Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая работа с семьей

Федеральное агентство пообразованию
ГОУ ВПО «СамарскийГосударственный Университет»
Психологический факультет
«Социально-педагогическаяработа с семьей»
 
Контрольная работа попредмету
«Социальная педагогика»
Выполнила студентка гр.1730130
Коновалова Е.Н.
Проверила: КоноваловаТ.В.
Самара 2009 г.

Содержание
Введение
1. Теоретические основысоциализации личности
2. Социальная работа ссемьей как социальная проблема
3. Методикисоциально-педагогической работы с семьей
4. Методика социальногопатронажа и надзора
5. Методикасоциально-педагогического семейного консультирования
6. Педагогический подходк содержанию и технологиям социальной работы с семьей
7. Работа социальногопедагога с различными категориями семей
8. Процессуальная сторонадеятельности специалистов социальных служб
Список используемойлитературы

Введение
В нынешнихусловиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе ссемьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения.
Составляющими«семейной» специализации социального педагога являются:
· планированиесемьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование,социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведениедомашнегохозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного иобразовательного уровня родителей;
· помощьв преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, взаботе о детях с отклонениями вумственном и физическом развитии;
· вмешательствов случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия надними;
· работас неблагополучными семьями;
· помощьсемьям в кризисных ситуациях (развод, воспитаниев неполной семье, повторныйбрак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица,неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость,проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи кпродаже квартиры за долги);
· помощьсемьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиознойпочве.
Семья — малаясоциальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальныхпотребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическоеоснование, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младшихчленов, определенная структура ролей и норм взаимодействия,эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья —базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинаетсяпроцесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее,чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, отсоциального климата в современной семье, духовного и физического становления вней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития исоциализации ребенка [1, 158].

1. Теоретическиеосновы социализации личности
 
Ведущимфактором социализации личности ребенка является семья, осуществляющая первичную(базисную) ее социализацию и обладающая для этого возможностями [2, 73].
Известно, чтопод личностью понимается устойчивая система социально значимых черт,характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного развития ивключения индивида в систему социальных отношений посредством активнойпредметной деятельности и общения. Личностью индивид становится в процессеосвоения социальных функций и развития самосознания
Этостановится возможным благодаря такому существующему в человеческом обществеявлению, как социализация.
Социализация— сложное научное понятие.
Подсоциализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении его жизнисоциальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит
Фактическисоциализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию илиинтериоризацию индивида, что означает приспособление его ксоциально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормамразличных уровней жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальныморганизациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включениесоциальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я»,обусловливаемое структурой каждой конкретной личности
Одну изгрупп факторов социализации личности составляют: религиозныеорганизация, общество сверстников, средства массовой коммуникации, институтывоспитания и семья.
Религиятрадиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализацииподрастающих поколений религиозные организации были важнейшим — после семьи —институтом.
Однакоглавную роль в процессе социализации личности ребенка играет семья [2, 6-7].
Действуя винтересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь иподдержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявлениепроблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов кучастию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлениисвязей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами,а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагогобеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которыехорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы ссемьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетнымии неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации ивзаимопомощи.
2. Социальнаяработа с семьей как социальная проблема
Общеизвестно,что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически,это является первый вид общения людей. В то же время как социальная системасемья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.
Черты семьикак социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцахповедения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьмии другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровномродстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральнаяответственность и взаимопомощь.
Являясьсоциальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которыеявляются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так ииндивидуальных потребностей членов семейной группы.
Внаучно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьиотносят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровыедети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная,психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную,регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую ихозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (илибазисной) социализации ребенка, его формирования.
Весьмасущественно нынешняя семья отличается от семьи прошлых времен кореннымиизменениями и в своих эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональнаяпривязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнееприобретение человечества.
Отношениядетей и родителей в последние десятилетия начинают определяться глубиной ипривязанностью друг к другу, так как для большинства людей дети становятсяодной из главных ценностей. Однако, это усложняет отношения в современнойсемье. Причины здесь заключены в том, что меняются привычные позиции родителей.Отец в большей части перестал быть экономическим главой семьи, часто этуфункцию выполняет мать, не работает как было ранее авторитет родительскойвласти. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас частолучше образованы, чем родители
Все менееконтролируемыми и реализуемыми становятся запреты родителей. Порою родители исами не могут решить, что следует разрешать, а что необходимо запрещать. Этоделает позиции отца и матери в отношениях с детьми нередко драматичной [2,23-25].

