Содержание
Введение
Глава I. Теоретическоеобоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствамирусской народной сказки
1.1 Психолого-педагогическиеисследования в области развития образной речи старших дошкольников средствамирусской народной сказки
1.2 Особенности развитияобразной речи детей в старшем дошкольном возрасте
1.3 Русская народная сказкакак средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Описание и анализопытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речи старших дошкольниковсредствами русской народной сказки
2.1 Выявление исходногоуровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ системы занятийпо развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствамирусской народной сказки
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развитияобразной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народнойсказки
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Дошкольныйвозраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своегоразвития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическоеупотребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основойперестройки психических процессов, орудием мышления.
У детейстаршего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливаетсязначительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложныхпредложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическимошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связанос познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важныммоментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являетсяувеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Этосвидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Этидостижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить нетолько о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии такихкачеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Исследованияпсихологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов.Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детейразвивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания инравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средствахудожественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образнойстороны речи.
А.М.Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкинадоказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развитиясвязной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольномвозрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературногопроизведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающейсодержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно встаршем дошкольном возрасте.
В методикеразвития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященныхиспользованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М.Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русскойнародной сказки для развития образной речи детей.
В ходеэкспериментальной работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:
1) между тем, что в теории существует достаточно много исследованийпо проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полноймере используются в ДОУ;
2) между тем, что русская народная сказка является эффективнымсредством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этойцелью в ДОУ.
В связи сэтим возникает проблема: каковы возможности использования русской народнойсказки как средства развития образной речи детей.
Исходя изпроблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей русскойнародной сказки как средства развития образности речи детей старшегодошкольного возраста.
Объектомнашего исследования является процесс развития образной речи детей старшегодошкольного возраста.
Предметисследования: русская народная сказка, как средство развития образности речидетей старшего дошкольного возраста.
Гипотезаисследования: мы предполагаем, что система занятий по русской народной сказкебудет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возрастапри соблюдении ряда условий:
— отбораобразных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики,детского опыта;
— элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;
— активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельностидетей.
Цель,объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки ирешения следующих задач:
1) Изучитьтеоретические основы использования сказки в формировании образности речи детейстаршего дошкольного возраста;
2) выявитьособенности развития образной речи на основерусской народной сказки;
3)разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народнойсказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;
4) проследитьдинамику изменения уровня развития образной речи детей в процессеэкспериментальной работы.
В ходерешения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, анализкалендарных планов воспитателей, педагогический эксперимент.
Методологическойосновой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова,Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностейречи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Базаисследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ №53 в старшей группедетского сада.
Практическаязначимость исследования заключается в возможности использования полученныхданных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структураисследования: работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов),заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава I.Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольникомсредствами русской народной сказки
1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития образнойречи старших дошкольников средствами русской народной сказки
Культураречи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культурычеловека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевыхнавыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Подкультурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка,умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказыванияграмматически правильно, логично, точно, выразительно.
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя,звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связноговысказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенкатак значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики,грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность,содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателяречевой культуры, как образность [43;146].
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова,развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.
Идеи К.Д. Ушинского являются основополагающими в отечественнойпедагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей всознательное обладание сокровищами родного языка. Он говорил, что «Язык народа– лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей егодуховной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Усваиваяродной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже времяплоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Ребенок, развитиекоторого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шестьлет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке»[47;13].
Е.И. Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского,и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важностиобучения детей родному языку. Она писала, что «Язык есть удивительнейшее исовершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждениядолжны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа – основакультуры речи детей». Тихеева отмечает, что необходимо работать надвыразительностью речи [40;93].
Также проблема формирования выразительности детской речи нашлаотражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца. Эти вопросынаходятся также в центре внимания многих современных исследователей детскойречи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина,Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).
Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста врезультате целенаправленного педагогического воздействия могут не толькопонимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительныесредства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова,фразеологизмы.
О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматриваетразвитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря,точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использованияязыковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задачречевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса ибережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразныеязыковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [44].
В теориирусского языка образность речи принято понимать выразительно-изобразительныекачества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами(экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Р. Стаценкосчитает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносномзначении [36].
М.М.Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева,М.Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильноиспользовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение,олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко,точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системеречевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является нетолько достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемыхсловосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное)оформление связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждойречевой задачи с развитием образности речи [46].
Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речидетей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко,убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умениеинтонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать наслушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличиеэмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных,слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Ученыеназывают разные средства развития образной речи.
С.В.Савушкина исследовала развитие образной речи старших дошкольников в процессевосприятия произведений изобразительного творчества. Казакова среди эффективныхсредств развития выразительности речи называла речевые игры и упражнения,игровые ситуации [31].
