Саморазвитие личности педагога
Содержание
Введение
1. Саморазвитие будущихпедагогов
2.Профессионализм и саморазвитие личности педагога
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В условиях модернизации образования особуюзначимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов,конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своейпрофессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущегоспециалиста на профессиональное саморазвитие. Для обучающегося важно осознаниетого, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеетхорошую профессиональную подготовку, владеет навыками саморазвития какличностного, так и профессионального; навыками самостоятельной работы иобщения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, бытьмобильным специалистом. В этой связи встает проблемасовершенствования теоретической и практической подготовки социальных педагогов,способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптациеймолодежи к современным реалиям жизни в обществе. Профессиональноесаморазвитие педагогов предполагает наличие у них сформированнойпрофессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности,способности к осуществлению профессионального саморазвития и развитостьрефлексивных умений. Анализ программных документов, определяющих содержание профессиональнойподготовки будущего социального педагога, свидетельствует о том, что в них не толькоотсутствует четко выраженная направленность на профессиональное саморазвитие,но и недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессиональногосаморазвития студента в течение всего периода обучения в вузе. Проблемапрофессионального саморазвития педагогов не была предметом специальногоисследования, однако в философии, психологии и педагогике накоплен определенныйопыт для более глубокого ее изучения.
1.Саморазвитие будущих педагогов
Современный педагогический процесс — явлениемногогранное, отражающее сложности и противоречия социальной и культурнойжизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решениюпривычными способами.
Основная идея проблемы профессиональногосаморазвития — это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтомучеловек изучается с позиций его соответствия профессии и успешностидеятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результатеединства как профессионального, так и личностного развития. Изучение человека втечение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в немкачеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока этадеятельность продолжается. Прослеживая особенности саморазвития личности каксубъекта деятельности, можно выделить значение профессиональной деятельностикак оптимального условия его творческого саморазвития [2; 308].
Личностный результат профессионального развитиячеловека, несомненно, шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта— знаний, умений, навыков. Известно, что эффект изменения отношений отличаетсяот целей и результатов труда. Он обнаруживается в динамике образа «я»,самооценок, личностных целей, осознаваемых трудностей, в изменении средствмышления и способов деятельности.
Изучение собственно личностного содержанияпрофессионального развития личности необходимо для разработки специальныхпсихологических технологий управления профессионально-значимым саморазвитиемспециалистов.
Для человека профессия — это источниксуществования и средство личностной самореализации. Характеризуя видыпрофессиональной компетентности, А. К. Маркова [4; 103] раскрываетиндивидуальную компетентность, выделяя такую сторону труда, как целостноепрофессиональное саморазвитие, содержательными характеристиками которогоявляются: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала;постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей,интериальность, самопроектирование, построение собственной стратегиипрофессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни идр.
В условиях утверждения нового типа социально-культурногонаследования и пересмотра концептуальной системы взглядов на профессиональноеобучение в высшей школе [4; 105] актуальной становится проблема выявленияпсихолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию,самосовершенствование и саморазвитие студентов.
Цели обучения в вузе все чаще интерпретируютсякак формирование у студентов умения самостоятельно «добывать»профессиональные знания, овладевать «способами деятельности через усвоениеобобщенных характеристик усваиваемого материала», обобщеннымипредставлениями о познавательной деятельности как целостной системе. Педагогикавысшей школы в последнее время акцентирует внимание на разработке средствинтенсификации профессионального развития человека в условиях, «имитирующих»его будущую профессиональную деятельность (А.А.Вербицкий, Г.Н.Ильина и др.) — Однако «представление о саморазвитии как необходимом условии формированияпрофессионально значимых личностных качеств», обеспечивающих «динамическуюадаптацию профессионала к изменяющимся требованиям социальной среды идеятельности, остается довольно общим» [5; 172].
Значимость саморазвития личности определяетсяее регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно наоснове учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающейдействительности. В его сферу включается также отношение к себе как к субъектусоциальных отношений и как личности в целом. Степень зрелости выражается вспособности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор всложных ситуациях. Известно, что человек, выбирающий профессию самостоятельно,на основе сформировавшейся системы отношений и ценностей, исходя из социальныхтребований, быстрее и легче адаптируется к условиям работы, испытываетудовлетворенность своей деятельностью. В этой связи проблема профессиональногосаморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогикивысшей школы. Чаще всего проблема саморазвития включается в общий круг проблемсаморегуляции личности (А.Г.Ковалев, И.Н.Семенов) или в круг вопросовсамовоспитания (Л.И.Рувинский), исследована проблема готовности кпрофессиональному саморазвитию студентов технического вуза (Г.Н.Ильина). Однаков целом эффективная система профессионального саморазвития студента остаетсяделом будущего педагогики высшей школы.
