Тема:Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процесседетского экспериментирования.
К старшему дошкольномувозрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активностиребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребностиребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательскойактивности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечиваетпродуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающеезначение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяетсятипом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольногодетства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личностиребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, котораянами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а,главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или подтактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистическоговзаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многихотечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников восмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить всеновые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, опредоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейсяинтеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченностиинтеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не всостоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняютего, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этимособый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Всеисследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основнуюособенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическойдеятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняютпознавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, вкоторых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословицагласит: “Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и япойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делаетсам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования впрактику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается всебольший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования ипоисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромныйинтерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответына вопросы “как?” и “почему?”
Н.Н.Поддьяков в качествеосновного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детейвыделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность,которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детскоеэкспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в периоддошкольного развития ребенка”
Потребность ребенка вновых впечатлениях лежит в основе
возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чемразнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информацииполучает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Деятельность – специфическая, присущая только человекуактивность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.Активность – личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человекапроизводить общественно значимые преобразования материальной и духовной средына основе общественно-исторического опыта человечества. Среди разнообразныхвидов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особовыделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения,наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Этостремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям иметодам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических ипознавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах:
1) познавательнойактивности (М. И. Лисина),
2) бескорыстноепознание, несвязанное с утилитарно-практическими задачами ( Н. Н. Поддьяков),
3) интеллектуальная активность (Д. Н. Богоявленская).
В отношении детей дошкольного возраста чаще используетсяпонятие «познавательная активность».
Познавательная активность – активность, возникающая по поводупознания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации,желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов наинтересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познанияи применять его на другом материале.
Понятие «познавательная активность» используется в техслучаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностныйаспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М.Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельностиструктурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности кпознавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательнойактивности близко понятие любознательности, любопытства.
Поисковая деятельность детейпринципиально отличается от любой
другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам
еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходепоиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на вседействия, входящие в поисковую деятельность, — они чрезвычайно гибки, подвижныи носят пробующий характер. Н.Н.Поддьяков выделяет два основных видаориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностьюидет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельностроящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения ит. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй видориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что онаорганизуется взрослым, который
выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка
определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые былизаранее определены взрослым.
В зарубежной педагогикеявляется следующее понимание исследовательского обучения. Это обучение, вкотором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями иподходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшейстепени организованного (направляемого) педагогом.
В наиболее полном,развернутом виде исследовательское (познавательное) обучение предполагаетследующее:
² ребенок выделяети ставит проблему, которую необходимо разрешить;
² предлагаетвозможные решения;
² проверяет этивозможные решения, исходя из данных;
² делает выводы всоответствии с результатами проверки;
² применяет выводык новым данным;
² делает обобщения.
В нашем детском саду мыпроводимразвитие творческой исследовательской активности дошкольниковпутем занятий связанных с загадками.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто впоэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого)или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Любая загадка представляет собой логическую задачу. Отгадатьзагадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольносложную мыслительную операцию.
Главными задачами опытной работы при развитии познавательнойактивности в нашем детском саду стали:
· учить детейвидеть и понимать образные сравнения;
· с помощью моделиопределять обобщенный образ загадываемого предмета;
· учить детейсамостоятельно конструировать загадки.
Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задачдети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.
Решение указанных задач велось поэтапно:
I. Нахождениесходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке;
II. С помощью наборакартинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искатьобразные сравнения;
III. Введение модели,с помощью которой дети учатся загадывать – отгадывать;
IV. Коллективноесоставление загадок.
Iэтап.
Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в ихмногообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения иумозаключения, с этой целью на первом этапе формирующего эксперимента мыпредложили детям следующие задания:
Задание 1. Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановкепо одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их; развиватьнаблюдательность и внимание
Воспитатель дала задание: «Назовите все деревянныепредметы в группе».
Дети сначала перечисляли предметы, которые находились в полеих зрения, потом стали ходить и искать в группе деревянные предметы. Детиперечислили:
Наташа Б.: «Столы, стулья, двери».
Аня А.:«Шкафы, полочки, рамка у зеркала».
Миша Ш.: «Шкафы в раздевалке и скамеечки».
Оля П.: «Домик нашего хомячка»
Сережа К.: «Деревянный конструктор и карандаши, они тожедеревянные».
Ира Р.: «Рамы на окнах деревянные».
Воспитатель: «Есть ли среди них похожие предметы? Чтомежду ними общего?».
Саша К.: «Столы и стулья похожи, потому что на них можносидеть, писать, кушать».
Петя В.: « Из конструктора можно построить домик длянашего хомячка, тогда они будут похожи».
Вера О.: «А еще у стола и стула четыре ножки».
Саша К.: «Общее у них, что они деревянные».
Воспитатель предложила найти в окружающей обстановке предметыиз металла, пластмассы.
Дети выполнили задание, довольно легко находили нужныепредметы, пытались сравнивать их, находили между ними сходные признаки,обобщали по ним.
