Содержание
Введение
1.Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфереобразования
2.Содержание и основные элементы российской системы образования
3.Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образованияРоссийской Федерации
4.Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовскогопрофессионального образования России
Заключение
Списоклитературы
Приложение
Введение
В современном мирезначение образования как важнейшего фактора формирования нового качестваэкономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческогокапитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишьте государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическуюконкуренцию.
Хотя Россия в настоящеевремя отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический,ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состояниипреодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающуюроль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональноеобразование.
Российская системаобразования способна конкурировать с аналогичными системами передовых стран.Для этого необходимо усиление активной роли государства в этой сфере,всесторонняя модернизация образования с привлечения необходимых ресурсов,созданием механизмов их эффективного использования.
Научно– исследовательская деятельность, ведущаяся в ВУЗах, имеет особую значимостьдля государства, определённую не только непосредственной заинтересованностью виспользовании новых научных результатов в различных отраслях экономики, но инеобходимостью подготовки специалистов, научно — педагогических работников иповышения их квалификации.
Поэтомуважное значение в настоящее время имеет предотвращение кризисных процессов всистеме образования, принятие неотложных мер по нормализации работыобразовательных учреждений, совершенствование соответствующей нормативнойправовой и статистической базы.
Такимобразом, определение современной системы высшего и послевузовского образованияРоссийской Федерации, изучение её структуры, основных проблем, поискнаправлений модернизации имеют особую актуальность и значимость в современныхусловиях.
Цельюданного реферата является исследование системы высшего и послевузовского образованияРоссийской Федерации, её характеристика.
Всоответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи:
— изучить нормативно – правовое регулирование и государственную политикуРоссийской Федерации в сфере образования;
— исследовать содержание и основные элементы российской системы образования;
— определить современное состояние и актуальные проблемы системы высшего ипослевузовского образования Российской Федерации;
— проанализировать направления модернизации и тенденции развития системы высшегои послевузовского профессионального образования России.
1.Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфереобразования
Правовоерегулирование общественных отношений в области образования в Россииосуществляется на основании Конституции РФ[1], международныхдоговоров, Закона РФ «Об образовании»[2], ФЗ РФ «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании»[3], другихпринимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ.
Важноезначение для развития системы образования РФ имеет ратификация Конвенции (от11.04.1997) о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейскомрегионе[4].
СогласноЗакона РФ «Об образовании», образование – это целенаправленный процессвоспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)установленных образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверяемойсоответствующим документом.
КонституцияРФ (ст. 43) и Закон РФ «Об образовании» устанавливают конституционное правограждан РФ на образование, что обеспечивает:
— гарантию получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностик общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального,имущественного положения, наличия судимости;
— общедоступность и бесплатость начального общего, основного общего, среднего(полного) общего и начального профессионального образования, на конкурснойоснове бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессиональногообразования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях впределах государственных образовательных стандартов, если образование данногоуровня гражданин получает впервые.
Этоосуществляется на основе создания системы образования и соответствующихсоциально-экономических условий для получения образования.
ГражданамРФ гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовскогопрофессионального образования, образовательного учреждения и направленияподготовки (специальности). Граждане, получившие образование внеаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования исамообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованныхобразовательных учреждениях соответствующего типа.
Ограниченияправ граждан на получение высшего и послевузовского профессиональногообразования могут быть установлены федеральным законом в целях защитынравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства.
Федеральныезаконы в области образования являются законами прямого действия, применяются навсей территории страны, они: разграничивают компетенцию и ответственность вобласти образования федеральных и региональных органов государственной власти;регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решатьсяодинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам,относящимся к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми последниеосуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Основнымизадачами законодательства в области образования являются:
1)разграничение компетенции в сфере образования между органами управленияобразованием различных уровней;
2)обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;
3)создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системыобразования РФ;
4)определение прав, обязанностей, ответственности физических и юридических лиц вобласти образования и др.
