Реферат по предмету "Педагогика"


Религиозные идеи в педагогике

Введение
В истории образования трудно найти более значимые тексты, чемтакие канонические сочинения, как индийские веды и Махабхарата, буддийскиесутры, изречения Конфуция, пять книг Торы, Ветхий и Новый Завет, Коран. Каждыйиз них стал каноном для последующей традиции воспитания и обучения в регионераспространения своей культуры вплоть до сегодняшнего дня. Дляисторико-педагогической науки в России особенно актуально изучение Ветхого иНового Заветов.
При резком падении духовности современного человека, оченьважно уделить непосредственное внимание формированию нравственно-эстетическогомировоззрения ребёнка, непосредственному развитию его моральных принципов икачеств, становлению его как культурно развитой личности.
Несомненно, многие выдающиеся учёные такие, как Макаренко,Ушинский Сухомлинский и др., посвятили немало работ этому вопросу. Однако, мнебы хотелось обратиться к величайшему педагогическому трактату – Библии. Библия– это колоссальное литературное и педагогическое произведение, вобравшее в себябесценный мировой опыт сотни поколений, впитавший в себя лучшие взгляды настановление человека как индивида в частности и как члена социума в целом.Библия – это одна из тех кладовых педагогических идей, запас которойнеисчерпаем.
В связи с этим, основной задачей работы будет попыткавычленить основные педагогические идеи Библии и проследить, каковы результатыих воплощения на практике, специфичность её влияния на формирование личности.

1. Педагогические идеи библии
 
1.1 История изучения вопроса
Нравственно-этическим влиянием Библии на формированиедуховного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из нихопределял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности,попытка осветить которые будет представлена ниже.
В качестве наблюдений я взяла таких философов и педагогов,как Я.А. Коменский, Дж. Локк, П.Ф. Каптеров, И.Г. Песталоцци,Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и современного исследователя Рыбина В.А.
Одним из важнейших понятий Библии является понятие Бога.Исходя именно из этого понятия, учёные на протяжении многих веков определялипедагогическую ценность Библии.
Так Бог у Коменского – «создатель человека по своему подобиюи образу» – доверяет детей родителям для того, чтобы они воспитывали их в вере,привили им добрые нравы, приучили к добродетели, обучили языкам, наукам,искусствам, а прежде вырастили их здоровыми и бодрыми. Здесь идея Библии –«руководительница для воспитания».
Локковский Бог – утилитарно-функционален с главной ролью –усиливать нравственные требования. Идеи Библии заключены в интерпретации Локкавсецело принуждаются работать на педагогический метод. Локк в библейских идеяхпытается гармонизовать нравственное и гуманистическое начала для «исправленияобщественных нравов».
У Каптерова основная идея Библии мобилизирует на борьбу занового человека, для которого характерен трезвый образ жизни, он делает акцентна гуманистической сущности идей Библии – человеколюбии и братстве всех людей.Каптеров считает, что ребёнок с раннего возраста должен познать страдание, ибоони составляют существенную и неизбежную сторону жизни: через преодолениефизических, нравственных, психических и прочих страданий происходиточеловечивание человека.
Песталоцци считает, что «Библия требует от человека неверы-знания, а веры-дела» [9:530], ребёнок должен воспитываться чисто«по-земному». Земные дела с осознанием божественного – человеколюбием – вот чтоследует ждать от человека, думающего о Боге. Он требует не перекладывать заботуо человеке на Бога и тем самым пренебрегать средствами самосохранения исамопопечения, а выявлять кратчайший путь к самому себе, к своей природе, чтобысвоё развитие выстроить как самопопечение.
Пирогов видит в Библии идею «рационально-метафизического»Бога (Абсолюта), который побуждает человека к самопознанию и самовоспитанию,приводящее его к идее счастья, воплощенного в семье, в земных заботах ирадостях полноценной семейной жизни [2.10:78]. Пирогов, обращаясь ксовременникам, расширяет идею Библии от руководительницы для воспитания доруководительницы для самовоспитания.
По мысли Л.Н. Толстого закон телесной жизни – труд,закон духовной жизни – любовь. Если человек нарушит закон телесной жизни, оннеизбежно нарушит и духовный закон.
