/>Содержание
Введение
1 Понятие социальной адаптации
2 Особенности адаптации детей кдошкольному учреждению
3 Социальная адаптация ребенка к школе
Заключение
Библиографический список
Введение
В современнойнауке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всехуровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическимобразованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в областифилософии, биологии, социологии, психологии и педагогики.
В философскихи социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова,К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптацияпредставлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения еенорм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.
Следуетотметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивныесвойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособленияличности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления ипедагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поисксредств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантовадаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей имолодежи.
Цель даннойработы – изучить социальную адаптацию ребенка.
Данная цельраскрывается посредством решения следующих задач:
1. Датьпонятие социальной адаптации.
2. Проанализироватьособенностиадаптации детей к дошкольному учреждению.
3. Рассмотретьособенности социальной адаптации ребенка к школе.
Структураработы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическимсписком, что соответствует поставленным цели и задачам.1 Понятие социальной адаптации
Поступление вдошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определеннымипсихологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малышпереходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда,которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиямисемьи.
Особенностямидошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребываниедовольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможностьперекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольныеучреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит кболее быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.
Во-вторых,определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковываютиндивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести котрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условиятребуют соответствующих этим условиям форм поведения.
Способностьлюдей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условийполучила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означаетприспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдатькак в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту вопределенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к тойили иной среде обитания — рыбы живут в воде, птицы — в воздухе, а человек,кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (чтоопределяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностьюприспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональнаясистема адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции.В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.
Итак,свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существованияорганизма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, какговорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическаяадаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет вгору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системыначинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требуетусиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженнаяадаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационныхмеханизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровнюфизиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностямданной ситуации.
Припревышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работатьв неблагоприятных режимах — это форма патологической адаптации. Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стрессавозникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. Взависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса,различают болевой стресс, психический или эмоциональный.[1]
Как жеформируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденноекачество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка —яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного квнеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основныхсистем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны кмоменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационныхмеханизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовностии достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмовпродолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда летпостнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенкаформируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребеноковладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно сформированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесносвязано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейнойсреды.
Итак, когдаребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основныепараметры среды — материальная обстановка (интерьер группы), встреча снезнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадениеприемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. 2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению
Детипо-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоциональногонапряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкуюадаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряженияв виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него впервое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон иаппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят втечение первого месяца после поступления.
При адаптациисредней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно,па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание,которое длится 7—10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самым нежелательнымпроявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется оченьдлительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двухвариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями —отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащиес преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются скакой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараютсяспрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя ит. д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативноеотношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни,сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием.[2]
Проведенныеисследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали,что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога.При аналогичных стрессовых ситуациях — переход из яслей в детский сад,поступление в школу — дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. Вслучаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу.[3]
Оба вариантатяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояниездоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелойадаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Тяжестьадаптации зависит от нескольких факторов:
1. Состояниездоровья и уровень развития ребенка.
2. Возрастребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизнидети в возрасте от 10—11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудноуберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, послеполутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовоевлияние.
3. Факторыбиологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятсятоксикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах,заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частыезаболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказываютвлияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального планаимеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка ивыражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим,соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильнойорганизацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникаютэлементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируютсяте навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например,ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, игратьс игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).
Такой ребенокгораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него неминуемовозникает состояние эмоционального стресса и как следствие — либо заболевание,либо проявление тяжелой адаптации.
4. Уровеньтренированности адаптационных возможностей в социальном плане. Такая возможностьне формируется сама но себе. Это качество требует определенной тренировки,которая усложняется с возрастом, но не должна превышать возрастныхвозможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояниестресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно собщей социализацией ребенка с развитием его психики. Даже если ребенок непоступает в дошкольное учреждение, его надо нее равно ставить (опять-таки всоответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надоменять свои формы поведения. Эго вначале проявляется в мелочах (нельзя кричатьна улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, вчем-то поступаясь своими интересами и т. и.), но именно на таких мелочахформируются те качества, которые мы объединяем термином «социальная зрелость»,включая сюда и возможности к социальной адаптации.[4]
Легкаяадаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, здоровых, с хорошимфизическим и нервно-психическим распитием, имеющих дома оптимальныевоспитательные воздействия и поступающих в дошкольное учреждение после полуторалет жизни.
