--PAGE_BREAK--Несмотря на вышеизложенные трудности и нерешенные проблемы, детские библиотеки выполняют не только свои основные функции — приобщения детей к чтению, к информационной культуре, но зачастую и функции образовательного и клубного учреждений, способствуя организации не только досуга, но и общения детей. Они участвуют в региональных и федеральных проектах и программах образовательного, художественно-эстетического, историко-краеведческого, экологического направлений. Особое внимание уделяют проблемам социальной и культурной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей с нарушениями в развитии, с ограничениями по здоровью. Значительно активизировалась работа с семьей [2, с. 208].
Но главной функцией остается работа по приобщению детей к чтению. Многие из детских библиотек создали оригинальные программы приобщения детей к чтению, воспитания информационной культуры, нахождения путей согласованности чтения и современных компьютерных технологий. Значительно расширились связи детских библиотек не только с традиционными партнерами — органами управления образованием и школами, союзами писателей и художников, но и общественными организациями, фондами, занимающимися проблемами детства. Это способствовало раскрытию возможностей детских библиотек для общества, сделало их «видимыми», повысило их престиж в глазах населения.
Огромное внимание уделяется повышению квалификации библиотечных работников. Каждая из 75 республиканских, краевых, областных детских библиотек имеет свои планы переподготовки библиотекарей, работающих с детьми. Особое внимание уделяется сельским библиотекам. Основные формы работы — тренинги, деловые игры, семинары. Темы разнообразны, но преобладают, что естественно для детских библиотек, касающиеся психологических особенностей читателя-ребенка, организации обслуживания детей, общения, сохранения культурных и национальных традиций, краеведения, духовного, правового, патриотического и экологического воспитания [2, с. 209].
Центральные детские библиотеки стали выпускать собственные периодические издания, среди которых необходимо отметить журналы: «Детская библиотека» (Нижегородская ОДБ и Ассоциация детских библиотекарей России); «Детская библиотека» (Татарстан); «Ступени» (Пермь); «Вместе» (Хабаровск) и др. Достижением является значительное увеличение публикаций о деятельности детских библиотек в региональной прессе, что дополнительно раскрывает перед населением их возможности[18, с. 30].
Кроме того, в ряде городов проведены всероссийские и межрегиональные совещания: «Проблемы детской литературы» (Архангельск), «Детская библиотека — среда сохранения и развития традиций и национальной культуры» (Белгород), «Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры» (Иркутск), «Дети. Общество. Закон» (Кемерово) и др. Тематика и количество совещаний (всероссийских, межрегиональных, региональных) свидетельствуют о том, что республиканские, краевые и областные детские библиотеки успешно справляются с организацией профессионального общения детских библиотекарей России как одной из составляющих научно-методического обеспечения деятельности библиотек, обслуживающих детей. Активна издательская деятельность детских библиотек в помощь работникам своей сети. Это и методические рекомендации, и сборники из опыта работы, и сценарии массовых мероприятий, и организационная документация. Несмотря на то, что методическая деятельность центральных детских библиотек практически не финансируется, они находят возможность для издания от 6 до 15 названий ежегодно тиражом, достаточным для библиотек своего региона. Библиотеки теоретически обосновывают место и роль детских библиотек в обществе и практически создают целостные системы развития культуры детства. В этом плане наиболее активна Ленинградская ОДБ [2, с. 210].
В течение последних лет РГДБ организует мониторинг деятельности центральных детских библиотек регионов, результаты которого ежегодно отражает издание «Региональные детские библиотеки в… году» и информационно-аналитические сборники по основным направлениям деятельности детских библиотек России.
Таким образом, совершенствование обслуживания детей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации.
Детские библиотеки обслуживают старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворяют запросы учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Наиболее актуальными проблемами развития детских библиотек в настоящее время являются: проблема комплектования детских библиотек, проблема оснащения новейшими информационными ресурсами, проблема повышения квалификации библиотечных работников.
1.2 Современное состояние и проблемы развития юношеских
библиотек России
Специализированные юношеские библиотеки — разновидность универсальных публичных библиотек — появились в РФ в среднем 20-35 лет назад. Лишь отдельные из них имеют более длительную историю. Так, Центральная городская юношеская библиотека им. М. Светлова (Москва) в 2001 г. отметила свое 60-летие [9, с. 174].
