Реферат по предмету "Педагогика"


Религиозное воспитание в семье

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основырелигиозного воспитания
1.1     Понятие религиозноговоспитания
1.2     Задачи и средстварелигиозного воспитания
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование влияния семьина религиозное воспитание детей
2.1. Семья как орган религиозноговоспитания
2.2 Исследование уровня религиозноговоззрения семьи
Выводы по 2 главе
Список литературы
Приложение

Введение
Актуальность исследования
Вопрос воспитанияявляется одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеетпрямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея цельюспособствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера,воспитание создает самого человека.
Традиционноосновным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственногорождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остаетсясемья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека,по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненныеуроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окруженияначинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок вдетские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всейпоследующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, чтов ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и подлительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания неможет сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и кпоступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,долговременную и важнейшую роль.
Какбыть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себеочень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписываютсвоим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убежденияпоколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив,чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взглядыпретерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскимипредставлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особоерелигиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешниевзгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, ичтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родителисчитают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, унего позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различныемнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно — всем хотелось бы,чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями онормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что ихвера и молитвы — большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолеватьсложности жизни.
Однако,необходимо заметить, что феномен религиозности относится к одному из массовых истойких общественных явлений. И сегодня можно наблюдать значительное усилениеинтереса к религии не только в самых разнообразных социальных странах, но и всемьях, где велика власть культурных традиций. Кроме этого деятельностьрелигиозных организаций России, связанная с сохранением традиций и ценностейнарода (а главной ценностью часто выступает семья), сопровождается активнымнеприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления,индивидуалистических, прагматических ориентации. И сегодня религия становитсяодним из основных признаков этнического самосознания.
Объектисследования: семья как фундаментальный социальныйинститут.
Предметисследования: педагогические условия воспитательногопроцесса в семье.
Цельработы: изучить особенности религиозного воспитания детей всемье.
Гипотезаисследования состоит из предположения о том, что религиозное воспитание в семьебудет организовано успешно, если:
·         высокуровень религиозной воспитанности родителей;
·         будетосновываться на традициях духовности;
·         учтеныособенности социокультурного окружения детей;
Задачиисследования:
1.Раскрыть сущность понятия «религиозное воспитание».
2.Определить задачи и средства религиозного воспитания.
3.Выявить влияние религиозного учения на воспитание ребенка в семье.
Вработе были использованы следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ и обобщение психологической и педагогической литературыпо проблеме исследования.
2.Эмпирические:
·         анкетирование;
·         методобработки данных
Методологическойосновой исследования являются философско-педагогическаяконцепция В.В.Зеньковского, А.В.Мудрика.
Экспериментальнаябаза:10 семей русской национальности.
Структура:курсоваяработа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.Общий объём работы составляет 38 печатных листа.

Глава 1. Теоретическиеосновы религиозного воспитания в семье
1.1 Понятие орелигиозном воспитании
Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определениявоспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Воспитание можнорассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность,как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значенийсправедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание вцелом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделитьнесколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия«воспитание».
Определяяобъем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широкомсоциальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом,т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широкомсмысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательныхучреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательнаяработа, целью которой является формирование у детей системы определенныхкачеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении — решениеконкретных воспитательных задач (например, воспитание определенногонравственного качества и т.д.) [15; с.34]. Давая содержательную характеристикувоспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическоевоспитание, другие — нравственное, религиозное, трудовое, эстетическоевоспитание, третьи — добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себянесколько измерений, которые в равной степени необходимы для формированияцелостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что всовременной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом.Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно квоспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозноговоспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозногообраза жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитаниедолжно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека.Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии сначалом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении онпытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимаетБог.
Главнымвопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формированиямировоззрения [2; с.1]. Именно такой холистический подход к воспитанию важен всовременной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашейстраны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однакопроцент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этимважно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православнойтрадицией, — это не только принятие «православной бытовой субкультуры», котораясвязана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способомодеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь навключение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно,важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество нашихсоотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем неменее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такомурелигиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотяи не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя справославной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни.Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания [2;с.1].
Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями;верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членамирелигиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (какосновных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресныхшкол, библейских кружков и др.), в ряде стран — преподавателями религии всветских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими июношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием;рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствамимассовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций;культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) [5; с.119].
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (отлат. sacrum — священное), т.е. наделения явлений окружающей действительностисвященным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирскимпроцедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания — рациональный имистический [11; с.184].
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеетконфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — этотот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию,догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых преломлениюсобственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можноохарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистическийуровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфическийхарактер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православноговоспитания определяет следующие моменты — подготовка и участие в церковныхтаинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитаниясвятынь [11; с.184].
В процессе религиозного воспитания используются различные формы,многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания(урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих,праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), ноприобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозноговоспитания содержанием.
Впроцессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфическиедля той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышленияи поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адаптации и обособления всоциуме [6; с.440].
/>1.2 Задачи и средства религиозного воспитания
Каковы жеосновные задачи религиозного воспитания? С одной стороны, подрастающемупоколению необходимо прививать любовь к православной культуре во всех еепроявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись и т.д. Эту задачудолжны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации. Сдругой стороны, упор должен делаться на формирование мировоззрения молодежисогласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе нашейправославной традиции. Задача формирования мировоззрения чрезвычайно сложна,особенно в наше время, которое еще иногда характеризуют как эпоху постмодерна.Для постмодерна характерно отрицание какой-либо идеологии и единогомировоззрения. Сегодня многие говорят, что страна не имеет своей идеологии.Раньше идеология была, и она служила началом, объединявшим общество. Сегодня жеобщество, оставшись без идеологии, как многим кажется, лишаетсяконсолидирующего начала. Однако все дело в том, что в наше время, эпохупостмодерна, идеология отступает на задний план, и каждый человек самостоятельнорешает, что ему надо. На фоне отсутствия идеологии возникают новые силы,которые объединяют людей. Сюда может быть отнесена, например, мода — в самомшироком смысле этого слова, обозначающем моду не только на одежду, но наопределенный образ или стиль жизни, который включает в себя следование некиминтеллектуальным и эстетическим стандартам. В эпоху постмодерна определяющуюроль в жизни людей играет не идеология и даже не определенные философскиевоззрения, а поведенческие и эстетические стандарты. Далеко не всегда этистандарты обогащают внутренний мир человека. Чаще наоборот, они бываютразрушительными. Яркий пример навязывания человеку определенных стандартовпредставляет современные электронные СМИ.