Главная задачароссийской образовательной политики – обеспечение современного качестваобразования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальными перспективным потребностям личности, общества и государства[5].
Государственнаяполитика в области высшего и послевузовского профессионального образованияосновывается на следующих принципах (ст. 2)[6]:
1)суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политики в областивысшего и послевузовского профессионального образования в частинационально-региональных компонентов образовательных стандартов;
2)непрерывность и преемственность процесса образования;
3)интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования РФ вмировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений итрадиций российской высшей школы;
4)конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развитиянауки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки иповышения квалификации работников;
5)государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направленийфундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего ипослевузовского профессионального образования.
Организационнойосновой государственной политики в области высшего и послевузовскогопрофессионального образования является Федеральная программа развитияобразования в части, соответствующей высшему и послевузовскомупрофессиональному образованию[7]. Её главной цельюявляется развитие системы образования в интересах формирования гармоничноразвитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного изфакторов экономического и социального прогресса общества на основепровозглашенного РФ приоритета образования.
РеализацияПрограммы намечена на 2000 — 2005 годы, она направлена на обеспечениенормального функционирования и устойчивого развития системы образования.
2. Содержание и основные элементы российской системыобразования
По мнению Аванесова В.,реформы образования должны начинаться с его содержания, которое может проявитьсяпо-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельныхспециалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управленияобразованием[8].
ВРоссийской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни(образовательные цензы): 1) основное общее; 2) среднее (полное) общее; 3)начальное профессиональное; 4) среднее профессиональное; 5) высшеепрофессиональное; 6) послевузовское профессиональное.
Согласност. 24. Закона РФ «Об образовании» высшее профессиональное образование имеетцелью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня,удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования набазе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования[9]. Высшее профессиональноеобразование может быть получено в высших учебных заведениях.
Всоответствии со ст. 25 того же закона, послевузовское профессиональноеобразование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования,научной, педагогической квалификации на базе высшего профессиональногообразования. Оно может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре идокторантуре, создаваемых в ВУЗах и научных организациях, имеющихсоответствующие лицензии.
За последнее десятилетиев высшем образовании России произошли значительные изменения. Была введенановая параллельная структура высшего профессионального образования,представляющая собой совокупность образовательных программ различнойдлительности и различной направленности, отнесённых к одному образовательномунаправлению[10].
Структурасистемы высшего и послевузовского образования, согласно ст. 8. Закона РФ «Обобразовании» и ст. 4. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании», представляет собой совокупность:
1)государственных образовательных стандартов высшего и послевузовскогопрофессионального образования и образовательных программ;
2)имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учрежденийсоответствующего дополнительного профессионального образования независимо от ихорганизационно-правовых форм;
3)научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических,фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений иорганизаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование иразвитие высшего и послевузовского профессионального образования;
4)органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, атакже подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
5)общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов,профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иныхобъединений).
Рассмотримсоставные элементы данной системы.
1.ВРФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себяфедеральный и национально-региональный компоненты, компонент образовательногоучреждения, определяющие общие требования к основным образовательнымпрограммам; к обязательному минимуму их содержания, условиям реализации, в томчисле к учебной и производственной практике, итоговой аттестации и уровнюподготовки выпускников по каждой специальности; сроки освоения программ;максимальному объему нагрузки.
Важное значение внастоящее время имеет обеспечение реальной многоуровневости высшегопрофессионального образования, включающей в себя экспериментальную отработкумногоступенчатой (в соответствии с Болонской декларацией 1999 года «О созданииобщеевропейского пространства высшего образования) структуры российскоговысшего образования, совместимой с европейской системой высшего образования[11].
Государственныеобразовательные стандарты высшего и послевузовского профессиональногообразования предназначены для обеспечения: качества образования; единстваобразовательного пространства РФ; основы для объективной оценки деятельностиобразовательных учреждений, реализующих соответствующие образовательныепрограммы.
