Реферат по предмету "Педагогика"


Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ
Россия — Родина длямногих, но для того чтоб считаться её отпрыском либо дочерью, нужнопочувствовать жизнь собственного народа и творчески утвердить себя в ней,принять российский язык, историю и культуру страны как свои собственные.Реальный патриот обучается на исторический ошибках собственного народа, нанедостатках его характера и культуры.
Патриотизм — эточувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни:территория, климат, природу, компанию публичной жизни, особенности языка ибыта.
Духовный и творческийпатриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другомучувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально.Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучипатриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине.Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовноесамоопределение.
Родная культура, какотец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающейличность.
Сейчас к нам равномерновозвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться кстаринным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценноеиз собственных культурных достижений.
Россия XXIвека переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции,порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостноеобрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет кбездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.
Насовременном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольниковсредствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народноймузыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываютсяосновные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваютсяспособности, умения и навыки.
Сейчас лишьнемногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальноеискусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себенравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине вцелом.
Приобщение детей кнравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственногосамосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранениеистории нашей Родины.
Невозможно переоценитьроль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальныевозможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народныемузыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомятдетей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением кприроде, жизнелюбием, чувством юмора.
Ярко выплеснуть своиэмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором онживет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняютсяв хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевныйатрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства– сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Суть патриотическоговоспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любвик родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство любви к Родине закладываетсяв процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурнойсреды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкаютк окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтомубазой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанностик своей культуре и своему народу.
Духовное началонародного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина,П.А. Флоренского и др… Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е.Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым,Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционнойнародной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер,А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В.Осориной, М.П. Чередниковой и др.
Недостаточнаяразработанность данного вопроса послужила основанием для определения темыисследовательской работы: « Роль русского народного музыкального творчества ввоспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследованияявилось определение условий эффективного использования русского народногомузыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшегодошкольного возраста.
Объект исследования:процесс воспитания любви к своей малой Родине
В качестве предметаисследования заявлено русское народное музыкальное творчество.
Гипотеза исследования:предположим, что русское народное музыкальное творчество будет способствоватьвоспитанию любви к своей малой Родине, если:
Ø  включениеребенка в традиционную народную культуру будет происходить посредствомспециально организованной педагогической деятельности, содержание которойобусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного,познавательного и бытийно-практического компонентов

Ø   впроцессе приобщения детей к народному музыкальному творчеству будут учитыватьсятрадиции, обычаи, обряды малой Родины ;
Ø   содержаниеразвивающей предметной среды будет удовлетворять потребности актуального,ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базисаего личностной культуры, способностей, духовного развития;
Ø   методикаприобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являтьсобой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследованияподлинных народных традиций в современных условиях.
Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволилиопределить задачи исследования:
-          выявитьпсихолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с народным музыкальнымтворчеством;
-          изучитьособенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
-          определить уровеньсформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о социальнойдействительности;
-          разработатьметодическое пособие по воспитанию любви к своей малой Родине средствами русскогонародного музыкального творчества нашего региона и проверить его эффективностьв опытно-экспериментальной работе.
Методологической основой исследования явились: ведущие разработки педагогикиэстетического воспитания, музыкального образования, народной художественнойкультуры (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А.Некрасова, О.П. Радынова и др.); теория развития детей дошкольного возрастасредствами народного искусства (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина,О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методическойлитературы; педагогическое наблюдение, опрос, беседа; эксперимент (констатирующий,формирующий, контрольный); сравнительный анализ результатов.

1. Психолого-педагогическое обоснование проблемывоспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родинечерез приобщение к русскому народному музыкальному творчеству
 
