МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯРАБОТА НА ТЕМУ:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХИНТЕРНАТНОГО ТИПА»
Специальность6.010100 «Социальная педагогика»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГОТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учрежденийинтернатного типа
1.2 Психолого-педагогическиеособенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачидеятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работысоциального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации поэффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся вучреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.В последние годыпроблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный ростчисла детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падениемсоциального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями,увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличениемсреди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различнымиформами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями вобучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению [11].
Поданным Государственного комитета статистики Украины, общее число детей-сирот идетей, лишенных родительской опеки, в Украине составляет 100678 человек. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительскойзаботы, которые воспитываются и обучаются в школах- интернатах для детей-сирот,увеличилось в 1,4 раза [3].
Следует отметить, что в последние годы проблемы социальной иправовой защиты детей, лишенных родительской заботы, не остаются без вниманиягосударства и общественных учреждений. Свидетельствуют об этом государственныедокументы: Закон України «Про охорону дитинства» від. 24.06. 2001р., УказПрезидента України № 1153 від. 17 жовтня 1997р. «Про затвердження заходів щодополіпшення становища дітей сиріт та дітей, які залишились без піклуваннябатьків» и т.д. Также в нашей стране наряду с такими традиционными формамисемейной заботы о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, какусыновление и опека над детьми, расширяется система детских домов семейноготипа как альтернатива интернатным учреждениям воспитания. С 1998 года начатаработа по организации и дальнейшему становлению института приемной семьи[3].
Сегодня в Украине наблюдается тенденция к увеличению количествадетей, над которыми нет возможности оформить опеку, усыновить их или направитьна воспитание в детский дом семейного типа или приемную семью. Это обусловленокак социально-экономическими, так и психологическими факторами. И все-таки, основнойформой опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы остаетсягосударственная система интернатного воспитания [3].
Детские дома иобщеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детейсирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условиядля проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенногоуровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей ксамостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования (И.В.Дубровина,М.К.Акимова, Е.М.Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа,по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей,воспитывающихся в семье [8].
Дети, воспитывающиеся вучреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены попринципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальнойизоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогическойзапущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условияобщественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевогоповедения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм,коммуникативные проблемы [5].
В связи с этим детские дома и школы-интернатыдолжны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но такжеспособствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию,компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую ипсихологическую защищенность воспитанников и выпускников.
Общаяпроблема особенностей социально-педагогической работы в учрежденияхинтернатного типа рассматривалась в трудах Ю.В.Васильковой,Т.И.Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, Р.В. Овчаровой и др. Проблемами психолого-педагогическихособенностей детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, вотечественной и зарубежной науке занимались Ж.Пиаже, Л.И. Божович, Н.Н. ТолстыхБ.Д. Эльконин, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, И.А. Залысина, Е.У.Смирнова, А.И.Захарова, А.Б. Добрович, А.Ю. Панасюк и др. Вопросы социально-психологической исоциально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учрежденияхинтренатного типа, представлены в работах Т.И.Шульги, Л.Я. Олиференко., А.В.Быкова и др.
Длядетей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условияхучреждений интернатного типа, формирование системы социальных ценностейприобретает особую важность, именно поэтому существенное значение здесьприобретает роль педагога-социального работника. Теория ценностей, воплотившаяв науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода,стала значительным вкладом в развитие современной социальной педагогики ирассмотрена в работах А.В. Мудрика, И. С. Кона, В. М. Кузнецова, И. С.Артюховой, Е. К. Киприяновой, Н. А. Кириловой, А. С. Шарова и др.
Однакоряд вопросов, связанных с социализацией детей, воспитывающихся в учрежденияхинтернатного типа остается недостаточно разрешенным. В связи с этим возникаетнеобходимость исследования данной проблемы. Актуальность и недостаточнаяразработанность проблемы определили выбор темы исследования «Спецификаработы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа».
Объект исследования – деятельностьсоциального педагога в учреждениях интернатного типа.
Предмет исследования – формы и методы работысоциального педагога с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.
Цель исследования – изучить особенностипрофессиональной деятельности социального педагога, работающего вобразовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическуюи психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работысоциального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации длясоциальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми,воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.
