитель, ни директор, ни академик — не знает всего.
Также как общие учебные планы, в школе по системе Френе отсутствуют и оценки.Педагог называл систему оценок «одной из самых отрицательных стороншколы» и был убежден, что они не служат критерием интеллектуального уровняребенка и не отражают подлинного качества знаний, а лишь толкают детей кобману, показным усилиям и нездоровой соревновательности.
Соответственно, в отсутствии привычных оценок в классах по моделиСелестена Френе поощряются не конкурентность и соревновательность, аразнообразные формы кооперации. Хотя френетисты и понимают, что это идетвразрез с общей социальной и возрастной тенденцией, они все равно отстаивают приоритетсотрудничества. Согласно идеям французского педагога, дети должны твердо знать,что ничего в этом мире в одиночку сделать нельзя.

2.3.4 Воспитание на экспорт
Нельзя сказать, что педагогика Селестена Френе получила большуюизвестность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать ее спедагогикой Марии Монтесори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих попринципам Френе, гораздо меньше.
Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципене может быть превращена в технологию. Например, классом Френе управляют непридуманные кем-то правила, а принятые самими детьми и изменяемые в случаенеобходимости нормы общежития. Эти нормы за года в год, для каждого отдельновзятого класса формируются заново.
Придумывая свои правила, дети исходят из прецедента. Допустим,бежит ребенок по коридору и кричит. Его останавливают его же одноклассники,начинают разбираться, почему и зачем он кричал, и спустя какое-то время выводятправило: в каких случаях можно, а в каких — нельзя кричать.
Соответственно, система Френе не включает привычных российскимпедагогам методистов, не предусматривает рекомендаций и разработок попроведению тех или иных мероприятий в рамках класса, поскольку как толькопоявляется нечто подобное, она перестает быть сама собой.
Для ее масштабного развития необходимо создание профессиональныхсообществ педагогов-исследователей особого склада, учителей-исследователей. Дажена родине педагога количество преподавателей, работающих по его методике,никогда не превышало 5 %. Сегодня же во Франции насчитывается всего 1-2 %учителей, применяющих на своих уроках принципы Селестена Френе.
Что же касается других стран мира, то как рассказала Алла Шейнина,классы по системе Френе особенно распространены во фламандской части Бельгии, вфранкофонной части Италии, а также в Польше, Голландии и Швейцарии.Значительное число классов Френе насчитывается в испанской провинции Каталонияи в Португалии. Наиболее активными сторонниками принципов Френе являютсяшвейцарцы.
В европейских государствах достаточно часто осуществляются обменымежду классами Френе, а два года назад в Японии даже прошла международнаявстреча преподавателей, работающих по этой системе.
Выводы по главе II
И все-таки, все склонны называть Френе революционером. Некоторыескромнее в оценке его заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтессори. Не стольфилософичен, как Штайнер[7]. Селестен Френевсего лишь ответил на вопрос, как организовать начальную школу в стенаходной-единственной сельской однокомплектной школы. Как им, то есть семилеткам,нежнейшему человеческому материалу, начинать с нуля. И как педагогам, с нимработать.
Авторитаризм[8] бонапартизма,поддерживавший устои государства на протяжении эпохи, в начале нынешнего столетияначал казаться скучным. Новые идеи – пленительно пестрые, гордо называемые толиберальными, то коммунистическими, связанные ключевым словом свобода, – виталив воздухе. Свобода в живописи. В литературе. В педагогике. В любви – в самомцеломудренном, почти христианском значении: любовь вместо всего остального.Вместо понукания, жестокости, неравенства.
Новая модель общества, пронизанного любовью. В нем – все с нуля. Втом числе и школа. И она тоже называется свободной. Центральный тезис концепциисвободной школы Селестена Френе оказался простым на словах: для воплощения вжизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменить организационные формыучебного процесса. Необходимо создать новые материальные средства обучения ивоспитания.
Сельский педагог Селестен Френе привел школьников в светлыеклассы, не разделенные на кафедру мэтра и пенечки для несмышленыхвоспитанников. Нет идеального класса Френе. Вообще нет класса, а естьдетско-взрослая сообщность. Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует самоощущение собственной и коллективной безопасности.