Танинапредлагала развивать образность речи на основе художественной деятельностидошкольников [51].
C.C.Бухвостова придавала большое значение в развитии выразительности речи старшихдошкольников малым формам фольклора [7].
Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Т.Б. Филичева и др. однимиз наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию.Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально онтолько слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнокпроникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, собразом. [13, 3, 51]
Л.БФесюкова предлагает использовать для развития образной речи приемы ТРИЗ [49].
Одним изнаиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи[13,20,26,41,54,56] признают использование разных жанров литературы, устногонародного творчества, в особенности – русской народной сказки.
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этоми так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно,развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речиребенка.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь.Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средствародного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации егообразного мышления.
Через особую организацию, интонационную окраску, использованиеспецифических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор)сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь,развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевомразвитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей междусловом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условииэмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.) [9,10,13,46].
ИсследованияО.М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основефизиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольникамиобразных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека:обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления посходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективноговзгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либообраза, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами [14;131].
Речь детейне будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественнымисредствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Л.Б.Берегова, В.И. Логинова указывают на то, что у старших дошкольников возникаеттакже умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать егороль в тексте [13;7].
З.А.Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается болееинтенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано сиспользованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смыслслова, фразеологический оборот [12;21].
Исследователиотмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особеннолаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н.С. Карпинская приводит такойпример. Во время игры в «Кошки-мышки» мальчик, которому не удалось пойматьловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит: «Глядь, адевочки-то нет» (из сказки «Медведь и девочка») [16;139]. Тот факт, что ребенокупотребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке,свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как образнаяформа выражения его мысли и чувства.
Поэтому встаршем дошкольном возрасте появляется возможность использовать русские народныесказки как средство развития образности речи.
Е.И.Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественнуюформу, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатствородного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образнымивыражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражениисвоих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражаяживому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует[40;182].
Е.Н. Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет оважном воспитательном значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и ввысшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, подкоторым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическоеизображение природы и быта людей». Она пишет также, что «хорошо владеть роднымязыком невозможно без знания народной речи» [8;74].
Указания на необходимость работы над образными средствами языкасодержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитаниедошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщенияребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается смногомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малыхлет через художественное слово детям становится доступным широкое духовноеобщение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслейи язык…В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка,для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоениядетьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить»[50;198].
Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу, каксредство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила обэффективности в этом смысле народных сказок, и для полноценного усвоенияматериала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов,сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминаниюпропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний сопорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [18].
В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохинаи О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.),показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано сформированием образности речи. Исследования были проведены на материале разныхжанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведенийхудожественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, прикоторых речь ребенка обогащается различными средствами художественнойвыразительности.
Н.В. Гавриш в работе над своей диссертацией доказала, что развитиеобразности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русскихнародных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарнойработы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи [51].
Исследования И.Н. Митькиной показали, что слушая сказки, ребенок,естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только можетвоспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их вобобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы.Например, высказывание девочки 5л. и 3 мес.: «Я такую дырищу в шарикепрососала, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Использование приставкина- вместо о- (написать) создает более привычный для ребенка глагол изповседневного употребления [24].
Е.А.Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказываниесказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновьпереживает события, в ней происходящие, представляет образы, практическипользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не толькопоощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвестипоследовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, какребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит вроль заинтересованного слушателя [50].
Такимобразом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образнойстороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Русская народная сказка, с еебогатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старшихдошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.
Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенкаправильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение,олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко,точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Для того,чтобы выявить возможности русской народной сказки как средства развитияобразности речи, нам необходимо выяснить особенности развития образной речидетей в старшем дошкольном возрасте.
1.2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольномвозрасте
Образнаяречь является составной частью культуры речи.
Формированиеобразной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что являетсяосновой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Детиспособны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения иосознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание,поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшемдошкольном возрасте.
ИсследованияО.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольноговозраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественнойречи, но овладение самыми элементарными средствами художественнойвыразительности вполне им доступно [45,46,5]. Разумеется, никаких логическихопределений и терминов детям при этом не дается.
Известно,что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются такназываемые тропы — приемы изменения основного значения слова. Они помогаютавтору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегдахудожественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный еепризнак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е.комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшиевиды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
Исследованияпсихологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов(О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева,В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своейречи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно,весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеютповествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старшихдошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрастеони активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием,создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковымчутьем» [53;112].
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольногоиспользования грамматических средств и анализа грамматических фактов.Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы,антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений,употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б, Эльконина,А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на такомуровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросыпо содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности[19,21,55,11].
С.Л.Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи.Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников частообладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями(усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов,восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., –словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность[30;495].
