Реферат по предмету "Педагогика"


Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки и мобильности

Челябинский Государственный Педагогический Университет
Факультет коррекционной педагогики

Реферат
Тема: «Роль речи и общения в формировании навыков ориентировкии мобильности»
Выполнила:
Проверила:
Челябинск 2006

Содержание
Введение
1. Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
2. Общение как коммуникативная деятельностьдетей с нарушением зрения
3. Роль речи и общения в формировании навыковпространственной ориентировки и мобильности
Заключение
Список литературы
Введение
Общение является необходимым фактором развития личностиребенка, подростка, взрослого человека.
Общение-это процесс и результат установления контактов междулюдьми, это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемыйпотребностями совместной деятельности.
Речь — это вербальная коммуникация, то есть процесс общенияс помощью языка.
Без общения человек не может полноценно развиваться, а удетей с нарушением зрения имеются различные трудности.
У них проявляется пассивность по отношению к партнеру пообщению, им трудно осуществлять чтение информации с лица на расстоянии.
Большая половина этих детей слабо ориентирована на нормы иправила поведения.
Особенно общение очень важно для детей с нарушением зрения. Ребенокнуждается в специально организованном обучении средствам общения в условияхспециального образовательного учреждения.
Общение и речь педагога играет большую роль и имеет свои особенностив жизни слепого человека.
Общение и речь у детей данной категории имеет большоезначение в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности.
1. Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячихдетей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общенияпосредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает иразвивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то жевремя является специфически обобщенной формой отражения действительности.
Речевая компенсация последствий слепоты проявляется главнымобразом в сфере чувственного познания.
Известно, что речь, слово уточняют, коррегируют и направляютчувственное отражение действительности, позволяет более полно и точновоспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях, снимая ифрагментарность и искаженность.
Дефекты зрения ведут к полному либо частичному выпадениюзрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы иявления внешнего мира оказываются недоступными для восприятия сохраннымиорганами чувств.
Возмещение этих пробелов, а также уточнение и коррегированиенедостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полного несоответствияоригиналу осязательных, зрительных и других образов является функцией речисовместно с мышлением.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными дляслепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, а у ослепших, крометого, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получаютпредставления о многих недоступных для их восприятия предметах и явленияхдействительности.
Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всехвидах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда словонаправляет и уточняет его, при формировании представлений и образоввоображения, в ходе усвоения понятий.
Для успешного познания действительности непременным условиемявляется связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, котороеспособствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношениймежду объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий.
Значимость речевого подкрепления подчеркивалась многимиизвестными тифлопсихологами и педагогами, требовавшими словесной проработкиобъектов познания, трудовых операций и ориентировочных действий.
Речь, слово учителя не только помогают слепым в живой формерасширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепымвозможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие получаютпри помощи непосредственного восприятия.
Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательнойдеятельностью — она имеет огромное значение для формирования личности слепого вцелом.
Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт сокружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправнымичленами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.
Использование педагогом совместных предметных действий сречевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, содной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретнымипредметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познанияпредметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Речь педагога играет огромную роль в жизни слепого человека,так как голос педагога несет познавательную функцию, с помощью слов ребенокориентируются в пространстве, вся учебная деятельность строится на взаимномобщении педагога и ребенка.
2. Общение как коммуникативная деятельность детей снарушением зрения
 
