Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Поморский Государственный Университет
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет физической культуры
Кафедраспортивныхдисциплин
Контрольная работа
Региональный компонент государственногообразовательного стандарта по предмету «Физическая культура»
Оглавление
Введение
1.Общиеположения
2.Структуранационально-регионального компонента по учебному предмету «Физическая культура»
3.Целинационально-регионального компонента
4.Обязательныйминимум содержания образовательных программ национально-региональногокомпонента по предмету «Физическая культура»
5.Требования к уровню подготовки выпускников
6. Порядокреализации национально-регионального компонента
7.Национально — региональный компонент начального общего образования по предмету«Физическая культура»
7.1 Обязательныйминимум содержания основных образовательных программ. Укрепление здоровья иличная гигиена
7.2 Требованияк уровню подготовки оканчивающих начальную школу
8.Национально — региональный компонент основного общего образования по учебномупредмету «Физическая культура»
9.Национально-региональный компонент среднего (полного) общего образования поучебному предмету «Физическая культура»
Заключение
Списоклитературы
Введение
В последнее время в обществе, обострилсяинтерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесссоциализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выборкачественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов,интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализациисовременного российского образования является всесторонний учет этнорегиональныхособенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптацияк современной жизни.
В сфере образования на региональномуровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерностимирового педагогического процесса, с другой — национально-региональные особенности,обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами,менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительноповышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются натрех уровнях: мировое сообщество — Россия — регион.
В моей контрольной работе я рассмотрютретий уровень – региональный компонент на примере предмета «физическая культура».
1.Общиеположения
Национально-региональный компонентгосударственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»(далее — национально-региональный компонент)разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», региональнымЗаконом «Об образовании», с учетом основных направлений модернизации общего образованияи является основой для разработки учебных планов по предмету в образовательных учреждениях.
Главным условием решения основных задачмодернизации общего образования является введение государственного стандарта общегообразования.
Назначением государственного стандартаобщего образования является обеспечение:
— равных возможностей для всех граждан в получениикачественного образования;
— единства образовательногопространства в Российской Федерации;
— защиты обучающихсяот перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
— преемственностиобразовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности полученияпрофессионального образования;
— социальной защищенностиобучающихся;
— социальной и профессиональнойзащищенности педагогических работников;
— прав граждан наполучение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованияхк содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательныхучреждений;
— основы для расчетафедеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общегообразования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования,финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определениятребований к образовательным учреждениям, реализующим Государственный стандарт общегообразования.
Государство гарантируетобщедоступность и бесплатность общего образования вобразовательных учреждениях в пределах, определяемых Государственным стандартомобщего образования.
Государственный стандартобщего образования является основой:
— разработки федерального базисного учебногоплана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебныхпланов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
— объективной оценкиуровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
— объективной оценкидеятельности образовательных учреждений;
— определения объемабюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмезднойоснове гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
— установления эквивалентности(нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
— установления федеральныхтребований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса,оборудования учебных помещений.
Государственный стандартобщего образования включает три компонента: федеральный, региональный(национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.
2.Структуранационально-регионального компонента по учебному предмету «Физическая культура»
Национально-региональный компонентпо учебному предмету «физическая культура» структурирован по двум ступеням общегообразования: основное общее и среднее (полное)общее образование.
В соответствии с федеральным базиснымучебным планом (ФБУП) для образовательных учреждений Российской Федерации, учебныйпредмет «физическая культура» как обязательный представлен на всех ступенях образованияи вводится с I класса из расчета двух уроков в неделю.
В соответствии с решением коллегийМинобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомитета по физической культуре, спорту и туризмуРФ, Российской академии образования (от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19) в недельныйобъем учебной нагрузки на всех ступенях образования рекомендуется отводить на предмет«физическая культура» дополнительный третий час в неделю из регионального (национально-регионального)компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения.
В средней (полной) общеобразовательнойшколе учебный предмет «физическая культура» преподается на двух уровнях — базовоми профильном.
На профильном уровне предмет «физическаякультура» представлен в оборонно-спортивном профиле, в который как обязательныйвходит также предмет «основы безопасности жизнедеятельности». Предмет «физическаякультура» преподается в X и XI классах, и на его изучение отводится 4 часа в неделю.
Новым элементом ФБУПявляются элективные курсы — обязательные предметы по выбору учащихсяиз компонента образовательного учреждения. Набор элективных курсов позволяет составитьиндивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсымогут отбираться по нескольким признакам:
— дополнять содержаниепрофильного уровня;
— развивать содержаниеодного из базовых курсов (учебных предметов);
— удовлетворять разнообразныепознавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля.
В составе предмета «физическая культура»на базовом профиле элективные курсы по своему содержанию могут ориентироваться:
— на укрепление здоровья, коррекциюфизического развития и повышение физической подготовленности учащихся специальныхмедицинских групп, оптимизацию уровня их физической и умственной работоспособности;
— на удовлетворение интересов учащихсяв углубленной подготовке по избранному виду спорта, на занятиях по одной из современныхсистем физической культуры;
— на развитие содержания базового курсав части вопросов организации активного отдыха средствами физической культуры, использованиясредств физической культуры и гигиенических факторов для создания собственного имиджаи привлекательности.
