АОУ ВПО Ленинградскийгосударственный университет им. А. С. Пушкина
Кафедрапедагогики
Курсоваяработа по педагогике
Развитиепознавательного интереса у учащихся в образовательном процессе
Выполнила: студентка 2курса
дневного отделения
факультета математики,
физики и информатики
Ворошилина Ирина
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснованиепроблемы развития познавательного интереса учащихся
1.1 Обучение как системапознавательной деятельности1.2 Сущностьпознавательного интереса, его структура и характеристика
1.3 Структура процесса обучения
1.4 Активные и практические методыобучения
Глава 2. Опыт развитияпознавательного интереса
2.1 Основы используемого метода исследования
2.2 Развитие познавательного интересав образовательном процессе с практической стороны
Заключение
Литература
Введение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее на практике. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова Ж.Н., Щукина Г.И. и многие другие. Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется необходимостью развития познавательной активности школьников.
С самого раннего детстваребёнок познаёт окружающий мир. Его интересует то, что ему неизвестно.Постепенно этот интерес начинает изменяться, у каждого в свою, близкую для негосторону. В детском садике и начальной школе у детей появляется уже осмысленныйинтерес, который проявляется в явной степени. С начала средней школы у детейформируется дальнейшая предрасположенность к деятельности. Закладываются основыпознавательного интереса в образовательном процессе.
Период средней школыявляется самым сложным для преподавателей. Появляется большая проблематичностьв развитии познавательного интереса. Перед учителем становится вопрос: какзаинтересовать учащегося или как развить интерес к получению иусовершенствованию знаний.
Рассматриваемая в даннойработе тема достаточно актуальна всегда. Постоянно возникает проблема поискапедагогических средств активизации познавательной деятельности учащихся. И онавсегда будет рассматриваться как основная педагогическая задача.
Какие же вопросырассматривает данная тема? Сама формулировка говорит за себя: развитиепознавательного интереса у учащихся в образовательном процессе. Но еслисмотреть на конкретные вопросы, то можно выделить:
1) исследование познавательныхпроцессов учащихся, совершенствование системы развития познавательногоинтереса, рассмотрение условий, в которых находятся учащиеся, наблюдение задеятельностью учеников;
2) способности ивозможности для развития учащихся;
3) разработкииндивидуальных тенденций развития познавательно- го интереса;
4) мотивацияучеников;
5) формыпознавательной деятельности;
6) методы обучения.
Все эти вопросы являютсяосновой для усовершенствования системы образования, т.к. процесс обучения оченьзависит от уровня познавательного интереса учащихся.
Далее становится вопрос вприменении полученных знаний о развитии познавательного интереса. Не каждыйпреподаватель, имеющий такие знания, может воплотить их в жизни. Но такиеучителя есть. Практическое применение прогрессивных идей по проблеме интереса вобучении нашлись в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Онирассматривали важнейшую проблему педагогики, которую теперь рассматриваем и мы,и они показали решение этого вопроса. Но они не смогли до конца раскрыть ''какповысить познавательный интерес учащихся'' в образовательном процессе. В темеданного исследования я попробую открыть основы для разрешения данного вопроса,выбрать методы для более совершенного составления тенденции развития интереса кпознанию, раскрою основные мотивации учащихся и оценю рекомендации самихучеников.
Сегодня проблема интересана уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся,что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развиватьинтересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Предметомпознавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания омире, поэтому необходимо рассмотреть вопрос о том, как внедрить эти знания синтересом для учеников. Я раскрою основные действия для развития у учащихсяинтереса к получению новых знаний о предметах и событиях окружающего мира.Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается вдоказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Исходя из актуальностипроблемы, мной выбрана данная тема. Объектом моего исследования является познавательныйинтерес, о котором в своих работах спорят различные деятели образования. Япопробую охватить и проанализировать мнения самых известных нам педагогов.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развитияпознавательного интереса учащихся1.1 ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним изсамых значительных областей, “интерес”, выступает познавательный интерес,который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как в школе основнойдеятельностью становится познавательная, направленная на изучение системызнаний.
Таким образом,“познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательнойдеятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающегомира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, егопознавательные возможности”. Особенностью познавательного интереса является егоспособность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но илюбой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждойих них.
В рамкахдостаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый видинтереса – интерес к учебному предмету.[1] В настоящее времяпроблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи стем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые вомногом определяются особенностями перехода к информационному обществу.Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие ссамими возможностями ее усвоения.
Познавательныйинтерес представляет собой важнейшую для развития личности сторону. Винтеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательныхинтересов, проявляется:
· активный поиск;
· догадка;
· исследовательскийпоиск;
· готовность крешению задачи.
Важнойособенностью познавательного интереса является также и то, что центром егобывает такая познавательная задача, которая требует от ребёнка поисковой итворческой работы.
С цельюформирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетатьпредметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленнаятренировка гибкости мышления, использование фантазии, интуиции, воображения,исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностейучащихся.
Такимобразом, для развития творческой и познавательной активности учащихсянеобходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобыориентировать учащихся на самостоятельное овладение новой для них информации.[2]
Формированиеинтереса к учению зависит от выбора преподавателем методов стимулированияученика.
Стимулировать – значитпобуждать. В качестве стимула может выступать требование воспитателя. А.С. Макаренкоразработал целую систему требований к детям, требования к личности иколлективу, характер требований на различных стадиях формирования. Форматребований меняется в зависимости от особенностей каждого ребёнка.
Очень хорошо стимулируетдеятельность ребёнка постановка перспективы, которая создаёт настроениерадостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения цели иувеличивает шанс для развития познавательной деятельности. Широко использовал впрактике своей работы перспективу как завтрашнюю радость А.С. Макаренко. АнтонСемёнович считал, что сначала надо организовать самую радость, вызвать её кжизни и поставить как реальность. Затем надо настойчиво претворять простые видырадости в более сложные и человечески значимые, при этом у человека будетзарождаться чувство долга. Среди методов стимулирования большое место занимаетсоревнование. Суть соревнования состоит в том, чтобы подтягивать отстающих доуровня передовых, добиваться общего подъёма работы.
К группе методовстимулирования относится также “метод взрыва”, которым А.С. Макаренко называлдоведение конфликта до последнего предела. Его суть состоит в том, чтобыпо-иному довести до сознания ребёнка его положение в коллективе, показатьпотребности самого учащегося, которые он часто не замечает. К методамстимулирования также относятся поощрение и наказание.
Поощрение – такоепедагогическое воздействие на учащегося, когда воспитатель (преподаватель)выражает положительную оценку поступков и действий самого ученика. Поощрениевсегда вызывает у ребёнка удовлетворение своей деятельностью, поэтому не стоитим злоупотреблять, чтобы не вызвать отрицательные стороны. Наказание – такоепедагогическое воздействие на учащегося, которое даёт возможность ученикупонять и исправить ошибку. А.С. Макаренко называл такое воздействие''выталкиванием из общих рядов''. Применять его надо с большим тактом, чтобыребёнок не потерял веру в свои силы.[3] Поощрение и наказаниеиграют огромную роль в заинтересованности к тому или иному предмету. У каждогопедагога своя система наказаний и поощрений, но все они сводятся к общим нормам.Чрезмерное наказание и поощрение отдельного ученика повлечет за собой понижениезнаний самого обучающегося и его товарищей, завышение самооценки, ухудшениеуспеваемости, потерю интереса к данному предмету, понижение статуса преподавателяв глазах других учеников, ухудшение отношений между учащимися, понижения уровнявоспитанности и организованности.
Уделение свыше должноговнимания отдельным ученикам также имеет свои стороны. Исходя из практикипедагогов, можно заметить, что учитель чаще стимулирует детей, которые на урокемешают учителю и ученикам заниматься. При этом преподаватель применяетстимул-замечание, неодобрение.[4] Это отвлекает другихучащихся от учебной деятельности, уменьшает заинтересованность в данномпредмете.
Из этого можно сделатьвывод, что для любого преподавателя очень важно удерживать внимание учеников наодном уровне и применять стимулы для всех одновременно, не выделяя отдельныхучеников. В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство принадлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть кпознанию, развивающую умственную самостоятельность. В.Г. Белинский и А.И.Герцен имели свою точку зрения на методы стимулирования. Они считали, чтопознавательный интерес тесно связан с интересом социальным, т. е. необходимосоздать условия для ребенка, в которых он мог бы развивать свои качества.
Обстоятельно, в контекстесвоей педагогической теории проблему интереса и его стимулирования рассмотрелК.Д. Ушинский. Он психологически обосновал это. Глубокая психологическая основаУшинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитиюдетей, из которого, впоследствии, делаются выводы о методах стимулирования. Помнению Л.Н. Толстого интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, нестесняющих проявление его способностей и наклонностей. Он всецело полагался наинтересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения истимулировать их.
Н.А. Добролюбов и Н.Г.Чернышевский имели свое мнение по данному вопросу. Они считали, что тольковоспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы илюбознательность, а также укрепляет его ум и волю.[5]Я считаю, что их мнение верно и от воспитания зависит все дальнейшее развитие,образованность и познавательный интерес.
