Федеральноеагентство по образованию
Российскийгосударственный университет имени Иммануила Канта
Факультетгеографии и геоэкологии
Кафедрагеоэкологии
Квалификационнаяработа для получения дополнительной квалификации преподаватель
Психолого-педагогическиеи методические направления изучения курса социально-экономической географии в10 классе на базовом уровне
Студента 5 курса
Очной формы обучения
Факультета географии игеоэкологии
Кесорецких И.И.
Проверил:
Яременко А.П.
Калининград
2008
Введение
Педагогическая практикаявляется необходимым элементом для получения дополнительной квалификациипреподаватель для студентов географического факультета и, по сути, носититоговый характер. Это объясняется тем, что именно на практике у студента-практикантапоявляется возможность применить все полученные ранее знания в ходетеоретических учебных курсов. Это демонстрирует полезность подобной практики вшколе, и если мы говорим что, во-первых, это применение навыков в практике то, во-вторых,это развитее целого ряда личностных качеств самого практиканта, как будущегоучителя географии.
Таким образом, главнаяцель педагогической практики может быть сформулирована следующим образом — овладение студентами основными функциями педагогической деятельности учителягеографии и формирование профессиональных черт личности учителя.
Для достижения этой целив ходе педагогической практике студенту-практиканту придется решить ряд задач,среди которых можно выделить следующие:
1) Развитиеиндивидуальных и формирование личностных качеств учителя географии, а именно:интереса к обучению географии и воспитанию подрастающего поколения; умениявести природоохранную и краеведческую работу; умения проявлять профессиональнуюиндивидуальность, педагогическое творчество, реализовывать педагогическоеобщение.
2) Обучение ответственнои более самостоятельно выполнять учебно-воспитательную работу в школе сучащимися 6-10-х классов во всем многообразии ее содержания, методов и форм. Врезультате студенты должны обновить и обогатить знания, умения и опыт и прочноусвоить основной круг знаний и умений, необходимых для выполнения функцийпедагогической деятельности учителя географии.
3) Отработать навыкипланирования и проведения различных внеклассных мероприятий и работ по географии,от момента разработки идейной направленности до планирования закрепления ипроверки полученных знаний.
4) Изучитьпсихолого-педагогические особенности школьников, классных коллективов, вестинаблюдательную и исследовательскую работу для составления различного родахарактеристик, позволяющих оценить как эмоциональный настрой отдельных учениковили их групп, так и общее отношение к изучаемому предмету.
Существует еще целый рядразличных задач, которые придется решить в ходе педагогической практики, но ониво многом вписываются в рамки вышеперечисленных, т.е. их можно объединить почетырем методологическим и практическим направлениям. Это учебная деятельность,воспитательная деятельность, внеклассная работа по географии, работа классногоруководителя. Каждое из направлений решает свои определенные задачи, будь товоспитание личностных качеств учеников или повышение интереса к географии,самообучению или обучение новым навыкам, так или иначе все они складываются вединый и неразрывный процесс. Сущность этого процесса заключается в совмещениивоспитательной и учебной деятельности, т.е. уход от идеи учебы для учебы, илипревалирование только учебной деятельности. Процесс этот ставит основной своейцелью воспитание школьников в личностном отношении, нахождению золотойсередины, позволяющей развиться всем их возможным талантам и умениям, созданиюблагоприятной среды для формирования интереса к обучению, изучению новойинформации.
Однако не стоит забыватьо том, что так же как практикант формирует у учащихся новые знания и умения онтакже вовлечен в этот процесс. Это заключается в его подкреплении теоретическихзнаний практическими. Ведь это не статическая наука, она изменяется сизменением образовательных стандартов, социальной структуры общества и многихдругих факторов, обуславливающих динамичность методов и форм обучения. Конечно,существуют определенные базовые понятия, опирающиеся на психологию,конфликтологию и другие науки которые с течением времени в меньшей степениподвержены различным изменениям и это тот самый теоретический фундамент, накотором строятся подходы к обучению. Но если вышеперечисленные знания относятсяк базовым, то на их основе развиваются другие, динамические в своем отношениинаучные направления, для примера можно привести использование информационныхтехнологий в процессе обучения (компьютера, Интернета). Меняется социальнаядействительность, изменяются и принципы преподнесения информации дляшкольников, максимально упрощается доступ к ней, используются новейшиедостижения технического плана для обеспечения информативности данных.
Учесть все эти современныеновации, методологические подходы в процессе обучения и воспитания. Сочетатьэто все с традиционными подходами одна из проблем возникающая передстудентом-практикантом. И это еще одна из задач говорящая нам о необходимостиизучения этой науки и самое главное применения этих знаний на практике.
Глава 1. Психолого-педагогическиеосновы работы в школе
Для того чтобы в полноймере охарактеризовать психолого-педагогические основы работы в школе стоитобратиться к структуре понятия. Оно сочетает в себе два основных направленияреализующихся в процессе работы с учащимися, а именно психологическую ипедагогическую составляющую. Провести четкую границу между ними, ирассматривать их в отрыве друг о друга было бы неверным, поэтому мы даем иххарактеристику, использую системный подход, рассматривая их как единое целое.Но, как и всякая система, она имеет структуру подчиненных элементов образующихее, именно на характеристики и рассмотрении этих составных компонентов мы иостановимся. На основании уже этих данных мы сможем оценить всю систему вцелом. [2]
Педагогика — наука оспециально организованной целенаправленной и систематической деятельности поформированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования иобучения
В настоящее времяпонятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогическихдисциплин: [1]
1. Общая педагогика, исследует основныезакономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи изакономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности,процесс образования и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающаяособенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;
3. Специальная педагогика –дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальныхдетей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитанияи обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых ислабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика,детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующаяспецифику применения общих закономерностей обучения к преподаваниюопределённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химиии др.);
5. История педагогики, изучающаяразвитие педагогических идей и практики воспитания в различные историческиеэпохи.
Фундаментом педагогикиявляется философия, в частности, та ее часть, которая специально занимаетсяпроблемами воспитания, и потому получила название философии воспитания. Развитиевоспитания как общественного явления исследует история педагогики. Принциписторизма — важнейший для развития любой науки: понимая прошлое, заглядываем вбудущее.
