ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
ОТЧЕТ
о прохождениипедагогической практики
Выполнила: студентка
заочного отделения
Иванова Н.Д.
Руководитель практики откафедры:
к. пс. н., доцент
Кайгородова НадеждаЗахаровна
Барнаул –2010
Введение
Педагогическая практикастудента является составной частью учебного плана и одним из важнейших условийпо подготовке высококлассных специалистов. Прохождение практики позволяетполнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбордеятельности в одной из сфер практической психологии, реально представить себеличные и деловые качества, необходимые для преподавания в реальных условиях.
С целью болеекачественного осуществления педагогической деятельности, было принято решениевузовские занятия проводить в паре. Время проведения одного занятия на одногочеловека составляет 45 минут.
Продолжительность педагогическойпрактики в соответствии с государственными требованиями составляет 6 недель.
Сроки прохождения: с 1марта по 9 апреля 2010 года.
Содержание педагогическойпрактики включает следующие направления и виды деятельности студентов:
— ознакомление с административно-управленческойи методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;
— выполнениеучебно-практических и научно-исследовательских заданий;
— проведение серии уроковпо предмету и внеклассных занятий;
— проведение внекласснойработы, ведение учебной документации.
Цели педагогическойпрактики:
— развитиепедагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля,формировали исследовательского подхода к работе;
— подготовка к целостномувыполнению функций учителя предметника, к проведению системыучебно-воспитательной работы с учащимися;
— отработкапедагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативныхи конструктивных умений.
1. Характеристикаобразовательного учреждения
ГОУВПО «Алтайский государственный университет», факультет психологии.
Университетсегодня — это 16 факультетов, 6 филиалов (на территории Алтайского края), 3научно-исследовательских института, 14 центров переподготовки и повышенияквалификации кадров, собственный типографско-издательский комплекс, одна изкрупнейших вузовских библиотек Сибири, Южно-Сибирский ботанический сад, базаучебных практик «Озеро Красилово» и пр.
Обучение студентов осуществляется по 108 лицензированнымпрограммам высшего профессионального образования, которые включают программыподготовки специалистов, бакалавров и магистров (в вузе реализуется 59магистерских программ). Полностью осуществлен переход к уровневой системе ВПО.Одновременно осуществляется подготовка по 18 программам СПО; реализуются программыпрофессиональной переподготовки и повышения квалификации (Университет вошел вчисло 16 базовых вузов России (4 в Сибирском федеральном округе), которые прифинансовой поддержке Федерального агентства по образованию осуществляютповышение квалификации преподавателей вузов, ссузов и образовательныхучреждений начального профессионального образования России).
РекторАГУ — Кирюшин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор.
Факультетпсихологии (ФП) открыт в 2003 года, но подготовка специалистов психологовведется в АлтГУ с 1994 года. Все специальности и направления подготовкисвоевременно и успешно проходят процедуру государственной аккредитации.
Факультет располагается в самом центре города, по адресу пр.Ленина, 61. Просторные аудитории, специализированные классы для индивидуальнойи групповой работы, лабораторная база, компьютерные классы и главное — занятия,которые ведутся кандидатами и докторами наук – все это соответствует духуклассического университетского образования.
Факультетпсихологии АлтГУ готовит квалифицированные кадры для работы преимущественно совзрослыми людьми в организациях и учреждениях разного уровня. Выпускникифакультета востребованы и осуществляют свою профессиональную деятельность вАлтайском крае, России и за рубежом. На факультете работают 7 докторов наук,профессоров, свыше 30 кандидатов наук, доцентов.
Факультетимеет следующие подразделения:
•Кафедры (общей и прикладной психологии, клинической психологии, социальнойпсихологии)
•Центр переподготовки и повышения квалификации
•Психологический центр университета «Psy-Контакт»
•Центр здоровья
•Методический кабинет
Крометого, действуют филиалы кафедр:
•общей и прикладной психологии — в Реабилитационном центре Главалтайсоцзащита«Солнышко»
•социальной психологии — в Алтайском краевом кризисном центре для мужчин
•клинической психологии — в Алтайской краевой клинической психиатрическойбольнице имени Эрдмана Ю.К.
НаФП можно получить разноуровневое профессиональное образование. Так, попсихологии готовятся будущие бакалавры и специалисты. Успешно функционируетмагистратура по программе «Психология личности», в этом году открытановая программа «Психология здоровья».