Задумаемся,что означает колоссальное количество транслируемых сегодня развлекательныхтелепрограмм, совершенно несоизмеримое с реальными потребностями тех, кто этипрограммы смотрит на телевидении? С одной стороны, это свидетельствует одуховном вакууме, который такими программами заполняется. С другой стороны, этипрограммы формируют определенные стереотипы, создают иллюзию некоего идеальногомира — блестящего, самодостаточного, мира без страданий — мира, где даже смертьявляется не более чем развлечением. Огромную роль в том, что человек подпадаетпод очарование этого иллюзорного мира, играет реклама. Реклама, помимо того,что вводит человека в виртуальную псевдореальность, пробуждает в душепотребительские чувства, которые также формируют определенное — далеко не самоеправильное — отношение к жизни, некий поведенческий стандарт [19.; с.117]. Церковьна сегодняшний день остается единственной силой, которая способна формироватьжизненное мировоззрение, потому что она может затрагивать самые глубокиестороны человеческой души, недоступные ни идеологии, в которой рано или поздновсегда наступает разочарование, ни модной поп-культуре, которая всегда скользитпо поверхности и неспособна даже близко подойти к ответу на фундаментальныевопросы человеческого бытия. Необходимо отметить, что религиозная значительностьнашей эпохи определяется тем, насколько новой и религиозно живой являетсясемья. Как же стоит понимать задачи религиозного воздействия на детей в семье? Вэтом вопросе много неясного, неопределенного; многие беды и ошибки врелигиозном воспитании в семье происходили и происходят больше всего оттого,что самые задачи религиозного воспитания мыслились неопределенно или ложно.Чтобы разобраться несколько в этом вопросе, погрузимся на время в психологиюрелигиозной жизни. Основной факт всей нашей духовной жизни есть искание Бога,томление о Нем. Душа наша никогда не может до конца насытиться тем, что дает ейтекущая жизнь, она ищет того, что выходит за пределы жизни, что связано сВечностью. Это томление о Боге, о Бесконечном определяет динамику всей нашей духовнойжизни. Религиозная функция так же изначально присуща нашей душе, как и другиеформы духовной жизни; религиозную жизнь не нужно вовсе насаждать, ей нужно лишьдать простор в ее выражении, определенность в ее содержании. В детскойрелигиозности особенно поразительна простота и естественность, с какой душаобращается к Богу: дети по природе своей ближе к Богу, как к Отцу Небесному,они непосредственнее и прямее чувствуют Его, чем, мы.
Областьмистических переживаний, религиозный опыт не отделены у них от реальности так,как отделены у нас. Интуиции смысла в мире как простейшая, но и основнаярелигиозная интуиция, открывающая детям с неповторимой простотой единство игармонию в мире, дается им без всяких усилий. Религиозное развитие заключаетсяу детей в том, что они ищут религиозных образов, которые могли бы раскрытьсмысл их переживаний, что они через общее духовное созревание идут к болееадекватному пониманию сферы, к более одушевленному выражению своейустремленности к Небу [7.; с.117]. Религиозная сфера постепенно выделяется изобщей духовной жизни; и это отделение имеет три разных грани, три стороны,которые первоначально координированы, можно сказать, слиты в нерасчлененнойцелостности, а затем начинают созревать и расти в известной, хотя и ограниченной,независимости одна от другой. Перваягрань охватывает все то, что можно назвать сознанием Бога, — это совокупность интуиции, чувств, образов, мыслей, итогов религиозного опыта.Это не знания, привносимые извне, а именно сознание Бога — интеллектуально-эмоциональное.Вторая грань включаетв себя всю полноту выражений религиозных чувств, движений, мыслей — сюдаотносится молитва, участие в богослужении, разнообразная религиознаяактивность. Все это образует сферу «благочестия», формируетвнутренние и внешние навыки в религиозной жизни, облекается в«обряды», реализует духовные порывы. Над этой стороной религиознойжизни владычествует закон привычки, благой для других сфер, но роковой длядуховной жизни вообще. Он является здесь роковым в той мере, насколько, в силуповторения, система выражений внутренних движений становится привычной, всеменее нуждается в внутренней стимуляции, почти механизируется. Мы крестимся,кладем поклоны, произносим молитвы почти без всякого усилия внимания; внешниедействия уже не столько выражают внутренний мир, сколько становятсясамостоятельной областью, за которой следует (а иногда и вовсе не следует)внутреннее побуждение. В развитии религиозной жизни накопление навыков,привычных действий неизбежно, отчасти и желательно, но оно заключает в себебольшую опасность и сплошь и рядом ведет к механизации этих действий, кзамиранию и высыханию религиозной жизни, к своеобразному «окамененномунечувствию». Но есть еще третьясторона в религиозной жизни — это развитие и формированиедуховной жизни в нас. Человек духовен по своей природе, и начало духовностипронизывает собой всю нашу личность, всю нашу жизнь. В процессе общегосозревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, вглубине нашей формируется «внутренний человек». Рождение внутреннегочеловека таинственно, неисследимо, но оно должно когда-нибудь прийти, если мыне утопим себя во внешней жизни [17; с.7]. Духовная жизнь в нас ищет во всем«смысла» — вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешнейжизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнююжизнь с Вечным и Бесконечным.