Общая педагогика —базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека,разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательныхучреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический иприкладной (нормативный). Общая педагогика содержит несколько больших разделов:общие основы, дидактика (теория обучения), теория воспитания и т.д. [8]
Дошкольная и школьнаяпедагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаютсязакономерности воспитания подрастающего человека, отражающие спецификуучебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
Среди отраслей,занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессируетпедагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательногопроцесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации,специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях.Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой трудазанимается проблемами повышения квалификации, переквалификации работниковразличных отраслей, освоения новых знаний, приобретения новой профессии взрелом возрасте. Военная педагогика исследует особенности воспитательныхпроцессов в специфических условиях. [8]
В подсистеме социальнойпедагогики выделяются такие отрасли, как семейная, пенитенциарная(перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и др.
Люди с разныминарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальнойпедагогики. Особую группу педагогических наук составляют так называемыечастные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания иизучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательныхучреждений.
Основными категориямипедагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение.Под формированием личности, понимается процесс становления человеческогоиндивидуума под воздействием, как целенаправленных влияний, так иразнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. [5]
Собственно воспитание впедагогике является центральным понятием, обозначающим целенаправленнуюдеятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека(преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях).В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты — формирование мировоззрения,умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Этоделение носит более условный вид т.к. процесс воспитания носит комплексный,всеобъемлющий характер и направлен на развитие всех вышеупомянутых компонентов.
Под образованиемпонимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений инавыков, что обеспечивает, в конечном счете, определённый уровень развитияпознавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому илииному виду практической деятельности. Различают общее и специальноеобразование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания,умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являютсябазовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своейцелью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания,как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним иливысшим. [3]
Важнейшим средствомобразования и воспитания является обучение, под которым понимается процесспередачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способовпознавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывногообразования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себякак взаимосвязанные части единого целого: преподавание — деятельность педагогапо передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся идеятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков- учение. [4]
Рассмотрим все этикатегории более подробно с целью выявления их структурных и функциональных особенностей,принципов их построения и внедрения в единый процесс становления личностиучащихся.[8]
Развитие человека — этопроцесс становления и формирования его личности под влиянием внешних ивнутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собойпроцесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватываетвсе количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственногосозревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида,обладающего задатками человека как представителя биологического рода, вчеловека как личность, члена человеческого общества. Развитие человека неможет быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенныхв нем от рождения признаков. Развитие — это, прежде всего качественныеизменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условияхопределенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.
В процессе развитиячеловек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущуюему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненныйопыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует егоразвитию, приобретению опыта социальных контактов.
Движущими силами развитиячеловека являются противоречия между возникающими под влиянием объективныхфакторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальныхпотребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями ихудовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного видадеятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми,к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.
В процессе развитиячеловека и установления многочисленных контактов происходит и формирование еголичности, отражающей социальную сторону его развития, его общественнуюсущность. [1]
Социальное ибиологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора:воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разныевзаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних ивнутренних обстоятельств. Роль того или иного фактора сводится к выделениюследующих направлений оказывающих влияние на формирование личности человека: наследственность,роль среды, и воспитание.
Воспитание какцеленаправленная деятельность воспитателей по формированию определенных черт икачеств человека всегда ориентировано на определенную возрастную группу, всоответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигатьсяконкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методывоспитательного воздействия. В самом общем виде выделяются такие возрастныеэтапы в жизни человека, как дошкольный возраст, школьный, юношеский и периодсоциальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих этапов выделяются своиболее короткие возрастные периоды, характеризуемые определенным своеобразиемразвития.
Выделяют следующую возрастнуюпериодизацию [6]: дошкольный возраст, подразделяемыйна период раннего детства — до трех лет (группа раннего возраста в детскомсаду), преддошкольный — 4-й год жизни детей (младшая группа детсада),дошкольный — 5—7 лет (средняя группа — 5-й год, старшая — 6-й год иподготовительная — 7-й год жизни). Школьный возраст в соответствии с основнымиэтапами обучения и воспитания подразделяется на младший (соотносимый с I — II —III классами), средний (от IV до VIIIкласса) и старший (от IX доXI класса). Т.к. педагогическаяпрактика проходила в 10 классе то стоит более подробно остановиться на описаниипсихолого-педагогических особенностей школьников этого возраста. Воспитаниеподростков представляет свои определенные трудности, связанные, прежде всего сособенностями их физиологического развития, что влияет и на развитиепознавательных процессов (отмечается некоторое снижение темпов нарастанияумственной работоспособности, быстрая утомляемость), проявляется в их общейреакции на воспитательные воздействия (большей возбудимости ираздражительности, немотивированном негативизме).