Специальностина факультете:
•Психология
•Клиническая психология
Нафакультете представлена европейская модель образовательныхступеней:1.Бакалавриат (психология), 2.Магистратура по психологии: (психологияличности, психология здоровья), 3.Аспирантура
Нафакультете функционирует Центр переподготовки и повышения квалификации.
Деканфакультета психологии — Демина Людмила Денисовна, профессор.
Руководительпрактики — Гурова Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент.
ОльгаСергеевна имеет педагогический стаж 10 лет. Ведет такие предметы как«Психология малых и больших социальных групп», «Психология социальногопознания», «Социально-психологический тренинг». Работает по программам,расписанным в УМК (соответственно), где ярко освещен переченьучебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуетсяпреподаватель.
Основнымиметодическими приемами Гуровой О.С. в организации обучения студентов являютсяяркие примеры из жизни, выделение важных моментов интонацией, положительнаяэмоциональная передача материала студентам. Данные приемы мне хотелось бы взятьсебе на вооружение.
Преподавательработает над следующими методическими проблемами: жизненные перспективыличности, психологическое время личности.
Педагогическаяпрактика проходила в период с 1 марта 2010 г. по 9 апреля 2010 г., в группе1871 очного отделения факультета психологии. Расписание занятий группы — см.приложение.
2.Список группы
1. АлдошинаАнастасия
2. БарановаИнна
3. ВасильевМаксим
4. ВитвиноваЕкатерина
5. ВоробьеваЕвгения
6. ГоланцевАлександр
7. ДолбиловКонстантин
8. ЖигалоТатьяна
9. ЗамуруеваИрина
10. КазанцеваНаталья
11. КаракуловаИрина
12. КарпенкоДмитрий
13. КонстантиноваКира
14. КорнецкихАнастасия
15. КоченкоОльга
16. КузнецоваАнна
17. ЛобановаКсения
18. МельниковаЮлия
19. НикулкинаТатьяна
20. ОстанинаЮлия
21. ПустоваловаАнна
22. СавченкоЕлена
23. ТурановаМария
24. ФедороваНаталья
25. ФилипийЕгор
26. КосихинаЕкатерина
3.Дневник практикиДата Содержание работы 01.03.10 – 06.03.10 Встреча с руководителем практики Гуровой О.С., ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебного учреждения, знакомство с группой, составление плана работы в соответствии с расписанием группы. 09.03.10 – 13.03.10
Обсуждение с руководителем практики тем предстоящих лекций, составление плана. Поиск материалов для составления конспекта лекций.
Посещение занятий с целью наблюдения за поведением группы. А также наблюдение за работой преподавателя Гуровой О.С. с целью выявления основных методических приемов организации обучения.
15.03.10
(9:40-11:10) Проведение лекции на тему «Развитие малой группы» 16.03.10 – 20.03.10
Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции, положительных и отрицательных моментов в работе.
Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. Подготовка к лекции, составление конспекта лекции. 22.03.10 (13:20-14:50) Проведение лекции на тему «Социально-психологические характеристики малой группы» 23.0310 – 25.03.10
Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции, положительных и отрицательных моментов в работе.
Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. Подготовка к лекции, составление конспекта лекции. 26.03.10 (8:00-9:30)
Проведение лекции на тему «Трудовой коллектив как малая группа».
После занятия — встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции.
Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. А также обсуждение темы, плана работы практического занятия. 29.03.10 (11:20-12:50) Проведение лекции на тему «Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности» 30.03.10 (9:40-11:00) Проведение практического занятия на тему «Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп» 31.03.10 Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенных занятий, подведение итогов педагогической практики. 01.04.10 – 09.04.10 Составление отчетной документации по пройденной педагогической практике.
4.Разработка и проведение лекции
План-конспект.
Тема:Развитие малой группы.
Целизанятия:
Образовательныйаспект: рассмотрение различных концепций развития малых групп. Обозначить вкладотечественной социальной психологии в разработку проблемы развития малойгруппы.
Типзанятия – лекция.
Содержаниелекции.
1. Введение.
2. Психоаналитическиеконцепции развития малых групп.
3. Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности
4. Двухмернаямодель развития группы Б. Такмена.
5. Социально-психологическая теория коллектива.
6. Стратометрическаямодель развития группы Артура Владимировича Петровского.