Ушинский соотносит формирование нравственного сознанияиндивида с культурными традициями православия. Он фиксирует доминантой вличностном развитии русского человека «европейскую, славянскую природу», а ещёболее «древнее христианство» [15:32], которое несло со всей определённостью гуманистическиеустановки.
Рыбин В.А. считает, что в «Новом Завете недвусмысленноподчёркивается приоритетность интеллектуально нравственного компонентачеловеческой природы над физическим» [11:87]. По его мнению, педагогическимидеалом становится всесторонняя и гармоничная личность. Исследователь выделяетдва фундаментальных положения Библии [11: 86]:
1) Руководящейнитью в жизни человека является не личное счастье, а счастье общества.
2) Требованиеот человека прощения обид, совершённого по отношению к нему зла.
1.2 Понятие Библии
Вкратце рассмотрев основные направления в изучениипедагогических идей Библии, подробнее остановимся на определении понятияБиблии.
Библия (от греч. biblia, буквально – книги) – собрание разновременных,разноязычных и разнохарактерных древних текстов (были созданы на протяжении 13в. до н.э. – 11 в. н.э.), канонизированное иудаизмом и христианством в качестве«священного писания», состоит из двух частей.
Первая по времени создания и большая по объёму часть Библии,признаваемая обоими религиями, называется Ветхим Заветом. Ветхий Завет былнаписан на древнееврейском и арамейском языках. Ветхозаветная часть (иудейскийканон) традиционно разделён на три отдела:
1) Тора («Закон»),или «Пятикнижие Моисея», включающие в себя:
Ø Бытие
Ø Исход
Ø Левит
Ø Числа
Ø Второзаконие
2) Пророки,куда входят исторические книги:
а) Библиографические:
Ø ИисусаНавина
Ø Судей
Ø 1–2книги Самуила
Ø 1–2книги царей
б) Книги пророческие:
Ø Исайи
Ø Иеремии
Ø Иезекиля
Ø 12«малых» пророков
3) Книгиучительские:
Ø КнигаИова
Ø Псалтирь
Ø КнигаПритчей Соломоновых
Ø КнигаЕкклесиаста, или Проповедника
Ø КнигаПесни Песней Соломона
4) Неканоническиекниги:
Ø КнигиЕздры
Ø КнигаТовита
Ø Книгапремудрости Соломона
Ø Книгапремудрости Иисуса, сына Сирахова
Ø ПосланиеИеремии
Ø Книгапророка Варуха
Ø 1–3книги Маккавейские
Новый Завет признается «богодухновенным» только христианами,он является второй частью Библии. Написан на древнегреческом языке. Созданиеновозаветной части (христианского канона) приписывается ближайшимпоследователям Иисуса Христа или их ученикам. Содержит:
1) Историческиекниги:
Ø Евангелиеот Матфея
Ø Евангелиеот Марка
Ø Евангелиеот Луки
Ø Евангелиеот Иоанна
Ø Деяниясвятых апостолов
2) Книгиучительные – Соборные Послания
Ø ПосланиеИакова
Ø 1–2послания Петра
Ø 1–3послания Иоанна
Ø ПосланиеИуды
3) ПосланияАпостола Павла
4) Пророческаякнига – откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
По христианским представлениям, «завет», заключённый вдревние времена Богом с одним еврейским народом, заменён благодаря явлениюИисуса Христа Новым Заветом, заключённым сразу со всеми народами на условиидуховного служения. Тот вид, который имеют теперь библейские книги, придал им вXIII веке Стефан Ленгтен, аделение глав на стихи и нумерацию последних произвёл парижский печатник XVI века Роберт Стефан. Внастоящее время Библия переведена практически на все языки мира. Для верующихона является продуктом Божественного открытия, дарованного человеку Богом.
библия педагогический школа воскресный
1.3 Понятие педагогики
Прежде, чем приступить к анализу педагогических идей Библии,не лишним будет определить понятие педагогики и объектов её изучения.