Конечной цельюформирования учебной деятельности является становление школьника как еёсубъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются всилах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые длярешения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать своидействия, корректировать их осуществление, соотносить результат с целью, тоесть самостоятельно выполнить учебную деятельность. О неспособностиформирования самостоятельности учащихся в образовательном процессе писал ещёК.Д. Ушинский. Преподаватель должен постоянно помнить, что следует передаватьученику не только знания, но и необходимо развивать в нём желание, интерес испособность самостоятельно приобретать новые познания. В чём выражаетсясамостоятельность? Под самостоятельностью понимается наличие у человека своегосуждения и оценок явлений, а также свобода в действиях и поступках.
Повышению степенисамостоятельности в учебной деятельности, во-первых, способствует расширениеобласти приложения формируемых знаний; во-вторых, построение обучения, впроцессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимостьиспользования определённых знаний и действий в решении учебной задачи ксамостоятельному отысканию подобных знаний и действий; в-третьих, формированиеучебного процесса должно предусматривать такую организацию работы, при которойучащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий кформированию всего действия; в-четвёртых, степень самостоятельности возрастает,если учащиеся будут переходить от овладения действиями в готовом виде ксамостоятельному открытию отдельных действий; в-пятых, переход учащихся отосознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознаниюважности овладения целостной структурой учебной деятельности; в-шестых, переходот задач репродуктивного характера к задачам творческим.
Во всех вышеперечисленныхслучаях речь идёт о постепенном сокращении степени помощи учащимся восуществлении учебной деятельности, постепенному подталкиванию ученика ксамостоятельной работе и повышению его познавательного интереса.[6]
Познавательный интерес вобразовательном процессе развивается в результате самостоятельной работыученика, при осознании смысла его работы над тем или иным вопросом.
Важное значение вобучении имеет форма познавательной деятельности учащихся. С древнейших времёнизвестны три формы: материальная, речевая и умственная. Исторически сложилосьмнение, что ведущей в обучении является умственная деятельность, а речевая –есть просто средство выражения мыслей. Материальная же деятельность используетсяограниченно, только при практической подготовке.
Связи форм познавательнойдеятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфическихметодов, присущих каждой форме. Так, материализованная деятельность связана сработой, с физическими моделями. Речевая деятельность осуществляется приподготовке и выступлении с докладом, рефератом. Все формы широко используются вобучении учащихся. От них зависит развитие познавательного интереса ученика вобразовательном процессе.[7]
Форма организациипознавательной деятельности в образовательном процессе является решающиммоментом для развития заинтересованности у учеников к работе. Так, если процессучения будет неинтересный и утомляющий, то обучающиеся не будут плодотворнозаниматься и с творчеством подходить к подготовке, не будет происходитьразвития интереса к знаниям, что за собой приводит к неуспеваемости инепосещению занятий.
Как правильно подобратьформу познавательной деятельности? Этот вопрос поднимали многие педагоги.Главным в этом вопросе является достаточное наблюдение за учащимися: за ихосновной деятельностью, за увлечениями, за их общением, за положением в и застенами образовательного учреждения. После наблюдения должна идти стадияосознания и подведения каких-либо результатов об отдельных учениках. Далеепреподаватель должен сформировать общую картину об его воспитанниках. И толькопосле этого должна проходить подборка и корректировка формы познавательнойдеятельности. Дальше учитель начинает пробовать применять данную формуорганизации на обучающихся и подводит итоги своей работы. Если учащиеся сталипроявлять больше интереса и большую ответственность, а также творческиподготавливаться, значит у них появилась заинтересованность и форма подобранадостаточно хорошо.
Преподаватель долженпомнить, что от его организованности и добросовестности зависит всё дальнейшееобучение учеников не только на определённом предмете, а в любой деятельности.Если обучающиеся будут заинтересованы в одном предмете, то, скорее всего у нихпоявится познавательный интерес и в других отраслях образовательного процесса.
1.2 СУЩНОСТЬПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ЕГО СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА
В чём сущность процессаобучения? Иначе говоря, что представляет собой главное звено, от которогозависят все последующие стороны и части обучения?
Представим ученика,изучающего какой-либо учебный материал. Этот ученик познаёт мир. В его головесовершается процесс познания. Учение представляет собой познавательнуюдеятельность. Для учителя преподавание также мыслительная познавательнаядеятельность. Однако не всякая познавательная деятельность относится к учениюили преподаванию. Есть другие формы, виды познания, например: наука, искусство,игра, труд. В этих видах деятельности человек тоже познаёт окружающий мир.[8]
Познание проходит рядэтапов. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представленийо предметах и событиях. Второй этап – абстрактное познание, овладение системойпонятий. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Конкретноеи абстрактное в познавательной деятельности ученика выступают какпротиворечивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии.Преподаватель должен знать механизмы возникновения и разрешения противоречий,чтобы умело управлять развитием познавательного интереса.[9]
Существует высший этаппознания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируетсяобобщённое представление об окружающем мире. Обучение переходит на новыйуровень, что влечет за собой повышение познавательного интереса иобразованности. Главными факторами в этот момент становятся мотиву учения.