3.Методики социально-педагогической работы с семьей
Диагностикасемьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога.Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постояннуюизменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейтиот единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогическогомониторинга семьи.
Социально-педагогическиймониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщенияи анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье,и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основныепринципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации;оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранныхпозиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих идифференцированных оценок и выводов [1, 158-159].
В практикеработы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогическойпаспортизациисемей. «Паспорт» выступает одной из форм «картысемьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной(стандартизированной) форме (см. приложение). В отличие от «карты» он непредполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальныхизменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностикии мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянииконкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальнымпедагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение,анкетирование, опросы, тестирование и т.п.
На основеполученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющаяразработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношенииконкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативностьсоциально-педагогической поддержки и помощи [1, 161].
4. Методикасоциального патронажа и надзора
Социальныйпатронаж— форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальныйпедагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьимного времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящегов семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегдаограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременнопод его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальныйпедагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решениюотдельных проблем этих семьей [1, 175].
А.К.Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога ссемьей в рамках патронажа.
1-й этап. Знакомство. Договор ссемьей,
Работа ссемьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей иобразовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеетюридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры»,очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении всознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели
2-й этап. Вхождение в семью.Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Социальныйпедагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи впланы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов инамерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательностьцеленаправленных действий по выходу из кризиса.
3-й этап. Сбор информации о семье:
· применениеширокого диапазона методов сбора информации;
· сборинформации на протяжении всего времени работы с семьей;
· сборинформации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
· тщательныйотбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
· сопоставлениеинформации из различных источников. Социальный педагог начинает свою работу сосбора точной,
полной,достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении вместах ее пребывания. Ему необходимо знать:
· составсемьи;     
· характеристикувнешних и внутренних контактов семьи;
· нормы,ценности, правила, представления данной семьи;
· способностии возможности членов семьи;
· уровеньматериального обеспечения, особенности организации быта;
· состояниездоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Для сбораинформации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всегоэто беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можноиспользовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседав расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных дляданной семьи персон
4-й этап. Анализ информации осемье.
Анализ информациио семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы крешению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. Приэтом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянночерпает важную для него информацию о возможных теоретических и практическихподходах к решению тех или иных проблем семьи.
5-й этап. Выведение семьи изсоциальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Цели, задачии перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение вконтракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализаполученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаютсянамерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса,указываются сроки этой работы.
Содержаниеработы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Социальный педагогорганизует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих вразличных государственных и общественных организациях, связанных с семьей подолгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координируетусилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью былосогласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовалопотребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную иорганизационную помощь
6-й этап. Выход из семьи.
По окончанииинтенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту измененийсемьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа иустановлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальныйпедагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия оположении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию,приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия [3, 28-39].
Вдеятельности социального педагога используется также надзор,такиеего формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальныйнадзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручениюофициальных органов (органов опеки и попечительства, органов управленияобразованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль затеми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующихсоциальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (вданном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой нечто иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдениемкаждым из них формально установленных или добровольно взятых на себяобязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагаетактивных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста [1,180].
5. Методикасоциально-педагогического семейного консультирования
Семейноеконсультирование представляет собой оказание социально-педагогическойконсультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми идетьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, вданном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений неявляются предметом анализа.