Это естьобщий факт созревания в нас духовных сил, но особую глубину и содержательность,свою настоящую полноту духовная жизнь в нас получает только от религиознойобласти. Жизнь, религиозно освещенная и согретая, открывает безграничныйпростор для духовного делания – и в этом духовном самопреображении, в самомустремлении к нему религиозная жизнь получает свое последнее и особенно важноераскрытие. Богопознание, не ведущее к духовной жизни в нас, к духовномуделанию, становится пассивным восприятием горней сферы, как факта; Богообщение(молитва) без духовного делания легко подменяется погружением в самого себя.Религиозная функция нам дана как изначальная сила души, но лишь в духовномделании, в духовной жизни она находит для себя питание и применение. Человек поприроде духовен, но духовная жизнь может не быть сосредоточенной вокруг идеиБога — она может рассеиваться по каким-либо частичным и неполным идеям, можетбыть связана со злом. То, что так глубоко описал Достоевский, как наше«подполье» и что еще у св. Макария Великого было до конца раскрыто вего учении о духовной тьме, скрытой в нас, — это все свидетельствует о том, какойфактически неустроенной оказывается наша духовная жизнь, сколько в ней хаоса,провалов, противоречий. Мы не можем перестать быть духовными, но мы можемразменять нашу духовность на пустяки и мелочи, можем за чечевичную похлебкуничтожных достижений отдать наше духовное первородство. В каждом из насдуховная жизнь есть, но она должна быть устроена и освещена светом Божиим,иначе она будет пребывать в хаосе и будет источником не нашей силы, а нашихошибок, противоречий, грехов [13; с.44].
Жизненностьдуховной работы потускнеет, если религиозное сознание подростка станетнеопределенным и тусклым, если он утеряет ясность религиозных идей; но покаживы духовные устремления, пока душа ищет вечного, глубокого, бесконечного — есть почва, на которой может вновь расцвести вся полнота религиозной жизни.Главнейшие испытания, которым подвержено религиозное созревание детей иподростков, связаны именно с духовной стороной в них. При нашей обычнойсклонности довольствоваться внешними достижениями у детей, при обычном слабомвнимании к внутреннему миру ребенка для нас часто проходит незамеченным фактдуховного измельчания детской души. Между тем как раз в истории религиознойжизни, в зигзагах ее развития именно и нужно искать главную причинурелигиозного потускнения, а иногда и утери всякого интереса к религиознойсфере. Отмечая центральное и основное значение духовной жизни, необходимоуказать и на основной закон ее развития, таящий в себе разгадку ее частонепостижимой логики, т.е. загадочного ритма. Имеется ввиду закон свободы. «Обращениедуши к Богу, прикосновение к вечности, эта окрыленность души и ее устремление кБесконечному, сама эта жизнь о Боге и в Боге, а не конкретные идеи, не образы ивыражение наших чувств глубоко связаны с свободой, овеяны ее дыханием. Господьсоздал нас с даром свободы, который есть в нас частица силы Божией, залогБогообщения, свечение образа Божия в нас». Этим полагаются границы всякогорелигиозного воздействия на душу человека — в том числе и церковноговоздействия: нельзя спасти, духовно возродить человека помимо его самого. «Свободаесть Дар, который вне Христа становится бременем, свобода есть сила, которая,вне Церкви не помогает, а мешает человеку». Само раскрытие дара свободы,раскрытие путей свободы и условий ее творческого выражения, иначе говоря,воспитание к свободе — и образует поэтому главную задачу религиозноговоспитания [12; с.156].
Нашижизненные трагедии, наши духовные блуждания, глубокая неустроенность, откоторой так ужасно страждут люди, вся эта затягивающая сила мелочей, мнимых ценностейи злых страстей — все это есть следствие того, что мы не понимаем дара свободы,не умеем им пользоваться и потому становимся его жертвами. Свобода вырождаетсяв произвол, в хаос, теряется; иногда мы даже не доходим до сознания того, чтосвобода реализуется лишь в Церкви. Редкие из нас знают тайну свободы, ее сил иее опасности вне тяжких уроков жизни, но именно это и есть задача старшегопоколения — помочь младшему в том, в чем оно беспомощно, — помочь овладетьнашей свободой. Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать кжизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть исозреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оноопределяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главнойзадаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные [2; с.3]. Вособенности это относится к тому, что является, по существу, лишь внешнимвыражением религиозной жизни. По ограниченности нашего духовного зрения мычасто останавливаемся именно на внешнем выражении религиозной жизни. Существуетдаже такое мнение, что через приучение к внешнему выражению создается у ребенкаи внутренний религиозный мир. Известной практической справедливости этого я небуду отрицать, хотя и необходимо обратить внимание на то, что такой путь отвнешнего к внутреннему по меньшей мере в 50% не дает положительных результатов.Однако основная неправда этого метода заключается в том, что он подменяетглавную цель вторичной и побочной. Если главная задача религиозного воспитаниязаключается в том, чтобы помочь душе «жить в Боге», раскрыть для неепуть свободного духовного развития, то эта задача будет достигнута и в случаебедности или сдержанности внешнего выражения религиозных движений — и наоборот,привычные формы таят в себе ту опасность, что привычки оттеснят внутренний мир.Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяютсяконфессиональными особенностями.
Так, вхристианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающееверующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающаяважнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению;молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь,которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех(проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость;епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению нормотношений и поведения [1; с.178]. Рассмотрим те средства религиозноговоспитания, которые применительны в семье. В раннем детстве семья являетсяединственной социальной средой, близкой, нужной и дорогой для ребенка, которыйвоспринимает весь мир через семью. В его религиозном созревании семья занимает исключительноеместо именно тем, что она является для него главным проводником религиозныхчувств. Зависимость религиозных образов и чувств от семейного опыта ребенканесомненна. В раннем детстве развитие духовной жизни у ребенка находитчрезвычайное подспорье в чистоте и невинности детской души. Внутренний мирребенка еще открыт, обыкновенно имеет полную свободу своих проявлений. Хотянаблюдение над детьми констатирует уже и в раннем детстве начатки лукавства,приспособления, лжи, но все это еще само по себе ничтожно и не занимаетбольшого места в душе ребенка. Духовная жизнь в своем развитии подчинена законусвободы, как мы уже видели. Путь свободы, поскольку он касается именно духовнойжизни, познается и усваивается не сразу, но он предполагает, что человекпостепенно определяется в том, чем живет его сердце. Религиозность не можетбыть только эмоционально-интуитивной, она должна найти свое выражение врелигиозном сознании, которое и у детей слагается из образов и идей. Количествоидей, доступных религиозному сознанию ребенка, гораздо больше, чем обычнокажется: нас часто обманывает наивная форма, в которой дети выражают своирелигиозные размышления. Но кто способен понимать детей, а не только внешнеколлекционировать их слова и действия, тот не может не согласиться, что детямдоступны — в своем смысле, конечно, — идеи Бога-Творца, Боговоплощения,спасения и искупления, греха, воскресения. Эти идеи непременно должны бытьсвязаны с религиозными образами — и, конечно, больше всего с образом ХристаСпасителя. Бесчисленные свидетельства удостоверяют огромное значение того, какглубоко входят в детскую душу религиозные образы, с которыми они знакомятся всемье.
