Содержание
Введение
1.Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3. Особенности практического метода
4. Содержание«воспитательной деятельности»
5. Образование и педагогическая наукав 60-е – 90-е гг.
Заключение
Списоклитературы
Введение
Слово «педагогика»происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение,детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества.Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась вдревнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервыепедагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена какнаука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящемувремени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей иразвивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
1. Системный подход. Основные характеристики
Общенаучнаяметодология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщуюсвязь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающейдействительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимостьподходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и своизаконы функционирования.
Сущностьсистемного подхода заключается в том, что относительно самостоятельныекомпоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии идвижении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественныехарактеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный,функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации вединстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учетвсесторонних связей и развития.
Системный подход к познанию и преобразованию любогообъекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологииспециально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежитисследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогикепозволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическаясистема со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура иорганизация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразноеповедение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Практика применениясистемного подхода в педагогике зачастую свидетельствует о достаточнораспространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении системного(сложноорганизованного) педагогического объекта и системного исследованиятакого объекта. На различных уровнях анализа и при решении различных задач одини тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.
Иными словами, приметодологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны дверазличающиеся мировоззренческие научные позиции автора: декларация им своегонамерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы илипризнание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики.В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовыватьразличные стратегии познания и преобразования объекта:
— описывать педагогическуюсистему, т.е. последовательно рассматривать все элементы объекта в несколькихтипичных вариантах их взаимодействия (исследовать состояния или ситуациипедагогического объекта) и определять, каким образом и в какой степени элементы(или ситуации — это зависит от выбора структуры) подчинены целям системы;
— описывать качественныехарактеристики педагогической системы: ее целостность, структурность,взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описаниякаждой системы и др.
Учитывая достаточнодетальную разработку системного подхода в научной литературе, укажем лишь надва следующих обстоятельства. Первое: выбор позиции педагогом-исследователем — начальный шаг реализации им системного подхода. Существуют глубокие различиямежду системой-предметом и системой-процессом. Второе: системный подход имеетзначительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое изкоторых решает собственные задачи: системно-генетический,системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный,системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др. [4, 99c]
Итак,системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории,эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критериемистинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией ичастично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новыхфундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу дляправильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие вобразовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальныхисследований.
2. Принципдоступности обучения
Принцип – этоинструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогическойконцепции.
Принципыобучения. Историядидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общиепринципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования,соблюдая которые педагоги могли бы достигнуть высоких и прочных результатов.Дидактические принципы – это основополагающие объективные законы, используемыев обучении в качестве обобщенного метода. Вся система принципов и законов тойили иной области дидактики называется закономерностью. Анализ многочисленных попытокисследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить вкачестве основополагающих следующие: сознательности и активности; наглядности;систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связитеории с практикой; развивающего и воспитывающего обучения.[5, 112c]
Принцип доступности обучения основанна законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, отпростого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальнымособенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебныйпроцесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известнойнапряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию,сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делаютсложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи,иллюстрировать яркие факты.
При предъявлении недоступного для усвоения материала резкоснижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падаетработоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерноеупрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированиюучебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся.[4, 183c]
Итак, в соответствии с принципом доступности обучение ивоспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учетареальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических инервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом ипсихическом здоровье.
3. Особенности практического метода
Методозначает способ достижения цели, определенным образом упорядоченнуюдеятельность.
Методомобучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельностипреподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задачобразования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методыобучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Безсоответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачиобучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебногоматериала.
Практическиезанятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки клабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностьюявляется то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающийхарактер.
Этотметод используется в основном после прохождения каких-то больших тем иразделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков техническойкультуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в миреразнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.
Выделяютпять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихсяна практических занятиях.
1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три ученикавыполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делаютзамечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельновыполняет задание. Учитель особое внимание должен уделять тем ученикам, которыеплохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы учениковпринимаются и оцениваются.[1, 185c]
Итак,практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся.Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методамотносятся упражнения, лабораторные и практические работы.
4. Содержание «воспитательной деятельности»
Содержание воспитания — одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории.
Изучение ребенкапредполагает наблюдения и специально организованные исследования физическогосостояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональныхпутей организации воспитательного процесса. Специфичным для воспитания являетсято, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучаетвозрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителемопределенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, онставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве,использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксироватьдинамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематическинаблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности,совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.
