Реферат по предмету "Педагогика"


Создание и разработка дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников

Создание и разработка дидактическихигр для развития словесного творчества дошкольников

Подготовила:
Новикова Г.А.
воспитатель 9 р.

ПЛАН
1. Формирование произносительной стороны речи
2. Процесс овладения речью
3. Развитие речи ребенка на четвертом году жизни
4. Создание и разработка дидактических игр для развитиясловесного творчества дошкольников

1. Формирование произносительнойстороны речи
 
Произносительная сторонаречи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневномобщении воспитатель упражняет детей в четком произношении слов, в правильномиспользовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточногромко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.
В общении с окружающимиобогащается его словарь. Высказывая свое мнение, малыш учится правильнопроизносить звуки, строить фразы. Ребенок успешнее овладевает речью, когда сним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Воспитатель можетрекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки,считалки, чистоговорки скороговорки; посоветоваться какие книги читать дома.
В процессе работы сродителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома,как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятийне только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но ииспытывал интерес к речевым занятиям.
Интересными и полезнымидля молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своимивпечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Педагог можетзаранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как онисовместно с детским садом устраняли те или иные недостатки в речи своегоребенка. Полезны открытые занятия по р/р; использование папок передвижек.
Овладение правильнымпроизношением звуков и других сторон звучащей речи, не у всех детей идетравномерно, воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки впроцессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какиенесовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.
Недостатки произношениямогут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобыпредупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитиемзубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранятьдефекты, лечить зубы.
Чтобы научиться четко иправильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их.Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном исвоевременным усвоением звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки,малыш начинает сам произносить их. Однако да же при незначительном снижениислуха он лишается возможности нормально воспринимать речь.
Следует советоватьродителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускатьчрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос,предупреждать хронический насморк.
Важное значение вусвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию исформированности фонематического восприятия. Благодаря этому ребенок способенотличать звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал –мял, рак – лак, том – дом.
Речевой звук – основнойстроительный материал слова, от четкости которого зависит чистота речи,правильное ее понимание окружающими.
Воспитатель в беседах иконсультациях как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением,подчеркивает, что вредно нагружать малыша сложным речевым материалом:непонятными словами, сложными по содержанию и объему стихотворениями, учитьправильно произносить шипящие и [р], которые в силу подготовленностиартикуляционного аппарата ему еще не доступны (2-3 года), читать художественныепроизведения для детей школьного возраста. Воспитатель объясняет – перегрузканепосильным речевым материалом может привести к заиканию, неправильномуформированию звуков- боковые шипящие, горловое произнесение [р] и др.
Овладение речью находитсяв прямой зависимости от окружающей речевой среды. Важно, когда взрослые:
а) следили за своимпроизношением;
б) говорили не торопясь;
в) четко произносили всеслова и звуки.
Важно обращать вниманиеродителей, что в общении с ребенком (особенно в раннем дошкольном возрасте)нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно,употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова (звукоподражания) («Гдебибика?»; «Ляля хочет бай, бай?»), сюсюкать. Это будет тормозить развитиезвуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказываетсяна речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательнымисуффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко — слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит, какие, либо звуки,слова, не стоит передразнивать или смеяться, или хвалить. В то же время нестоит требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша,когда этот процесс не закончен.
Очень важно постояннонапоминать родителям о том, в какие сроки и какие звуки ребенок долженпроизносить правильно, объяснять, что неправильное произношение некоторыхзвуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическимиособенностями развития детской речи. Это необходимо, чтобы вовремя обнаружитьнедостатки произношения, своевременно принять меры к их исправлению.
Занятия по формированиюправильной речи проводятся специалистом — логопедом.
Но ряд недостатков впроизношении звуков, в употреблении слов устранить легко, доступно родителям. Всемье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносить звук илислово, но делают это не всегда верно. Воспитатель указывает родителям на то,что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругатьмалыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторилтрудное для него слово. Это иногда ведет к тому, что малыш старается вообщеупотреблять какие-то слова, заменяя их другими (порой неудачными), или вообщеотказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо тактично идоброжелательно. По возможности не надо употреблять неправильно произнесенноеребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Ошибки в произнесениислов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и внесоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потомзакрепить правильное произношение этого слова, можно предложить ребенку вигровой форе неоднократно произнести его.