Но все жебольшинство ошибок в религиозном воспитании относится к сфере ее«выражений». Родители и воспитатели торопятся усвоить детям рядвнешних навыков, не только не связывая их с внутренним миром ребенка, но частопрямо игнорируя его. Для примера возьмем молитву. Дети в раннем возрасте оченьохотно повторяют за старшими слова молитвы, крестятся, целуют иконки; за этимивнешними действиями легко встают в детской душе, духовно незатуманенной ичистой, отвечающие всему этому внутренние движения. Но надо еще открыть душуребенка для молитвы, а не только уста; то психическое дополнение, котороеобычно рождается в душе ребенка при молитве, крестном знамении, еще несвязывает молитвы, крестного знамения с внутренним миром [7; 124]. В раннемдетстве не существует особых трудностей в вопросе о посещении храма: дети самиохотно пойдут в храм, если идут родители. В эту пору здесь просто не нужнопринуждение — настолько охотно дети посещают храм. Очень углубляет религиозныедетские переживания забота об иконках в детской комнате, зажжение лампадки,украшение цветами к празднику и т. д. Если все это делается не просто ввоспитательных целях (дети рано или поздно это разберут, и тогда это можетвызвать сразу упадок в религиозной жизни), а отвечает всему быту семьи, тогдаэто очень помогает детям.
Велико такжезначение бытовых сторон при праздновании великих праздников, которые тоже оченьмного дают детям. Но участие семьи в религиозном созревании детей неограничивается только дошкольным периодом, наоборот, оно становится вдальнейшем лишь более серьезным и ответственным. Поэтому в самых общих чертахкоснемся еще двух периодов — так называемого второго детства и отрочества . Во втором детстве/> основной чертой души является приспособление к окружающей жизни, кее порядкам, законам: ребенок выходит совершенно из того раннего сплетенияреальности и воображения, в котором оно пребывало, отчетливо сознает всю силуобъективного мира, стремится постичь его и приспособиться к нему. Этаобращенность к миру видимому, осязаемому резко отрывает ребенка от мирадуховного — оно как бы вдруг становится духовно близоруким. За всем этим стоитнесомненный и неустранимый духовный надлом: дитя погружается целиком в мирреальный и теряет интересы и чутье к духовной сфере. Это пора духовногообмеления, измельчания, напряженного внимания к социальной среде; онанеблагоприятна вообще для религиозной жизни, которая теперь более доступна состороны внешней, чем с внутренней. Если угодно, это пора«законничества», своеобразное прохождение через «ВетхийЗавет», через внешний закон, правила [10; с45].
Духовнаяработа над ребенком в это время должна быть больше всего направлена на то,чтобы удержать прежнюю духовную жизнь в ее глубине и содержательности. Родителидолжны помнить, что именно во втором детстве дети духовно отходят от семьи — иэто происходит не оттого, что новая социальная (внесемейная, преимущественношкольная) среда духовно интереснее и богаче. Эта новая среда берет в пленребенка не духовным, жизненным, реальным своим богатством. Это в значительнойстепени нормально, но собственно проводником духовной жизни в это время можетбыть все еще только семья. Уход от семьи в это время (особенно в 9-10 лет)почти всегда означает уход от духовной жизни, душа с «верхнего» этажаспускается в «нижний» и со всем пылом отдается вживанию в новый мир.Много может помочь ребенку в это время внешкольная религиозная среда, если онатолько есть: современные религиозные кружки девочек и мальчиков спускаются до9-10 лет и оказывают большую помощь детям в их духовных исканиях. Но об этойтеме, затрагивающей вопросы внешкольной религиозной работы, не будем сейчасговорить. Остановимся лишь на том, что может дать семья. Удержать ребенкавнутри дома в это время семья не способна, если пытается конкурировать свнесемейной средой в ее сфере — это состязание ей не под силу. Социальныезапросы настолько велики у детей в это время, что в случае выбора: семья иливнесемейная среда — ребенок в подавляющем большинстве случаев идет из семьи вновую среду. Такого выбора предлагать нельзя — наоборот, семья должна повозможности сблизиться с новой средой, вбирать в себя тот новый социальныйкруг, которым живет ребенок. Но семья имеет свой не заменимый и неповторимыймир, участие в котором по-прежнему будет духовно питать ребенок: это мирвнутрисемейной жизни, мир семьи как единого и целостного организма. Какудержать детей внутри этого мира, охранить интерес к нему? Это бывает там, гдеобщение родителей и старших в семье с детьми становится в это время глубже иполнее. Одного совместного труда в доме, который раньше «сам собой»давал обильный материал для взаимной связанности, в наше время уже совершеннонедостаточно.
Необходимоустановление и упрочение духовной связи детей с родителями. Для этого нужнопостоянное общение с детьми, вовлечение детей в мир забот и трудностей в семье,возложение на них ответственных (конечно, посильных) дел, вообще вовлечениедетей в активную работу для семьи [9; с.96]. Если дети не по принуждению, асами идут на это (при правильной духовной атмосфере, при действительномохранении свободы детской личности этого, в сущности, несложно добиться!), еслидети свободно и охотно разделяют заботы и труды родителей, через них проходяттоки общесемейной целостности. Духовная связь с семьей пульсирует в них какреальная сила. Могут и здесь быть конфликты семьи с внесемейной средой, и вэтих случаях важно, чтобы ребенок свободно выбрало семью, свободно соединилосьс ней. Не нужно даже бояться отдельных случаев «измены» семье: частотакая «измена», при которой семья оставляет свободу ребенку, ведетего к трезвому и отчетливому сознанию своей неправды — и это изнутри, свободнои глубоко возвращает его к семье. Важно то, чтобы семья дорожила не внешнимвниманием ребенка к себе, а именно внутренним, свободным соучастием его в жизнисемьи. Только на этих путях и можно духовно помогать ребенку: он должен сам,без подсказки, без внешних мотивов почувствовать и пережить всю духовнуюреальность, значительность его связи с семьей, должен сам освободиться отгипноза внесемейной среды. По этой линии как раз и идет главная борьба вдетской душе в это время. В борьбе ребенка с самим собой за свою духовнуюзрячесть и глубину, в его внутреннем споре с самим собой из-за семьи, решаетсяглавный вопрос религиозного его созревания. Охранение духовных, т. е.свободных, а не наивных, внутренних, а не внешних связей с семьей. Главный религиозныйвопрос для ребенка в это время касается не его отношения к Богу, а егоотношения к семье: это может казаться парадоксальным, но это так. Но еслиприходится особенно осторожно, блюсти духовное здоровье ребенка, уберегать егоот духовного оскудения и измельчания, уберегать от подмены внутреннего внешним,то совсем иное приходится сказать о развитии религиозного сознания ребенка.Второе детство — это годы учения, и религиозное развитие ума не тольковозможно, но и крайне существенно. Обыкновенно именно в эти годы изучают ЗаконБожий, как принято называть предметы религиозного преподавания в школе. Но дажетогда, когда школа прекрасно справляется с своей задачей, на долю семьиостается и в этом отношении очень большое и существенное участие в развитии религиозногосознания. На грани второго детства и отрочества стоит половое созревание — совсеми теми глубокими физиологическими, психологическими и духовными переменами,которые оно с собой несет.