7. Типологиягрупп А.В. Петровского.
8. Параметрическаяконцепция Льва Ильича Уманского
9. Типологиягрупп Л.И. Уманского
10. Заключение.
Занятиепроходит в виде лекции, студенты записывают важные аспекты, заполняют таблицы,зарисовывают схемы, слушают пояснения.
Ходлекции.
Развитие малой группы.
1. Введение. (2мин)
Динамическиепроцессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент еесуществования. В определенном смысле малые группы «проживают» своюсобственную жизнь. Каков характер изменений, которые происходят в малой группе(и с группой) на разных стадиях ее существования? Ответ на этот вопрос можетбыть найден лишь при условии рассмотрения проблем развития группы. Обозначеннаяпроблема является относительно новой в социальной психологии. Важный вклад в ееразработку внесен отечественной социальной психологией, которая предложиларешения по ряду позиций и хронологически раньше, чем это было сделано в другихстранах, и в специфическом методологическом ключе.
2. Психоаналитическиеконцепции развития малых групп.(7 мин)
1) В рамках психоаналитической ориентации возникла теорияразвития группы У.Бенниса и Г.Шепарда. Она построена на осмыслении техпроцессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга.
Теорияразвития группы Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда.
Двефазы в развитии группы:
· Решениевопроса о лидере и установление взаимоотношений между членами группы и лидером
· Установлениеотношений между рядовыми членами
Каждаяконкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития:демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случаенедостижения поставленной цели.
Реализации моделиразвития: отклонение или распад группы.
Естественно,что модель развития группы тренинга – это весьма специфическая модель и вряд лиона применима при описании другого типа групп. Но важно то, что соприкосновениес реальными группами, хотя и особого рода, заставило авторов обратить вниманиена ту сторону функционирования группы, которая ранее не фигурировала какпредмет исследования.
2) Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализациягруппы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивидарассматривается процесс группового развития.
Теория«социализации группы» Р. Морленда и Дж. Ливайна.
Критерии,на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы,следующие:
· оценивание(целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для еечленов);
· обязательствагруппы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше«обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);
· преобразованиеролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, ихидентифицированность с ней).
Наосновании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы исоответствующие им различные позиции членов.
3) «Системно-процессуальнаямодель» развития группы М.Чемерса.
Каждаястадия связана со сменой состава группы:
Роль Стадия Потенциальный член Исследование (изучение им группы) Новый член Социализация (его в группе) Полный член Поддержка (его группой) Маргинальный член Ресоциализация (возможен «уход») Экс-член Разрыв с группой
Заполнениестудентами таблицы (2 мин)
Факторамиэтой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и,напротив, принятие членом группы ее реальности.
Социализациягруппы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культурыи общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этоговоздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностейобщества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации вгруппе, своего положения в ней и т.п.
Социализация группыпроисходит через привнесение индивидом общественных ценностей.
Если вобществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оцениваниеситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же вобществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериевоценивания можно также ожидать следования этой норме.
Фаза развития группысоотносится с изменениями в обществе.
3.Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности (3 мин)
В качествевторого блока исследований, где обозначается идея развития группы, можноназвать исследования по сравнению таких ориентаций личности, как коллективизм –индивидуализм. Хотя здесь и выявляются установки личности, тем не менее,поскольку все исследования выполняются как сравнительные, в них по существузатрагиваются именно проблемы группы. Коллективизм и индивидуализмрассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различноераспространение в разных обществах. Большинство исследований проведено наоснове сравнения преимущественной ориентации в США и различных странахЮго-Восточной Азии. При объяснении выявленных различий, естественно,принимаются в расчет культурные и исторические традиции разных стран, ихконкретное воплощение в поведении людей в малых группах.
Индивидуализмпорождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентациюне на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад вгрупповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признаниеотносительно низкой цены группы для своего существования в ней.
Коллективизмтакже определяет взаимоотношения индивида с малой группой. Он проявляет себя втаких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение куравнительному распределению «благ» в ней, большая открытость вобщении, готовность поставить цели группы выше собственных.
И та, идругая ориентации непосредственно связаны с процессом развития группы: переходот одной фазы к другой в значительной степени зависит от того, какой конкретныйстиль ориентации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самымбудет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Так же, как и впервом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимостиразвития групп от типа общества, в котором они существуют.
