СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РИСУНКАХДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общее понятие о творчестведошкольников и его значении
1.2 Проявление творчества детей старшегодошкольного возраста через изобразительную деятельность
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
2.1 Общее представление о сюжетномрисовании
2.2 Основы и методы сюжетного рисунка устарших дошкольников
2.3 Специальные методики и спецификаобучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыисследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждогоребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.Развитие детского творчества — сложная и комплексная проблема. Современныеподходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поискуэффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видовискусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельностидетей.
Однако важно заметить,что развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста должноосновываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которыхявляется, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как видудетского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детейформируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления,развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач,умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Эта проблема актуальна,и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условияхпедагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуетсяв виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствуетформированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Разговор о детяхстаршего дошкольного возраста, касающийся развития у них творческого потенциалас помощью методов рисования, неминуемо отсылает нас к сюжетному рисованию. Ивот почему. Основная цель сюжетного рисования — научить ребенка передавать своивпечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжетесвязано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в своюочередь, открывает простор для дальнейшего развития творческого воображения имышления.
Предмет исследования –специфика и основы творческого процесса детей старшего дошкольного возраста назанятиях по обучению сюжетному рисованию.
Объект исследования –процесс творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучениюсюжетному рисованию
Цель работы – раскрытьспецифику и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста назанятиях по обучению сюжетному рисованию.
Исходя из поставленнойцели перед работой стоит ряд задач, а именно:
— дать общуюхарактеристику творчеству дошкольников и его значению,
— обозначить спецификупроявления творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительнуюдеятельность,
— дать общеепредставление о сюжетном рисовании,
— раскрыть современныеметодики и задачи, используемые при обучении детей сюжетному рисованию,
— охарактеризоватьметоды обучения сюжетному рисуноку старших дошкольников.
Методы исследования:изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развитияхудожественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.
Изученность темыисследования. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество каксамоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную инеобходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А.Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В, Выготский Л. С., Запорожец, Д.Б.Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).
Проблемой развитиядетского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В.Рождественская. Проблема изобразительного творчества дошкольников раскрыта вработах таких авторов как Дрозд Н., Вепрева О.А., Галанов А.С., Корнилова С.Н.,Куликова С.Л., Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Ивкина Т.В.
В современныхпедагогических и психологических исследованиях доказывается необходимостьзанятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развитиядетей дошкольного возраста. Так, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н.Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметнойчувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойствапредметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражатьих в образной форме.
Некоторые авторыраскрывают развитие творческого воображения у детей через нетрадиционныеспособы рисования: Архарова Н.В., Пищикова Н.Г., Новикова Г.П., Коротких О.В.,Казакова Р.Г., Сайганова Т.И.
Однако практическийаспект реализации развития творческих способностей детей дошкольного возрастасредствами художественного сюжетного творчества остается недостаточнораскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительнопсихологических и художественных условий формирования способностей, меняютсядетские поколения и соответственно должна измениться технология работыпедагогов.
Важно отметить авторов,которые занимались изучением именно сюжетного художественного творчества детей:В. Б. Косминская, Соловьева И.В. и Фомина О.Н., Комарова Т.С. (черезиспользование сюжетов русских сказок).
Таким образом мы можемсказать, что работ, посвященных целостному изучению непосредственно сюжетногорисования как основы развития творческого воображения и мышления детейпрактически нет.
При написании даннойработы были использованы следующие источники. Это работы, посвященныеисследованию проблем детского творчества и психологии творчества в целом.Авторы работ: Пономарев Я.А., Водянская М.С., Дрозд Н.
Это авторы,раскрывающие специфику изобразительного творчества детей таких авторов какГригорьева Г.Г., Флерина Е.А., Сакулина Н.П., Швайко Г.С. Это материалы,характеризующие методики изобразительной деятельности: Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова,В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г. Казакова.
Это работы авторов натему техники и методики рисования: Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Комарова Т.С.,Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.,Юхименко Н. Это материалы относительно психологии дошкольного возраста БашаеваТ.В., Урунтаева Г. К. Кроме этого юыли использованы материалы, характеризующиесовременные образовательные программы для ДОК, программы эстетическоговоспитания детей.