Интерес квнешнему миру, приспособление к нему, связанное с этим духовное измельчаниесменяются равнодушием, иногда даже враждебностью к внешнему миру и его порядку- все внимание подростка отдается теперь его внутреннему миру, который встаетперед ним как некая темная глубина, некая бездна, в которой он плохо разбирается,но которая владеет им и откуда исходят глубокие, страстные, частопротиворечивые, самому подростку непонятные стремления.
Отрочествотомительно для самого подростка и для окружающих. Упрямство, критика, частопридирчивая, всего и всех, недоверие к чужому опыту, частая неудовлетворенностьсобой, смена настроений и желаний, жуткое приближение через авантюру к границамморали, иногда одержимость преступными мыслями — все это совмещается сболезненным ощущением одиночества, непонятости, ненужности, со страстной мечтойо дружбе.
Внешнее ивнутреннее одинаково не дают опоры, путь свободы во всем своем бремени и жутивлечет к себе, какая-то глубокая беспочвенность создает возможностьнеожиданных, почти беспричинных кризисов в религиозной и моральной сфере,всегда близка опасность игры со смертью.
Общая темавоспитания в это время двойная: с одной стороны, в хаосе внутреннего мира нужносоздать светлую и творческую силу, зажечь душу глубоким и содержательнымувлечением, которое могло бы облагородить и успокоить душу, с другой стороны,нужно растворять аритмические скачки настроений в доступном, легко себяоправдывающем в удаче, уводящем на реальные пути занятии. Хорош и спорт дляэтого, и занятие искусствами, экскурсиями, юношеские организации — все это переводитвнутреннюю тревогу, неясные искания на жизненные, легкие рельсы, создаеткомплекс увлекательных и легко тормозящих внутреннюю неуравновешенность дел. Ноэто спасительное отвлечение только извне тормозит буйство сил, но не вноситначала упорядочения в самую духовную жизнь. Необходимо дать развернутьсядуховным порывам, оберегая их от темных влечений: это дает и романтическаявлюбленность, сковывающая буйствующие стремления и глубоко их преображающая,это дает и ранний идейный энтузиазм, до которого возвышаются немногие, нокоторый способен глубоко просветлять душу подростка, но это же дает и пафосреволюционизма, честолюбивые мечты [17; с.106]. Это значит, что духовноеброжение, идущее в подростке, укрощается и просветляется в любом конкретномделании, если оно имеет хоть какой-нибудь смысл, возвышающийся над обычнойжизнью. Эта конкретность тех внутренних движений, которые случайно илинеслучайно привходят в душу и упорядочивают ее внутренний хаос, неблагоприятнадля религиозной сферы.
Немногиеспособны в это время к той мистической жизни, которая дает душе подлиннуюрадость и подлинное питание. Религиозная сфера кажется как бы абстрактной — особенно дело складывается тяжело, если в уме подростка совершился разрыврелигиозного и общекультурного понимания жизни. И наоборот, там, где обойденывсе подводные камни, где в сознании упрочена целостность религиозногожизнепонимания и раскрыта перспектива религиозного мышления, — там естьвозможность живой религиозности. Самая существенная помощь в религиозной жизниисходит в это время не от школы и не от семьи и даже не от Церкви, а отсоциальной среды. Создание социальной среды утоляет духовный голод и дает живоеудовлетворение подростку, но самый путь такой внесемейной и внешкольнойрелигиозной работы теперь только раскрывается перед нами врелигиозно-педагогических исканиях во всем мире [7; с.133]. Что же может датьсемья в это время подростку? Нужно быть крайне осторожным с вмешательствомсемьи в жизнь подростка, даже небольшая погрешность может быть роковой идуховно совсем отодвинуть подростка от семьи, создать глухую стену. Это стадия«блудного сына », и семья больше всего должна думать о том, чтобыподростку было привольно и свободно в ней, чтобы ничто его не гнало из семьи.
Выводы по 1главе
В настоящеевремя религиозное воспитание снова становится частью нашей жизни. За счет сохранениятрадиционной культуры в основном и сохраняются моральные и нравственныеценности народов, передаётся культура, обычаи и верования. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам игруппам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение,мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительнымпринципам определенной конфессии (вероисповедания). Общая задачарелигиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовныезапросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовноесозревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободнымустремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозноговоспитания должны быть подчинены все остальные. Особое внимание и Церкви, и техгосударственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должнобыть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – нескоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовойкультурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственнойответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека — иобщество.