ВРоссийской Федерации реализуются образовательные программы, определяющиесодержание образования определенного уровня и направленности. Согласно ст. 6 ФЗРФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» они могут бытьреализованы непрерывно с присвоением лицу, успешно прошедшему итоговуюаттестацию, квалификаций (степеней) «бакалавр» (со сроком освоения не менеечетырёх лет), «дипломированный специалист» (не менее пяти), «магистр» (не менеешести).
Образовательныепрограммы высшего образования могут осваиваться в очной, очно-заочной(вечерней), заочной формах, в форме экстерната.
2.Согласност. 8 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[12], высшим учебным заведениемявляется образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основаниизаконодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее всоответствии с лицензией образовательные программы высшего профессиональногообразования.
Основнымизадачами ВУЗа являются: 1) удовлетворение потребностей личности винтеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получениявысшего и (или) послевузовского профессионального образования; 2) развитие науки искусств посредством научных исследований и творческой деятельностинаучно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатовв образовательном процессе; 3) подготовка, переподготовка и повышениеквалификации работников с высшим образованием и научно-педагогическихработников высшей квалификации и др.
ВРФ устанавливаются следующие виды ВУЗов:
Университет- высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего ипослевузовского профессионального образования по широкому спектру направленийподготовки (специальностей); осуществляющее подготовку, переподготовку и (или)повышение квалификации работников высшей квалификации, научных инаучно-педагогических работников; выполняющее фундаментальные и прикладныенаучные исследования по широкому спектру наук; являющееся ведущим научным иметодическим центром в областях своей деятельности.
Академия- высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего ипослевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку,переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификациидля определенной области научной и научно-педагогической деятельности;выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно водной из областей науки или культуры; являющееся ведущим научным и методическимцентром в области своей деятельности.
Институт- высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшегопрофессионального образования, а также, как правило, образовательные программыпослевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку,переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определеннойобласти профессиональной деятельности; ведущее фундаментальные и (или)прикладные научные исследования.
ВУЗсоздается, реорганизуется учредителями в заявительном порядке, регистрируется всоответствии с законодательством РФ.
Государственныйстатус образовательного учреждения (тип, вид, категория), право выдачидокументов государственного образца об образовании, устанавливаются пригосударственной аккредитации, по результатам аттестации.
Правона ведение образовательной деятельности и льготы возникают у образовательногоучреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) после проведенияэкспертизы, в ней фиксируются контрольные нормативы, предельная численностьобучающихся, срок действия.
Приемв высшее учебное заведение проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее(полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основепо результатам вступительных испытаний, обеспечивающих зачисление граждан,наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программсоответствующих уровня и (или) ступени[13].
Числостудентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, иструктура их приема устанавливаются ежегодно федеральным органом управлениявысшим профессиональным образованием. Вне конкурса при условии успешной сдачивступительных испытаний в государственные и муниципальные ВУЗы принимаютсяопределённые категории граждан.
Васпирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций наконкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональноеобразование. Обучение в аспирантуре может осуществляться в очной (не большетрёх лет) или в заочной (не больше четырех лет) формах. В докторантуру высшихучебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ,имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не можетпревышать трех лет.
Общееруководство государственным или муниципальным высшим учебным заведениемосуществляет выборный представительный орган — ученый совет. Непосредственноеуправление осуществляет ректор. Руководство негосударственным образовательнымучреждением осуществляет его учредитель или попечительский совет, формируемыйучредителем.
ЗаВУЗом в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом,закрепляются на праве оперативного управления здания, имущественные комплексы,оборудование, иное имущество потребительского, социального, культурногоназначения. ВУЗу принадлежит право собственности на денежные средства,имущество, объекты собственности, переданные физическими и юридическими лицамив форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального итворческого труда, являющиеся результатом деятельности ВУЗа, на доходы отсобственной деятельности.
Международноесотрудничество РФ в области образования осуществляется в соответствии сзаконодательством РФ и международными договорами РФ.