4. Двухмерная модель развитиягруппы Б. Такмена. (3 мин)
Б. Такменописывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которыхформируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповойактивности — межличностной (развитие групповой структуры) и деловой (решениегрупповой задачи), а также положения группы в гипотетической последовательностиразвития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанныхсфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих другдруга этапов (стадий).
Стадииразвития в межличностной сфере: — стадия «проверки и зависимости»:предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поисквзаимоприемлемого межличностного поведения в группе; — стадия «внутреннего конфликта»:нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; — стадия«развития групповой сплоченности»: достигается посредством постепеннойгармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; — стадия«функционально-ролевой соотнесенности»: связана с образованием ролевойструктуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого«проигрывается» групповая задача».
Стадииразвития в сфере деловой активности: — стадию «ориентировки в задаче», т.е.поиск членами группы оптимального способа решения задачи; — стадию«эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействиичленов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствиенесовпадения личных намерений членов группы с предписаниями задач; — стадию«открытого обмена релевантными интерпретациями» — это этап групповой жизни, накотором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерамглубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовкуинформации; — стадию «принятия решений» — конструктивные попытки успешногорешения задачи.
5.Социально-психологическая теория коллектива. (6 мин)
Проблемаразвития группы получила свое специфическое решение в психологической теорииколлектива. Особенность именно такого подхода продиктована двумяобстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией исследованияколлектива в отечественной науке. Эта традиция в свою очередь имеет дваисточника. Первый – постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении,где ей придано определенное идеологическое содержание: в работах Маркса впервыебыла высказана мысль о том, что коллектив – специфическая форма организациилюдей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективностьневозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективныйтруд как труд свободный основан на общественной собственности. Следовательно,подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализованалишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут бытьформой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазноеобщество знает лишь «суррогаты коллективности» и в качестве таких«суррогатов» разнообразные групповые образования, которые,естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристикколлектива.
Такаяобщая идеологическая преамбула обусловила и второй источник названной традиции:активные исследования коллектива в различных отраслях обществоведения в 20-30-егоды. Пафос исследований заключался именно в подчеркивании совершенно особойприроды тех реальных групп, которые возникали в различных звеньях общественногоорганизма в нашей стране. Это проявило себя и в обыденном употреблении самогопонятия «коллектив». Широкое значение этого понятия, распространенноев нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельногопредприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т.д.Давно завоевали право на существование такие выражения, как «коллективмашиностроительного завода», «коллектив научно-исследовательскогоинститута», «коллектив трудящихся легкой промышленности»,«коллектив рабочих и служащих такой-то области» и пр. Общий признаквсех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфическиеобразования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся вобыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе.Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле словатоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано какдостижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.
Чистонаучное содержание специфики развиваемого подхода обусловлено тем, что длясоциальной психологии было важно выделить в широком значении термина именно тотаспект, который может быть исследован ее средствами, в рамках ее концептуальныхсхем. Чтобы определить этот аспект, следует вспомнить об общем принципе подходак группе в отечественной социальной психологии. Выделенные в социологическоманализе, объективно существующие социальные группы здесь изучаются как субъектыдеятельности, т.е. прежде всего с точки зрения именно психологическиххарактеристик этого субъекта. Иными словами, выявляются те черты группы,которые воспринимаются членами данной группы как признаки некоторойпсихологической общности. Поскольку вычленение психологических характеристикгруппы осуществляется на основе принципа деятельности, постолькусоциально-психологическое исследование группы предполагает как рассмотрениеуровней развития ее деятельности, так и роли этой совместной деятельности вформировании психологической общности, опосредования деятельностью всехгрупповых процессов.
Особоекачество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы.Тот факт, что это особое качество группы, высший уровень ее развития былообозначено термином «коллектив», есть лишь дань упомянутой традиции.Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в марксистскомупотреблении понятие «коллектив» весьма спорно (может ли быть«коллектив частной фирмы» или «коллектив совместногороссийско-американского предприятия»?), в обыденной речи оно сохраняется.Нет оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая отмеченнуюспецифику его содержания.