Висследовании применялись следующие методы: анализ социологической,психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализи обобщение опыта работы в данном направлении.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды иобщая характеристика учреждений интернатного типа
Насегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторныхшкол-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересовдетей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы,открыто 69 домов семейного типа, условия в которых максимально приближены кдомашним [17].
Государственнаясистема опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляетсобой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольныедетские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа,специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.Каждый тип учреждений рассчитан на определенное количество и возраст детей (см.ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Рассмотримподробнее каждый из указанных типов учреждений.
Общеобразовательная санаторная школа-интернат - это общеобразовательноеучебное заведение 1-2,1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем,который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительноголечения и реабилитации, на общее среднее образование.
Главной задачей санаторной школы-интерната является восстановлениеи укрепление здоровья детей в объединении с общеобразовательной подготовкой,предоставлением им квалифицированной медико-педагогической помощи, ихсамоопределение. Соответственно профилю заболевания в Украине функционируюттакие санаторные школы-интернаты: для детей с психоневрологическимизаболеваниями, больных сколиозом, с заболеваниями сердечно- сосудистой системы,с хроническими неспецифичными заболеваниями органов дыхания. С хроническиминеспецифичными заболеваниями органов пищеварения, больных сахарным диабетом, смалыми и неактивными (фаза угасания) формами туберкулеза.
Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся всанаторной школе-интернате на полном государственном содержании соответственноустановленным нормам [2].
Детскийдом семейного типа — этоотдельная семья, которая создаются по желанию супругов или отдельнойличности, которая не состоит в браке. Такая семья берет на воспитание исовместное проживание не менее 5 детей- сирот, или детей лишенных родительскойзаботы [10,c.56].
Дом ребенка — детское учреждение для содержания и воспитания детей возрастомот 1 месяца до 3 лет, от которых отказались родители в родильном доме илипокинули их на произвол судьбы. Эти дома находятся в ведомстве Министерстваохраны здоровья [10].
Детский дом — государственное воспитательное учреждение для детей- сироти детей, лишенных родительской опеки. Существует 3 типа детских домов:дошкольные — для детей 3-7 лет; школьные — для детей 7-17 лет; смешанного типадля детей дошкольного и школьного возраста [4].
Школа-интернатдля детей-сирот — государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполныхсемей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезниродителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могутвоспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.
Специальнаяшкола-интернатдля детей с отклонениями в развитии — это общеобразовательное учебное заведение1-2, 1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечиваетреализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения иреабилитации, на общее среднее образование.
Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находитьсякруглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью. Вид помощизависит от типа приюта.
Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности.Ребенок сам определяет время своего прихода, а также сроки своего пребывания в приюте.Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых(по желанию ребенка) консультаций и тип профессионального обучения определяютсяорганизаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа называют место круглосуточногопребывания детей с диагностическими целями. Такой приют в основном рассчитан надетей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, надетей, убегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта этого типаявляется диагностика ситуации, в которой находится ребенок, и определения егодальнейшей судьбы. Здесь намечают программу реабилитации и затем отправляютребенка в реабилитационный приют с целью последующего возвращения в семью,усыновления и т.п. В эти приюты ребенка чаще всего определяют служащие органовопеки, социальные работники, работники интернатного учреждения [16].
1.2 Психолого-педагогическиеособенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Известно,что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, поряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей,воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся вучреждениях данного типа, характерным является то, что у них зачастую наблюдаетсясниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержкапсихического развития, отсутствие навыков общения, возникают конфликты во взаимоотношенияхсо сверстниками [8].
Посвоему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Ихразвитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которыеотмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового и дальше[8].
Отсутствиедля ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развитияасоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствуетразвитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляетразвитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоциональномалоразвитым [21].
Висследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из детских домов значительнопозже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения иначинают плакать [21].
Недостаточноеразвитие контактов со взрослыми, несформированность форм сотрудничестваприводят к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям вличностном развитии воспитанников учреждений. У детей, воспитывающихся внесемьи, наблюдается отсутствие интереса к оценке взрослого, переживания неуспехав деятельности, потребности в положительной оценке, неумение дифференцироватьуспешные и неуспешные действия, одобряемые и неодобряемое и неодобряемоеповедение.
Нахождениеребенка в учреждении нарушает представления о временных характеристикахстановления личности: дети ничего не знают о себе в прошлом, не видят своегобудущего. У них проявляются туманные представления о собственной семье.Неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального»осиротения препятствуют созданию самоидентичности. Дети с трудом представляютсвое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее- поступление в школу,учение.
Интеллектуальноеразвитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оноотличается неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметноемышление, наглядно- образное остаются главными. Вербальное мышление может приэтом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оноформируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместнойдеятельности со взрослыми и другими детьми. Отклонения в психическом развитии увоспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, имеют другой, специфический тип отклонений, по сравнению с тем,который у детей с задержкой психического развития [9].
Такимобразом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своихсверстников из полноценной семьи: у них сниженная познавательная активность,отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыковобщения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками [9].
Дети-дошкольники,переживающие травматические, стрессовые и кризисные ситуации, проявляют чувствонезащищенности, беззащитности. Обнаружить проявление данного чувства сложно,так как оно проявляется нетипично. Проявлением таких чувств могут бытьсоматические симптомы, различные болезни, повышение температуры и т.д.
Неудовлетворениепотребности в общении со взрослыми и сверстниками приводят к нарушениямовладения игровой деятельностью. Воспитанники учреждений интернатного типаплохо умеют играть игрушками — быстро ломают, портят и теряют их, примитивноиспользуют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдаетсябеготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество ничего неделание [8].
Дети,пришедшие в школу-интернат или общеобразовательную школу из дошкольногодетского дома, в большинстве случаев оказываются достаточно хорошоподготовленными к школе, у них сформировано умение классифицировать объекты иявления, они умеют читать или различать буквы, словарный запас достаточен дляих возраста, но у таких детей не сформирована внутренняя позиция школьника,отсутствует произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия,возникают сложности общения со взрослыми.
Поданным исследований А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых (1990), дети 7-8 лет, пришедшиеиз детских домов в школу, не умеют играть ни в сюжетно- ролевые игры, ни в игрыс правилами, ни в игры – драматизации, в которых дети импровизируют на темылюбых книг, мультфильмов, телепередач, Игры, которые их сверстникам доставляютрадость, удовольствие, не доступны им по выражению и переживанию. В лучшемслучае им доступны простейшие игры- манипуляции, характерные для болеемаленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенныхвозможностях в этом возрасте. Которые вряд ли удастся восполнить [21].
Рисункидетей, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние деривационных факторов,приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых,всем окружающим миром.
Детииз учреждений социально- педагогической поддержки проявляют в младшем школьномвозрасте повышенную готовность выполнить любое задание учителя, воспитателя,взрослого. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем обучениедетей. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалунастолько велико у первоклассников из детского дома, интерната.
Приюта,что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В тоже время исполнительность сигнализирует об отсутствии адекватного отношенияученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценнойучебной деятельности и развитии личности младшего школьника [9].
Воспитанникиучреждений интернатного типа с раннего возраста живут в условиях гиперопеки,дефицита общения со взрослыми чрезмерной заботы со стороны взрослых. Ограниченное,групповое общение детей со взрослыми не предоставляет самостоятельностиребенку.
Детимладшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы,довольно часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у нихнаблюдается задержка в развитии мышления. Неразвитость саморегуляции, уменияуправлять собой. Все особенности младших школьников приводят к отставанию вовладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности [21].
Особоследует остановиться на рассмотрении психолого-педагогических особенностяхподростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Подросткихарактеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми,поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других,сложностью во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания, усугублениемтрудностей в овладении учебным материалом, проявлением грубого нарушениядисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентногоповедения). Для них характерны отклонения в общении с взрослыми, приводящие кпереживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другогочеловека.
Поданным социологических и психологических исследований, подростки группы рискаимеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых вобществе, – творчество, познание, активная деятельность в жизни. У нихнаблюдается убеждение в своей ненужности обществу, в невозможности добиться вжизни чего0то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положениесреди сверстников, добиться материального благополучия;
2. Среди ценностей у них на первом месте- счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем-здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценностьв сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источниковстресса;
3. Повышенный уровень тревожности иагрессивности;
4. Изменение направленности интересов — свободное времяпровождение (в подъезде, на улице, и др.) [21].
Л.С.Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков.К ним относятся:
1. Эгоцентрическая динамика – интерес ксобственной личности;
2. Доминанта усилия – тяга подростков ксопротивлению, волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве,хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.
3. Доминанта романтики — стремление кнеизвестному, рискованному, к героизму [21].
Продолжениеэтих изменений в подростковом возрасте изучает Д.Б. Эльконин, которыйвыделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, вотношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов).В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободнонезависимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства [21].
Поданным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения,представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются отпредставлений подростков из нормальных семей. Наиболее распространенным мнениемподростков группы риска об основных показателях счастья является наличие еды,сладостей, игрушек, подарков, одежды. Обращение к игрушкам, возможно, позволяетподростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенностьсоциальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительскогопопечительства, у 43% отмечаются малозаметные признаки счастливого человека,что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% такихподростков обнаружено из нормальных семей [21].
Переживаниеодиночества подростками группы риска наблюдается у 70%. Выход из состоянияодиночества не видят только один процент, а остальные видят избавление от негов поиске друга, обретении семьи, в достижении компромисса в конфликтныхситуациях, снижение значимости психической травмы, изменении эмоциональногосостояния.
Детистаршего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особымпроцессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни вучреждениях интернатного типа. Для большинства выпускников учрежденийсоциально-педагогической поддержки характерны специфические особенности ихличности и жизни:
1. Неумениеобщаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослымии сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.
2. Нарушенияв развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора толькона свои желания и чувства.
3. Низкийуровень социального интеллекта, мешающие понимать общественные нормы, правила,необходимость соответствовать им.
Отсутствиеположительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей обусловливаютособенности их психического развития, трудности в обучении и воспитании,социализации и личностной зрелости. По мнению Л.С. Выготского, ограниченнаявозможность осуществлять психолого-педагогическую и коррекционную работу сдетьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, приводят кдезадаптации, и способствует выработке компенсаторных средств. Которые напротяжении всех возрастов могут запускать негативные механизмы, деформирующиеличность ребенка [21].
Жизньребенка вне семьи приводит к появлению психического состояния — психической депривации(Й.Лангеймер, З.Матейчек) По их мнению, это состояние возникает в особыхжизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможностьудовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительноговремени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходятизменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствуетформированию негативных личностных качеств и образований.
Воспитаниевне семьи является главной причиной неготовности к самостоятельной жизни ипорождает проявление личностной депривации, так как постоянное окружениебольшим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации,осмысления себя и своих проблем, создает невозможность продумать свою будущуюжизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найдет друзей, как будетпроводить свободное время [21].
Особенностьобщения со взрослыми, его ограниченность (сотрудники учреждения) приводят ктому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общеемежду требованиями других значимых взрослых, своими желаниями и возможностями.Контакты со взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствиюпотребности находить близкие отношения со взрослыми, доверять им, видетьуважение к себе с их стороны.
Встаршем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Вседети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое, таккак они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом большихденег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях детипрактически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую имназывают как зарплату, для них является огромной. Старшеклассники не представляютстоимость реальной жизни [15]. Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят кформированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим.
Недостаточнаяпсихолого-педагогическая деятельность по формированию родственных чувств вучреждениях для детей сирот приводит к тому, что после выхода из детского домавыпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Имкажется, что родственники, родители сразу полюбят их. Сами дети мало, что могутпредпринять самостоятельно, так как они не знают, как это делать. При полученииотдельного жилья дети самостоятельно не могут жить, чаще всего уходят жить кдрузьям [10].
Итак, каксвидетельствуют научные исследования (И.В.Дубровина, М.К.Акимова,Е.М.Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по рядусущественных психологических характеристик, отличаются от детей,воспитывающихся в семье. [8]. У таких детей, зачастую наблюдаетсязадержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность кнаркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыкимежличностного общения, он нервозен, не умеет быть внимателен к людям и любитьи т.д. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
1.3 Основныецели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Рассмотримсоциально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цельюсоциально-педагогической деятельности является социализация воспитанниковдетского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различныхзадач. Деятельность социального педагога начинается с определения социальногостатуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования, социальныйпедагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить [18].
Социальныйпедагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья,условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителяхребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанникаи т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, темлегче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагогвоспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе,поэтому на ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает идетский коллектив в целом [18].
Следующаязадача социального педагога — составить индивидуальную программу развитиявоспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускникдетского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе своспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы,ищет пути выхода из создавшейся ситуации [18].
Сложныйвоспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения нетолько его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, какребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач приэтом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстнойморальной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, вчуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживаниедругого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности [18].
Проблемыадаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантногоповедения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельностисоциального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков,психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатногоучреждения. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебныхмероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий поснятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическаяреабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программеобщеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптацияполагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системеобщественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование иразвитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых уменийи навыков[18].
Вместес психологами социальный педагог занимается проблемами профессиональногосамоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия,беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения имиразличных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, членсемьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциямисемьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособитьсявыпускнику к жизни после выхода из детского дома (Например, проведение бесед натему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разнымивидами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения,тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.
Ещеодна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатномучреждении – представление интересов ребенка в правозащитных и административныхорганах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет изащищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищнымипроблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшегообучения.
Организационно-посредническаяфункция — обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога своспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом,администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственнымиорганизациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категориидетей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно,чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности,хорошо владел техникой межличностного общения [3].
Выводы попервой главе
Анализлитературных источников по проблеме исследования позволил выяснить следующее:
1. Государственнаясистема опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляетсобой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольныедетские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа,специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.
2. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации,склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточноразвиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в тоже время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеетбыть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернатыдолжны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но такжеспособствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию,компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую ипсихологическую защищенность воспитанников и выпускников.
Дети, воспитывающиеся вучреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены попринципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальнойизоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогическойзапущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условияобщественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевогоповедения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальныйинфантилизм, коммуникативные проблемы.
3. Среди основных целей и задач социального педагога с детьмив учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка,составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация,интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных иадминистративных органах, социализация воспитанников детского дома,формирование гуманных взаимоотношений.
эффективность работапедагог интернат
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учрежденияхинтернатного типа
Вновь прибывшие в школу-интернат воспитанники нередко находятся всостоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменойобраза жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы винстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений[7].
Повышенная ранимость, психологическая напряженность, замкнутостьребенка, большая вероятность срыва в поведении указывают на особое значениебережного, тактичного отношения к ребенку со стороны педагогов, персонала,воспитанников интерната.
Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первыенедели пребывания его в интернате является наблюдение, изучение материаловличного дела, беседа, рисуночные методики («Дом- дерево- человек»,«Несуществующее животное») на заданную или свободную тему. При этомнежелательно предлагать темы, актуализирующие негативные переживания, связанныес утратой близких, друзей и т. д. [7].
Наблюдение — систематическое целенаправленное изучение объекта.Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информациюоб объект.
Под научнымнаблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемогообъекта, процесса или явления в естественных условиях[14]. Социальный педагогставит перед собой задачи, выделяет объект и разрабатывает схему наблюдения.Результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.
Дляповышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим,разносторонним, объективным и массовым.
Социального педагога в первую очередь должны интересовать наличноесостояние ребенка, механизмы его «психологической защиты». В этой связи важнонаблюдение за собственным инициативным поведением ребенка, егонерегламентированными занятиями в часы досуга, свободного общения. Недопустимо,чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.
Ребенку можно предложить несложные практические илиинтеллектуальные задания со «строительным материалом», мозаикой, конструктором,разрезанными картинками. Наблюдение за игровой деятельностью, конструктивно-интеллектуальнымизанятиями дают педагогу ценную информацию об интеллектуальных проблемах, назревшихили потенциальных конфликтах, неудовлетворенных потребностях, страхов.Наблюдения раскрывают способность ребенка планировать свою деятельность,руководить совместной деятельностью других детей, подчиняться действующимправилам или распоряжениям [7].
Ктрадиционным методам работы социального педагога в учреждениях интернатноготипа относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляютсяотношения детей, их чувства и намерения, оценки и позиции [14]. Педагогическая беседа как метод исследования отличаетсяцеленаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мирвоспитанника, выявить причины тех или иных его поступков.
Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом емупоможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии,которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение [14]. Исследователи выделяют еще методсоциометрии, при котором, для математической обработки собираются данныебесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Анкетирование– метод массовогосбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.Анкетирование дает возможность получить информацию о воспитаннике, проводится вустной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важносформулировать вопросы так целью выявления существенных признаков воспитанника,чтоб они отвечали поставленной целям.
Разновидностьювыборочного анкетирования является тестирование, которое проводится с цельювыявления существенных признаков воспитанника.
Тестирование — целенаправленное,одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемыхусловиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристикипедагогического процесса.
Тестысоставляют так, чтобы однозначно определить те или иные особенностивоспитанников.
Различаютформальные и неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматриваютполучить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы натему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологическогокомфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможностьвыявить индивидуальные характеристики воспитанника.
Также применяется метод убеждения. Методом убеждения педагог можетдостичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедитьребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого методасоциальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путьвыхода из сложившейся ситуации [14].
Методпоощрения можно назвать выражением положительной оценки действийвоспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действиепоощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальныйпедагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось инаправлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутреннимиубеждениями, нравственными мотивами [14].
Наказание– это методпедагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательныепоступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми [14].
Такимобразом, среди основных методов работы социального педагога в учрежденияхинтернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание,метод убеждения.
Работапроводится как в индивидуальной, так и в групповой формах. Индивидуальная формаработы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется вситуации «один на один», когда социальный педагог совместно с воспитанникомрешает его личностные и социальные проблемы [22].
Ситуация«один на один» предполагает определенные отношения между социальным педагогом ивоспитанником. В процессе индивидуальной помощи не только планируетсясоответствующая процедура взаимодействия, но и выдвигаются специфическиетребования к ролям социального педагога, необходимым знаниям о воспитаннике,обеспечивающие условия для работы в системе «один на один». Прежде всего, междусоциальным педагогом и воспитанником должен быть установлен контакт [22].
Социальнаягрупповая работа — это направление практической деятельности, функции которойраспространяются на различные области человеческой жизнедеятельности. Клиентамисоциальной групповой работы являются воспитанники, имеющие различноепроисхождение проблем [22].
Несмотряна разнообразие тренинговых упражнений, приемов и техник, используемых вгрупповой работе, принято выделять несколько базовых методов, а именно,групповую дискуссию, ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев,Т.С. Яценко), а также тренинг сензитивности, ориентированный на тренировкумежличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства(Ю.Н.Емельянов), включающий в себя техники невербального взаимодействия,которые развивают восприимчивость «языку тела», медитативные техники и др. [6].
Социальнаягрупповая работа – это метод интерперсональной помощи при работе в малыхгруппах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповыхцелей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22].
2.2Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога сдетьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Рекомендации,которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога вучреждениях интернатного типа для детей- сирот.
Социальныйпедагог должен:
- Знать историюличного дела ребенка.
- Спокойнообговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.
- Знать деталиотношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями,старшими братьями, сестрами).
- Заниматьсяпоиском новой семьи.
- Принимать всекачества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительныхчертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей.
- Приобщать детей кучастию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть вситуации успеха, играя разные социальные роли.
- Доверять детям,верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрытьспособности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видамдеятельности, повышать самооценку.
- Обговаривать скаждым ребенком его будущую взрослую жизнь, корректировать его негативноепрогнозирование. Установка только на позитив: ты будешь прекрасным мужем(женой); желанное количество детей; работа, которая нравится и приноситприбыль.
- Воспитывать удетей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способностиреализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.
- Формироватьпоэтапные установки взаимодействия с обществом: «клюдям», «для людей», «вместе с людьми»
- Знатьособенности профориентационной работы с детьми-сиротами.
Профориентационная работапроводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. Послеобязательного диагностирования способностей с учетом психо — эмоциональнойсферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда,наличие вакансий, предусматривать заработную плату.
- Во время бесед с ребенкомнеобходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных чувств (радость,удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлениемего личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы — искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласенна сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.
- В использованиидиагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детямлегче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы.Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использоватьметоды и способы физического, эстетического и морального воспитания, которыедают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.
- Анализируя поведение ипоступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое вниманиенужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Этопоможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность,могут быть последствиями угнетенной личности [3].
Выводы по второй главе
Анализ научно-методической литературыпо проблеме исследования показал:
1. Среди основных методов работы социального педагога сдетьми в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа,анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, методсоциометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работапроводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
2. Для эффективного взаимодействия социального педагога сдетьми, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, необходимо учитыватьследующие моменты: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговариватьпрошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знатьдетали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальныхспособностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверятьдетям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущуюжизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей-сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействияс обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, собщежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать егона подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенкомнеобходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; виспользовании диагностического материала уделять особое внимание проективнымметодам; использовать методы и способы физического, эстетического, и моральноговоспитания, которые дают возможность детям-сиротам реализовать своипотребности.
ВЫВОДЫ
Осуществленныйтеоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературыпо исследуемой проблеме показывает, что:
1. Государственнаясистема опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляетсобой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольныедетские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа,специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.
Общеобразовательнаясанаторная школа-интернат – это общеобразовательное учебное заведение 1-2,1-3степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечиваетреализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения иреабилитации, на общее среднее образование.
Детский дом семейноготипа — это отдельнаясемья, которая создаются по желанию супругов или отдельной личности,которая не состоит в браке.
Дом ребенка — детское учреждениедля содержания и воспитания детей возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которыхотказались родители в родильном доме или покинули их на произвол судьбы.
Детский дом — государственное воспитательноеучреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Школа интернат для детей- сирот — государственноевоспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а такжедетей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей,потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могутвоспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.
Специальнаяшкола-интернат для детей с отклонениями в развитии — это общеобразовательное учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с соответствующиммедицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которыетребуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.
Приют — социальное учреждение, в котором ребенок можетнаходиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.
У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половойидентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенканедостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добиваетсявнимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность илиоскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этимдетские дома и школы интернаты должны выполнять не толькообразовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальнойсоциализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлятьнедостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенностьвоспитанников и выпускников.
2. Среди основных целей и задач социального педагога с детьмив учреждениях интернатного типа, выделяют: определение статуса ребенка,составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация,реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка вправозащитных и административных органах, социализация воспитанников детскогодома, формирование гуманных взаимоотношений. Для решения означенных задачсоциальный педагог применяет соответствующие методы, среди которых можно выделить:наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных оребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работапроводится как в индивидуальной, так и в групповой формах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
3. На основе изученной научно-методической литературы намибыли разработаны рекомендации по эффективному взаимодействию социальногопедагога, с детьми в учреждениях интернатного типа. А именно: знать историюличного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если унего существует такая потребность; знать детали отношений ребенка сродственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщатьребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в ихвозможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректироватьего негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своихсилах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знатьособенности профориентационной работы с детьми- сиротами. Социальный педагогдолжен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитываяспособности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительныекурсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимоиспользовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использованиидиагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использоватьметоды и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которыедают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Украины «Обохране детства» // Голос Украины.-2001.– 6 июня, № 98 (2598).
2. Аблятипов А.С.Современное состояние и перспективы дальнейшего развития интернатных учрежденийАвтономной Республики Крым // Проблеми сучасної педагогічної освiти: 3б.статей. Сер.: Педагогiка i психологiя. Вип.3. – К.: Педагогiчна пресса, 2001. –С.281-295.
3. АртюшкінаЛ.М.Специфіка професійної діяльності соціального педагога загальноосвітньоїшколи-інтернату для дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування/ Л.М.Артюшкіна, А.О Поляничко // Практична психологія та соціальна робота.–2004.– № 2.– С.42-47
4. Беспалько О.В.Соцiальна педагогiка в схемах i таблицях: Навчальний посiбник.– К.: Центрнавчальної літератури, 2003.– 134 с.
5. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений.– 2-е изд., испр – М.: Академия, 2004.– 160 с.
6. Вачков И.В. Основыгруппового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.– М.: Издательство «Ось-89»,1999.– 176с.
7. Дементьева И.Социальная адаптация детей-сирот // Социальный педагог.– 2003.– № 2.– С.64-72.
