Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Работа воспитателей по основам безопасности жизнедеятельности с детьми в ГУ Социальный приют Ховрино

--PAGE_BREAK--В качестве подсистемы воспитания культуры личной безопасности выделим следующую группу компонентов воспитания: педагогическая диагностика, планирование воспитания, стимулирование деятельности воспитанников, организация воспитательного процесса, контроль эффективности воспитания, коррекция процесса воспитания. Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если реализуются как этапы воспитания культуры личной безопасности[7]. В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, диагностика уровня готовности воспитанника к опасным ситуациям в ходе контроля усвоения учебного материала на уроках ОБЖ (этап воспитания) одновременно стимулирует воспитанников к самосовершенствованию, позволяет не только выявить пробелы в подготовке воспитанников к профилактике и преодолению опасности, но и частично или полностью ликвидировать эти пробелы, т.е. при этом реализуются стимулирующая и корректирующая функции воспитания.
В структуре воспитания культуры личной безопасности присутствуют следующие компоненты: воспитание, взаимовоспитание, самовоспитание, перевоспитание. Если отец учит маленькую дочь безопасному поведению в квартире, то это воспитание. Если подростки обмениваются опытом участия в драках, показывают друг другу свои «коронные» удары, то это взаимовоспитание. Если паренек читает психологическую литературу о безопасности, занимается физическим самосовершенствованием, то это самовоспитание. Если учитель пытается отучить детей переходить улицу на красный сигнал светофора, то это перевоспитание. Содержание и соотношение названных компонентов воспитания нуждаются в специальном исследовании. В условиях целесообразно организованного педагогического процесса ведущая роль, как нам представляется, должна принадлежать воспитанию культуры личной безопасности. Педагог должен организовывать взаимовоспитание и самовоспитание своих питомцев, при необходимости осуществляя коррекцию направленности развития воспитанников[8].
Воспитание культуры личной безопасности осуществляется в семье (или в первичном коллективе, заменяющем ребенку семью), в детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в учреждениях дополнительного образования, в средних учебных заведениях, в высших учебных заведениях, в спортивных, творческих, воинских, производственных коллективах, в объединениях по месту жительства, в неформальных детских коллективах и группах и т.д. Содержание, специфику воспитания готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций в названных коллективах, объединениях, учреждениях, условиях предстоит изучить. Взаимосвязь названных компонентов просматривается уже сейчас. Основу культуры личной безопасности закладывают родители в семье. Именно в семейном воспитании формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности. Важна роль школьного воспитания. Во многом это связано с преподаванием курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Потенциал воспитания безопасной личности в школе реализуется лишь частично. Несовершенство программ, учебников, методических пособий по ОБЖ, низкий уровень подготовки учителей к преподаванию ОБЖ не способствуют эффективному воспитанию, во многих случаях просто дискредитируют учебный предмет ОБЖ, иногда даже придают отрицательный импульс всему процессу воспитания культуры личной безопасности. Например, рвение и старание отдельных преподавателей курса ОБЖ не только не развивают интереса школьников к знаниям о безопасности человека, но формируют негативную установку, нежелание изучать курс ОБЖ, овладевать опытом безопасного поведения. В связи с приведенными доводами признаем необходимость первоочередного исследования и совершенствования воспитания культуры личной безопасности в семье и в условиях общеобразовательной школы, прежде всего в ходе обучения курсу ОБЖ[9].
Подводя итоги рассмотрения проблемы воспитания культуры личной безопасности, сформулируем основные выводы:
Воспитание культуры личной безопасности является составной частью процесса воспитания культуры безопасности в целом, направлено на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Воспитание культуры личной безопасности является компонентом, целью, функцией, закономерностью и принципом педагогического процесса.
В процессе воспитания культуры личной безопасности реализуются цели, содержание и методы воспитания, отражающие общие и специфические педагогические закономерности.
Эффективности воспитания культуры личной безопасности способствует реализация принципов воспитания, вытекающих из закономерностей педагогического процесса[10].
Одной из целей образования детей в условиях социального приюта является формирование у них культуры безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих. Данное ценностное отношение включает в себя комплекс связанных с безопасностью разнообразных социокультурных качеств; признание личностной и социальной значимости безопасности, связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, нормы правила поведения и образ жизни школьника, воспитывающегося в условиях социального приюта[11].
Сохранность жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната зависит от профессионально ориентированной деятельности персонала учреждения.
 
Глава 2 Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино» 2.1 Характеристика социального приюта «Ховрино» Социальный приют «Ховрино» для детей и подростков САО г. Москвы расположен по адресу: г. Москва, ул. Зеленоградская, 35Б.
Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.
Чаще всего в приют попадают дети из так называемых “неблагополучных” семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей или временно не имеющие возможности проживать дома. В приют могут поступить заблудившиеся дети, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению и приехавшие из различных регионов России и СНГ. Дети, лишившиеся родителей, также могут стать воспитанниками приюта.
