СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Образование как система и процесс
2. Модели образования
3. Способы конструирования иструктурирования содержания образования
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие образования — весьма сложное имногоаспектное. В самом общем определении образование — это процесс и результат усвоения человекомсистематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства,формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человекомможно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами,определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений,располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученноек возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, крометого, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получилиблагородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятиеобразования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения,но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций всепроисходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности иобщении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека вважнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальномплане) понимается следующее.
Образование — это общественное организуемый инормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующимипоколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическомплане становление личности в соответствии в генетической программой и социализациейличности.
В своем структурномсрезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединыйпроцесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитаниекачеств поведения, физическое и умственное развитие.
1. ОБРАЗОВАНИЕ КАКСИСТЕМА И ПРОЦЕСС
Образование как системапредставляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус,— это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего ипослевузовского дополнительного образования.
Содержательно понятие«школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы илиздание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протяжениидлительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет многозначений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имеярелигиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражалообъединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения душии духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости впроцессе познания мира. В связи с этим о школе говорили больше как о том илиином направлении или течении в науке, искусстве, литературе,общественно-политической мысли и т.п., обладающем характерными свойствами,методами, приемами, представленном группой учеников и последователейкакого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям илиманере — например, «ананьевская школа психологов», «Строгановская школаиконописи». Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру городаили целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определённыхстилистических и хронологических границах — «болонская школа» или «фламандскоеискусство». На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особоорганизованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой,и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны«Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа»,«Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа»,«Спортивная школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т.д.
Точно так же и содержаниепонятия «Университет» (или лат. Alma Mater — роднаямать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссияуниверситета издревле состояла в обучении молодого человека совокупности всехвидов знаний. С давних времен Alma Mater был очагоммудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал ипередавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные икультурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры.Исторически именно в университетах рождалось новое знание, формироваласьнаучная теория и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительногои животного мира, космоса, человека. В настоящее время слово «университет», также как и «школа», обладает общекультурным смыслом. (Достаточно вспомнитьназвание книги М.А. Горького «Мои университеты».) А сегодня в России известны«Гуманитарный университет», «Классический университет», «Педагогическийуниверситет», «Технический университет», «Технологический университет», «Медицинскийуниверситет» и другие, спектр которых постоянно пополняется.
2. МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрим несколькомоделей.
1. Модель образованиякак государственно-ведомственной организации. В этом случае система образованиярассматривается структурами государственной власти как самостоятельноенаправление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она поведомственному принципу с жестким централизованным определением целей,содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин врамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведенияоднозначно подчиняются и контролируются административными или специальнымиорганами.
2. Модель развивающегообразования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагаеторганизацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперациюдеятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такоепостроение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоевнаселения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательныезадачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование такжеполучает реальную возможность быть востребованным другими сферами — впрямую,без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфераобразования выступает в качестве звена социальной практики.
3. Традиционная модельобразования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Ра-вич, Ч. Финн и др.) — это модельсистематического академического образования как способа передачи молодомупоколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится восновном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образованиятрадиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколениюэлементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этимподразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей,способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранениюсоциального порядка. В соответствии с концепцией традиционализмаобразовательная система должна преимущественно решать задачу формированиябазовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейсякультурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти ксамостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга посравнению с освоенными.
4. Рационалистическаямодель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую егоорганизацию, которая, прежде всего, обеспечивает усвоение знаний, умений,навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующемуобществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только такихкультурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненновписываться в существующие общественные структуры. При этом любуюобразовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний,умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
В идеологии современнойрационалистической модели образования центральное место занимаетбихевиористская (от англ, behavior — поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят изсравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определенные знания,умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческийрепертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии ссоциальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистическоймодели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность,ответственность, индивидуальность, естественность и др. Таким образом,поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма инавязывают учителю негибкий и механический образ действий, что снижает егоценность. Идеалом в этом случае становится точное следование предписанномушаблону, и деятельность учителя превращается в натаскивание учащихся (например,на выполнение тестов). И вследствие этого такие проблемы, как творческийхарактер не только учения, но и преподавания, даже не обсуждаются.