Структура работывключает в себя введение, две главы, заключение и список использованнойлитературы.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙКОМПОНЕНТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общее понятие отворчестве дошкольников и его значении
Деятельность человекасостоит из двух основных её видов: воспроизводящая, репродуктивная — этодеятельности, при которой не создаётся ничего нового, её основой является болееили менее точное повторение того, что уже было создано. И творческая — этодеятельность, при которой создаются новые образы и действия. Творчество неможет не присутствовать в области, где оно создавало великие историческиепроизведения, оно непременно существует и там, где человек комбинирует,воображает, создаёт что-либо новое[1]. Ипоэтому творческий процесс является одним из наиболее важных условийсуществования в нашей повседневной жизни.
Дети и творчество –понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель,и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых[2].Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалыбезобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что толькоможет существовать на свете, можно увидеть даже в том, как ребёнок пытаетсярисовать. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однакопрактически всегда связано с изобразительной деятельностью.
Рисование, лепка иаппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой –развитие творческих способностей… Изобразительная деятельность — одна из самыхинтересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка,вызывает положительные эмоции[3].
Как правило, дети любятрисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможностьпередать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
Изобразительная творческаядеятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитаниядетей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическоеобразное познание действительности. И как всякая познавательная деятельностьона имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умениемизображать невозможно без развития целе направленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет,предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину,конструкцию, цвет, расположение частей[4].
Большей частью детисоздают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такогорода представлений дает пищу работе воображения. В процессе самой деятельностипредставления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этомучаствуют зрение, осязание, движения рук, моторика пальцев. Занимаясьрисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски,глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями,приобретают навыки работы с ними[5].
На занятиях порисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоениеназваний форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствуетобогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, приобследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций,репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связнойречи.
Дети определяют иназывают эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е.производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельностьсодействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Значение занятийизобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще втом, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевыекачества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно ицеленаправленно заниматься, преодолевать трудности и т. п[6].
В изобразительнойдеятельности сочетаются умственная и физическая активность. Основное значениеизобразительной деятельности заключается в том, что она является средствомэстетического воспитания. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Врисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем ивыражают свое отношение к нему.
Творчество – вещьдобровольная, и не может приходить через силу. Можно спросить так: зачем вообщеразвитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как личность ивпоследствии найти подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоитьшкольные предметы? Но те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству – тольконапрасная трата времени, заблуждаются.
Творчество – процессосвобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия –положительная и светлая. Она приносит ребенку состояние гармонии. Это самоесостояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец.
Творчество ребёнка –важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичьего лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белыепятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир сталнемного лучше и красивей[7].
Без преувеличения –долг воспитателя — помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитиетворчества детей и попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях. Творчестворебенка может проявляться не только в его делании рисовать или петь, оно такжепроявляется даже в том, как он поставит перед собой тарелку и разложит столовыеприборы[8].
1.2 Проявлениетворчества детей старшего дошкольного возраста через художественнуюдеятельность
Детские рисунки, какважный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. Зачем вообщеребенку нужно рисовать?
Понятно, что не каждыйребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву.И все же художественная деятельность — необходимое условие нормальногофизического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой вашмалыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашомили кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньшеразовьются у него сложные движения кисти, например вращательные[9].
Рисуя или создаваячто-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственноемышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнестиразмер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. Привыполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбиратьсоответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенокпонимает, что он может создать что-то неповторимое.
Наконец, в рисунке илипластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущениеокружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделитьсяположительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализаэмоционального состояния ребенка[10].
Характерная чертахудожественного творчества заключается в создании выразительных изображений.Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мереспособностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметамсвойства: форму, строение, цвет.
Красота ивыразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующимидвижениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов.Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительныеэмоции[11].
Эстетические эмоциивызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошорасположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного неслишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишкоммелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), этотакже радует ребенка.
Изображение предметов иявлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношенийк этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чемхороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д.Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может попреимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная,эстетическая, нравственная.
Каковы особенностихудожественного творчества старших дошкольников?
Рисунки ребенкастановятся все ближе к реальности. И все же они скорее символы того, что онвидит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом,он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартиремногоэтажного здания.
Старший дошкольник, темне менее, если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человекпарит сверху над круглым сиденьем. Если старший дошкольник рисует трубу накрыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно поотношению к земле[12].
Рисунки мальчиков идевочек этого возраста имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манерезаполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисункахбольше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часторазмещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, аостальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая — справа. Онивключают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в товремя как девочки больше склонны к декорированию, украшательству[13].
Ребенок старшегодошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты итехники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, какзакончит работу над ними.