Адаптация потипу средней тяжести наблюдается либо у здоровых детей ил хороших условийразвития, но поступающих и дошкольное учреждение и наименее благоприятномвозрасте (от 1.0—II до 13—15 месяцев жизни), либо у детей любого возраста, поимевших дефекты воспитания в семье или неблагополучие в биологическом анамнезе.
Тяжелаяадаптация (частые повторные заболевания) обычно встречается у детей,поступающих в дошкольное учреждение в возрасте 10—15 месяцев с неблагополучнымбиологическим анамнезом и некоторыми исходными отклонениями в состоянии здоровья.Тяжелая адаптация (длительное извращение поведенческих реакций, депрессии)наблюдается у детей старше полутора лет при неблагополучии и в биологическом, исоциальном анамнезе.
Такимобразом, неправильно было бы думать, что ребенка следует охранять от всякогопроявления социальной адаптации. Задача заключается не том, чтобыцеленаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка,без которых адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
3 Социальная адаптация ребенка к школе
Первый годобучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка.Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад егожизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играмприходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженногоумственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках иотносительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемаястатическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассниковтелевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводятк тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чемэто было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка,пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Емунужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнятьтребования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, дажес высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, ккоторой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многихпервоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как несформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваиватьшкольные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год,отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психическогоразвития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольнаярегуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
Как никогдаостро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научитьсявыполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненноперейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большейстепени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидетьза партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают сместа, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такиедети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них многодрачунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению кодноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, онинуждаются во врачебной помощи.[5]
Есть дети синой проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидетьвесь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно,отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениямучителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервнаясистема которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенкуиндивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют наподобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на урокекак можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают «отстающих». Вэтом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучшезнают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказатьучителю выход из создавшейся ситуации.
Многиепервоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать имэто. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой вшколу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важночувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудомвключаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. Апока пусть будет рядом любимая игрушка.
Как ужеговорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей,поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организмупервоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детейна усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость,нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудностипсихологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательноеотношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях ивозможностях.
Описанныевыше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения вшколе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьнымшоком», «школьным стрессом».
Дело в том,что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты.Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определеннымвозрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важныекризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, отсеми до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходятсущественные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения вработе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводитк появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость,раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые детиначинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходятзначительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство,непокорность), неадекватные изменения в самооценке («Дома я хороший. А в школе– плохой», или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.[6]
Это надопонимать, прежде всего, родителям и не только замечать изменения в поведенииребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать,чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность,неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоитзадуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства — необходимая в жизни настойчивость, из капризов — гибкость переживания, изпотребности в похвале — желание понравиться людям и заслужить их хорошуюоценку.
Такимобразом, поступление в школу — это серьезный шаг от беззаботного детства квозрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогаетпериод адаптации к школьному обучению.
Заключение
Адаптация –это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, илипостоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активныйпроцесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде.Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаютсянесбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматическикомпенсирует дисбаланс тем или иным способом.
Впсихологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупностьособенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизнив определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различаютсоциальную адаптацию.
Главнымпедагогическим условием успешной адаптации ребёнка к условиям воспитания вдетском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. Сэтой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а такжевоспитатель узнаёт об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальныхособенностях, привычках.
Поступлениеребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую емупредстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения,новых понятий, требований. Поступление ребенка в школу, это новый этап в егожизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломныймомент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований.
Итак,социальная адаптация ребенка связана, прежде всего, с рождением, когда онпопадает в социум и начинает адаптироваться в нем, затем важными периодамисоциальной адаптации становятся поступление в дошкольное учреждение и школу.
Библиографический список
1. Мардахаев,Л.В. Словарьпо социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- 470с.
2. Ослон,В.Н.Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология.– 2006. — №1. – С. 30 – 35.
3. Платонова,Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. – СПб.: Питер, 2007.- 390с.
4. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан //Вестник СПбГУ.- №20.- С. 74-79.
5. Терновская,М.Ф. Педагогические основы адаптации детей — социальных сирот в системепатронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.- 520с.