Мотивы учения –существенная сторона процесса обучения. Мотивация учения или познания можетбыть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.
Положительными мотивамисо стороны ученика могут быть: стремление к знаниям, желание получить хорошуюотметку, заслужить благодарность и уважение взрослых, подражание любимымучителям. Главная задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.На этом этапе перед учителем стоит вопрос: «какой способ мотивации необходимдля данного ученика, в данный период его развития».
Нейтральных к обучениюмотивов в жизни учеников может быть достаточно много: игры со сверстниками,интерес к кинофильмам и телепередачам, изготовление поделок, хобби. Данный видмотивации влияет на общее развитие познавательной деятельности. Задача преподавателясостоит в том, чтобы, во-первых, знать эти нейтральные по отношению к процессуобучения мотивы, во-вторых, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать ихположительными, помогающими учёбе и самой учебной деятельности, а главноеразвитию познавательного интереса.
Достаточно много мотивов,которые тормозят учение, отрицательно влияют на развитие познавательногоинтереса в образовательном процессе. Среди них преимущественное место занимаютполное отсутствие желания и неумение учиться, неумение организовывать свойучебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательноевлияние приятелей и семейной обстановки, недостаток здоровья, а иногда дажеплохое качество работы учителя.
Основой развития иформирования положительных мотивов учения является учебная деятельность,развитие познавательных интересов в обучении. В средних классах школы, иособенно в начальных, главную роль играет учитель. Дети ещё недостаточноопытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющийпедагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы класса,индивидуальные особенности и склонности учащихся, находит методы и приёмыактивизации познавательной деятельности. Он умело связывает содержаниематериала с личным опытом учащихся, что активно способствует развитиюпознавательного интереса. Детям становится ближе, понятнее, интереснеесодержание урока. Формирование проблемных ситуаций на занятии придаёт интерес,занимательность учебному занятию, поднимает уровень развития и приобщенности кделу.
Значительно повышаетжелание к познанию интересные практические занятия, экскурсии, активное участиево внеклассной и внешкольной работе. Также роль учителя состоит в том, чтобысоздать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных со школой.[10]
Разобрав мотивы кразвитию познания самого ученика, можно понять, что большую роль в увеличениизнаний играет преподаватель. Он может по- казать учащимся ту тенденциюразвития, которая более оптимально подходит для их уровня знаний и будетнаиболее совершенной для них. Вопрос только стоит в том, как учителю подобратьэту тенденцию для своего воспитанника? И это самая сложная задача. Баранов С.П.показывает нам стороны, которые рассматривает преподаватель для мотивизации:
·уровень ужеимеющихся знаний;
·физическиеспособности;
·положение средисверстников и членов семьи;
·психическиеспособности;
·активность всоциуме;
·активность вобучении;
·воспитанность;
·подражаемостьдругим;
·успеваемость;
·хобби;
·предпочтения.[11]
Рассмотрев все этистороны в совокупности, преподаватель может предъявить ученику сильную (состороны мотивации) систему по развитию познавательного интереса вобразовательном процессе. После того, как учитель будет совершатьиндивидуальный подход, заметно улучшится успеваемость в группе и повыситсяпознавательный интерес.
1.3 СТРУКТУРА ПРОЦЕССАУЧЕНИЯ
Важнейшими составляющимиучения как деятельности являются её содержание и форма. Содержание деятельностиучения, и в первую очередь её предметность как чувственно-предметная, так иматериальная практика, имеет объективно-субъективную природу. Предмет,действительность, чувственность в обучении – это не просто объекты или формысозерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. Вдеятельности обучающегося отражаются предметный материальный мир и активнаяпреобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффектлюбой деятельности – преобразованная действительность, связанная судовлетворением познавательных и практических потребностей школьников ипредвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности.
Предметом деятельностиученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достиженияпредполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, котораявыражается в самокритичности и критичности, познавательная активность,проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях.
Структура учебнойдеятельности с точки зрения её состава должна включать в себя содержательный,операционный и мотивационный компоненты. Специфической особенностью ученияявляется его ориентированность и организованность в направлении овладенияучащимися способами деятельности, начиная с процесса её конструирования.Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. В ходевыполнения работы учащийся должен представить себе объект деятельности,конечную и промежуточную цели.[12]Тем самым ученикпроявляет свою познавательную деятельность на практике, что способствует егоразвитию. В процессе учения он проявляет свою самостоятельность и структурностьсвоей работы. За счет структурности появляются новые умения и навыки, чтовлияет на познавательный интерес.
1.4 АКТИВНЫЕ ИПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Впроцессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень развитияпознавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения,памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов болееэффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет засобой и расширение познавательных возможностей детей.
Активныеметоды обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активноймыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебнымматериалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов,которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний,их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимисязнаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практическойдеятельности.
