Реферат по предмету "Педагогика"


Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни

--PAGE_BREAK--Организационная основа проведения игр.
Ø    Выбор игры.
Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков школьник, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Вторая цель — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Третья цель – отражает творческие задачи игры – добиться результатов. В этой цели заключены способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность школьника.
При выборе игры прежде всего учитывается её творческий потенциал как основной секрет усвоения учащимся воспитывающего её содержания и условия самовоспитания.
Ø    Предложение игры.
Свободная инициатива учащихся стоит выше подражаний, которые стараются вызвать взрослые. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желание школьника.
Ø    Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика школьников накопила немало демократических игротехнических приемов разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.д.
Один из ответственных моментов в играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение учащихся на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола школьника, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна учащемуся, учитель использует следующие приемы:
·                   назначение на роль непосредственно взрослым;
·                   назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
·                   добровольное принятие роли школьником по его желанию;
·                    выбор на роль по итогам игровых конкурсов;
·                   очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет; неактивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; учащимся, чем-то себя скомпрометировавшим, — вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, учащийся выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются школьнику в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. В процессе игры иногда необходимо менять роли её участников. Это может быть вызвано и неудачным подбором на роль юноши или девушки, и их нежеланием играть, и, наоборот, особой заинтересованностью. Смена ролей может быть предусмотрена содержанием, правилами игры. Она должна протекать в рамках игры, перевод с роли на роль может делать лишь лицо, организующее игру, или сам коллектив играющих. Важно не обидеть, не оскорбить школьника. В ролевых играх применяются «отпуск», «переквалификация», « повышение и понижение в должности», « прием на работу», «конкурс на роль» и т.п.
Ø    Поддержание игровой атмосферы.
В играх дети самозабвенны, они способны переноситься в вымышленные условия и положения, они переживают приключения выбранных героев, но центральное место занимает все-таки их собственное «я». Несмотря на все вымышленные ситуации в играх, как известно, чувства детей реальны. Поддержание игровой атмосферы – это поддержание реальных чувств играющих. Способы поддержания игровой атмосферы различны: стимулирующий эффект соперничества; условия игрового общения; снятие всех моментов, провоцирующих на конфликты; расширение игрового ассортимента различных аксессуаров; проведение тренингов на неудачи; расширение и обогащение репертуара игр; разработка новых игровых сценариев и т.п.
Ø    Основные принципы завершения игры.
Впечатление у учащихся от игры зависит от её окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх недопустимы. Что надо предусмотреть в концовке любой игры? Конец игры должен быть результативным – чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья, то есть должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец её не должен выходить из сюжета игры. Важно, чтобы он был чётким, кратким по времени, ярким, эмоциональным, подводил итоги практической деятельности игры. Квинтэссенция игры должна быть сведена к концу. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п. Каждая игра имеет свою композицию и свои методические начала, они заложены в правилах, в самом её замысле. Импровизация в игре меняет эти методические начала, делая её бесконечным процессом творчества учащихся, средством их развития [6, с. 211].
1.2. Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников — юношей и девушек 14 — 17 лет, которые как раз вэтом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.
Однако взаимоотношения со сверстниками выполняют для юношей и девушек и еще одну пусть более локальную, но весьма интересную с учетом темы нашей темы роль. Дело в том, что именно в этих взаимоотношениях происходит своего рода естественная подготовка молодых к будущей семейной жизни за счет развития в общении со сверстниками продуктивных личностных форм общения, которые были усвоены в родительской семье, или овладения этими формами, если их в семье не было.
Более того, было выяснено, что дружеские отношения между юношами и девушками выступают для старшеклассников прообразом интимно-личных отношений и будущей семейной жизни.
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.
По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину. Они приобретают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качества личности – самостоятельность, смелость, воля – также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отрочество – период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, — и в первую очередь это относиться к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности.
Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным Я) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром – вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездейственен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели.
Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах, так, например, подготовка к семейной жизни. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий, особенно интересна — игра. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Конечно, интерес в подготовке к семейной жизни во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к занятию в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что даёт ему возможность ориентироваться в обыденной жизни [18, с.357]. Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножить свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности. Успех или неуспех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.
 Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. Одних интересует фактологический материал, вторых сущность явлений, а третьих использование в практике.
Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и четкими в композиционном отношении; возрастает объем устных высказываний, их синтаксический строй становиться все более разнообразным и развернутым. Заметно развивается экспрессивная функция, выражаемая не только описанием, но и интонацией.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться не прямо противоположное. Изменчивость настроений ведёт к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлению высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствуют бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми.
Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становиться особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Романтические отношения к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации. Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки – они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.
Многие отроки не переживают столь открыто своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а, найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого. Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.
В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью и некоторые начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия и недоразвитие нравственных ценностных ориентаций [18, с.377].
Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач юношеского возраста. Но эта проблема не стояла так остро, как сейчас.
Обусловленное акселерацией ускорение полового созревания подростков и одновременное ослабление внешнего контроля за их поведением плюс либерализация «взрослых» норм половой морали и ломка традиционных стереотипов маскулинности и фемининности застали наше общество и школу врасплох. Нравится нам это или нет, но нормативные ориентации сегодняшних юношей и девушек существенно расходятся с представлениями их отцов и дедов. К тому же сами эти ориентации весьма противоречивы.
С одной стороны, налицо прогрессивная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчётом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих, как это и предсказывал Ф.Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». С другой стороны, налицо угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, рост сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Обе эти тенденции закономерны. Общество, в котором человек выступает прежде всего как средство или агент производства, неизбежно порождает репрессивную половую мораль. «Потребительское общество» подрывает эту репрессивность, но при этом сексуальность начинает восприниматься как последнее убежище человека в обезличенном, стандартном мире, либо как развлечение, спорт, игра [17, с.234].
Формирование здоровой сексуальности, способствующей полноте жизни и продолжению рода, неотделимо от всех прочих сторон жизнедеятельности личности. Как справедливо писал А.С.Макаренко, человеческая любовь «не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» [16, с.213].
По-видимому, половым просвещением должен заниматься специально обученный человек, врач или учитель, сама роль которого придает беседе черты отчужденности, безличности: сообщается некоторая система знаний, а как ты применишь её к себе – никто тебя не допытывает, захочешь – можешь спросить. И конечно, необходима (и дома, и в библиотеке) доступная литература, которую старшеклассник мог бы прочитать сам.
Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности – это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественно-личной жизни. Старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к доводам наивного биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьёзность своих чувств («люблю» или «нравиться»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и т.д.
Половые отношения – сфера деликатная, здесь часто проявляется то, что еще Ф.Энгельс называл «ложной мещанской стыдливостью». Некоторые родители и учителя выступают против полового просвещения в школах, так как все необходимые знания якобы содержаться в курсах биологии, а наши предки без них отлично обходились. Однако медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки дремуче невежественны в вопросах анатомии и физиологии пола, не говоря уже о психологии, деторождении и уходе за младенцами.
По последним данным, главным источником информации по вопросам пола у подростков были сверстники и старшие товарищи. Между тем информация, получаемая от сверстников, всегда не полна и очень часто ошибочна.
Нравится нам это или нет, половая жизнь начинается сегодня, как правило, до брака и нередко – до окончания школы. Предотвратить это школа не может, но она обязана предупредить своих питомцев о связанных с этим проблемах.
Подростки должны знать, что сексуальная неразборчивость, случайные связи и частая смена партнёров способствует распространению венерических заболеваний и других инфекций, передаваемых половым путем.
Подготовка к браку и семье, частью которой является половое просвещение старшеклассников, — трудное дело, здесь много спорного и неясного. Но, как и всякая прочая работа, она предполагает высокий профессионализм. Страусова позиция – не вижу, не знаю, не признаю! – не только нереалистична, но и глубоко безнравственна [17, с. 236].
Обо всем вышеизложенном подросток должен узнавать в школе, а не за её пределами в неправильной формулировке.

Глава 2. Разработка и апробация дидактических игр при подготовке учащихся к семейной жизни
2.1. Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс
«Домашней экономика» — изучается в 8 классе (8 часов). Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а, потому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.[8]
Изучение раздела преследует следующие цели:
Ø    вооружить учащихся знаниями о домашней экономике сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
Ø    воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
Ø    подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина и первоначальные умения этих знаний в повседневной деятельности.