Таким образом, важнейшейзадачей воспитателей в работе с учащимися этого возраста является педагогическиправильная организация их деятельности, как в школе, так и вне школы при осуществлениииндивидуального подхода к ним, соблюдении необходимого такта и проявлениипедагогической выдержки и терпения. Немалое место в жизни подростков, особеннок IX классу, когда они должны сделать выбор пути получения полного среднегообразования, занимает интерес к различным профессиям, определению областейсвоего преимущественного интереса, как к какой-либо определенной школьнойдисциплине, так и к практической деятельности, в которую они оказалисьвовлеченными. Работа по профессиональной ориентации учащихся начинается обычносо старшего подросткового возраста, хотя интерес к отдельным профессиям,закрепляемый потом специальной воспитательной работой, может проявляться и умладших школьников особенно под влиянием семьи. Еще более значительнойявляется роль воспитания в период старшего школьного возраста или период раннейюности, когда завершается этап воспитания в условиях школы. У учащихсяопределяются жизненные перспективы и планы, формируются основы мировоззрения,складываются сбои взгляды на жизнь и на свое место в жизни. И хотя и на этомэтапе целенаправленное воспитание, осуществляемое воспитателями, является,несомненно, определяющим, именно здесь наиболее ярко проявляется активностьсамой личности, ее избирательное отношение к восприятию различных воздействий,выработка умения противостоять асоциальным влияниям, находить правильный выходиз сложных ситуаций, в которые ставит их жизнь и которые неизбежно появляются всилу значительного расширения их социальных контактов. Здесь такжеочень важен индивидуальный подход в воспитании, так как в этом возрасте вкаждом учащемся очень ярко проявляется индивидуальность, отражающая егодуховные потребности, области личного интереса, определившиеся на основеиспользования условий, предоставляемых обществом для всестороннего развитиякаждого. Индивидуальный подход при этом очень важен как для создания лучшихусловий для развития индивидуальных задатков и способностей, так и для оказанияпомощи тем, кто испытывает затруднения в выполнении требований единых учебныхпрограмм или допускает отклонения от норм поведения, нарушения трудовой иобщественной дисциплины.[5]
Ранее упоминалось чтовоспитание, по сути, является единым и неделимым процессом, однако существуетусловное деление на компоненты: умственное, физическое, нравственное, трудовое,эстетическое воспитание. Каждый из них охватывает свою сферу жизни учащихся.При этом разделить эти сферы на отдельные направления было бы неразумно, т.к.человек неотрывно взаимодействует во всех сферах, что еще раз доказывает нам,что воспитание процесс единый, хоть и комплексный. [3]
Умственное воспитание —это процесс созревания умственных сил и формирования мировоззрения человека,происходящий в результате всей совокупности возможных жизненных влияний ивоздействий. Оно связано, прежде всего, с целенаправленной деятельностьювоспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию уних научного мировоззрения. Успешное решение задач умственного воспитаниязависит, прежде всего, от содержания обучения, применяемых методов и способоворганизации познавательной деятельности учащихся. Проводимая непрерывно работапо совершенствованию содержания школьного образования нацелена не только наобновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнемразвития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципыорганизации учебного материала. В числе их: выделение ведущих научных имировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, обеспечение большегосоответствия возрастным возможностям учащихся. Реализация задач умственноговоспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальноеразвитие познавательных и творческих сил учащихся. В связи с большим значением,которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному применениюзнаний, в центре внимания учителя стоят и вопросы обучения учащихся основнымприемам культуры умственного труда. При организации занятий больше времениуделяется всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующимих мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний,работе с разными источниками получения необходимой информации. Нравственноевоспитание [7]. Мировоззрение человека как системаего взглядов на жизнь и представлений о его роли и месте в жизни служитважнейшим внутренним руководством в решении нравственных проблем, выборе линииповедения в той или иной ситуации. Нравственные позиции человекахарактеризуются и его социальной общественной активностью, которая предполагаетего активное участие в общественно-политической жизни страны и своегоколлектива; понимание своего гражданского долга и личной ответственности запорученное дело, за все происходящее в обществе; добросовестное выполнениесвоих обязанностей перед людьми и обществом; требовательность к себе и другим;сознательную дисциплину в труде и повседневном поведении. Трудовоевоспитание. Одной из важнейших задач трудового воспитания является подготовкаучащихся к правильному выбору профессии. Эстетическое воспитание вноситзначительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на егочувства и сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений.Вместе с тем оно и важнейшее условие развития многих психических качествчеловека, и, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения,образного мышления. Особое значение эстетическое воспитание приобретает внастоящее время в связи со значительным увеличением у трудящихся свободноговремени. Формирование культурных потребностей, развитие духовных интересов,умение наслаждаться прекрасным и стремление использовать свободное время дляприобщения к прекрасному — важные предпосылки правильного и разумногоиспользования свободного времени, проведения досуга. Эстетическоевоспитание служит одним из средств пробуждения в человеке творческих сил испособностей, развития творческого мышления, которое, как уже отмечалось, важнодля выполнения любой профессиональной деятельности на любом участке труда. Физическоевоспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, посколькуинтеллектуальное развитие духовных сил человека, его познавательных сил испособностей во многом определяются состоянием здоровья человека, еговыносливостью, крепостью нервной системы. Занятия физкультурой и спортом имеютбольшое значение и для обеспечения разумного использования молодежью свободноговремени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется ихздоровье и повышается работоспособность.
При рассмотренииструктуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основныекомпоненты и связи между ними. [7]
Обучение являетсяразновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер.Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одногоили коллектива), протекающее в определенных условиях.
Обучение невозможно безодновременной деятельности преподавателя и учащихся без их дидактическоговзаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания учитель, если приэтом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учительне обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обученияфактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально нефункционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействиепедагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающихи личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влиянийучеником, возникновение самостоятельных усилий ученика по овладению знаниями,умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости.
Взаимодействиепреподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так иопосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель иобучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованномвзаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее.Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, например,когда ученики самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности,решают творческие задачи без заданий и инструкций учителя. [3]
Процесс обучения вместе стем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Этокачественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическоевзаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется вобщности целей преподавания и учения, в невозможности существованияпреподавания без учения как такового. В процессе обучения функционируют нетолько процессы познавательного характера, но и общения преподавателей иобучаемых.
Составные элементыпроцесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный,операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный,оценочно-результативный. Эти компоненты процесса обучения отражают развитиевзаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия, целей до ихреализации в конкретных результатах. Причем надо иметь в виду, что компонентыпроцесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов иобучаемых, например цикл решения определенной учебной задачи или формированиякакого-то понятия. Циклы решения более частных задач сливаются в более широкомцикле решения задач данного учебного предмета, системы учебных предметов ивсего учебного плана. [9]
Целевой компонентпроцесса обучения представляет собой осознание педагогами и принятие ученикамицели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом.
Стимулирующе-мотивационныйкомпонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию уучащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным цикломобучения учебно-воспитательных задач. Причем стимулирование должно порождатьвнутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения. Вединстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационногокомпонента учебного процесса.
Содержание обученияопределяется учебным планом, государственными учебными программами и учебникамипо данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем сучетом поставленных задач, необходимости отражения в содержании предметаспецифики производственного и социального окружения школы, уровняподготовленности, интересов учеников. Операционно-деятельностный компонентнаиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно вдеятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем вовремени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опытачеловечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредствомопределенных методов, средств и форм организации преподавания и учения.
