Реферат по предмету "Педагогика"


Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

Реферат
«Роль семьи вкоррекционно-развивающем обучении и воспитании детей с речевыминарушениями»
Северодвинск 2007

1. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи
1.1 Что такое семья?
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа,члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральнойответственностью…» (Советский энциклопедический словарь, 1985).
«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшаяформа организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственныхсвязях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями исестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»(Н.Я. Соловьев).
По нашему мнению, важно было бы определить, что такое семья сточки зрения психологической науки, рассмотреть, как строятся внутрисемейныесвязи, какую роль они оказывают на каждого из ее членов.
Основы целостного подхода к семье как единице изучениясформулированы Н. Аккерманом – одним из основателей семейной психотерапии.Он ввел понятия «идентичности» и «стабильности» семьи. Семейная идентичность – этосодержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации,разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнениясемейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи. Стабильностьсемьи предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтамии способность семьи к дальнейшему развитию. Семья выступает как структура,характеризующаяся специфическими связями между составляющими ее элементами.Понимание семьи как системы позволяет распространить на нее широко известныеположения, относящиеся к функционированию системных объектов:
1. Семья обладает сложным внутренним строением, своейпсихологической структурой.
2. Семейная система как целое образует у включенных в нееиндивидов «системные качества». Иначе говоря, семья как целое определяетнекоторые свойства и особенности, входящих в нее элементов.
3. Семейная система обладает свойством неаддитивности, т.е. неявляется суммой входящих в нее индивидов.
4. Каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы, исам находится под их влиянием.
5. Семейная система обладает способностью к саморегуляции.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура идинамика.
1.2 Функции семьи
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная судовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяютсяиндивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и ихвоспитании; в том, что родители могут «реализоваться в детях». В ходевыполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающегопоколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-каповая функция семьи заключается в удовлетворенииматериальных потребностей членов семьи (в пище, одежде и т.д.), содействуетсохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечиваетсявосстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей всимпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активносодействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения – удовлетворениепотребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, онаиграет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнениясоциальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различныхобстоятельств (возраст, болезнь) не обладает в достаточной степени способностьюсамостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальныминормами.
Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротическихпотребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этомосуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов,обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которыезатрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствоватьнарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членови взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например,причиной нарушения воспитательной функции семьи может стать и отсутствие уродителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях(конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.).
1.3 Роль семьи в развитии ребенка
Тесная взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, егосоциальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями еговзаимодействия с матерью в детском возрасте – с другой, глубоко прослежена вконцепции классического психоанализа З. Фрейда. Последователи бихевиористическогоподхода установили, что уровень эмоциональных связей младенца с матерью взначительной степени определяется тем, насколько часто образ материассоциируется ребенком с процессом получения удовольствия и уменьшениемдискомфорта.
Впрочем, некоторыми психологами было установлено, что основноевлияние на развитие личности оказывает вовсе не степень удовлетворения матерьюбиологических потребностей ребенка, а тот ранний опыт эмоционального общения,который приобретается ребенком (Э. Эриксон). В многочисленных трудахотечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного членаобщества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у негоадекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственныхдетей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий еговзрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянныйконтакт, оказывается возможным только в семье.
В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, егосоциализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения сблизкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первыйвид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. Вседальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системечеловеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственнозависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении непоявляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости отусловий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии такойпотребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего – близкихвзрослых.
В рамках понимания семьи как системы рассматривает семейныеотношения Э. Берн, определяя для каждого члена семьи свои роли иособенности влияния членов семьи друг на друга. Он определил три состояния «Я»личности: состояние Родителя, Взрослого и Ребенка. Развитие состояний «Я»происходит в определенном порядке. После рождения ребенка его восприятиесосредоточено на личных потребностях и комфорте. Почти сразу же появляетсясостояние «Я» Ребенка. Следующим развивается состояние «Я» Родителя. Часто оновпервые наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая ихповедению. Состояние «Я» Взрослого развивается по мере того, как ребенокстарается осмыслить окружающий мир. К восьми годам у ребенка развиваетсяпредставление о своей ценности и о ценности окружающих. Он решает, что означаетдля него прошлый опыт и какие роли он собирается играть. Это приводит ребенка кпринятию психологических позиций относительно себя: «Я – хороший, Вы – хорошие»,«Я – плохой, Вы – хорошие», «Я – хороший, Вы – плохие», «Я – плохой, Вы – плохие».