ИсследованияС.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моментыявляются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательноизбираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональноевпечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивнаяэмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, посколькуу него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которыеограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивностьдетской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному,принятому в данном языке нормальному построению, становится болеерегламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однакостаршие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемойсознательной выразительность. Сознательная выразительность присущахудожественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрастеважно использовать произведения художественной литературы, в том числе русскойнародной сказки[30;518].
Развитиеобразности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считалнеобходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Онписал, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблемаречи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включаети проблему образности,… так как образ, выражая обобщенное содержание, вместес тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые вотвлеченной формулировке обобщенной мысли» [30;523].
Так, всякаяметафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысльи содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи:метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выраженияразличного смыслового содержания.
ИсследованияЛ.М. Гурович, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, Р.П. Боша показали,что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительностии в использовании этих средств в своей речи велики [13,25,45,52]. Здесь большоезначение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всехисследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развитияречи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит отом, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает,однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включаетв себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, которыйвкладывает в него говорящий [43;94].
С.Л. Рубинштейнсчитал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи неразвивается и для этого не создаются необходимые условия, то «криваяразвития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Этозападение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольнаявыразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенномладших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или инойконструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще неразвито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большейчасти маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходиморазвивать выразительность речи для сознательного пользования речевымисредствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу [30].
Какдоказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создаетпредпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных формвыразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить вдействительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенкаспособами выражения в слове определенного художественного содержания[51].
Некоторыеособенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Онаподчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительностидетской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличаетсяего речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию иволе». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить вего деятельность элемент сознательности, преднамеренности [16;81].
О.С.Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно сразвитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять этиэлементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должнабыть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности вактивном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача — не только пониматьвыразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активноупотреблять усвоенные средства выразительности в своей речи [43;94].
О.С.Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но иэмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертойполноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Этоумение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [43].
Н.В. Гавришизучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, которыйпервоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшемдошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова,знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущностьхудожественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц[46].
Психологическоеобъяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетанийдано в исследовании О.М.Дьяченко. раскрывающем механизмы развития продуктивноговоображения детей, использующих разные по структуре образы воображения –«опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенокрасчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включатьего в определенную речевую ситуацию [14;101].
Как ужеотмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольниковявляется его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы,которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами.Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всеговидят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленногоразвития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественноготекста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Такимобразом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления осредствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловуюблизость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания впереносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать вречи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры,сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствоватьструктуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использоватьразнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употреблениепредлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Исходя изтого, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образнымисредствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народнойсказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средстваразвития образной речи у старших дошкольников.
1.3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детейстаршего дошкольного возраста
Русскаянародная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста,является могущественным средством формирования образности речи.
Именно врусской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности,сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русскаянародная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваютсямышление и воображение.
Чтениерусских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русскогоязыка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественнойречи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети ихслышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказываютсвое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающуюоценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому,что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова иобороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное,полное движения, жизни и интереса» [48;266].
Конкретностьи образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика схарактером и поведением определяют художественную ценность русской народнойсказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционнойформулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вповествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказкасказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те жесредства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лесдремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобныевыражения, делает их достоянием собственной речи.
Именно врусских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступныхдетям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет,красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка,зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвисталсоловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведениелюдей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальнымиобразами, с явлениями родной природы [17].
В народномязыке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный,блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, ибросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этимсловом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будетсодержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых ив языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «послуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Сказкинеобыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки болееобразными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок,отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «коньвороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер навсе руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явленияприроды.
Такжебогаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами суменьшительными суффиксами.
Такимобразом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений.
Е.И.Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественнуюформу, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатствородного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образнымивыражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражениисвоих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражаяживому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которогоследует [40].
З.А.Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшаясокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящемуиспользована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышатьхорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным,воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутрипредложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольникиспособны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от однихинтонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детямэтого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологическихпауз и других средств выразительности, используемые при чтении.
Задача педагога,по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения,которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественныедостоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детейэмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям [3].
Е.И.Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая,Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы опрочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенкатолько что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенкувсеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.
При работес русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можноиспользовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М.Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться всодержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению вобразный строй и язык сказки [34].
Приемыпервой группы:
1. Вопросы.Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детямточнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель можетнапомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово,фразу, поступок персонажа.
Другиевопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Такпедагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особеннопонравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которойзаключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает,свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Детиговорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось скаждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь,чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Для тогочтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить имвопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие внем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.
2.Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том,как рисунки художников помогают понять произведение.
С помощьюэтого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешностигероя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесныезарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами,подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушаявысказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить длясебя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Еслиона такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т.п.) [38].
В свободноеот занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки.Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ онотбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельнуюкнигу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ееобязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как онабыла сделана.
Приемывторой группы:
1.Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенокполнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечаетсравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. Попросьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде,самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя,которые им особенно запомнились.
