Реферат по предмету "Педагогика"


Технология и признаки интерактивного обучения

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетпсихолого-педагогический
Контрольнаяработа
/>По дисциплине
Технологияизучения математики в начальных классах
Тема
Технология ипризнаки интерактивного обучения
Студентки Микульските С.И
г. Симферополь
2008 – 2009уч. год.

ПЛАН
Введение
1. Формы интерактивного обучения
2. Признаки интерактивного обучения
3. Методы интерактивного обучения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупностьспособов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога иучащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия дляих развития.
Ключевымпонятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействиепонимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшейособенностью которой признается способность человека «принимать роль другого»,представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, исоответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Педагогическоевзаимодействие — это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в которомдеятельность одного обусловливает деятельность других.
Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуетсявысокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обменадеятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов,целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегосявзаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализацияинтерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствованиемоделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

1. ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГООБУЧЕНИЯ
 
1) Работа в парах
2) Ротационные (сменные) тройки
3) Карусель
4) Работа в малых группах
5) Аквариум
6) Незаконченное предложение
7) Мозговой штурм
8) Броуновское движение
9) Дерево решений
10) Суд от своего имени
11) Гражданские слушания
12) Ролевая (деловая) игра
13) Метод пресс
14) Займи позицию
15) Дискуссия
16) Дебаты
               Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
               Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее — ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
               Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
               Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
               Дерево решений — класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
               Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
               Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
               Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
 
2. ПРИЗНАКИИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
 
Ведущими признаками и инструментами интерактивногопедагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность,смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуацииуспеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.
Впедагогической интерпретации полилог — это возможность каждого участникапедагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любойрассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать этуточку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право насуществование.
Диалогпредполагает восприятиеучастниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектоввзаимодействия.
Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается ворганизации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; нетрансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация ихсамостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения;самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций,таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетаниеразличных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной,парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогическоговзаимодействия.
Смыслотворчество является процессом осознанного создания учащимися и педагогомновых для себя смыслов, содержания предметов и явлений окружающей действительностипо обсуждаемой проблеме; это восприятие участниками педагогического процессаокружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражениесвоего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании иактивизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуютоптимальному развитию, саморазвитию.
Создание ситуации успеха заключается в целенаправленномсоздании педагогом комплекса внешних условий, способствующих получениюучащимися удовлетворения, радости, проявления спектра положительных эмоций ичувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию.Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогическиесредства, условия. Ведущее из условий — позитивность, оптимистичностьоценивания учащихся.
Позитивность и оптимистичность оценивания участниками педагогическоговзаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достиженийличности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Этоумение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность,неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достиженийличности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянииразвития учащегося.
Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности,взаимодействия. Это актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опытадеятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность иготовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины такихизменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогическоговзаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.
3. МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГООБУЧЕНИЯ
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущейфункции в педагогическом взаимодействии на методы:
•   созданияблагоприятной атмосферы, организации коммуникации;
•   организацииобмена деятельностями;
•   организациимыследеятельности;
•   организациисмыслотворчества;
•   организациирефлексивной деятельности.
Методы создания благоприятной атмосферы, организациикоммуникации своейпроцессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогомв самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока,занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычногообщения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося.Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, ихконструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Примерами таких методов могут быть:
«Аллитерация имени» (особенно эффективен при организациизнакомства класса или при изучении темы «Внешность и характер человека»),«Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».
Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальнойи групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия,совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признакомэтих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместнойдеятельности как доминирующего условия их развития.
Например:
«Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол»(при обучении дискуссии)
Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют созданиеучащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, созданиеучащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обменэтими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
Например:
«Ассоциации», «Алфавит» (позволяет повторить практически всюлексику по теме), «Минута говорения», «Аллитерация понятия».
Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятнуюатмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию ихположительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительнуюдеятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.
Например: «Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов», «Сменасобеседника» (тренировка вопросов – ответов).
Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценкуучастниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов,обычно организуются на завершающем этапе заняти. Методы этой группы позволяютучащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определитьпричины этого.
Например: «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка»,«Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».
Технология интерактивного обучения может быть технологическойхарактеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного мероприятия. В то же времяв интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки, семинары илизанятия по какой-либо учебной дисциплине.
Использование интерактивных методов в педагогическом процессепобуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению,профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иныминтерактивным методом, преподаватель определяет его педагогические возможности,идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого содержания, примеряет ксвоей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога,пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действеннымпедагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологииинтерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, ктоучится, и тех, кто учит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование в работе технологииинтерактивного обучения дает ученику:
· развитие личностной рефлексии;
· осознание включенности в общуюработу;
· становление активной субъектнойпозиции в учебной деятельности;
· развитие навыков общения;
· принятие нравственности норм иправил совместной деятельности;
· повышение познавательной активности
классу:
· формирование класса как групповойобщности;
· повышение познавательного интереса;
· развитие навыков анализа исамоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
· нестандартное отношение корганизации образовательного процесса;
· формирование мотивационнойготовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иныхситуациях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. КашлевС.С. Технология интерактивного обучения. – Мн.: Белорусский верасень, 2005
2. Мясоед Т.А. «Интерактивныетехнологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологииигры в обучении и развитии» М., 1996
4. Суворова Н. «Интерактивноеобучение: Новые подходы» М., 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 Внеклассная работа поматематике в начальной школе по теме: «Математическая ярмарка»
ЦЕЛИ:
1.        Содействоватьактивизации познавательной деятельности учащихся, развитию процессов восприятия,внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