8. Дубровина И.В.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1991.
9. Дубровина И.В.Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В Дубровина,М.И. Лисина // Возрастные особенности детей.– М., 1982.
10. Капська А.Й.Актуальні проблеми соціально-педагогічної роботи (модульний курс дистанційногонавчання) / А.Й. Капська, О.В. Беспалько, Р.Х. Вайнола; Заг. ред. А.Й.Капської. – К., 2002.–164 с.
11. Макаренко С. Скрытоесоциальное сиротство // Воспитание школьников.– 2006.– № 7. – С.22-25.
12. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
13. Основы социальнойработы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.– М.; Инфра-М, 2002.– 393 с.
14. Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.– М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– Кн.2: Процесс воспитания.– 256с.
15. Психолого-педагогічніоснови роботи з «дітьми вулиці» / За ред. О.В. Безпалько.– К.,2000.
16. Словарь-справочникпо социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой.– М.: Юрист,2000.– 424 с.
17. Сорочинська В.Є.Організація роботи соціального педагога: Навчальний посібник.– К.: Кондор,2005.–198с.
18. Социальнаяпедагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– М.: Гуммит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2000.– 416с.
19. Технологіїнавчально-педагогічної роботи: Навч. посібник /За заг. ред. А.Й.Капської – К.,2000.– 372 с.
20. Шкуркіна В.М.Особливості соціально-педагогічної роботи з дітьми – сиротами в умовахінтернатного закладу // Практична психологія та соціальна робота.– 2004.– № 4.–С. 60-62.
21. Шульга Т.И.Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований ипрактической работы: учебное пособие / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В.Быков.– М.: Изд-во УРАО, 2003.– 400с.
22. Фирсов М.В. Теориясоциальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов,Е.Г Студенов.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 432с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Государственнаясистема опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы[4].Тип учреждения Возраст детей Количество детей Дом ребенка 0- 3 100- 150 Дошкольный детский дом 3- 7 25- 250 Школа-интернат 7- 17 350- 450 Интернатное учреждение смешанного типа 3- 17 100- 400 Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии 7-17 100- 300 Приют 3- 17 25- 100
ПРИЛОЖЕНИЕБ
Картапсихологических особенностей и статуса воспитанников детских домов и школинтернатов[12]Дошкольники Младшие школьники Подростки Все возрастные группы Статус детей
Эмоциональная глухота
Задержка делового общения со взрослыми
Неадекватное отношение к оценке взрослого
Пассивность во всех видах деятельности
Отсутствие способности к сопереживанию
Отклонения в развитии образа «Я»
Неосознаваемость поведения
Дисгармоничность интеллектуальной сферы
Недоразвитие наглядно образных форм
Несформированность внутреннего (идеального) плана мышления
Ситуативность мышления и поведения
Столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией потребности в эмоционально- личностном общении
Несформированность внутренней позиции
Конфликтность системы требований
к мужественности и женственности
Ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих
Размытость и неясность образа «Я»
Слабость интимно- личностных контактов со взрослыми
Малая избирательность в отношении со взрослыми
Слабая ориентация на будущее
Эмоциональная упрощенность и обесцененное содержание образа «Я»
Сниженная самооценка
Несформированность в избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру
Импульсивность, неосознанность и несамостоятея-тельность поведения
Дети-сироты
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети, находящиеся под опекой
Дети одиноких матерей
Брошенные дети
Отказные дети
Подкидыши
Дети из бедных семей
Дети, родители которых находятся на длительном лечении
ПРИЛОЖЕНИЕВ
Социально-педагогическаядеятельность в интернатном учреждении
Втаблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организациисоциально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции,которые выполняет социальный педагог в детском доме[18].
Задачи социального педагога Функции социально-педагогической деятельности Методы и формы организации деятельности 1. Определение статуса ребёнка Диагностическая Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка 2. Составление индивидуальной программы развития воспитанника Прогностическая Анализ собранных данных о ребёнке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребёнка. 3. Адаптация, реабилитация, Интеграция ребёнка Коррекционно-реабилитационная Наблюдение, беседы, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями. 4. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах Посредническая и патронирующая. Убеждения, беседы