5. Феноменологическаямодель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагаетперсональный характер обучения с учетом индивидуально-психологическихособенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам ипотребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на«образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое втом смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлиннойприроде человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, ане «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори.Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержкиуникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной имприродой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий дляреализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации, Сторонники данногонаправления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.
6. Неинституциональнаямодель образования (П. Гудман, И. Иллич. Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л.Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальныхинститутов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантноеобучение и др.
Основные элементыобразования как конкретного образовательного учреждения — это:
1) цели образования;
2) содержаниеобразования;
3) средства и способыполучения образования;
4) формы организацииобразовательного процесса;
5) реальныйобразовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
6) субъекты и объектыобразовательного процесса;
7) образовательная среда;
8) результат образования,то есть уровень образованности человека в данном учебном заведении.
Функционирование любойобразовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели — этосознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данноеобщество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целомв настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы отразличных условий: от характера общества, от государственной образовательнойполитики, от уровня развития культуры и всей системы просвещении и воспитания встране, от системы, главных ценностей.
Цели образовательнойсистемы — это конкретное описание программы развития человека средствамиобразования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений,которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде моделивыпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретногоучебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываютсякак социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека,желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересыи склонности. Целиобучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цели образованиясовременного человека как таковые и цели конкретного образовательногоучреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса,возрастных и Других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, целипоказывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогови учащихся.
Содержание понятия«образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можнопонимать как совокупность:
— системы знаний (оприроде, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
— опыта осуществленияизвестных для человека способов деятельности;
— опыта творческойдеятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности учеловека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
— опыта ценностногоотношения к миру.
Знания, усвоеннаяинформация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенныеспособы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающегомира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Онпредполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельноевидение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранееусвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческойдеятельности, не способен вмешаться в творческое преобразованиедействительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе негарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает безпотребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, тоотносительно независимой составляющей содержания образования оказывается опытэмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает илипреобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действийобучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями имотивами.
В образовательномучреждении содержание образования — это содержание деятельности субъектовобразовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется вучебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплиныучебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждаяобразовательная программа содержательно находит свое отражение в учебниках иучебных пособиях.
3. СПОСОБЫКОНСТРУИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Есть несколько способовконструирования и структурирования содержания образования, которые на практикеопределяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч.Куписевич, В. Оконь). Первый способ — это линейное построение учебногоматериала. В такой структуре отдельные части учебного материала представленыпоследовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которыев совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая частьизучается только один раз. Второй способ, концентрический, используется, еслиодин и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержаниерасширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах вкурсе математики дается представление о многоугольниках, а при изучениигеометрии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. Кпроблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в, рамкахизучаемого курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представлениясодержания образования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которойученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с нейзнаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Такимобразом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработкеодних и тех же учебных тем и дополнение новых.
Четвертый — модульныйспособ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостнойединицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:
— ориентационное,методологическое (иногда его называют мировоззренческим);
— содержательно-описательное;
— операционально-деятельностное;
— контрольно-проверочное.
Способы полученияобразования в мировой и отечественной практике:
— успешное обучение вусловиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (илистудентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебногозаведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя формаобучения);
— индивидуальное обучениена дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других формотчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении(экстернат);
— дистантное (от англ, distanse — расстояние) обучение с помощью обучающихпрограмм на компьютере;
— заочная форма обученияс помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательногоучреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всемукурсу, зачетов и экзаменов.
Формы организацииобразовательного процесса:
— урок (35 или 45 минут)— основная форма обучения в школе;
— лекция (90 или 120минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;
— семинар — практическоезанятие всей учебной группы;
— лабораторный практикум— практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры,проведением эксперимента, опыта, исследования;
— учебная экскурсия наприроду, предприятие, в музей, на выставку и пр;
— групповые илииндивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам иливопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (ихродителей) в школе или студентов в вузе;
— иные формы организации.