1.1Цель, задачи, принципы и условия воспитания любви к Родине старших дошкольников
Современное пониманиепатриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью,разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природойданного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия формпроявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разнымиисследователями в различных исторических, социально-экономических иполитических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения ксвоему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм»употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и ввыступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политическихпартий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкованиятермина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.
Спекулятивные воззренияна почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма.Все они рассматривается как преднамеренные извращения истиного смысла изначения патриотической идеи.
Достаточно полнораскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), кродному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своегонарода, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»[5;].
И.Ф. Харламоврассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств ичерт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины,следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение кисторическим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь кродным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность иумение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братствои дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважениеобычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними[19].
Т.Н. Мапькорская,относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству,готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость клюбым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре,знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, чтонаходит свое воплощение в гражданственности [8].
Воспитание являетсямеханизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождениеподрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектамиконкретного исторического процесса.
В различныхисторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизниобщества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различныеаспекты.
Я.Л. Коменский отмечал,что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенкастремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Онписал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливоесостояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желаниемдействовать в интересах общего благополучия» [17].
В отечественнойпедагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающихпоколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности,любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, кгеральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотическихчувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественныеотечественные кинофильмы, театр, художественная литература.
Педагогическиеисследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны иразнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только вгероических поступках. От настоящего патриота требуется не только«героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа,часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" [7].
Чрезвычайно важным васпекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, чтоэтот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот периодпроисходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств,мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процессосознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека являетсянаиболее сензитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка,так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памятинадолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Вто же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина,патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков всвязи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня всодержание патриотического воспитания, какими средствами следует егоосуществлять.
В широком пониманиипатриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активнаясопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, еедостижениям и проблемам.
В понимании патриотизмамы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматриваетпатриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастномэтапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют своиособенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возрастаопределяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благоокружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств,как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себячастью окружающего мира.
В период старшегодошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства.От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многомзависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться течувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом,своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок,в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родногокрая, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическимвоспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместнойдеятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование вребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокамнациональной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенногоотношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитанияпатриотизма у детей старшего дошкольного возраста — формирование у нихпотребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающемуи развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,любознательность.
Задачи патриотическоговоспитания:
Ø   формированиедуховно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье,детскому саду, городу, селу.
Ø   формированиедуховно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследиюсвоего народа;
Ø   формированиедуховно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастностик ней;
Ø   воспитаниелюбви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей,чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, итолерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам иих родителям, соседям и другим людям.)
Содержаниепатриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает:
Ø   приобщениедетей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладномуискусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народнымиграм.
Ø   знакомствос семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной,семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени,достопримечательностями;
Ø   проведениецелевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организациясезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадкакустов, деревьев и другое;
Ø   организациятворческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенокпроявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоныгода в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно понеобходимости.
Для более эффективнойработы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимыследующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье,тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизмадетей.
Эвристическая средахарактеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенкаполем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничествовоспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлениидоверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителейминимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения сребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей иродителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детскомсаду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленностьпедагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагаетналичие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности,профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастроюна решение поставленных задач.
Все вышеизложенныепедагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Критерии и показателипатриотизма:
Ø   эмоционально-чувственный(выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малойРодины);
Ø   когнитивный(наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малойРодины, проявление любознательности);
Ø   мотивационный(желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
Ø   практический(умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Выделяя патриотическоевоспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы,необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями(гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видамивоспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чемсоотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