Личностное саморазвитие студента и связанное сним саморазвитие педагога является важнейшим фактором, условием, средством икритерием гуманизации педагогического процесса образовательного учреждения. Впедагогическом вузе особую роль инструмента профессионального образованияиграет все то, что создает духовно-нравственную атмосферу вуза: характервзаимоотношений в студенческой среде, стиль педагогического общения ивзаимодействия в обучении, в совместной научно-исследовательской и иной творческойдеятельности, неформальное общение преподавателей со студентами. И если в вузевсеми его субъектами старательно удерживается духовность всех этих отношений,то это и выступает определяющим фактором актуальноголичностно-профессионального саморазвития и студентов, и преподавателей.
Активное личностное саморазвитие субъектовобразовательного процесса выступает в этом случае критерием развитостипедагогического вуза как образовательного учреждения.
Профессиональноесаморазвитие педагога представляет собой целостный, разворачивающийся вовремени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процессцеленаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению,сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путейи средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированиюиндивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогающийосмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности,являющийся средством самопознания и самосовершенствования.
Подготовка будущихпедагогов к профессиональному саморазвитию осуществляется при созданииопределенных внешних и внутренних условий. Ведущим внешним условием выступает осуществлениепроцесса подготовки к профессиональному саморазвитию на основе четкоразработанной программы, включающей в себя целевой (профессиональноесаморазвитие студентов, способствующее созданию индивидуального стиляпрофессиональной деятельности и являющееся средством самопознания ипрофессионального самосовершенствования), содержательный (формирование системыпрофессиональных знаний, лежащих в основе профессионального саморазвитиябудущих педагогов, и практических умений, необходимых для его осуществления),организационно-деятельностный (формы, методы и средства профессиональнойподготовки, направленные на повышение уровня готовности студентов кпрофессиональному саморазвитию) и диагностический (диагностический комплекс,позволяющий замерять уровень готовности студентов к профессиональномусаморазвитию и отражать повышение данного уровня в результате примененияавторской программы) компоненты. Внутренним условием выступает формированиеготовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию.
Критериями готовностибудущих педагогов к профессиональному саморазвитию являются: профессиональнаянаправленность личности, способность к осуществлению профессиональногосаморазвития, развитость рефлексивных умений. Показателями готовности кпрофессиональному саморазвитию выступают: потребность в профессиональном саморазвитии;объем знаний и умений в области профессионального саморазвития; потребность впрофессиональных знаниях, умениях и навыках; умения проектировать иосуществлять собственное профессиональное саморазвитие; умение оценивать своидействия в процессе целенаправленного профессионального саморазвития; умениеосуществлять корректировку профессионального саморазвития.
2. Профессионализм и саморазвитиеличности педагога
Ученые, занимающиеся проблемамиобразования, обращают внимание на многосторонность этого феномена, что былорассмотрено ранее (образование как ценность, как система, как процесс, какрезультат). Совершенно очевидно, что реализация всех этих аспектов образованиясвязана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствованияи повышения уровня профессионализма.
Что такое профессиональноестановление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется дляэффективного продвижения по профессиональной лестнице?
Ответы на эти вопросы волнуютмногих молодых специалистов, получивших диплом об окончании вуза. Но немногиеиз них задумываются, что начало карьеры любого специалиста закладывается еще впериод обучения. И от того, насколько грамотно поведет себя беспечный студент,напрямую зависит его будущая успешность.
Результатом профессиональногостановления любого субъекта деятельности является его профессиональноемастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области,а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Профессиональное мастерствопроявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего,профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером,оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенини др.).
В педагогической энциклопедиипонятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое ипостоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли емунаучиться специально? Или способность к творчеству — удел избранных?Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческиеспособности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.
Ни для кого не секрет, что втечение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор,сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любаяработа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, которыйдолжен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навыксамообразования. Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д. Ушинский,учитель живет до тех пор, пока учится [3; 227].
Давайте разберемся, что же этотакое — самообразование?
Самообразование можно рассматриватьв двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — каксамонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «созданиесебя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второезначение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данномслучае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивнойдеятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути,обретением собственного голоса.
Каковы функции самообразования?