Особенностиактивных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение кпрактической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед вовладении знаниями.
Появлениеи развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новыезадачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитиепознавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыковсамостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловленобурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме,вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни,то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может бытьдостигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человекапознавательной активности и самостоятельности. Познавательная активностьозначает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремлениеучащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес кдеятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательнойсамостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить,способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решениюзадачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способыдобывания знаний; критический подход к суждениям других, независимостьсобственных суждений.
Познавательнаяактивность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующиеинтеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, онипроявляются и развиваются в деятельности.[13]
М. Новиквыделяет следующие отличительные особенности активного обучения, стимулирующиепознавательную активность:
• принудительнаяактивизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от егожелания;
•достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, посколькуих активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительнойстепени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческаявыработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
В данный период временираспространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. Всоответствии с таким подходом выделяют:
· Словесные методы(источником знаний является устное или печатное слово);
· Наглядные методы(источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
· Практическиеметоды (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическиедействия; а также проявляют собственную заинтересованность).
В данный момент насинтересует вопрос о практических методах, потому что они близко связаны сразвитием познавательного интереса учащихся. Эти методы включают в себяупражнения, лабораторные и практические работы.[14]
Упражнения. Они по своемухарактеру разделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Привыполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Устные упражнения.Способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, диалогическойактивности.
Письменные упражнения.Используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.
Графические упражнения.Помогают учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебныйматериал, способствует развитию пространственного воображения, повышаюттворческий потенциал.
Учебно-трудовыеупражнения. Целью этих упражнений является применение теоретических знанийучащихся в трудовой деятельности. Способствуют трудовому воспитанию и повышениюинтереса к получению новых знаний.[15]
Упражнения являютсяэффективными только при соблюдении ряда
требований к ним:сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательностив выполнении упражнений.
В своей деятельностипреподаватель обязан помогать учащимся в образовательном процессе активными ипрактическими методами. Учитель должен показать положительные стороны обученияи передать необходимые знания для осознания этого учеником. Выбор активных ипрактических методов необходимо выбирать в зависимости от возможностей испособностей учащихся. Для развития мышления и повышения познавательного интересабольше подходят практические методы, т. к. они развивают творческую сторонуученика.
Глава 2. Опыт развитияпознавательного интереса
2.1 ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗУЕМОГО МЕТОДАИССЛЕДОВАНИЯ
Для того, чтобы применятьполученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провестисобственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод обэффективности приобретенных знаний. В практической части исследуемой мною темыя провела собственное исследование, которое помогло мне узнать каких вопросов идействий необходимо касаться для полноценного развития познавательного интересау учащихся в образовательном процессе.
Для своих исследований яиспользовала «опросник». Я составила ряд вопросов, которые меня интересуют какисследователя. В опроснике использовались следующие вопросы:
· По вашему мнению,в современной школе достаточно много внимания уделяется развитиюпознавательного интереса у учащихся? Почему?
· Какие плюсы иминусы вы наблюдаете в образовательной системе по отношению к данной теме?
· Предложите своипути решения проблемы развития познавательного интереса.
В роли опрашиваемых былистуденты, обучающиеся по специальности «учитель информатики», и преподавателиГОУ СПО ОПК. Сопоставив их ответы, я сделала выводы, которые изложу в этойглаве.
В основе моегоисследования были вопросы, по которым учащиеся и преподаватели излагали своимысли. Главным и по-моему мнению самым интересным вопросом был «Какие плюсы иминусы вы наблюдаете в образовательной системе по отношению к данной теме?» Этотвопрос раскрывает внутреннее строение образовательной системы, все плюсы иминусы в ней, разносторонность обучения, проявление интереса к знаниям,выявление творческих способностей учащихся, отношения между субъектамиобразования, проявление инициативы его улучшения, общие закономерности развитияпознавательного интереса с точки зрения учеников и учителей.
Основная задачаопросника:
· Выявить мнениеучащихся и преподавателей по вопросу развития познавательного интереса вобразовательном процессе
· Выявитьтворческое развитие учащихся и учителей
· Рассмотретьположительные и отрицательные стороны в образовательной системе по отношению кданной теме
· Рассмотретьпричины недостаточного познавательного интереса и творческого развития учащихсяи преподавателей
· Рассмотретьнововведения, которые хотели бы видеть учащиеся и преподаватели в системеобразования
В результате исследованиябыло выявлено, что у каждого из учащихся и преподавателей проявляетсяразносторонность мнений по данному вопросу. Это связано с многоуровневымразвитием отдельного субъекта. У каждого из них разный творческий потенциал,уровень образованности и степени заинтересованности в обучении.
