--PAGE_BREAK--В качестве подсистемы воспитания культуры личной безопасности выделим следующую группу компонентов воспитания: педагогическая диагностика, планирование воспитания, стимулирование деятельности воспитанников, организация воспитательного процесса, контроль эффективности воспитания, коррекция процесса воспитания. Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если реализуются как этапы воспитания культуры личной безопасности[7]. В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, диагностика уровня готовности воспитанника к опасным ситуациям в ходе контроля усвоения учебного материала на уроках ОБЖ (этап воспитания) одновременно стимулирует воспитанников к самосовершенствованию, позволяет не только выявить пробелы в подготовке воспитанников к профилактике и преодолению опасности, но и частично или полностью ликвидировать эти пробелы, т.е. при этом реализуются стимулирующая и корректирующая функции воспитания.
В структуре воспитания культуры личной безопасности присутствуют следующие компоненты: воспитание, взаимовоспитание, самовоспитание, перевоспитание. Если отец учит маленькую дочь безопасному поведению в квартире, то это воспитание. Если подростки обмениваются опытом участия в драках, показывают друг другу свои «коронные» удары, то это взаимовоспитание. Если паренек читает психологическую литературу о безопасности, занимается физическим самосовершенствованием, то это самовоспитание. Если учитель пытается отучить детей переходить улицу на красный сигнал светофора, то это перевоспитание. Содержание и соотношение названных компонентов воспитания нуждаются в специальном исследовании. В условиях целесообразно организованного педагогического процесса ведущая роль, как нам представляется, должна принадлежать воспитанию культуры личной безопасности. Педагог должен организовывать взаимовоспитание и самовоспитание своих питомцев, при необходимости осуществляя коррекцию направленности развития воспитанников[8].
Воспитание культуры личной безопасности осуществляется в семье (или в первичном коллективе, заменяющем ребенку семью), в детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в учреждениях дополнительного образования, в средних учебных заведениях, в высших учебных заведениях, в спортивных, творческих, воинских, производственных коллективах, в объединениях по месту жительства, в неформальных детских коллективах и группах и т.д. Содержание, специфику воспитания готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций в названных коллективах, объединениях, учреждениях, условиях предстоит изучить. Взаимосвязь названных компонентов просматривается уже сейчас. Основу культуры личной безопасности закладывают родители в семье. Именно в семейном воспитании формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности. Важна роль школьного воспитания. Во многом это связано с преподаванием курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Потенциал воспитания безопасной личности в школе реализуется лишь частично. Несовершенство программ, учебников, методических пособий по ОБЖ, низкий уровень подготовки учителей к преподаванию ОБЖ не способствуют эффективному воспитанию, во многих случаях просто дискредитируют учебный предмет ОБЖ, иногда даже придают отрицательный импульс всему процессу воспитания культуры личной безопасности. Например, рвение и старание отдельных преподавателей курса ОБЖ не только не развивают интереса школьников к знаниям о безопасности человека, но формируют негативную установку, нежелание изучать курс ОБЖ, овладевать опытом безопасного поведения. В связи с приведенными доводами признаем необходимость первоочередного исследования и совершенствования воспитания культуры личной безопасности в семье и в условиях общеобразовательной школы, прежде всего в ходе обучения курсу ОБЖ[9].
Подводя итоги рассмотрения проблемы воспитания культуры личной безопасности, сформулируем основные выводы:
Воспитание культуры личной безопасности является составной частью процесса воспитания культуры безопасности в целом, направлено на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Воспитание культуры личной безопасности является компонентом, целью, функцией, закономерностью и принципом педагогического процесса.
В процессе воспитания культуры личной безопасности реализуются цели, содержание и методы воспитания, отражающие общие и специфические педагогические закономерности.
Эффективности воспитания культуры личной безопасности способствует реализация принципов воспитания, вытекающих из закономерностей педагогического процесса[10].
Одной из целей образования детей в условиях социального приюта является формирование у них культуры безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих. Данное ценностное отношение включает в себя комплекс связанных с безопасностью разнообразных социокультурных качеств; признание личностной и социальной значимости безопасности, связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, нормы правила поведения и образ жизни школьника, воспитывающегося в условиях социального приюта[11].
Сохранность жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната зависит от профессионально ориентированной деятельности персонала учреждения.
Глава 2 Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино» 2.1 Характеристика социального приюта «Ховрино» Социальный приют «Ховрино» для детей и подростков САО г. Москвы расположен по адресу: г. Москва, ул. Зеленоградская, 35Б.
Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.
Чаще всего в приют попадают дети из так называемых “неблагополучных” семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей или временно не имеющие возможности проживать дома. В приют могут поступить заблудившиеся дети, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению и приехавшие из различных регионов России и СНГ. Дети, лишившиеся родителей, также могут стать воспитанниками приюта.