В качестве центров, организующих и осуществляющих библиотечное обслуживание юношества, выступают массовые библиотеки для взрослых. В зависимости от количества юных читателей, величины фонда и другого в них организуются юношеские группы, кафедры выдачи, отделения, отделы, абонементы. Как правило, при ЦБ ЦБС создаются юношеские отделы или абонемент, при филиалах ― юношеские группы, кафедры. В условиях ЦБС устанавливаются связи между юношескими структурными подразделениями и другими звеньями библиотечного обслуживания юношества, а также преемственность в работе детских и юношеских структурных подразделений. С конца 60-х гг. в Российской Федерации начали формироваться областные юношеские библиотеки. Отличие их от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной группы (15―21 год). В условиях областной юношеской библиотеки появляется возможность наблюдать юношество как читательскую категорию, углубленно работать с ней с учетом особенностей социально-психологического развития, современных задач воспитания и образования молодого поколения страны, на основе дифференцированных читательских интересов формировать фонд, вырабатывать эффективные формы и методы работы с юными читателями, оказывать квалифицированную методическую помощь библиотекам других ведомств, обслуживающих юношество [12, с. 68].
Состав фонда юношеской библиотеки характеризуется универсальностью и общеобразовательной направленностью с приоритетным комплектованием гуманитарного и научно-популярного характера. Областные юношеские библиотеки выполняют роль научно-методического и координационного центра формирования единого регионального фонда литературы для юношества, организации его рационального использования на основе взаимодействия библиотек разных ведомств. Они разрабатывают и издают методические рекомендации, информационные и библиографические пособия и др. Важное место в их работе занимают выявление, изучение и обобщение передового опыта, наиболее эффективных форм библиотечной работы с юношеством, внедрение их в практику [12, с. 68].
Широкую популярность получила деятельность Российской государственной юношеской библиотеки. Она ведет разнообразную и комплексную работу по обслуживанию читателей, организации системы библиотечно-библиографического обслуживания юношества в РФ, изучению и анализу ее функционирования. Библиотека осуществляет информационную работу по проблемам молодежи, подготовку и издание библиографических пособий для юношества, проводит научные исследования по социологии и психологии чтения юношества, разрабатывает методические рекомендации для сети юношеских библиотек, абонементов, филиалов, кафедр выдачи при библиотеках для взрослых [12, с. 69].
К концу 1980-х — началу 1990-х в структуре сети юношеских библиотек наметились определенные тенденции, сохраняющиеся и в настоящее время. Прежде всего, в России прекратилось создание таких библиотек. Их количество даже уменьшилось. В качестве другой тенденции развития данной сети можно рассматривать факты открытия самостоятельных юношеских библиотек и отделений на базе ЦБС. Структура сети меняется и в результате реорганизации отдельных юношеских библиотек. Здесь, прежде всего, имеется в виду произошедшее кое-где объединение на региональном уровне центральных детских и юношеских библиотек, а также создание на базе какой-либо одной или обеих этих библиотек новых по названию культурно-досуговых учреждений, в основном схожих с библиотеками функционально, но имеющих и отличительные черты [9, с. 175].
Сравнительная малочисленность юношеских библиотек в общей системе библиотек России отнюдь не говорит об их второстепенности. С момента возникновения эти библиотеки взяли на себя специфическую и ответственную функцию — способствовать социализации молодежи, ее более уверенному вхождению во взрослую жизнь.
Освободившись в середине 1980-х гг. от диктата партийных и комсомольских организаций, юношеские библиотеки особенно интенсивно, творчески развивают теперь демократические и гуманистические направления деятельности, исходя их задач построения гражданского общества. Как они решаются в современных условиях, рассматривается в целом ряде публикаций видных специалистов, и особенно конкретно и целенаправленно — на традиционных совещаниях региональных юношеских библиотек, ежегодно организуемых РГЮБ как федеральным научно-методическим центром по проблемам библиотечного обслуживания молодежи [9, с. 175].
Анализ опыта этих библиотек доказывает их социальную значимость как учреждений, которые чутко реагируют на быстро меняющиеся запросы молодёжи, самой динамичной категории населения с учетом ее интересов, психофизиологических и возрастных особенностей. В оказании помощи подрастающему поколению приоритетны: приобщение к вечным ценностям, предоставление каждому молодому человеку равного доступа к информации и достижениям мировой цивилизации, индивидуальное обслуживание. По сути, юношеская библиотека — инновационное учреждение, активно развивающееся в условиях радикальных перемен в экономике, социальной сфере, культуре [16, с. 32].
