Реферат по предмету "Педагогика"


Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в этой системе

--PAGE_BREAK--Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей играет музей, по образному выражению А.В. Луначарского — «памятная книга человечества Музеи — это собиратели, хранители и пропагандисты памятников истории и культуры. Первый краеведческий музей в России появился в Весьегонске. В годы Великой Отечественной войны создаются музеи боевой славы, народные музеи, в организации которых большое участие принимают учащиеся. Особенно велика воспитательная роль детских выставок. Они способствуют стимулированию и развитию творчества детей.
Таким образом, музеи выполняют образовательную и воспитательную функции. Знакомясь с экспозицией музея, изучая историю и культуру своего отечества, родного края, участвуя в поисковых экспедициях, учащиеся проникаются любовью к Родине, своему родному краю. К сожалению, рыночные отношения отрицательно сказались и на музеях. Число музеев сокращается, резко упала их посещаемость. А между тем это истоки нашей истории и культуры. Без них невозможно дальнейшее развитие культуры. Сохранение памятников истории и культуры означает сохранение памяти народной, без которой нет и самого народа.
Детские парки, городки, площадки и зоопарки представляют собой центры культуры и отдыха детей и подростков с использованием природных факторов. В этом состоит их неповторимое своеобразие. Они решают проблему не только отдыха, но и экологического воспитания. Общение с природой дает детям не только заряд бодрости, но и воспитывает благородное чувство любви к ней, заботы об окружающем мире. К сожалению, переход на самоокупаемость и сокращение государственной дотации привело к тому, что многие парки, городки и площадки пришли в полное запустение. Особенно пострадали последние, так как они функционировали фактически на общественных началах.
Важное место в воспитании подрастающего поколения занимают художественно-зрелищные учреждения. Их специфика определяется тем или иным видом искусства. Они приобщают детей и подростков к искусству и воспитывают их эстетически. К ним относятся детские театры, кинотеатры, цирки, центры эстетического воспитания и творчества детей. Их число также резко сократилось. Без поддержки государства и общества эти социальные институты воспитания не могут функционировать.
Комплексными полифункциональными учреждениями культуры являются детские клубы, дома и дворцы культуры, дома и дворцы молодежи и школьников. Клубные учреждения возникли в глубокой древности. Прообразом современного клуба в первобытном обществе являлся так называемый „мужской дом“, который выполнял функции крепости, арсенала, музея и клуба. Он являлся, по выражению А.А. Петрова, „лабораторией социального духа и школой общественных навыков“ Фактически это был центр воспитания взрослых и детей. В связи с этим в современных условиях идет процесс отбора и трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции — специализация и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы. Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.
М. Коваль отмечает, что спецификой внешкольных учреждений является способ организации педагогического процесса, меньшая наполняемость групп, разнообразие организационных форм занятий. В ее основе лежит добровольный характер выбора детьми работы и участия в ней, возможность смены занятия и перехода от одного кружка к другому, дифференциация учащихся по интересам [7, с.7]
Следующие особенности в организации деятельности детских учреждений культуры выделяет И.Н. Ерошенков:
во-первых, они функционируют в сфере свободного времени, где дети и подростки более раскованы и предоставлены в значительной мере самим себе. Это накладывает свой отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;
во-вторых, она строится всецело на добровольных началах. Следовательно, только интерес может привлечь и удержать детей и подростков в этих учреждениях;
в-третьих, учитываются возрастные социально-психологические особенности детей и подростков;
в-четвертых, культурно-воспитательная деятельность в детских учреждениях культуры сочетается с отдыхом и раз влечениями, рациональным и эмоциональным воздействием на сознание детей и подростков;
в-пятых, требуется больше разнообразия форм культурно-воспитательной деятельности;
в-шестых, здесь нет строгой регламентации процесса культурно-воспитательной деятельности. Программа подвижна и многогранна, она определяется воспитательными задачами, запросами и интересами детей и подростков [5, с.27].