М. Князева [3; 59] выделяетнесколько таких функций:
1) экстенсивная — накопление,приобретение новых знаний;
2) ориентировочная — определениесебя в Культуре и своего места в обществе;
3) компенсаторная — преодолениенедостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своемобразовании;
4) саморазвития — совершенствованиеличной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5) методологическая — преодолениепрофессиональной узости, достраивание картины мира;
6) коммуникативная — установлениесвязей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7) сотворческая — сопутствие,содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8) омолаживания — преодолениеинерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции(чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться отположения учащего и переходить на положение учащегося);
9) психологическая (и дажепсихотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности кширокому фронту интеллектуального движения человечества;
10) геронтологическая — поддержаниесвязей с миром и через них — жизнеспособности организма.
Таким образом, самообразование —необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека,занятие, которое сопутствует ему всегда.
В современной культурной ситуациисамообразование может предопределять социокультурную независимость исамостоятельность личности. Поскольку феномен самообразования порожден кризисоммировой образовательной системы, именно оно и прокладывает путь к выходу изэтого тупика.
Самообразование ценно не как узкое «набирание»знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободноедвижение в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное,многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальноебытие человека в знании.
Рассматривая самообразование каквид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем кускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую системунаправленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовногоЯ.
Особо отметим, что одной изсоставляющих любого творчества являются понимание и оценка культуры, движение вконтексте тех культурологических процессов, которые происходят в современномобществе. Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения иуточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Выверениеидеологии своей жизни и деятельности — эта составляющая линия в самообразованиипоистине постоянна и одинаково важна для каждого человека, для любого возраста.
Выстраивается цепочка: образованиесебя средствами культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своейличности. Но как стать Личностью? Как создать себя?
По всей видимости, для того чтобыполучить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужноуметь управлять собственным развитием.
Что это значит? Прежде всего, этоозначает умение взять на себя личную ответственность за собственную жизнь.Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них,и ваше развитие замедляется.
Совершенно необходимо выстроитьсвою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именноваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию какспособ достижения желаемой цели.
Образовательная траектория —возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь,удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избраннойобласти, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетомсформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценкивозможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыкамисамоорганизации и саморегуляции.
В самоорганизации личностипроявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности.Как отмечает Н.Р.Битянова, саморегуляция — это процесс произвольного управлениясвоим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов,овладение своим поведением, переработка негативных переживаний. Управлениесвоим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельностьсамовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я иидеального образа себя в будущем.
Иными словами, для того чтобыдобиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать своидостоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутреннийстержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностноеразвитие.
По К. Юнгу, каждый индивидуумобладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация —это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятиемличностного роста.
Что же понимают под личностнымростом психологи?
К. Юнг считал, что личностный рост— это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности.
Автор индивидуальной психологии А.Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самомсебе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социальнополезному развитию.
Один из основателей гуманистическогонаправления в психологии А. Маслоу рассматривал личностный рост какпоследовательное удовлетворение «высших» потребностей на основаниидостигнутых базовых. Расти, по Маслоу, это значит не оставаться впотенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас.Личностный рост не заключается в единичном достижении это особое взаимоотношениес миром и самим собой.
Психолог-гуманист К. Роджерссчитал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлениистановиться все более компетентным и способным настолько, насколько этовозможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и «самость».
Виктор Франкл, создательлоготерапии и экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развитияличности выделял стремление человека к поиску и реализации собственного смыслажизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смыслажизни данной личностью в данный момент.
Таким образом, личностный рост — этокачественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненныеотношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как кпрошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественныхизменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может бытьчревата наступлением застоя и началом деградации личности.
С точки зрения деятельностногоподхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессеуспешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.
Иными словами, чем большего выдостигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь какличность.
Профессия педагога имеет своюспецифику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность являетсямощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, темуспешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогическойпрофессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.
Что же такое профессионализм?
Профессионализм — степень овладенияиндивидом профессиональными навыками, а профессионал — индивид, основноезанятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющийсоответствующую подготовку и квалификацию.
Профессионализм как психологическоеи личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями,навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решенияпрофессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудныхситуаций деятельности.
Таким образом, саморазвитие — эторезультат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений инавыков.
Призванием становится интерес,помноженный на труд, — писал В. А. Сухомлинский.