Между 5 и 7 годамирисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже неодин, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг негорасполагается сад, на улицах появляются машины. Правда, цветы могут быть той жевысоты, что и дома, табурет — это круг, помещенный над тремя ножками. Какправило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства[14].
Основная задачаобучения рисованию в этом возрасте — помочь детям познать окружающуюдействительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасногои обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задачаизобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей всоздании выразительных образов различных предметов доступными для данноговозраста изобразительными средствами.
Выводы по первой главемы можем сделать следующие.
Дети и творчество –понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель.Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практическивсегда связано с изобразительной деятельностью. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитиетворческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большоезначение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Впроцессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие(наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кромеэтого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчестворебёнка – важный элемент становления его собственного самосознания исамопонимания.
Детские рисунки, какважный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. В рисунке илипластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущениеокружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделитьсяположительными. Важность детского рисунка в том, что он порождает у детейтворческие эстетические эмоции. Особенностью художественного творчества старшихдошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе креальности. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваиваетновые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить своипроизведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годамирисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже неодин, а несколько взаимосвязанных элементов.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮСЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
2.1 Общее представлениео сюжетном рисовании
Основная цель сюжетногорисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающейдействительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет.
Умение выделять главноев сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Всюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения междупредметами[15]. Этазадача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницув их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшениепредметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок долженуметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связьмежду ними.
То, что в натурерасположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Этиособенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишьстаршего дошкольника, имеющего опыт рисования.
Дошкольнику нужновсегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это тоглавное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить сразличными средствами выразительности художественных образов, которые выражаютсодержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, илицветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главноготрудно понять содержание рисунка[16].
При овладениикомпозицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположитьотдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения повеличине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз,деталей.
Все эти средствавыразительности, хотя и доступны детям, однако процесс их усвоения достаточносложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения состороны педагога.
Затрудняется дети и впередаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движенияпоявляются рано. Е.А. Флерина отметила, что на первых порах ребенок передаетдвижение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой[17].Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чемизобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способапередачи движения редко заканчивается успехом. Это связано с той жеособенностью, о которой говорилось выше: трудностью восприятия детьмиизменчивой динамичной формы.
В деятельностидошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенствозрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание,видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно. Поэтому ошибкив передаче пропорций движения неизбежны. Учитывая все сложности выполнениясюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольникупреодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возможностяхи мере необходимости в обучении грамотному рисунку.
Выделения в методикеобучения детей сюжетному рисованию связано с проблемой определения содержанияизобразительной деятельности[18].
Содержание сюжетныхрисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опытав рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже иокружающую их обстановку.
Задачи сюжетногорисования в старшей группе следующие[19]:
— научить изображениюсмысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений междуними;
— развиватькомпозиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
— развивать чувствоцвета.
Тематика сюжетногорисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями,которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детейданного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Имнельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисоватьчто-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильнуюзадачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.
При рисовании на темылитературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание.Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Дважадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечногомишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с темиже округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются наодной линии.
Позднее воспитательподводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумагипри изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображениизимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их отнеобходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менееширокое пространство земли (снег), остальная часть — это небо. Такой приемподводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционногорешения и в других темах.
В соответствии ссюжетом определяется цветовое решение композиции.
Воспитатель можетпредложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю илисерую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок,над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяютсясветлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят наголубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона:желтый, красный, оранжевый[20].
В этом возрастеаналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогупоставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например,в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос,какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок«Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод,который им хотелось бы изобразить.
Самостоятельный выборсюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношениямежду действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Есливыбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисункепредметы и действия, не совпадающие во времени. Не умея расчленить произведениена отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят отом, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства,передающего только один момент действия, а не всю его последовательность вовремени. Воспитатель должен понимать это, обучая детей сюжетному рисованию[21].
2.2 Основы и методысюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страшихдошкольников сюжетному рисованию необходимо[22]:
— разнообразитьсодержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжетрисунка на заданную тему или по замыслу;
— научить изменениюформы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища,наклон, бег и т. п.);
— развиватькомпозиционные умения — научить передавать на листе широкие пространства землии неба, расположение предметов: близких — внизу листа и удаленных — вверху (безизменения размеров);
— развивать чувствоцвета — учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.
Дети подготовительнойгруппы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что взависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такойтеме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двухрядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительнойгруппы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками околоснеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его насанках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок болеесодержательным и выразительным[23].