Исходя из выше обозначенного, можно сделать следующий вывод: система внешкольного воспитание, несмотря на переживаемый ею кризис, остается одним из важных институтов в развитии ребенка уже потому, что позволяет делать выбор, руководствуясь интересами и запросами ребенка. Специфика работы и методов внешкольных организаций позволяет расширять более узкие темы, и работать с определенными запросами.
1.4 Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе.
Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются семья и школа. Именно в них закладываются основы гражданского воспитания. А между тем идет болезненный процесс трансформации семьи. Падает рождаемость и растет смертность. В России смертность уже превысила рождаемость.40% семей после 5 лет совместной жизни распадаются. Большая загруженность матери на работе и дома, материальная необеспеченность семьи также отрицательно сказываются на воспитании детей. Семья практически самоустранилась от воспитания детей, хотя потребность у родителей заниматься воспитанием детей, общаться с ними есть.
Одновременно наблюдается и кризис школы. Учителя мужчины уходят из школ, школы оторваны от жизни и до сих пор придерживаются авторитарной педагогики. Налицо кризис педагогического образования и науки. Болезненные процессы происходят в системе дошкольных учреждений. Идет процесс сокращения их количества. В связи с этим резко сократилось число детей в детских садах. Насущной проблемой с момента рождения ребенка становится его будущее устройство в детский сад.
Есть различие и в характере педагогической среды города и деревни. Городская среда шире, чем сельская. У нее лучше материально-техническая база и более профессиональные кадры, разнообразнее сеть детских учреждений. Здесь больше возможностей для общения и формирования ценностной ориентации, влияния на весь образ жизни. Однако урбанизация ведет к тому, что семьи мало связаны друг с другом, дети не чувствуют постоянного контроля взрослых, мало участвуют в семейно-бытовом труде. В городе дети больше сталкиваются с аморальными явления ми, больше подвергаются соблазнам, а школа слабо использует возможности вне педагогической среды. В процессе реформирования нашего общества и перехода к рыночным отношениям ухудшилось положение детских внешкольных учреждений.
Таким образом, сложившаяся внешкольная и школьная педагогическая среда мало благоприятствует формированию целостной личности. Политический, экономический и духовный кризис общества отрицательно сказывается, прежде всего, на детях. Они больше всего страдают и в материальном, и в моральном плане. Но в то же время эти трудные обстоятельства жизни закаляют подрастающее поколение, учат преодолевать трудности.
Таким образом, из-за наметившихся трудностей в системе школьного и семейного воспитания, перед внешкольными учреждениями и организациями для детей встала задача восполнить эти пробелы, максимально заинтересовать детей и подростков.

Глава 2. Система воспитания подрастающего поколения в г. Перми и Пермской области Говоря о системе воспитания детей и подростков Пермской области можно выделить те же проблемы и тенденции, что характерны для страны в целом. Это и недостаточное финансирование, и проблема „город-деревня“, и неполная занятость ребенка в свободное время, а главное во многом неустойчивость системы в целом, отсутствие проверенной и сбалансированной формы работы, которая позволяла бы охватить досуг детей, отсутствие такой организации, как пионеры, которая бы способствовала массовому сплочению детей.
Глава ставится своей цель охарактеризовать детские учреждения и организации Прикамья, выявить их охват, методы и средства работы. Причем некоторые из них функционируют широко на территории всей области, другие в силу своей специфичности, в основном это зрелищные организации, парки, зоопарки, представлены только в областном центре. И даже на примере Перми не получается говорить о них во множественном числе. Если говорить о театрах, то ориентированных на детей и подростков — 2: Театр юного зрителя и Пермский театр кукол. Репертуар тут строится исходя из возраста посетителей, в основном это детские и юношеские произведения зарубежной и отечественной классики, а также русские народные сказки. Кинотеатры не ориентированы на детскую аудиторию, но в дни каникул предусмотрены дополнительные сеансы для детей. Достаточно сложная ситуация наблюдается в парках, аттракционы в основном давно же не менялись, хотя в принципе, несмотря, на то что появились различные летние кафе совершенно не на детей ориентированные, появился и ряд новых услуг, например, прокат роликовых коньков. Старые формы работы сохраняются.