·         во-первых,патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается какчувство, все более социализируясь и возвышаясь посредствомдуховно-нравственного обогащения;
·         во-вторых,понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с егодейственностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальнойдеятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благоОтечества;
·         в-третьих,патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляетсобой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития,выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
·         в-четвертых,в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетнойсоциально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической,культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшегопринципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служениюОтечеству;
·         в-пятых,истинный патриотизм — в его духовности.
1.2Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях
Воспитание патриотизмана музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбенастоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны нетолько обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно иинтеллектуально.
Материализм продолжаетвсе больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания,что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость ввоспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основеотечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать вмолодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта,открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Музыка и жизнь — этогенеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коемслучае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел.Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будутпронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей,воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал,звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников,направляемые педагогом, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».
В образовании ивоспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение кнародному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народноемузыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей»,«звонкими живыми летописями».
Ввоспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотреныразличные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работас музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца,театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовлениемасок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с цельюпропаганды народного творчества.
Для патриотическоговоспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игрыразвивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передаватьмелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественныйобраз. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи,в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться,приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малымижанрами народного творчества.
При знакомстве науроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащаетсявнутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поютнебылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрыйюмор.
Совместная деятельностьдетей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь другдругу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху.Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий ипоступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображениеробких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детейбудет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на занятияхбудет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явитсясвоеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» испособствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работаюттакие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальноеразвитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.
Серьезную помощь в делепатриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особеннонеобходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись изчистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовнымнаследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательноеознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчествапомогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детейразвивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение еготалантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказыватьактивное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родиненачинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, кродному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связанос формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепеннорасширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема беседна музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на этутему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни ичто-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенныйнастрой.
1.3Народные песни, их виды
Частушка — жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанроформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными(преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-йполовине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью,исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь,балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон —мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доляв общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется.Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическаяимпровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям,прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки — хореический,рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная.Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные,мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетияинтенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влияниемфольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушкисоздаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые врусском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и другихреспубликах.
Песни свадьбы
На Руси свадьбыигрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальныхдействий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретныхобстоятельств свадьба могла быть “богатой” – “в два стола” (и в доме невесты ив доме жениха), “бедной” – “в один стол” (только в доме жениха), “вдовьей”,“сиротской”. Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждоговступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде,свадьба.
Но при всем бесконечноммногообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор,прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в домежениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебноедейство.
Свадебный обрядначинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья иносказательнымиприговорами, а затем и прямо объявляли о цели своего прихода. Родители должныбыли обдумать предложение, и если были согласны, то на сговоре закреплялиуговор о браке “рукобитьем”, обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты посовершению обряда.
На следующей,предсвадебной, неделе родители невесты готовились к свадьбе, а невеста,причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, сподружками. На девичнике подруги снимали с нее девичий головной убор (красоту,повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста “смывала” своедевичество.
На следующее утро в домневесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали застол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всехсобравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, послечего свадебный поезд увозил их к венцу.
После венчаниясвадебный поезд увозил невесту в дом жениха, где происходил продолжительныйпир. Через несколько дней молодые должны были посетить родственников.
На этом свадебный обрядзавершался.
Многие свадебныеритуалы по ходу свадьбы “пересказывались”, “комментировались”, “опевались” впеснях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавалособую поэтическую действительность, свой сценарий действа. Этот поэтическийсюжет свадьбы, отраженный в песнях и причитаниях, и представлен в данномразделе.
Поэтическая свадебнаядействительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать,от действительности реальной. Она трансформирует происходящие события; возникаетфантастически-сказочный мир. В этом волшебном мире невеста — всегда лебедьбелая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь –змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – “слезами полита”… Как в сказке всеобразы однозначны, да и сам обряд поэтически интерпретированный, предстаетсвоеобразной сказкой.