Заполнение всего листаизображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатсязакрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное,серое небо — при дожде, ярко-голубое — в солнечный день, красное — при восходеили заходе солнца.
Яркими красками детиизображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета припередаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы.Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой,черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому,радостному представлению о весне.
Можно предложить,например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдиныдают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (гденадо изображать не раннюю весну, а первую зелень).
В старшей группе многовнимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детейстаршей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию.Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза,в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку[24].
В качестве натуры здесьмогут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в среднейгруппе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать иболее сложную натуру — комнатные растения с крупными листьями и несложнымстроением: фикус, амариллис, плектогину.
Можно рисовать с натурыветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели,тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов(ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).
Еще сложнее натура — игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное,следует брать плюшевые игрушки с простыми формами — удлиненные лапы, овальноетуловище, круглая голова, например мишку, зайца.
Если нужно передатьправильные пропорции, натура должна быть в статичном положении, повернута кдетям так, чтобы ясно были видны все части. Иногда следует изменить положениечастей, если детям дается задание передать движение. Необходимость изменитьформу при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру,сравнивать с ней рисунок.
Для еще большегоуточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей телавоспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую рукуили ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение. Послерассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательностьизображения частей[25].
Иногда картину можноиспользовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части,детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежаниекопирования детьми.
Часто использованиенатуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показвсего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегдаследует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
Употребляется ичастичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где детиучатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитательне рисует весь дом.
При объяснениирасположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а простообрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Длястарших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постаралисьвыполнить ее самостоятельно.
Использованиелитературных произведений расширяет тематику детских рисунков и являетсяодновременно методом их обучения, способствующим развитию творческойинициативы.
Дети старшей группыудачно справляются с изображением словесных образов, представление о которыхопирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка — девочка, кукла; жадный медвежонок — игрушечный мишка; теремок — небольшой дом ит. п.
Но для ребят старшейгруппы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесногообраза. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся вхудожественном образе, создать его целиком. Среди методов обучения детейподготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе.
Рисованием натурыпомогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети оченьбыстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи ивдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают своспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детямрасположена лужайка, за ней — река, далее — поле, а там, где небо как бысходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобратьотдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов котдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означаетрисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает[26].
Воспитатель долженподбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образпредставлен наиболее ярко. Детям может быть дано задание коллективно выполнитьработу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иныеэпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения,каждый рисует по одному эпизоду.
При анализе рисунковдети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненнойработы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполненрисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную иотрицательную оценки. Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку,фантазию, способность мыслить самостоятельно.
2.3 Специальныеметодики и задачи обучения детей сюжетному рисованию как основа развитиядетского творчества
Все современныепрограммы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельностидетей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задачэстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводитсяформированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета,композиции), художественного вкуса.
К таким программамотносятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера и т.д.), «Детства»(под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т.И.Даронова) и др.[27]
Если всевышеперечисленные программы занимаются общим развитием ребенка, то существуют ипрограммы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений инавыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник»(Т.А. Копцева) и т.д.
В современныхобразовательных учреждениях педагогом предоставляется право выбораобразовательной программы. Практика показывает: педагогу, как правило, непросторазобраться в многообразии предлагаемых программ, осмыслить их содержание ипознакомиться с методическим обеспечением. Существует ряд программ открытоготипа, которые не исключают возможности использования других методическихпособий и дидактических материалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитаниедетей 2-7 лет». Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.
Органической частьюпрограммы «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет», является программаознакомления детей с цветом, как одним из средств, выразительного решенияобраза в рисунках, также с развитием восприятия цвета, использования цвета визобразительной деятельности для передачи одного из важнейших признаковпредмета и явлений. Комарова Т. С., Антонова А.В., Зацепина М. Б.[28]считают, что в детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветовоговосприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и систематично сучетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольногоучреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явленийокружающей жизни, освоения или умения видеть, различать, называть цвета ииспользовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности.
Исходя из сказанного,авторский коллектив обозначил цель своей программы: развитие у детей восприятияцвета и формировать у них чувства цвета в условиях интеграции разных видовхудожественно-творческой деятельности.
В дошкольном возрастеосновной вид деятельности – игра, а не обучение, поэтому программа разработанана игровых занятиях. На игровых занятиях по знакомству с цветом для детей 5-7лет, ставятся следующие задачи[29]:
— знакомство сцветовыми эталонами на примере цветового круга;
— знакомство сдополнительными цветами на примере цветовых упражнений;
— расширениепредставлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой;
— развитие мелкоймоторики и координации движений;
— воспитаниеэстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
— развитие зрительноговнимания, чувства цветового ритма;
— обогащение активногословаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованиемприлагательных, глаголов.
