Реферат по предмету "Педагогика"


Речевое развитие старших дошкольников при проведении дидактических игр экологического характера 2

--PAGE_BREAK--ГЛАВА  IТеоретический обзор проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
1.1Общие сведения о развитии речи ребенка

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Словарь и грамматический строй совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к трем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физического и психическое развитие.

Для развития речи имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи.оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии,  хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, БЭ и др.).

Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть  правильно, не искажая слова, не имитируя слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется,  улучшается произношение. При нормальном развитии речи к  пяти-шести годам у ребенка спонтанно коррегируется физиологические нарушения звукопроизвошения.

К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

Воспитателю необходимо знать закономерности нормальности развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом

 1.2 Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
В зарубежной и отечественной педагогике вряд ли моно найти ученых, которые занимались бы самыми разными сторонами  и не отдавали должное проблеме речевого развития ребенка. Еще Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин (а он предлагал, сохраняя латинский язык, ввести в курс гимназии «семь способных наук»), считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), затем реальные науки и, наконец, риторику. Коменский осуждал схоластическую школу, в  которой занимались «шелухой слов», и указывал, что развитие  речи  и мышления должно совершенствоваться  в процессе получения реальных знаний. Взгляды Коменского на проблемы дошкольного воспитания вызывают большой интерес у специалистов. Его указания по развитию речи дошкольников легли в основу многих методик, а принципы наглядности, последовательности обучения и воспитания в условиях семьи до сих пор являются основополагающими в дошкольной  педагогике.  Коменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а дальше – учить ставить вопросы, правильно отвечать на них, объяснять, т.е. надо обязательно требовать ясной и отчетливой речи.

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И  ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Задачи развития речи дошкольников нашли отражение в программных документах по дошкольному воспитанию. Однако постановка этих задач носит очень общий характер.

В 80-е годы многие детские сады использовали методику В.В. Гербовой, составившей конспекты занятий по развитию речи во всех возрастных группах. Большое внимание на этих занятиях по развитию речи уделялось словарной работе, воспитанию звуковой культуры речи. Чаще всего занятия по развитию речи она рекомендует проводить в процессе ознакомления детей с природой, с окружающей средой, при ознакомлении с художественной литературой. Следует заметить, что некоторые конспекты включают разные задачи, совершенно не связанные ни содержанием, ни логикой сочетания разных речевых задач.

Работа по развитию связной речи представлена Гербовой в обучении пересказыванию литературных произведений, в рассказывании на тему, в составлении рассказов по картинкам и по серии картин, однако в этих занятиях по формированию представлений о структуре рассказа, о способах связи между частями высказывания сформированы недостаточно четко. Аналогичные выводы можно сделать и в отношении постановки и решения речевых задач в программе «Радуга». Эта программа в настоящее время широко внедряется в практику работы дошкольных учреждений.

Мы же за самостоятельность дошкольных учреждений и критикую систему отношений воспитателя с детьми, которая строится на учебно-дисциплинарной основе, а ребенок остается для педагога объектом воздействия, а не личностью со своими проблемами. Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения воспитателя с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т.п.

Предпринятый анализ теории и практики педагогического образования в аспекте нашей проблемы позволил сделать ВЫВОД, что существует противоречие между требованиями современного личностно-ориентированного подхода и состоянием исследуемой проблемы речевого развития дошкольников.

Поэтому эта проблема является в углубленном исследовании.

Исходя из анализа Iглавы, мы предложили, что IIглава проходит в два этапа:

I
этап– изучение и анализ работы воспитателя детского сада, осуществляемая с детьми.

На этом этапе исследования передо мной стояла задача:

·        выявление уровня речевого развития старших дошкольников в начале учебного года.

II
этап– опытно-экспериментальная работа по развитию речи дошкольников посредством специально разработанных дидактических игр экологического характера.

На этом этапе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

·        проверить эффективность специально разработанных комплексных занятий с использованием дидактических игр экологического характера;

·        доказать свою гипотезу анализом и выводами проделанной опытно-экспериментальной работы по развитию речи дошкольников.

    продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА IIДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 2.1 Дидактическая игра – как методический прием.


ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ.

Дидактические игры– это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Примерная классификация дидактических игр.

В разной литературе авторы дают разную классификацию дидактических игр, группируя по разным признакам.

Например:

Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.

Игры – типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Игры – типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы(деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игрен выполнялись поставленные задачи.

Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся ≈ 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.