Своё название наука получила от греческого слова «пайдагогос»(пайда – дитя, гогос – веду), которое означает «детоводство». Изначальнопедагогом назывался раб-поводырь, провожавший ребёнка до школы. Но ведь и всовременных условиях педагог – это не тот, кто учит, а тот, кто понимает ичувствует, как ребёнок учится; не тот, кто учит ребёнка жить, транслируянравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребёнка как свою итактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растёт сам, развиваяокружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Однимсловом, ведёт ребенка под руку по жизни.
Ведя ребёнка по жизни, педагогу необходимо привить ребёнку текачества, которые помогут ему в дальнейшем гармонично существовать в обществе.«Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизньдругих людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее,что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других – это дать атмосферулюбви и чистоты. Новая дружеская связь для многих меняет всё будущее. Длякаждого из нас много значит знать, что кто-то нами интересуется» [1.2:9].
Таким образом, основным объектом педагогики становятся«явления действительности, которые обуславливают развитие человеческогоиндивида в процессе целенаправленной деятельности общества» [2.14:13].
Исходя из этих понятий, поставим перед собой основныенаправления в изучении Библии с точки зрения педагогики:
1) Определитьосновные понятия нравственности, которыми оперирует библейский текст, иустановить, каким образом они реализуются.
2) Выявитьосновные воспитательные методы Библии.
3) Установить,каким образом влияет библейский текст на формирование духовности инравственности индивида.
4) Определить,какие педагогические принципы может почерпнуть педагог из библейского текста.
Наш анализ проведём наоснове деления Библии, обозначенного в § 1.2, выделяя индивидуальныеособенности каждого из разделов.
1.4 Педагогические идеи Ветхого Завета
 
1.4.1 Пятикнижие Моисея
Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающуюситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая.Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения ипокорности. Любое нарушение постулата, или иначе – закона, ведёт к неминуемомунаказанию.
В противовес понятию послушания выводится понятиенепослушания, или другими словами, греха. Исходя из библейской трактовки, грех– поступок, противный закону Божию, вина перед Господом. Грехом Адама и Евыстало то, что они отведали плод от древа познания Добра и зла, невзирая назапрет Творца. И если до этого данные понятия были им не знакомы, то теперь«открылись глаза у обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, исделали себе опоясания» [1.1:11], то есть познали Добро и Зло.
С этого момента начинается чёткое дифференцирование всехпоступков на добрые и злые. Добро – нечто положительное, полезное, в какой-тостепени угодное Богу. И зло – как нечто вредное, дурное, не угодное Богу.Каждое из этих понятий подтверждается примером. Так добро творят Авель, Ной,Авраам, Моисей, Иосиф, а их антагонистами выступают Каин, Сатана (он жезмей-искуситель), братья Иосифа, жители Содома и Гоморры.
Люди становятся настолько грешными, что Господь решаетсяистребить род людской, но среди миллионов грешников, находится семья праведногоНоя, которого Бог спасает и оставляет жить. Вычленяется ещё одна идея: живи позакону и спасёшься.
Со временем в Библии выводится и основной закон – знаменитыедесять заповедей. Считаем уместным привести их здесь полностью:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небевеху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, – не поклоняйся им и не служиим, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов дотретьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящих милость до тысячиродов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господьне оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай иделай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему:не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, нирабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец,который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море ивсё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь деньсубботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и]чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,[ни поля его] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякогоскота его,] ничего, что у ближнего твоего» [1.1:80–81].
Если читать вдумчиво, анализируя написанное тообнаруживается. Что во-первых, все записи имеют чётко сформулированное правило,начинающееся с отрицательной частицы не, то есть в правиле говориться не то,что НАДО делать, а то, чего делать НЕ СТОИТ. Таким образом, используется метод«от противного». Десять заповедей чётко разводят такие понятия, как добро изло, грех и добродетель. При помощи их расставляются чёткие жизненныеориентиры. В Ветхом завете заповеди закрепляют правильный образ жизни, строгоограничивая низменные желания человека, формируют его ценностную картину мира.Заповеди выступают своего рода «точками опоры» чтобы верующий человек нерастерял своих внутренних Божественных «зёрен» [2.13].
1.4.2 Пророки
Пророческие книги представлены в двуплановом характере: книгибиографические и сами пророческие.