Занимаясь с ребенкомдома, читая с ним книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагаютему пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено накартинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередкодопускают речевые ошибки. В беседе воспитатель подчеркивает, что не следуетперебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, азатем указать на ошибки, дать образец.
Нельзя уклоняться отвопросов ребенка, хотя порой трудно ответить сразу. В таких случаях можнопообещать дать ему ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки ит.п.), взрослый за это время сможет подготовится к рассказу. Тогда малыш нетолько получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересногодля себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагогсоветует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делитьсясвоими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, опросмотренном мультфильме.
Воспитатель подчеркивает,для ребенка в семье нужны следующие условия:
а) удовлетворение отобщения со взрослыми, старшими братьями и
 сестрами;
б) получение новыхзнаний;
в) обогащение словарногозапаса,
чтобы ребенок учился верно,строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интереснорассказывать.
Расширяя кругпредставлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его схудожественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы,близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяютего кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению речью. Важной задачей дляпедагога является обобщение передового опыта воспитания детей в семье.
2. Процесс овладения речью
Овладение речью – этосложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитиезависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когдаголовной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка определенного развития.Без речевого окружения ребенок не заговорит. Для правильного развития речинужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоватьсяречью как основным способом общения со сверстниками и близкими.
В овладении речью уребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенныеправила и законы грамматики (вначале форма ковров – «окнов»). К.И. Чуковский:«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется набедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всемэтом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанныхслов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы…».
Точное воспроизведениезвука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (преждевсего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение,имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука.
Для произнесения однихзвуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная.Поэтому малыш и усваивает, сначала те звуки, которые легки для произношения, аболее сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. На раннихэтапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми (появлениечерез промежуточные звуки).
Система заменителей неявляется обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношенияпроисходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет). В развитии речи ребенканаблюдаются закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенностипроцесса. Овладение ребенком речью:
1. развитие отделовречевого аппарата,
2. развитие пониманияречи, появление первых осмысленных слов,
3. наличие достаточноголексического запаса, умение пользоваться
 монологической речью, правильное грамматическое оформление,
 четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью идальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического ипсихического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшейнервной деятельности. Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общегоразвития ребенка.
Четвертый год жизниотмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказыватьпростейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности,устанавливать зависимости между ними, делать умозаключения. Однако, в общем иречевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
3. Развитие речи ребенка на четвертомгоду жизни
К концу 4-го года жизнисловарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-200 слов. В речи детейэтого возраста кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другиечасти речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два),прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов(холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает ширепользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередкоиспользует притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательныеприлагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельнойречи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, какодежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи:«Это рубашка (помидор, апельсин)». Но иногда, не зная названия предмета,ребенок употребляет обобщающие слова: «видел дерево» (а не сосну или березу).
Активный словарный запас,которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможностьсвободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-занедостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи,пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был сам.Здесь малыш часто допускает неточности.
В процессе освоения новыхслов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать их звуковуюсторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, егообозначением, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов,действий, т.е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Оннередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопатка– «копатка»). Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладеваетграмматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечаетразвернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов. В его речи преобладаютпростые распространенные предложения, но появляются и сложные.