Ведущая роль юношеских библиотек в обслуживании молодежи во многом предопределена их высококвалифицированными кадрами. В последнее десятилетие, кроме библиотекарей, хорошо ориентированных в мире книг и новых носителей информации, это также педагоги, социологи, психологи, экологи, искусствоведы. Зная особенности молодежной субкультуры и психологии данной группы, они могут быть опытными педагогами-консультантами по кругу проблем, волнующих юношество [9, с. 176].
Именно широта интересов и информационных потребностей современной молодежи и необходимость лучше их удовлетворять вызвала появление в структуре отдельных юношеских библиотек новых подразделений. Среди них: информационно-библиотечные центры по проблемам молодежи; центры «Образование и профориентация»; отделы или сектора по патриотическому воспитанию, правовой, экологической культуре и др. Специфика таких структур — в комплексном характере деятельности, интегрирующей информационную, аналитическую, библиографическую, методическую работу. Лучшие из них успешно осваивают новые технологии, предоставляя юным пользователям в соответствии с их склонностями разнообразную информацию в современном виде. И роль сотрудников таких подразделений возрастает не только как компетентных консультантов, библиографов, педагогов. Ведь юные все чаще обращаются при поиске нужных, сегодня весьма многообразных источников информации, но также за советом, какое учебное учреждение предпочесть, какую профессию выбрать, как строить общение со сверстниками, родителями, учителями. Библиотеки, в частности, вынуждены усиливать реабилитационную деятельность, помогая в психологической коррекции юношам и девушкам из неполных семей, не умеющим найти себя в обществе [9, с. 177].
Стремление юношеских библиотек к новаторству, отклик на насущные потребности молодежи наглядно проявляются в их деятельности, содержание которой с поправкой на местные условия и особенности библиотеки определяют сами, в чем сказывается их зрелость и возросшая ответственность. Но хотя отдельные направления работы реализуются разными библиотеками неодинаково, в совокупности они полностью отвечают запросам подрастающего поколения. Среди приоритетов деятельности: качество получаемого образования, карьера, экология, проблемы здоровья, правовая культура, широкая гуманитарная подготовка, знание родного края, традиций, истории страны [9, с. 178].
Можно утверждать, что в настоящее время юношеские библиотеки вполне влились в социальную инфраструктуру, ориентированную на молодежь. Они развиваются как центры межличностного общения школьников и студентов, предоставляя им для этого и фонды, сформированные с учетом запросов пользователей, и возможности для участия в различных творческих объединениях (клубах по интересам, гостиных, салонах, обществах чтения). Такие неформальные объединения привлекают молодых в библиотеки, помогают им познавать себя, находить свое место в жизни [9, с. 178].
Итак, специализированная юношеская библиотека к началу XXI в. сформировалась как культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания благоприятных условий для его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения. Традиции и многолетний опыт работы с юношеством, квалифицированные кадры, ориентированные на потребности молодежи фонд и структура библиотек, полифункциональность и динамичность их развития делают этот вид публичной библиотеки уникальным, имеющим явные преимущества перед другими библиотеками, обслуживающими молодежь.
Функции юношеских библиотек — по сути, они являют собой модель библиотечного обслуживания молодежи в регионе — в полном объеме не могут взять на себя никакие другие учреждения. Именно от них юношество получает определенную помощь в реализация своих жизненных устремлений. И это хорошо отражается, в частности, в многочисленных журналах, вестниках, методических пособиях, которые на протяжении последних пяти-шести лет издают региональные библиотеки. Ведущим в данном сегменте профессионального документного потока является информационный вестник «Юношеские библиотеки России», выпускаемый РГЮБ с 1997 г. по просьбам директоров региональных библиотек [8, с. 48].
Отвечая на насущные потребности молодых, юношеские библиотеки наиболее полно удовлетворяют сегодня их учебные, деловые запросы. Однако данной сферой они отнюдь не ограничиваются, всей своей работой расширяя интересы подрастающего поколения. Этому служат выставочная работа, массовые мероприятия, различные литературные и досуговые объединения. Общекультурную, просветительскую, образовательную роль библиотек признают средства массовой информации. Не случайно они подробно освещают все крупные библиотечные акции, в первую очередь те, что проходят в регионах [9, с. 179].