В мировой практике вразные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собойнесколько систем обучения:
— классно-урочная;
— лекционно-практическая,курсовая;
— бригадно-групповая;
— индивидуальная;
— кабинетная;
— система интенсивного(ускоренного) обучения;
— системаполитехнического обучения (изучение основ наук и основ современного производствав их единстве);
— система разноуровневогообучения и др.
Система образования можетрассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области,края, республики), города и отдельного района, В этом случае говорят офедеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе.
Система образования вРоссии и других странах — открытая, непрерывно развивающаяся система, котораяобладает рядом особых свойств.
1. Система образованияэффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развитияобщества и человека в нем.
2. Система образованияориентирована на будущее. В тексте одной из реформ образования в Японии естьточное определение: «образование — столетнее растение».
3. Система образованияпостоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями,организационными формами, механизмами управления.
Наряду с традиционнымипроблемами обучения и воспитания молодого поколения перед современнымобразованием стоят глобальные проблемы — развитие планетарного мышления,воспитание человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готовогоцивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические,продовольственные и иные задачи.
Образование как процессотражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение еесостояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристикаобразования связана с процессом достижения цели, способами получениярезультата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организацииобучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степеньюсоответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессевзаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельностьобучаемого. Немаловажный фактор здесь — атмосфера и среда, в которой осуществляетсяобразовательный процесс: хорошие взаимоотношения между всеми субъектамиобразовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческихусилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимсяи вместе с тем рациональная и эффективная организация учения, созданиеатмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование ксамостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.
В России с 1917 года понастоящее время образование претерпело ряд изменений: от системы,обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системеобязательного начального образования, восьмилетнего и, наконец, обязательногосреднего образования и далее вплоть до реформ 1980-90 годов. С 1991 года вРоссии в рамках закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование,а с 1998 года Россия переходит к системе 12-летнего образования. В этот периодсистема школьного образования осуществлялась в рамках единообразной школы вовсех городах и селах Советского Союза. Образовательный процесс организовывалсяпо единым учебным планам и программам для реализации единых целей и задач. С1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы ипоявились новые образовательные системы — школы-лаборатории, центры творчества,дополнительные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим разныешколы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам, ставят ирешают разные образовательные задачи, предоставляют различные образовательныеуслуги, в том числе и платные.
Образовательный процессотражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:
— двусторонностьвзаимодействия педагога и ученика;
— направленность всегопроцесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
— единство содержательнойи процессуальной (технологической) сторон;
— взаимосвязь всехструктурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательныхзадач — результата образования;
— реализацию трехфункций: развития, обучения и воспитания человека.
Полноценноеинтеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результатреализации всех функций образовательного процесса в их единстве.
Современное образованиеразвивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация,многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация,информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования —это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса наразвитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов,основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление ихздоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального путиразвития.
Гуманитаризация — этоориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа,позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имячеловека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любыхпрофессий и специальностей. Дифференциация — это ориентация образовательныхучреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении иразвитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательногопроцесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами,например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделениеучебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений наэлитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениямив развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов дляотдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональнойориентацией и т. д.
Диверсификация — этоширокое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органовуправления.
Стандартизация — этоориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего государственногообразовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четкоопределенном объеме часов.
Многовариантностьозначает создание в образовательной системе условий выбора и предоставлениекаждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов ксамостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развитияальтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантностьпроявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровняобразованности, выбирать тип образовательного учреждения, а такжедифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностейучащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера ит. д.) и др.
Многоуровневость — этоорганизация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающеговозможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности,который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — этопериод, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности.Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностьюобразования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентированана три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень— базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года),третий уровень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата+ 2 года магистратуры).
Фундаментализация —усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человекак современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому исистемному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебногоплана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизацияобразования связана с широким и все более массовым использованиемвычислительной техники и информационных технологий в процессе обучениячеловека. Информатизация образования получила наибольшее распространение вовсем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью для системыобразования и относительной простотой в использовании разных видов современнойвидео-, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация — этоучет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формахвзаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает необразование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянногообразования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи сбыстро меняющимися условиями жизни в ее временном обществе.