Книги биографической направленности представляют собойжизнеописания выдающихся библейских персонажей, как-то: Самсон, Самуил, Руфь,Давид. Основным педагогическим методом здесь будет метод примера – созерцая надеяния перечисленных героев, читатель должен выбрать для себя авторитетнуюличность, чьему примеру он будет дальше следовать по жизни, найти в нёмположительные и отрицательные черты, которые стоит или наоборот, не стоитпрививать себе.
Руфь стала образцом заботы о пожилых людях, образцомбесконечного уважения перед людьми старшего поколения.
Самуил – образец благочестия, через него Господь говорил сиудейским народом, что является символом избранности.
Давид – образец храбрости и отваги. И возникает вопрос, чтопомогло слабому юноше одолеть сильного великана Голиафа? «Ты идёшь против меняс мечом, копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа» – вот ответ Давида[1.1.289].
Соломон – образец мудрости. Обладая непомерными знаниямидалеко не всегда можно поступать разумно, поэтому цель образования – не столькостремиться к знаниям, сколько к мудрости. Так как она включает в себя и знания,и умения, и навыки.
библия педагогический школа воскресный
1.4.3 Книги учительские
Среди книг учительских особо хотелось бы обратить внимание накнигу Притчей. Остановимся для начала на понятии притчи.
Притча – это иносказание, иносказательный рассказ,нравоучение, поучение в примере, аполог, парабола, басня; или простоеизреченье, замечательное, мудрое слово, апофегма.
На примере притчи реализуется установленное ещё Пушкинымправило: «В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Книга притчей представляет собой нравоучения царя Соломона,направленные к его детям. Притчи представлены в виде коротких афоризмов.Нравоучения написаны в иносказательной форме, за это они и получили названиекниги Притчей, вот некоторые из них:
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает»
«Мудрый сердцем принимает заповедь, а глупый устамипреткнётся».
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает всегрехи».
«Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающийобличение – блуждает».
«Хвалят человека по мере разума его, а развращённый сердцембудет в презрении» [1.1:593–595].
Как видно из этих примеров, основная педагогическая идеянаправлена на разграничение мудрого и глупого, благочестивого и грешного.
1.5 Педагогические идеи Нового Завета
 
1.5.1 Евангелие
Новый завет представляет собой компиляцию всех ранееиспользованных педагогических методов.
Есть здесь и метод примера. Ведущей фигурой является фигураХриста. Он своим примером показал образец кротости и смирения, безграничнойлюбви и нескончаемого терпения. Недаром народная педагогика учит: «Христостерпел и нам велел». Опираясь на образ Христа, Библия учит великодушию,терпимости, способности к самопожертвованию. [2.2:4].
Есть здесь и стандартная форма урока – нагорная проповедь.Благодаря ей, Ветхозаветные заповеди меняются и дополняются заповедями Христа.В первую очередь, это заповеди блаженства:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всяческинеправедно злословить за меня» [1.1:1042]
Эти заповеди учат тому, что состояние подлинной любвивдохновляет на подвиги ради того, кого любишь, то есть заставляет отдавать силыи средства и от этой отдачи любящий получает огромное наслаждение.
Как сказано выше, нагорная проповедь представляет собой урок:это и определённый состав участников, определённая программа содержания(обращение в веру), руководящая роль учителя (Христа), эмоциональность в изложениисодержания. Целью нагорной проповеди стало выведение золотого правила: «Итак,во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»[1.1:1045].
Ещё одним педагогическим методом Христа является притча.Возьмём для примера «Притчу о милосердном самарянине». В ней Христос пытаетсяопределить «ближний круг», расширяя его до приделов, любого человека, с которымсталкивает нас жизнь. Притча прививает такие качества, как милосердие идобродушие.
Притча о двух домах повествует о благоразумие и глупости.«Итак, всякий кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужублагоразумному, который построил дом свой на камне, и пошёл дождь, и разлилисьреки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что былоснован на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их,уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке; и пошёлдождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и упал он, ибыло падение его великое» [1.1:1045].