3.Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова.Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее(подробнее) ?»
4.Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизациисловарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»;отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол —не нахвалятся» и др.
Е.А.Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказываниесказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновьпереживает события, в ней происходящие, представляет образы, практическипользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не толькопоощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвестипоследовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, какребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит вроль заинтересованного слушателя [50;211].
М.М.Алексеева, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, Е.М. Струнина, Т.Б. Филичева, В.И.Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речисчитают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки.То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием.Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связываетслово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказокдетьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этомувсех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна бытьигрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, вкоторое выступают дети-артисты [37].
Л.Б.Фесюкова, используя творческое наследие Дж. Родари, а также приемы ТРИЗ исобственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решениезадач развития образной речи направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка».Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений.Вместе с детьми нужно:
— придуматьнесколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);
— срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить крифмованной цепочке и двустишиям;
— составитьдостаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого пословечку». Например: «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится подорожке» и т.д.Также после прочтения сказки Л.Б. Фесюкова предлагает даватьдетям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что этозначит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием[49].
Также дляразвития образной речи автором предлагаются следующие приемы работы с русскойнародной сказкой:
— Подобрать как можно больше определений к главному герою(событию, явлению, предмету);
— Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
— Сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, олисе – «пушистохвостая»);
— Разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных посмыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а поройи различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
— Объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). Всказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности(закоулочки);
— Придумать похожие слова (синонимы);
— Придумать сказку от фразеологизма.
По мнениюЛ.Б. Фесюковой, которого придерживаемся и мы, работа со сказкой ограниченатолько фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересныхприемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речиобразные слова и выражения, фразеологизмы [49].
Такимобразом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языкомявляется эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основнымиметодами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которойиспользуются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующаяосознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
Выводы поглаве I
Ученые [1,2,9,19,22,28,30,48,55]указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей встаршем дошкольном возрасте.
Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильноиспользовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение,олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко,точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
В старшемдошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности,они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различияоднокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшиедошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова,разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеютзапасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическоеместо формы слова в предложении; умение использовать разнообразныеграмматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Такжестаршие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Русскаянародная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступнойвосприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развитияобразной речи детей.
Глава II.Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образнойречи старших дошкольников средствами русской народной сказки
2.1 Выявление исходного уровня развития образной речи детейстаршего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальнаяработа проводилась на базе МДОУ №53 «Лесная полянка» в течение трех месяцев сдетьми старшего дошкольного возраста.
Педагогическийэксперимент проходил в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент,
2. Формирующий эксперимент,
3. Контрольный эксперимент.
Цель нашегоисследования — выявление уровня развития образной речи детей старшегодошкольного возраста.
Задачиконстатирующего этапа эксперимента:
1. Проанализировать предметно-развивающую среду группы;
2. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы;
3. Провести беседу с воспитателем;
4. Провести наблюдение за речью детей в течение дня;
5. Провести диагностику уровней развития образной речи детей.
Чтобырешить первую задачу, мы проанализировали предметно-развивающую среду группы.Анализ показал, что в группе имеются необходимые условия для использованиярусской народной сказки в развитии образной речи детей. Имеется книжный уголок,в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народныхсказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Ониэстетично оформлены и соотве6тствуют возрасту детей. Также в группе имеетсяуголок с костюмами для драматизаций, в которых имеется достаточное количествокостюмов и атрибутов. Все они находятся в отличном состоянии, доступны детям влюбое время.
Решаявторую задачу — проанализировав календарный план учебно-воспитательной работы,- мы пришли к выводу, что целенаправленной работы по развитию образной речи встаршей группе данного детского сада не ведется. Данная задача присутствует взанятиях по развитию речи, но не в полном объеме. За четыре месяца воспитателемлишь на трех занятиях спланирована работа по развитию у детей уменияиспользовать эпитеты в процессе пересказа художественного произведения, и надвух – упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к словам. Задачаразвития образной речи ставится в разделе ознакомления детей с художественнойлитературой, но не конкретизируется. Среди художественных произведений,предлагаемых к прочтению детям, русская народная сказка («Морозко») встречаетсялишь однажды. Анализ календарного плана говорит о том, что систематическойработы по развитию образной речи не ведется, художественная литератураиспользуется с целью обогащения словаря детей эпитетами, синонимами иантонимами. Русская народная сказка с этой целью практически не используется.
Беседа своспитателем показала, что у нее нет четкого понятия о том, что такое образнаяречь. Под образной речью она понимает описание каких-либо предметов, образов.Не смотря на то, что в разделе календарного плана «Ознакомление схудожественной литературой» задача развития образной речи прописывается,воспитатель говорит, что отдельно данную задачу решать не предполагается, онапопутно решается в других видах занятий, в том числе и по развитию речи.Воспитатель не выделяет художественную литературу как средство развитияобразной речи детей, но признает необходимость развития образной речи у старшихдошкольников (Приложение 1).