В предложенияхиспользуются однородные члены (Тут сидят Таня и Света). Существительные иглаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе). В этом возрасте детиосваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляютсякраткие причастия.
Повышенный интерес кзвуковой стороне слова помогают ребенку изменять слова по аналогии с другими.Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуютслова, особенно существительные среднего рода с прилагательными. Неправильноупотребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образованииродительного падежа существительных множественного числа отмечается влияниеокончаний –ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – «ручков»); наблюдаютсячастые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на«пальте» пуговица оторвалась»), неправильное изменение по лицам даже частоупотребляемых глаголов.
Высказывание ребенкасостоит из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанныхмежду собой по содержанию. Нет развернутости в высказывании, которая характернадля монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть илиописать содержание сюжетной картинки.
Он лишь называет предметыи перечисляет действия, которые они совершают. Имея хорошую память, малышспособен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения ипотешки, неоднократно выслушав одну и ту же сказку, может почти дословнопередать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.
На четвертом годупроисходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся болеекоординированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков(языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка,способствует правильному произношению (без смягчения) «санки» — «сянки». Детивсе чаще начинают верно, произносить слова со стечением 2 – 3 согласных,становиться возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3– 4 и более).
Отмечается появлениемногих звуков, правильно произносят трудные звуки – [ы], [э], [х], приближают кнорме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук [ц]. Унекоторых детей появляются звуки более позднего онтегенеза ([ш], [ж], [ч], [щ],[л], [р]), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящиезвуки, а заменяют их соответствующими более твердыми свистящими [ш] на [с], [ж]- [з], [ч] – [ц], [щ] – [с] или [с’]. Сонорные звуки [р], [р’], [л] – [у],[л’].
В многосложных словах,особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают буквыи слоги, переставляют их. Например, пожалуйста – «пожаста», температура – «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинаютсохранять слоговую структуру слова.
Совершенствуется речевойслух ребенка. Несмотря на то, что малыш еще не может правильно произноситьнекоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении своих сверстников,но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов(«лепа» — репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучаниюзвукосочетания, слова («бии – бии» — гудит машина, «пии – пии» пищит мышонок).
У четырехлетних детейособенно ярко выявляются индивидуальные отличия в формировании произносительнойстороны речи: у одних детей речь чистая, у других она может быть недостаточноясной, с неправильным произношением большого количества звуков. Воспитателюследует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания,совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.
Итак, на четвертом годужизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится болееотчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшегоокружения. Используют шире все части речи. Появляются зачатки монологическойречи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но оченьредко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легкоподмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основномносит интуитивный характер, она еще не достаточно точна в словарном исовершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильно со стороныпроизношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослого передать содержаниехорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициативав общении все чаще исходит от ребенка.
4. Создание и разработкадидактических игр для развития словесного творчества дошкольников
Существуют различные игрыдля развития речи. Так же существует нетрадиционное логопедическое пособие –«логокуб» — могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных,подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.
Пособие состоит из куба сшестью гранями разного цвета, плоскостных изображений предметов, животныхрастений и т.д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощьюлипучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии сзаданием.
Пособие может бытьиспользовано для занятий с детьми 4 – 7 лет.
Основные достоинствапособия:
— кубы удобны виспользовании;
— участвовать в игре и ввыполнении заданий может один ребенок или вся группа детей одновременно;
— кубы можно переставлятьи переносить;
— они объемны, но удобныдля хранения;
— кубы дают возможностьлогопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые различныедидактические игры, направленные на формирование детского словаря,грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа,фонематических представлений, на развитие познавательных процессов,ориентировке в пространстве, а также на автоматизацию звуков.
Дидактические игры изадания по формированию фонетико-фонематических представлений и слоговойструктуры слова
Игра «Определи первыйзвук в слове»
Цель: упражнение детей ввыделении первого звука в слове.
Описание игры
Раздаются детям карточки,педагог спрашивает, у кого из них находится предмет, название которогоначинается со звука [а], [о], [у], [и] и т.д. Тот, кто правильно назоветпредмет, прикрепляет картонку на грань куба с соответствующей буквой.