В приют дети и подростки поступают по акту органов УВД, по направлению Управления социальной защиты населения ЮВАО г.Москвы, а также по заявлению родителей (законных представителей) или обратившись лично. Департаментом социальной защиты населения г. Москвы организована работа “Горячей линии”. Специалисты, работающие на “Горячей линии”, владеют информацией об имеющихся в детских учреждениях местах и оказывают помощь в устройстве детей. Дети и их родители (законные представители) могут лично обратиться в приют по телефону доверия, а также в отделение социальной диагностики, где существует возможность оказания помощи в нестационарной форме, без проживания в приюте.
Работа учреждения социальный приют «Ховрино» направлена на предоставление ребёнку права на достойную жизнь, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи. «Я НЕ ОДИНОК» — так с уверенностью может сказать каждый ребенок, оказавшийся здесь. Для каждого воспитанника приют становится новым, пусть и временным домом, где примут, поймут и помогут. Одним из принципов работы приюта является учет того, что мир людей, в котором жил ребенок, не остается за порогом приюта. Двери приюта «Ховрино» открыты для тех, кто дорог и близок воспитанникам, кто может оказать поддержку в трудную минуту. Учреждение тесно сотрудничает с государственными службами, с учреждениями образования и здравоохранения, общественными организациями, со всеми, кто неравнодушен к проблемам детства.
Из приюта дети могут вернуться в родную семью, в семьи опекунов или родственников, в негосударственные детские дома семейного типа или детские учреждения Департамента образования и Департамента социальной защиты г. Москвы.
Принимая участие в судьбе ребенка, сотрудники приюта должны выяснить причины, создавшие данную кризисную ситуацию. По мере выяснения причин, ставятся задачи как реабилитации или коррекции( медико-психологической, учебно-воспитательной) состояния ребенка в стенах приюта, так и пути дальнейшего оптимального жизнеустройства по выходу из приюта(социально-правовая помощь). Первостепенная задача — вернуть ребенка в родную семью.
Естественно, данная задача становится главной, если в семье нет какой-либо патологии во взаимоотношениях между ее членами. К таким взаимоотношениям относятся жестокость, насилие, отсутствие родительских чувств и т.п. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению и насилию, определяются по состоянию страха перед родителями( одним или всеми членами семьи), нежеланием их видеть, на их теле часто видны следы побоев, сон их беспокоен и т.д.
В случае, если возвращение ребенка в семью не отвечает его интересам, производится поиск, совместно с органами опеки и попечительства, семей, куда ребенок может быть оформлен под опеку или попечительство (предпочтение отдается родственникам или знакомым). Возможны такие варианты, как определение детей в детские учреждения нового типа ( такие, как — Детская деревня SOS, Пансион семейного воспитания, Фостеровские семьи). Если ребенок, все же, неизбежно должен попасть в государственное интернатное учреждение (воссоединение с братьями и сестрами, возможность получения жилплощади, сильная любовь к родителям и, как следствие, непринятие приемных родителей и т.п.), социальная служба приюта производит поиск детского учреждения с наиболее щадящим режимом и домашней обстановкой ( музыкальный, цирковой и т.п.) и определяет туда ребенка и в дальнейшем курирует его нахождение там.
Для решения вышеизложенных задач, при поступлении ребенка в приют, его проблемы, для их оптимального решения, делятся на четыре группы и решаются соответствующими службами специалистов:
1) медицинской;
2) психологической;
3) учебно — воспитательной;
4) социально — правовой.
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА.
Ребенок поступает в приют чаще из экстремальной ситуации (с улицы, вокзалов, из приемников- распределителей и т.д.). У многих нет родственников, а самое главное — часто нет никаких сведений о состоянии здоровья, прививках, перенесенных заболеваниях, контактах. Учитывая отсутствие элементарных гигиенических мероприятий, ребенок наиболее часто поступает со множеством кожных заболеваний таких, как педикулез, чесотка, лишай, дерматиты.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
Значение психологической работы в приюте трудно переоценить. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступил из относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери), сам факт поступления в приют уже является травмой.
Заметим, что любое учреждение наносит ребенку стресс: детский сад, школа, переходы из школы в школу. Этот стресс многократно возрастает, если речь идет об учреждениях закрытого типа (детских домах, интернатах, приютах). И даже целенаправленные усилия администрации и сотрудников приюта «Ховрино», значительно смягчая психологическую травму поступления и пребывания в приюте, не могут устранить ее совсем. В чем же она заключается?
Попадая в приют, ребенок сталкивается с жесткими ограничениями действий и проявлений (нельзя курить, драться, ругаться матом), передвижения (нельзя выходить за территорию приюта, а по началу даже из санпропускника). Принятие решений относительно судьбы ребенка не зависимо от его желания, медицинские процедуры пугают и унижают — все это и многое другое, что, порой, не воспринимается взрослыми в качестве психотравмирующего фактора, неизбежно наносит психологическую травму ребенку.
А дальше нужно налаживать отношения с другими детьми, входить в их систему, приспосабливаться или пытаться завоевать себе место в коллективе. И ребенок становится то жертвой, то агрессором. А поделиться на первых порах и не с кем, ведь неизвестно как к этому отнесутся другие, да и жаловаться, «стучать» не приучены.