В данной программеопределены условия формирования чувства цвета у детей[30]:
· Созданиесистемы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительнойдеятельности, включая все ее виды;
· Широкоеиспользование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета,колорита произведений изобразительного искусства как классического, так инародного;
· Целесообразныйотбор и изготовление пособий для работы с детьми;
· Систематическиенаблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов вприроде в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.;
· Использованиедидактических игр в работе с детьми;
· Изготовлениедидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащениюэстетических представлений о цвете с детьми старшего дошкольного возраста назанятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время;
· Эстетическиеоформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детскихработ в оформлении дошкольных учреждений;
· Подготовкавоспитателя по формированию у них чувства цвета к работе с детьми с учетомрешения задачи развития чувства цвета у детей.
В данной программеавторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делатьзанятия более интересными для детей. Для этого используются различные сказки оцвете: «Сказка о красной краске» (И. Полякова), «Разноцветное царство» (М.Мацук), «Желтая сказка» (И. Зиедониес), «Жили-были на свете две сестричку:черная и белая» (Н. Горяев), «Сказка про краски теплые и холодные» (О.Нерсесово). Также используют игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветныесказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть».
Дидактические игры,рекомендуемые авторами:
«Рисуем море». Цель:упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом отболее светлого к более темному и наоборот. Закрепить знания холодных цветов.Закрепить в речи название холодных цветов.
«Собери гусеничку».Цель: учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умениирассказывать о цвете.
«Лесовичек и егоразноцветные колпачки». Цель: закрепить название основных цветов и их оттенков.Упражнятьв употреблении слов, обозначающих оттенки и т.д.
Таким образом, можносделать вывод, что программа «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет» оченьэффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно сучетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условияформирования чувства цвета у детей, используются на занятиях различные формыработы.
Как итог работы,охарактеризуем, какие задачи стоят перед обучением старших дошкольниковсюжетному рисунку[31]?
1. Формироватьинтерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям исобытиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствоватьформированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развиватьу ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредствомрисунка (мотив деятельности).
3. Формироватьу детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставитьсоответствующие цели и задачи.
4. Развиватьу детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторыеспособы изображения.
5. Обучатьдошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
а) приемам созданияпростейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа,сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов снезначительными дополнениями — в младшей и средней группе; стимулируя и поощряяизображения одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способыизображения предмета на вариативном уровне — в средней группе; располагаяизображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линиюгоризонта, размещая изображения тех предметов, что ближе — внизу листа, дальше- наверху; варьируя расположение изображений на листе т.е. подводить детей косознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметыближних планов более крупно, дальних – меньшего размера – в старших группах;
б) учить изображать врисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержаниеданной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя,старшая группы);
в) учить передавать врисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшиегруппы);
г) направлять детей напередачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (сосредней, но в основном в старших группах).
Необходимо такжеобучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира,необходимым для выполнения сюжетного рисунка. Важно развивать у ребят пониманиезависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у нихжелание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с цельюпоследующего изображения. Необходимо также побуждать детей к самостоятельности,творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, примененииадекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.).Воспитателю важно учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать кэмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимостивыразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е.формировать способность художественно творческого восприятия рисунков.
Таким образом, задачисюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собойконкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детейцелостной деятельности и развития при этом личности дошкольника[32].
Сюжетный рисунок какспособ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенкомокружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние наразвитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная,эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, азначит, и развиваются в едином творческом процессе.
Исходя из комплексазадач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого видадеятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощениясюжетного образа, методика работы с детьми должна строится в двух направлениях.Первое. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных иприродных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать,замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, ихвзаимосвязь и сочетания. Второе. Помощь детям в осмыслении средств графическогоизображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способамиизображения
Л.А. Раева рекомендуетпроводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительнуюработу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы,рассматривание иллюстраций и т. п. Это создает благоприятные условия длязакрепления вновь образованных связей, их синтезирования со старыми.Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемыхявлениях в процессе предварительной работы непременно должны быть связаны счувствами. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию — залогинициативного, творческого создания и воплощения замысла.
Таким образом, послеопределения темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми) идет этапспециальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она можетбыть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но, по сути, онаболее узкая и целенаправленная. Ведущее место занимает наблюдение[33].