Изучение раздела решает следующие задачи:
Ø    познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
Ø    развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
Ø    раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
Ø    научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;
Ø    подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
Ø    сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;
Ø    сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
Ø    воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, дидактические игры, самостоятельную работу учащихся.
Перечень знаний и умений, формирующихся у учащихся.[8]
Учащиеся должны знать:
Ø    цели и значение домашней экономики;
Ø    общие правила ведения домашнего хозяйства;
Ø    составляющие домашнего бюджета и источники его доходной и расходной частей;
Ø    возможность рационального использования средств и пути их увеличения;
Ø    экономические связи семьи с рыночными структурами общества;
Ø    элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;
Ø    роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
Ø    экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;
Ø    необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого члена;
Ø    цели и задачи экономики.
Учащиеся должны уметь:
Ø    анализировать семейный бюджет;
Ø    определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
Ø    анализировать рекламу потребительских товаров;
Ø    осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.
2.2. Тематическое планирование раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс
Класс,
часы
Тема занятия
Технические сведения
Практическая работа
Объект труда
Материалы и оборудование
8класс,
2 ч.
8класс,
2 ч.
8класс,
2 ч.
8класс,
2 ч.
Домашняя экономика
Бюджет семьи.
Расходы семьи.
Менеджмент в домашней экономике.
Цели и задачи экономики. Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство; его составляющие. Личное предпринимательство.
Цели и задачи экономики семьи.
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.
Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи, рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т.д. Расчет потребностей в энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи.
Учет биологических требований к питанию семьи и её экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. Расходы на одежду и отдых. Непредвиденные расходы. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника.
Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т.п.
Составить финансовую документацию семьи по образцу выданному учителем.
Записать ресурсы своей семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.).
Игровая ситуация –
Поездка в отпуск
Деловая игра «Бюджет семьи».
Дидактическая игра «Питание школьника за неделю»
Расчет прожиточного минимума семьи. Анализ расходов своей семьи в месяц.
Документация по экономике семьи.
Ценовая документация.
Чеки из магазинов, из фирм по оказанию услуг, ЖКО, квитанции банка и пр.
Книга расходов
Бумага формата А4, шариковая ручка, бланк.
Калькулятор,
бумага, ручка,
прайс-листы
турагентств,
ж/д вокзала,
аэропорта.
Калькулятор, бумага, ручка, доска для демонстраций.
Калькулятор, бумага, ручка, доска для демонстраций
2.3. Разработка плана – конспекта урока раздела «Домашняя
экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс
Урок-проект.
Класс: 8.
Раздел: «Домашняя экономика».
Тема: Бюджет семьи.
Цели:
Образовательная: изучить структуру семейного бюджета, определить возможные ресурсы;
Воспитательная: разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов;
Развивающая: развитие мыслительных процессов и устной речи;
Методическое оснащение урока:
Наглядные пособия:
Доска для демонстраций, схемы, технологические карты.
Тип урока: урок-проект.
Задачи:
— разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи;
— увеличить доходную часть бюджета (на конкретных примерах).
Исследование проблемы.
 Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг. Она определяет потребности семьи, дает возможность выбрать оптимальные и эффективные средства для их удовлетворения, помогает разумно организовать семейный труд, спланировать и рассчитать расход денег. Домашняя экономика предполагает внутри семьи выбрать такие технологические операции, которые будут экономить время и средства.
 Уже с самого начала каждая семья обладает определенными ресурсами. Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:
·                     трудовые – возможность каждого члена трудиться;
·                     материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника и т. д.;
·                     финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;
·                     технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.
С течением времени многие семьи приумножают количество и качество своих ресурсов. Однако, в экономике существует главная проблема: имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех наших потребностей, из-за ограниченности их мы сталкиваемся с проблемой выбора: какую потребность реализовать в первую очередь, а что оставить для решения в будущем, а то и совсем отказаться от затеи это приобретать. Возобновление материальных ресурсов семьи происходит в основном за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов.
В быту экономика обычно ассоциируется с понятием “экономить” – значит сберегать, сокращать затраты материалов и сделать это наиболее эффективно. Раньше в состоятельных домах работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их рационально использовать.
Каждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов: он отрицательный когда доход меньше расхода; сбалансированный – равенство дохода и расхода; положительный, когда доход превышает расход.