Слишком уж фантастично описано будничное школьное утро? Слишком,прямо как в романах Жюля Верна? Но именно потому мы и называем Селестена Френереволюционером (либо великим экспериментатором): он превратил утопию вреальность. «После страшного опыта фашизма, – писал Френе, – система подавленияне должна иметь защитников со стороны».
А если снизить исторический пафос, то получится, что Френе простопредложил детям невероятно увлекательную игру в школу, где каждый волен самустанавливать себе правила. (В этом он, впрочем, близок и Штайнеру, иМонтессори.) Пожалуй, лишь одно условие игры следует соблюсти всем: доверие ксвоему учителю.
И это условие, к сведению учителей, – игра не в одни ворота. Онарассчитана на полную взаимность. При этом в ребенке поощряется уверенность, «чтоникто сегодня – ни учитель, ни директор, ни академик – не знают всего, а то,что знают, – это не истина в последней инстанции».
Таким образом, школа Френе – школа, общедоступная для детей, ноэлитная для учителей. Поэтому ее вполне можно назвать современной, но никак неназовешь модной.
Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто,доверчиво относятся к взрослым – в школе и в семье. Для этого нужны не единыетребования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения сдетьми в семье.

ГлаваIIIПроблемы школы Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно.Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, доконца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной егоработы.
В результате сотрудничества посольства Франции в Москве,Минобразования и Ассоциации «Современная школа», руководимой ВладиславомРедюхиным, был разработан проект «Педагогика сотрудничества». Суть егозаключалась в проведении стажировок по педагогике Френе в России и во Франции.Первая стажировка в рамках проекта состоялась в Москве в апреле 1992 года.
В ней приняли участие 20 педагогов из разных городов России.Вторая стажировка прошла через год в Санкт-Петербурге, и с тех пор подобныесеминары стали традиционными. Последний прошел в феврале в Казани.
Благодаря стажировкам сегодня классы Френе существуют в такихгородах, как Москва, Набережные Челны, Нягань, Таганрог, Кемерово, Саратов,Самара, Кисловодск и других.
Эта педагогика феноменальна, если смотреть не нее с точки зрениядуховности, социального и общечеловеческого аспекта. Отметим, что в России досих пор довольно много так называемых однокомплектных школ, то есть школ содним — единственным учителем в штате.
Появление за последние несколько лет множества новых для Россиипедагогических методик в первую очередь усложняет задачу родителей. Теперь онидолжны решить, что получить от школы: знания или комфортную среду обитания длясвоего ребенка.
Школы Френе, Монтессори, Вальдорфская методика[9]в большей степени ориентированы на гуманизацию отношений и воспитание, нежелина знания. А в качестве образования они, безусловно, проигрывают традиционнойроссийской школе.
Так ли это плохо? Я знаю, что в московскую Вальдорфскую школунередко приходят родители, которые говорят: «Мы не претендуем на то, чтобы выподготовили ребенка для поступления в вуз. Мы достаточно состоятельны и можемсебе позволить оплату репетиторов, которые этим займутся. Сделайте так, чтобымоему ребенку было комфортно в школе».
Устраивает родителей такая ситуация, ради Бога, для этого такиешколы и существуют. Но, делая за ребенка выбор, родители должны пониматьадекватность своих целей и конечный итог.
А по большому счету нормальные, грамотные родители должны выбиратьне школу и не систему обучения, а учителя, особенно в начальной школе.
Кроме того, поскольку все школы, работающие по модным нынезападным методикам, все равно должны отвечать стандартам российскогообразования, у них существует проблема преемственности. Как правило, разрывмежду методами обучения в начальной школе и в основной очень большой. То, чтовозможно с точки зрения качества знаний первые три-четыре года, неприемлемо встарших классах.
Вот и получается, что ребенок отучился в начальной школе, привык ксвободному стилю обучения, а переходит в пятый класс и видит совершенно другиетребования, другую среду, другие представления о целях образования. И здесьслучаются большие проблемы. Такие вот проблемы с педагогикой Френе в России.
Анализируя опыт десяти лет трансляции педагогики Френе в Россиюможно было прийти к выводу, что сложности её распространения связаны страдиционными стереотипами, именно, российских учителей, родителей,управленцев.
Это касалось ориентации российского педагогического сознания нафронтально-коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса, чтокрайне затрудняет использование индивидуальных технологий, построенных надостижении учащимися личного успеха, автономного движения по индивидуальнойтраектории.