В моем опросе принялиучастие:
1) Шувалов И.Н.Учащийся ГОУ СПО ОПК;
2) Иванова М.А.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
3) Лысачева А.В.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
4) Соловьев А.С.Учащийся ГОУ СПО ОПК;
5) Константинова Е.В.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
6) Чуева И.А.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
7) Владимирова А.А.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
8) Иванова Т.И.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
9) Бондаренко Л.И.Учащийся ГОУ СПО ОПК;
10) Некрашевич С.В.Учащаяся ГОУ СПО ОПК;
11) Гордиенко С.А.Преподаватель ГОУ СПО ОПК;
12) Матвеева Н.Н.Преподаватель ГОУ СПО ОПК;
13) Смирнова В.Г.Преподаватель ГОУ СПО ОПК.
При ответах на вопросыданного «опросника» учащиеся и преподаватели излагали свои мысли по поводурассматриваемого вопроса «Развитие познавательного интереса у учащихся вобразовательном процессе» (см. Приложение 1). Исследование и подведениерезультатов опроса я рассмотрю в следующем параграфе (2.2.)
2.2 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГОИНТЕРЕСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПРАКТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ
В нашей системеобразования предусмотрено непосредственное развитие интереса к познанию уучащихся преподавателем. В каждом образовательном учреждении используются «свои»методы и формы развития учеников. Также, оценка и восприятие этой системы укаждого разное.
При исследовании спомощью «опросника» я выявила, что мнения о развитии познавательного интереса разные.Например, Некрашевич С.В., Бондаренко Л.И., Иванова Т.И., Чуева И.А., ИвановаМ.А. (учащиеся) считают, в современном образовательном учреждении достаточномного внимания уделяется развитию познавательного интереса. Процитирую мнениеодной из опрашиваемых учениц: «… Школы стараются и делают все возможное дляудобства школьников». Из этого мнения следует, что учреждения пытаются внедритьновые технологии, создать уютную атмосферу для активизации познавательногопроцесса. Главная затея развития интереса — это самостоятельное проявлениестремления к развитию у учащихся. Доказательством того, что развитие все-такипроисходит заложено в следующем мнении: «… в наше время много детейинтересующихся и проявляющих желание узнавать больше, поэтому заинтересованы вэтом». Из этой мысли выявляется самостоятельность познавательного интересаучащихся и их стремление к знаниям. Также преподаватель математики Гордиенко С.А…считает, что «уделяется много внимания, но пока неэффективно».
Но существуют и другие мнения.Например, Владимирова А.А., Константинова Е.В., Соловьев А.С., Лысачева А.В.(учащиеся) считают, что на развитие познавательного интереса уделяется маловнимания. Учащийся Соловьев А.С. выражает свой взгляд на данную тему так:«… самостоятельной работы, которая способствует развитию познавательногоинтереса мало». Также мнение одного из опрашиваемых состоит в следующем: «… Изгода в год изучается одно и то же, но не всем это интересно. Большинству этопросто надо, этого требуют учителя». В этой фразе и есть главная причинарассматриваемого мною вопроса. В этот момент хочется задать вопрос: А какпреподать неинтересный материал детям, чтобы хоть немного заинтересовать их?Решение этого вопроса раскрывают сами ученики и преподаватели при ответе навопрос «опросника»: «Предложите свои пути решения проблемы развития познавательногоинтереса». На этом этапе опроса можно заметить:
· как учащиеся ипреподаватели относятся к развитию познавательного интереса;
· заинтересованностьв его развитии;
· прилагаемыеусилия для решения данного вопроса.
Теперь переходим крассмотрению конкретных мнений и их оценке.
Меня очень заинтересовалответ Лысачевой А.В. Ее предложение звучит так: «В первую очередь проводитьразъяснительные беседы, с целью выявления интересов детей, их увлечений...
По мнению большинствавключать их в образовательный процесс, включать игры, дополнительные интересныезанятия». В этом изречении выявляется главное решение проблемы, точнее первыйэтап к разрешению рассматриваемого вопроса. Я полностью согласна, что дляразвития познавательного интереса чрезвычайно важно знать как общие интересыучащихся, так и индивидуальные. Выявить на практике их нетрудно. Достаточнопровести тест (см. Приложение 2), в котором будут рассматриваться различныеварианты деятельности, или провести групповые игры, выявляющие активность иинтересы учащихся. Из них сделать выводы о творческом потенциале ипознавательной активности детей. Рассмотрим пример, когда на практикеприменяется в виде деятельности игра. Можно взять урок английского языка:учитель дает на уроке теоретические знания, начинает опрашивать учащихся поизученной теме. Ученики не заинтересованы в творческом подходе к ответу. Нокогда учитель говорит, что проведет опрос в виде игры и разделяет детей погруппам, то сразу выявляется заинтересованность в познании нового материала, т.к. ответы уже будут на уровне соревнований. Соревнования — это сильныйстимулятор активности учеников, влекущий за собой проявление личностных качествучащегося и развитие его познавательной деятельности. Из этого можно сделатьвывод, что важно создавать условия конкуренции.