В отличие отиндивидуального консультирования, при семейном консультировании социальныйпедагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраиваетконсультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультированияотдельных членов семьи до проведения совместной встречи [1, 181-182].
В научнойлитературе приводятся факторы семейной связи и этапность дезорганизации семьи.Так, Т.В. Шеляг к факторам семейной связи относит эмоциональную близость,физическую близость, совместное проживание и его последствия (совместноеведение хозяйства и воспитание детей) и юридическую фиксацию брака. По егомнению, разрушение одного из приведенных факторов семейной связи являетсяначалом дезорганизации семьи. Он выделяет 4 стадии дезорганизации семьи: на первойиз них происходит разрыв эмоциональных связей («эмоциональный развод»), втораястадия характеризуется разрывом физического (или интимного) фактора, инаступает «физический» развод. Но семья еще часто существует, поскольку двапоследних фактора еще не разорваны. На третьей стадии наблюдаетсятак называемый пробный развод, или разъезд родителей (фактически семьяраспалась, но юридического закрепления нет). И на четвертойстадии происходит юридический развод [4, 72-86].
Общеизвестно,что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического,психологического, экономического и социального компонентов.
Приорганизации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится кнеизменному самосохранению. Это осложняет оказание влияния на семью извне,заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем,делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья илине идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего полясуществования (системы).
6. Педагогическийподход к содержанию и технологиям социальной работы с семьей
Современнаясемья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственныхсовременному обществу, образу жизни.
Среди нихможно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение междусупругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельныхчленов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин(отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.);отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом усемьи-системы; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в ихвнутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокогообращения, что способствует при наличии у детей и подростков различныхакцептуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семьенегативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительныематериальные потребности семьи и многие другие.
Экспериментальнообоснованная нами модель деятельности социального педагога с семьей включаетв себя следующие компоненты:
· наличиеу специалиста собственных представлений осодержании поддержки семьи как клиентаи о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ееоказания;
· широкоеизучение семьи-системы и каждого ее членакак индивида (личности);
· дифференциациясемей на типы соответственно деформированности семейных структур;
· разработкапрограммы (соответственно выделенным входе дифференциации типам семей)социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
· вхождениесемьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
· отслеживаниерезультатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесениенеобходимых изменений.
Приступая ксоциальным действиям по отношению к семье с целью оказания ей помощи,социальный педагог согласно разработанной нами модели обязан четко представлятьее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику.
Наряду сналичием у социального педагога собственных представлений о содержании помощиклиенту и о представлениях клиента о содержании этой помощи, ему необходимоиметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют формукомпенсации нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работа над чем-тои изменения [2, 42-43].
Профилактическаяи реабилитационная работа в центрах социальной и психологической поддержкисегодня строится по таким этапам:
1. Подготовительный — сбор информации осемье, социальном окружении ребёнка, на основе которой проводится диагностикаего социально-психологического состояния.
2. Организационный– анализинформации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработкаиндивидуальной программы помощи.
3. Практический – реализация программыпомощи.
Организацияпрофилактической работы:
1-й шаг:выявление дисфункциональных семей.
2-й шаг:подготовка социальных работников.
3-й шаг:знакомство с историей семьи и проектирование дальнейших действий по оказанию ейподдержки и помощи.
4-й шаг:организация и проведение встреч с родителями и детьми.
5-й шаг:проектирование и реализация помощи родителям.
6-й шаг:поиск и реализация оптимальных образовательно-воспитательных,коррекционно-развивающих форм и методов работы с детьми и подростками.
7-й шаг:интеграция семейных отношений.
8-й шаг:психолого-социальное сопровождение созданного сообщества детей и взрослых [5,25].
Знаниесоциальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощиявляется первым компонентомв модели социальных действий ссемьей.
Изучениесемьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательномсоставлении характеристики микрорайона (в ней отражены все сущностныехарактеристики каждого жителя — его возраст, профессия, образование, интересы ит.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичнымиматериалами — личными делами учащихся (членов семьи), бесед с учителями,соседями, знакомыми и друзьями семьи, руководством предприятий и учреждений, накоторых трудятся родители, посещения родительских собраний, заседанийродительских комитетов, анкетирования детей и родителей, а такжедиагностирования межсемейных взаимоотношений.
Второйкомпонентсоциальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составленияхарактеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье исемьи-системы.
Диагностированиемежсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет идиагностических методик.
Дляопределения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями:посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.
Дифференциациясемей на типы соответственно деформированности семейных структур является третьимкомпонентом модели социальных действий с семьей.
Важностьдифференциации семей признавалась и ранее, но только в виде декларирования.Новый тип школы расставил все по своим местам, ибо в основе ее «развернутости»на социум, микрорайон заложено составление характеристики микрорайона сотражением полной «картинки» — количественный и качественный состав семей, ихпрофессиональные и любительские интересы, нравственно-психологическая атмосферав них[2,44-51].
 