Из-за гор высоких,из-за лесу темного, из-за моря синего поднималась туча грозная, гряновитая, сгромами гремучими, с молниями палючими, с крупным частым дождичком, с бурею, стяжкой метелицей. Из-под той то тучи грозной вылетало стадо серых гусей дасерых утичек. Замешалась среди них лебедь белая. Стали они лебедь клевати,щипати, злато крылышко ломати. Закричала лебедь звонким голосом лебединым: “Нещипите меня, гуси серые, не сама я к вам залетела, занесло меня погодью, давеликою невзгодью”…
Свадьба, являясь однимиз самых значительных событий человеческой жизни, требовалапразднично-торжественного обрамления. И если прочитать по порядку всепричитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебный мир, можнопочувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся “за кадром” красочныеодежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосый хор “песельниц”,заунывные мелодии причитаний, звуки гармоней и балалаек – но поэтическое слововоскрешает боль и высокую радость того праздничного состояния души, которое ужеушло от нас.
Песни рабочих
Рабочий фольклорформировался с развитием пролетариата в России.
В XVIII столетии напервых уральских горнорудных заводах работали в основном каторжане и приписныерабочие из крепостных крестьян. И многие их песни (“Ах, у нашего сударя светабатюшки…”; “О се горные работы…”; “На разбор нас посылают…” и др.) – это скореерод песен тюремно-каторжных, ибо жизнь первых русских рабочих мало отличаласьот жизни колодников. Ужасные условия непосильного труда, бесправие, беззаконие,преследование и обман со стороны начальства – основные темы рабочих песен XVIII– первой половины XIX века.
Рост рабочегосамосознания во второй половине XIX столетия отражают песни, в которых ропот нахозяев заводов и фабрик перерастает в протест против самой системы угнетения. Впеснях рабочих второй половины XVIII – конца XIX века все более и болеераспространяются мотивы революционные. В конечном счете, к началу ХХ века песнипролетариата превратились в песни борьбы с самодержавием.
Песни рабочих, чемдалее во времени, тем в большей степени сочинялись в диапазоне не традиционногоне фольклорного, а – литературного мышления. Влияние культуры образованныхсословий, распространение грамотности среди пролетариата, полный отрыв отдеревенской жизни и природы – все это сказалось на поэтике рабочих песен.
Многие из них сочиненыявно индивидуально, причем без опоры на традиционные песенные формулыкрестьянского искусства, а с оглядкой на традиции литературные. Потому вбольшинстве песен рабочих строки рифмуются, лексика и образность изобилуютзаимствованиями из “письменной” поэзии.
1.3.1Дидактическая роль народного музыкального творчества в формировании личностидошкольника
Народную песню нельзяничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь инародная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до ихподросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастаетздоровым нравственно. Народное музыкальное творчество — фольклор, являетсядейственным средством воспитания национального характера мышления,нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Овладение родной речьюдолжно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.Творческая природа народного музыкального творчества велика: для каждого, дажесамого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки»)— это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцевслова и поэтические образы.
«Особенностями детскойпсихики определяется выбор поэтических образов, весь состав народногомузыкального творчества. Поэтические произведения, многие столетия,передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание иформу, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» — отмечаетМельников М.Н. [60,c.1].
Интересно отметить, что целыйпласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельныепесни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни.Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянскоготруда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях.Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессувзрослых («А мы просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А.рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного инравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки — этопесни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые вдетских играх [67,c.39].
В детском фольклоре есть, наконец,жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальнуюфункции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички,приговоры, обрядовые песни.
Яркая образность музыкальногоязыка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца,декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнениядетьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народногоисполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Знакомство детей с народныммузыкальным творчеством, должно происходить на основе синтеза основных формхудожественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца,фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красокпроизведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык народныхнапевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зладают нам основание предположить целесообразность использования фольклорногоматериала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника ещетолько предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов иразличению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальноеухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомернотребуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметноговосприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи длядуши.
Народное творчество являетсяисключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитанииподрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевкахдоступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, онисами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщикимузыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей.Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органичнопознает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает своюфантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, взанимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процессназидательности [44,c.13].
Эмоциональное восприятие народногоискусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утерянасовременным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать,то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности,которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо сраннего детства.
Если раньше чувство коллективизмавоспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его, возможно,формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане народноетворчество неоценимо.
Народное музыкальное творчествокак художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектическихвзаимосвязанных начал — индивидуального и коллективного. Коллективность в этомтворчестве выступает как форма проявления традиции: традиция живетколлективностью, а коллектив объединяется традицией [44,c.15].
Для педагогики это имеет принципиальноезначение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание втрадиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческихзанятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется вполном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одноцелое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».
В обучении народному музыкальному творчествупринцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим.Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностейдолжно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе,пение с танцем, с постановкой и так далее.
Народное искусство, запечатленноев нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействиена восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения,которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия втворческо-исполнительском акте. Народное музыкальное творчество уникально: онорождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, помогаетраскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей,инициативы. Поэтому обучение народному музыкальному творчеству должно носитьживой, неформальный характер.
В народном музыкальном творчестве традиционныне только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принципотражения окружающей жизни. До сих пор некоторые народные традиции живут иразвиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко,как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменениясоциальных условий жизни русского народа.
Народное музыкальное искусство — это творческий организм, система творческого мышления народа, выработаннаявековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность народногомузыкального материала, в глубинные слои народного художественного мышления[44,c.15].
Устойчивость традицийвовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучениемузыкальному народному творчеству при соблюдении устойчивости традиций(например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность,импровизационность при исполнении.