6. Стратометрическаямодель развития группы Артура Владимировича Петровского. (3 мин)
Психологическаятеория коллектива, разработанная А.В. Петровским, представляет группу каксостоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определеннымпринципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
1) Центральноезвено(первый, ядерный слой) групповой структуры (обозначаемое как А) образует сама предметнаядеятельность группы, ее цели; общее отношение к труду, окружающим, миру.
Этапредметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивнаядеятельность. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависимость всехпроцессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слойпредставляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать спсихологическими процессами, проявляющимися на следующих стратах, совокупностьтех общественных отношений, в которых данная группа существует.
2) Второйслой групповой структуры — ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Совпадениеценностей, касающихся совместной деятельности, развитие определенной мотивациичленов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр.
СлойБ — ЦОЕ — фиксированы отношения к деятельности,
СлойВ, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
3) СлойГ — непосредственные эмоциональные контакты, где ни цели совместной деятельности, ниобщезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основногофактора, опосредующего личные контакты членов группы.
/>
Зарисовкастудентами схемы (2 мин)
7. Типологиягрупп А.В. Петровского.(3 мин)
Всоответствии с общими установками концепции деятельностного опосредованиямежличностных отношений А.В. Петровский выделяет в своей типологии групп двавектора:
Х- наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержаниемгрупповой деятельности. Имеет одностороннее направление.
Y— общественная значимость групповой деятельности. Позволяет расположитьгруппы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух,принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественномупрогрессу и не соответствующих ему.
Векторыобразуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующиев обществе. Общая схема приобретает такой вид.
/>
Зарисовкастудентами схемы. Обсуждение ее, применительно к их группе. (3 мин)
Обозначенныепять фигур соответствуют разным типам групп:
1- коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальнастепень опосредования межличностных отношений деятельностью;
2– общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокойстепенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданнаягруппа, где отношения не развились еще до коллективных);
3- антиобщественная по содержанию своей деятельности группа, где, тем не менее, высокастепень опосредования межличностных отношений этой антиобщественнойдеятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа,например крупная банда преступников, мафия);
4- антиобщественная группа при условии, что отношения между ее членами в слабойстепени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения обществатакая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своегосуществования общественному прогрессу);
5- группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержаниядеятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степеньюзначимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемыполагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальнаягруппа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана дляклассификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найтине совсем просто).
8. Параметрическаяконцепция Льва Ильича Уманского. (3 мин)
Идеястадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы,применительно к которым и замеряется уровень ее развития.
Вкачестве таких обязательных параметров называются:
1)содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей,мотивов, ценностных ориентаций;
2)организационное единство группы;
3)групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;
4)психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевуюкоммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания ивзаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера,стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
9. Типологиягрупп Л.И. Уманского.(3 мин)
В зависимостиот выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своегоразвития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат,т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являютсяколлектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективусопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий —кооперации и автономизации
Причем междугруппой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление такихпромежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
/>
Зарисовкастудентами схемы. Обсуждение с группой. (3 мин)
Интереснойособенностью проведенного Л. И. Уманским и его сотрудниками анализа группообразованияявляются прослеживание развивающихся в группе процессов и феноменов, фиксацияпостепенного превращения ее в действительно коллективного субъектадеятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структурылишь просматриваются, то группа-кооперация уже отличается развитой и успешнодействующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповойподготовленности и сотрудничества. А вот для группы-автономии характернымиоказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации иэталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитностии спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень.
Представителипараметрического подхода выделяют особую стадию развития группы — приобретениеею элементов корпоративности, становление корпорацией. Однако в рамкахобсуждаемого подхода корпорация не рассматривается как асоциальное образование.Скорее это группа с гипертрофированными чертами автономизации, ведущими к«групповому эгоизму», изоляции от других групп более крупной социальнойобщности, противостоянию им. По мнению Л.И. Уманского, своевременноеобнаружение и устранение в группе, достигшей стадии автономии, элементовкорпоративности, эффективное включение ее в межгрупповое взаимодействие, коррекциягрупповой направленности (придание последней подлинно общественного характера)способны вывести группу, хотя бы по наличному состоянию, на уровень коллектива.
Что жекасается другой выделяемой в контексте обсуждаемого подхода линии развитиягруппы, а именно — движения ее в направлении отрицательного полюса —антиколлектива, то общности, располагающиеся в этой части континуума,характеризуются Л.И. Уманским как группы, замкнутые извне, но отличающиесявнутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом(интраэгоизмом), активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью, иклассифицируются по двум уровням, условно называемым дезинтеграцией иинтраэгоизмом. Заметим, однако, что пока путь движения группы в сторонуантиколлектива исследователями скорее намечен, нежели обстоятельно изучен.