Глава 2.Эмпирические аспекты о влиянии семьи на религиозное воспитание детей
2.1 Семья какорган религиозного воспитания
Может ли современнаясемья иметь религиозное влияние на своих детей? Нам необходимо присмотреться кпеременам в современной семье, чтобы оценить эти возможности. Главное здесь — визменяющемся положении женщины и в превращении семьи из трудовой единицы вединицу потребительскую. Христианизация семьи, которая безостановочно шла втечение веков и которая изнутри преображала семейную жизнь, подверглась в XIXвеке серьезнейшему испытанию. Процессы христианизации семьи либо должны искатьиных для себя оснований, либо должны стушеваться и уступить место новойварваризации семьи. Коснемся сначала экономической стороны. Семья издавна былатрудовой единицей, той социальной клеточкой, вернее, тем организмом, в которомосуществлялась всеми ее членами общая жизнь. Возникновение денежного хозяйства,отход мужчины на сторону, появление фабрик и заводов разрушало трудовойхарактер семьи, но не до конца, пока мать оставалась дома. Семья как целоеоставалась замкнутой трудовой единицей, в которую дети включались самим ходомжизни, участвуя в общем труде семьи. Разнообразные функции семьи выполнялись вней самой, семья трудилась как целое, имея свое хозяйство, вырабатывая домацелый ряд нужных вещей. Семейный быт, семейная атмосфера, уют и поэзия семьи — все, что заключает в себе драгоценнейшие для детской души питательные силы былоинтимно связано с трудовым характером семьи. Слова «семейный очаг» неслучайно явились синонимом уюта и тепла семьи: вокруг трудовых процессов семьяобъединялась, чувствовала свое единство, реально переживала свою внутреннююспаянность. Вся огромная область семейного труда, часто мелкого и незаметного,но реально очень существенного, становилась сферой обнаружения взаимнойсвязанности: для чувств, которые рождает общая семейная жизнь, этим открываласьширокая возможность их выражения, а потому и возможность их цветения. Всемейной активности, в семейном труде всегда был неисчерпаемый источник самыхглубоких и лучших душевных движений, которыми питалась и крепла семейнаяцелостность. XIX век постепенно вырывает женщину из семьи и этим разрушаетглавную основу семьи как трудовой единицы: в ответ на развитие женского труда,уводящего мать из семьи, жизнь даст целый ряд существенных изменений в строесемейной жизни. Семейный труд становится все менее нужным, сводясь постепенно ктакому ничтожному минимуму, при котором смешно говорить о семье как трудовойединице. Техника современной жизни дошла до такой высоты, при которой в доменужно очень мало труда. Очень состоятельные люди могут теперь прекраснообходиться без прислуги — это достаточно характеризует техническуюорганизованность жизни. Продукты доставляются в таком виде, что над нимиминимально нужно потрудиться, чтобы употребить их в пищу, печей топить не надо,мойка белья дома не нужна. Все эти технические удобства современной жизнисводят семью к потребительской, а не трудовой единице: в семье вместепотребляют, но не вместе трудятся. Этот процесс еще в самом разгаре, но онимеет тенденции расширяться и захватывать все более широкие слои. Нечегоудивляться, что современная семья зачастую напоминает гостиницу, а не тотпрежний семейный дом, в котором целый день шла непрерывная жизнь. С утра всясемья расходится в разные стороны: отец и мать идут на работу, дети — в школу,в детские сады. Все приспособляется к тому, чтобы прийти на помощь семье вновом ее положении, — и только к вечеру все сходятся вместе. Внешнемурастеканию семьи очень часто соответствует и внутреннее: у каждого члена семьисвоя социальная среда, с которой он связан, свой круг знакомств, свой кругинтересов [5; с.93].
Что же объединяет ещесемью в одно целое? Не только в истории семьи, но и в современной семье матьявляется ее связующей силой, ее живым, средоточием. Семья сохраняет своеединство только благодаря матери. Чем меньше семья является трудовой единицей,чем дальше и глубже идет рассечение семьи, тем ответственнее и существеннеестановится роль матери, но тем и труднее она, ибо все члены семьи малонуждаются в семье. Нельзя сказать, что такое взаимотяготение невозможно,неосуществимо: жизнь показывает нам и в наши дни удивительные примеры такойцелостности семьи, которая сохраняется и там, где совершенно почти исчезсемейный общий труд. Но всегда центром и источником семейной связи оказываетсямать, и тут, собственно, и обнаруживается, что целостность, столь естественнаяв семье при семейном труде, может существовать и без этого, находя неистощимыйисточник своих сил в тех связях членов семьи с матерью, которые духовнонастолько содержательны и богаты, что в состоянии крепко и глубоко связатьвсех. Мать связана с детьми глубже, чем одной лишь бытовой, жизненной связью.Глубже, раньше трудового единства было в семье ее духовное единство. Нельзясказать, что лишь христианство дало семье это духовное единство; оно присущенатуральной семье, оно есть выражение самой природы семьи. Но лишь вхристианстве раскрывается и осмысливается эта духовная сторона семьи, ибо вхристианстве открывается вечность связи членов семьи. Неповторимость,единичность каждого человека, как она впервые возвещена и раскрыта вхристианстве в его благовестии спасения и воскресения, впервые раскрывает то,что семья есть духовный организм, ибо связь в семье не исчезает со смертью, носохраняется для вечности. Мать для всех нас не есть только та точка вэмпирической ткани бытия, где каждый из нас приходит в мир, но это есть и таметафизическая точка для каждого, через которую мы связываемся с вечностью и ввечности. Христианство утверждает метафизическую силу семейных связей; какцветение семейной жизни, как высшее раскрытие ее выступает в христианствеучение о семье как малой Церкви. Семья есть малая Церковь — это значит, что онаобразует единое, целое, нерасторжимое, жизнью созидаемое, но выходящее запределы жизни духовное единство, входящее в Церковь как тело Христово, подобноклеткам сложного организма. Единство семьи не исчерпывается еежизненно-трудовым единством. Там, где жизненно-трудовое единство колеблется,там не исчезают еще предпосылки подлинной целостности семьи. Мать по-прежнемуявляется средоточием семьи, ее главной движущей силой. Поэтому описанный вышекризис семьи, связанный с превращением ее в потребительскую единицу, срассечением и внешним распадом семьи, может быть изнутри преодолен, но лишь втом случае, если духовная связанность семьи сохранится. Духовная крепость семьираньше давалась легче, почти «сама собой», теперь же она дается струдом, осуществляется лишь при действенном преодолении всех тех сил раздробленияи охлаждения, которые заключены в современном строе жизни. Но тут приходитсявернуться ко второму фактору распада современной семьи, немного ужезатронутому, — к изменению положения современной женщины. Дело идет не только оразвитии женского труда, хотя и это имеет огромное значение.