2.2. Развитие речи дошкольников посредством специально разработанных дидактических игр экологического характера.
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

Дошкольный возраст– это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно, в той или иной форме соприкасаются с ней.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

Рассмотрим материалы опытного обучения с использованием дидактических игр экологического характера.

Проблема экологического воспитания рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:

– воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;

– развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Одна из задач экологического воспитания и образования дошкольников – формирование у них элементарных представлений о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Задачи обучения включают расширение лексического запаса дошкольников у детей представлений о явлениях природы, о животном мире и т.д., умений отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Задача моей работы на данном этапе заключалась в следующем:

– рассмотреть и проанализировать работу воспитателя детского сада, осуществляемую с детьми;

– выявить основные пути формирования правильной устной речи у старших дошкольников.

Опытно – экспериментальное исследование проводилось с детьми 6 – 6,5 лет в двух группах детского сада №9 г.Тараза.

Исследование проводилось на протяжении 3-х месяцев.

На I
этапеисследования, в сентябре, изучалась и анализировалась работа воспитателя детского сада, осуществляемая с детьми. В это время идет комплектование группы и мы посредством наблюдения за деятельностью детей и давая специально подобранные задания определяли уровень развития речи и уровень экологической воспитанности.

Вначале детям было предложено задание № 1. (Проверка словарного запаса детей).

Детей попросили назвать предметы, относящееся к различным смысловым группам, для этого были заданы следующие вопросы:

– Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?

– Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?

– Какие ты знаешь деревья, цветы?

– Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

– Какую ты знаешь мебель?

– Какую ты знаешь посуду?

– Какую ты знаешь одежду, обувь?

Результаты этого задания позволили составить самое общее представление о богатстве и бедности словарного запаса детей: одни дети называли, например, множество разных животных, включая и «экзотических», а другие ограничивались только «кошкой и собакой». То же самое и в отношении всех других смысловых групп предметов. В частности, из овощей дети нередко называли «картошку и морковь», а из птиц – ворону. Делая вывод можно сказать, что в подобных случаях нужно немедленно приступать к обогащению словарного запаса детей, как бы наполняя конкретным содержанием каждое из названных обобщенных понятий.

Далее было предложено задание на проверку правильности произношения звуков.

Задание №2.

Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.

Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Исключение составляют звуки З и Ж, которые в конце слов оглушаются. Приведем названия всех картинок:

С – Сук, коСа, автобуС;

Сь – Сетка, оСел, гуСь;

З – Зонт, коЗа;

Зь – Земляника, обеЗьяна;

Ц – Цапля, кольЦо, огуреЦ;

Ш – Шуба, ШиШка, дуШ;

Ж – Жук, еЖи;

Ч – Чайник, боЧка, клюЧ;

Щ – Щетка, яЩик, клеЩ;

Р – Рука, аРфа, тигР;

Рь – Репа, гРиб, фонаРь;

Л – Лук, воЛк, стоЛ;

Ль – Лента, кошеЛек, соЛь;

Й – Яблоки, маЙка, змеЙ.

Большинство детей с заданием справились, но были дети, которые в процессе обследования делали звуковые замены. Вывод заключается в том, что у таких детей необходимо устранять такие замены. (Следует отметить, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к 5 – 6 годам).

Поскольку в основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у ребенка слуховой дифференциации звуков. Во многих случаях дети, научившиеся различать звуки на слух, в дальнейшем на основе подражания самостоятельно овладевают и их правильным произношением. Если же этого не происходит, то нужно обратиться за логопедической помощью.

Задание № 3было предложено для проверки умения различать звуки речи на слух.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводилось по специально подобранным картинкам, названия которых различаются одним проверяемым звуком. Например, слова мишка и миска (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различать только при условии четкой дифференциации звуков Си Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.

Для получения правильного результата исследования необходимо соблюдать следующие условия:

1)     Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает.

2)     Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных слов не допускается.

3)     Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.

4)     Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги), так как некоторые звуки (например, С и Ш, З и Ж), не различаемые ребенком на слух, могут быть указаны им по положению губ.

5)     Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдаемые дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

Задание № 4. Проверка сформированности грамматических систем.

Для проверки детям предложили выполнить следующие задания:

1)     образование множественного числа имен существительных.

Детям предлагалось назвать приведенные им картинки по типу: ЛАМПА – ЛАМПЫ.

2)     по аналогии с предыдущим заданием образовать множественное число от следующих имен существительных.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.