Контрольно-регулировочныйкомпонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решенияпоставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемыхза правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов.Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и другихпрактических работ, путем проведения опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтрольпротекает в виде самопроверок учениками степени усвоения изучаемого материала,правильности выполнения упражнений путем обратных действий, оценки жизненнойреальности полученных ответов в задачах и т д. Контроль и самоконтрольобеспечивает функционирование обратной связи в учебном процессе — получениеучителем информации о степени затруднений, о качестве поэтапного решения задачобучения, о типичных недостатках.
Оценочно-результативныйкомпонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку ученикамидостигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия ихпоставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемыхотклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимостьвосполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Поскольку структуралюбого процесса — это не только входящие в него компоненты, но и связи междуними, а также целостные свойства процесса, то все компоненты учебного процессанадо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет егосодержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств иформ стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущийконтроль и регулирование процесса, приближение его к оптимальному варианту.Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечиваютопределенный результат.
Формы организацииобучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельностиучителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенномрежиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместнуюдеятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального иколлективного обучения, степень активности учеников в познавательнойдеятельности и руководства ею со стороны учителя.
Самой распространеннойформой обучения школьников является урок, как форма организации обучения,которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельностьгруппы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса),направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занялсвое место в советской школе в качестве основной организационной формыобучения.
Качественное своеобразиеуроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения,особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие стороны вогромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблематипологии уроков, их систематизация довольно сложная. В зависимости того, какиепризнаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков,что вполне правомерно.
Наиболее употребительнойявляется классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков вих общей системе. В соответствии с данной классификацией выделяются следующиетипы уроков: [5]
1. уроки овладения учащимися новымизнаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения,изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
2. уроки формирования и усвоения уменийи навыков;
3. уроки обобщений и систематизациизнаний;
4. контрольно-проверочные уроки (сустной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
5. комбинированные уроки, на которыходновременно решается несколько дидактических задач.
Наряду с типологиейсовременная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структураурока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока исохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части уроканаходятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определеннойпоследовательности.
Структура урока зависитот поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемовобучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, местаурока в учебном процессе.[4]
Уроки имеют самуюразнообразную структуру. Помимо указанных выше факторов, на структуру урокабольшое влияние оказывает также творческий характер работы учителя и конкретныеусловия работы в данном классе. Однако в связи с тем, что различные способыклассификации устанавливали ограниченное число типов уроков, существовалаустойчивая тенденция к закреплению за каждым из этих типов определенной,довольно жесткой структуры. Например, комбинированный урок строился потакой схеме: организационный момент, проверка выполнения домашнего заданияучащимися, опрос учащихся по пройденному материалу, изложение учителем новогоматериала, закрепление изученного материала, задание на дом.
Структура можетизменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий,подготовленности учащихся и др. Урок усвоения новых знаний состоит, например,таких элементов, имеющих общий характер для уроков этого типа: восприятие иосознание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений, обобщение исистематизация знаний. Но в структуре отдельных уроков усвоения новых знанийможет вовсе отсутствовать воспроизведение опорных знаний, например при изучениисовершенно незнакомого для учащихся материала. Кроме указанных основныхэтапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение — методику решенияотдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта являетсянаиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы,приемы и средства обучения применяются в различном сочетании,последовательности и взаимосвязи. Например, на этапе восприятия и осознаниянового учебного материала учитель может использовать объяснение, проблемноеизложение, различные виды самостоятельной работы учащихся, технические средстваобучения.
Глава 2. Рольпедагогической практики в формировании у будущих учителейпсихолого-педагогических и методологических навыков
географияпедагогический практика методологический
Содержаниепсихолого-педагогической практики с учетом современных принципов обучения ивоспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление сучебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива;воспитательную работу в классе в качестве помощника классного руководителя;выполнение методической и исследовательской работы. [10]
Педагогическая практикастудентов V курса призвана обеспечить качественную подготовку будущегопреподавателя к самостоятельному и творческому выполнению основныхпрофессионально-педагогических функций педагога – воспитателя в реальномучебно-воспитательном процессе. Формирование психолого-педагогических свойствличности дипломированного специалиста обусловлено основными требованиямигосударственного и федерального компонентов к обязательному минимуму задачсодержания и уровню их подготовки.
Основной цельюпедагогической практики студентов выпускного курса является формированиецелостного представления о профессиональной деятельности преподавателя,понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полнотепедагогической профессии и его готовности к выполнению какобразовательно-воспитательных функций, так и совершенствованиюпсихолого-педагогических.
В этой связи,психолого-педагогическими задачами педагогической практики являются: расширениепрофессиональной эрудиции, закрепление, углубление психолого-педагогическихзнаний, умение и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опытасамостоятельного применения учебно-воспитательной деятельности; формированиетворческого мышления, индивидуального стиля в методах профессиональнойдеятельности и обучении, исследовательского подхода к ней; развитиепотребностей в педагогическом самообразовании и систематическомсамоусовершенствовании; изучение современного состояния учебно-воспитательнойработы в различных типах образовательных учреждений, передового инетрадиционного опыта; внедрение в учебно-воспитательный процесс интегративныхзнаний по педагогике, психологии и частным методикам; осознание и принятиепсихологии и педагогики как учебных дисциплин, наук о творчестве и искусстве,возможности создания авторской педагогики.
В процессе педагогическойпрактики у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогическихумений. [10]
1. Конструктивные умения:
· Определятьконкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастныхпсихолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся исоциально-психологических особенностей коллектива.
· Наблюдать,анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических,психологических аспектах.
· Обоснованновыбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определятьуровень воспитанности и развития учащихся.
· Проводитьразнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов ипотребностей учащихся.
· Осуществлятьколлективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе,кружке, клубном объединении по интересам и др.
· Изучатьфункциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя.
· Проводитьиндивидуальную работу с учащимися и их родителями.
· Осуществлятьсамоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.
· Обоснованноотбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формыорганизации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлятьпричины несоответствия результатам.
· Составлятьконспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализпедагогической деятельности.
2. Коммуникативныеумения:
· Использоватьразнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями,коллегами в различных жизненных ситуациях.
· Строить деловые иличные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся.
· Развивать чувствопонимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам.