Женщина, становясьэкономически самостоятельной и независимой, не мирится с прежним подневольнымположением, на которое она была обыкновенно обречена. У современной женщины всебольше и все ярче выступают ее запросы как человека; происходит несомненное,хотя и медленное, изменение психологии женщины. То, что писал Дж. Ст. Милль втрактате «О подчинении женщины», где многие слабые стороны женщиныобъяснены историческим ее подчинением, оправдывается. Рост женской организованности,развитие гражданских и политических прав женщины, рост просвещения средиженщин, безусловные их успехи в области научного и культурного творчества — всеэто характерно для нашего времени. Женщина занимает все более активное место вовсей современной жизни, но этот рост личности у современной женщины, благой иценный сам по себе, сказывается весьма тяжело на современной семье. Переставаяжить одной семьей, женщина дает очень много обществу, но сплошь и рядом у неене хватает не только времени, но и внимания для семьи. Пока женщина живет лишьсвоей семьей, она является ее реальным средоточием, чутко отзывается на все еенужды и определяет своей незаметной, но постоянной обращенностью к семье еежизнь. Уход матери из семьи на сторону, как бы ни был он ценен сам по себе,лишает семью ее основной силы, подрывает самые ее основы. Это роковой фактнашего времени.
Не следует думать, что изэтого положения нет выхода, но если в прежних условиях жизнь семьи создавалась«сама собой», без каких-либо усилий со стороны женщины-матери, то вновых условиях лишь при особых усилиях возможно сохранить семью как целостный иединый организм. Христианство имело глубокое влияние на жизнь семьи, навнутренний строй ее — оно как бы приоткрыло и осветило то, что в натуральнойсемье могло раскрываться лишь случайно: духовную связанность в семье. На этойкак раз почве и происходит кризис семьи: христианский смысл семьи, до которогомы доросли, с которым сжилась наша душа, все труднее вмещается в реальныеусловия семейной жизни, и отсюда вырастает своеобразное «оязычение»современной семьи, ее «паганизация» [3; с.15]. Это очень сложныйвопрос, отчасти близкий к тому, что случилось во всей современной культуре,оторвавшейся от связи с Церковью.
Для преодоления техтрудностей, которые создает современность, у нас оказалось слишком малорелигиозной силы. Общее религиозное оскудение и одичание побуждают нашихсовременников искать выхода на путях отрицания христианского подхода к семье.Положение в этом вопросе столь серьезно и трагично, что трудно и осудить нашевремя за все его судорожные попытки найти выход на путях «оязычения».
Но все же нельзяотрицать, что современная семья стоит перед вопросом, который никогда еще неподнимался с такой остротой, как ныне, — вопросом о том, быть ли семьехристианской или нет? Сомнения здесь подсказаны не буйством воли, неизвращением чувства и не лукавством разума — они растут из мучительных фактовжизни, разрушающих семейный быт в его былом укладе. Семья подтачиваетсяизнутри, и ее христианский путь изнутри темнеет, колеблется в самых основахсвоих. Здесь действует положение,которое по его бесспорности может быть названо аксиомой религиозной педагогики:религиозно влиять на детей может только тот, кто сам живет религиозной жизнью.
В применении к семье этозначит, что только та семья, которая, как целое, живет религиозной жизнью,может дать своим детям религиозное воспитание. Но если кризис современной семьивообще заключается в падении и ослаблении ее духовной целостности, то сильнеевсего это сказывается на религиозной жизни. Целостность в семье сохраняется ипроявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности большевсего касается духовной стороны. Сколько среди нас есть семей, внешне еще неутративших своей целостности и даже глубоко чувствующих ее, но уже растерявшихв себе духовную близость и единство! Религиозное бессилие семьи именно этимбольше всего определяется, ибо семья уже почти не является духовным организмом- это скорее бытовая и социально-психическая организация, а вовсе не духовныйорганизм.
Тот духовный аромат,который раньше выделялся семьей и был выражением глубокого духовноговзаимосвязывания, ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать своюглавную, питательную для детей силу. Здесь заложены основные причины трудностирелигиозного воспитания в семье нашего времени. Духовное обмеление ипотускнение современной семьи изнутри ослабляет силу ее религиозноговоздействия. Но это не есть роковой и неустранимый факт: христианская семьявозможна и в наше время в тех изменившихся условиях, которые были описаны выше.Но духовное развитие семьи предполагает, что она, невзирая на враждебные силы,на ослабление бытовых связей проявит свою духовную целостность и отстоит ее.Органом воспитания современная семья может быть только в этом случае: духовнопитать детей может только семья, духовно целостная и здоровая.

2.2. Исследованиеуровня религиозных воззрений семьи
Религиознаястатистика, так же как всякая подобного рода статистика, не может быть абсолютноточной. Однако в какой-то степени она дает общую картину соотношениярелигиозных исповеданий. Систематические социологические исследованиязафиксировали устойчивый рост уровня религиозности населения: по даннымВсероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), в 1995 г. он составлял 18,6%, в 2003 г. – 43%. Таким образом, наблюдалась положительная динамикарелигиозности в России. Около 30% опрошенных считают, что к религиозности пришлисамостоятельно. Сверстники, школа оказали влияние на формирование религиозности3% участников; еще 4% указали на влияние средства массовой информации и моды.Об отсутствии какого-либо религиозного воспитания объявили 22% опрошенных. Исамое главное, 41% от общего числа опрошенных утверждали, что первоначальноерелигиозное воспитание они получили именно в семье. Для выявления характерарелигиозности российских семей, ставшими главным объектом воздействия культурыинформационного общества, в 2003 году ВЦИОМ было проведено поисковоесоциологическое исследование в 46 регионах страны. Данные были таковы:
·         9% семей истиннорелигиозны и стараются следовать своей религии;
·         27% семей считаютсебя религиозными, но ритуалы не соблюдают;
·         55% — верят, норелигиозной семьей себя не считают;
·         9% семей ни вочто не верят;
Однако, цифры мировой статистики говорят сами за себя. Что уровеньрелигиозных семей не так уж и велик. Исследуя данную тему, я провелаанкетирование определенного количества семей. Полученные данные позволяютговорить о том, что религиозное направление не самый главный аспект ввоспитании ребенка, этим самым отводя процесс на второй план. 10% опрошенныхсемей отводят полезную роль религии, нейтральную роль предпочли 70% изатруднились с ответом всего 20%. Большинство из них уверены в том, чторелигиозно влиять на ребенка могут те родители, которые сами живут религиознойжизнью.90% исследуемых семей следуют духовным семейным традициям, при чем всесвой опыт получили от своих родителей. 70% семей уверены в том, что насколькопреданы они сами религии зависит то, насколько религиозны будут их дети.Считают, что тех знаний, которые они имеют сами достаточно для того, чтобывоспитать своего ребенка религиозным человеком. Все полученные данныеподтверждают гипотезу исследования. Кроме этого хотелось бы отметить еще тотфакт, что помимо религиозного воспитания в семье 70% россиян положительноотносятся к введению в школах «Основы православной культуры», посколькусчитают, что религиозное воспитание должно осуществляться не только в семье, нои в школе ", из них четверть респондентов заявили, что «целикомположительно» относятся к данной идее, а 44% — «скорееположительно». Если уж речь заходит о религиозном воспитании в семье, то начиная разговор на метафизические темы, родителям стоитучитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту.
