Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика» (модуль «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач»)
на тему: «Разработка плана классного руководителя»
Выполнила:
студентка 3 курса гр. аб
Факультета иностранных языков
Кузнецова Юлия Сергеевна
Тула — 2010
1. Задание
Вас назначили классным руководителем в новом для вас классе. На протяжении первых недель вы смогли составить обобщенную характеристику классного коллектива.
Задания:
1. Определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе на предстоящий учебный год.
2. Сформулируйте задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
3. Составьте план работы классного руководителя на 1 четверть (используйте в качестве образца оформления варианты планов воспитательной работы, включенных в учебно-методический комплекс).
Характеристика класса
8 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков.
Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Большая часть родителей имеет военное или техническое образование. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, систематически посещают школу, отзываются на все просьбы классного руководителя.
Состояние здоровья учащихся удовлетворительное, но есть дети с наличием хронических заболеваний (6 человека с недостатками зрения, 1 человек с заболеванием внутренних органов.)
Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых и общественных поручений проявляется лишь у части учащихся, в основном — у девочек. Большинство мальчиков в общественной деятельности пассивны и безынициативны. Взаимопомощь проявляется слабо. Особой безответственностью отличаются Миша С. и Сергей К. Актив класса составляют несколько «хорошистов».
Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное. Общий уровень знаний и учебных навыков средний, у мальчиков несколько лучше показатели по точным наукам, девочки более усердны и успешны в науках гуманитарных. Отличников в классе трое, неуспевающий один (Миша С.).
В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной — на уроке учащиеся отвлекаются, не слушают учителя. Педагоги связывают это с влиянием на класс группы ребят во главе неформальным лидером — Мишей С.
Во внеучебное время примерно треть класса посещают спортивные секции и кружки при гарнизонном Доме офицеров.
2. Психолого-педагогическое обоснование проекта
В целом класс неплохой, 31 человек, среди них 14 девочек и 17 мальчиков. Каждый подросток представляет собой личность и по-своему воспитан и развит. Для начала приведём общие особенности этого возраста.
Л.С. Выготский «кризис развития» этого возраста (14-16 лет) объясняет несовпадением трех точек созревания: полового, общеорганического и социального. Центральным и специфическим новообразованием, по мнению ученого, является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру, оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых. Подобная активность служит предпосылкой формирования у учащихся этого возраста определенной, воспитательно-возвышенной системы личных ценностей.
Для духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причём подростков привлекают яркие, сильные, волевые личности героического типа.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является, как уже отмечалось, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является значимый «Другой». Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача: указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не обладая жизненным опытом и достоверными моральными критериями, изберут себе в качестве образцов поведения ложных кумиров.
Что касается взаимоотношений со сверстниками, то здесь реализуются такие потребности растущей личности, как потребность в общении, потребность в познании и самопознании, потребность в самореализации, потребность в самоутверждении, потребность во взаимной поддержке и защите. Ведущей среди перечисленных потребностей является потребность в самопознании, объектом относительно глубокого изучения подростка становится он сам как личность, как человек, как носитель внутреннего, духовного мира. Возникший интерес к себе вызывает стремление к познанию и моральной оценке внешних и внутренних качеств других людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и чувствах. Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с такими героями, чувства и мысли которых близки его душевному строю.
В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперёд, мутит и волнует душу, бросая её из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе – но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду …». На границе подросткового возраста происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.
Как было сказано выше, возникновение представления о себе как «не о ребёнке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. «При этом подростки проявляют некритичность к подлинному объёму своего знания и умения. Накопленный опыт, знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам!», к субъективной готовности на всё в жизни. Отсюда – настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость». Осознание личной ответственности– важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка.