Далее мы более подробно поговорим о детских и молодежных объединениях, работе клубных учреждений и библиотек.

2.1 Детские и молодежные объединения Параграф ставит своей целью охарактеризовать историю и современное состояние детских и молодежных организаций рассматриваемого региона.
Предшественником пионерской организации в Перми стал детский клуб, организованный народным учителем В.И. Шулеповым на базе Центральной детской библиотеки. Клуб был создан в декабре 1919 гола и назывался „Муравейник“. В его уставе говорилось, что основой клуба является труд. „Мы, муравьи, трудиться любим, иди работать к нам скорей!“ — лозунг клуба. „Муравьи“ издавали печатную газету „Муравей-чудодей“ и рукописный литературно-художественный журнал „Мурашики“, активно участвовали в общественной жизни. С того времени в Пермской губернии начался быстрый рост отрядов „красношеек“, так вначале прозвали пионеров [3, с.3].
12 февраля 1923 года обком комсомола принял решение о создании Пермского губернского легиона юных; пионеров имени Карла Либкнехта. В 1924 голу пионерское движение распространилось по всему Пермскому округу. Наиболее многочисленными были дружины им. Красного флота при Мотовилихинском заводе, в Разгуляйском районе — им. Спартака, на Заимке — им. КИМ и при „Муравейнике“ — им. Коминтерна. На 1 января 1925 года пионерская организация насчитывала в своем составе 7830 ребят в возрасте от 12 до 15 лет. Для детей младшего возраста при пионерской организации были созданы группы, которые сначала носили название „стаи волчат“, затем они переименовываются в октябрятские группы.
В 90-е годы, после того, как Указом Президента Российской Федерации была приостановлена деятельность Коммунистической партии РСФСР, как следствие, постепенно прекратилась и деятельность пионерских организаций. Но в последние годы вновь появляются упоминания о возрождении пионерского движения в Прикамье. Например, на 2003 год в справочнике по детским и молодежным общественным организациям Перми и Пермской области есть данные о пионерском движении при школе (Пермский район, д. Скобелевка, Хохловская средняя школа). В современном пионерском движении отсутствует коммунистическая идеология, участники его занимаются оказанием шефской помощи, возрождают тимуровское движение.
В те же девяностые в России возобновляется деятельность скаутских организаций. В Перми скаутские отряды появились вновь в конце 1990-го года. В мае 1994 года зарегистрирован Устав Пермского областного скаутского центра, в котором центр обозначен как добровольное, неполитическое, независимое общественное объединение детей и молодежи. Целью скаутской организации на современном этапе определено развитие физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала молодых людей.
В последние десятилетия прошлого века наблюдался активный рост числа детских и молодежных организаций. К 2003 году в Пермской области насчитывалось более трехсот объединений различной направленности и формы: благотворительность и милосердие, культура, образование о просвещение, профилактика наркомании, социальная адаптация, спорт и экология, юнкоры, национально-культурные центры, патриотические объединения правовые организации и фонды и т.д. Из утвердившихся, по времени и делам, организаций следует назвать структурное подразделение общественной организации Всероссийского общества инвалидов „Объединение молодых инвалидов“ Пермской области (год образования — 1988), цель деятельности — интеграция инвалидов в общество, защита их прав и интересов [3, с.6]. Ассоциацию учащейся молодежи и детей Пермской области „Юность“ (1991 г), поддерживающую молодежные творческие инициативы, на 1 января 1998 года там получали дополнительное образование 6161 учащийся [12, c.5], общественную организацию „Волонтерская служба Прикамья“ (1995 г), Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации „Детские и молодежные социальные инициативы“ (1995 г) и др.