3.Всистеме высшего и послевузовского профессионального образования могутсоздаваться и действовать научно-исследовательские и проектные институты,конструкторские бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно-опытные хозяйства,клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, опытныестанции и иные организации и учреждения, деятельность которых связана собразованием и направлена на его обеспечение.
4.Основными субъектами управления системой образования являются: РоссийскаяФедерация, Федеральное Собрание и Правительство РФ, федеральный и региональныеорганы управления, государственная аттестационная служба.
Вобласти образования ведению Российской Федерации в лице федеральных органовгосударственной власти и органов управления образованием подлежат: 1)формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 2)обеспечение государственных гарантий прав граждан и правовое регулированиеотношений в области образования в пределах своей компетенции; 3) разработка иреализация федеральных и международных программ развития образования и др.
Ккомпетенции Правительства РФ в данной области относятся: 1) осуществлениебюджетного финансирования; 2) установление порядка лицензирования деятельности,аттестации, государственной аккредитации; создание, реорганизация и ликвидацияВУЗов по согласованию с органами власти субъектов РФ; 3) определение порядкаразработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов идр.
Ккомпетенции государственной аттестационной службы относятся: 1) контроль за соблюдениемгосударственных образовательных стандартов во всех имеющих государственнуюаккредитацию ВУЗах; 2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации иконтроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня и ступенивысшего и послевузовского профессионального образования и др.
Разграничениекомпетенции в области образования между федеральными органами законодательной иисполнительной власти РФ и её субъектов осуществляется в соответствии сКонституцией РФ.
Пообщим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъектыРФ обладают всей полнотой государственной власти вне установленной компетенцииРФ в данной области.
Государственныйконтроль за качеством образования направлен на обеспечение единойгосударственной политики в данной области, повышение качества подготовкиспециалистов, рациональное использование средств федерального бюджета,выделяемых на финансирование этой системы.
5.Общественныеорганизации и государственно-общественные объединения в системе высшего ипослевузовского профессионального образования действуют в соответствии сзаконодательством РФ.
Всистеме высшего и послевузовского образования могут создаваться без образованияюридических лиц государственно-общественные объединения типа учебно-методическихобъединений высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических идругих советов и комиссий.
Согласност. 16 – 20 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[14] субъектами учебной и научнойдеятельности в рассматриваемой системе являются студенты, слушатели,докторанты, аспиранты, соискатели, работники ВУЗов (научно-педагогический (профессорско-преподавательскийсостав (деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшиепреподаватели, ассистенты), научные работники), инженерно-технический,административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и инойперсонал). Их правовое положение определяется совокупностью прав иобязанностей.
образование высший послевузовский профессиональный
3.Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образованияРоссийской Федерации
Вначале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебныхзаведений, в том числе государственных — 548[15]. В начале2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 %больше). Численность обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в2001/2002 у. г. — 5,4 млн. чел. (или на 208 % больше).
В1993 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшиеучебные заведения было принято 590 тысяч человек, в 2001 г. – 1461 тыс. чел. (в2,48 раз больше). Показатель численности студентов высших учебных заведений на10 тысяч человек населения в 1993 году составил 176, в 2001 – 378 (или в 2,15раз больше).
Начинаяс 1992 года получение высшего профессионального образования расширяется за счетувеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат вгосударственных и негосударственных ВУЗах[16].
Измениласьструктура приема студентов в ВУЗы. Прием на инженерные специальностиуменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденцияначинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовкиспециалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономикиРФ, научно-техническим прогрессом.
Существенновозрастает роль системы дополнительного образования, учреждениям которойпредстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию около 10миллионов руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, какбезработные, бывшие военнослужащие, переселенцы и др.
Сохраняяи расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях переходак рынку и спада производства, ВУЗы способствуют снижению уровня социальнойнапряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь средимолодежи.