Задание 2. Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметысхожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Воспитатель дала задание: «Назовите все предметы круглойформы».
Дети перечислили: «Часы, зеркальце из «Парикмахерской»,мячики».
Воспитатель задала вопрос: «А если повнимательнеерассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?»
Дети стали активно обследовать вещи, игрушки и называтьдетали круглой формы.
Женя К.:«Пуговицы тоже круглые».
Аня А.: «Глаза у медведя и голова у него круглая».
Ира Р.: «Ластик у меня круглый».
Наташа Б.: «И у куклы тоже глаза и голова круглые».
Миша Ш.: «А у конструктора есть детали круглые».
Петя В.: «У меня значок круглый» и т.д.
Аналогично воспитатель предложила детям найти предметытреугольной, квадратной, прямоугольной формы.
При выполнении заданий дети испытали трудности в нахождениипредметов схожих по форме, так как были невнимательны. После вопросоввоспитателя, стимулирующих их анализирующее восприятие, дети активизировались,исследовали пространство и находили нужные предметы.
Задание 3. Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь кличному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.
Воспитатель предложила задание: «Ребята, назовитепредметы, которыми можно есть, копать?».
– «Есть можноложкой, вилкой». (ВераО.)
– «А ложкойможно копать и вилкой тоже». (Женя К.)
– «Лопатойобычно копают или совком». (Петя В.)
Воспитатель обратилась к детям с вопросом, побуждающим их напоиск предметов-заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужныймомент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».
— «Ножом можно и есть и копать». (Сережа К.)
— «А ведь из дерева можно сделать ложку, мой дедушка вдеревне делал».(Миша Ш.)
— «Копать можно палкой». (Саша К.)
— «Линейкой тоже можно землю раскопать, есть тоже можно». (Аня А.)
-«Руками люди могут кушать, копать руками тоже можно». (Наташа Б.)
На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить,что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали напоставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего наобследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали вокружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия.Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях,обратились к личному опыту детей.
В результате заданий удалось развить у детейнаблюдательность, внимание, воображение детей, формировать уменияанализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить темыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.
IIэтап.
Этот этап был построен так, чтобы активизировалась внутренняясодержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенкуразмышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой цельюбыли разработаны задания:
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму. (Р. Сеф)
Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают сремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое междуними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран ит.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, изкожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые». (Ира Р.)
Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как онипохожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама»и т.д.
Задание было усложнено:
Детям предложили набор картинок с изображением предметов,которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб –зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз – мячик; подсолнух – солнце; еж –иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т. д.). (Приложение № 1)
Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья иобъяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогдавоспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описаниепредмета, например:
Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки ипроводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потомучто они висят и похожи по форме». (Петя В.)
Под кочкой крошка
Только шляпка да ножка. (Гриб)
Женя К.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинкасо шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что грибчем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка отдождя.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнилиих: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Наташа Б.); «А ещеарбуз похож на шарик». (Оля П.)
Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея)
Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея,потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.); «И веревкатоже длинная, как змея». (Аня А.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик)
Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, намговорили, поэтому это еж». (Петя В.)
В результате выполнения задания, мы отметили, что дети,опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначалавыдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнееанализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различныхпредметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.
IIIэтап.
На этом этапе детям предлагалась модель, с помощью которойучили выделять признаки и на этой основе составлять загадки.
Модель представляет собой обобщенный образ существенныхсвойств предмета. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А.Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышлениедошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые внаглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связитого или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов ксущественному отношению – важнейший в развитии познавательной активности. Приэтом учитывали основное назначение моделей – облегчить ребенку познание,открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествамвещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными дляпознаваемого объекта, их осознание поднимает знания детей на более высокийобобщенный уровень, приближает их к пониманию понятия. С этой целью былипроведены задания с использованием модели, где дети, опираясь на принципмоделирования, учились анализировать свойства предметов, составлять собственныезагадки.
Модель – на листе бумаги изображены :
· человек –назначение и способы использования предмета;
· геометрическиефигуры – форма предмета;
· цветовой спектр –цвет предмета;
· кусочки ткани –материал (гладкий, шероховатый).
Задание 1. Детям было предложено для анализа и рассмотрения яблоко.Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета.
Воспитатель:
· «Какой формыяблоко, есть ли эта форма на модели?»
· «Какого цветаяблоко? Каких цветов бывает?»
· «Какое яблокона ощупь?»
· «Как оноиспользуется человеком?»
Ответы детей:
– «Яблококруглое, похоже на шар, круг». (Наташа Б.)
– «Оно зеленое,но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов». (Вера О.)
– «Оно гладкоевот как здесь»,ребенок показал на гладкий материал в модели. (Женя Ш.)
Сложнее всего было установить связь «человек-яблоко». Спомощью вопросов воспитателя дети назвали:«Варят варенье, есть сокяблочный» (Аня А.), «пироги пекут с яблоками» (Петя В.),«яблокилюди выращивают, мы едим их, они вкусные» (Саша К.).
Воспитатель предложила проанализировать и сравнить с помощьюмодели киви, кубик и т.д.