Образовательный процессимеет диалектический характер. Поэтому развита образовательного процессавозможно как через разрешение противоречий, так эволюционным путем — черезсовершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главногопротиворечия образовательного процесса выступает противоречие между социальнымтребованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством итипом образования.
Основания для развитияобразования — это новые концепции и модели образования на уровне государстваили конкретного региона и отдельных образов тельных учреждений; новыегосударственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новыеисточники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки ипереподготовки специалистов для образов тельной сферы.
Развитие образованияможет быть предметом особых деятельностей, а именно:
— проектирования имоделирования новых образовательных учреждений;
— программированияуправленческих действий в сфере образования;
— прогнозированиякультурно-исторических и социальных последствий hobi образовательных реформ и инноваций всфере образования;
— сценированияскладывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образованияи воспитания молодого поколения.
Образование — процесс,управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагоговконкретной образовательной системы, а также частно и со стороны родителейучащихся. Однако формы и способы управления у них разные.
В процессе полученияобразования того или иного типа человек может достать определенного уровня икачества. Говоря об уровне образования, выделяются уровни начального, среднего,неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждаетсягосударственным документом — свидетельством окончании начальной или среднейшколы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом овысшем образовании.
Начальное образованиепредставляет фундамент, на котором основаны и последующие уровни образованиясовременного человека.
Среднее образование вРоссии в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеетпостоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-50 год10-летнего(1950-67 годы, 1970-91 годы), 11-летнего (1967-72 годы, 1991-98 годы) до12-летнего (1998 год). В других странах также меняются сроки получения полногосреднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Среднее образованиеявляется обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.
Начальный уровень высшегообразования в России, как и во многих других странах мира, можно получить вспециализированном колледже. Полное высшее образование человек получает толькопосле успешного окончания вуза. По закону «Об образовании» к высшим учебнымзаведениям в России относят институт, академию и университет.
Наряду с этим в Россиипосле окончания вуза возможно продолжение образования, получаемого вмагистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защитемагистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как приобучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательскойработе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретнойспециальности, известной из классификатора специальностей в России.
В оценке уровняобразованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности,функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. Приизучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием устудента вуза оценивается уровень образования в сфере гуманитарных исоциально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блокадисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. Врамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общегообразования, уровень бакалавриата и магистратуры.
Образованный человек —это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, свысоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформированомировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородноеи возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанностьчеловека. Еще Н. Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека,как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие«образованный человек» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и вразных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современныхусловиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграциимирового образовательного пространства формируется единое пониманиеобразованного человека для всех стран и континентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование можетрассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования,а также как звено социальной практики.
С позиции практики важнознать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного регионаи отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделяхобразования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах икачестве получения образования.
Цели и содержание каксистемообразующие любого вида и уровня образования определяются государственнойполитикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальномобразовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждойучебной дисциплины.
Основная формаорганизации образовательного процесса в школе — урок, в вузе — лекция и практическоезанятие.
Плодотворностьобразования определяется степенью реализации целей и образовательного стандарта,типом, качеством и уровнем образования.
Наука, объектом которойявляется образование, вычленяется в самостоятельное направление — эдукологию.
Наряду с образованием какцеленаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания вусловиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизнивключен в процесс самообразования.
В современных условияхразвития Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решениезадач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует отучащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития уних таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбыобщества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия,бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому иобщественному прогрессу и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Гершунский Б.С.Менталитет и образование. — М., 1996.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. — М.,1995.
3. Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). — М.,Российское педагогическое агентство, 1996.
4. Дидактика средней школы. — (под ред. М.Н. Скаткина). — М., 1982.
5. Леднев В.С. Содержаниеобразования. — М., 1989.
6. Теоретические основы содержанияобщего среднего образования (подред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера). — М., — 1983.
7. Куписевич. Основы общей дидактики.М., 1986.
8. Скаткин М.Н. Проблемы современнойдидактики. — Изд. 2-е, — М.,1984.