Изучая Новый завет, человек должен научиться мыслить двояко,то есть как интересами души, так и интересами тела, но причём авторитет душинад телом очевиден. Заповеди должны соблюдаться, чтобы обеспечить человека отпотери Божественного в душе. Всё учение Нового Завета направлено на единение сБогом и людьми.

1.5.2 Послания апостолов
Послания апостолов напоминают собой известные ещё вдревнерусской литературе «Поучения», наибольшее распространение из которыхполучили «Поучения Владимира Мономаха»
По своей форме послания представляют собой письма,отправленные не только простому определённому адресату, но и письма,направленные в вечность, далёким поколениям потомков.
Письма содержат нравоучительный контекст: «Не подражай злу,но добру» [1.1:1202]; «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет внём соблазна» [1.1:1201].
Стоит отметить, что пишущий обращается к читающему с великойлюбовью, что располагает к доверию и помогает усилению внимания к каждомуслову: «возлюбленный», «дети мои», «братья мои».
В посланиях нет сурового назидания, их основнойпедагогический метод беседа-назидание: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это,что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил»[1.1:1203]; «…имел великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,по любви лучше прошу…» [1.1:1269].
Послания – очень удачный образец для подражания не толькоучеников, но и учителей, используя их ненавящивые методы, педагоги намноголучше и проще смогут найти путь к сердцу ребёнка.

 2. Практическое применение библейскойпедагогики
 
2.1 Детская Библия
Для гармоничного развития духовно-нравственной личностинеобходимо изучать Библию с раннего возраста, потому что «Библия содержитвозвышенное духовное учение, которое направлено на то, чтобы преобразитьвозделываемую землю в Небесный сад» [1.2:18]. Иными словами, возделываемаяземля – сердце ребёнка, его душа и разум, на развитие которого Библия влияетблаготворно, воспитывая самые светлые и добрые порывы.
Однако многие Библейские тексты сложны для понимания, подчаснужно обладать немалым опытом, чтобы постичь её. Нет никакого смысла изучать ичитать её бездумно. «Библию следует изучать умно. Её следует изучать тщательно,так как каждая часть её полезна для назидания, для исправления, для утешения,для помощи. Слово Божие – это лампада. Где бы она ни светила, она высвечиваеткое-какие изъяны, пятна, пороки в сердцах и жизнях. Где бы ни звучало словоХриста, оно обнажает и омывает недостатки» [там же].
Далеко не всегда Библия даётся детям. Специально для них,начиная с 1990 года, силами сотрудников Российского Библейского Общества каждыйгод переиздаётся адаптированный для детей вариант Библии.
Детская Библия (см. Приложение 1) – это сборник библейскихрассказов в картинках. Длинные рассказы сокращены и упрощены. В адаптированномтексте используются наиболее яркие цитаты из Ветхого и Нового Заветов, они, какправило, заключены в кавычки – «…». Рассказы написаны простым и понятным дляребёнка языком. Сложные моменты, непонятные слова и трудно воспринимаемые фразыистолкованы и объяснены.
Каждый рассказ сопровождается красочной иллюстрацией, накоторой художник изобразил свое представление о том, что говориться в этомрассказе. Глядя на него и читая текст, ребёнок сможет наглядно представить себеего истинное содержание, постичь тайный смысл и получить достойный урок набудущее.
Задача родителей, убедить ребёнка читать Библию каждый день,наиболее понравившиеся рассказы перечитывать по нескольку раз. Необходимоосновательно подойти к изучению текстов. Несмотря на то, что «Детская Библия» –всего лишь адаптированный вариант и даёт, как признаются сами составители[1.1:11], «лишь бледное отражение», она имеет благотворное нравственноевлияние. Читая рассказы, ребёнок как бы сам переживает судьбы библейскихгероев, видит их пороки и недостатки, замечает положительные качества,способствовать этому также должны родители.
Книга должна читаться в тесном семейном кругу, потому что дляребёнка семья – это и среда обитания, и воспитательная среда. Семья формируетте качества, которые нигде больше сформированы быть не могут: первичноепредставление, ценностные ориентации и социальные установки.