10.Заключение. (2 мин)
Психологические проблемыформирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чемих структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамикипротекания социально-психологических явлений в естественных группахпредставляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамическиепроцессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенныеразличия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях).Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развитиягруппы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя изпредставлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровняразвития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительнойособенностью развития коллективов в условиях социалистического общества.Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп всовременном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.
5.Психолого-педагогический анализ занятия
Деннаялекция является вводной в блоке теоретических лекций по психологии малыхсоциальных групп. В дальнейшем при проведении теоретических и практическихзанятий будут иметь место ссылки на данный теоретический материал.
Назанятии решались в основном образовательные задачи. Основной целью было датьтеоретический материал, некоторые аспекты обсудить со студентами, вовлечьгруппу в диалог, на что группа охотно откликнулась.
Времямежду этапами занятия было распределено рационально, материал был логическисвязан.
Главныйакцент во время лекции делался на теоретический материал, т.к. лекция былавводной. Основные, главные моменты давались под запись с устными пояснениями иобсуждениями.
Вовремя занятия, по ходу лекции на доске изображались схемы. Это делалось длябольшей наглядности, что помогало понять предлагаемый теоретический материал.Студенты охотно обсуждали предложенные схемы.
Работоспособностьподдерживалась за счет смены видов деятельности (конспектирование, слушание,зарисовка схем, обсуждение). Но время от времени студенты уставали,отвлекались. Я думаю, что причиной этому было большое количество теоретическогоматериала.
Припроведении лекции мне помогала уверенность в себе, хорошее знание предлагаемогоматериала, подготовленность. Предполагаю, что подача материала была четкой,ясной, логически выстроенной, максимально понятной студентам.
Назанятии удалось реализовать все поставленные задачи. Считаю, что этомуспособствовало рациональное распределение времени, составление четкого,логического плана занятия.
6.План-конспект семинарского занятия
Тема:Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп.
Цель:закрепление пройденного материала на лекции, определение на какой стадииразвития находится ваша группа, осознание действующих в группе правилповедения.
Планзанятия.
1. Приветствие,составление списка присутствующих (3 мин).
2. Пояснительноепогружение в тему занятия (2 мин).
Малуюгруппу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов (каксейчас у нас), которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительноавтономным социально-психологическим образованием. Эта общность можетобнаруживаться по разным характеристикам: по характеру и структуре отношений,существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностямценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками,межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Подчас мы и незадумываемся о важности знаний этих характеристик. Сегодня на занятии мыпопытаемся подойти к этой проблеме с позиции эксперта, о чем и свидетельствуеттема нашего занятия: развитие малой группы и социально-психологическиехарактеристики малых групп.
3. Название: стадииразвития группы.
Разделениена подгруппы, инструкции (2 мин).
Цель:определение, на какой стадии развития находится группа.
Инструкция:давайте разделимся на 2 группы: первый вариант — это 1 группа и Вырассматриваете стадии развития вашей группы 1871 с точки зрения теорииПетровского, второй вариант — 2 группа, рассматриваете стадии развития группы1871 с точки зрения теории Такмена. Опираться можно на сделанный вами недавнорисунок группы. У вас для аргументирования стадий 5 минут.
Выступлениеподгрупп, обсуждение данных теорий применительно ко всей группе (по 15 минут накаждую подгруппу, всего 30 мин).
4. Подведение итоговобсуждения (3 мин).
7.Психолого-педагогическая характеристика группы
Даннаягруппа была сформирована в 2007 году. По возрасту коллектив довольно однороден.Средний возраст студентов 21 год. Все имеют среднее школьное образование.Коллектив состоит из 5 юношей и 21 девушки. Изначально группа состояла из 29человек. К третьему курсу состав несколько изменился. Стабильно посещаютзанятия 14-15 человек.
Большинствостудентов группы 1871 живут с родителями. Двое – иногородние, снимают квартируи живут одни. Четверо официально замужем, у одной из них двое детей. В целомсоциальная характеристика семей учащихся данной группы удовлетворительная.