«Лишь с этим периодом, — отмечает прот. В.Зеньковский, — начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своемувнутреннему миру, острое самоподчеркивание своихжеланий и порывов». В духовной жизни в этом периоде мы замечаем, как он выражается, совсем новый стиль: подросток вновь чувствует себя перед лицом бесконечной перспективы, которая, однако, уже не вне его, а внутри его, в таинственной глубине души. Духовный мир подростка эгоцентричен, его опьяняет переживание собственной свободы, а поскольку он не знает ещё, что делать с ней, в чём её смысл и тайна, ему хочется без конца утверждать эту свободу, даже нелепо, «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Таким образом, на основании вышеперечисленных психологических и духовно-нравственных особенностей старшего подросткового возраста (14-16 лет) можно сделать вывод о том, что именно в этот период идет интенсивное формирование потребностно-личностной сферы убеждений. Если психологическое и нравственное развитие ребенка проходило нормально, то к 14 годам когнитивный компонент полностью сформирован, т.е. ребенок имеет полный комплекс знаний о нормах, ценностях и способах поведения. Эмоционально-личностный компонент убеждений, т.е. переживание своего отношения к этим нормам и ценностям находится в завершающей стадии формирования, хотя изменить его и изменить радикально возможно с помощью вновь формирующегося практически-действенного компонента. Именно потребность поступать в соответствии со своими собственными внутренними убеждениями без оглядки на внешние авторитеты эти самые убеждения укрепляет. Только через деятельность, через поступки убеждения приобретают целостность и стабильность.
Поэтому при выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у старших подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно связаны а) с общением как со сверстниками так и со «значимыми взрослыми»; б) с практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для нравственного выбора. Вовлечение подростка в педагогическую деятельность, т.е. в деятельность по общению с одной стороны с младшими по возрасту, с. другой стороны с членами взрослого педагогического коллектива как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
3. Планирование работы классного руководителя
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.
Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.
Первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Поэтому мы разработали структуру плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя:
Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).--PAGE_BREAK--
Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.
Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
Жизнедеятельность классного коллектива.
Работа с родителями учащихся.
Совместная деятельность с общественностью.
Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио).
Работа с учащимися из “группы риска”.
Взаимодействие с учителями – предметниками.
Педагогические наблюдения.
Литература для проводимых мероприятий.
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:
А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;
Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.
Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.
Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Итак, мы подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности – это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса:
Уровни воспитанности, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, в 5 – 11 классах – психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, для 7 – 11 классов профессиональная диагностика
Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива проводится минимально 2 раза в год – сентябрь и апрель
Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые) составить характеристику своего классного коллектива.
Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.
Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.
Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.
Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..
Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи”, тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Связь с общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе вносятся планы работы сельской библиотеки – музей, музыкальной школы, сельского Дома Культуры, реабилитационного центра города и других общественных организаций, которые могут внести существенный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие “Портфолио ученика” — это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:
Резюме-знакомство
Мои учебные успехи
Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.
Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.
Раздел, необходимый в работе педагога, — работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.
Работа с учителями – предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.
По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.
Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.
4. План работы на 1 четверть
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности класса, приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе, предлагаю следующий план на 1 четверть, задачей которого является заинтересовать мальчиков, в особенности, к общественной деятельности, сплотить коллектив, повысить успеваемость, наладить дисциплину в классе, помочь проявлять взаимопомощь к одноклассникам и конечно отдельно провести беседу с лидером класса, успеваемость которого на низком уровне.
Также воспитательная работа в коллективе ориентирована на воспитание самореализующейся личности, самостоятельной, творческой, адаптированной к условиям окружающего мира.
Содержание работы в 8 классе
1 четверть
Работа с учащимися
Дата
Работа с родителями
Работа с педколлективом
Нравственность, духовность, саморазвитие
*Ученическая конференция «Выборы мэрии Дримсити»
*Организация самоуправления в классе
*Организация игр «Радужный дождь», «Крутая троечка».
Классные часы по ССЛ
*Как поживаете, мои я? На распутье.
*Дорога труда.
*Ваш выбор: могу –хочу — надо.
*Святая святых -родительский дом.
*Гражданином быть обязан.