На принятие той или иной психологической позиции ребенком вомногом оказывает влияние то, насколько утоляется жажда общения и признанияребенка с помощью контактов. Обычно эта потребность удовлетворяется вкаждодневных ухаживаниях родителей за ребенком. Улыбка, кивок головы, слово,хмурый взгляд, жест заменяют ощущение некоторых контактов. Недостатокэмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка.Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует егоздоровому развитию. Через первые ощущения от положительных или отрицательныхконтактов маленькие дети начинают ловить сообщения о себе, о своей ценности.Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной силой в ихличностном развитии, значительно влияют психологические позиции, которыепринимают дети, на роли, которые они играют. Каждая личность имеетпсихологический сценарий, содержащий программу исполнения индивидуальнойжизненной драмы. В основе этого сценария лежат предписания, принятые ребенкомот родителей.
Следует подчеркнуть, что современная психология достаточноопределенно очерчивает временные рамки всех наиболее важных периодов развитияиндивида. Так, впервые пять лет жизни у человека в основном формируетсяструктура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически,социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частичноудовлетворяются его потребности. Ведущую роль при этом играют родителя, идругие близкие родственники. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенкашколой социального общения. В этот период он должен приобрести чувство доверияк окружающему миру сформировать у себя позитивное самоощущение, чтовпоследствии послужит ребенку опорой для приобретения нового жизненного опыта,гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Напротив, недостатокэмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельноориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающихвзрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху передобщением.
Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще неспособен к коммуникативной деятельности, его поведение является главнымусловием формирования потребности ребенка в общении. Об этом убедительно пишет,в частности, М.И. Лисина, подчеркивая, что именно по примеру взрослогоребенок, в конце концов, втягивается в эту деятельность.
Зарубежные исследователи обращают внимание на связь между теснымии теплыми взаимоотношениями матери и ребенка в младенчестве и большойсамостоятельностью ребенка в раннем детстве. Отмечаются также связь междудефицитом эмоционального контакта в младенчестве и агрессивностью вподростковом возрасте.
По мнению ряда ученых, имеется положительная связь междуотзывчивостью матери и познавательным развитием малыша. Э. Эриксон считаеттесный контакт ребенка с матерью в младенчестве фундаментальной основойразвития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же времятеплого и доверительного отношения к другим. Включенный в эти отношения,ребенок к концу первого полугодия уже оказывается в состоянии дифференцироватьсобственное «Я» от «не Я» матери. Этот период считается наиболее сензитивным вразвитии отношений, получивших название «поведения привязанности».
Ряд исследователей установили, что для детей, растущих в атмосфереотвержения, характерны повышенная эффективность, недостаточность контроляэмоциональной жизни, эмоциональная незрелость, агрессивность, антагонизм, болеевысокая возбуждаемость. По данным В.И. Гарбузова, дети со временемначинают оценивать неприятие как агрессию со стороны родителей, оно остановитсяхронической психотравмой, сопровождается тревожностью и агрессивностью.Тревожность модифицируется в ощущение неполноценности, в невротическоестремление к сверхзащите, а агрессивность при наличии неосознанного чувствавины, в аутоагрессивность.
Классификацию типов нарушения семейного воспитания, наблюдаемых поотношению к детям, страдающим неврозами, неврозоподобными состояниями иакцентуациями характера, предложил Э.Г. Эйдемиллер:
1. Потворствующая гиперпротекция – ребенок находится в центревнимания семьи, и семья стремится максимально полно удовлетворить егопотребности.
2. Доминирующая гиперпротекция – ребенок находится в центревнимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, лишая егосамостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
3. Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей ребенка,жестокое обращение с ним.
4. Повышенная моральная ответственность – в воспитании сочетаютсявысокие моральные требования с невниманием и недостатком заботы со стороныродителей.
5. Жестокое обращение – родители не стремятся удовлетворитьпотребности ребенка, при этом практикуют жестокие наказания за малейшиепроступки.
6. Безнадзорность – ребенок предоставлен сам себе, родители неинтересуются им и не контролируют его.
А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойствародительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:
1. Адекватность – наиболее близкая к объективной оценкапсихических и характерологических особенностей своего ребенка и построениевоспитания на этой основе.
2. Динамичность – способность изменять методы и формы общения ивоздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.