· Формировать изакреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства.
· Развитьспособность к педагогической рефлексии.
· Уметь выражать иобосновывать свою позицию.
· Уметьмотивировать поведение и деятельность.
· Уметь строитьмежличностные отношения, больших и малых групп.
· Предупреждать иразрешать конфликтные ситуации с учащимися, овладеть технологией разрешенияконфликтов.
3. Организаторскиеумения:
· Организовать ипровести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данномклассе, коллективе.
· Организоватьвоспитание учащихся, способствовать сплочению.
· Организоватьиндивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.
· Рациональнораспределять время между структурными и логическими частями урока, междуметодами изложения учебного материала практикантом и работой учащихся.
· Управлять учебнойдеятельностью школьников, описать и организовать учебное рабочее местошкольника.
4. Исследовательскиеумения:
· Изучение личностии коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития ивоспитания.
· Изучениепередового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формывоспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания,альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники.
· Изучениепсихологических аспектов учебно-воспитательной деятельности: учет возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельностиучащихся; учет мотивации учения и участия, учащихся во внеклассной работе,особенностей общения в классном коллективе.
5.Мобилизационные умения:
· Активизировать иразвивать познавательную деятельность учащихся, обеспечивать внимание,запоминание, осмысление учебного материала.
· Добиватьсяактуализации имеющихся знаний, формировать новые на базе опорных.
6.Информационные умения:
· Формировать уучащихся географические знания.
· Передаватьучебную информацию в строгой логической последовательности, используяиндуктивный и дедуктивный способы формирования знаний, увязывая ее спредыдущими темами курса географии и осуществляя межпредметные связи.
· Передавать знанияучащимся, свободно пользуясь методами устного изложения, работая с учебником,картой и другими источниками информации, с различными средствами обучения.
· Использоватьразнообразные методы и формы проверки знаний учащихся; Объективно оцениватьответы учащихся, комментировать оценки.
· Даватькомментарии по выполнению домашнего задания.
7. Ориентационные умения:
· Осуществлятьвоспитывающее обучение географии: формировать научное мировоззрение учащихся,осуществлять их идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, природоохранное,политехническое, профориентационное воспитание, как через учебныйгеографический материал, так и путем установления межпредметных связей.
· Осуществлятьвоспитание учащихся в ходе внеклассной работы по географии и при выполненииобязанностей классного руководителя.
· Использоватьинтегральные методы обучения и воспитания;
8. Развивающие умения:
· Осуществлятьразвивающее проблемное обучение школьников разных уровней сложности.
· Включать вобучение, в том числе при выполнении самостоятельных работ, типовые ипроблемные задания.
· Обучатьшкольников приемам учебной деятельности.
· Осуществлятьдиагностику сформированности основных сфер индивидуальности школьника, использоватьсредства их развития в процессе обучения и во внеклассной работе.
Формирование всех этихнавыков и умений происходит непосредственно как в процессе преподаваниягеографии, так и при проведении внеклассных мероприятий, беседах с ведущимиучителями и классными руководителями. В одном случае мы тренируем эти навыки напрактике, в другом перенимаем опыт людей обладающих большим опытом работы поданной тематике.
Глава 3. Психолого-педагогическиеосновы
3.1 Учебная работа
Согласно задачампедагогической практики, студент-практикант должен сформировать рядпрофессиональных умений и навыков психолого-педагогического характера, а так жезакрепить полученные теоретические знания на практике. Для достижения этихцелей производится работа по различным направлениям: учебной, воспитательной,организации внеклассных мероприятий, работа в качестве классного руководителя.Каждое из этих направлений помогает развить те или иные качества практиканта,сформировать у него целостную картину учебного процесса в школе.
Учебная работа являетсяведущим направлением для практикантов, именно здесь происходит отработканавыков преподавания географии в рамках определенного класса, а так жепозволяет применить все полученные теоретические знания на практике.
В течение педагогическойпрактики мною было проведены уроки по следующим темам: «Многообразие странсовременного мира», «Политико-административное деление стран. Политическиестрои мира», «Политическая география. Геополитика», «География мировыхприродных ресурсов. Общество и природа», «Мировые ресурсы.Ресурсообеспеченность». После изучения крупного раздела «Политическая картамира», я провел контрольную работу, что позволило закрепить получены знания, иотработать умения учащихся.
Стоит отметить, чтокаждый из уроков проходил этапы разработки и проверки. На этапе разработки мноюизучалась основная тематика (согласно учебному плану), прорабатывался материал(текст, иллюстрации, дополнительные источники), конспектировался ход урока суказанием целей и задач, оборудования, и т.д. Затем урок проверялся ведущимучителем и корректировался, если были замечены какие-либо ошибки илинедоработки.
Важным аспектомпреподавания географии было также и то, что класс не профильный и поэтомуучебный план по географии был ограничен количеством часов. Это означало то, чтовесь объем информации должен был даваться учащимся в виде самостоятельныхзаданий, акцентировалось внимание на самообучение. Таким образом, целью уроковбыло ознакомление с наиболее общими вопросами, объяснение наиболее характерныхпонятий, работа по проблемным вопросам вызывающим наибольшие сложности уучащихся. Построение урока в хронологическом отношении в этом случае быломаксимально смещено на проверку домашнего здания и объяснения нового материала.
Подготовка к урокувключала с себя не только обеспечение рабочего места учителя – подготовку доски,размещение наглядных пособий, но и работу с проектором, что позволяломаксимально наглядно представить учебный материал, повысить интерес кгеографии. Из наглядных средств обучения на уроках географии мною широкоиспользовался наглядный материал: иллюстрации учебника, настенные карты, электронныеи мультимедийные каты. Все они служили одной цели – повышению информативностиизлагаемого материала.
В своем большинствепроводимые мною уроки географии по структуре были комплексные, т.е. включали всебя несколько блоков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала,закрепление материала, домашнее задание. Однако не все они удовлетворяли этойсхеме, в течение преподавания географии мною было начаты две крупные темы, аэто значит встала необходимость в проведении вводных уроков – уроков в которых отсутствуетэлемент проверки домашних заданий, и которые носят, в общем, обзорный характер,позволяющий подготовить учеников к восприятию нового материала. Так же мноюбыла проведена контрольная работа по теме «Политическая карта мира» в качествеэлемента контроля степени усвоения информации, она включала в себя как вопросы,касающиеся терминологии, так и творческие задания, позволяющие расширитькругозор учеников.