2. Опытно-экспериментальная работа по воспитаниюлюбви к своей малой родине средствами русского народного музыкальноготворчества
 
2.1 Выявление уровня знанийдетей о социальной действительности
 
Воспитание любви ксвоей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение кисторическому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурногонаследия, знание достижений в области науки и искусства является основой дляразвития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Дошкольный период в жизниребёнка, является началом формирования у него представлений о доме, родителях,городе или селе, где родился ребёнок, обо всем, что его окружает и чтоименуется малой Родиной.
Опытно-экспериментальнаяработа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения детскогосада № 17 г. Сызрани Самарской области. В эксперименте приняли участие 20 детейстаршей группы.
Цельюконстатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности знаний о родномдоме, культурном наследии, о нашей стране и родном городе, в котором мы живем.
Индивидуальнос каждым ребенком была проведена беседа. В процессе беседы детям были заданыследующие вопросы:
1.        Какназывается страна, в которой мы живем?
2.        Какойгород является столицей нашей Родины?
3.        Какназываются люди, которые живут в нашей стране?
4.        Какназывается область, в которой мы живем?
5.        Какназывается город, в котором ты живешь?
6.        Знаешьли ты название реки, на которой расположен наш город?
7.        Знаешьли ты название улицы, на которой ты живешь, и на которой находится детский сад?
8.        Какиедостопримечательности своего города ты знаешь?
9.        Какиеинтересные места ты посетил с родителями?
10.      Знаешьли ты символ нашего города?
Ответыдетей на вопросы оценивались по 3 бальной системе, по следующим критериям.
Таблица1. Критерии оценкиКритерии Баллы Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос. 3 балла Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога. 2 балла Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для правильного ответа требуется помощь педагога. 1 балл
Уровниоценки диагностики следующие.
Высокийуровень -30- 23 балл;
Среднийуровень – 22-17 баллов;
Уровеньниже среднего – 16-10 баллов.
Беседапроходила в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы экспериментаторомбыли использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, которыеявлялись подсказками ответов на вопросы.
Анализответов детей показал следующее.
Напервый вопрос 50 % детей дали правильный ответ, 10 % спутали название области сназванием страны, 10% опрошенных затруднились в ответе на данный вопрос, но спомощью наводящих вопросов и наглядных пособий смогли ответить, а 30 % вообщене назвали страну. 70% детей правильно назвали столицу нашей Родины. Оля Д.пояснила, что « столица России, это там где живет президент», а Варя Ж. сказала« столица нашей Родины – это Москва, и там есть Кремль, а в Кремле живет царь».
Чтожителей нашей страны называют россиянами ответили 50 % детей, которые назвалиправильно название нашей Родины, 25 % ответили что «жители – это русские», 25%вообще не смогли ответить на данный вопрос.
Названиеобласти знают лишь 35% опрошенных, 25 % дали неправильное название; 25% неответили на поставленный вопрос.
Большинстводетей (80%) при ответе на пятый вопрос правильно назвали город, в котором ониживут, 4 детей (20%) затруднялись в ответе на данный вопрос и так и не смоглина него ответить.
Двоедетей (10%) Катя Г. и Влад Ж. назвали правильно не только страну, город и область,а даже то, что наша местность называется Поволжьем.
Нашестой вопрос дети давали самые разнообразные ответы и только 8 детей (40%)правильно назвали реку, на которой стоит наш город. 2 детей (10%) ответили, чтонаш город стоит на море.
75% процентов опрошенных детей знают свой адрес, некоторые из них называли адресародственников. Адрес детского сада не назвал ни один из испытуемых, а у 250 %детей ответом на данный вопрос было: «Детский сад находится на Монгоре».
МаксимБ., Сергей Д., Варя Ж. Лиза К. и ещё 7 детей достопримечательностью нашегогорода назвали супермаркет «Биг Маг» и детский парк. Из интересных мест,которые ребенок посетил с родителями, дети называли городской пляж, детскийпарк и все тот же «Биг Маг». Даша М. назвала интересным местом, которое онапосетила с родителями Сызранский драматический театр и храм, а Ангелина Н. иРуслан Ш. краеведческий музей. Эти двое детей, из всех испытуемых правильноназвали символику нашего города: « У нас есть герб, а на нем коровка» — Ангелина Н., «На нашем гербе изображен черный бык, с поднятым копытом»- РусланШ.
Вцелом результаты опроса детей представлены в таблице 2.
Таблица2. Результаты констатирующего эксперимента

п/п Фамилия, имя ребенка Номер вопроса Общее кол-во баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Ахметжанов Айрат 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
10 2 Аверкин Рома 2 1 3 1 3 3 2 1 1 1
18 3 Буклеев Максим 1 1 3 2 3 3 2 1 1 1
18 4 Галкина Катя 3 2 3 3 3 3 2 1 1 1
22 5 Демин Сергей 2 2 3 2 3 3 2 1 1 1
20 6 Дмитриеева Оля 3 2 3 2 3 3 2 1 1 1
21 7 Джалеев Саша 3 2 2 2 2 3 2 1 1 1
19 8 Жирнова Варя 3 2 3 2 3 3 2 2 1 1
22 9 Загидулина Линдана 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1
12 10 Иванов Леша 3 2 3 2 2 3 2 2 1 1
21 11 Кадина Лиза 3 2 3 2 3 3 2 1 1 1
21 12 Маркина Настя 2 1 3 2 3 3 2 1 1 1
19 13 Моисеев Ваня 1 1 3 1 1 1 1 2 1 1
13 14 Науменко Ангелина 3 2 3 2 2 3 3 3 3 1
25 15 Мягков Кирилл 3 2 2 2 2 3 3 2 1 1
21 16 Шахрай Руслан 1 1 3 1 1 1 2 3 3 1
17 17 Сюкрева Катя 3 2 2 1 2 1 1 2 1 1
16 18 Милихина Даша 1 1 1 1 1 3 2 3 1 1
15 19 Журавлев Влад 3 2 3 3 3 3 3 1 1 1
23 20 Крылова Настя 3 2 2 1 2 2 2 2 1 1
18 Общее кол-во баллов по вопросу
45
32
52
34
44
49
39
32
24
20
Всеоценки показателей по каждому ребенку суммировались. На основе набранной суммымы продифференцировали детей по уровню сформированности знаний о социальнойдействительности. Для этого мы создали ранговый ряд, т.е. составили списокдетей в последовательности от высшего числа набранных баллов к низшему.

Таблица3.Ранговый ряд констатирующего эксперимента.