3. Прогностичность – направленность воспитательных усилий вбудущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшаяжизнь.
Крайним вариантом нарушения взаимоотношений родителей с детьмиявляется так называемая материнская депривация. Это состояние,характеризующееся тяжелым психологическим дискомфортом ребенка, возникает вусловиях постоянного отсутствия матери или резкого неприятия с ее стороны. Какв теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейнойситуации на формирование тенденций поведения и личностных черт у детей,отмечается огромная роль матери. У. Роджерс пишет, что при отсутствииматери или в ситуации, когда ребенок ее видел крайне редко, он ощущалэмоциональный дискомфорт, чаще плакал, был упрям, агрессивен.
Многочисленные исследования показали, что основным условиемпсихического здоровья являются теплые отношения ребенка с матерью в раннемвозрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В противномслучае ребенок переживает материнскую депривацию. О большом значенииэмоционального контакта родителей с ребенком можно судить как понепосредственным реакциям ребенка на отделение, так и по значительнымизменениям его личности впоследствии. У детей, отделенных от родителей, частопроявляются интенсивная тревога, сильная потребность в любви, желание мститьродителям, в результате чего порождается чувство вины и депрессия.
При материнской депривации, носящей даже фрагментарный характер,наблюдаются нарушения эмоциональной и социальной сферы жизни личности.
Указывается на следующие типичные моменты:
1. Поверхностные, неглубокие отношения с людьми;
2. Отсутствие теплых чувств, неспособность заботиться о людях;
3. Замкнутость, нежелание общаться с людьми, пытающимися емупомочь;
4. Отсутствие эмоций в тех случаях, где они естественны,эмоциональная невключенность;
5. Лживость, стремление к обману, часто ничем не мотивированные;
6. Склонность к воровству;
7. Неспособность сконцентрироваться на учебной деятельности.
А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых изучали особенностиреагирования на фрустрирующую ситуацию у детей, обучающихся в интернате (гдеможно предполагать нарушенные отношения с родителями) и детей – воспитанниковмассовой школы на основе методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.Анализ полученных результатов показал, что у детей из интерната по сравнению сдетьми из обычной школы достоверно преобладают реакции, содержащиевраждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Детяммассовой школы больше свойственны реакции, направленные преимущественно наудовлетворение потребностей, т.е. преобладают более конструктивные реакции,ребенок сам пытается выйти из фрустрирующей ситуации.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что холодные, неустойчивыеи поверхностные контакты, типичные для интернатов и домов ребенка, необеспечивают достаточного эмоционального комфорта. Дети в этих учрежденияхлишены столь необходимого им тепла, что существенно ограничивает развитиеэмоциональных механизмов личности. Как показал Г. Гольдфарб, у детей,воспитывающихся в интернатах, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Дляних характерна большая изоляция в социальной среде, сниженная способностьвступать в значимые взаимоотношения с другими людьми, вялость эмоциональныхреакций. Существует определение этого типа личности как «безэмоциональныйхарактер».
М.И. Лисина также отмечала, что у детей, воспитывающихся вдомах ребенка, наблюдалось отставание в становлении общения со сверстниками повсем показателям. Интерес и эмоциональное отношение к ним были снижены,инициативные действия проявлялись позднее и чаще окрашивались отрицательнымиэмоциями. В поведении воспитанников закрытых учреждений было больше негативныхпроявлений.
В исследованиях было показано, что в результате удаленности отсемьи и постоянной смены людей, которые заботятся о ребенке и к которым онпривязывается, ребенок начинает вести себя так, будто ни забота о нем, никонтакты с другими людьми не имеют для него никакого значения, со временем ондоверяет окружающим все меньше, у ребенка развивается эгоцентризм инезаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Его контакты с другимилюдьми окрашены эмоциями агрессии и враждебности, ибо, не получая любви итепла, ребенок не может давать их людям.
У детей, растущих вне семьи, отмечает Е.О. Смирнова, не былообнаружено ни одной из известных и типичных для дошкольного возраста формобщения.