Общение — это основное условие развития ребенка,важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельностичеловека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство другихлюдей.
Общение имеет огромное значение для общего психическогоразвития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.
Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, таккак оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсациислепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития.
Исследованиями многих психологов выявлены трудностисоциализации слепых детей, возникающие, прежде всего из-за отсутствия у нихнавыков общения.
Дети этой категории не имеют возможности пользоватьсявыразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только споявлением речевых звуков.
У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов сокружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владениемсредствами общения, для формирования которых необходимо участие всеханализаторов.
Невозможность дистантного восприятия мимических ипантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию егореальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формированияправильной речи.
У детей, лишенных возможности дистантного восприятияокружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике оченьнепрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процессмежличностного общения.
Дети с нарушением зрения не могут привлекать к себе вниманиепартнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Ихвысказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-токонкретно.
Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлениив контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед,диалогов, то есть средств речевого общения.
У детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, они плоховладеют приемами подражания, дети не воспринимают правильные позы и тем болеене могут их воспроизводить, не понимают значения отдельных поз.
Все эти недостатки в развитии указывают на необходимостьспециального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствамобщения. Многие трудности общения зависят от среды, в которой растет ребенок. Каквид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером.
Коммуникативные умения и навыки в развитии пространственнойориентировки очень велики. Так как общение является одной из составляющихсамостоятельной ориентировки и мобильности слепых.
Развитие процесса общения у детей от рождения и до 7 летпроисходит " как смена нескольких целостных форм общения" М.И. Лисинавыделила четыре формы общения: первая — ситуативно-личностная, вторая — ситуативно-деловая,третья — внеситуативно-познавательная, четвертая — внеситуативно-личностная.
Развитие общения как смена качественно — целостныхсвоеобразных форм коммуникативной деятельности происходит не путем простогонакопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а какрезультат развития психических новообразований.
Исследование роли и функции общения дошкольников снарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно являетсянеобходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения наранних стадиях развития.
Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляяребенка чувствовать себя отверженным.
А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптацияприводят к нарушениям процесса межличностного общения. Активная роль взрослогов развитии общения детей с нарушением зрения значительно большая, чем унормально видящего.
Это связано с тем, что плохо видящий ребенок лишенвозможности непосредственного зрительного подражания — одного из каналовсамостоятельного приобретения знаний.
Это приводит к тому, что дети с нарушениями зрения к началудошкольного возраста овладевают умениями активно пользоваться речью в процессеобщения с взрослыми, но имеют значительно обедненный предметно — практическийопыт.
Использование взрослым совместных предметных действий сречевыми словесными обозначением как самих предметов, так и действий с ними, содной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретнымипредметами окружающего мира, а с другой — является условием лучшего познанияпредметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Это способствует возникновению обобщающей функции речи удетей с нарушениями зрения. Взрослый для ребенка с дефектами зрения выступаетне только носителем огромного опыта и знаний человеческих взаимоотношений, ноявляется инициатором их передачи.
Таким образом, развитие у ребенка потребности в уважении состороны взрослого обеспечивается достаточной вовлеченностью старшего партнера втеоретическое сотрудничество с детьми, которое и помогает последним достигатьих целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение у детей снарушением зрения играет большую роль и оно необходимо для всестороннегоразвития ребенка. Процесс речевого общения позволяет ускорить иусовершенствовать формирование предметных действий.3. Роль речи и общения в формировании навыковпространственной ориентировки и мобильности
Ориентация в пространстве представляет собой процессопределения человеком своего местоположения при помощи, какой — либо системыотсчета.
Пространственное ориентирование незрячего — сложнаяпознавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различныхпсихических функций. Оно требует от незрячего значительных волевых и физическихусилий.
Особую актуальность приобретает сегодня проблемавзаимоотношения педагога и обучаемого в процессе обучения.
Основной организационной формой обучения пространственнойориентировке является коррекционное занятие, проводимое учителем и группойдетей.
Программа обучения слепых пространственной ориентировкепредусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей,формирование у них правильных предметных и пространственных представлений ивыработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий влюбой обстановке.
Главная задача организованного обучения, определяемаяпрограммой, — дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний инавыков пространственной ориентации.
Адекватные представления о предметах и местности незрячиеформируют с помощью осязательных и слуховых восприятий, а значит через общениепедагога и ребенка.
Педагог на занятиях пространственной ориентировки дает нетолько словесное описание всех действий, но описание незнакомого участка, чтобыребенок имел более точные представления. Они, как правило, имеют неполные инеточные пространственные и предметные представления.
Для того чтобы обеспечить слепому возможностьориентироваться в любом новом пространстве, преподаватели должны научитьучащихся самостоятельно формировать у себя представления о новых объектах иучастках пространства путем самостоятельного осязательного и слуховогообследования их.
Чем полнее и точнее пространственные и предметныепредставления, которые ребенок получает через общение не только с педагогом, нои с родителями тем точнее и быстрее ориентируются слепые в любой ситуации.
Слово педагога объясняет, направляет ребенка, служит длянего опорой на всех этапах обучения пространственной ориентировки.
Педагог дает словесные инструкции, доступные пониманиюребенка, оказывает помощь ребенку при выполнении каких — либо действий.
Дети с нарушением зрения в большинстве своем неуверенны всвоих возможностях, а поэтому и нерешительны в действиях. Поддержка педагогоммалейших успехов ребенка поощрительными, приветливыми словами — позволитподдержать у ребенка желание самостоятельно ориентировать в пространстве.
Общение также играет огромную роль в пространственнойориентировки. Если ребенок коммуникативный, то ему легче спросить у прихожихпомощи, он не боится общаться и разговаривать с незнакомыми людьми.
Чем больше ребенок общается, тем лучше он развивается,ориентируется в пространстве, у него исчезает боязнь, неуверенность,замкнутость, стеснительности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что речь иобщение играет большую роль в пространственной ориентировке.
Заключение
Можно сделать вывод, что речь и общение у детей с нарушениемзрения имеет свои особенности. С помощью речи и общения дети ориентируются впространстве, развиваются как личности.
Использование взрослым совместных предметных действий сречевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, содной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретнымипредметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познанияпредметного мира.
Речь слепого выполняет компенсаторную функцию, включаясь вчувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становленияличности.
Список литературы
1.   Кузнецова «Специальная психология»
2.   Феоктистова В.А. «Развитие навыков общения у слабовидящих детей».- СПб.: Речь, 2005. — 128с.
3.   Наумов М.Н. «Обучение слепых пространственной ориентировки». — М. 1982
4.   Литвак А.Г. «Психология слепых и слабовидящих». — СПб. 2006. — 186с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума"
Реферат Воздействие урбанизаций на экологию
Реферат Інформаційні технології
Реферат Anonymous Juries In The Canadian Judicial System
Реферат Использование MS Project для определения критического пути проекта
Реферат Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования
Реферат Moby Dick Essay Research Paper Subject English
Реферат 1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Реферат Gilgamesh And Sumerian Culture Essay Research Paper
Реферат Государственный строй и право Новгорода и Пскова в XII-XV вв.
Реферат Система автоматизации делопроизводства и документооборота "Дело"
Реферат Изготовления картин, вышитых крестом
Реферат Destruction Of The Rainforests Essay Research Paper
Реферат Профессиональная деформация юриста и ее предупреждение
Реферат The Color Of Water Book Review Essay