Специально проводимыедля занятия по изобразительной деятельности наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения. Черезнесколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет засобой снижение эмоционального настроя, яркости представления.
Наряду с наблюдениями,общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшимиподгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детскиевпечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. Взависимости от характера наблюдаемых объектов необходимо фиксировать внимание вбольшей степени или на их эстетической стороне (красота природы) и вызыватьсоответствующие чувства, или на нравственной.
Во время наблюденияполезны игры-сравнения «На что похоже?» (облако); придумывание загадок пронаблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего,формы, цвета, величины.
В старших группахцелесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок. В рисункеизображения следует располагать на листе бумаги таким образом, чтобы смотрящемубыло ясно, какое это событие или какая картина природы.
На плоском листе бумагинадо найти место для персонажей и предметов, объединенных каким – либо сюжетом.Малыши не в состоянии решить эти задачи. Они рисуют предметы по всему листу,зачеркивают или повторяют изображения, когда надо, чтобы персонаж переместился.Получается нечто вроде игры, при этом содержание Рисунка остается непонятным.Однако на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша. Детей подводят кпередаче глубины пространства в рисунке. Освоение различных способоврасположения изображений в пространстве создает новые возможности для передачисюжета[34].
Согласовыватьизображения в одной картине необходимо по величине предметов. Сами дети частооказываются к этому безразличны: их не смущает, что цветок такой же высоты, какдерево. Обучая детей передаче величинных отношений, обращая их внимание нареальное соотношение предметов по величине, воспитатель добивается того, чтоони понимают и передают в рисунке относительную величину предметов – вначалезначительные различия, затем более тонкие, приближающиеся к действительным.
При изменении положенияпредмета его форма и величина не меняется. Однако, для того чтобы изобразитьпредмет в новом пространственном положении, его необходимо расположить на листебумаги, иначе. Это требует поворота руки при рисовании. В сюжетном рисункебольшей частью возникает необходимость передать действия. Это можно сделать,изменив положение всего предмета в пространстве или отдельных его частей: жукможет ползти в ту или иную сторону. Можно изобразить человека, стоящегоспокойно с опущенными руками. Но если надо выразить, что он что-то даетдругому, руку его следует поднять и протянуть то есть изменить ее положение.
В сюжетном рисованиикроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величинетребуется решение и еще одной существенной задачи, а именно — выделениеглавного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке[35].
Подводя итогивышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте болееотчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественныхобразов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом.Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поискивыразительных средств для его передачи.
У детей 5-6 летнаблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средстввыразительности: использование цвета, формы, построения рисунка каквыразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетнойкомпозиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденныевыразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметови явлений.
Выводы по второй главе.
Основная цель сюжетногорисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающейдействительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. Всюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения междупредметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр припостроение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа.При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важнорасположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношенияпо величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз,деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотяпотребность в передаче движения появляются рано.
Для детей данноговозраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзядавать обобщенные темы. При рисовании на темы литературных произведенийдошкольникам следует давать конкретное задание. В этом возрасте аналитическоемышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачусамостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выборсюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношениямежду действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:
— научить изображениюсмысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений междуними;
— развиватькомпозиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
— развивать чувствоцвета.
При обучении страшихдошкольников сюжетному рисованию необходимо: разнообразить содержание детскихрисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка, научить изменениюформы предметов в связи с их действиями в сюжете, развивать композиционныеумения, развивать чувство цвета. В старшей группе много внимания уделяетсяразвитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесь могут бытьиспользованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе.Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и болеесложную натуру. Использование литературных произведений расширяет тематикудетских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующимразвитию творческой инициативы. Среди методов обучения детей подготовительной кшколе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методуобучения в школе.
Все современныепрограммы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельностидетей. К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А.Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детствав отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. существуют и программы, которыезанимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такиекак: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А.Копцева) и т.д. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключаютвозможности использования других методических пособий и дидактическихматериалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет».Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. В данной программеавторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делатьзанятия более интересными для детей.
Как итог работы,охарактеризуем, какие задачи стоят перед обучением старших дошкольниковсюжетному рисунку: формирование эстетики и нравственности, формировать мотивытворчества, обучение способам изображения сюжетного образа, побуждать ксамостоятельному творчеству, научить чувствовать выразительность образа.Необходимо проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большуюподготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение,беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.
Подводя итогивышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте болееотчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественныхобразов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом.Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поискивыразительных средств для его передачи.