7. Работасоциального педагога с различными категориями семей
В современнойнауке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки можетстать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержкебудет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, вкоторых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.
· Типология,в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные иненормативные кризисы
· Типологиясемьи по ее функциональной состоятельности
· Типологиясемьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей насвоих членов
Семьи с прямымдесоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение иантиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтамидесоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладаюткриминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которыехарактеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
Семьи с косвеннымдесоциализирующим влиянием испытывают затруднениясоциально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиесяв нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятсяконфликтные и педагогически несостоятельные семьи.
Наиболеераспространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых приотносительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущиеправильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильноформируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогическиепросчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведениидетей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детейпрямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации удетей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелойморально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная рольсемьи.
· Типологиясемьи по типу воспитательных ошибок
1. Семьис попустительски-снисходительным стилем воспитания
2. Семьис позицией круговой обороны воспитания
3. Семьис демонстративным стилем воспитания
4. Семьис педантично-подозрительным стилем воспитания
5. Семьис жестко-авторитарным стилем воспитания
6. Семьис увещевательным стилем воспитания
7. Семьис отстраненно-равнодушным стилем воспитания
8. Семьис воспитанием по типу «кумир семьи»
9. Семьис непоследовательным стилем воспитания
Получаемые врезультате разнообразных диагностических действий доказательства принадлежностисемьи к тому или иному типу облегчают выбор наиболее эффективного направлениясоциально-педагогической работы с ней, но они относительны и не могутзастраховать от возможных просчетов и ошибок. Значительная роль принадлежитпедагогическому мастерству и такту социального педагога. Так, организуя работус семьей, вне зависимости от ее типа необходимо учитывать следующее:
· любомуродителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научитьсяне только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;
· нестоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласкеразличные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичныхпедагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
· нерекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха;необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективыбудущей жизни;
· нестоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
· никогдане следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один изметодов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.
Традиционнымикатегориями семей, с которыми работает социальный педагог, являютсямалообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
К основнымнаправлениям работы социального педагога с такими семьями можно отнести:
· выявлениетакого рода семей
· оказаниеюридической помощи
· направлениев случае необходимости в службу психологической помощи
· организациюдосуга и отдыха детей
· оказаниепомощи в трудоустройстве
· трудоустройствонесовершеннолетних
· помощьв создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи
· помощьв организации различных курсов
· созданиеспециальных фондов [1, 162-168].
Работа сразными категориями детей:
малообеспеченныеи многодетные семьи (составление банка данных, посещение семьи на дому для составленияакта обследования социально-жилищных условий, обеспечение бесплатным питанием вшколе, оказание материальной и социально-психологической помощи) [6, 88].

