Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Развитие естественнонаучныхпонятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Всовременных условиях социально-экономических изменений, обновления и повышениякачества образовательной системы организация полноценного процесса познаниятребует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования,непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянноувеличивающийся поток информации – особого внимания к развитию мыслительныхспособностей детей на основе любознательности, интереса в познавательнойдеятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижениясущности объектов изучения, т.е. развития тех или иных понятий о них.
В изученииданной проблемы мы опираемся на расширенное и уточненное определение категории«понятие», данное Г.Г. Гранатовым: «…понятие – это процесс и итог осознания и интуитивногочувствования сущности объекта или субъекта, связанного с эмоциональнымипереживаниями». Мы полагаем, что такая трактовка позволяет учесть спецификудетского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные,образные процессы познания.
Методологическойосновой работы является понятийно — деятельностный подход, которыйпредполагает, в частности, широкое использование в обучении понятий в контекстесовременных развивающих технологий с учетом специфики детского мышления. Врусле таких технологий разрабатывается система программированных упражнений.
Любоепрограммированное упражнение ценно тем, что в нем заложена программаспланированного логического хода мысли обучаемого (дошкольника и младшегошкольника) с учетом четырех этапов диалектического познания: основание – ядро –следствие – общее критическое обоснование. Наряду с развитием логико –дискурсивной стороны мышления, программированное упражнение развиваетинтуитивно – образную сторону.
Дляразвития у детей привычки доверять своей интуиции, для эффективного включения вработу их эмоционально – подсознательной памяти необходимо, чтобы педагогпредлагал первое выполнение программированного упражнения производить быстро,не задумываясь, ориентируясь на свое подсознательное чутье, на интуицию.Выстраивая систему работы по развитию понятий, педагог предусматриваетповторное выполнение упражнения учащимися на базе сформированных знаний.
Благодатныйматериал для активизации познавательной деятельности младшего школьника,достижения развивающего эффекта процесса познания дают естественные науки. Ихбогатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материалс большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук,организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины»,«повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.
Исходя изважности и актуальности изучения естественных наук в активизации познавательнойдеятельности ребенка, рассмотрим естественно — научные понятия (почва, вода,воздух, свет), знакомство с которыми начинается во втором классе в разделе«Неживая природа и человек», и их развитие в программированном упражнении.
Роль воды,воздуха, почвы, света в земной природе для человека трудно переоценить. Данныепонятия, являясь природообразующими и общечеловеческими, всегда играли огромнуюроль в формировании естественно — научной картины мира.
Одним изважных направлений работы по использованию современных развивающих технологий вобучении дошкольников и младших школьников является развитие у них понятий оводе, воздухе, почве, свете. Значительное место в процессе реализации данногонаправления отводится самостоятельной работе детей в ходе выполнения творческихзаданий, в том числе программированных упражнений.
В качествеисходных принципов построения программированного упражнения, направленного наразвитие у старших дошкольников и младших школьников понятий о воздухе, воде,свете, почве, служили следующие:
1. Принцип природосообразности – позволяет строить процесс обучениясогласно «первой» природе человека, где доминирует образность, созерцательностьинтуиция.
2. Принцип культуросообразности – позволяет учесть «вторую» природучеловека, определить общую направленность деятельности с учетом социальногоопыта.
3. Принцип дополнительности. «В характере и в мышлении каждогочеловека имеются пары противоположных или взаимодополняющих черт (качеств),одновременно яркое или активное проявление которых в естественных или обычныхусловиях невозможно». Данный принцип позволяет говорить об асимметричнойгармонии мыслей и чувств, природосообразного при условии доминированиякакой-либо из двух сторон.
4. Принцип интеграции – установления соотношения между информациейестественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
5. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для ребенкаактуальных знаний («Расскажи, что ты делаешь и можешь сделать по охране воды,воздуха, почвы, света»).
6. Принцип экологизации содержания.
7. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребенка уменийвыделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
8. Принцип преемственности и новизны в образовании дошкольников имладших школьников- отбор содержания упражнения с учетом преемственностидошкольного и начального экологического содержания, «зоны актуального развития»и «зоны ближайшего развития» ребенка.
Необходимоотметить особенности программируемого упражнения.
1. Упражнение построено с учетом общих диалектических этаповпознания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Вопросыэтапа «основание» раскрывают материальность понятий, их распространение вприроде. В «ядре» представлены модель, образы понятий, их основные существенныесвойства (отражение, растворимость, плодородие и др.). Задание этапа«следствие» отражают объяснение данных явлений через их роль в природе,выявление связей и отношений с другими понятиями. «Общие критическиеистолкования» уточняют объем, расширяют содержание понятия, конкретизируют рольпонятия в жизни человека, деятельность по их охране.
2. Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характераили опосредована игровым мотивом (в процессе выполнения упражнения детиразгадывают загадки, кроссворды и др.)
3. Задания упражнения активизируют разнообразные умственные умениядетей в области понятийно – образного мышления (через сравнения, моделирование,установление причинно – следственных связей и отношений между явлениями).
4. Упражнение обладает большими возможностями в проявлениииндивидуальности, самостоятельности, творчества детей при составлении рисунков,рассказов и стихов (например, на тему «Как на планете Земля появилась жизнь»).
Остановимсяподробнее на содержании программированного упражнения, указывая задания,относящиеся к каждому этапу.
Основаниемпознания служат следующие задания:
Задание 1. Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых«содержится» вода – В (воздух –ВЗ, почва – П, свет – С):
Дождь,солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер,луна.
Задание 2. Составь рассказ на тему «Как на планете Земля появилась жизнь» инарисуй его.
Ядромпознания здесь являются следующие задания:
Задание 3. Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух,свет, почву?/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈   />  

Нарисуйэтими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.
Ответы кзаданию 3 упражнения представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образыпредметов (явлений), доступные, близкие даже детям, не умеющим ещесамостоятельно читать, что способствует подключению эмоционально –чувственного, интуитивно – образного процессов познания.
Задание 4. Выбери и обозначьсоответствующими знаками основные свойства воды (воздуха, почвы, света):
1. Не имеет цвета.
2. Имеет цвет.
3. Перемещается с колоссальной скоростью.
4. Имеет запах.
5. Не имеет запаха.
6. Обладает прямолинейным распространением.
7. Отражается.
8. Имеет форму и цвет.
9. Не имеет формы.
10. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
11. Прозрачность.
12. Преломляется.
13. Обладает текучестью.
14. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли.
15. Рассеивается.
16. Обладает плодородием.
17. Растворяет вещества.
18. Сжимаем и упруг.
19. При замерзании расширяется и превращается в лед.
Данноезадание выполняют дети, работая, в группах.
К этапуследствия мы отнесли следующие задания:
Задание 5. Разгадай явления природы с помощью кроссворда. 3 4 2 1
младший школьникестественнонаучный упражнение
1. Крашеное коромысло над рекой повисло.
2. Гаркнул гусь на всю Русь.
3. Шел долговяз – в землю увяз.
4. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. Д Т О У Г Ж М Р А Д У Г А О Ь Н М
Признакомстве учащихся второго класса с многообразием мира животных, дляустановления связи между живой и неживой природой учащимся предлагаетсяследующее задание.
Задание 6. Выбери и «посели» в соответствующий домик животных, у которыхсредой обитания является вода (воздух, почва):
Ласточка,жук, окунь, крот, белка, червяк, бабочка, щука, выдра, лягушка, бобр.
Приизучении темы «Растения и животные различных уголков Земли» в третьем классеребята выполняют задания такого вида:
Задание 7. Найди из нижеперечисленных растений обитателей пустыни, тундры,леса, степи и распредели их по соответствующим природным зонам:/> /> /> /> /> /> /> /> />
пустыня  
тундра  
лес  
степь  

        
 
Папоротник,ель, саксаул, василёк, морошка, кактус, берёза, камыш, полынь, верблюжьяколючка, карликовая берёза, кедр, ромашка, костяника, сосна.
Задание 8. Разгадай виды транспорта, зашифрованные в кроссворде.
4
2
3
1 /> /> /> /> /> /> /> />
1. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
2. Дом по улице идет, на работу всех везет. Не на курьих ножках, а врезиновых сапожках.
3. Ходит город – великан на работу в океан.
4. Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любойпровезу вас под землей. М А К Е В Е Р Т О Л Ё Т Т Р Р О А О Б Б У Л С Ь /> /> /> /> /> /> /> />
Общимкритическим истолкованием являются задания:
Задание 9. Выбери и обозначь соответствующими знаками основные меры поохране воды (воздуха, почвы, света):
1. Экономно расходовать.
2. На предприятиях устанавливать уловители дыма.
3. Следить за чистотой водоёмов.
4. Высаживать зелёные растения.
5. Предотвращать поступления промышленных стоков.
6. Следить за чистотой улиц.
7. Проводить снегозадержание.
8. Не сжигать опавшие листья.
9. Вносить в умеренных количествах удобрения.
10. Укреплять овраги зелёными насаждениями.
11. О любых нарушениях со стороны промышленных предприятий сообщать вобщество «Охрана природы».
Данноезадание выполняется, по группам, во втором классе при изучении раздела «Неживаяприрода и человек» (источники загрязнения и меры по охране воздуха, воды,почв).
Задание 10. Расположи слова в соответствующие колонки обозначающие вред ипользу для здоровья:
Полезно
Вредно
Задымленныйвоздух, закаливание, курение, умывание, немытые овощи и фрукты, чистый воздух,грязные руки, вымытые овощи и фрукты.
Полезно
Вредно закаливание задымленный воздух умывание курение чистый воздух немытые овощи и фрукты вымытые овощи и фрукты грязный воздух
Это заданиепредлагается учащимся третьего класса при изучении раздела «Человек и егоздоровье».
В ходевыполнения данных упражнений дети подводятся к более осознанному пониманиюсущности и роли понятий через самопознание с подключением к данному процессуинтуитивных сторон мышления, развитие интереса к самостоятельному поискуответов. Эти и другие программированные упражнения целесообразно предлагатьдважды: первоначально (в ходе диагностического обследования уровня развитияпонятия с целью выстраивания педагогом развивающей работы по формированиюпонятий) дети выбирают ответы полуинтуитивно. Затем после проведения всейсистемы работы по развитию понятий дети выполняют упражнение повторно,закрепляя пройденный материал о сущности воды, воздуха, почвы, света, ихсвойствах (существенных и несущественных), их роли в земной природе.
Развитиеестественно – научных понятий у дошкольников и младших школьников эффективно вусловиях личностно – ориентированного образования, обращенного к чувствам,индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеетдиалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер, не позволяеттормозить интеллектуальное развитие учащихся, будет способствовать повышениюуспеваемости, расширит возможности познания окружающей действительности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.