Как замечает Н. Битянова, настоящийглубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение иммногими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий толькоодной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если этадеятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя иневозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своимсодержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретнойдеятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, новажнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательноявляется и мощное развитие у человека общих способностей, и превращениеобщечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственнуювоспитанность его личности.
Помимо этого важную роль вобретении профессионализма играют и другие условия:
личное отношение к профессии;
понимание своих личных ограниченийи ресурсов профессиональной деятельности;
личный опыт жизни в целом, а непрофессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);
особенности индивидуального видениясредств деятельности (являются основным содержанием формирования личностиспециалиста);
проблемные ситуации, цели и методыпрофессиональной деятельности;
методологические установки и нормыпрофессионального мышления (возникают в сознании человека в результате рефлексивногоосвоения им профессиональной деятельности).
Наряду с этими процессамипоявляется субъективная позиция и новый тип освоения деятельности — отношение кней. Тем самым формируется индивидуальная профессиональная картина мира —новообразование в структуре профессии и активное к ней отношение. Все этонапрямую связано с понятием самосознания, т. е. осознанием и оценкой человекомсамого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, какличности.
Специфика профессиональногопедагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает изличностного самосознания, так как педагог в процессе выполнения своейпрофессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсовдругим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с этими другими иопределяет тот образ педагогической деятельности, на который ориентируетсяпедагог.
Профессиональное самосознание содержит представлениепрофессионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Структурупрофессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующимиположениями:
1) сознание своей принадлежности копределенной профессиональной общности;
2) знание, мнение о степени своегосоответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системепрофессиональных ролей;
3) знание человека о степени егопризнания в профессиональной группе;
4) знание о своих сильных и слабыхсторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
5) представление о себе и своейработе в будущем (Е. А. Климов).
Педагогическое самосознание тесносвязано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой техпроцессов, которые происходят в нем.
В профессиональном становленииможно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное(внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном планевлечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение вовнешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий своюпрофессиональную деятельность, получает признание в обществе.
Рассмотрим, как происходит формированиепрофессионализма в личностном плане. Е. И. Рогов выделил здесь три направления:
изменение всей системыдеятельности, ее функций и иерархического строения (в ходе выработкисоответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькампрофессионального мастерства, развивается специфическая система способоввыполнения деятельности — формируется личностный стиль деятельности);
изменение личности субъекта,проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формахобщения), так и в формировании элементов профессионального самосознания(профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевойсферы), что в более широком плане может рассматриваться как становлениепрофессионального мировоззрения;
изменение соответствующихкомпонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (этопроявляется: в когнитивной сфере — в уровне информированности об объекте,степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере — в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним иудовлетворенности от этого несмотря на трудности; в практической сфере — восознании своих реальных возможностей влияния на объект).
В результате установка субъектавоздействовать на объект заменяется потребностью во взаимодействии, чтопозволяет говорить о становлении профессиональной культуры.
Профессионализм имеет широкийспектр проявлений — от дилетантства (т. е. поверхностных профессиональныхзнаний, умений и навыков) до формирования жестких профессиональных стереотипов(иногда вплоть до профессиональной деформации личности).
Какие факторы оказываютпреимущественное влияние на профессиональное становление?
Естественно, прежде всего этоличностные особенности и желание развиваться.
Если исходить из идеи субъектности,признавая человека творцом собственной жизни, то одной из характеристиксубъекта выступает активность. В данном случае мы говорим об активности какосознанном и управляемом процессе, а не об импульсивных действиях.
По мнению психологов, социальнаяактивность представляет собой показатель того, насколько и как индивидиспользует свои возможности. Как пишет Е. И. Рогов, одним из важнейшихпризнаков общественной активности личности является свободное волеизъявлениечеловека, самодеятельность личности и ее способность ставить цель, предвидетьрезультаты деятельности и регулировать ее интенсивность.
Не менее значимым выступает факторсамой профессиональной деятельности, которая заставляет развивать определенныеличностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.Развитие этих качеств существенно влияет на самооценку педагога, которая, всвою очередь, выступает в качестве одного из показателей личностной активности.
Далее отметим и способ вхождения впрофессию. От того, каким образом человек начал свою профессиональнуюдеятельность, насколько отличались его ценностные установки от ценностныхустановок той среды, в которой он оказался в начале освоения профессии, зависити качество его становления в дальнейшем.
Еще один фактор, который можноназвать существенным, — это длительность пребывания в профессиональнойдеятельности, т. е. стаж. Не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровняпрофессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человекоказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться.Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с ихсоциальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становлениеих личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастуюспособствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.