В то же время на профильном уровнеобразования в средней (полной) школе элективные курсы могут ориентироваться:
—на удовлетворение познавательных интересовучащихся в области физической культуры (например, ее истории и истории Олимпийскихигр, законах и закономерностях спортивной тренировки, физиологических процессахпри мышечной деятельности и т. п.);
— на углубленную предметную подготовкуучащихся к экзаменам (например, по биологии, русскому языку, физической культуреи т. д.) в высшие (средние) профильные учебные заведения;
— на расширение содержания профильногообразования в части физической и прикладно ориентированной подготовки к службе вВооруженных силах России, в том числе и к службе на контрактной основе.3.Целинационально-регионального компонента
В соответствии с Концепцией модернизациироссийского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, национально-региональныйкомпонент разработан в целях обновления содержания образовательных программ национально-региональногокомпонента, приведения его в соответствие с требованиями времени, а также в целяхформирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся.
Целями изучения учебного предмета«физическая культура» являются:
— подготовка к предстоящей жизнедеятельности,развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма,обогащение двигательного опыта жизненно важными и прикладно ориентированными двигательныминавыками и умениями;
— воспитание бережного отношения ксобственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающихсистем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использоватьв индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;
— освоение знаний о ценностях физическойкультуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культуройна развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формированиездорового образа жизни.
4.Обязательный минимум содержания образовательных программ национально-региональногокомпонента по предмету «Физическая культура»
Обязательный минимум содержанияобразовательных программ национально-регионального компонента обобщенное содержание образования в области физической культуры,которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспеченияих конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен вформе набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядкев основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего(полного) общего и профильного образования по предмету «физическая культура».
Обязательный минимум распределяет учебныйматериал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность ипредоставляет учащимся возможность успешно продолжить образование на последующихступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум содержания попредмету «физическая культура» предоставляет учащимся также возможность успешнопродолжать образование на последующих ступенях (уровнях) образования с целью полученияспециальности в области физической культуры или военной профессии.
Обязательный минимум не устанавливаетпорядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образованияи не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение этих тем в рамкахучебных программ.
Обязательный минимум содержания образованияпо физической культуре ориентируется на реализацию следующих целевых установок:
— в начальной школе — на укреплениездоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, формированиежизненно важных двигательных навыков и умений, обучение формам коллективного взаимодействияи сотрудничества, способам организации самостоятельных занятий физической культуройв условиях активного отдыха и досуга;
— в основной школе — на профилактикуи укрепление здоровья учащихся, коррекцию основных показателей физического развитияи повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физическихкачеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видовспорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формаморганизации индивидуальных занятий физической культурой;
— в средней (полной) школе (базовыйуровень) — на гармоничное физическое развитие и прикладно ориентированную физическуюподготовку, укрепление здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современнымоздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта,развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятийфизкультурно-оздоровительной деятельностью исходя из состояния здоровья и физическогоразвития, сложившихся интересов к физической культуре;
— в средней (полной) школе (профильныйуровень) — на базовый уровень образования, а также на углубленное изучение физическихупражнений и технико-тактических действий соревновательной деятельности в избранномвиде спорта, формирование компетенций в самостоятельной спортивно-оздоровительнойдеятельности, развитие интереса к профессиональной деятельности специалиста в областифизической культуры и спорта.
5.Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников(далее — требования) — установленные стандартомрезультаты освоения выпускниками обязательного минимума национально-региональногокомпонента общего образования, необходимые для получения государственного документао достигнутом уровне общего образования.
Требования разработаны в соответствиис обязательным минимумом содержания образовательных программ с соблюдением преемственностипо ступеням общего образования и учебным предметом, с соблюдением преемственностипо ступеням общего- образования и учебным предметом.
Требования задаются в деятельностнойформе (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать,уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработкиконтрольно-измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации выпускниковобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного)общего образования.
6.Порядок реализации национально-регионального компонента
Министерство образования и науки, муниципальныеорганы управления образованием, руководители аккредитованных образовательных учрежденийсоздают необходимые условия для реализации национально-регионального компонента,обеспечивают контроль выполнение обязательного минимума содержания образования,соблюдение максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнение требованийк уровню подготовки выпускников.
Образовательная программа образовательногоучреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должнавключать национально-региональный компонент общего образования.
Государственный контроль за исполнениенационально-регионального компонента по учебному предмету «Физическая культура»является обязательным и осуществляется в форме:
— государственной (итоговой) аттестациивыпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общегои среднего (полного) общего образования;
— аттестации и аккредитации образовательныхучреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования.
Профильный уровень стандарта учебногопредмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентированна его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональнойдеятельности.
7.Национально- региональный компонент начального общего образования по предмету «Физическаякультура»
Национально-региональный компонентначального общего образования, установленный по учебному предмету «Физическая культура»,представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
Национально-региональный компонентгосударственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»предусматривает его обязательное изучение в 1,2,3,4 классах с общим объемом учебноговремени 270 часов (из расчета два часа в неделю). Из этого общего объема часов 10%являются резервными и используются разработчиками программ (учителями) физическойкультуры для реализации своих идей и педагогических наработок, внесения дополнительныхдидактических единиц или более широкого освещения отдельных учебных тем.