Общаяуспеваемость группы на данный момент удовлетворительная, должников нет. Семьчеловек учатся на «отлично», идут на «красный диплом».
Чувствогражданственности и интереса к политической жизни почти не выражено. Видимо,это связано с нехваткой времени на обсуждение этих проблем. Отношениеколлектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное.
Уровеньподготовки и общего развития студентов ближе к среднему. Интересы студентовлежат с области психологии. Часть группы принимает участие в семинарах,конференциях, участвуют в дополнительных тренингах, пишут научные работы.Каждую неделю организуют и участвуют в игре «Мафия». При наличиизаинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в такихмероприятиях довольно охотно, понимая полезность такого опыта. Нанеудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и сиронией или безразличием. При появлении трудностей не стараются от них уйти, амобилизуют силы на их преодоление. Атмосфера деловитости и собранности у многихпроявляется в конце семестра, в периодсдачи экзаменов и зачетов.
Кобщественным делам и поручениям большинство участников группы относятсядовольно прохладно. В мероприятиях факультета студенты принимают участиенеохотно, по особому принуждению со стороны деканата. Некоторые студенты могутоказать единичную помощь на личную просьбу деканата, как то: нарисоватьстенгазету, написать статью в факультетский журнал и пр.
Посколькупосещаемость занятий в группе низкая и не постоянная, то можно сказать онекотором дискомфорте в отношениях. В группе сформировалось определенное ядро,и несколько маленьких группировок, которые общаются между собой. Таккак нет четкого лидера, который бы объединял, двигал и направлял деятельностьгруппы и активность каждого ее члена, то соответственно каждый в группе живеттак, как он хочет, так как он может в силу своих индивидуальных особенностей.Кто-то приспособился быть незаметным (Останина Ю., Каракулова И.), кто-то жепритягивает к себе общее внимание (Голанцев А., Филипий Е., Витвинова Е.). Но вцелом в группе все ее участники общаются между собой, хорошо знают друг друга.Отношения между ними доброжелательные. «изгоями» являются студенты, оченьредко посещающие занятия. Некоторые микрогруппы продолжают общаться вне учебы,а в целом группа общается исключительно только в рамках учебного процесса.
Организационнаяструктура группы.
Староста– Савченко Е.
Неформальныелидеры – Витвинова Е., Голанцев А.
Любимцы– Витвинова Е., Голанцев А., Филипий Е.
Новичок– Косихина Е.
Аутсайдеры– Каракулова И., Карпенко Д., Константинова К., Баранова И.
Старостасправляется со своими функциями, организует сбор средств на проездные билеты идни рождения, получает стипендию.
ГоланцевА. – неформальный лидер во внеучебных мероприятиях.
ВитвиноваЕ. – неформальный лидер как в учебной, так и внеучебной деятельности группы.
Наосновании анализа результатов наблюдений, бесед с группой и руководителемпрактики, работы в группе, данных социометрии и тестов, можно утверждать, чтодля группы характерен кризис учебно-профессионального развития.
Длябудущего психолога проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергиюсвоего кризиса и направить ее в конструктивное русло.
Вывод:рассмотренный коллектив не очень сплочен, но процесс обучения выступаетобъединяющим фактором.
учебный лекция психологический анализ
8.Психолого-педагогическая характеристика студента
Голанцев АлександрИгоревич, 1989 года рождения. Закончил школу в 2007 г. и поступил в АГУ нафакультет психологии по специальности «Психология» в группу 1871.
Проживает вместе сродителями. Жилищные условия, материальное благосостояние семьиудовлетворительные.
Взаимоотношения в семьехорошие.
Физическое состояние издоровье хорошее, занимается спортом.
На данном этапесоциальные потребности проявляются в учебе, общении со сверстниками. Вколлективе считается уважаемым человеком, к чьему мнению прислушиваются.Наиболее тесно общается с несколькими однокурсниками (3-4 человека), с остальнымиподдерживает более-менее ровные отношения. Общителен, умеет расположить к себе.
В учебно-познавательнойдеятельности является ярко выраженным лидером.
Всегда пытаетсядосконально разобраться в интересующем вопросе. Вместе с тем рефлексивен,стремится к саморазвитию и самообразованию.
Проявляет хорошиеорганизаторские способности, умеет обсудить проблему, из множества решенийпутем обсуждения выберет наиболее оптимальное.