Также интересный ответбыл у А.С. Соловьева. Сравнивая его взгляд на данный вопрос и Лысачевой А.В.,явно видно, что их мнения полностью расходятся. Александр Соловьев выразил своепредложение так: «… использование методов обучения, опираясь на передовойпедагогический опыт». Из этой мнения можно сделать вывод, что главным в решениипроблемы развития познавательного интереса является все-таки опыт педагога. Этовторой этап для устранения рассматриваемого вопроса. Всем известно, что безопыта очень тяжело установить взаимосвязь, взаимоуважение между учеником иучителем, но со временем любой преподаватель находит решение этой проблемы.После налаживания связи между субъектами начинается изучение способностей ипредрасположенностей в интересах. Далее происходит осмысление полученнойинформации и применение методов для развития познавательного интереса. И уже засчет опытности учителя происходит внедрение новых методов образования, соткорректированными по общему интересу группы.
Я считаю, что достаточноправильное решение у Бондаренко Л.И. Этот учащийся предложил решение данноговопроса так: «Как можно больше использовать наглядные пособия, смотретьразвивающие фильмы, устраивать экскурсии, викторины». Очень важно использоватьнаглядные материалы. Это помогает заинтересовать ученика в изучении предмета,т. к. ощущение предмета дает больше информации и желание узнать о чем-то, чемтеоретические знания об этом же объекте изучения. Рассмотрим на примере урокабиологии. К примеру, изучается тема «клетка и ее состав». Преподаватель даетлекцию по данному курсу. Ученики «вяло» записывают материал. Некоторым этоинтересно, некоторым нет. И как только учитель говорит, что сейчас рассмотримклетку в микроскоп, у учащихся происходит «оживление», у них проявляетсяпознавательный интерес. Это наглядный пример применения наглядных пособий иматериалов на уроке. Любой преподаватель из своего опыта делает вывод, чтоприменение такого вида работы намного эффективнее, т. к. заинтересовываетдетей. Остальные мнения учащихся либо не выражают основного решения проблемы,либо очень похожи на уже рассмотренные. Если расценивать мнения преподавателей,то наиболее интересным мне показалось предложение Гордиенко С.А. Ее мысльсостоит в следующем: «Больше коллективной деятельности; больше творческогообщения; разнооб- разить систему занятий…; больше общения во внеурочноевремя». В этом изречении раскрыта главное решение проблемы развитияпознавательного интереса. Фраза «больше коллективной деятельности» подразумеваетпод собой то, что при таком виде деятельности выявляются умение учениковработать в коллективе, творческие способности отдельных обучающихся,познавательный интерес и стремление к личностному развитию. На практике главнымявляется подборка типов и видов деятельности, в которых будут заинтересованыдети. Разнообразие системы урока влечет за собой интерес со стороны обучаемых кданному предмету. По мнению С.А. Гордиенко, на занятии должны присутствовать такиеэлементы, как :
· конкурсы;
· поучающие фильмы;
· соревнования;
· тесты;
· «шуточные» минуты.
Для примера рассмотримурок географии. Преподаватель рассказывает ученикам о морях и океанах Земли. Невсем это интересно, и учитель прибегает к способу подачи этой же информации ввиде поучительного фильма. Детей намного больше заинтересует просмотр фильма,чем устный рассказ. В фильме заложена та же информация, но в форме, котораяболее интересна и близка к жизни. У учеников проявляется желание узнать большепо данной теме. Учителю становится проще работать с учениками, которыезаинтересованы в предмете.
На практике явно видно,что монотонность урока не прибавляет интереса к предмету, а даже наоборот.Введение разнообразия очень важно и для учеников, и для самого учителя.
У каждого из учащихся ипреподавателей сложилось свое мнение по данному вопросу, и пути решения такойсложной проблемы у всех разные. Но очень важно, что почти все заинтересовалисьв данной теме, которая очень актуальна в современном мире.
Самыми активными иблизкими к разгадке «как развить познавательный интерес», по моему мнению,оказались С.А. Гордиенко,
Л.И. Бондаренко, А.С.Соловьев, А.В. Лысачева. Их предложения по поводу данного вопроса оказалисьнаиболее существенными и возможными для применения на практике. Проанализировавих ответы, можно составить список наиболее важных методов, для развитияпознавательной активности:
· большеколлективной деятельности;
· разнообразиесистемы урока;
· проведение беседдля выявления интересов учащихся;
· использованиенаглядных пособий и материалов;
· просмотрразвивающих фильмов;
· организацииэкскурсий и викторин;
· внедрение новыхтехнологий в процесс обучения;
· использование ужеимеющегося педагогического опыта.