Составление бюджета включает в себя три основных фазы:
1.                Постановка финансовых целей (планирование крупной покупки, получение оборудования, начало своего дела)
2.                Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
3.                Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупка товаров первой необходимости.
Структуру семейного бюджета можно представить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Бюджет семьи (расчет на один месяц)
ДОХОД
Сумма, руб.
РАСХОД
Сумма, руб.
1
2
3
4
Основные источники:
Постоянные расходы:
заработная плата папы
оплата квартиры
заработная плата мамы
электроэнергия
пенсия бабушки
телефон
пособие на детей
транспорт
стипендия старшего сына
налоги
Дополнительные источники:
Переменные расходы:
приусадебный участок
бытовые услуги
ценные бумаги
промтовары
выигрыш в лотерею
платежи, накопления
гонорар
индивидуальная трудовая деятельность
ИТОГО
ИТОГО

Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Очень важно помнить, что каждый ресурс способен принести своему владельцу определенную часть дохода. И насколько эта часть будет весома, зависит от того, как мы используем свои ресурсы.
Доходы семьи можно классифицировать по составу и источникам

Классификация семейных расходов I

Чтобы рассчитать чистый годовой доход, надо сразу же вычесть из него все постоянные расходы: подоходный налог, добровольные взносы, транспортные услуги, оплату квартиры, содержание ребенка в детском саду, платные кружки. Только после этого человек может стать стратегом семейной экономики, разработать свою модель ведения хозяйства. Рассчитывая семейный бюджет, мы должны предусматривать сумму на непредвиденные, сезонные расходы. При распределении статей расхода особое внимание следует уделить расходам на питание и одежду. Планируя свой гардероб, надо произвести инвентаризацию в своем платяном шкафу. Большое внимание уделять мелочам (стиральным порошкам, лампочкам, зубной пасте, мылу и т.д.). Расходы на эти мелочи держать под постоянным контролем. Расходы на питание будут более продуманными, если вы разработаете меню, учитывая не только стоимость продуктов, но и их пищевую ценность. Например, если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить примерно на 20%. При этом меню остается достаточно разнообразным. Очень важно отказаться от вредных привычек – это употребление спиртных напитков, курение, чрезмерное количество сладостей. Учет статей расхода подскажет, где и на чем более выгодно экономить.
Применение более рациональной тепловой обработки уменьшает потери, что позволяет сократить расходы на питание. Хорошая хозяйка знает, что из 1 кг сырого мяса получается 600 г вареного мяса или 650 г жареного.
На уроке выполняется практическая работа “Учет приобретения продуктов питания за неделю и их стоимости”.
Наименование продуктов
Дни недели
Стоимость за неделю, руб.
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Умножив полученную сумму на 4, вы можете приблизительно представить расход семьи на питание за месяц.
Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:
·                     узнать, на что потрачены деньги;
·                     определить, на чем можно экономить;
·                     спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
Разность между величиной доходов и затратами на питание и коммунальные услуги – это те деньги, которые можно расходовать на книги, одежду, обувь, игрушки, спортивное снаряжение, путешествия, развлечения и т.д.
Для того чтобы рационально делать покупки, нужно: а) тщательно планировать покупки; б) составить список необходимых приобретений и иметь его при себе; в) постараться не поддаваться соблазну купить все (товар) под воздействием рекламы и красочной упаковки.
Если бюджет положительный, то возможны переменные расходы. Уровень потребностей подскажет первоочередность приобретений. Зная классификацию вещей с целью покупки, можно рационально определить предстоящие расходы (смотри учебник В.Д. Симоненко “Технология — 8 класс”). В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие подростки имеют постоянный или разовый заработок.
Проект: Разработка стратегий по сокращению расходной части бюджета.
