Реферат по предмету "Педагогика"


Современная молодежная речь: норма или антинорма

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский Педагогический  Университет
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Христюк Антон Николаевич
студент 3 курса лингвистическогофакультета
СОВРЕМЕННАЯ  МОЛОДЕЖНАЯ  РЕЧЬ:
НОРМА  ИЛИ  АНТИНОРМА?
Курсовая  работа
Научныйруководитель:
ВороновВладимир Викторович
— 2001 —

СОДЕРЖАНИЕ:
 
1. Введение.......................................................................................................3
2. Основная часть:
2.1. Роль социальных факторов в формировании  речисовременныхподростков..........................................................................................5
2.2. Потребностьшкольника в самовыражении и понимании................8
2.3. Расширение сферыобщения молодежи..........................................11
2.4. Роль учителя в формировании  речишкольников..........................16
3. Практическаячасть....................................................................................19
4. Заключение.................................................................................................22
5. Списоклитературы....................................................................................24
 
1. Введение
Общение относится к числуважнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, какбудет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общенииречь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей,представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, вподростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалосьбы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто,классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературныевыражения.
Речь — это специфическаяформа отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими внашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицаниюи переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, вомногом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи исвойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы ит.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно отвзаимодействующих с ними и благодаря им  индивидов, влияя тем самым на  речь.
Цель настоящей работысостоит в изучении причин употребления в речи подростков большого количестважаргонизмов и роли учителя в формировании культуры речи, как совокупностинавыков и знаний ученика, обеспечивающих целесооб­разное и незатрудненноеприменение языка в целях об­щения не только со сверстниками.
Для достиженияпоставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапныхзадач:
1. Роль социальных факторов вформировании  речи современных подростков.
2. Потребность школьника всамовыражении и встречном понимании.
3. Расширение сферы общения молодежи — воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.
4. Роль учителя в формировании  речишкольников.
2. Основнаячасть
2.1. Рольсоциальных факторов в формировании  речи современных подростков
Молодежная речь отражаетнеустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на гранилитературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был иязык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников,воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них –обращение братишка). Остро встал вопрос о сохранении литературногоязыка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингентаносителей – в этой формулировке выдающегося лингвиста Е.Д. Поливановачувствуется не только революционный энтузиазм эпохи, но и горечь, и сознаниетрагизма момента, вызвавшего изменение контингента носителей. Исохранился, выстоял русский язык – в соответствии с парадоксом Е.Д. Поливанова:развитие литературного языка заключается, в частности, в том, что он всеменьше изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковойистории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго– явление, характерное для языкового развития. В разные периоды историисообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего –сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и своиособые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобыпосторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания иметафоризации, переноса значений слов.
Сейчас же так называемыйобщий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормыречевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но извучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществеактуальность культурных достижений западной цивилизации — вполне естественнаяплата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, воснове которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных сденьгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимаетсяпреимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразноеруководство к действию.
Молодежь,являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры,который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа«Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария», слова из песниМихея Джуманджи: «… дабы или чтобы понять цену лайфа...» (отанглийского слова life — жизнь), врадиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современныйстаршеклассник.
Стремительное ипостоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни,которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общениечрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальныхсвязей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствуетярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраиваюткультурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптациичеловека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнениесоциокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфержизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовойкультуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.

2.2. Потребностьшкольника в самовыражении и понимании
Другой причинойупотребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей всамовыражении и встречном понимании.
Несмотря на утвердившиесяпредставления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее,можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Дажесамоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами вбудущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практикеживой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций  следует оцениватьи значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подросткови старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.
Неформальноеобщение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятныхпсихологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жаждаискренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всеговыше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью дляподростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учениеотодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит ужене такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно безвладения ее языком.
Молодежный же языкподразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своегорода междометий или просто способов связи предложений, не выражающиеотрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи,даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли можетслужить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковойболезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма,присущие подростковому возрасту. Одно дело, когда без «артикля б...» человек неможет разговаривать и оказывается в состоянии свести всю широту русского языкак бесчисленным производным от 3-4 корней. Но однозначно ставить крест на этойстороне языка тоже нельзя — как тогда читать «Москву-Петушки», например, тогоже Пушкина, в конце концов? Отвернуться от этого, сделать вид, что этого несуществует, можно, но называется это ханжеством. Более того, к месту и ковремени употребленное подростком матерное слово (естественно, в подобающейобстановке) может оказаться более действенным, нежели пространные рассуждения идолгие беседы.  По-видимому, в определенный период роста молодежи приходитсяпереболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознатьдостоинство и силу русского языка.
И учителю следуетвоспитать такой взгляд у своих учеников как то: не бросаться на «амбразуру»телевизора, когда идут фильмы с употреблением неподобающей лексики, бездумно«впитывать» всю лексику, взятую из интернета, в частности чатов. Намного важнеепоказать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно дляслуха, а что вызывает лишь отвращение. Тогда дети не будут писать на стенах ииспользовать в своей речи  «русское народное слово» и  они будут знать, чтоупотребленное в присутствии взрослого матерное слово расценивается какоскорбление и будут стараться не делать этого.