2.        Формироватьтворческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выборанаиболее рациональных способов решения задач, в математической и логическойсмекалке.
3.        Глубже раскрытьроль математики в жизни, способствовать воспитанию коллективизма (в связи ссовместной работой в команде), воспитанию культуры чувств
(справедливости,ответственности, долга, уважения к мнению другого).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегоднямы отправимся на ярмарку, только необычную ярмарку, а математическую. Как выобъясните смысл слова “ярмарка”?
Дети. Ярмарка – это большой торговыйсъезд в срочное в году время.
Учитель. Действительно, ярмарка – это большойсъезд, сход людей, на ярмарке можно приобрести не только необходимые товары, нои увидеть много интересного, любопытного, проявить себя в конкурсах, соревнованиях.
(звучит песня“Ярмарки краски” в исполнении В.Леонтьева).
Пришло времяи нам побывать на ярмарке. Мы будем работать в командах. Разрешите представить3 команды-участников:
“Смекалистые”
“Изобретательные”
“Сообразительные”.
2. Разминка.
Итак, мы наярмарке, но чтобы войти туда необходимо получить билет-пропуск, а для этогоразгадайте ребусы и скажите, чем мы будем заниматься на ярмарке. Командыотгадывают ребусы и получают билет.
/>
Учитель. Билеты получены, но ворота, ведущиена ярмарку еще не отворены. Посмотрите, вывеска и перед нами 3 двери:
/>
“Одну дверьотворишь — попадешь в лес глухой, другую – в чистое поле, а третью – на ярмарку”.
Вы легконайдете нужную дверь, если будете внимательны. Вы видите 3 одинаковые двери.Наша дверь не самая левая, но левее двери, ведущей в чистое поле. Какая жедверь распахнется перед нами?
Учитель. Дверь найдена, но она заперта наключ. Нам предстоит подобрать ключ. Вы видите замок с секретом. На его стенкеизображены геометрические фигуры. В правой части замка под пластинкой находятсявырезы для ключа. Догадайтесь, какой формы вырезы скрываются под пластинкой?Нарисуйте.
/>
3. Состязаниекоманд18 10
/>
Выполнитезаданный алгоритм решения выражения, значение выражения укажет на выбор ответа.(учащиеся выполняют задание и называют ответ).
Минуткаотдыха – игра “АУКЦИОН”.
Сообщить какможно больше стихов, загадок, песенок, названий сказок, связанных с математикой.
Учитель. Внимание! Внимание! Всем! Всем! Всем!Объявляется конкурс “Самый умный”. Каждая команда предлагает своего претендентана участие в этом конкурсе. В течение 1 минуты вам будут заданы вопросы. Ктоназовет большее количество правильных ответов, будет считаться самым умным исмекалистым по математике.
1 команда.
1.        Росли 2 вербы. Накаждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)
2.        Как называетсяфигура, у которой 3 угла? (треугольник).
3.        Сколько будет,если к 5 прибавить 0? (5)
4.        Назови соседейчисла 11. (10,12)
5.        Сколькосантиметров в 1 дм? (10 см)
6.        Что больше 1 дмили 1 м?
7.        Сколько углов укруга?
8.        99 + 1 (100)
9.        17 + 3 (20)
10.     20-10 (10)
2 команда.
1.        На яблоне было 10яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок? (10)
2.        Как называетсяфигура, у которой 4 угла?
3.        Сколько будет,если из 10 вычесть 0?
4.        Назови соседейчисла 19 ( 18,20)
5.        Сколько дм в 1метре?
6.        Что больше 1 смили 1 дм?
7.        Если петух стоитна двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1ноге? (4 кг).
8.        29 + 1
9.        18 + 2
10.     30 – 10.
3 команда
1.        Крышка столаимеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола? (5)
2.        Как называетсячетырехугольник, у которого все стороны равны?
3.        Сколько будет,если к 99 + 1?
4.        Назови соседейчисла 30 (29,31)
5.        Сколькосантиметров в 1 метре?
6.        Что больше 1 смили 1 м?
7.        Сколько лет жилистарик со старухой на берегу синего моря?
8.        Найдите суммучисел 8 и 4.
9.        40 + 10
10.     50 – 20
На ярмаркеможно повстречать своих давних знакомых, найти новых друзей и дажеродственников. Посмотрите, какая интересная встреча.
Жила на светеважная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, ибо при изготовлениимногих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.
/>
Кого бы нивстретила она на своем пути, всем хвалилась:
— Посмотрите,какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусья по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольютсяи углы один на другой точь-в-точь наложатся. Если перегнусь я по средней горизонтальнойлинии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу перегнутьсяпо любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются.Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня тобольшим, то маленьким: я по размеру сторон могу быть всяким. Только красотамоей фигуры от этого не изменится.
Как же зовуттебя, брат? – спрашивали встречные.
А зовут меня(учащиеся называют)
Ходил квадратпо свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем,ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж какое весельеодному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил квадрат поискать родственников.
Однаждывстречает он на пути такую фигуру.
/>
Стал квадратк ней приглядываться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. Испросил он тогда:
— Как зовуттебя?
— Называютменя … Ребята, помогите!
— А мы неродственники ли?
— Я бы тожебыл рад узнать об этом. Правда, по размерам и по отношению моих смежных стороня могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре неизменных сходных признака,значит, мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название.
Стали ониискать и обнаружили эти четыре признака сходства:
Учащиесяперечисляют.
Обрадовалисьфигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать,вместе трудиться, вместе и веселиться, вместе по белу свету шагать.
Отдыхают оникак-то и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляетсяпрямо к ним. А вид она имела такой.
/>
Поздороваласьвежливо фигура с квадратом и прямоугольником.
— Долго яискала представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас встретила,разыскала своих родственников.
А зовут-тотебя как? — с удивлением спросили новую фигуру.
Зовут меня(учащиеся дают название фигуре)
— Но как тыдокажешь, что мы родственники?
Очень просто.Мы все имеем два общих признака.
И эти двапризнака сходства были немедленно названы учащимися.
Таквстретились и стали вместе жить три родственные фигуры, которые назывались теперьодним словом
Дети хором: — Четырехугольники!
Учитель. И в заключении умозаключения.
— Прочитайтеслова, которые здесь написаны. Найдите “лишнее” по смыслу. Замените оставшиесяслова общим названием.
·         метр
·         дециметр
·         килограмм
·         сантиметр
·         миллиметр
·         век
·         год
·         метр
·         месяц
·         час
·         минута
·         тонна
·         килограмм
·         сутки
·         грамм
Учитель. Мы покидаем ярмарку, определимпобедителя, кто набрал больше всего бонусов.
(Подведениеитогов, награждение).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О нелинейной динамике
Реферат Характеристика коммуникативные и организаторские склонности лидеров в классе
Реферат Виды языковых норм
Реферат Зовнішньоекономічні звязки України з Обєднаними Арабськими Еміратами
Реферат Claude Monet Essay Research Paper Claude MonetIn
Реферат Бухгалтерский учет основных средств на ООО СПМРЗ
Реферат I Want The Paper I Deserve Essay
Реферат Бордоне, Бенедетто
Реферат Анализ инвестиционного проекта строительной фирмы "Reparation"
Реферат Основные направления денежно-кредитной политики в 2005 г.
Реферат Поведінка колективу під час перевірки підприємства контр органами
Реферат Теория экономических кризисов
Реферат Структурно функціональні фактори розвитку міжнародного ринку туристичних послуг
Реферат Методы спасения репутации фирмы
Реферат Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения