Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием Качканарского
Городского округа
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа «Самбо и Дзюдо»
Педагогический проект
Работа тренера с семьей в спортивной школе.
Составитель:
Должность
тренер
Качканар
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Нормативно-правовая информация о взаимодействии УДО с семьей
1.2 Формы работы с семьей
2. Индивидуальные и семейные консультации
2.1 Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
2.2 Перспективы работы с родителями
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Необходимость и важностьсотрудничества семьи и образовательного учреждения никогда не ставилась подсомнение. Именно от этого взаимодействия зависит то, насколько семьи понимаютполитику, проводимую УДО по отношению к обучению детей, и участвуют в еереализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик исоюзник в воспитании детей.
Суть творческого сотрудничестватренера и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы визучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Это поможетпедагогическим работникам и родителям объединить свои усилия в создании условийдля формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы длясамоопределения и саморазвития обучающегося, для преодоления трудностей исамореабилитации в случае неудачи.
В основе сотрудническоговзаимодействия семьи и тренера лежит забота о здоровье, развитии ребенка,создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Цель работы: определитьоптимальные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образованияспортивной направленности.
Задачи:
изучить литературу по даннойтеме;
изучить документацию, имеющуюся вучреждении;
определить перспективный планработы тренера с семьей.
Гипотеза: Проанализировавточки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможеморганизовать систематическую работу с родителями, повлиять на отношениеродителей к дополнительному образованию и выстроить с ними позитивноевзаимодействие.
1. Основная часть
1.1 Нормативно-правовая информация о взаимодействииУДО с семьей
В письме министерстваобразования Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16 былапредоставлена информация об организации работы с родительской общественностью попроблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
Практически во всех регионахРоссийской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечениюродителей и общественности к воспитанию.
На региональном уровне широкоераспространение получили ежегодные родительские собрания, конференции попроблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности,родительские собрания отцов, разработка методических пособий «Школа дляродителей».
Как показывает информация из регионов,в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:
Интерактивная: анкетирование,диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов,консультации специалистов.
Традиционная: тематическиеклассные часы, родительские собрания (классные общешкольные, городские,районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальныесостязания, творческие конкурсы.
Просветительская: использованиеСМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организацияродительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды иуголки для родителей.
Государственно-общественная: созданиепопечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районныхсоветов родителей.
Совместная деятельность детей,родителей и тренеров может быть успешной, если:
дети, родители, тренерыположительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща,осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляется совместноепланирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания ивозможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
создаются ситуации свободноговыбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместнойработе;
отсутствует навязывание,давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуютсамореализации и самовыражению участников деятельности.
В современных педагогическихисследованиях определяются следующие пути взаимодействия образовательныхучреждений с семьей:
условия создания единоговоспитательного поля и единой социальной среды;
назначение и целипедагогического сотрудничества;
формы и методы информационногопедагогического просвещения родителей;
пути педагогическогокорректирования семейного воспитания;
формы приобщения родителей креальной жизнедеятельности детей и практической совместной работе детей иродителей.1.2 Формы работы с семьей
1. Психолого-педагогическаядиагностика:
анкетирование родителей (в рамкахреализации программы изучения семей).
анкетирование детей (межличностныеотношения в семье, мотивация к занятиям спортом)
блиц-опросы (родителей и детей)
тестирование родителей (хорошиели вы родители, умеете ли вы воспитывать детей)
тестирование детей (оботношениях с родителями, межличностные отношения в семье)
2. Участие родителей вобразовательном процессе:
родительские конференции (рольотца в семейном воспитании, искусство быть семьей, роль формировании вформировании здорового образа жизни)
родительские собрания
круглый стол для родителей (актуальныепроблемы семейного воспитания; пути духовного, физического и социальногостановления детей младшего школьного возраста (подростков))
3. Массовые мероприятия сучастием родителей:
День защитников Отечества
День защиты детей
Спортивные праздники (суперсемья;папа, мама, я — спортивная семья; веселые старты)
Дни здоровья
Психолого-педагогическоепросвещение родителей:
родительский всеобуч (психолого-педагогическиеособенности младших школьников, подростков, старшеклассников. Трансформацияроли у ребенка. Вредные патологические привычки у детей. Здоровый образ жизни,питание и здоровье. Внутрисемейные отношения и их влияние на воспитание детей. Типыи стили семейного воспитания. Роль родителей в профилактике наркомании иалкоголизма).
диспуты и дискуссии (Ваша семьяглазами вашего ребенка. Умеем ли мы любить своих детей? Знаем ли мы своегоребенка? Как страхи родителей становятся страхами детей. За что ребенканаказать, а за что поощрить. Воспроизводство отношений и конфликтов. Этикавзаимоотношений поколений.
2. Индивидуальные и семейные консультации2.1 Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
Современная семья сталкивается свесьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченныхсемей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролейчленов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей.
На смену авторитета родительскойвласти приходит авторитет личности родителей. Дети нередко лучше образованы,чем родители, имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи, вобществе сверстников. В этих кризисных для семьи условиях системадополнительного образования детей, имеющая в своем арсенале больше условий дляразвития личности, ее самоутверждения и построения своей жизненной перспективы,может и должна оказать помощь в развитии и воспитании ребенка. И немаловажнуюроль в этой деятельности играет тренер-преподаватель.
Как утверждает Ю.А. Конаржевский"… контроль за качеством образовательной деятельности — не цель, а лишьодно из средств управления качеством. Качество надо не контролировать, аобеспечивать. Такое обеспечение заключается не только в формировании качества входе самого учебно-тренировочного процесса, но в управлении качеством еще доего начала или у его истоков".
Что же представляют собой этиистоки качества?
Главное — это здоровье детей,затем — семья.
«Современные родители — чаще пропитатели, а не воспитатели, — писал Ю. Рюриков, — они сужаютродительство до бытового обслуживания детей».
Между тем как "… Воспитаниедетей — рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Этотворение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а длятакого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокое знание".
Создание «просвещеннойкультуры» родительства и создание максимально благоприятных условийотношений союза, единства тренера и родителей — важный исток качества знаний иразвития ребенка.
Значимость для семьиработы тренера с родителями заключается в следующем:
значительная часть родителей — не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в областивоспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми;
затрудняются распознаватьувлечения и врожденные способности ребенка; адекватно оценивать и понимать еговозможности.
Значимость для тренераработы с семьей заключается в следующем:
возможность лучше узнать ребенка;
определение совместных действий,объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка.2.2 Перспективы работы с родителями
В начале учебного года во всехколлективах объединения центра были проведены родительские собрания. Во всехобъединениях имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в планработы учреждения вставляется блок «Работа с родителями».
В целях повышения компетентностиродителей в вопросах воспитания детей планируется создание лекториев дляродителей по различным темам (см. приложение «Школа родителей»).
Программа взаимодействия сродителями. Формы работы Содержание работы
1. Рекламный блок Маркетинговые исследования
Создание рекламных буклетов, плакатов, публикаций в средствах массовой информации.
Анкетирование родителей
Дни открытых дверей
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей Наглядная педагогическая пропаганда
Информационные стенды, тематические подборки статей.
Памятки для родителей. Школа для родителей Лекции, семинары, практикумы. Консультирование
Родительские собрания.
Индивидуальные, групповые консультации.
3. Совместное творчество детей, родителей и педагогического коллектива Привлечение родителей к участию в деятельности спортшколы
Групповые досуговые мероприятия с участием родителей
Городские конкурсные мероприятия Досуговые мероприятия
Спортивные праздники, дни здоровья.
Календарные праздники.
4. Стимулирование родителей как участников воспитательно-образовательного процесса. Поощрение родителей
Благодарственные письма родителям.
Почетные грамоты, дипломы.
Поздравления родителей с календарными праздниками.
Моральное и материальное поощрение: призы, подарки, благодарности.
Заключение
Деятельность родителей итренерского состава в интересах ребенка может быть успешной только в томслучае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка,увидеть его в разных ситуациях и таким образом, помочь взрослым в пониманиииндивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формированииценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявленийв поведении.
К сожалению, чаще всего работа сродителями в УДО ведется только по тем направлениям педагогической пропаганды,где семья является лишь объектов воздействия. В результате обратная связь ссемьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются вполной мере.
Проанализировав точки зрения наданный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, педагогический коллектив пришел квыводу о необходимости создания комплексной программы по взаимодействию сродителями. В соответствии с этой программой, на протяжении всего периодаобщения с детьми и их родителями, мы планируем организовать результативноевзаимодействие.
Литература
1. Бюллетень программно-методических материалов для учрежденийдополнительного образования детей. Опыт работы учреждения дополнительногообразования с семьей. // № 6, 2004
2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учрежденийдополнительно образования детей. М., 2001
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001
5. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой вучреждениях дополнительного образования детей.
6. Немов Р.С. Психология. М., 2003
7. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы.// Завуч №3, 2001
8. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация оборганизации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детейи
9. молодежи в регионах Российской Федерации.
10.Сибирцова Г.Н. настольная книга зам. директора школы по воспитательнойработе. Ростов н/Д., 2004
11.Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002
Приложение 1
Анализ анкетированияродителей.
Анкетирование было проведено наобщем родительском собрании 18.10.2004 года. В опросе участвовало 52 человека,это составляет 26% от количества занимающихся в нашей школе детей.
По результатам опроса выявлено,что большее количество родителей имеют среднее специальное образование порабочим специальностям.
Возраст детей, имеющихся вданных семьях, в большинстве случаев колеблется от 7 до 14 лет, что обусловленоспецификой работы нашей школы.
Основными проблемами, заботящимиродителей, являются обучение и воспитание детей, а также забота об их здоровье.
Родители предложили формывзаимодействия с образовательным учреждением, а также высказались онеобходимости проведения родительского всеобуча, но проблемой оптимальноговзаимодействия становится нехватка свободного времени у родителей, поэтомубольшая часть работы по организации взаимодействия ложится на педагогическийколлектив.
/>
/>
/>
Почему необходимо сотрудничествомежду спортивной школой и родителями?
сотрудничество нужно
чтобы контролировать ребенка
для общения и взаимопонимания
чтобы действовать в одномнаправлении
чтобы помочь ребенку получитьдополнительные навыки
для поддержки детей снеустойчивым характером
помогли ребенку раскрыться иповерить в себя
чтобы узнать, что представляетиз себя ребенок, меняется ли характер
для физического развития исохранения здоровья
Спортивная школа помогаетродителям
в контроле свободного времени
в воспитании ребенка
развивать различные возможностидетей
Родители могут помочь спортивнойшколе
платить взносы
чем могут
Что мешает родителям испортшколе успешно сотрудничать?
нехватка рабочего времени
недостаток информации
поведение ребенка
Формы совместной деятельности
общие встречи, занятия
общие выезды на соревнования
общие праздники, участие в жизниребенка
Приложение 2
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Для создания банка данных МОУДОД школа самбо проводит социологический опрос.
Просим обвести цифры,соответствующие вашему мнению:
1. Образование
Мамы папы
3.1 высшее 3.1 высшее
3.2 проф. — среднее 3.2 проф. — среднее
3.3 общее среднее 3.3 общеесреднее
2. Возраст детей
2.1 7-9 лет
2.2.10-14 лет
2.3.15-17 лет
2.4 свой ответ
3. Основные проблемы семьи(расставьте, пожалуйста, приоритеты — цифры от наиболее важного к наименее):
5.1. материальное обеспечение
5.2. воспитание детей
5.3. образование детей
5.4. психологический климат всемье
5.5. проблемы здоровья в семье
5.6. личностные отношения междусупругами
5.7. ____________________________________
А СЕЙЧАС ОТВЕТЬТЕ НАСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Почему необходимо сотрудничествомежду спортивной школой и родителями?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Спортивная школа помогаетродителям____________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители могут помочь спортивнойшколе
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Что мешает родителям испортшколе успешно сотрудничать?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Формы совместной деятельности
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие!
Приложение 3
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
(разрабатывается для оптимизацииработы с родителями):
1. Разработать памятку дляродителей своей секции.
2. Составить календарьсовместных с родителями мероприятий на 3 месяца
3. Провести родительскоесобрание с обсуждением форм сотрудничества