Нельзя не обратить внимания и на значительные трудности в деятельности юношеских библиотек. Главные, как и для других библиотек, относятся к комплектованию фондов и связаны, как известно, с особенностями книжного рынка, свертыванием работы местных коллекторов, ухудшением оперативной библиографической информации о выходящей печатной продукции, скудностью и неритмичностью финансирования комплектования, при том что много денег «съедает» подписка. Большинство юношеских библиотек отстают от других по части информатизации. Их оснащение современными техническими средствами происходит пока, как это ни огорчительно признать, по остаточному принципу — после того, как их получат все другие универсальные библиотеки [16, с. 38].
Перспективная концепция развития юношеских библиотек, для разработки которой есть все основания, могла бы содействовать дальнейшему повышению их социальной роли.
Таким образом, в настоящее время наиболее многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Детские библиотеки обслуживают старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворяют запросы учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Наиболее актуальными проблемами развития детских библиотек в настоящее время являются: проблема комплектования детских библиотек, проблема оснащения новейшими информационными ресурсами, проблема повышения квалификации библиотечных работников. Несмотря на вышеизложенные трудности и нерешенные проблемы, детские библиотеки выполняют не только свои основные функции — приобщения детей к чтению, к информационной культуре, но зачастую и функции образовательного и клубного учреждений, способствуя организации не только досуга, но и общения детей. Ведущей детской библиотекой нашей страны является Российская государственная детская библиотека.
продолжение
--PAGE_BREAK--Отличие областных юношеских библиотек от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной группы (15―21 год). специализированная юношеская библиотека к началу XXI в. сформировалась как культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания благоприятных условий для его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.
В оказании помощи подрастающему поколению в деятельности юношеских библиотек приоритетны: приобщение к вечным ценностям, предоставление каждому молодому человеку равного доступа к информации и достижениям мировой цивилизации, индивидуальное обслуживание. По сути, юношеская библиотека — инновационное учреждение, активно развивающееся в условиях радикальных перемен в экономике, социальной сфере, культуре.
Глава 2 Роль детских и юношеских библиотек в формировании гражданского и патриотического самосознания молодежи
2.1 Формирование нравственных ценностей молодежи
в детских и юношеских библиотеках
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139].
Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-психологическое образование со своими механизмами, предопределяющими подготовленность человека в данной области жизнедеятельности и в которой наблюдается диалектическая связь между интеллектульно-познавательным, эмоционально-ценностным и деятельностно-практическим элементами [5, с. 40].
Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе — противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей. Переход от одних ценностей к другим оказался болезненным и породил ценностный вакуум, который преодолевается с большим трудом.
Вопрос о приоритетных для россиян ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях РАО, был предметом психолого-педагогических научных исследований, изучался на междисциплинарном уровне [5, с. 40].
В качестве приоритетных российских ценностей наиболее четко выделяются свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Отчизне. Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов, в том числе детских и юношеских библиотек.
Система работы по патриотическому воспитанию молодежи в детских и юношеских библиотеках нашей страны начала формироваться в далекие 70-е годы прошлого столетия. В 1979 г. Центральный штаб всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа и редакция журнала «Библиотека» объявили конкурс на лучшую организацию военно-патриотического воспитания юного поколения. Он проводился под девизом — «Есть стать в строй!» — и состоял из самых разнообразных акций и мероприятий. Прошли литературные вечера из цикла «И мужество как знамя пронесли», посвященные писателям и поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны; День библиографии — «О войне, о товарищах, о себе»; урок мужества — «Им навсегда осталось 20» (о комсомольцах Великой Отечественной войны; вечер вопросов и ответов читателей предпризывного возраста со специалистами военных кафедр [1, с. 19].
К сожалению, начиная с середины 1980-х гг. и вплоть до середины 1990-х гг. стало «неприлично» говорить о патриотизме. Его дух был практически изгнан из пропаганды нравственных ценностей, СМИ, системы воспитательной работы с подрастающим поколением, вообще из духовной жизни общества. Слова «родина» и «отечество» стали выходить из употребления. Их заменили на малопонятные — альтернативные — «наша родина». Надо справедливо отметить, что все это произошло не без усилий части российской интеллигенции. Страна оказалась расколотой на обвиняемых и обвинителей, раскулаченных и тех, кто раскулачивал, репрессированных и тех, кто репрессировал. Создававшиеся столетиями в российской культуре и образовании традиции патриотического воспитания подверглись существенной ревизии [19, с. 9].