п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень 1 Науменко Ангелина
25 В 2 Журавлев Влад
23 В 3 Галкина Катя
22 С 4 Жирнова Варя
22 С 5 Дмитриеева Оля
21 С 6 Иванов Леша
21 С 7 Кадина Лиза
21 С 8 Мягков Кирилл
21 С 9 Демин Сергей
20 С 10 Джалеев Саша
19 С 11 Маркина Настя
19 С 12 Аверкин Рома
18 С 13 Буклеев Максим
18 С 14 Крылова Настя
18 С 15 Шахрай Руслан
17 С 16 Сюкрева Катя
16 НС 17 Милихина Даша
15 НС 18 Моисеев Ваня
13 НС 19 Загидулина Линдана
12 НС 20 Ахметжанов Айрат
10 НС
Каквидно из построенного рангового ряда с высоким уровнем сформированности знанийо социальной действительности 2 детей, со средним 13 детей и с уровнем нижесреднего – 5 детей.
Чтобыувидеть наглядно процентное распределение детей по уровням мы построилисекторную диаграмму (Рис1).

/>
Рис.1Распределение детей по уровням сформированности знаний детей о социальнойдействительности на констатирующем этапе эксперимента.
По результатам данногоэксперимента из всей группы детей, участвующих в эксперименте мы выделили двеподгруппы. Одна подгруппа экспериментальная, которая будет принимать дальнейшееучастие в опытно-экспериментальной работе эксперименте, вторая группа –контрольная. Детей по подгруппам мы распределили таким образом, что в каждойбыло примерно одинаковый по уровням сформированности знаний о социальной действительностиконтингент воспитанников. У нас получились следующие группы. (Таблица 4 и 5).
Таблица 4. Список детейэкспериментальной группы

п/п Фамилия, имя ребенка Уровень 1 Науменко Ангелина В 2 Галкина Катя С 3 Жирнова Варя С 4 Дмитриеева Оля С 5 Иванов Леша С 6 Кадина Лиза С 7 Мягков Кирилл С 8 Сюкрева Катя НС 9 Милихина Даша НС 10 Моисеев Ваня НС

Таблица 5. Список детейконтрольной группы.

п/п Фамилия, имя ребенка Уровень 1 Журавлев Влад В 2 Демин Сергей С 3 Джалеев Саша С 4 Маркина Настя С 5 Аверкин Рома С 6 Буклеев Максим С 7 Крылова Настя С 8 Шахрай Руслан С 9 Загидулина Линдана НС 10 Ахметжанов Айрат НС
Исходя, из анализарезультатов ответов на поставленные вопросы мы сделали следующие выводы:
1.        Работапо патриотическому воспитанию детей данной группы сведена лишь к формированию уребят знаний о стране, в которой они живут.
2.        Удетей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родногогорода и края; представления о наиболее значимых событиях и традиция города.
3.        Вгруппе не создана среда, которая смогла бы способствовать формированию врастущем человеке гражданской позиции: внутреннее убранство помещений, гденаходятся дети, не включает элементы народной культуры
4.        Слабопоставлена работа, направленная на приобщение родителей и их детей к традициямнарода.
Результатыконстатирующего эксперимента позволили нам спланировать методику формирующегоэтапа эксперимента.

2.2 Организацияпроцесса воспитания любви к своей малой Родине детей старшего дошкольноговозраста, через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством
Воспитание гражданина ипатриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокогопознания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дошкольное детство –это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к мирукультуры и общечеловеческих ценностей. В дошкольном детстве воспитание любви ксвоей Родине связано с эстетическим, в частности, с музыкальным воспитанием.
Серьезную помощь в делепатриотического воспитания может оказать обращение к народному музыкальномутворчеству. Последовательное ознакомление детей с произведениями народногомузыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. Врезультате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.
Любить Родину – значитзнать её, знать прежде всего свою малую Родину. Под термином малая Родина мыподразумеваем не только город, в котором мы живем, но и Самарскую область вцелом.
Т.к. музыкальныйфольклор в старшем дошкольном предлагается в более обширном музыкальномматериале, то работу по знакомству с народным музыкальным творчеством мыпостроили по календарному кругу.
Мы разработалимузыкальный репертуар (Приложение 1 )
В данный репертуар мывнесли не только хорошо известные детям народные песни, но и песни Самарскойгубернии и Сызранского района.