8. Процессуальнаясторона деятельности специалистов социальных служб
 
Составлениеиндивидуальных карт
Какпоказывают психологические исследования и практика, вмешательство со сторонывстречает ярко выраженное сопротивление членов неблагополучной семьи.Хронические проблемы, кризисное состояние становятся нормой их существования.Как правило, люди, живущие в таких семьях, не обращаются за помощью, аравнодушно отрицают возможность каких-либо изменений к лучшему или агрессивнопротивостоят вмешательству извне.
Вместе с темкризисное состояние семьи можно преодолеть только при условии понимания сути иглубины семейной проблемы. Социальному работнику необходимо распознатьэмоциональные переживания, страхи и затруднения, найти ключ к решению остройпроблемы, наладить взаимоотношения, снизить уровень межличностного напряжения.Специалисту следует проанализировать процессы, происходящие как в настоящем,так и в прошлом семьи. Но вопросы, обращенные к травмирующему опыту семьи,могут косвенно задаваться лишь на стадии сложившихся отношений, когда степеньдоверия и открытости достаточна устойчива [5, 26].
Четвертымкомпонентоммодели социальных действий с семьей является разработка программысоциальных действий на нее коррекционно-воспитательной направленности исоответственной выделенным в ходе дифференциации типам семей.
Предлагаемаянами апробированная программа таких действий на семью состоит из следующихблоков:
блокповышения педагогической культуры родителей;
блоксовместных видов деятельности родителей и детей;
блокиндивидуальной работы с родителями и детьми и семьей-системой в целом.
Последний(пятый) компонентмодели социальных действий с семьей обусловливает вхождение иконтакт с семьей-системой и ее членами с целью реализации программы социальныхдействий.
Вхождение вконтакт с воспитательно-коррекционной целью — один из наиболее сложных видов вработе с семьей и личностью — членом семьи [2, 56-57].
Психолого-педагогическиеособенности методической системы социальной работы с детьми в социуме семьи ишколы
Существующиепроблемы в функционировании семьи на современном этапе обусловливаютнеобходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогическойлитературы, собственные исследования показывают, что это возможно посредствоморганизуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
Основаниемдля данного утверждения служит понимание социально-педагогической работы какработы по изменению.
На самомделе, если семья не выполняет свою ведущую функцию — первичной базиснойсоциализации личности ребенка — в силу различного рода причин или социальныхдефицитов (структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах ее, негативноевлияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимовлияние на нее извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в еефункционирование, т.е. внести изменения [2, 60-61].
Главнаязадача специалистов центра — найти наиболее адекватную форму помощи, котораяобеспечит максимальную активность и искренность участников, веру в свои силы ивозможности. И решить её можно с помощью профессионального и творческогоподхода к проблеме.
Успешностьдеятельности социальных служб во многом зависит от принципов, лежащих в еёоснове. Вот главные из них:
· Личностно-опосредованныйхарактер отношений между всеми участниками процесса: открытость, диалогичность,альтернативность, доверие и равноправие.
· Коллективнаяорганизация помощи.
· Принципрефлексивности — осознание целей, способов и средств реализуемой деятельности,характера собственных изменений.
· Принципоптимального сочетания различных форм и методов работы.
На нашвзгляд, затруднения специалистов центра помощи и поддержки чаще всего связаны сизменениями в их отношении к своей профессиональной деятельности, такими как:
· эмоциональноеистощение, чувство личной несостоятельности;
· нежеланиеработать, усталость, подмена продуктивной деятельностиформальным исполнениемсвоих обязанностей;
· сомненияв необходимости и полезности своей деятельности для общества: «Это никому ненужно. Все усилиябесполезны!» [5, 31].
Социально-педагогическаяработа с семьей открывает неограниченные возможности в повышении ее роли всоциализации личности ребенка. Однако при организации этой деятельности ссемьей следует учитывать ряд психолого-педагогических особенностей.
Во-первых, понимаясоциально-педагогическую работу как деятельность по изменению, следуетучитывать, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние иведут к изменениям в личности, а также роль самой личности в этом процессе.
Второйпсихолого-педагогической особенностьювоздействия на семью с целью измененияпосредством социально-психологической работы, как показывает анализ литературыпо проблеме, является обоснованность вмешательства в семью-систему.
Здесьсуществуют два подхода:
Первыйсвязываетсяс многочисленными и подробными собеседованиями «трансформатора»для получения информации, могущей повлиять в дальнейшем на принятие решения овоздействии извне на семью.
В другомподходеглавноевнимание обращается на понимание действий и реакций клиента с началом процессаизменений и на способности и умение начать эти изменения социальным работником,т.е. исходят не из потребностей клиента, а из «функций действия».
Содержательныйаспект этих подходов определил и название их: первый — диагностический, второй— функциональный.
Третьейпсихолого-педагогической особенностьюсоциальной работы с семьей является учет тогообстоятельства, что семья является системой и необходимо войти в нее, чтобыосуществить изменения. Вообще воздействие на систему возможно и извне, но ономенее эффективно, поэтому более эффективный путь — воздействие на системуизнутри, что требует вхождения в нее.
Социальныйпедагог должен войти в семью, чтобы, изнутри воздействуя, произвестинеобходимые изменения.
Войти — этозначит стать частью семьи (системы). В этом случае он должен обладатьопределенным сходством с этой системой (или подсистемой) внутри нее, иначе онне будет принят ею.
Следующейпсихолого-педагогической особенностьюсоциальной работы с семьей является созданиеэмоционального поля во взаимоотношенияхмежду социальным педагогом исемьей-системой (каждым членом семьи). Оно складывается из следующихкомпонентов: умения со стороны социального педагога слушать клиента как частьсемьи-системы, умения показать это клиенту и умения понимать то, что говоритклиент. Фактически это эмпатическое умение в действии или своеобразная модельобщения [2, 67-72].
Какпродуктивно и профессионально выстроить работу с дисфункциональной семьёй приличном контакте
Главное правилоспециалиста — осторожность и корректность в действиях и словах, гак какдисфункциональная семья крайне уязвима к внешним воздействиям.
Первоедействиеспециалиста направлено на сбор информации и анализ проблемных зон семейной ситуации.Следует понять причины сопротивления позитивным изменениям, не спускаясь доуровня житейских суждений о том, кто прав и кто виноват.
Второедействиесоциального работника направлено на оказание помощи в установленииконтактов семьи с окружающими.
Анализсоциального взаимодействия семьи поможет определить степень деструктивностиобщения, изолированности и глубину нарушений социальной адаптации семьи.
Третьязадачасоциального работника связана с исследованием эмоционального мирачленовсемьи. Главная сложность заключается в определении реакций на травмирующиеситуации, поскольку переживания участников травматических событий подавлены и струдом выносятся на обсуждение [5, 26-27].
С принятиемЗакона РФ «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого,заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
В сложныхсовременных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощьсо стороны школы. С этой целью мы проводим ежегодно общешкольные родительскиеконференции. Перед родителями выступают педагоги, психологи, врачи специалисты(педиатры, наркологи, инфекционисты, гинекологи), представители комиссии поделам несовершеннолетних. На конференциях, мы проводим тестирование родителей,обращаясь к ним с просьбой ответить на такие вопросы: Кто вы своему ребёнку:родитель или приятель? Как Вы общаетесь со своим ребёнком? Мы также просимродителей составить словесный портрет ребёнка. На конференциях выступают дети сконцертными номерами, соответствующими теме конференции. Например, инсценируютсемейные конфликтные ситуации. В конце конференции показываем видеоролик,который снимаем сами, где дети высказывают пожелания своим родителям:
· незаставляйте меня чувствовать себя малышом;
· неделайте мне замечания в присутствии других людей;
· непытайтесь меня всё время поучать;
· непридирайтесь ко мне и не ворчите;
· неотмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы;
· относитесько мне, как вы относитесь к своим друзьям, я тоже хочу быть вашим другом;
· мненужно ваше понимание и поддержка;
· недавайте пустых обещаний и т.д. [6, 88-89]

Списокиспользуемой литературы:
1. ШакуроваМ.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие длястудентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности«Социальная педагогика» — М.: Академия, 2007 г. — 272 с.
2.  Гуров В.Н., Социальнаяработа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов – М.: Педагогическоеобщество России, 2002 г. – 191 с.
3. ЖелезноваА.К. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4. — 1998
4. ШелягТ.В. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М.:1992 г. – 88 с.
5. НазароваС. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучнымисемьями // Социальная педагогика – 2007 г. — №1
6. ВолковаН. Социально – педагогическая служба школы – направления работы // Социальнаяпедагогика – 2007 г. — №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.