Наступала перестроечная эпоха, и на всех углах превозносились либеральные общечеловеческие ценности. В то же время память о прошлом — краеугольная ценность в формировании мировоззрения и ценностного мира юного гражданина России — была отброшена на обочину всей системы воспитательной работы. Учреждения образования и культуры реже стали проводить уроки мужества, Вахты памяти павших героев, встречи с ветеранами войны и труда — все те мероприятия, благодаря которым пробуждаются и крепнут патриотические чувства, формируется историческое сознание, а с ним и любовь к Отечеству [19, с. 9].
Просматривая методические материалы по библиотечному обслуживанию населения конца 1980-х — начала 1990-х, можно увидеть смысловой и идеологический вакуум в части военно-патриотического воспитания молодежи.
По-настоящему активизировалось героико-патриотическое воспитание молодежи в детских и юношеских библиотеках после принятия Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы».
Рассмотрим, как осуществлялась эта программа на примере деятельности библиотек г. Тольятти.
В Тольяттинской ЦБС была разработана целая библиотечная стратегическая программа. В ее рамках с начала 2003 г. стартовала заочная читательская конференция «Дорогами войны 1943 г.». В ней отразились основные даты и события переломного сорок третьего года: снятие блокады Ленинграда, оборона плацдарма Малая земля, битвы — за Кавказ, на Курской дуге, первый победный салют в Москве [19, с. 10].
В ходе конференции библиотеками было проведено свыше 70 мероприятий, в которых участвовали и люди старшего поколения, и молодежь. Ими было прочитано свыше 1300 книг [19, с. 10].
Был проведен конкурс на лучший читательский отзыв о книгах военной тематики. Было отмечено, что наибольшей популярностью пользовались такие произведения, как «Судьба человека» М. Шолохова, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова, «Обелиск» и «Сотников» В. Быкова, «Воспоминание» Г. Жукова.
В канун празднования Дня Победы был проведен митинг, посвященный столетию со дня рождения земляка Героя Советского Союза генерала Д. В. Голосова. В 1987 г. на фасаде библиотеки была установлена мемориальная доска в память о герое, а инициатором этой акции стала заслуженная учительница РСФСР, почетная ставропольчанка Г. М. Антонова. Необходимо пояснить, что г. Ставрополь-на-Волге в свое время был затоплен водохранилищем, а его жители переехали в построенный рядом новый город — Тольятти. На мероприятии звучали строки военной лирики С. Гудзенко, Ю. Левитанского, К. Симонова и нашего современника, тольяттинского поэта Б. Скотневского. Затем в читальном зале участники митинга познакомились с экспозицией «Сыны Отечества», посвященной 60-летию Курской битвы и 100-летию со дня рождения Д.В. Голосова — одного из боевых командиров Огненной радуги [19, с. 10].
В последние годы Тольяттинская ЦБС ведет информационное кураторство клуба юных историков школы №20. Приоритетным направлением в деятельности этого объединения постепенно становится поисково-исследовательская работа. Учащиеся изучают боевые маршруты ставропольчан-героев: Виктора Носова, Дмитрия Голосова, Виктора Бузыцкова.
Обычно митинг и урок мужества завершается песнями военных лет в исполнении хора патриотической песни одной из школ Тольятти. В 2003 г. такой праздник, организованный Юношеской библиотекой в честь Дня Победы, признан лучшим мероприятием военно-патриотической тематики в номинации «Браво» [19, с. 11].
В воспитании чувства любви к малой и большой Родине особая роль принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к ратному подвигу народа, учится служению Отечеству на героических примерах из жизни великих предков. Здесь на первый план выдвигается военно-патриотическая подготовка читателей, которая включает в себя [19, с. 11]:
- изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона; ратной истории России и Советского Союза, истории Вооруженных сил, боевых традиций армии и флота (других силовых структур); жизни и подвигов военачальников, полководцев, защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, масторов культуры и искусства, религиозных деятелей (в том числе и земляков); боевого пути воинских частей и соединений; военной символики и формы;
- проведение дней воинской славы России и Советского Союза;
- реконструкцию исторических событий;
- увековечение памяти российских и советских воинов.
Коллектив Тольяттинской ЦБС совместно с партнерами по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы» провел ряд военно-патриотических, историко-краеведческих акций. Это — «круглый стол», названный «Мы не потерянное поколение», историко-патриотический вечер: «Их имена в истории края» (к 150-летию Самарской губернии), ток-шоу старшеклассников с учеными-коаеведами «Нам город становится ближе» в рамках городских Татищевских чтений, часы Отечества; «Поля русской славы» (в честь Сталинградской и курской битв, презентации библиотечных экспозиций: «Как могут эти дни забыться» [19, с. 10].