По формам все уроки мноюстроились в форме беседы, т.к. это позволяет организовать двустороннюю связь, что,на мой взгляд, позволяет включиться в процесс наибольшее количество учеников,задействовать их внимание, оценить степени увлеченности вопросами географии.Таим образом, в структуре урока всегда присутствовал элемент воспроизводящейбеседы, когда мною задавались вопросы, подводящие учеников к новому материалу,затем объяснялся новый материал, завершалось это все фронтальным опросом,посвященному только что изученной теме. Но это не единственная форма проведенияурока, так же мною был проведен урок с использованием Шаталовской схемы,посвященный «Многообразию стран мира», в котором я наглядно в виде схем ирисунков представил классификацию стран по различным показателям. В дальнейшемпри проверке знаний учащихся было заметно, что этот способ оказался наиболееудачным, т.к. степени усвоения и запоминания материала существенно отличаласьот остальных уроков. Однако трудность разработки такого урока, существеннозатрудняют использование его на всем протяжении педагогической практики. Одиниз уроков был построен на работе с докладами учеников по теме «Мировыересурсы», в котором они, разбившись на группы, выступали с подготовленнымидокладами и презентациями. В этом случае весь новый материал озвучивался ими илишь комментировался мною, в случае если какие-то важные факты были упущены.
Для контроля усвоениянового материала, мною применялись различные методы проверки знаний учеников,как по форме, так и по охвату (индивидуальные, фронтальные). Как ужеупоминалось ранее, почти в каждом уроке присутствовал блок проверки домашнегозадания, он проводился в виде индивидуальных и фронтальных опросов, работу скартой, проверки тетрадей и контурных карт. Те вопросы, которые вызывалинаибольшую трудность, повторялись мною еще раз. Большое внимание я уделялпроверке навыков работы с наглядными материалами, с целью формирования навыкасовершенного чтения карты. При оценке ответов исходил из их стройности,структурированности, если речь идет о творческих заданиях, то акцентировалвнимание на ответах, в которых имел место нестандартный подход, личностнаяхарактеристика.
3.2 Воспитательнаяработа
Следующим направлением,по которому осуществлялась моя деятельность, в качестве практиканта, былавоспитательная работа. По своей структуре она носит комплексный характер иимеет ряд направлений: мировоззренческое, учебное, эстетическое, нравственное ит.д. учебный процесс в школе предполагает, что воспитание по всем этим направлениемпроисходит в единстве. Различные виды деятельности школьников построены, такчто бы охватить максимальное количество этих направлений, некоторые из нихмогут включать различные их сочетания.
В рамках педагогическойпрактики я постарался реализовать комплексный подход и сочетать различные видыдеятельности с разными направлениями воспитательной работы. В рамках уроковгеографии я старался воспитать у учеников стремление к самообучению, развить ихкругозор на примере сопоставления глобальных и региональных аспектов географии.В беседах посвященных проблемным вопросам таким как: ресурсообеспеченостьЗемли, взаимодействие человека и природы я старался в рамках экологическогообразования заострить их внимание на проблемах экологии, природопользования,воспитать чувство неотрывности человека от окружающей среды. Так же в ряде темзатрагивал и политические вопросы, задавал задания, которые требовалиосмысления современных геополитических ситуаций в мире. Старался выслушатьоценку каждого из учеников, высказывал свою точку зрения, иногда специальнопротивоположную, чтобы заставить школьников вступать в дискуссии. Все этоприводило к тому, что объект изучения для них казались уже не статическим, адинамическим, изменяющимся во времени, с учетом социально-экономическихособенностей он приобретал уже личностный подход т.к. отношение к ним поройносит слишком субъективный характер и может быть оценено с разных позиций.Здесь так же я пытался развить некоторые личностные черты учащихся, умение ихотстаивать свою позицию.
Немного другиенаправления воспитания я старался развить уже во внеурочное время, эторазличные внеклассные мероприятия, классные часы, беседы с учениками. Этосвязано с их спецификой, т.к. здесь уже имеет место неформальная обстановка, иимеется больше возможностей для беседы на отвлеченные темы. Сюда можно отнестии беседы о вреде курения, проводимые не только с учащимися 10А класса, профессионально-ориентационныебеседы, выяснении о дальнейших учебных планах учеников, об их предпочтениях копределенным профессиям. В такой атмосфере очень просто налаживаетсявзаимосвязь с учениками, большую роль играет так же и открытость учеников ктаким беседам. Я старался во время таких разговоров делал акцент нанеобходимости обучения в жизни людей, о роли спорта и здорового образа жизни ит.д. в целом можно сказать, что эти беседы я старался направить на эстетическоеи мировоззренческое воспитание школьников.
Во время классных часовпосвященных борьбе с наркотиками, ценностным ориентациям, правам и обязанностямлюдей, которые были подготовлены мною, главный упор делался на воспитаниеличностных качеств, приоритетности тех или иных ценностей.
Внеклассные мероприятия,проводимые, в течение педпрактики я условно разделил, на учебные и неученые. Кпервым относится экскурсия по краеведению «Изучение одного края», в рамкахкоторой школьникам демонстрировали кинофильм, посвященный дню г. Калининграда,посещение музея мирового океана на экспозицию «Удивительные миниатюры», все онибыли объедены краеведческой целью, изучение родного города, и т.д. Другие жецели я преследовал, когда организовывал поход в Зоопарк и кинотеатр Плаза,здесь я делал упор на развитие межличностных взаимоотношений в коллективе,коммуникативных свойств, повышению дружеской атмосферы в коллективе. Я посчиталэто необходимым вследствие того, что класс является сборным и в целях сплоченияребят подобные мероприятия необходимы. Подобные цели преследовались приорганизации групповых работ по уборке и дежурству по школе, развить чувствоколлектива, трудовую дисциплину, ответственность и исполнительность.