2.3. Расширениесферы общения молодежи
Важнейшимипроцессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мираличности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которыхона ориентируется. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например,появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (отанглийского слова chat — болтовня) итем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса,общающаяся таким образом, — молодежь, то ничего удивительного нет, чтопроисходит усвоение соответствующий нормы речи. И т. к. поведение подростка,юноши определяется, прежде всего, промежуточностью его положения, то переходяиз детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ник другому, тем самым ища поддержки у сверстников и строя стену отчуждения отвзрослого. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляетсяи в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенностьуровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонностьпринимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тембольше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнееразделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда небывает одинаковой. Она принимает разные формы: протестом в частности служитязык подростка. А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое,нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальноетелевидение, в частности MTV,и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский языки воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет ив то же время представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня– из жаргона компьютерщиков; тащусь, торчу от Децла – из жаргонанаркоманов). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются вигровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово,по барабану.
Для молодежного жаргонахарактерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, еслимолодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почемупредпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные?Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другаянорма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски,чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно,смешно,прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающемуобществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Улёт, отпад,оргазм! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыкуназовет депрессняк, а примерного одноклассника – ботаник.
Другой игровой прием,используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на основе звуковогоподобия, звуковой перенос: к примеру, лимон вместомиллион, мыло,емеля вместо e-mail (от английского слова  электронная почта).
Итак, шутка, игра – этопозитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться сэтим.
Другая важнаяхарактеристика молодежной речи – ее «первобытность». Ассоциация с языкомкакого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдаютнестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и впространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступаютместо другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от английского слова money — деньги)заменили баксы ибабки. Аналогичные процессыотмечались в начале векаисследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которыхмиссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любогоязыкового образования в период его становления.
Еще один признак «первобытности»молодежного жаргона – неопределенность, размытость значений входящих в негослов. Стрёмно, круто, я прусь могут быть и положительной, иотрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся  как блин! и елы-палы!,используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и словатипа корка (корки), прикол, крутняк, улёт, чума. Будучи использованнымив качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют своезначение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуацииэмоциональным компонентом значения. К этой же группе относятся словосочетания полныйатас, полный абзац, полный писец.
В зависимости от ситуации и кругаобщения данные слова могут выражать разнообразные — вплоть до противоположных — эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. Приэтом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем неможет осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, атакже контекста.
Подобное явление было всвое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного жаргона. Онохарактеризовал его как атавистический примитивизм речи, сходный с диффузностьюпервобытной семантики. Аналогичный пример приводил и Ф.М. Достоевский,наблюдая, как мужики обходятся в своем общении одним непечатным словом,вкладывая в него каждый раз новые смыслы. Этот первобытный атавизм Лихачевсчитал болезнью языка – «инфантилизмом языковых форм». Вот с этой болезнью иследует учителю вести борьбу. Для нее характерно, что молодежь часто используетслова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремитсяосмыслить, играя на внешней яркости образа(меня колбасит; пойдупоколбашусь). А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочкислов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно сосредоточивали основноевнимание педагоги.
Итак, основноезаслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируетсякругом общения подростка, – его выраженный атавистический примитивизм. Кромерасплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики,откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматическихсредствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк,-ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения(ботан),фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец,в значительной доле заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы –осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. Аречевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современныймолодежный жаргон выбирает антинорму.
2.4. Рольучителя в формировании  речи школьников
Учитель,во-первых, — человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим безхорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в  области правильной речи можнотолько в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширятькругозор, активно общаться с другими людь­ми, усваивая не только лучшие образцыречевого поведе­ния, но и постоянно духовно обогащая себя.
Спецификаучительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте, в основномс подростками. Работа учителя направлена на формирование личности ученика,выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие.Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальнымизнаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь учителя —основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец дляучащихся.
Речь учителя служитпередаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствуетдидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаютсязадачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организациии изложения информации, т.е. к содержанию и форме педагогической речи.