Т.к в далекие временаСамарскую землю населяли колонии переселенцев с разных сторон Руси, то особенностиговоров, нравов и поверий нашли свое отражение в песнях, которые они исполняли
Тематика песенразнообразна и тесно связана с главными событиями жизнедеятельности покалендарному кругу.
Мудрость народазаложена в русском народном земледельческом календаре и сегоднязаинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческимкалендарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизньмолодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью,которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождениемалыша в мир природы и культуры родного края.
На основе русскогонародного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, вкотором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематическиенедели. Мы составили свой праздничный календарь. (Приложение 2)
Для повышения уровнязнаний у детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в планработы были включены городские традиционные народные мероприятия, такие, какпраздник «Сызранский помидор», День города.
Календарные народныепраздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться вмир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют вувлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народныхпесен, закличек, считалок.
«Народность» праздника,т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путемосвоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передаютусвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активнымдействиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим,обретают навыки общения.
К проживаниюкалендарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивалипесни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизничеловека, предметами быта и т.д.
Важным условиемпостижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшнейжизнью ребенка.
Календарные праздники –это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению народногомузыкального творчества, мощный фактор положительного воздействия наэмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческиеспособности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишнихфизических и психологических нагрузок.
Параллельно с работойпо знакомству детей с народным музыкальным творчеством мы составилитематический план по ознакомлению детей с родным городом (Приложение 3 ).Данная работа проводилась на занятиях по ознакомлению с окружающим и вразнообразных видах совместной деятельности детей и педагогов. В проведенииданной работы, мы также старались использовать русское народное музыкальноетворчество.
Игры, также как изанятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Поэтому в своейработе мы использовали народные игры, в которых присутствуют песни народногомузыкального творчества. (Приложение 4).
Не оставили мы безвнимания и работу с родителями, т.к огромная роль в воспитании у детей любви ксвоей малой Родине принадлежит именно семье. С родителями было проведеноанкетирование на тему «Наш город» (Приложение 5).
Итогом нашей работыстало проведение праздника «Сызрань – мой город» (Приложение 6).
С музыкальным народнымтворчеством дети экспериментальной группы знакомились на музыкальных занятиях,в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народнаямузыка вызывала интерес детей, приносила им радость, создавала хорошеенастроение, снимала чувство страха, беспокойства, тревоги – словом,обеспечивала эмоционально – психологическое благополучие. Все народные песни, атакже народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельностиребят, обладали большими художественными достоинствами и высокой познавательнойценностью. Посредством народной музыки дети знакомились с жизнью и бытомрусского народа, с образцами народного музыкального творчества. Мы собрали аудиои видеозаписи народной музыки, звучания народного оркестра. Таким образом, мыдавали детям понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”,“народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказывали детям, что песни,сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать,и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно.Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Произведения русскогомузыкального и устного народного творчества, используемые в работе сдошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Народныепесни способствуют развитию певческих навыков у детей. В старшем возрасте ониочень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся болеепонятными, доступными, когда я мы включали их в такую исполнительскуюдеятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Широко использовали мы всвоей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальныхдвижений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыкапостоянно звучала при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утреннейгимнастике. Разнообразие мелодий обогащало музыкально-ритмические движениядетей, отводило их от трафарета и придавала движениям определенную окраску.
Сила воздействия наребенка произведений народного творчества возрастала, если ознакомление с нимиосуществлялось на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого,в работе с детьми мы добивались, чтобы они были не только активными слушателямии зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальныхигр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев мыиспользовали взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народнаямузыка включалась в занятия по изобразительной деятельности, когда детисоздавали декоративные композиции по мотивам народных промыслов.
Таким образом, приобщаядетей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитывали в них чувство любвик своей Родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
2.3 Динамика сформированности уровня знаний детейстаршего дошкольного возраста о социальной действительности
Для определенияэффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детейстаршего дошкольного возраста средствами народного музыкального творчества былпроведен контрольный эксперимент.
Эксперимент проводилсяпо методике констатирующего эксперимента. В данном экспериментедиагностировались дети как экспериментальной так и контрольной групп.
Данные результатовконтрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах изображеныв таблицах 6 и 7..

Таблица 6. Результатыдиагностики на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе

п/п Фамилия, имя ребенка Номер вопроса Общее кол-во баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Галкина Катя 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2
25 2 Дмитриеева Оля 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2
24 3 Жирнова Варя 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2
24 4 Иванов Леша 3 3 3 3 2 3 2 2 2 2
23 5 Кадина Лиза 3 2 3 2 3 3 2 2 2 2
22 6 Моисеев Ваня 2 2 3 1 2 2 2 2 1 1
17 7 Науменко Ангелина 3 2 3 2 2 3 3 3 3 3
24 8 Мягков Кирилл 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2
25 9 Сюкрева Катя 3 2 2 2 2 2 2 2 2 1
19 10 Милихина Даша 2 2 2 2 1 3 2 3 1 2
18 /> Средний балл по группе
22,1
Таблица 7. Результатыдиагностики на контрольном этапе эксперимента в контрольной группе