В приют дети и подростки поступают по акту органов УВД, по направлению Управления социальной защиты населения ЮВАО г.Москвы, а также по заявлению родителей (законных представителей) или обратившись лично. Департаментом социальной защиты населения г. Москвы организована работа “Горячей линии”. Специалисты, работающие на “Горячей линии”, владеют информацией об имеющихся в детских учреждениях местах и оказывают помощь в устройстве детей. Дети и их родители (законные представители) могут лично обратиться в приют по телефону доверия, а также в отделение социальной диагностики, где существует возможность оказания помощи в нестационарной форме, без проживания в приюте.
Работа учреждения социальный приют «Ховрино» направлена на предоставление ребёнку права на достойную жизнь, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи. «Я НЕ ОДИНОК» — так с уверенностью может сказать каждый ребенок, оказавшийся здесь. Для каждого воспитанника приют становится новым, пусть и временным домом, где примут, поймут и помогут. Одним из принципов работы приюта является учет того, что мир людей, в котором жил ребенок, не остается за порогом приюта. Двери приюта «Ховрино» открыты для тех, кто дорог и близок воспитанникам, кто может оказать поддержку в трудную минуту. Учреждение тесно сотрудничает с государственными службами, с учреждениями образования и здравоохранения, общественными организациями, со всеми, кто неравнодушен к проблемам детства.
Из приюта дети могут вернуться в родную семью, в семьи опекунов или родственников, в негосударственные детские дома семейного типа или детские учреждения Департамента образования и Департамента социальной защиты г. Москвы.
Принимая участие в судьбе ребенка, сотрудники приюта должны выяснить причины, создавшие данную кризисную ситуацию. По мере выяснения причин, ставятся задачи как реабилитации или коррекции( медико-психологической, учебно-воспитательной) состояния ребенка в стенах приюта, так и пути дальнейшего оптимального жизнеустройства по выходу из приюта(социально-правовая помощь). Первостепенная задача — вернуть ребенка в родную семью.
Естественно, данная задача становится главной, если в семье нет какой-либо патологии во взаимоотношениях между ее членами. К таким взаимоотношениям относятся жестокость, насилие, отсутствие родительских чувств и т.п. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению и насилию, определяются по состоянию страха перед родителями( одним или всеми членами семьи), нежеланием их видеть, на их теле часто видны следы побоев, сон их беспокоен и т.д.
В случае, если возвращение ребенка в семью не отвечает его интересам, производится поиск, совместно с органами опеки и попечительства, семей, куда ребенок может быть оформлен под опеку или попечительство (предпочтение отдается родственникам или знакомым). Возможны такие варианты, как определение детей в детские учреждения нового типа ( такие, как — Детская деревня SOS, Пансион семейного воспитания, Фостеровские семьи). Если ребенок, все же, неизбежно должен попасть в государственное интернатное учреждение (воссоединение с братьями и сестрами, возможность получения жилплощади, сильная любовь к родителям и, как следствие, непринятие приемных родителей и т.п.), социальная служба приюта производит поиск детского учреждения с наиболее щадящим режимом и домашней обстановкой ( музыкальный, цирковой и т.п.) и определяет туда ребенка и в дальнейшем курирует его нахождение там.
Для решения вышеизложенных задач, при поступлении ребенка в приют, его проблемы, для их оптимального решения, делятся на четыре группы и решаются соответствующими службами специалистов:
1) медицинской;
2) психологической;
3) учебно — воспитательной;
4) социально — правовой.
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА.
Ребенок поступает в приют чаще из экстремальной ситуации (с улицы, вокзалов, из приемников- распределителей и т.д.). У многих нет родственников, а самое главное — часто нет никаких сведений о состоянии здоровья, прививках, перенесенных заболеваниях, контактах. Учитывая отсутствие элементарных гигиенических мероприятий, ребенок наиболее часто поступает со множеством кожных заболеваний таких, как педикулез, чесотка, лишай, дерматиты.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
Значение психологической работы в приюте трудно переоценить. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступил из относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери), сам факт поступления в приют уже является травмой.
Заметим, что любое учреждение наносит ребенку стресс: детский сад, школа, переходы из школы в школу. Этот стресс многократно возрастает, если речь идет об учреждениях закрытого типа (детских домах, интернатах, приютах). И даже целенаправленные усилия администрации и сотрудников приюта «Ховрино», значительно смягчая психологическую травму поступления и пребывания в приюте, не могут устранить ее совсем. В чем же она заключается?