Дни воинской славы России — особые дни. Общество, чествуя армию и флот, воздает дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Поднимаясь над буднями, библиотекари стараются по-особому подать юношам и девушкам все о смысле ратной службы, убедить их в ее важности и значимости для гражданина своей страны.
В Дни воинской славы России, посвященные 60-летию снятия блокады Ленинграда, прошли: старт военно-патриотической эстафеты «Война в истории моей семьи»; литературно-поэтическая композиция «Город собирает силы», воскрешающая 900 трагических дней и ночей блокадного Ленинграда; конкурс на лучшее прочтение военной лирики «Россия, поклонись»; обзор «Стихи, прорвавшие блокаду», в центре которого — поэзия О. Берггольц и А. Ахматовой.
Для системного патриотического воспитания молодежи большое значение имел «круглый стол», названный «Мы не потерянное поколение». Его участниками стали педагоги и организаторы воспитательной работы школ, руководители музеев боевой славы и поисково-исследовательских отрядов, учащиеся — члены клуба юных историков города, историки-краеведы, городские журналисты, библиотекари, работающие с юношеством [19, с. 10].
На данном мероприятии обсуждались вопросы, касающиеся традиций патриотизма и проблем воспитания, историко-краеведческие, совместной деятельности социокультурных и образовательных учреждений. Тольяттинская ЦБС выступила с идеей неформального объединения информационных, методических, креативных ресурсов всех заинтересованных структур при проведении акций героико-патриотического, гражданско-патриотического воспитания.
В рамках разработанной библиотечной стратегии в январе 2004 г. в Тольятти стартовала военно-патриотическая эстафета поколений «Война в судьбе моей семьи», которая проходила с января по май 2004 г.[19, с. 11]
На дорогах эстафеты встретились три поколения: участники войны, дети войны, молодежь сегодняшнего дня.
На конкурс принимались:
- эссе, сочинения, рассказы, стихи;
- любительские фильмы и видеосюжеты;
- военные фотографии, семейные фотоальбомы военной поры;
- домашние реликвии (книги, памятные вещи).
Критериями отбора были: достоверность; рукописное сопровождение; согласие на обнародование личных архивов; организация выставки военных раритетов.
Финал военно-патриотической эстафеты был приурочен к празднованию Дня Победы. По итогам акции отдел маркетинга Центральной библиотеки города выпустил сборник читательских эссе «Война в истории моей семьи» [19, с. 11].
Таким образом, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе — противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей. Переход от одних ценностей к другим оказался болезненным и породил ценностный вакуум, который преодолевается с большим трудом.Вопрос о приоритетных для россиян ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях РАО, был предметом психолого-педагогических научных исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных российских ценностей наиболее четко выделяются свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Отчизне. Можно сделать вывод, что деятельность Тольяттинской ЦБС наглядно демонстрирует активную деятельность детских и юношеских библиотек в области героико-патриотическое воспитания молодежи.
2.2 Формы библиотечной работы по развитию
патриотического и гражданского самосознания молодежи
Сегодня патриотическое воспитание-это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты.
Главными целями этой системы являются развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Что может сделать в данном направлении библиотека? [14, с. 13]
В первую очередь — найти путь к сердцу ребенка через книгу. Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности. В основе работы по созданию такой среды лежат педагогика сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, свобода выбора дел, которые предлагает участникам данного процесса библиотека, используя при этом различные формы библиотечной работы. Так, по каждому направлению системы патриотического воспитания в библиотеках оформлены традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, которые по мере поступления дополняются справочными и документальными материалами. К особо значимым датам на информационном стенде делается подбор литературы, что является основой при дальнейшей работе библиотеки с объединениями Центра. Это работа заключается в проведении бесед, викторин, конкурсно-познавательных программ, литературно-музыкальных встреч [14, с. 13].
Одним из направлений воспитания патриота и гражданина является работа по изучению государственной символики России, разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна. В библиотеке оформлена специальная полка по данному направлению («Символы Отечества»), на которой представлены книги и брошюры, публикации из периодических изданий и методические рекомендации по разъяснению государственной символики, даны образцы символов России, материалы из их истории и современной жизни [14, с. 14].
Эти публикации не только привлекают внимание юных читателей, но и помогают педагогам в проведении уроков гражданственности других воспитательных мероприятий с использованием государственных символов. Библиотекари проводят беседу-разъяснение содержания Конституции РФ, библиотечный урок по основам правовых знаний.
продолжение
--PAGE_BREAK--