Наша творческая группа разрабатывала несколько вариантов бюджетов среднестатистических семей. Все они получились положительными, но с различным достатком, т.к. у каждой семьи ресурсы могут сильно отличаться, а потребности строго индивидуальны. Мы пришли к выводу, что семьи могут расширить свои возможности, если рационально будут относиться к имеющимся ресурсам и сортировать свои потребности, определяя их первоочередность. Отказавшись от ложных и мнимых запросов, можно разобраться с потребностями, а значит, правильно определить цели своего развития. Изучив различные варианты статей расходной части и проведя исследование в этой области, мы пришли к выводу, что очень часто школьники могут бездумно тратить родительские деньги на различные несущественные мелочи. А также понятно, если ребенок плохо учится в школе (среднем звене), то в дальнейшем родителям придется нанимать репетиторов, что тоже увеличивает расходную часть бюджета. При выполнении практической работы по экономии тепловой и электрической энергии мы сделали вывод, что бесконтрольное освещение домашних помещений образует далеко не безобидный ручеек вытекания денежных средств, а своевременно не утепленные рамы являются дополнительным источником простудных заболеваний и траты денег на лекарства. Сейчас у многих школьников появились мобильные телефоны, которые расширяют расходную часть. Очень часто мы делаем выбор, что купить: мороженое, билет в кино, новые кроссовки или учебное пособие, поездку на экскурсию. Если мы много тратим средств на сладости и развлечения, то часто забываем, что эти деньги могли бы пойти на хорошую книгу, а значит, лишний раз упускаем возможность получить высокую оценку и хорошие знания. Упущенная возможность, т.е. альтернативная стоимость – это польза или выгода, которую мы бы получили от самого лучшего из невыбранных вариантов. Данные рассуждения только подтверждают, что рациональный подход к ресурсам семьи и потребностям заставляют учеников планировать свои покупки, учитывая доходы семьи. А так как у многих ребят есть свои карманные деньги, то необходимо планировать и свой бюджет школьника, тщательно разрабатывая доходную и расходную его части, т.е. научиться с уважением относиться к родительским средствам. Оцени свои покупки и ты сразу поймешь, правильно ли ты потратил деньги.
В планировании семейных бюджетов немаловажную роль играют такие разделы семейной экономики, как семейный менеджмент и маркетинг. Домашняя работа требует от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь нам приходится осваивать много профессий (специальностей). В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента:
·                     четкие цели, осознанные всеми членами семьи;
·                     распределение полномочий;
·                     разделение труда по дому и составление графика работ;
·                     необходимое условие для каждого члена — раскрыть свои способности;
·                     уважение и помощь друг другу внутри семьи.
Вывод. На основании данных рассуждений мы пришли к выводу, что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально при этом.
Очень важно при планировании расходов на питание воспользоваться следующим планом:
·                     Тщательно планировать покупки, исследуя рынок товаров;
·                     Вести записи в домовой книги и анализировать их;
·                     Консервировать и заготавливать продукты;
·                     Применять рациональную тепловую обработку продуктов.
o         Добиваться экономии тепловой и электрической энергии.
o         Эффективно использовать приусадебный участок.
o         Покупать необходимый товар хорошего качества.
o         Отказаться от вредных привычек.
Проект: Разработка стратегий по увеличению доходной части. Часть потребностей мы можем реализовать самостоятельно, т.е. выполнить для себя услугу:
1. Произвести ремонт своими силами;
2. Своими руками отремонтировать мебель, обувь;
3. Изготовить элементы украшений интерьера (подставку под цветы, табурет, вырастить цветы);
4. Изготовить декоративные украшения для одежды (сплести воротничок, изготовить заколку, из кожи сшить декоративный жилет и кожаную сумку, косметичку);
5. Многие вещи вышли из моды – не беда. Мы потрудимся с лоскутками ткани и изготовим лоскутное одеяло, коврик, игрушку, панно;
6. При разработке интерьера своей комнаты найдем новое интересное решение, используя уже имеющиеся предметы и дополняя их предметами декоративного творчества, — это вышитые картины, интересные поделки из природного материала, изготовление слайд-фильма “Летом в гостях у бабушки”, на основе лучших фрагментов изготовить фотографии в рамку.
7. Многие ребята активно трудятся на приусадебном участке летом, а осенью им приятно осознавать, что их труд не прошел даром. В сентябре в школах проходят выставки “Дары лета”. У нас возникла идея предложить “выставку-продажу плодов, выращенных своими руками”. На ней можно попробовать силы в реализации своей продукции. Даже если доход будет невелик – не беда, так как вы уже выиграли от того, что вырастили овощи и фрукты. В дальнейшем это увеличит доходную часть бюджета.