Игра «Найди своекартинку»
Цель: дифференциациязвуков [л] – [р] в словах.
Описание игры
Педагог раскладываеткартинки в названиях которых есть звуки [л] или [р] (на каждый звук подбираютодинаковое количество картинок) рисунком вверх, затем распределяет детей на двегруппы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки со звуком [л], адругая со звуком [р] в названиях. По сигналу из каждой группы к столу подходятпо одному ребенку из каждой группы. Один из них берет картинку со звуком [л],другой – со звуком [р] и прикрепляют их к граням куба с соответствующимибуквами. Когда дети прикрепят все картинки, обе группы поворачиваются лицомдруг к другу и называют свои картинки.
Данную игру можнопроводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих звуков.
Игра «Раздели слова»
Цель: формирование уменияделить слова на слоги.
Описание игры
Педагог прикрепляет кчетырем граням куба карточки с полосками: на первую – карточку с однойполоской, на вторую – с двумя, на третью – с тремя и на четвертую – с четырьмяполосками. Педагог объясняет детям, что к грани с одной полоской нужноприкрепить картинки с предметами, названия которых не делятся на части (односложныеслова); к другой грани – картинки с предметами, названия которых можноразделить на 2 части и т.д.
Дидактические игры изадачи по формированию лексико-грамматического строя речи
Игра «Назови однимсловом»
Цель: закрепление в речидетей обобщающих понятий.
Описание игры
Воспитатель демонстрируетдетям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задачадетей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающимсловом.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплениепредставлений о цвете и использования в речи детей
 качественных прилагательных.
Описание игры
Педагог предлагает детямприкрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений тогоже цвета, что и грань.
Игра «Подбери по форме»
Цель: закреплениепредставлений детей о геометрических фигурах.
Описание игры
Педагог предлагает детямприкрепить на одну грань круглые предметы, на другую квадратные и т.д.
Игра «Игры – загадки»
Цель: расширение словаряприлагательными.
Описание игры
Педагог загадывает какое-нибудьживотное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т.д.Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего даннойхарактеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу.
Условия измениться:педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на нейживотному или предмету.
Игра «Чего не стало?»
Цель: упражнение детей вобразовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитиевнимания.
Описание игры
Воспитатель выставляетперед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагаетпосмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза,а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего(кого) не хватает?». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки.» и т.п.
Дидактические игры изадания по формированию связной речи
Игра «Составлениепредложений»
Цель: развитие связнойречи, логического мышления.
Описание игры
Логопед прикрепляет клогокубу предметные картинки с изображениями предметов, не связанных друг сдругом по смыслу (озеро, медведь, карандаш). Надо составить как можно большепредложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова.Например: «Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовалмедведя, купающегося в озере.».
Игра «Где что находится?»
Цели: развитие у детейпространственных представлений, активизированное
 использование в речи предлогов для обозначения пространственного
 положения предметов.
Описание игры
Педагог раздает детямлисты картона и наборы вырезанных по контуру предметов. Одному ребенкупредлагается выполнить задание на логокубе. Желательно, чтобы это был ребенок схорошим уровнем сформированности пространственных представлений. Он выполняетзадание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была верна егорабочая поверхность.
Педагог дает следующиезадания: «В правом верхнем углу находится яблоко…Слева от яблока – шарик…Подшариком – кукла…и т.п.
После того как дети закончилисвою работу, воспитатель поворачивает к ним рабочую грань куба, и детисравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить наиндивидуальных занятиях.
Дидактические игры изадания по формированию познавательных процессов
Игра «Разложи по местам»
Цель: классификацияпредметов на основе различных семантических признаков.
Описание игры
Детям дается задание распределитькартинки на группы по граням куба (при этом критерии классификации неназываются).
Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие логическогомышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.
Описание игры
Педагог прикрепляет картинки к гранямкуба таким образом, чтобы одна из них не соответствовала даннойклассификационной группе.
Задача детей найти на каждой граникуба картинку с изображением предмета, который не подходит к остальным, иобъяснить, почему он лишний.
Игра «Что изменилось?»
Цель: активизирование вречи детей предлогов.
Описание игры
На одну из гранейлогокуба логопед прикрепляет 3 – 4 картинки и предлагает детям запомнить ихрасположение, а потом закрыть глаза. В это время логопед меняет расположениепредметных картинок. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает: «Чтоизменилось?». Дети показывают и объясняют.

Литература
 
1. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок». Книгадля воспитателя детского сада, 2-е издание, исправленное Москва «Просвещение»,1988 г.
2. В.В. Гербова «Учусь говорить». Методические рекомендациидля воспитателей,
 работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга, 6-е издание, Москва
 «Просвещение», 2004 г.
3. «Радуга». Воспитание, образование и развитие детей 3 – 4лет в детском саду.  Методическое руководство, 3-е изд., Москва «Просвещение»,2006 г.
4. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практическийжурнал,
 апрель, 2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.