У детей 5-6 летнаблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средстввыразительности: использование цвета, формы, построения рисунка каквыразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетнойкомпозиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденныевыразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемыхпредметов и явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети и творчество –понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель.Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практическивсегда связано с изобразительной деятельностью. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитиетворческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большоезначение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Впроцессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие(наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кромеэтого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчестворебёнка – важный элемент становления его собственного самосознания исамопонимания.
Детские рисунки, какважный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. В рисунке илипластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущениеокружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделитьсяположительными. Важность детского рисунка в том, что он порождает у детейтворческие эстетические эмоции. Особенностью художественного творчества старшихдошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе креальности. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваиваетновые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить своипроизведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисункиребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, анесколько взаимосвязанных элементов.
Основная цель сюжетногорисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающейдействительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. Всюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения междупредметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр припостроение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа.При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важнорасположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношенияпо величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз,деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотяпотребность в передаче движения появляются рано.
Для детей данноговозраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзядавать обобщенные темы. При рисовании на темы литературных произведенийдошкольникам следует давать конкретное задание. В этом возрасте аналитическоемышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачусамостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжетаучит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения междудействующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Задачисюжетного рисования в старшей группе следующие:
— научить изображениюсмысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений междуними;
— развиватькомпозиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
— развивать чувствоцвета.
При обучении страшихдошкольников сюжетному рисованию необходимо: разнообразить содержание детскихрисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка, научитьизменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете, развиватькомпозиционные умения, развивать чувство цвета. В старшей группе много вниманияуделяется развитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесьмогут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в среднейгруппе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать иболее сложную натуру. Использование литературных произведений расширяеттематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения,способствующим развитию творческой инициативы. Среди методов обучения детейподготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе.
Все современныепрограммы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельностидетей. К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А.Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детствав отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. существуют и программы, которыезанимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такиекак: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А.Копцева) и т.д. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключаютвозможности использования других методических пособий и дидактическихматериалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет».Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. В данной программеавторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делатьзанятия более интересными для детей.
Как итог работы,охарактеризуем, какие задачи стоят перед обучением старших дошкольниковсюжетному рисунку: формирование эстетики и нравственности, формировать мотивытворчества, обучение способам изображения сюжетного образа, побуждать ксамостоятельному творчеству, научить чувствовать выразительность образа.Необходимо проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большуюподготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение,беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия удетей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева.– Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Водянская, М.С. Ребенок нуждается втворчестве! Переживания в красках / Водянская М.С. // Дошкольное образование — №11 (83). — Июнь 2002.
3. Григорьева, Г.Г. Развитиедошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высшихпед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. — М., 1999.
4. Григорьева, Г.Г. Изобразительнаядеятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогическихучебных заведений / Г.Г.Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
5. Дрозд Н. Развитие детского творчества/ Н.Дрозд // www.mamashkam.ru/detki/razvitie_obuchenie/razvitie_detskogo_tvorchestva.html
6. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И.,Седова, Е.М., Слепцова, В.Ю., Смагина, Т.В. Рисование с детьми дошкольноговозраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. — М: ТЦСфера, 2004.
7. Комарова, Т. С. Обучение детейтехнике рисования / Т.С.Комарова. — М.: Просвещение, 1976.
8. Комарова, Т.С. Обучение детейформообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание.- 1976. — № 1.
9. Методика обучения изобразительнойдеятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. — М.,1979.
10. Пономарев, Я.А. Психологиятворчества / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1976.
11. Программа эстетическое воспитаниедетей 2-7 лет / Т.С. Комарова и др. – М.:Педагогическое общество России, 2000.
12. Сакулина, Н.П. Рисование вдошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.
13. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. –М.: Просвещение, 1973.
14. Современные образовательныепрограммы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.учебных заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой.- М., 1999.
15. Теория и методика изобразительнойдеятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов / В.Б. Косминская,Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. — М.: Просвещение 1985.
16. Урунтаева, Г.К. Дошкольнаяпсихология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений / Г.К. Урунтаева.- М.: Издательский центр Академия, 1996.
17. Флерина, Е.А. Изобразительноетворчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. –С.35.
18. Швайко, Г.С. Занятия поизобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа:Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко.– М.: Владос, 2006.
19. Юхименко, Н. В каждой каракуле,кляксе видеть звезды, облака / Н. Юхименко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 4.