Затем, — крайне острожное, граничащее с отторжением, отношение ковсем моделям и технологиям, в которых учитель превращается в старшего товарища,консультанта, советника, то есть отходит от достаточно традиционной еготрактовки как носителя абсолютной истины, авторитетно (и, конечно, авторитарно)возвышающегося над учениками. Особенное неприятие этого присуще большинствуродителей, ориентированных на строгого и жесткого учителя, у которого «незабалуешь».
Достаточно негативное восприятие гуманистических теорий, моделей иобразовательных технологий, использующих интерактивные методы,предусматривающие возможность выхода ученика за пределы предписанных рамокпредметов, дисциплин, постановку вопросов, лежащих вне компетенции учителя.
Наконец, неприятие организации педагогической деятельности самогоучителя, предусматривающей дополнительные затраты жизненных ресурсов и времени,определенных форм точной своевременной подготовки к занятиям, постоянногоконтроля за продвижением каждого ученика, фиксации того, как осуществляетсяпроцесс развития учащихся для периодического внесения в него необходимыхкорректив. Это требует снижения недельной нагрузки учителя и, следовательно,сказывается на его зарплате и материальном обеспечении.
И мы сами были склонны объяснять эти стереотипы особенностямироссийского менталитета, порой отказывающегося от «свободы» ради «рабства», засчет преобладающей в сознании ориентировки на вертикаль. Точнее, навертикальный отрезок прямой, находясь в нижней точке которого взгляд обращен кверхам с вопросом Чернышевского «Что делать?», а из верхней точки грозновопрошает вслед за Герценом: «Кто виноват?». И других вопросов при такомустройстве менталитета возникнуть не может.
При «экспериментальном нащупывании» методом проб и ошибок необошлось и без курьезов. В одном из регионов была предпринята попытка соединитьидеи атеиста Френе с преподаванием закона божьего. В другом, учительницаначальных классов, «ободренная» свободой выбора обращалась к детям: «Вот еслисегодня будете вести себя хорошо, то продолжим педагогику Френе, а если будетешуметь, то перейдем к развивающему обучение. Если и на это не среагируете, то явернусь к традиционной педагогике». В третьем регионе, попытались создатьсимбиоз педагогики Френе и мыследеятельностного подхода методологовЩедровицкого[10].
Но есть и перспективные направления. Именно в России педагогикаФрене уверенно шагнула в среднюю школу, в отличие от самой Франции, где попыткиперенести идеи в среднюю школу заканчивались неизменным провалом. СегодняКристиан и Пьрик, вдохновленные примером педагогов России, работают в Ренне надпроектом создания первого во Франции колледжа Френе.
А в саратовском педагогическом Интитуте с подачи заведующейкафедры французского языка Натальи Друзиной, пошли еще дальше и пытаютсяиспользовать идеи педагогики Френе в методике преподавания французского языка.
Для самих французских френетистов оказалась инновационной идеяотказа от текущих отметок и перехода к оцениванию как публичному диалогусамооценки и внешней оценки учителя и учеников.
Этот эксперимент в течение девяти лет был опробован в московскойшколе № 1203 и принес очень позитивные результаты, которые требуют, на нашвзгляд, отдельного специального рассмотрения.
В ходе реализации проекта трансляции педагогики Френе, именно натерритории России, (в Челябинске) был установлен контакт и взаимодействиепедагогов французской Ассоциации Френе и социальных педагогов СЕМЕА(Международной ассоциации подготовки учителей и социальных работников активнымиметодами обучения), что дало толчок к преодолению узкой «педагогичности» ивыходу на общее видение социально-образовательных проблем, касающихся территориальногоразвития и местного самоуправления.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
За десятилетия, прошедшие со времени смерти Френе, в мирепроизошли огромные изменения, касающиеся разных сфер общественной жизни,включая и образование. Существенно меняются социальные задачи и педагогическиефункции разных типов учебных заведений. Модернизируются содержание и методыучебной и воспитательной работы школы. Все большее распространение получаютновейшие технические средства обучения, о которых еще недавно мечтали педагоги.
Естественно поэтому, что отдельные конкретные рекомендации С.Френе могут сегодня показаться устаревшими. Но основные принципы его системы — строгий учет особенностей возрастной психологии и разнообразия способностей исклонностей учащихся, эффективные способы стимуляции их интеллектуальной иэмоциональной активности, воспитание в духе высоких нравственных и гражданскихидеалов — сохраняют свое актуальное значение и представляют ценный вклад всокровищницу мировой прогрессивной педагогики.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений, что сами цели образованиядолжны быть полностью пересмотрены. Для большинства родителей значение имеет невсестороннее развитие личности их детей. Образование, достаточное, чтобывыдержать экзамены, занять престижное место, поступить в такой-то институт илиобосноваться в таком-то учреждении. Соображения по-человечески вполне понятные,и ответственность за их ограниченность лежит не только на родителях: этоследствие слишком утилитарного отношения к культуре, веры в самоценностьформального приобретения знаний и навыков.
С. Френе выступал против школы, где на первом месте стоят учебныепредметы и соответствующие программы, где учителя и ученики вынужденыподчиняться их требованиям. Он рассматривал возможность строительства такойшколы, которая будет ориентирована на ребенка — члена общества, и основнымусловием считал создание среды, способной помочь становлению личности ребенка.Поэтому во главу угла ставилось не заучивание материала, не приобщение к азамтех или иных наук. Главным определялось следующее:
·  здоровьеребенка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей,присущее его природе желание постоянно двигаться вперед, к максимальнойреализации;
·  благоприятнаясреда, в которой воспитывается ребенок; оборудование и технические средства,обеспечивающие естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс. Всеталанты С. Френе служили одной идее — системе гуманистического образования.
Состоит она из трех компонентов:
·  созданиегуманной образовательной среды вокруг ребенка,
·  формированиенравственной гуманной личности,
·  подготовкаребенка к жизни в соответствии с непростыми требованиями эпохи и среды.
Каждый компонент сам по себе — целый мир педагогических идей.



Списоклитературы
1.  АндреевВ.И.Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000.— 600 с.
2.  БолдыревН.И., ГончаровН.К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
3.  БондаревскаяЕ.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системахвоспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
4.  ГавровС.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности = Вестник УРАО// Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
5.  ДьюиД. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. —208 с.
6.  ЖуравлевВ.И.Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
7.  ЗицерД., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.—287 с.
8.  ИльинаТ.А.Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
9.  КоджаспироваГ.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорныеконспекты.- М.,2003.- С.148.
10.     КоджаспироваГ.М. Педагогика: Практикум и методические материалы.- М., 2003.
11.     КраевскийВ.В. Сколькоу нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
12.     КраевскийВ.В. Общиеосновы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:«Академия», 2003. — 256 с.
13.     НовиковА.М. Основания педагогики. – М. : «ЭГВЕС», 2010. – 208 с.
14.     Педагогика.Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическоеагентство, 1995. — 638 с.
15.     Педагогика.Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.:«Просвещение», 1983. — 608 с.
16.     Педагогическийэнциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М.,2003.
17.     В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентовпедагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
18.     Педагогическиетеории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред.А.В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. —84 с.
19.     ПодласыйИ.П.Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
20.     ПрокопьевИ.И.Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. —114 с.
21.     ХуторскойА.В.Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. —М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
22.     МорозовВ.И. —Педагогика — «Просвещение»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 001 Беби baltic beauty defender glorious белый 12. 04. 09 Ходяева О. В
Реферат Энергетический аспект взаимодействия человека и природы
Реферат Академія педагогічних наук україни інститут професійно-технічної освіти апн україни
Реферат Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению
Реферат Тарифные методы регулирования внешней торговли
Реферат Осмотр места преступления. Трасологическая экспертиза
Реферат Проектирование установок пожарной автоматики
Реферат Flowers Essay Research Paper Flowers On January
Реферат Понятие, виды, причины тероризма. Правовой аспект
Реферат Социально-экономическая эффективность санаторно-курортного оздоровления
Реферат А. И. Заиченко 26 сентября 1980 г. N 2257-80 рекомендации по устранению и предупреждению неблагоприятного влияния монотонии на работоспособность человека в условиях современного производства методические рекомендации
Реферат "Присвоение" и "растрата": сущность и признаки
Реферат Планирование фонда оплаты труда на примере "ОРМЕТО-ЮУМЗ"
Реферат Разработка рациональных режимов резания при эксплуатации пил круглых
Реферат Market and its Functioning