По данным Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу на июль 2005 года, в области действует более тридцати детских и 13 молодежных общественных объединений, прошедших официальную регистрацию в органах Росрегистрации — это лишь небольшая часть существующего на современном этапе детского и молодежного движения в Прикамье [3, с.6]. Поговорим подробнее лишь о некоторых из них:
Общественная организация „Добрый дом“.
Организация содействия гармоничной социализации и творческому развитию детей и молодежи. Ребенок, умеющий играть, живущий с детства в окружении уютных, красивых домов, зеленых лужаек, доброжелательных и веселых людей, живет и творит легко и передает это умение своим детям. Дать возможность детям и взрослым развивать свои творческие способности, нарабатывать новые умения и от этого становиться уверенным в себе самостоятельными людьми, тонко чувствующими красоту и умеющими ее беречь и приумножать — вот миссия организации „Добрый Дом“. Участниками и добровольцами „Доброго Дома“ являются талантливые дизайнеры, режиссеры, музыканты, психологи, педагоги, менеджеры. Для реализации своих проектов организация обращается к талантливым конструкторам, инженерам, руководителям. Все вместе они разрабатывают и воплощают в жизнь совместные проекты. Таким образом, осуществлялся, к примеру, пилотный проект „Игра — дело серьезное“ по созданию на территории центра соцобслуживания населения Индустриального района города Перми уникального ландшафтного комплекса с экспериментальной детской игровой площадкой, разработанной по индивидуальному проекту с учетом рекомендаций психологов. Объединение приглашает к сотрудничеству добровольцев: менеджеров музыкальных и театральных коллективов, менеджеров по организации тренинговой работы психологов, а также самих психологов для развития игровой деятельности детей и подростков.
Молодежное студенческое объединение „Урал-сервис“.
»Урал-сервис" существует уже с 1971 года и действует сразу в двух ипостасях: как трудовой летний студенческий отряд и как зимний благотворительный волонтерский центр, причем, в обоих случаях это одни и те же молодые люди, обычно студенты. Летом они отправляются в качестве проводников на поездах самые разные стороны нашей необъятной страны и получают за эту работу деньги. В остальное время они работают — на волонтерских началах на самых разных подшефных объектах: в зоосаде, приюте для собак, музее «Пермь-36», центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, хосписе, детских домах, школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями. Работа самая разнообразная, в зависимости от места приложения сил: в детских домах — это мелкие хозяйственные работы, помощь в организации досуга детей, выполнении домашних заданий, организация праздников, чаепитий, работы кружков и секций; в музее «Пермь-36» — это обустройство территории, реставрационно-восстановительные и общестроительные работы и т.д.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ возможности перевода энергоблоков 200МВт ВТГРЭС с котлами ПК-47 на режим разгрузок со скользящим давлением во всем пароводяном тракте
Реферат Casinos Essay Research Paper CasinosAre casinos good
Реферат Розробка плану маркетингу малого (середнього) підприємства
Реферат А. М. Горького уральское отделение российской академии наук при поддержке гранта рффи №09-03-06805-моб г проблемы теоретической и экспериментальной химии программа
Реферат Censorship 3 Essay Research Paper As Americans
Реферат Методика изучения раздела "Графика" в 8 классе
Реферат Организация и методика послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы туш и внутренних органов сельскохозяйственных и диких промысловых животных (птицы)
Реферат Закономерности употребления личного и безличного предложений с глагольными сказуемыми типа хочу-хочется, верю-верится
Реферат Управление организацией культурно массовых мероприятий музыкальных и театральных фестивалей
Реферат Толстой Волк и кобыла
Реферат Роль коммерческих банков
Реферат Изучение структурных особенностей цирконогелей квантово-химическим и ИК-спектроскопическим методами
Реферат Холодный термоядерный синтез
Реферат Цитатная характеристика Молчалина
Реферат Классификация управленческих решений 6