Такимобразом, мы выяснили, что в группе имеются хорошие возможности дляиспользования русской народной сказки как средства развития образной речидетей. Задача развития образной речи ставится, но не конкретизируется, ирешается в основном в процессе чтения произведений художественной литературыдетям. Работа по художественным произведениям не описана, а из беседы своспитателем и наблюдения мы выяснили, что беседа по прочтении направлена восновном на то, чтобы помочь детям разобраться в содержании произведения,внимание же детей на красивые слова и выражения практически не обращается.
В ходерешения четвертой задачи, мы наблюдали за речью детей в течение дня. Мы пришлик выводу, что в самостоятельной речи дети не используют метафоры, был замечентолько один случай употребления сравнения (Ирина С.: «Соня, у тебя сегоднякосичка как метелка, вся растрепанная!»). Синонимы и антонимы присутствуют вречи детей, но в незначительном количестве. Значительно чаще дети употребляютэпитеты, они используют их для характеристики игрушек, предметов окружающейобстановки (как правило, при рассказе о том, что есть дома, кто что делал, чемиграл).
Опираясь наисследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш и др. мы выделиликритерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста:
— умениевыделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры,сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
— умениесравнивать и подбирать эпитеты;
— умениеподбирать синонимы;
— умениеподбирать антонимы;
— использованиесредств художественной выразительности в собственной речи.
На основеданных критериев мы выделили три уровня развития образной речи у старшихдошкольников:
Высокийуровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты,синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и пониматьхудожественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказываниисредства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначныеслова, эпитеты, синонимы, антонимы).
Средний уровень:Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы иантонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет беззатруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частичноиспользовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;
Низкийуровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов иантонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеетправильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строитьпредложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительныеязыковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.
Наконстатирующем этапе эксперимента были определены экспериментальная иконтрольная группы, состоящие из детей старшего дошкольного возраста вколичестве 20 человек в каждой.
С цельюопределения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста намииспользовалась методика, предложенная Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой,конкретизированная к задачам нашего исследования (Приложение 2), а такженаблюдение за речевыми высказываниями детей на занятиях и в повседневной жизни[27].
Детям былопредложено четыре задания, протоколы прилагаются (Приложение 3).
Заправильное выполнение задания ребенку назначалось 3 балла. Если ребенокдопускал ошибки – 2 балла, если не справлялся с заданием или справлялся плохо –1 балл.
Результатывыполнения заданий представлены в таблице (Приложение 4).
Нами былиобследованы две группы детей старшего дошкольного возраста.
Результатыанализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень развитияобразной речи у дошкольников: высокий уровень соответствует 10–12 баллам,средний уровень 6–9 балла, низкий уровень 4–5 балла.
Как видно,детей с высоким уровнем развития образной речи в обоих группах не оказалось.
На среднемуровне находятся в экспериментальной группе 8 детей (40%), в контрольной группе6 (30%) детей, на низком соответственно 12 (60%) и 14 (70%) детей.
Анализответов детей показывает, что у многих детей обеих групп вызвало затруднениезадание по подбору синонимов. Так, 6 детей экспериментальной группы и 9 детейконтрольной из 10 предложенных слов, правильно подобрали синонимы лишь к 4словам; 5 детей экспериментальной и 3 детей контрольной групп подобрали менее 4синонимов.
Затруднениевызвало задание по подбору антонимов. В контрольной группе не справились с этимзаданием 12 детей (60%), а в экспериментальной 6 детей (30%), 8 детей (40%) вконтрольной и 14 (70%) детей справились с этим заданием частично.
Так, ЛюбаваК. к слову легкий подобрала синоним огромный, на вопрос экспериментатора,почему именно это слово она считает противоположным заданному, девочкаответила, что все, что огромное не бывает легким. Люба З. к слову глубокийподобрала слово низкий, на вопрос девочка ответила, что если глубокий значитвысокий, а низкий, значит маленький.
Во первомзадании дети затруднялись в подборе сравнения, так, Захар Т. ответил, что снегон сравнивает с сугробами, мальчик не смог ярко и образно придумать сравнениеэтому слову. Зато эпитеты к словам дети придумывали достаточно легко.
Наблюдениеза речью детей в повседневной жизни показало, что дети редко использовали всвоей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Эпитеты же присутствуют в речипрактически всех детей.
Наосновании проведенных исследований мы сделали следующий вывод: у детейотмечается значительное отставание в формировании образной речи. Это указываетна необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитиюданного вида речевой деятельности.
2.2 Анализсистемы занятий по развитию образной речи детей старшего дошкольного возрастасредствами русской народной сказки
Образнаяречь является составной частью культуры речи.