3.3 Внеклассная работапо географии
В качестве внеклассныхмероприятий по географии мною были организованы две экскурсии: Музей мировогоокеана «Удивительные миниатюры», краеведческая экскурсия «Изучение родногокрая». Помимо этого в рамках Дней гимназиста, проводимых в школе, участвовал вподготовке команды 10А класса по брейн-рингу по географической тематике.
Краеведческая экскурсиябыла организована мною в дни празднования Дня города Калининграда, основнойцелью было привлечение внимания учащихся к истории родного города. Для этого мыпосетили кино показ об истории Калининграда-Кенигсберга, на котором освещаласьистория становления города в его современном виде. На выставке «Уникальныеминиатюры» мы познакомились с экспонатами, представленными в Музеи мировогоокеана, с историей формирования музейного комплекса и развитии отечественнойокеанологии.
При подготовке учащихся кбрейн-рингу я подготовил список возможных вопросов по различным тематикамгеографии от физической до социально-экономической. Распределили эти темы, изанимался отдельно с каждым по определенным вопросам. Я постарался сначалаоценить уровень имеющихся знаний, и уже на основании этого давал дополнительнуюинформацию.
Стоит отметить также иработу с учащимися, которые решили сдавать географию в 11 классе в рамках ЕГЭ,для работы с этими ребятами я подготавливал интересующую их информацию истарался обеспечить их дополнительными источниками информации. Так, например ясоставил список литературы, которой можно воспользоваться при подготовке квыпускному экзамену и при поступлении в ВУЗ, в электронном виде предоставил имподборку карт по физической и экономической географии. Вел с ними профессионально-ориентационнуюработу с целью агитации поступления в РГУ им. И.Канта на факультет географии игеоэкологии.
3.4 Работа классногоруководителя
Одним из направленийработы в период педагогической практики было освоение обязанностей классногоруководителя. Для этого я выполнял различные задания, поручения, которые решаетклассный руководитель, обеспечивал контакт администрации школы с учениками 10Акласса. Рассмотрим более подробно, какие обязанности выполнялись мною.
В своей деятельностиклассного руководителя, я выделил несколько направлений, по которымосуществлялась моя работа: работа с учащимися, организация внеклассныхмероприятий и классных часов, участие в мероприятиях проводимых в школе, работас родителями учеников. Так непосредственно в рамках работы с учащимися в моиобязанности входила проверка дневников, для обеспечения контроля надуспеваемостью, различные беседы по поводу проблем возникающих у ребят впроцессе обучения. Следующим элементом было взаимодействие между администрациейшколы и классным коллективом, здесь моя работа заключалась в доведенииинформации о предстоящих мероприятиях проводимых в рамках школы и за еепределом, о различных праздниках, пытался заинтересовать учеников, что бы ониактивно принимали в них участие. Была организована беседа администрации школы сучащимися 10 классов по поводу выпускных экзаменов и проводимых дополнительныхкурсов по различным предметам для подготовки к поступлению в ВУЗ.
В качестве классногоруководителя я выступал при проведении уборки пришкольной территории идежурству по школе. На меня возложили обязанности следить за ходом выполненияпоставленных работ и организовать классный коллектив. Для этого был разработан пландежурства, определены начальники отрядов которые отчитывались о проделаннойработе. В ходе этих работ я старался не только приучить учеников к рабочейдисциплине и развитию трудового воспитания, но и развивал свои командные илидерские качества, научился организовывать деятельность классного коллектива иосуществлять его контроль.
На протяжении практикимною было составлено и проведено несколько классных часов по темам: нашиценности, молодежь против наркотиков, наши права, профессиональноориентационная беседа о выборе ВУЗа. Так же я занимался разработкой внеклассныхмероприятий (описанных ранее), а так же сбором отчетной документации(фотографий), для методистов школы. Раз в неделю классный руководитель 10Акласса отсутствовал в школе по причине посещения курсов повышении квалификации,в это время все обязанности управления классом возлагались на меня.
Ряд мероприятий былипосвящены организации деятельности классных руководителей:социально-педагогический консилиум, планирование воспитательной работы классныхученических коллективов, обзор проектной деятельности учащихся. На нихрассматривались вопросы организации деятельности и руководства классныхколлективов, структура учебного процесса и т.д.
Так же я участвовал ворганизации деятельности ученического самоуправления и редколлегии, которыеготовились к проводимому празднику «Дни гимназиста», решал вместе с ребятамивопросы о планируемых развлекательных мероприятиях, конкурсах, оформлениюстенгазеты, помогал в составлении расписания праздника, в дальнейшем уженепосредственно с 10А классом участвовал в них: Любовь с первого взгляда,брейн-ринг, бал гимназистов, КВН «Гимназия наш дом», оформление газеты оклассе. Так же по инициативе ребят мы оформляли класс к праздникам.
Заключающим этапом в моейработе классного руководителя было участие в родительском собрании, где явыступал с рассказом о проведенных внеклассных мероприятиях, о личном вкладекаждого ученика, об эмоциональной атмосфере в классном коллективе об учебныхперспективах и т.д.
Заключение
Подводя итог проделаннойработе можно сделать следующие выводы:
Педагогическая практикаявляется важным элементом курса подготовки студентов, т.к. позволяет напрактике освоить теоретические знания, полученные в лекционном курсе, применитьих для планирования и проведения уроков географии.
В ходе педагогическойпрактики у будущих учителей формируется комплекс психолого-педагогическихнавыков работы в школе, чему способствует работа, проводимая по различнымнаправлениям, включающим воспитание, учебную, внеклассную работу. Формируютсяисследовательские, коммуникативные, ориентационные умения.
При непосредственнойработе с классным коллективом у студента практиканта появляется возможностьпроследить этапы учебного процесса, выяснить структуру его организации,элементы и взаимосвязь между ними. Оценить масштабы проводимой в школевоспитательной работы и принять в ней участие.
На фоне имеющегосямногообразия методов и форм обучения, осваивались навыки планирования урока, применялисьсовременные средства обучения с целью повышения наглядности излагаемогоматериала, заинтересованности учащихся. Были проанализированы наиболее удачныеметоды, сочетающий в себе как функциональные плюсы, так и наиболее интересныйученикам. Использовались различные подходы к учебному процессу, использовалисьигровые элементы, мультимедийные и т.д. это значит, что в условиях современногоразвития технической базы школы, необходимо использовать элементыинформационной технологии обучения.