Родителям необходимо помочь ребёнку понять и принять словоХриста, которое «должно сделать свою работу изнутри, поэтому оно должно попастьв наше сердце, и мы должны позволить ему в нас поселиться – мы должны принятьэто слово в своё сердце». Именно поэтому изучать Библию рекомендуется в тесномсемейном кругу и с раннего возраста.
2.2 Духовное воспитание и воскресные школы
Несомненно, самое тщательное и продуктивное изучение Библиипроисходит в воскресной школе.
Традиции духовного образования пришли к нам ещё из ДревнейРуси. Духовные школы имели целью утверждать православное учение веры инравственности христианской и сообщать первоначально полезные знания [5:25].
Церковные школы имели не только обучающую, но иправославно-воспитательную функцию.
Изначально воскресные школы были основаны как учебныезаведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой дошкольного образования.
Повсеместное распространение воскресные школы получают всередине XIX века. Выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым учёнымН.И. Пирогову и П.В. Павлову. Так под руководством Н.И. Пироговастудента Киевского университета им. Св. князя Владимира стали проводить повоскресным дням занятия с народом.
Вот что писал по этому поводу Н.И. Пирогов в статье«Воскресная школа»: «Различие между этой воскресной и обычной школой и вприёмах и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками былипоразительными. Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почтивдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах,посещаемых ежедневно. Воскресные школы у нас – предмет необходимости (курсивмой)» [2.10:89].
В воскресных школах применялись передовые методы(наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), при этом значительноевнимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.
Пирогов видел российское образование как образованиерелигиозно-нравственного содержания.
Кудасова О.В. в своей статье «Православные воскресныешколы нашего времени» [2.8:90] говорит о возрождении воскресных школ в России,так как ей самой удалось приложить к этому руку.
Самым сложным в работе оказалось выбрать правильный метод и способпреподавания. Сложность обусловлена тем, что более полувека в России царствовалатеизм, вере и Богу места не было. Пройдя сложный путь выбора и размышлений,Кудасова пришла к выводу, что процесс обучения не должен носить довлеющийхарактер, он должен быть включён в «семейную жизнь» школы.
Создание семейной воскресной школы способствует не толькоукреплению семейных связей, но и развивает ощущение сопричастности болеесложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, церкви иобществу в целом [2.8:114].
2.3 Изучение Библии в школе
Изучение Библии в школе должно стать основой моральногосамоутверждения ребёнка.
Английский педагог XX в. Т. Нанн.
Сейчас достаточно актуально звучит вопрос изучения Библии вшколе. Несомненно, в первую очередь изучение Библии – априори семейноговоспитания, но далеко не всегда это возможно. Причиной может послужитьзанятость родителей, атеизм родителей и другие причины.
Самый оптимальный вариант – изучение библейских текстов науроках литературы (Примерный план урока см. в Приложении 2). Во-первых, это небудет выглядеть навязчиво. Во-вторых, литература предполагает анализпроизведения, что так необходимо при чтении Библии.
Лучше всего взять для анализа адаптированный вариант,предложенный, например, в описанной выше «Детской Библии». Лучше всего начатьизучение классе в четвёртом, этим и обусловлен выбор адаптированного варианта.Рекомендуется прочитывать рассказ вслух или задать прочтение на дом. Собязательным пересказом на уроке. Наиболее существенные фразы следуетзаписывать в тетрадь для дальнейшего разбора.
Стоит отметить, что религиозно-педагогические тексты,особенно находящиеся в структуре канона, характеризуются постоянным повторениемили пересказом [2.6:26]. Они как бы направлены на укрепление в ребёнкеконструируемых на их основе выводах и убеждениях.
При изучении религиозных текстов ребёнку важно понятьосновные требования христианства, его моральные основы и традиции, нравственныйаспект содержания.
Задача учителя, не навязать, а убедить, что Библию нужночитать для гармоничного развития, как личности, что Библию нужно полюбить,потому что она сама учит любви и доброте.
2.4 Изучение Библии с помощью средств массовойинформации: сайт «Семейные ценности»
Наиболее актуальным кажется сейчас изучение Библии с помощьюуслуг Интернета. В настоящее время много сайтов в интернете посвящено Библии иправославию. Но наибольший интерес вызвал сайт «Семейные ценности» [2.13].