Попадая в приют, ребенок сталкивается с жесткими ограничениями действий и проявлений (нельзя курить, драться, ругаться матом), передвижения (нельзя выходить за территорию приюта, а по началу даже из санпропускника). Принятие решений относительно судьбы ребенка не зависимо от его желания, медицинские процедуры пугают и унижают — все это и многое другое, что, порой, не воспринимается взрослыми в качестве психотравмирующего фактора, неизбежно наносит психологическую травму ребенку.
А дальше нужно налаживать отношения с другими детьми, входить в их систему, приспосабливаться или пытаться завоевать себе место в коллективе. И ребенок становится то жертвой, то агрессором. А поделиться на первых порах и не с кем, ведь неизвестно как к этому отнесутся другие, да и жаловаться, «стучать» не приучены.
Приходится решать свои проблемы своими силами.
Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает проявлять себя, что вызывает недовольство взрослых: «Все они в начале тихенькие, а потом начинают себя показывать! Их забрали из свинарника, одели, накормили, а они еще чем-то недовольны!» Результат — вторичная травматизация.
Решение внешних проблем — с новыми товарищами, с персоналом, с жизнеобеспечением, — позволяет ребенку обратиться к своему прошлому, осмыслить события, произошедшие с ним. У ребенка возникают вопросы: «Почему это произошло со мной? Меня не любят родители? А может, я сам виноват во всем случившемся? Или виноваты все эти люди, которые говорят о моем благе, а сами рушат мою семью, мою жизнь?».
Но вот решены и эти вопросы, и вроде можно расслабиться, но приходит время покидать и это пристанище; приют — это только временное прибежище. И снова в неизвестность, теряя все приобретенное — друзей, ставших близкими взрослых, социальный статус и многое другое. И снова почти ничто не зависит от ребенка. Конечно, ему объясняют, что это делается в его интересах, что это лучший из возможных вариантов, но никто не спрашивает его мнения о том, что он считает для себя лучшим…
Это лишь те немногие травмирующие ситуации, которые практически неизбежны в том или ином виде для каждого воспитанника приюта. А сколько существует специфичных, особых для каждого ребенка проблем! И в каждой такой ситуации рядом с ним должен оказаться человек, который сможет поддержать и помочь, объяснить, что происходит и чего ждать от будущего, понять интересы ребенка, активизировать его собственные ресурсы, сможет говорить с ним на его языке — действия, игры, рисунка. Именно таким человеком и должен стать психолог.
Вместе с тем, необходимо передать это понимание всем, кто имеет отношение к данному ребенку, помочь остальным взрослым пройти дорожку к сердцу ребенка, проторенную психологом. Это и есть работа с персоналом. Дать воспитателям ключи к пониманию, найти индивидуальные подходы, совместно с медсестрой подготовить ребенка к походу в поликлинику, с учителем – эффективные средства преподнесения знаний и т.д. И в то же время сам психолог получает новый материал для работы с ребенком.
Жизнь ребенка в приюте — это лишь малая часть его жизни в целом. Сделать ее интересной и полезной, подготовить ребенка к уходу из приюта — лишь часть работы психолога. Нужно еще подготовить тех, к кому идет ребенок. И это замечательно, если ребенок возвращается в родную семью, если родители изменили свой образ жизни: бросили пить, устроились на работу и т.д. Но где уверенность в том, что ситуация не повториться, что вновь не включится психологический механизм, разрушающий семью и ребенок не попадет в приют в еще более тяжелой ситуации? Опекунская или приемная семья — тоже хороший вариант. Но было бы большой неосмотрительностью забыть о том, что чуть ли не 2/3 семей не справляются с воспитания приемного ребенка. И ребенок вновь попадает в приют, с новой психологической травмой, с новым отказом, с неверием в себя и других. Участие психолога в работе с родными родителями, с опекунами, помогает значительно уменьшить риск для ребенка и для родителей. Конечно, в данной области как нигде важно сотрудничество психолога с социальным работником.
Таким образом, работа психологической службы идет по трем направлениям:
• Работа с детьми;
• Взаимодействие с персоналом;
• Работа с родителями и потенциальными опекунами.
Все эти направления тесно связаны между собой главной целью деятельности всего приюта: благополучием ребенка, и не только в стенах приюта, но и во всей последующей жизни.
УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА.
С первых дней нахождения ребенка в приюте, уже в санпропускнике, с ним начинают работать воспитатели. В беседах и играх дети успокаиваются, потихонечку выявляются уровни воспитания, развития и образования. Воспитатель собирает первичную информацию о состоянии ребенка, начинает корректировать его готовит к жизни в приюте. В беседах и играх дети постепенно успокаиваются, раскрепощаются, таким образом проходит первый этап адаптации ребенка.
После прохождения медицинского обследования воспитанник переводится на основную (чистую) сторону, где его определяют в группу, соответствующую его возрасту. Все воспитанники разделены на три возрастные группы:
продолжение
--PAGE_BREAK--