Цель деятельностисоциального педагога – создание благоприятных условий для личностного развитиячеловека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального),оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической помощи всаморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная,психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
Задачи социальногопедагога:
· Обеспечение,сохранение и укрепление физического, психологического, социального,нравственного здоровья личности;
· Формированиенравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций иустановок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
· Созданиеблагоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализациивозможностей человека, его положительного потенциала в социально полезныхсферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностномразвитии;
· Оказаниекомплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
· Созданиекомфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.
Основные направлениясоциально-педагогической деятельности:
· Созданиесоциальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации инеблагоприятные условия жизни детей и их семей;
· Оказание комплекснойпомощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условийв образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;
· Обеспечениедиагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематикедля детей и семей группы риска;
· Социально-педагогическаяпрофилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детейи подростков;
· Работа сдетьми-инвалидами;
· Работа содаренными детьми;
· Организацияспортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей,подростков, взрослых;
· Консультированиеи специализированная помощь в профессиональном определении;
· Культурно-просветительскаяработа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;
· Осуществлениесистемы превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых икосвенных десоциализирующих влияний социума;
· Предупреждениесоциальной и педагогической защищенности детей;
· Социально-педагогическоеисследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всехвозрастов, работа в классах педагогической коррекции;
· Предупреждениенегативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникшихконфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.
Правильно организованнаясоциально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность,индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка оказание ему комплекснойсоциально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самоеглавное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическаядеятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка,на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации,интеграции в общество.
Социальный педагог долженуметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» ребенка, прогнозироватьи проектировать возможные варианты его развития, влиять намотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание ксамосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутреннийрегулятивный механизм.
Особенно важно уметьопределять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которуювключен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает своисоциальные позиции – от этого во многом зависят его потребности и поведение.
Социально-педагогическаядеятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей,подростков, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, несломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.
И, наконец,социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование иразвитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств,социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит инравственного поведения ребенка.
Как известно, человекживет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога – уметьнаполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка,организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире ивремени. Другая важная задача – уметь управлять внешним миром, создаватьнравственную воспитывающую среду в микросоциуме.
В своей деятельностисоциальный педагог руководствуется следующими принципами: природо- икультуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия ребенка как данности;персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексногоподхода; системного подхода; акмеологического подхода; социальной адекватности;ценностных ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности идр.
Педагогическая исоциально-педагогическая деятельность
Вид проф. деятельности Цель деятельности Характер деятельности Объект деятельности Учреждения, где осуществляется деятельность Пед. деятельность Передача социокультурного опыта Программно-нормированный, непрерывный Все дети Образовательные учреждения Социально-педагогическая деятельность Помощь в социализации ребенка Адресный, локальный Ребенок с проблемами социализации Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, соц. службы
Сущностьсоциально-педагогической деятельности
Социально-педагогическаядеятельность (СПД) начинается с постановки цели и задач, которые необходиморешить специалисту, — сформировать у ребенка навыки общения, которые покакой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новойсреде и т.д. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации,которые взаимосвязаны между собой.
Цель СПД и ее конечныерезультаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какиевыбраны методы для ее достижения и формы ее организации этой деятельности.Понятно, что содержание, методы и формы могут существовать независимо друг отдруга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы,те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы иметоды также взаимосвязаны (схема1).
Социально-педагогическаятехнология является интегративной разновидностью социальной и педагогическойтехнологий. Возможность разработки социально-педагогических технологийобусловлена тем, что СПД, как и всякая другая разновидность социальнойдеятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапнорасчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентамидеятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и егоинструментария, оценка результатов деятельности.
Применение технологий вработе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенныеструктурные компоненты его деятельности (схема 2).
Схема 1. Социально-педагогическаядеятельность
/>
Схема 2. Социально-педагогическаятехнология
/>
Решение любой проблемыребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается сдиагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбораанализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано тоили иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога являетсято, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у неговозникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом сучителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагогазаключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуацииребенка и поставить диагноз.
Следующий этап – поискпутей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и всоответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнениепоставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый – такую проблемуможно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий,поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии,которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагогдолжен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогическихтехнологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данномконкретном случае.
Если ему это не удается(случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить своюсобственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разработатьтехнологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогунеобходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, какпри этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многоедругое.
В любом случае эти двеветви, обозначенные на схеме, ведут к решению проблемы. Для этого социальныйпедагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбираетсоответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации(индивидуальная, групповая) свей деятельности, определенные средства, которыеон использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенка.
По окончании работысоциальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка.При этом возможны, по крайней мере два случая: социальный педагог положительнорешает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается;второй случай – социальный педагог не смог или только частично решил проблемуребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапедиагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этомслучае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторениерешения проблемы.
Внедрение технологий вдеятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств,позволяет научно строить СПД, способствует эффективности в решении задач,стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологиипозволяют решить весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики,социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.