Формированиеобразной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что являетсяосновой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Детиспособны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения иосознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание,поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшемдошкольном возрасте.
Формироватьобразную речь детей мы решили при помощи русской народной сказки. Выбор данногожанра связан с тем, что именно в русской народной сказке имеется наличие всехнеобходимых элементов образности.
Цельформирующего этапа эксперимента – апробировать на практике предложенную намисистему занятий по развитию образной речи старших дошкольников с использованиемрусской народной сказки.
Наподготовительном этапе мы произвели отбор русских народных сказок, с помощьюкоторых предполагалось формировать образность речи детей. Критериями отборасказок выступили:
— наличиеязыковых средств выразительности;
— наличиеразнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения, антонимы,синонимы);
— наличиемногозначных слов [22,23].
Для работыс детьми нами были выбраны русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка»,«Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси — лебеди», «Снегурочка»,«У страха глаза велики» (Приложение 5).
Также мыосуществили подбор иллюстраций к данным сказкам.
С цельюмотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности,нами была разработана система поощрений. На первом занятии детям читалась однаи та же короткая сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убранывсе средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли квыводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь,делают ее живой. Символом речи без образных слов и выражений выступил рисунокдевочки, в сером платье. Детям было предложено сделать платье нарядным.Осуществлялось это путем приклеивания на платье кружочков из фольги, которыеявлялись жетонами. Серебряный жетон ребенок получал в случае использованияобразного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии.Золотой жетон получал ребенок, использовавший красивое слово в обыденной речи.В конце дня каждый ребенок приклеивал свой жетон на платье, начиная с подола.Таким образом, детям хотелось целенаправленно вставить в речь образное словоили выражение, чтобы получить жетон (Приложение 6).
Для тогочтобы восприятие русских народных сказок было более глубоким, а речь образной,яркой нами был разработан план работы по формированию образности у детейэкспериментальной группы (Приложение 7).
Системаработы по формированию образной речи велась в двух направлениях:
1. Обучениена специально-организованных занятиях.
2. Обучениеи закрепление знаний детей в повседневной жизни.
Знакомстворебёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым. Исходя, изпоставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов(Приложение 8).
Послепервого прочтения сказки мы задавали ряд вопросов, с целью выяснения того,насколько дети поняли сюжет. Далее мы совместно с детьми рассматривали, какимисредствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы,описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические поворотысюжета).
Детисначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте сказкикрасивые слова и выражения. Также детям предлагалось подобрать как можно большеопределений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые,красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы);подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаютсяэти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений,придуманных детьми). Особое оживление среди детей вызывало предложениепридумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересноеслово самостоятельно.
Интереснымоказался прием словесного рисованию по прочтении текста характеров героев,обстановки, «интерьера» сказки. Дети не только использовали слова и выраженияиз художественного текста, но и придумывали свои.
Методузнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себяузнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места вкниге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможностьпочувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализируетпрочитанное. Показывая иллюстрацию к сказке, мы добивались от детей не простоответа на вопрос, «что изображено?", но и вместе вспоминали как об этомявлении или герое говорится в сказке. Как еще можно красиво об этом сказать.
Чтобыребенок не только запомнил, но и осмыслил средства образности языка, мыиспользовали имитации. Например, при обсуждении слова «резво» детям предлагалосьне только сказать по-другому, т.е. подобрать синонимы, но и изобразить, какмолодец резво подскочил. А как будет выглядеть действие наоборот (медленновстал)?
Эффективнымоказался и метод проведения игр-бесед. В гости к детям приходили персонажисказок, с которыми дети вели диалог. В ходе данной беседы дети использовалиобразные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Например, к детям пришлигерои сказки «Морозко» — падчерица и дочь мужика. Сначала мы зачитывалихарактеристику персонажа словами из сказки, и спрашивали детей, о ком этосказано, а затем просили детей припомнить, а как в сказке говорилось опадчерице.
Перечисленныеметоды и приемы работы по русской народной сказке использовались на специальноорганизованных занятиях.
В повседневнойже жизни с детьми затевались сюжетно-ролевые игры, драматизации по прочитаннойрусской народной сказке. Беря на себя роль какого-либо персонажа, ребенокневольно использовал в речи характерные для него слова и выражения.
Совместно сдетьми нами был создан уголок сказки, где выставлялись книжки, иллюстрации (какхудожников, так и выполненные детьми), собирались куклы для разыгрывания сказокпо ролям.
В этом жеуголке находился рисунок для приклеивания полученных жетонов. Мы не простовыдавали ребенку жетон, а обращали внимание группы на то, как красиво онсказал, интересное определение подобрал, вспоминали, в какой сказке и какойперсонаж говорил такие же слова.
С цельюзакрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок,мы использовали игру-драматизацию, например по сказке «Гуси-лебеди» (Приложение9).