Если соблюдать всеперечисленные пункты, то можно максимально увеличить уровень познавательногоинтереса у учащихся в образовательном процессе.
«Опросник» показал нам нетолько какие пути решения исследуемого вопроса могут быть, но и отношениесубъектов обучения к нахождению этих путей и их реализации.
Заключение
Познавательный процессявляется важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый факторстановления личности. Познавательный интерес способствует общей направленностидеятельности ученика. Он сильно влияет на формирование личности иобеспечивается определенными условиями:
· Сила, глубина,устойчивость развития интереса;
· Многосторонностьхарактера ученика;
· Многосторонностьинтересов личности;
· Взаимодействиепознавательного интереса с другими мотивами;
· Связь развития сперспективами и жизненными планами.
Познавательный интерес кпредметам формируется в начальной школе, поэтому нельзя упустить момент и несосредоточить ребенка на будущее. Чтобы процесс развития личности проходилправильно необходимо направлять ученика в верное направление и подбирать методыстимулирования по его возможностям. Для начала достаточно заинтересоватьребенка, а далее развивать его самостоятельность и ответственность за самогосебя. Это основа для полноценного развития познавательного интереса у учащегосяв образовательном процессе.
Рассматриваемый мноювопрос чрезвычайно важен в современном мире и требует постоянных доработок,введение каких-либо новшеств, постоянную работу преподавателя над методами испособами подачи информации. В настоящее время основы по развитиюпознавательного интереса немного изменились, выявляется изменение в отношенияхмежду субъектами образования, что влечет за собой и перемены по отношению кобразованию. Сейчас сложнее заинтересовать ученика в получении новых знаний.Великие и всем известные преподаватели (А.С. Макаренко, А.К. Маркова, Г.И.Щукина, С.Т. Шацкий и другие) исследовали данный вопрос и давали предложения поих решению. Современные методы отличаются от «старых». В этом можно убедитьсяна практике. В образовательных учреждениях есть преподаватели, которыепридерживаются «старых» порядков. И на их предметах выявляется неэффективностьобучения, меньший интерес к предмету. В собственном исследовании даннойпроблемы я использовала «Опросник». В нем обучающиеся и преподаватели раскрылисвою точку зрения и способы решения этого вопроса. Из моего опроса явноследует, что большинство опрашиваемых сошлись на одном мнении: в современнойшколе необходимо больше коллективной деятельности, внедрение новых технологий,разнообразие системы урока. Очень важную роль играет выявление индивидуальныхспособностей учащегося и умение работать в коллективе. После этогопреподаватель подбирает форму проведения урока, опроса и оценивания. Такжеважно уметь наказывать и поощрять учеников, т. к. это является положительным стимуломк познанию нового.
Что касается мотивацииученика, то преподаватель всегда должен следить за своими действиями, т. к. онаможет быть не только положительной, но и отрицательной. Мотивы ученик создаетдля себя сам, а учитель просто помогает их поддерживать и развивать.
Очень важными в процессеобучения являются методы обучения. Я рассмотрела активные и практическиеметоды. По моему мнению, они являются наиболее значимыми при поиске решенияпроблемы. В них заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности,без которой нет развития познавательной активности.
Огромную роль играютотношения субъект-субъект, при которых происходит взаимодействие ивзаимовоздействия учителя и ученика. Это очень важно, т. к. данные действия помогаютобеим сторонам лучше понять друг друга, а потом помочь проявить лучшиекачества. Узнав качества ученика, преподаватель выбирает стратегию их развития.При этом поднимается уровень развития познавательного интереса и самой личностив целом.
Рассмотрев теоретическоеобоснование «великих учителей», я получила новые знания по данной теме, которыепомогли мне ответить на интересующие меня вопросы. Далее, на основе этихзнаний, я сделала практическое обоснование. В итоге я получила ответы назаданные мной вопросы, которые помогли разобраться в вопросе «развитияпознавательного интереса», а также предложить пути решения этой проблемы.
Список литературы
1. Краевский В.В.,Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. – М.,Педагогическое общество России, 2005
2. Рувинский Л.И.,Канн-Калик В.А., Гришин Д.М. Введение в специальность. – М., Просвещение, 1988
3. Бордовская Н.,Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008
4. Баранов С.П.,Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. – М.,Просвещение, 1981
5. http://festival.1september.ru/articles/504826/Опыт учителя информатики Таракановой С.А.
6. Дейкина А.Ю.Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения.— СПб, Питер, 2002
7. Щукина Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение,1988
8. Актуальныевопросы формирования интереса в обучении./ Под редакцией Г.И. Щукиной.— М.,Просвещение, 1988
9. Бондаревский В.Б.Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.— М.,Просвещение, 1985
10. Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.— М.,Просвещение, 1985