Диагностирование
*Изучение самооценки знаний, умений и качеств, учащихся в области самосовершенствования личности
* Диагностика «Личностный рост старшеклассника»
* Изучение уровня занятости старшеклассников в творческих группах
* Изучение взаимоотношений «ученик-учитель»
19.09
сентябрь
сентябрь
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
*посещение семей учащихся
*составление социального паспорта класса
*проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам нравственности
*родительское собрание по теме «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников»
*организация наблюдений за культурой общения и культурой поведения школьников
*сотрудничество с психологом школы по вопросам ССЛ
*сотрудничество с социальным педагогом школы
Креативность и творчество
КТД «Познай себя, узнай других»
*Праздник «День знаний»
*Конкурс фотогазет «Мои летние приключения»
*Конкурс «Моё летнее портфолио»
*Презентация мэрии Дримсити
КТД «Учителями славится Россия!»
*Выпуск праздничных поздравительных газет
*Изготовление сувениров
*Художественное оформление школы
*Участие в праздничном концерте
*Участие в выставке рисунков «Мой учитель»
*Подготовка торжественной линейки
*Выпуск видеоролика об учителе
*Участие в «Капустнике»
КТД «Болдинская осень»
*Осенний бал «Там чудеса,...»
*Участие в концерте
«Праздник урожая»
*Пушкинские чтения
*Участие во Всероссийском уроке чтения
*Организация кружковой деятельности
*Участие в конкурсе «Осторожно, огонь!»
01.09
05.10
02.11
сентябрь
октябрь
*привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий, проводимых в первой четверти
*сотрудничество с учителями– предметниками, социальным педагогом школы, учителем ОБЖ, заместителем директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения мероприятий
Здоровье и спорт
Месячник ГО
*Участие в Дне здоровья
*Участие в акции «Здоровье и безопасность детей»
*Спортивные соревнования по мини-футболу
*Организация записи в спортивные кружки и секции
*Беседы о ЗОЖ, об отношении к своему здоровью и урокам физкультуры, утренней зарядке, спорту (индивидуально по необходимости)
*Работа по благоустройству кабинета
*Генеральная уборка класса
октябрь
сентябрь
сентябрь-октябрь
сентябрь
01.11
*сотрудничество с родителями по вопросам о состоянии здоровья школьников
*беседы с родителями курящих детей и детей, замеченных в употреблении спиртных напитков
*сотрудничество с медработниками по вопросам о состоянии здоровья в классе
*взаимодействие с учителями физкультуры
*сотрудничество с учителем ОБЖ
*взаимодействие с учителями-предметниками по проблемам здоровья отдельных учащихся
*сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения мероприятий
Патриотизм и гражданственность
Декада правоведения
*Участие в правовой викторине и правовом конкурсе
*Выпуск листовок
*Правовая дискотека
*Беседа с инспектором ПДН по профилактике правонарушений
* Участие в дискуссии «Темперамент, характер, воля, личность»
Участие в субботнике «Благоустройство п. Пурпе-1»
08.10-12.10
28.09
*привлечение родителей к участию в правовой викторине и выпуску листовок
*сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе, учителем права, социальным педагогом по вопросам подготовки и проведения мероприятий
Интеллектуальное развитие
*Участие в неделе русского языка и литературы «Пушкинские чтения»
*Запись в кружки, клубы, факультативы, элективные курсы
*Организация конкурса «Ученик года» (заявка на участие)
*Участие в районной НПК «Я намечаю путь к открытию»
15.10-22.10
сентябрь
сентябрь
октябрь
*организация родителями контроля за посещением детьми кружков, клубов, факультативов, элективных курсов, за ведением дневников
*сотрудничество с учителями русского языка и литературы
*контроль за своевременным выставлением оценок в журналы
*корректирование итогов четверти продолжение
--PAGE_BREAK--
Работа с «трудными» учащимися
*Вести строгий учёт посещаемости и успеваемости.
*Своевременно доводить любую информацию до родителей.
*Сотрудничать с учителями школы по поводу посещаемости, успеваемости, поведению и прилежанию этих учащихся.
*Регулярно проводить индивидуальные беседы с учащимися.
*Вовлекать в классные и школьные мероприятия.
*Контролировать посещение учащимися секций, кружков, элективных курсов, библиотеки.
*Сотрудничать с психологом и социальным педагогом школы по вопросам корректировки поведения и прилежания этих учащихся.
Список литературы
Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников. – 2002. – № 2. – С.2-7.
Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. / Н.И. Дереклеева. – М., 2001.
Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
festival.1september.ru