Всякое педагогическоеобщение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная направленностьречи учителя предполагает особый подход к отбору информации и ее подачи.
Речь учителя служитобразцом, который воспринимает подросток и по которому он учится строить своюречь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую являетсяединственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще.В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, еенормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известноймере и для подражания.
Стиль педагогическогообщения — это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляютсякачества личности учителя, манера общения педагога с молодежью, а также егоповедение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стильпедагогического общения зависит, как сказано, от индивидуальных качествпреподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевойустановки, которую определяет для себя педагог, т.е. от того, как и каким онвидит, хочет видеть себя в общении с детьми, какую роль играет в процессепрофессиональной деятельности. Общепринятой классификации стилейпедагогического общения нет. Наиболее распространены следующие: 1)общение-устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль«деспота», «диктатора»); 2) общение-заигрывание (учитель, не уверенный в своихзнаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» сучениками; в обмен на снижение требований к ним он получает, например, лучшуюдисциплину в классе); 3) общение с четко выраженной дистанцией (учительпостоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающими учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться); 4)общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга,приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику); 5) общениесовместной увлеченности (учитель и ученики — коллеги, вовлеченные в процесссовместной интеллектуальной деятельности на уроке).
Первые два стилясвидетельствуют о профессиональной непригодности учителя, т. к. это«отпугивает» подростка от обучения. Элементы трех последних встречаются встилях общения разных учителей. Лишенные крайностей, эти стили могут помочь вразных ситуациях общения и формировании нормы речи у подростков.        
3.Практическаячасть
Нашеисследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся10-го класса средней школы. Опрошено было 23 ученика. Нам необходимо быловыяснить, что современные старшеклассники употребляют в своей речи и реакция наих речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.
Вопросыанкеты выглядили следующим образом:
1. Используете ли вы жаргонные словапри общении со сверстниками?
а) Да. 
б) Нет.
2. Какой Ваш пол?
а) Мужской
б) Женский
3. С какой целью вы употребляетежаргонные слова?
а) Самоутвердиться.
    б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.   
    в)Обмениваться информацией и узнавать новое.
    г) Придать своей речи живость, юмор.
4. Какие жаргонные слова выиспользуете в своей повседневной речи?
а) Матерные.
б) Юмористические.
в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации иликомпании.
5. Поправляют ли учителя Вашу речь?
а) Да.
б) Учителя не обращают внимания на мою речь.
в) Не всегда, но все же делают замечания.
6. Как относятся родители к Вашейречи?
а) Им не важно, как я говорю.
б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, какя говорю.
в) Иногда родители делают замечания по поводу моейречи.
7. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей.
б) моих родителей.
в) моих учителей.
г) то, как говорят на телевидении и радио.
8. Какие телевизионные каналы Высмотрите?
а) только музыкальные каналы.
б) немузыкальные каналы.
в) все каналы.
          Проанализируемв таблице полученные данные анкетирования. Количество учащихся класса № Варианты ответов вопроса а б в г 1 23 - - 2 8 15 - - 3 3 4 13 3 4 4 8 11 - 5 13 3 7 - 6 10 5 8 - 7 19 3 1 8 12 2 9 -
4.  Заключение
          Цельюданного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение жаргонизацииречи современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Анализполученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:
1.    Всеопрошенные учащиеся отметили, что считают  жаргонизацию речи неотъемлемойчастью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться,поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информациейи узнавать новое.
2.    Приизучении уровня  жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимаютматерные слова,  для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, приданиеречи легкого юмористического характера.  В  нашем исследовании учащиесяотметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, впубликациях газет и журналов.
3.    Сегоднязасилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями –приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных),изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются сбезразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит  к протесту,который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общениишкольников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возрастапродолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить сними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит онидолжны разговаривать на «своем»  (жаргонном) языке.
Такимобразом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую намицель: наблюдается  тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи средиподростков и учащихся старших классов. Если обобщить полученные данные, томожно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подросткаи старшеклассника.
1.              Социальныефакторы.
2.               Значимость«своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подросткаутвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).
3.               ВлияниеСМИ (чтение газет и  молодежных журналов, просмотр телепередач) на речьподростка.



 
5.Список литературы
1.  БеличеваС. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.
2.  БобахоВ. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт илипреемственность поколений?//Общественные науки и современность. — 1996. — № 3.- С.  56 — 60.
3.  БодалевА. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.
4.  БоченковВ. Искусство и мат — чья возьмет? В поисках золотой середины между ханженствоми вседозволенностью.// Учительская газета. — 2001. — №15. -  апр. — С.20.
5.  БрудныйА. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.
6.  ВыготскийЛ.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1984.
7.  КонИ.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
8.  МудрикА.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
9.  НестеренкоВ. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. — 1992. — № 2. — С. 74 — 77.
10.Прихожан А. М., Толстых Н. Н.Подросток в учебнике и в жизни. – М.: знание, 1990. – (Новое в жизни, науке итехнике. Педагогика и психол., №5).
11.Русецкий В. Ф. Культура речиучителя. Практикум: — Мн.: Унiверсiтэцкае,1999.
12.Толстых А. В. Подросток внеформальной группе. – М.: Знание, 1991. – (Новое в жизни, науке, технике.Педагогика и психология; №2).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.