«Семейные ценности» посвящены воспитанию в семье нравственныхи духовных ценностей, они призваны формировать в ребёнке добродетели, призванысплотить и укрепить семью.
Одним из разделов этого сайта является изучение Библии.Авторы статей дают достаточно чёткое, ёмкое и доступное понятие Библии. Помимоэтого библейским текстам посвящены такие разделы, как: «Жизнь персонажей Библиив качестве примеров для подражания», «Заповеди Ветхого и Нового Заветов»,«Нагорная проповедь» – кладезь педагогических идей Христианства» и др.
Сайт подходит как для семейного чтения, так и дляиндивидуального. Подробнее сайт можно изучить по адресу: semcennosti.info

Заключение
Итак, подводя итог всему вышеизложенному, хочется отметить,что основными педагогическими идеями Библии являются идеи добродетели.
Библейское учение «насквозь педагогично, поскольку пронизанопедагогической по своей сути идеей создания (основания, обращения) сообществановых людей, достойных вечного спасения» [2.1:26]. Основной целью выступаетсоединение, слияние ученика в Боге и с Богом, а потому и достижения гармоничныхотношений с другими персонами и со всем творением.
Одним словом, Библия учит творить добро во благо других, еёпедагогические методы просты и понятны, а самое главное, действенны.

Список источников и использованной литературы
1) Безрогов В.Г. Педагогическиеидеи в Новом Завете: историографические подходы и методологические проблемы //Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., ред. Всемирный историко-педагогическийпроцесс: концепции, модели, историография. – М.: Наука, 1996. – С. 24–31.
2) Вульфсон Б.Л. Религия,церковь и образование // Педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 3–8.
3) Джуринский А.Н. Педагогика:история педагогических идей. – М., 2001. – 347 с.
4) Знаков В.В. Духовностьчеловека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросыпсихологии. – М., 1998. – №3. – С.
5) Иванов Ю.А. Начальноедуховное образование в провинциальной России: ретроспективный взгляд из XXI века // Начальнаяшкола. – М., 2005. – №11. – С. 25–29.
6) Козырев Ф.Н.религиозное образование в светской школе // Педагогика. – М., 2005. – №4.– С. 21–38.
7) Колесова И.С. Дваподхода к религиозному образованию // Педагогика. – М., 2007. – №3. – С. 112–115.
8) Кудасова О.В. Православныевоскресные школы нашего времени // Начальная школа. – М., 2005. – №12. –С. 89–94.
9) Песталоцци И.Г. Избранныепедагогические сочинения. – М., 1981. – В. 2. – 367 с.
10) Пирогов Н.И. Избранныепедагогические сочинения. – М.: Наука, 1985. – 759 с.
11) Рыбин В.А. Религиознаяидея в педагогике нового времени // Педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 85–94.
12) Подласый И.П. Вопросыпедагогики. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2006. – 632 с.
13) Семейныеценности // semcennosti.info
14) Сластёнин В.А. Педагогика.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
15) Ушинский К.Д. Педагогическиесочинения в шести томах. – М., 1988. – Т. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки
Реферат Лобізм як явище сучасної політики
Реферат Деньги сущность, значение в хозяйственной деятельности
Реферат Untitled Essay Research Paper Lee Greenwood a
Реферат Альберто Виллольдо – Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души Предисловие
Реферат Логика. Суждение. Умозаключение
Реферат Іністративної реформи важливим чинником виходу із трансформаційної кризи українського суспільства є створення сучасної, ефективної системи державного управління
Реферат Организация производства и менеджмент в машиностроении
Реферат Исламский банкинг как решение проблем Понци финансирования, ликвидной ловушки и информационной асимметрии
Реферат Нарушение зрения
Реферат эффективность деятельности службы управления прерсоналом организации
Реферат Патогенез эндоэкологической болезни и структура заболеваемости жителей г.пущино в динамике с учетом данной экосистемы
Реферат Денежное обращение 15
Реферат +Про особливості організації навчально-виховного процесу в загальноосвітніх навчальних закладах у 2011/12 навчальному році
Реферат Всемирный банк и его роль в развитии системы международных отношений