Существуют и негативные факторы,осложняющие процесс профессионального становления педагога. Прежде всего ктаким факторам относятся кризисы. Р. А. Ахмеров выделил некоторые из них.
Кризис нереализованности. Человекначинает думать: «Моя жизненная программа не выполнена», «Жизньне удалась», «Не повезло». Он не видит свои достижения и успехиили недооценивает их и в своем прошлом не усматривает существенных событий,полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.
Кризис опустошенности. Возникает,когда в настоящей жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие отпрошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» ине способен на осуществление задуманного.
Кризис бесперспективности.Возникает, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представленыпотенциальные связи событий, планы, мечты о будущем. Человек, обладаяактивностью, имея определенные достижения и ценные личные качества, все жезатрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путейсамоопределения, самосовершенствования.
В тяжелых случаях эти кризисы могутсочетаться в разных вариантах («опустошенность + бесперспективность»,«нереализованность + опустошенность»). Каждый человек переживает ихпо-своему. Но если педагог подготовлен к кризисам, знает об их существовании,ему легче с ними справиться или помочь в преодолении их другим людям.
Перейдем ко второй, внешней,стороне профессионального роста педагога и рассмотрим факторы, влияющие нанего. В общих чертах их можно разделить на три группы.
Прежде всего это индивидуальныеособенности человека.
Каждый из нас обладает определеннымнабором свойств, которые либо обусловлены биологически, либо приобретаются впроцессе обучения и воспитания. Склонность к той или иной деятельности, а такжекачества, необходимые для ее осуществления, — вот что зачастую являетсяопределяющим для получения эффективного результата. Иногда человек делаетошибочный выбор, недооценивая или переоценивая свои способности, и убеждается вневерности пути только тогда, когда сталкивается с чередой неудач.
Следующий фактор — потребностьобщества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий иопределенного уровня квалификации. Не секрет, что с развитием рыночнойэкономики значительно выросла актуальность когда-то «непрестижных»специальностей (финансистов, экономистов, бухгалтеров) и многие молодые людикинулись получать именно такое образование. Но уже сегодня спрос на этукатегорию работников постепенно падает, рынок наполнен, и через несколько летвостребованность их будет существенно ниже, чем рассчитывали бывшиеабитуриенты. Поэтому, планируя свою профессиональную самореализацию, необходимовнимательно изучить статистику и данные социологических исследований: ни вкакой другой сфере следование моде не может привести к таким дорогостоящимпоследствиям, как в выборе профессии; платье можно поменять, а вот дело жизни —не всегда.
Кстати, современная ситуация нарынке образования характеризуется небывалым спросом на образовательные услуги.Естественно, что в новых социально-экономических условиях многим людям пришлоськардинально менять сферу деятельности, получать новые специальности, учитьсяновым технологиям. Все это требует значительного увеличения количества учебныхзаведений, а значит, и преподавателей. Кроме того, для сегодняшнегообразованного человека недостаточно узкоспециальных знаний. Как правило, дляповышения профессионального авторитета требуется масса новых умений (владениекомпьютерными технологиями обучения, умение обращаться с оргтехникой и т.д.).Поэтому именно педагогическая деятельность может быть самой актуальной вближайшие годы.
И, наконец, третий фактор —близлежащие возможности. К ним относятся те ресурсы, которыми обладает человекпри выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе от членов семьи,возможность протекции, расположение образовательного учреждения вблизи от местажительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретногоучебного заведения, материальное положение и т.д. Иногда этот фактор при выборепрофессионально-образовательной стратегии оказывается самым значимым, чтонакладывает отпечаток на весь характер профессионального становления в целом.
Теперь рассмотрим все этапы,которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении.
В настоящее время в науке нетобщепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым.
Оптант (или фаза оптанта, оптации). Этапвыбора профессии.
Адепт (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путьприверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированномучебном заведении: вузе, училище и т.д.).
Адаптант (или фаза адаптации, привыканиямолодого специалиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонкостиработы. Деятельность педагога связана со множеством непредвиденных ситуаций(хотя их типы в общем-то ограниченны), для разрешения которых требуетсяопределенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3—5 лет.
Интернет (или фаза интернала). Это опытныйработник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основнымипрофессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутрипрофессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании.
Мастер (или фаза мастерства). Работниквыделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом,широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрелсвой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильнохороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
Авторитет (или фаза авторитета). Это мастерсвоего дела, известный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, намежотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи онрешает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать своюработу, окружить себя помощниками.