Ответственно относится клюбому порученному делу.
В характере преобладаютчерты сангвиника.
В общении спреподавателями уважителен и вежлив, старается внимательно выслушать чужоемнение или взгляд на какую-либо проблему и ненавязчиво высказать свое мнение.
Резко отрицательныхкачеств не замечено.
Из вредных привычек –курит. Хотя и пытался бросить.
Александручится хорошо, стремится получать «отлично», идет на «красный диплом». Споступлением в университет приобрел такую черту как честолюбие. Активен насеминарах, часто задает вопросы, уточняет, правильно ли он понял отвечающегоили преподавателя. Любит «блеснуть» имеющимися знаниями. Но вместе с тем,иногда использует обыденные знания и представления для ответов на вопросы, аобладая способностью к анализу, может сопоставлять факты из жизни и применятьличный опыт для ответов на вопросы. Перед экзаменом готовится в последний день,говорит, что так лучше усваивается.
Вколлективе пользуется авторитетом, является лидером, примером для остальных.
Участвуетв организации учебной деятельности своей группы. Договаривается спреподавателями о времени назначения зачетов, консультаций, переносах занятийили назначении дополнительных занятий.
Назамечания товарищей реагирует объективно, признает свои ошибки.
Участвуетв конференциях (в 2009 году ездил в город Томск). Сейчас совмещает работу иучебу. Продолжительное время увлекался барменским искусством (сейчас дажеиногда работает в этой сфере), часто его можно увидеть за чтением книги(последняя А. Куатье), занимается самообразованием. Есть любимая невеста. Любитпроводить время в компании друзей.
Резюмируявышесказанное, можно сделать вывод, что Голанцев Александр Игоревич –сформировавшаяся самостоятельная личность со своим мировоззрением и отношениемк окружающему миру. Деятельность Александра позитивна и направлена насозидание. Главным его качеством в сфере деятельности сейчас и в будущемявляется компетенция и профессионализм.
Заключение
Вовремя прохождения практики мною была проведена следующая работа: разработаны ипроведены 4 лекционных и 1 семинарское занятия по предмету Психология малыхсоциальных групп.
Длясебя я поняла, что следует четко составлять план работы на предстоящее занятие,рационально распределять время, использовать приемы смены видов деятельности вовремя занятия, чтобы удерживать внимание учащихся, снижать их утомляемость,общаться с аудиторией.
Былотрудно переложить теоретический материал на практику, на конкретную группу.
Отношенияс учащимися сложились доброжелательные, студенты охотно шли на общение,обсуждение конкретных вопросов.
Отношенияс преподавателем, руководителем практики Гуровой Ольгой Сергеевной, такжесложились доброжелательные.
Завремя практики я научилась общаться со студентами на уровнепреподаватель-студент, удерживать внимание аудитории, рационально распределятьпредлагаемый материал по времени занятия. А также научилась составлятьхарактеристику группы, студента.
Приложение1
ОценочныйлистДата проведе-ния Содержание Оценка Подпись Название темы Форма организации 15.03.10 «Развитие малой группы» Лекция 22.03.10 «Социально-психологические характеристики малой группы» Лекция 26.03.10 «Трудовой коллектив как малая группа». Лекция 29.03.10 «Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности» Лекция 30.03.10 «Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп» Практическое занятие
Приложение2
Характеристика
студентки ГОУ ВПО«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», ФПФ,группы 1872(з).
ИвановаНадежда Дмитриевна проходила педагогическую практику в ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в период с 01.03.2010 г. по 09.04.2010 г. За этовремя ею проведена активная работа по подготовке, организации и проведениюзанятий со студентами группы 1871 факультета психологии. Цели и задачи практикивыполнены полностью.
На основании анализапроведенных занятий можно утверждать, что Надежда Дмитриевна обладаетдостаточно высоким уровнем готовности в сфере коммуникаций с учебнойаудиторией. Проведенные самостоятельно занятия показали также высокий уровеньтеоретической подготовки по рассмотренным на занятиях темам. Информация назанятиях подавалась в весьма доступной форме для студентов, активно применялсяметод обратной связи с аудиторией. Учебная нагрузка и время на занятиях былираспределены рационально.
Следуетотметить энергичность, заинтересованность, высокую трудоспособность, точность,целеустремленность практиканта.
Работа заслуживает оценки«отлично».