Назаключительном этапе нами был проведен литературный досуг «Путешествие всказку», одним из моментов которого была необходимость говорить толькосказочными, красивыми словами. Здесь же был подведен итог собирания детьмижетонов – платье девушки стало очень красивым, как и речь детей (Приложение 10).
Такимобразом, мы апробировали на практике разработанную нами систему развитияобразной речи старших дошкольников с использованием русской народной сказки.
2.3 Анализрезультатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речидетей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
В концеэксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей.
Цельконтрольного этапа эксперимента – выявить уровень развития образной речи детейстаршего дошкольного возраста после проведенной нами системы занятий и сравнитьисходные и полученные данные, а также сравнить результаты контрольной и экспериментальнойгруппы.
Дляобследования были отобраны те же задания, что и при начальном обследовании.Результаты выполнения заданий проранжированы и занесены в таблицу (Приложения11,12).
Нами былпроведен сравнительный анализ результатов по выявлению уровня развития образнойречи у экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующегоэксперимента и после него. Уровни Констатирующий Контрольный ЭГ КГ ЭГ КГ Высокий 0% 0% 20% 0% Средний 40% 30% 75% 50% Низкий 60% 70% 5% 50%
Примечание:КГ – контрольная группа
ЭГ –экспериментальная группа
Анализрезультатов диагностики экспериментальной группы представлен также в видедиаграммы (Рис. 1).
/>
Рис. 1.Сравнительная диаграмма сформированности у детей экспериментальной группыобразной речи на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Издиаграммы видно, что результаты детей экспериментальной группы стали лучше.
Большинстводетей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень развитияобразной речи — 75%, часть детей показали высокий уровень развития образнойречи — 20%, но один ребенок (Таисия Е.) по-прежнему остался на низком уровне. Удевочки наблюдается проблема не только в развитии образной речи, но и вразвитии речи в целом. Часть детей достигли высокого уровня развития образностиречи.
По данномуребенку педагогам данной группы было предложено провести работу с родителями.
/>
Рис. 2.Сравнительная диаграмма сформированности у детей контрольной группы образнойречи на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Количестводетей со средним уровнем развития образности речи незначительно увеличилось.Высоко уровня по-прежнему не достиг ни один ребенок.
Ответыдетей стали отличаться выразительностью, образностью. Дети свободно подбиралисинонимы к заданным словам, но по-прежнему у ребят вызвало затруднениевыполнение задания по подбору антонимов.
Речь детейстала отличаться большей связностью, в описательной речи дети старались какможно больше использовать эпитетов. Ребята не только смогли подобрать синонимы,но и ещё задумывались над тем, где уместно употребить это слово.
Нами былозамечено, что в экспериментальной группе дети не только стали большеупотреблять образных слов и выражений, но и улучшилось понимание значений этихслов. Т.е. если на констатирующем этапе эксперимента дети в основномупотребляли красивые слова в речи по подражанию (услышали у взрослых –повторили), то на контрольном этапе дети использовали их осознанно, исходя изситуации. В контрольной же группе подражание речи взрослого осталось главнымфактором использования образных слов в собственной речи. Например, воспитательна занятии, описывая березу, использовал слова «пушистая», «кудрявая», детиповторяли эти слова после занятия. В другие дни употребление данных слов незафиксировано.
Такжеотметим, что речь детей экспериментальной группы обогатилась в основном за счетэпитетов, синонимов, сравнений. Дети по-прежнему редко употребляют метафоры,фразеологизмы в речи, но понимают их. Мы считаем, что это есть первый шаг напути их употребления детьми для оформления собственных высказываний.
В процессеработы мы заметили, что у детей повысился интерес к русской народной сказке, наконстатирующем этапе эксперимента они уже с легкостью, повышенным интересовнаходили в ее тексте средства выразительности. Также и воспитатели оценилизначение русской народной сказки как средства развития образной речи детей.
Такимобразом, речь детей экспериментальной группы обогатилась образными словами ивыражениями, значительно увеличилось понимание этих слов. Из этого следует, чтопри систематической работе по формированию у детей образности речи в процессеиспользования русской народной сказки можно добиться ощутимых результатов.
Выводы по главеII
Опытно-экспериментальнаяработа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно вниманияуделяется развитию образности речи детей, о чем свидетельствуют данныеконстатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется русской народнойсказке как средству развития образной речи старших дошкольников.
Результатыконстатирующего эксперимента показали, что у детей средний и низкий уровеньразвития образности речи. Это послужило основой приступить к разработке системызанятий по развитию образной речи с использованием русских народных сказок,которую мы апробировали в формирующем эксперименте.
Приразработке системы занятий мы использовали некоторые методы и приемы,предложенные О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговой, Т.Б.Филичевой, Л.Б. Фесюковой, а также собственные наработки.
Системаработы по формированию образной речи велась в двух направлениях:
1. Обучениена специально-организованных занятиях.