Освоение физической культуры в начальнойшколе направлено на достижение следующих целей:
— укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию ивсесторонней физической подготовленности;
— развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных уменийи навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
— овладениеобщеразвивающими и корригирующимифизическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
— воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическимиупражнениями; культуры общения на этих занятиях.
7.1 Обязательный минимумсодержания основных образовательных программ. Укрепление здоровья и личнаягигиена
Оздоровительные (гигиенические и закаливающие)процедуры (комплексы). Утренняя гимнастика и физкультпаузы. Правильное дыхание иосанка.
Правила простейших измерений длиныи массы тела, частоты дыхания и сердечных сокращений.
Правила и нормы поведения на урокахфизической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности.
Способы двигательной деятельности
Разнообразные способы ходьбы, бега,прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, преодоления препятствий и использованиеих в изменяющихся условиях. Гимнастические упражнения на спортивных снарядах: гимнастическойскамейке, напольном бревне и стенке, перекладине, канате, гимнастическомкозле (висы, упоры, наскоки, лазание, стойки, шаги, махи, соскоки).
Простейшие акробатические упражнения(стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты лежа, кувырки,прыжки) в различных вариантах. Основные плавательные упражнения. Способы передвиженияна лыжах.
Физические упражнения на развитие ловкости,быстроты, координации, гибкости, силы. Упражнения с мячом. Подвижные игры. Элементыритмической гимнастики и танцев. 7.2 Требования к уровню подготовки оканчивающихначальную школу
В результате изучения физической культурыученик должен знать:
— способы и последовательность выполнениягигиенических и закаливающих процедур;
— правила и нормы поведения в физкультурнойи игровой деятельности;
В результате изучения физической культурыученик должен уметь:
— применять разнообразные способы передвиженияходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
— выполнять упражнения на силу, быстроту,гибкость и координацию;
— определять частоту дыхания и сердечныхсокращений до и после выполнения физических упражнений;
В результате изучения физической культурыученик должен уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни:
— выполнять правильно и последовательнокомплексы физических упражнений;
— соблюдать правила и нормы поведенияв физкультурной и игровой деятельности;
— использовать подвижные игры с мячомдля организации активного отдыха.
8. Национально- региональныйкомпонент основного общего образования по учебному предмету «Физическая культура»
Национально-региональный компонентосновного общего образования, установленный по учебному предмету «Физическая культура»,представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
Национально-региональный компонентгосударственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»предусматривает его обязательное изучение в 5, 6, 7, 9, классах.
Основное общее образование завершаетсяобязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Требованиянастоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработкиконтрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
9. Национально-региональныйкомпонент среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Физическаякультура»
Национально-региональный компонентсреднего (полного) общего образования, установленный по учебному предмету «Физическаякультура», представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программыобщего образования на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровняобразовательного стандарта имеют общеобразовательный характер, но при этом они ориентированына приоритетное решение разных комплексов задач:
— базовый уровеньстандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связанс мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования,задачами социализации;
— профильный уровеньвыбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентированна его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональнойдеятельности. Отличительными особенностями образования на профильном уровне являются:
— содержание образования,ориентирующееся на учащихся, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинскойгруппе;
— увеличение объемавремени до четырех часов в неделю с возможностью формировать элективные курсы, расширяющиеи углубляющие содержание образования по физической культуре;
— введение учебныхтем, ориентирующих учащихся на развитие самостоятельности, освоение ими способоворганизации индивидуальных занятий в избранном виде спорта;
— увеличение объемавремени на общую и специальную физическую подготовку, техническое освоение соревновательныхупражнений в избранном виде спорта и подготовку к соревновательной деятельности;
— введение учебныхтем, предназначенных для подготовки учащихся к продолжению образования по специальности«Физическая культура и спорт».
Среднее (полное) общее образованиезавершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основойразработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Заключение
В заключение хочется отметить, чтоособенности физического воспитания различных возрастных групп населения, проживающихв регионах нашей страны, постоянно привлекает внимание исследователей. Интерес кданной проблеме определяется внутренними потребностями педагогического процесса,тем фактом, что региональные особенности проживания, включая климатогеографические,социальные, национальные, должны учитываться в практике работы по физическому воспитанию.Ухудшение состояния здоровья учащихся, увеличение объема учебной нагрузки, недостаточнаяреализация принципа оздоровительной направленности создают предпосылки к перегрузкеучащихся. Указанные явления характерны для учащихся общеобразовательных школ разныхрегионов.
Совершенствование содержания программногоматериала на основе национально-региональных условий положительно зарекомендовалосебя в ряде регионов России.
Списоклитературы
1. БикмухамедовР. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования// Теория и практика физической культуры. — 2003. — N 7. — С. 45-50
2. ЖелезнякЮ.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».- М.: Академия, 2004.
3… Ашмарин Б. АТеория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак.физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» .— М.: Просвещение, 1990.—287
4. www.lexed.ru/zakon3266/
5. spo.1september.ru/2005/06/25.htm