Всистеме высшего профессионального образования четко обозначилась тенденцияинтеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но изначительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высшихучебных заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году до 24,3тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы, ВУЗыпродолжают работу в соответствии с научно — техническими и инновационнымипрограммами.
Значительнорасширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельностьв области образования.
Развитиеобразования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательныхучреждений дестабилизирующее воздействие оказывают различные факторы, основнымисреди которых являются:
— социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовыхсредств в связи с кризисным положением в экономике;
— неполнота и несовершенство правовой базы в области образования;
— систематическое неисполнение норм законодательства.
Кчислу актуальных проблем развития системы высшего и послевузовского образованияРФ относятся:
1)Неудовлетворительное финансирование. Потребность образовательных учреждений вфинансовых средствах обеспечивается за счет бюджетных средств менее чем начетверть[17]. Сохраняетсятенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования.
2)Отсутствие действенных механизмов контроля за исполнением нормзаконодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдениягарантий государства в области образования.
3)Несовершенство координации деятельности отраслевых систем высшего образованиякак в масштабе РФ, так и её субъектов. Поддержание вертикальных связей междуотдельными уровнями управления осуществляется посредством договоров и соглашенийо разграничении предметов ведения и полномочий.
4)Устаревание учебно — материальной базы образовательных учреждений. Сокращениекапитальных вложений, рост темпов износа зданий, опережающих темпы ихреконструкции и нового строительства.
5)Увеличение разрыва преемственности уровней общего и высшего профессиональногообразования. Так, уменьшается количество выпускников средних школ, способныхвыдержать вступительные экзамены в ВУЗы без дополнительной подготовки.
6)Кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчиваятенденция старения педагогических работников, снижается количество молодыхспециалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижапрофессии, слабой социальной защищенности.
7)Необходимость усиления государственного и общественного контроля деятельностинегосударственных образовательных учреждений всех уровней образования, качествапредлагаемого образования вследствие увеличения их количества, отсутствиянеобходимой учебной базы и преподавательских кадров.
8)Замкнутый характер процесса подготовки кадров высшей квалификации, ограниченныйрамками региональных научных школ, не всегда обеспечивающих высокий уровеньнаучной подготовки.
9)Ухудшение взаимодействия ВУЗов с организациями промышленности, опытными иэкспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса,прежде всего свертыванию энергоемких лабораторных работ и практическойподготовки будущих специалистов и др.
Этии другие проблемы системы образования Российской Федерации требуютнезамедлительного решения на основе сформированных направлений модернизации иразвития.
4.Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовскогопрофессионального образования России
Модернизация российскойсистемы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызываетожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли навторой план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжаютоставаться крайне актуальными[18].
По мнению Филиппова В.,реформа – это изменение сути образования, заключающейся в его бесплатности,соблюдении государственных стандартов, а модернизация – это «осовременивание»[19].
Кузьминов Я. считает,что в современных условиях российское образование нуждается не в реформе, а вмодернизации, когда извне поступают ресурсы и «социальные сигналы», а системаразвивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличиемодернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы[20]. Но организационно –экономические механизмы, обеспечивающие образование, нуждаются именно врадикальной реформе.
По мнению Мельникова И.,«Концепция модернизации образования», рассмотренная на Госсовете, содержаланемало конкретных шагов, направленных на улучшение финансирования образования,повышение уровня жизни и социального статуса работников данной сферы[21]. Однако, после рассмотренияданного документа Правительством РФ, из Концепции была удалена её социальнаянаправленность, исключены положения, связанные с увеличением финансирования,социальной поддержкой педагогических работников.
Модернизация образования– это политическая и общенациональная задача, она не должна и не можетосуществляться как ведомственный проект. Определение направлений модернизации иразвития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества иобразовательного ведомства.
Это масштабная программагосударства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должнапривести к достижению нового качества российского образования, котороеопределяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросамсовременной жизни страны.
Цель модернизацииобразования состоит в создании механизма устойчивого развития системыобразования[22].