В то же время явный интерес к взрослому, инициативные действия,обращенные к нему, обостренная чувствительность к его вниманию и оценкамсвидетельствуют о том, что дети испытывают острую потребность во внимании идоброжелательности взрослого. Ребенка привлекает сам взрослый, независимо отуровня его компетенции или умения наладить совместную деятельность. Все контактысо взрослым сводятся к поиску его внимания и расположения. Зависимостьсамооценки взрослого человека от того, как в предшествующие периоды егооценивали значимые для него люди, в частности родители, описала Е.Т. Соколова.Она установила, что на уровень самооценки ощутимо влияет нарушение отношений всемье. Для детей, воспитывающихся в интернатах и детских домах, живущих внеблагоприятных жизненных условиях, лишенных положительного эмоциональногообщения с родителями, характерно отрицательное отношение к себе и заниженнаясамооценка. Для педагогов и психологов очевидным становится тот факт, чтосамооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяютего поведение и успеваемость. Неудовлетворительная успеваемость,незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многомобусловлены заниженной самооценкой. У таких детей наблюдается повышенныйуровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудносходятся со сверстниками, учатся с напряжением.
1.4 Семья, имеющая ребенка с речевой патологией
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение,слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, чтонарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей снарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например,маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие очень тяжелоего переживают, так как осознают свой дефект. На почве первоначальногонепременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, можетпоявиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формированиедетской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самогораннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которойформируется его собственная речь.
Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речипереживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнятьправильные акустико-артикуляционные связи.
У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникаютфонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильноепроизношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянныйнедостаток произношения.
Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаютсяпо личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кромеотношения к своему речевому дефекту.
По этому критерию дети делятся на 2 группы:
1) болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;
2) безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.
Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть:
сравнение своей речи с речью других детей;
насмешки детей над дефектом речи ребенка с фонетико-фонематическимнедоразвитием;
укоры родителей и близких родственников и т.д.
Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту можетбыть:
неосознание своего дефекта;
отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;
попустительское отношение родителей к дефекту ребенка.
Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такойже дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, чторечь – это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована имидля ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.
В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефектуогромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как онинастраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают,является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевомудефекту.
Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твойпапа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорятзначительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколькознаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие,и их дефект им не мешает». Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствиинасмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речьнормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности.
Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь,словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? Стакой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобойвсе будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещебольше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок можетзамкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание). Вначале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказываетсяот поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы вобучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненнойчувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к рядухарактерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильномподходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильномпедагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.
Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работенад речью, стремление преодолеть свой дефект. Как известно, существуют и болеетяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основеорганической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такиедефекты, как алалия, анартрия, тяжелые варианты дизартрии и т.д.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием длявсех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себяобязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно,реализует их неосуществленные мечтания. Однако близкие аномального ребенка неимеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречиемежду ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречиееще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когдаего физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.Отмеченная психологическая ситуация, носящая подчас глубоко драматическийхарактер, ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений. Недаром американскийспециалист в области семейной терапии Дж. Фрамо высказал мысль,правильность которой впоследствии была подтверждена многочисленныминаблюдениями: «В любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями,имеет место искаженный брак» При этом во многих случаях роль родителейвынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически невыходит за рамки потребностей текущего периода. Так, А.С. Спиваковскаяпоказала, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениямиразвития, в частности с тяжелыми речевыми нарушениями, отличаетсянеадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшнимпроблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях снормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью,адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка.
Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развитияребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовыеситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно неподготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь являетсянеобходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.
Реакция родителей на тяжелый речевой дефект ребенка бываетобусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисовв их жизни, так и особенностями личности.
Индивидуумы, которые уже испытали или пережили какие либо кризисы,лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче справиться с новой бедой –появлением аномального ребенка.
Однако для всех рождение аномального ребенка в огромной степениизменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека,надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досадыили озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряютсяпроблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностноговзаимодействия.
Г.Г. Гузеевым была сформулирована модель поведения семьи впроцессе медико-психологического консультирования, которая с достаточнойстепенью приближения может быть распространена на все виды консультированиясемей с детьми с отклонениями в развитии различной этиологии. Все многообразиереакций родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4основные фазы.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, поройстраха. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценностипри рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больногоребенка, ощущение беспомощности. Сложная гамма чувств и отрицательных эмоцийвыбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениямв характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболеваниеребенка и последующая инвалидность, отсутствие эффекта от лечения, состояниебезнадежности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейнымнеурядицам и даже разрушению семьи. Интересен в этом смысле вывод, к которомупришли сотрудники редакции английского журнала «Lancet» в 1971 году. Они, в частности,утверждали, что при оценке состояния аномального ребенка трудно решить вопрос,кто больше нуждается в медицинской помощи и лечении – мать ребенка или самребенок. Результатом такого состояния родителей часто является резкое падениесамооценки. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не всостоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. В такихслучаях требуется применение ряда психокоррекционных мероприятий, а затем ужеследует проводить консультирование семьи.