В теории воспитаниясформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеютстратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку,принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическомоптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как кцелостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании — отказ от сравненияуспехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытомпрежних лет.
Создание условийсамореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельностипедагога
Уважение ребенка состороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбужденияуважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности пореализации этого принципа стало создание условий для целенаправленногосистематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания,воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самогосебя, так и творцом своих обстоятельств.
Важная идея теориивоспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, чтоповедение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовныйпотенциал, не глушить «сырой материал личности» и есть созданиеусловий самореализации ребенка.
Активность ребенкарассматривается как обязательное условие развития способностей ребенка, егодарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активностьрассматривается как жизненная потребность ребенка и показатель его достижений.И наконец, в активности ребенка видно проявление его мыслительной деятельности,воззрений, приобретенных самостоятельно.
Смыслом воспитательнойдеятельности, направленной на развитие активности детей, является помощьребенку в строительстве собственной личности посредством созидательнойдеятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характерумежличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организациитрудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественноготворчества: музыки, рисования, лепки и т. д. — педагог ориентируется наинтересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такаядеятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение,формирует нравственность детей.
Педагогические условияутверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах
Основными условиямиформирования отношений в детском коллективе являются: самореализация ребенка вразнообразной деятельности; самопознание детей — членов коллектива, наполнениедеятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическаядиагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование ихдальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения;формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоциональногоклимата; обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенностикаждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.[4,207c]
Таким образом,содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка;создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организацияактивной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечениекомфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.
5.Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг.
Отыскание оптимальныхпутей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовнобогатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главноенаправление современных исследований в педагогической науке 60-90 гг.Педагогическая наука обосновывает пути развития содержания образования,приведения его в соответствие с потребностями социалистической экономики,культуры и науки. Для эпохи научно-технической революции характерно быстроеприращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёманаучного образования, которое должно давать школа при почти не изменяющихсявозможностях её самой и учащихся (продолжительность срока обучения,длительность учебного дня, физические силы и утомляемость учащихся и т. п.).Педагогическая наука разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержанияобщего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знанийприменительно к нуждам общего образования, усиление его системности итеоретичности, последовательное проведение принципа политехнизации как одногоиз ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению в школе, ит. п.
Направление исследований в области организации учебной работысвязано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности иинициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования,имеющие целью модернизацию классической формы урока посредством введения в егоструктуру различных видов групповой и индивидуальной работы учащихся присохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствованиесредств и методов обучения для максимального развития у учащихся познавательныхинтересов и способностей, выработки у них умений рациональной организациитруда. Важнейшим направлением исследований в педагогической науке в 60-90 ггявляется разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственнымвоспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистического мировоззрения(содержание и закономерности процесса формирования коммунистических взглядов иубеждений, действенные педагогические средства, обеспечивающие выработку умолодёжи единства коммунистического сознания и поведения). Дальнейший прогресспедагогики как науки в значительной степени зависит от разработки теоретическихпроблем, связанных с уточнением её предмета, категорий, терминологическогоаппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей сдругими науками.[2, 79c]
Таким образом, 60-90-егг. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различнымиформами образования. Этот период так называемого образовательного взрыва. Такоестало возможным потому, что автоматы придя га смену механическим машинам,изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопросо работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственнойдеятельности функции умственного и физического, распорядительского иисполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию иорганизационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условиемвоспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющей образовательной подготовки,фактически лишен возможности получить профессию.
Выделение образования вспецифическую отрасль духовного производства, следовательно, отвечалоисторическим условиям и имело прогрессивное значение.
Заключение
В современных условияхпедагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека навсех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:
1) современная системаобразования и воспитания касается практически всех людей;
2) во многих странахсоздана система непрерывного образования человека;
3) она включает в себявсе звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсовповышения квалификации. Спектор ответвлений «педагогик» расширился только вконце XIX и начале XX века.
Сегодня активноразвиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых,история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.
Поскольку объектомобучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукамо человеке, она занимает определенное место в системах человекознания игуманитарных наук.
Списоклитературы
1. Бордовская Н.В., Педагогика. — CПб.: Питер, 2000.-401с
2. Латынина Д.Н. История педагогики.Воспитание и образование в России. — М.: ИД Форум,2008.-315с
3. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии ифункции научной педагогики /Педагогика. 2001. № 6.
4. Сластенин В.А. Педагогика. М.:Школа-Пресс, 2009-512с
5. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.:Высшая школа, 2000.-356с