·          4—5 лет -ребенок очень отзывчив и чувствителенк мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существованииБога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности.Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять,кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично.
·          5—7 лет — его волнуют более сложные вопросы:«Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не простоповерить в существование неосязаемых и незримых абстракций, но и непосредственноих вообразить.
·          7—11 лет — он может понять смысловое и этическоесодержание обрядов и религиозных норм. А главное — отличить их от социальныхимперативов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого«драться нехорошо».
·          12—15 лет — его познавательные способности развиваются до уровнявзрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание,которое составляет суть любой религии.
Выводы по 2главе
В семьечеловек получает основы духовности, направление в жизни и сознание своегодолга. С первых дней сознательной жизни новый член семьи учится ценить туповседневную работу, от которой зависит его питание, его здоровье и удобстважизни. Труд, а также некоторая доля суровости жизни — друзья семьи: ониукрепляют характеры, прививают деловитость и трезвый взгляд на жизнь. Семья — хранительница традиций. Здесь, в родном доме, ребенок получает и первые чистыеэстетические впечатления. А при христианском религиозном семейном укладездесь-то и закладываются начала христианской веры, молитвы и добрых дел.
Педагогическаяпсихология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти однутреть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человекустанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек втечение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него вдуше за период первых семи лет. К 3-ем годам появляется у ребенка сознаниесвоей личности, и он начинает говорить «я.» В это время надо начинатьприучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Одновременно снаставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворнодействует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если женабивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианскойжизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченнуютеорию. Добрый пример родителей имеет решающее значение в деле развитияребенка. Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от ихнеподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни.Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежатсамолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины.
Самоеглавное, что необходимо понять каждому родителю, — это то, что истиннаянравственность невозможна без религиозной основы, без помощи Церкви, молитвы исвятых Таинств. Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, нопростирается в вечность. Поэтому и воспитание ребенка должно помочь ему иметьэту главную цель перед глазами и знать, как достичь ее.

Списоклитературы
1. Агафонова А. Практика по общейпедагогике. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
2. Алексий II. Духовное образование идуховное воспитание // Православное слово. — 2001. — № 11. — С.1.
3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризиссемьи и пути его преодоления. — М., 1990. – 180с.
4. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П.Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях // Семьяв России. — М.; Чебоксары, 2001. — N 1. — С.93-100.
5.Буева Л.П. Духовность, художественное творчество,нравственность// Вопросы философии. –1996 – №2. – с. 119.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999. — 440 с.
7.Зеньковский,В.В. Принципы православной антропологии //Русское Зарубежье в год тысячелетия крещенияРуси. Сборник альманах богословских, искусствоведческих, художественныхочерков. -М.: Столица, 1991. – С. 115 – 148
8.Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания ирелигиозной веры //Вопросы психологии – 1998,№3 – с.104-114.
9. Игошев К.Е., Минковский Г.М.Семья, дети, школа. — М., 1989.
10. Клемантович И. Современная семья:структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. — 1998. — № 4. — С. 2
11. Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. — М.: Академия, 1999. — 184 с.
12. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю.Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
13. Отец в семье: Книга дляродителей. — М., 1970.
14. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасиситого. — М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.
15. Подласый И.П. Педагогика. Новыйкурс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
16. Соловейчик С.М. Педагогика длявсех. — М., 1987.
17. Феоктистова Т., Шитякова Н. Опрограмме духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольноевоспитание. — 1999. — № 6. — С. 7 — 11.
18. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.:Юристъ, 1997. — 512 с.
19.Чернов М.И. Русская православная церковь: прошлое и настоящее // Советская педагогика. – 1988 №6 с.117-121
 

Приложение
 
Анкета для родителей
 
1. Считаете ли вы своюсемью религиозной?
·          Да
·          Нет
2. Какую роль играетрелигия в жизни Вашей семьи?
·          Полезную
·          Нейтральную
·          Вредную
·          Затрудняюсьответить
3. Отмечают ли в Вашейсемье православные праздники?
·          Да
·          Нет
·          Иногда
4. Какие из православныхобрядов совершались в вашей семье?
·          Крещение
·          Венчание
·          Исповедь
·          Другое
5. Все ли члены вашейсемьи соблюдают пост?
·          Да
·          Нет
6. Как часто в вашейсемье читают религиозную литературу?
·          Часто
·          Редко
·          Никогда
7. Кто-нибудь из членовВашей семьи посещали воскресную школу?
·          Да
·          Нет
8. Кто Вам помог прийти квере?
·          Родители
·          Школа
·          Друзья
·          Другое
9.Как часто вы посещаетецерковные службы?
·          Часто
·          Время от времени
·          Очень редко
·          Никогда
10. Считаете ли вырелигиозное воспитание обязательным в семье?
·          Да
·          Нет
·          Затрудняюсь сответом
11. На чем, по Вашемумнению, должно основываться религиозное воспитание ребенка?
·          На посещении духовныхшкол.
·          На духовныхсемейных традициях.
·          Другое
12. Зависит ливоспитательный процесс в семье от уровня религиозности родителей?
·          Да
·          Нет
·          Затрудняюсь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.