Задание 2.Дети с помощью модели составляли загадки о каком-нибудьпредмете. Ребенок показывал на модели свойства загаданного предмета, а остальныеискали отгадку по предложенным свойствам. Воспитатель обратил внимание детей нато, чтобы они внимательно слушали загадку и не торопились с ответом. Например: «Круглый,оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный»(Сережа К.), «это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый»(Аня А.);«Коричневый, прямоугольный, гладкий, люди кладут в него свои вещи»(Вера О.).
На данном этапе опытной работы дети научились понимать схемуи обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимодля следующего этапа обучения детей составлению загадок.
IVэтап.
Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образныесравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить присоставлении загадок.
Задание 1. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассмотрели несколькопредметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).
Воспитатель задала детям вопросы для активизациинаблюдательности и подведения их к поиску образных сравнений. Например: «Накакие предметы похож мяч? Чем они похожи между собой?», дети сравнивали мячс шариком, яблоком, апельсином, глобусом, арбузом.
Воспитатель:«Это предметы-братья мяча. А теперь, давайтенайдем предметы-братья для других предметов».
Затем каждый ребенок девал свое сравнение предмету:
Настольная лампа: «Она похожа на гриб» (Оля П.),«светит как солнышко,оно тоже светит» (Женя К.), «шнур у нее как веревка» (Аня А.),«аеще она как свечка светит или как маленькая люстра» (Саша К.).
Аквариум: «как дом стеклянный для рыбок» (Миша Ш.), «как большая банка сводой» (Ира Р.),«похож на маленькое море» (Наташа Б.), «как прудс рыбками, только дома» (Петя В.).
Книга:«У нее есть листочки как у дерева» (Вера О.), «она похожа с тетрадкой, только толще,но выглядит также – обложка и листочки» (Сережа К.), «как будто страницы– это поле со снегом, а на нем букашки черные» (Оля П.).
Задание 2. Воспитатель предложила детям следующее задание:«Пустькаждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаетезагадку».
Дети, нарисовав предметы, придумали загадки, например:
Цветок (Аня А.): «Растет в саду и на поле, похож на маленькое солнце,круглая серединка, а от нее лучики» (Ира Р.), «растет, цветет, пахнет,как духи» (Наташа Б.).
Солнце (Вера О.):«Желтое, как цыпленок, круглое, как блин» (Женя К.), «летомгреет, как печка» (Саша К.), «утром, днем и вечером большая тарелка нанебе» (Петя В.).
Самолет (Миша Ш.): «Большая железная машина с крыльями» (Сережа К.), «летает,с крыльями, но это не птица, большой» (Оля П.), «по небу железная птицалюдей несет» (Женя К.).
Задание 3. Игра «Отгадай и найди предмет».
Правила игры: С помощью считалки выбрать ребенка, который будет водящим ивыйдет из групповой комнаты в спальню. Остальные дети в это время определяюткакой-либо предмет, находящийся в группе, придумывают про него загадку. Послетого, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадавзагадку, придуманную детьми.
Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете(например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобныйили несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства,признаки данного предмета не были названы в загадке.
В ходе игры детьми были составлены и отгаданы следующиезагадки:
Чудо-ящик сам говорит, поет, новости передает. (Радио)
Большое озеро в стекле, а там много жителей. (Аквариум)
Деревянная палочка бегает по белому полю и за собой следыоставляет. (Карандаш)
Она нас встречает и провожает. (Дверь)
Они молчат и учат нас. (Книги)
Большой хранитель наших вещей. (Шкаф)
Он мягкий и теплый как ласковый зверь, лежит подногами и
греет. (Ковер)
В стеклянном домике огонек горит. (Лампочка)
Он за окном зимой и летом нам говорит, во чтоодеваться.
(Градусник)
Игра вызвала большой интерес у детей, они активно придумывализагадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждалавыбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всехназванных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку.При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения.
Литература.
1. Аникин В. И.Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
2. Батищев Г. С.Познание и творчество // Природа. – 1986. – №6.
3. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ.– 1983.
4. Венгер Л. А.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М.,1986.
5. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И. 1000 загадок. – Ярославль, 1997.
6. Кригер Е. Э.Педагогические условия развития познавательной активности детей старшегодошкольного возраста: Автореф. дис. …к. п. н. – Барнаул, 2000.
7. Лисина М. И.Общение, личность и психология ребенка. – М., 1997.
8. Матюшкин А. М.Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. – 1982. – №4.
9. Поддьяков А. Н.Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие,конфликт. – М., 2000.
10. Поддьяков Н. Н.Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.
11. Развитие познавательныхспособностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. – М.,1986.
12. Развитие мышленияи умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н. Н.И Говорковой А. Ф. – М., 1985.
13. Стрельцова Л. Е.Литература и фантазия. – М., 1992.
14. Усова А. П.Обучение в детском саду. – М., 1981.
15. Формированиепознавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск,1992.
16. Щукина Г. И.Проблема познавательных интересов в педагогике. – М., 1971.