Нередко шоковое состояние родителей трансформируется в негативизм,отрицание поставленного диагноза.
Период такого негативизма и отрицания рассматриваетсяисследователями как вторая фаза состояния семьи. Функция отрицания направленана то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильностисемьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом, отрицание можетбыть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка ипроведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители многократнообращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный»диагноз. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданнымиоптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Такначинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающиеадекватной адаптации.
По мере того как родители начинают принимать диагноз и пониматьего смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние,связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Трудно до концаоценить степень воздействия такого сильного потрясения. Травма может изменитьвзаимоотношения родителей с другими членами семьи и между собой. Наличие всемье аномального ребенка отрицательно сказывается на ее жизни и деятельности,динамике супружеских отношений, приводит к дезорганизации и реорганизации ролиродителей. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции. Нередкотакие переживания подавляют интерес к работе, к другим делам. Этот синдром,получивший название «хроническая печаль», является результатом постояннойзависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрациивследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребенка,неизменности его психического и физического дефекта.
Четвертая фаза – это самостоятельное, сознательное обращениеродителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психическойадаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начатьруководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональныеконтакты. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелойадаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологическойи медицинской помощи и поддержке.
Рассматривая все жизненные фазы семьи, имеющей ребенка снедостатками в развитии, в частности с тяжелой речевой патологией, F. Ferberпришел к выводу, что основной груз забот по уходу за ребенком-инвалидом лежитпреимущественно на матери.
Было проведено клиническое исследование психического состоянияматерей, имеющих аномальных детей. Так выделились две группы. Матери первойгруппы отличались подвижностью, активностью. Известие о болезни или отклоненияхв развитии ребенка у 'них вызывало выраженные депрессивные реакциидлительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. У некоторых матерейэтому предшествовал психогенный ступор, сменявшийся через несколько минутбурными рыданиями, отчаянием, тоскливым настроением и т.д. Вину за случившеесяони брали на себя. Иногда это сопровождалось суицидальными мыслями. У женщиннарушался сон, усиливалась депрессия. По прошествии определенного времени утаких матерей формировалось стойкое субдепрессивное настроение, частопрерывавшееся слезами и тревожными опасениями за настоящее и будущее ребенка.Такое состояние особенно сильно овладевало ими в то время, когда они не былизаняты какими-либо делами, например в вечерние часы, перед сном. У женщин этойгруппы значительно усиливалась раздражительность, по малейшему поводу возникаливспышки гнева, что затем вызывало раскаяние. Наряду с депрессией у такихматерей отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающиеболи в груди, колебание артериального давления. С годами личностные особенностиматерей претерпевали характерную динамику. Женщины становились болеезамкнутыми, теряли интерес к окружающему, суживался круг прежнихпривязанностей. Они становились как будто спокойнее, но и безразличнее.
Вторую группу составляли женщины, для которых были характерны меньшаяактивность, стремление к уединению, небольшой круг знакомых. В болезни илидефекте ребенка они обвиняли медицинский персонал. Сообщение о сущностинарушения у ребенка принимали достаточно спокойно. Причиной этого, вероятно,могли явиться неверные представления о нарушении в развитии ребенка, далекие отреальности. Матери не представляли в полной мере тяжести состояния ребенка. Стечением времени матери осознавали положение, в котором оказались, и вместе сэтим у них рождалась тенденция жить сегодняшним днем, не строить планы набудущее. У многих из этих матерей возникало депрессивное состояние: настроениезаметно ухудшалось, и появлялись приступы отчаяния. Периоды пониженногонастроения удлинялись до нескольких суток, сопровождались наплывамитревожно-горестных мыслей.
Таким образом, у матерей обеих групп, несмотря на различиепсихических состояний, которые можно было наблюдать вначале, в итогеобнаруживалась стойко выраженная депрессия, сопровождавшаяся чувством горя,сострадания ребенку, необходимости самопожертвования ради него.