В ближайшее времяпредстоит существенная модернизация содержания и структуры профессиональногообразования в соответствии с требованиями промышленности, сферы услуг,культуры, армии, государственной службы и др.
Для достижения новогокачества профессионального образования будет осуществляться[23]:
— прогнозированиепотребностей рынка труда, создание кооперации сети образовательных учреждений,рекрутинговых агентств, служб занятости;
— информатизацияобразования и оптимизация методов обучения использование технологий открытогообразования;
— углублениеинтеграционных и междисциплинарных программ, их соединение;
— оптимизация перечнейпрофессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;
— радикальное улучшениематериально-технической базы профессиональных учебных заведений и др.
Основныминаправлениями развития высшего и послевузовского профессионального образованияв современных условиях являются:
— реализация и совершенствование правовой базы, корректировка и разработканормативных документов в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Обобразовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» идр.;
— разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовскогопрофессионального образования функций, соответствующих их общественному игосударственному предназначению;
— формирование и обеспечение социально — экономических механизмов расширениядоступа граждан к получению высшего и послевузовского профессиональногообразования за счет средств федерального бюджета;
— увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образованияв развитие фундаментальных научных исследований и распространение научныхзнаний, развитие культуры и искусства;
— обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов,индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основевариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовскогопрофессионального образования;
— совершенствование научно — исследовательской и научно — техническойдеятельности ВУЗов и других организаций системы образования на основе развитиянаучных школ по приоритетным направлениям науки и техники, необходимойинфраструктуры;
— разработка концептуальных основ опережающего развития и функционированияпослевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного(повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспеченияприоритетных направлений научно — технического прогресса;
— развитие участия ВУЗов в международной деятельности РФ на принципахэквивалентности и экономической целесообразности и др.
Впроцессе осуществления указанных мер ожидается достижение следующих результатов[24]:
— удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональномобразовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющихвысшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;
— повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовкиспециалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
— повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынкетруда;
— интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современныхинформационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;
— развитие системы дистанционного обучения;
— вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в томчисле за счет распространения технологий дистанционного обучения;
— расширение участия российских ученых, работников ВУЗов в международных научныхпрограммах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
— реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранныхязыков;
— создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций вобразовательный процесс и др.
Большое вниманиеуделяется разработке механизмов управления инновационными проектами,выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будутразрабатываться и внедряться с учётом региональной специфики.
Важное значение имеетвведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именныхфинансовых обязательств (ГИФО), благодаря сочетанию которых расходы семей навысшее образование сократятся, а эффективность использования этих средствповысится[25].
Однако Аванесов В.считает, что ЕГЭ надо рассматривать как широкомасштабный социально –политический эксперимент, последствия которого будут иметь, скорее всего, отрицательноезначение для миллионов граждан страны[26].
Для стимулированиянаучно-исследовательской деятельности высшей школы будут расширены масштабы еёфинансовой государственной поддержки, в том числе – в форме грантов наконкурсной основе[27].
Размерыфинансирования научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ всистеме образования за счет средств федерального бюджета, должны возрасти с 6млн. руб. в 1999 году до 150 млн. руб. в 2005 году[28] (или в 25 раз).
Финансовоеобеспечение системы образования и установленных мероприятий необходимоосуществлять путём увеличения бюджетного финансирования образования ипривлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.
Общиефинансовые расходы, необходимые для развития системы образованиярассчитываются, исходя из норм законодательства об образовании в частифинансирования системы образования и мер по обеспечению государственныхгарантий работникам системы образования, обучающимся.
Предполагаетсяпостепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней нафункционирование системы образования (раздел «Образование» функциональнойклассификации расходов бюджета РФ) и на осуществление установленных ФедеральнойПрограммой мероприятий и проектов с достижением к 2005 году расчетнойпотребности в средствах.
Структурарасходов из федерального бюджета и внебюджетных источников на установленныеПрограммой мероприятия и проекты (инновации), капитальные вложения по годамприведены в таблице 1 Приложения[29].