Приходится решать свои проблемы своими силами.
Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает проявлять себя, что вызывает недовольство взрослых: «Все они в начале тихенькие, а потом начинают себя показывать! Их забрали из свинарника, одели, накормили, а они еще чем-то недовольны!» Результат — вторичная травматизация.
Решение внешних проблем — с новыми товарищами, с персоналом, с жизнеобеспечением, — позволяет ребенку обратиться к своему прошлому, осмыслить события, произошедшие с ним. У ребенка возникают вопросы: «Почему это произошло со мной? Меня не любят родители? А может, я сам виноват во всем случившемся? Или виноваты все эти люди, которые говорят о моем благе, а сами рушат мою семью, мою жизнь?».
Но вот решены и эти вопросы, и вроде можно расслабиться, но приходит время покидать и это пристанище; приют — это только временное прибежище. И снова в неизвестность, теряя все приобретенное — друзей, ставших близкими взрослых, социальный статус и многое другое. И снова почти ничто не зависит от ребенка. Конечно, ему объясняют, что это делается в его интересах, что это лучший из возможных вариантов, но никто не спрашивает его мнения о том, что он считает для себя лучшим…
Это лишь те немногие травмирующие ситуации, которые практически неизбежны в том или ином виде для каждого воспитанника приюта. А сколько существует специфичных, особых для каждого ребенка проблем! И в каждой такой ситуации рядом с ним должен оказаться человек, который сможет поддержать и помочь, объяснить, что происходит и чего ждать от будущего, понять интересы ребенка, активизировать его собственные ресурсы, сможет говорить с ним на его языке — действия, игры, рисунка. Именно таким человеком и должен стать психолог.
Вместе с тем, необходимо передать это понимание всем, кто имеет отношение к данному ребенку, помочь остальным взрослым пройти дорожку к сердцу ребенка, проторенную психологом. Это и есть работа с персоналом. Дать воспитателям ключи к пониманию, найти индивидуальные подходы, совместно с медсестрой подготовить ребенка к походу в поликлинику, с учителем – эффективные средства преподнесения знаний и т.д. И в то же время сам психолог получает новый материал для работы с ребенком.
Жизнь ребенка в приюте — это лишь малая часть его жизни в целом. Сделать ее интересной и полезной, подготовить ребенка к уходу из приюта — лишь часть работы психолога. Нужно еще подготовить тех, к кому идет ребенок. И это замечательно, если ребенок возвращается в родную семью, если родители изменили свой образ жизни: бросили пить, устроились на работу и т.д. Но где уверенность в том, что ситуация не повториться, что вновь не включится психологический механизм, разрушающий семью и ребенок не попадет в приют в еще более тяжелой ситуации? Опекунская или приемная семья — тоже хороший вариант. Но было бы большой неосмотрительностью забыть о том, что чуть ли не 2/3 семей не справляются с воспитания приемного ребенка. И ребенок вновь попадает в приют, с новой психологической травмой, с новым отказом, с неверием в себя и других. Участие психолога в работе с родными родителями, с опекунами, помогает значительно уменьшить риск для ребенка и для родителей. Конечно, в данной области как нигде важно сотрудничество психолога с социальным работником.
Таким образом, работа психологической службы идет по трем направлениям:
• Работа с детьми;
• Взаимодействие с персоналом;
• Работа с родителями и потенциальными опекунами.
Все эти направления тесно связаны между собой главной целью деятельности всего приюта: благополучием ребенка, и не только в стенах приюта, но и во всей последующей жизни.
УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА.
С первых дней нахождения ребенка в приюте, уже в санпропускнике, с ним начинают работать воспитатели. В беседах и играх дети успокаиваются, потихонечку выявляются уровни воспитания, развития и образования. Воспитатель собирает первичную информацию о состоянии ребенка, начинает корректировать его готовит к жизни в приюте. В беседах и играх дети постепенно успокаиваются, раскрепощаются, таким образом проходит первый этап адаптации ребенка.
После прохождения медицинского обследования воспитанник переводится на основную (чистую) сторону, где его определяют в группу, соответствующую его возрасту. Все воспитанники разделены на три возрастные группы:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загальна характеристика табличного процесора microsoft excel 97 для windows
Реферат Жизнь птиц
Реферат Контрольная работа по Философии 2
Реферат «Маркетинг это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»
Реферат Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Реферат Бухгалтерская финансовая отчетность в управлении предприятием
Реферат Лечебные мероприятия и диагностика при неотложных состояниях
Реферат Новация как способ прекращения обязательств
Реферат Образ Медведева
Реферат Приключения Шерлока Холмса. Конан Дойл Артур
Реферат Виванко, Мануэль Игнасио де
Реферат Biology Exam Notes Essay Research Paper
Реферат Политика арабских государств в отношении привлечения иностранных инвестиций в 90-е годы ХХ в
Реферат 1 и 2 октября в 12 часов на Большой сцене В. О., Средний пр
Реферат Математические модели физических процессов