п/п Фамилия, имя ребенка Номер вопроса Общее кол-во баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Ахметжанов Айрат 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1
10 2 Аверкин Рома 2 1 3 1 3 3 2 1 2 2
19 3 Буклеев Максим 2 1 3 2 3 3 2 1 1 2
20 4 Демин Сергей 2 2 3 2 3 3 2 2 1 1
21 5 Джалеев Саша 3 2 2 2 2 3 2 1 1 1
19 6 Загидулина Линдана 2 1 3 1 1 1 1 1 1 1
13 7 Маркина Настя 2 2 3 2 3 3 2 1 2 1
21 8 Шахрай Руслан 1 1 3 1 1 1 2 3 3 2
18 9 Журавлев Влад 3 3 3 3 3 3 3 1 1 2
25 10 Крылова Настя 3 2 2 1 2 2 2 2 1 2
19 Средний балл по группе
18,5
Так же как и наконстатирующем этапе, мы составили ранговый ряд по уровням сформированностизнаний о социальной действительности в экспериментальной и контрольной группах(Таблица 8и 9)
Таблица 8. Ранговыйряд в экспериментальной группе№ п/п Фамилия, имя ребенка Общий балл Уровень 1 Галкина Катя 25 В 2 Мягков Кирилл 25 В 3 Дмитриеева Оля 24 В 4 Жирнова Варя 24 В 5 Науменко Ангелина 24 В 6 Иванов Леша 23 В 7 Кадина Лиза 22 С 8 Сюкрева Катя 19 С 9 Милихина Даша 18 С 10 Моисеев Ваня 17 С
Таблица 9. Ранговыйряд в контрольной группе№ п/п Фамилия, имя ребенка Общий балл Уровень 1 Журавлев Влад
25
В 2 Маркина Настя
21
С 3 Демин Сергей
21
С 4 Буклеев Максим
20
С 5 Аверкин Рома
19
С 6 Джалеев Саша
19
С 7 Крылова Настя
19
С 8 Шахрай Руслан
18
С 9 Загидулина Линдана
13
С 10 Ахметжанов Айрат
10
СН
Сравнительный анализуровня сформированности знаний детей о социальной действительности «до»и «после» формирующего эксперимента показал следующие (Рис 2).

/>
Рис.2. Сравнительнаягистограмма уровней сформированности знаний детей о социальной действительностив контрольной и экспериментальной группах.
Такимобразом, проанализировав полученные результаты можно констатировать следующее:
1.        Вэкспериментальной группе произошло значительное улучшение результатов проявленияу детей интереса к культурному наследию и чувства сопричастности региональнойнациональной культуре. Эти результаты выразились в следующем:
Ø   детистали иметь представления о народном музыкальном творчестве своего края, сами судовольствием стали петь народные песни, водить хороводы, играть в народныеигры;
Ø   вречи стали активно использовать произведения устного народного творчества(пословицы, поговорки, приметы и пр.), и с удовольствием рассказывать иобыгрывать русские народные сказки и сказки других народов;
Ø   сталис интересом рассказывать о народных календарных праздниках, их особенностях;
Ø   сталииметь представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях; дети сталипроявлять находчивость, сообразительность при решении разного рода задач,проблем;
Ø   сформированнаяу детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтенииигры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать;
Ø   детейстало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в уменииотстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места вокружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими («Еслиему плохо — я ему помогу, ему станет хорошо — и мне тоже»);
Ø   удетей развился общинный характер, выражающийся в высокой степени развитияэмпатийных качеств (чуткость, внимание, забота об окружающих).
2.         Вэкспериментальной группе увеличилось число детей с высоким уровнемсформированности с одного человека до 6; не стало детей с уровнем нижесреднего.
3.        Вконтрольной группе значительных изменений не произошло. На низком уровнеостался один человек, это произошло за счет того, что произошло увеличениеколичества детей со средним уровнем. У некоторых детей данной группы произошлиулучшения в ответах на некоторые вопросы. Данные этих детей улучшились за счеттого, что дети экспериментальной группы в свободной деятельности делилисьсвоими знаниями с детьми контрольной группы.
4.        Произошлизначительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и кдетскому саду (Некоторые отзывы родителей изложены в приложении 7). Такимобразом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к историисемьи, народной культуре, традициям, обычаям, природе родного края не толькодетей, но и их родителей.
Благодаря совместномупроведению досуга воспитателей, родителей и детей, бесед воспитателей с детьмии их родителями, у последних повысился интерес к жизни ребенка, усилиласьэмоциональная близость с ним, положительно изменились внутрисемейные отношения.
Исходя извышесказанного, можно сделать вывод об эффективности разработанных намимероприятий по воспитанию у детей любви к своей малой Родине средствамимузыкального народного творчества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.