Наставник (или фаза наставничества).Авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей,учеников. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполненаосмысленной перспективой.
Если немного укрупнитьпредставленные этапы, то они могут выглядеть так:
довузовский этап;
вузовский;
послевузовский.
Первый этап — довузовский.
Предположим, что вы выбралипрофессию при доминировании какого-то одного из указанных выше факторов. Какэто отразится на вашем продвижении в профессии?
Если вы полагались в основном насвои индивидуальные особенности и предпочтения, знаете, на что вы способны, —считайте, что дальнейшее профессиональное становление пойдет у вас болееинтенсивно. Ведь именно заинтересованный человек может легче освоитьпривлекательную для него деятельность.
Если вы ориентировались в основномна потребности общества, то вам надо не только овладеть знаниями в определеннойобласти, но и выработать в себе некоторые качества, необходимые для будущейработы, которыми вы, возможно, не обладаете.
В случае если вы поступили в тотили иной вуз, пойдя по пути наименьшего сопротивления, тогда вам придется в егостенах всерьез задуматься, где же можно применить те знания, которые выполучили авансом, «про запас».
Таким образом, преимущественноеположение имеют те студенты, которые сделали свой выбор осознанно, с учетоминдивидуальных склонностей, — их профессиональное становление будет болеекачественным.
Второй этап — вузовский.
Его мы рассмотрим более подробнодалее, в специальном параграфе этой главы, так как он имеет огромное значениедля всей последующей профессиональной деятельности человека.
Третий этап — послевузовский.
Динамика профессиональногостановления специалиста в послевузовский период включает три стадии:
адаптация к профессии, во времякоторой происходят интериоризация и ассимиляция нормативно-ценностногопрофессионального плана;
индивидуализация, которая можетиметь конструктивную или деструктивную тенденцию;
интеграция, на уровне которойобозначаются различия в плане субъектной включенности в профессию, чтовыражается в характере педагогического творчества и степени инновационностидеятельности конкретного специалиста.
По мнению ученых, самый тяжелыйпериод на данном этапе — период адаптации.
Трудности профессиональнойадаптации связаны с ограниченным видением сферы и путей профессиональнойсамореализации. Отмечается, что для преодоления этих трудностей необходимыспециально организованная работа по осознанию личного отношения к профессии ипринятие профессионального выбора через самопринятие.
педагогический профессиональный самообразование адаптация
Заключение
Важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса ввысших учебных заведениях должно стать обеспечение процесса саморазвитиястудентов. Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного инеобратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных исоциальных способностей и возможностей, своих физических, психических идуховных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостнойличности. Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированнойдеятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащениюиндивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннемуобразу «Я» и актуальным социальным ожиданиям. Под саморазвитиемпонимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такогоизменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» иопирается на них.
Основная идея проблемы профессионального саморазвития – этоидея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек вбольшинстве исследований изучается с позиций его соответствия профессии иуспешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно лишь врезультате единства личностного развития и развития профессионализма.
Содержательными характеристиками профессиональногосаморазвития являются: профессиональное самосознание, принятие себя какпрофессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональныхспособностей; самопроектирование, построение собственной стратегиипрофессионального роста, своей профессиональной деятельности и ее реализации идр.
В результате анализа различных концепций профессиональногосаморазвития мы выделили два подхода к определению его сущности. Первый подходсвязан с развитием и саморазвитием личности, а второй — с «вписыванием» человекав ту или иную систему профессиональной деятельности. Объединяющим данныеподходы к профессиональному саморазвитию является положение о взаимном влияниииндивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об «этапности»процесса, о зависимости личностного развития и профессионального становления.
Таким образом, под профессиональным саморазвитием мыпонимаем многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс,способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности,помогающий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийсясредством самосовершенствования и становления профессионала.
Список использованной литературы
1. Власова, Е.А.История становления проблемы процесса саморазвития. – М.: Фолио, 2007
2. Маркова О.И.Профессиональное саморазвитие педагога. – К.: Вища школа, 2004
3. Вакуленко І.В. Педагогіка: навч. Посібник. – Д.: БАО, 2005
4. Педагогика:учеб. пособие для студентов. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Л.Н. Смотрова, Е.А.Власова. — М.: МГУ,2006
5. РозумовськийО.М. Професіоналізм та майстерність вчителя. – К.: Либідь, 2001