Отцы детей, имеющих нарушения в развитии, были редкими участникамиисследований. Обычно сведения об отцах аномальных детей добываются из разговорас матерями. Так, в частности, установлено, Что большинство отцов реагируют нарождение аномального ребенка скорее психологическим отказом от него, и преждевсего тогда, когда речь идет о сыне.
Большинство матерей, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни,любят его таким, какой он есть, за то, что он существует. Отец, напротив,прежде всего, смотрит в будущее. Его больше интересует, каким вырастет его сынили дочь. При наличии тяжелого речевого дефекта у ребенка достижение успеханевозможно. Это приводит отца к разочарованию и, если он не видит никакихперспектив, а усилия жены направлены целиком на уход за больным ребенком и онаполностью поглощена своим горем, то будущее начинает видеться отцубеспросветным и он нередко уходит из семьи.
Другие исследования показали, что отцы сильнее, чем матери,чувствуют свою ущербность перед общественностью из-за очевидного дефекта у ихребенка и испытывают опасения, что поведение аномального ребенка сильно поразитокружающих. Так, например, у отцов детей с грубой речевой патологией былообнаружено тяжелое депрессивное состояние, чувство неудовлетворенности, гнев иагрессивность по отношению к членам семьи.
Приводятся данные о неадекватной и противоречивой позицииродителей по отношению к своим аномальным детям. Отмечается, что родители аномальныхдетей, с одной стороны, инвалидизируют ребенка, сопротивляются обретению имсвободы и независимости, с другой – они желают более быстрого развития ребенка,преодоления социальных последствий дефекта. Родители болезненно воспринимаютвсе неудачи ребенка в обучении и в общении с окружающими.
1.5 Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всехпсихических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опытребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитииречи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение вразвитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основойформирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому приотставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы,связанные с общением. Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное вниманиеречевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений.Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. Адля этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевогообщения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет,чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь еевнимание, наконец, ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово«неси» – и мать тут же берет его на руки.
Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребеноксвязывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для негодействием или предметом.
Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает егорадостной улыбкой и выполняет его просьбу.
Развитие речи начинается с формирования обозначающей функциислова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. Сшести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим егословом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.
Для формирования речи важное значение имеет моторное развитиеребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки вокружающем, а также формирование потребности в общении.
В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенкаважное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенкаразвитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетныекартинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.
Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплекснойлечебно-педагогической работе, направленной прежде всего на развитие моторикиречи, коммуникативного поведения.
На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколькообстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей,просвещенность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и одефекте собственного ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитанияребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера,семейные отношения и т.д.
Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается наотношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для тогочтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскуюработу с ними. Такая работа может включать в себя:
1) ознакомительные беседы в детских садах и школах;
2) сообщения на стендах в детских садах, школах и поликлиниках;
3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состоянияречевого развития их детей;
4) психологическая помощь родителям, тяжело переживающим ситуациюаномального развития ребенка, и т.д.
Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитиив первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношениибольшое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различныеводные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранитьнеблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка. Так, принарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращенияк еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. Важноустановить четкий режим кормления. Пища не должна быть слишком холодной илигорячей. Категорически запрещается кормить ребенка насильно, особенно принедомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания. Иногда,чтобы разрешить трудности, связанные с кормлением ребенка, ему бывает полезнопребывание в небольшом детском коллективе.
При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться надним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводитьпугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказыватьна ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном всерезкие раздражители должны быть устранены. Категорически запрещается запугиватьребенка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребенка нужнопоследовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить всферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующиеобъяснения.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенкомсчитается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительнопоказано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективнопомогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.
В настоящее время важное значение придается также привлечениюродителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующейподготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может бытьисключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самихродителей.

Список, используемой литературы
1. Михина И.В.О культуре взаимоотношений педагога-психолога с семьей, находящейся встрессогенной ситуации // Логопед в детском саду. – 2007. – №8 (23). – С. 32–34
2. Михнева Е.Б. Ролсемьи в коммуникативном развитии ребенка // Логопед в детском саду. –2007. – №2 (17). – С. 57–61
3. Осипова И.И.,Домнинская К.В. О системе социально-психологического сопровождения семьи //Логопед в детском саду. – 2007. – №10 (25). – С. 26–32
4. Основылогопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.В. Кутеповаи др.; Под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 200 с.
5. Рыскина В.Л. Особенностидиалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работыс семьей // Логопед в детском саду. – 2008. – №2 (26). – С. 24–30


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.