2. Обучениеи закрепление знаний детей в повседневной жизни.
Дляпроверки эффективности разработанной нами системы занятий по развитию образнойречи старших дошкольников средствами русской народной сказки, мы провеликонтрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют отом, что уровень развития образной речи детей экспериментальной группыповысился существеннее, чем у контрольной группы.
Экспериментпозволяет судить об эффективности работы и рекомендовать разработанную намисистему занятий в практику дошкольных учреждений.
Заключение
Художественная литература и народный фольклор имеют огромноезначение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучихсредств развития и обогащения речи детей..
Наша работабыла ориентирована на формирование образности речи детей старшего дошкольноговозраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи споставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояниеисследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированыособенности образности речи старших дошкольников и влияние русской народнойсказки на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. С помощью русскойнародной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи инаряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольниковможно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Во второйглаве рассмотрены известные методики работы по использованию русской народной сказки,приемы и формы работы.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволилпредставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базеМДОУ №53, по использованию русской народной сказки как средства формированияобразности речи. Проследили динамикуизменения уровня развития образной речи в процессе экспериментальной работы.
При прочих равных условиях на начальном этапе формированияэксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группахбыл приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до ипосле формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанногонами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила своирезультаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 40%.Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития такжеувеличился.
В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысилсяинтерес к жанру русской народной сказки, они используют в своей речифразеологизмы, эпитеты, синонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх– дети самостоятельно обыгрывают сказки;
Русские народны сказки в воспитательно-образовательной работе сдетьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и впроцессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельныережимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностямидетей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениямивоспитательной работы и видами деятельности детей;
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала русскойнародной сказки в создании речевой среды максимально.
Исходя изанализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что нашагипотеза о том, что система занятий по русской народной сказке будет способствоватьразвитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюденииряда условий подтвердилась.
Таким образом, использование русской народной сказки в процессеформирования образности речи детей вполне оправдывает себя.
Списоклитературы
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группедетского сада. – Воронеж, 2006–127 с.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьниковродному языку. — М.: Педагогика, 1978.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обученияродному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение арассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. –М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Боша Р.П. Использование латышской народной песни в формированииобразной речи старших дошкольников: Дис… канд. пед.наук. — М., 1988. — 143с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшегодошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей отпервого проявления сознания до школьного возраста. – М.,2000
9. Выготский Л.С. Мышление и речь — В кн. Избранные психологическиеисследования М., 1956.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. –336 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М… 1961
12. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детейк чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
13. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга:книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992
14. ДьяченкоО.М. Развитие воображения дошкольников. – М.,1996.
15. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитаниядошкольников//Дошкольное воспитание. – 2005. — №5.
16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний идошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с
17. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьноговозраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционнойработы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. – 125 с.
18. Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. – М.,1974.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
20. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева,В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 139–144.
21. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентовпедагогических ин-тов. — М., «Просвещение», 1971 г.
22. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы поразвитию образной речи у старших дошкольников.Учебно-методическое пособие.Часть 1. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
23. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий поразвитию образной речи у старших дошкольников.Методическое пособие. Часть 2. –М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.
24. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-гогода жизни. – Диссерт. Канд. Пед. Наук. – М.,2001.
25. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию:Автореф. дис… канд.пед.наук. — Киев, 1967. — 18 с.
26. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольноеобразование.- № 8-2008. -23-35с.
27. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением вшколу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академияразвития, 2006–143 с.
28. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1984. – 200 с.
29. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольноевоспитание. – 2002. – №5. — с. 125–127.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство«Питер», 2000 — 712 с.
31. Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствамиизобразительного искусства//Дошкольное воспитание. – 1979. — №1. – с. 5-9.
32. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С.Художественное воспитание в детском саду. – М. 1954.
33. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связноговысказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории иметодике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. – С. 150–153.
34. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку вдетском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175 с.
35. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речидошкольника //Вопросы психологии. -1989. — №3.
36. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. //Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
37. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи итворчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера,2007. -144 с.
38. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детейдошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2008.-288 с.
39. Струнина Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детейдошкольного возраста. — –., 1984
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.
41. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:Просвещение, 1972. –78с.
42. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детейдошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦСфера, 2008. – 240с.
44. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк.воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
45. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевогоразвития детей старшего дошкольного возраста // Дошк.воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
46. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественнойлитературой: Конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.
47. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 2000.
48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир ихрестоматия/К.Д.Ушинский — М.: Просвещение, 1986 – 350с.
49. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольноговозраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
50. ФлеринаЕ.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
51. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2.Теоретические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. – 176 с.
52. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельностистарших дошкольников. — Кишинев, 1986. — 110 с.
53. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.
54. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитиюсвязной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семилет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
56. Яничев П.И. Психологические функции волшебнойсказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999. С.27-37.