СубъектамиРФ в соответствии с региональными программами развития образования и органамиместного самоуправления в пределах их компетенции будет осуществлятьсяфинансирование мероприятий и проектов за счет средств собственных бюджетов.
Заключение
Государственно-политическиеи социально-экономические преобразования конца 90-х годов в России оказалисущественное влияние на её систему образования, позволив реализоватьакадемическую автономию ВУЗов, обеспечить вариативность образовательныхпрограмм, развитие негосударственного сектора образования. Однако произошедшийв тоже время общесистемный социально-экономический кризис существеннозатормозил позитивные изменения. В современных условиях образование не можетоставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Рольобразования на современном этапе развития России определяется задачами еёперехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике,необходимостью преодоления опасности отставания страны
При рассмотрениимногоуровневой структуры высшего профессионального образования обнаруживаетсяряд серьёзных проблем, от решения которых зависит характер её дальнейшегоразвития. Становление этой структуры требует новых методических усилий,дополнительного кадрового обеспечения и целенаправленной финансовой поддержки.
Решение задачи коренногоулучшения системы образования, качества подготовки работников в теснойвзаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющеезначение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академическогои педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
Всоответствии с принятыми нормативными актами, в 2002 — 2005 годах в РоссийскойФедерации планируется переход к устойчивому эволюционному развитию системыобразования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993 (с изм., внес. Указами Президента РФот 09.06.2001 N 679) // Российская газета, 1993, 25 декабря.
2. Закон РФ «Об образовании» N 3266-1от 10.07.1992 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
3. Федеральный Закон РФ «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 22.08.1996 (в ред. от07.07.2003 N 119-ФЗ)
4. Федеральный Закон РФ «Обутверждении федеральной программы развития образования» N 51-ФЗ от 10.04.2000.
5. Федеральный Закон РФ «Оратификации Конвенции (от 11.04.1997) о признании квалификаций, относящихся квысшему образованию в Европейском регионе» № 65-ФЗ от 4.05.2000.
6. Приказ Минобразования РФ№ 2472 от 27.06.02 «О комплексе межведомственных мероприятий по реализации в2002 – 2005 годах «Концепции модернизации российского образования на период до2010 года».
7. Приказ Минобразования РФ№ 2866 от 23.07.02 «О новой редакции Плана действий Минобразования России на2002 – 2004 годы по реализации «Концепции модернизации российского образованияна период до 2010 года».
8. Аванесов В. Куда ведут реформыобразования // Народное образование. 2001. № 5. С. 26 – 32.
9. Балыхин Г. Отношение населения креформе финансирования высшего образования // Высшее образование в России.2003. № 5. С. 5 – 13.
10. Гребнев А. Российское образованиев зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 4 – 25.
11. Дёмин В. М. Доступность, качествои эффективность – основа образовательной политики России // Специалист. 2002. №1. С. 2 – 5.
12. Клячко Т. Модернизацияроссийского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2(3). С. 48-55.
13. Концепция модернизациироссийского образования на период до 2010 года. Утв. РаспоряжениемПравительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 // Начальная школа. 2002. № 4. С. 3-19.
14. Кронгауз М. А был ли кризис? //Новый мир. 2002. № 4. С. 123 – 129.
15. Кузьминов Я.Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2 (3). С. 7 — 28.
16. Мельников И. Правительство«поправило» Госсовет // Учительская газета. 2002. 26.02.02 (№ 9). С. 11.
17. Россия в цифрах, 2002: Краткийстатистический сборник / Госкомстат России. – М., 2002. – 398 с.
18. Сенашенко В.Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование вРоссии. 2002. № 2. С. 28 – 36.
19. Филиппов В. Мы расходуем наобразование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // РоссийскаяФедерация сегодня. 2003. № 20. С. 54 – 55.
20. Целищева Н. Три битых кита.Почему при «лучшем в мире образовании» мы хуже всех живём? // Народноеобразование. 2002. № 1. С. 36 – 47.