Организация своего собственного дела в современных условиях может помочь подросткам получить необходимые средства для существования, обеспечить помощь семье, сориентироваться в мире бизнеса, а также воспитать в себе необходимые качества для будущей, необязательно предпринимательской, деятельности. Придумать хорошую, работоспособную идею труднее всего. Такие идеи возникают в результате постоянного поиска. Необходимо обследовать уже существующий рынок товаров и услуг, посетить выставки-распродажи, выявить дефицит и сферу деятельности. Важно понять, что наши знания и умения – это тоже весьма ценный экономический ресурс, который может быть использован для изготовления конечного потребительского продукта. Предпринимательской деятельностью можно заниматься с 18 лет, но уже с 14 лет – с согласия родителей можно заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, а с 16 лет членом кооператива (статья 26 ГК РФ). Организация собственного дела достаточно ответственный шаг, ведь ваша продукция должна быть конкурентно способна. И на первых порах обязательно понадобится помощь и поддержка близких.
8. Мы предлагаем организовать производство декоративной грелки-матрешки на столовый чайник

Изучив на уроках технологию обработки данного изделия, можно в домашних условиях и в свободное время организовать изготовление грелок. Данная проблема поможет организовать творчество, и бабушкин совет здесь будет просто незаменим. Т.к. данная продукция будет разрабатываться в домашних условиях, то оформление грелки должно быть конкурентно- способным. Мы считаем, что данное изделие не сложное в изготовлении и не требует дорогих материалов, и в то же время пользуется спросом на школьной ярмарке “Прикладное искусство” или ярмарке-распродаже декоративных изделий.
9. Можно организовать семейное предприятие по изготовлению подарков из природного материала и их красочное оформление. Такие сувениры приносят много радости, а значит, востребованы и пользуются спросом у населения. Мы разработали инструкционную карту оформления праздничного подарка
10. Ваша семья может изготавливать варежки и носки, а бабушка их реализовывать.
В каждой семье есть индивидуальные трудовые творческие ресурсы. Например, ваша папа хорошо работает с кожей и вся семья помогает ему шить сумки.
11. Вы можете разводить цветы и многие хотели бы купить ваш товар. Так в чем же дело! Выращивать цветы – это так полезно и увлекательно.
12. Если ваши родители уже занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, то можно принять активное участие в их работе, оказать посильную помощь (записывать звонки, быть курьером, помогать упаковывать).
13. Предлагаем Вам организовать “Службу добрых услуг”. Ведь многие мечтают, чтоб их детей неожиданно и интересно поздравили на день рождения, Новый год, Рождество. Разработайте проект “Организация и проведение семейного праздника”. И любимый сказочный герой столько радости доставит детям.
14. В стенах родной школы можно открыть школьное предприятие “Умелец”, “Мастерица” по пошиву рабочей одежды для детей.
15. Если у Вас в школе есть театральный кружок, то мы предлагаем организовать “Литературную гостиную” для учащихся начальной школы”. Продуктом деятельности может быть: постановка сказок, интересных фрагментов из классических произведений, изучение этикета, истории костюма и т.д. Основой данной деятельности является организация досуга младших школьников, привитие им навыков культуры. В программу могут войти и интересные беседы, фрагменты иллюстраций к произведениям за чашкой чая. Организаторы готовят программу, объявления, распространяют билеты, готовят подарки. Вырученные деньги от билетов могут быть направлены на нужды школы или поощрение участников гостиной.
Заключение урока: Дидактическая игра «Поездка в отпуск».
Цель игры: составить проект бюджета семьи в связи с поездкой в отпуск.
Задачи:
— просчитать наиболее экономные варианты поездки в оба конца;
— просчитать наиболее экономные варианты проживания и питания (г. Сочи);
— выразить в графическом виде свой проект расходования денег на поездку.

Заключение
Целями современного учебно-воспитательного процесса является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и развитие личности учащихся, формирование опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности, желания и умения учиться.
Современная дидактика обращается к игровым формам обучения, справедливо усматривая в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. Игровые приемы используются как средство активизации обучения: они способствуют продуктивной умственной работе детей; интерес к происходящему стимулирует обучающихся на поиск новых нестандартных путей для решения поставленных задач.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить, систематизировать и расширить предусмотренные школьной программой знания и умения, оживить изложение материала, облегчить его запоминание, создать у детей бодрое настроение, предупредить переутомление. Хорошо известно высказывание Макаренко А.С., в котором дается чрезвычайно высокая оценка игровой деятельности учащихся: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.