В ходе педагогическойпрактики были изучены психолого-педагогические и методические основыпреподавания географии в 10 классе в курсе социально-экономической географиимира. Уроки проводились с учетом возрастных особенностей класса, индивидуальныххарактеристик учеников. Разнообразность используемых методов позволилазаинтересовать учащихся и привлечь их внимание к изучаемому предмету.
В рамках современногоразвития школы, я считаю, что необходимо наряду с традиционными методамиизучения географии вводить элементы мультимедийного образования, включающиепакеты специализированных программ, электронных карт и т.д.
Список используемойлитературы
1. Абдулина О. А.,Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие длястудентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1989
2. Бабанский Ю.К.Педагогика. М.: Просвящение 1983
3. Болдырев Н. И.,Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. — М.: Наука, 1998
4. Гребенюк О.С.Педагогика индивидуальности: Курс лекций / Калининградский университет,Калининград, 1995
5. Краевский В. В.Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:«Академия», 2003
6. Мышинская Р.П.,Щенев В. А. Педагогическая практика студентов по географии в средней школе:Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географическойспециальности. — М.: Просвещение, 1983
7. Пидкасистый П.И.,Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого – дидактический справочник преподавателявысшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999
8. Подласый И. П.Педагогика. — М.: Просвещение, 1996
9. Тупикина Н.Ф.,Самсонова Н.В. Педагогическая практика: Методическое пособие для студентовгеографического факультета /Калининградский университет, Калининград 1997
10. Фридман Л.М.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991
Приложение 1. Характеристикаклассного коллектива
1. Общие сведения
Учащиеся МОУ Гимназия№22, 10 «А» класса. В состав коллектива входят 21 учащийся, из них 16 девочек и5 мальчиков. Все учащиеся 1992-1993 года рождения. Класс был сформирован в2008году в результате слияния трех 9 классов. Имеет гуманитарную профильностьобучения. Классный руководитель новый в данном коллективе.
2. Содержание и характер деятельности
Учение: классныйколлектив характеризуется хорошей успеваемостью и дисциплинированностью,имеются как отдельные выдающиеся личности с отличной успеваемостью, так и параучащихся имеющих проблемы как с общей дисциплиной на уроках, так и в планеуспеваемости. Именно эти ученики подвергаются жесткому контролю за оценками состороны классного руководителя – выставление оценок в дневник, информированиеродителей. Остальные учащиеся обязаны сдавать дневники раз в месяц длявыставления всех оценок для характеристики текущей успеваемости. Очень яркопроявляется взаимопомощь среди коллектива – отсутствуют «отверженные» ученики,ребята активно помогают друг другу с учебой, «прикрывают» в случае прогулов илиопозданий. Дисциплинированны на уроках, за исключений пару случаев, но в целомочень сознательно подходят к выполнению домашних заданий, уважительно относятсяк работе учителей. Имеются и отрицательные моменты в связи с тем, что классочень дружен, то очень часты списывания, подсказки на уроках.
Жизнь класса вне учебныхзанятий: активно интересуются искусством, музыкой, спортом, посещают кино,театры, концерты, частые участники спортивных мероприятий. Участвуют в жизнишколы – отстаивают честь школы на спортивных мероприятиях. Состоят в школьномсамоуправлении и редколлегии. Участвуют в исследовательских работах наконкурсах среди городских и областных школ.
Общественно полезныйтруд: дежурство по школе, уборка территории. Выполняют ответственно.
3. Руководство классным коллективом
В составе класса четковыделяется актив – это староста (Савенкова Ксения), а также пара учащихсяактивно участвующая в жизни коллектива (Трофимова Ксения, Вишневский Павел,Макарова Вероника). Инициативны в делах, являются организаторами школьныхмероприятий, а так же всех внеклассных. Требовательны к учащимся, на которыхвозложены задания, следят за их выполнением. Основа авторитета – обладаниелидерскими качествами, умение организовывать коллектив для определеннойдеятельности. Не допускают появление «отверженных» имеют доверительныеотношения со всеми участниками коллектива. Играют роль, не главенствующихличностей, а равных среди участников, не заставляют принимать свои инициативыкак единственно верные, а предлагают дискутировать и обсуждать их.
В коллективе есть инеформальный лидер – Трофимова Ксения. Имеет лишь положительное влияние наколлектив – организует ребят на проведение вне учебных мероприятий. Входит всостав актива класса, как его часть ответственная за жизнь класса вне школы.«Отверженных» в классе нет, их появление исключается активом класса.
Ребята внутри коллективаочень сплоченные и легко общаются между друг другом. Хоть класс и «сборный»,однако ребята до этого уже в большинстве своем были знакомы, поэтому проявляютзаботу и уважение друг к другу, этому способствует и актив класса которыйразвивают эти качества в коллективе.
Группировок в классе нет– он очень однороден. Всегда вырабатывается общее мнение с учетом всех точекзрения. Малое количество мальчиков накладывает особый отпечаток в ихвзаимоотношении с девочками – они дорожат своими «защитниками», в свою очередьмальчики имеют авторитет в таком положении, но не злоупотребляют им, всяческипомогают с выполнением тяжелых физических работ. Очень дружны в составе класса:Вишневский Павел и Гасымов Вугар, Трофимова Ксения и Савицкая Кристина. Т.к.обучаются с 1го класса совместно. В отношении остального коллектива тяжеловыделить отдельные особенные проявления товарищества, из-за того, что класс вцелом очень дружен.
Классный руководитель(Абушева Светлана Васильевна) новый для данного коллектива, однако оченьопытный, поэтому старается из «сборного» класса организовать единый коллектив.Имеет прекрасные организаторские способности, на классных часах организуеттеатральные сценки, старается развить у детей чувство красоты и гармонии.Владеет знаниями школьной психологии, умеет уговаривать школьников без всякихконфликтов, учитывает в общении личностные качества всех учеников. Умеет быть«другом» коллектива, однако для принятия решений сожжет проявлять строгость иуверенность, не идет на поводу класса. Отношение класса положительное,школьники очень лестно отзывают при ее характеристике. Доверяют не только вучебных делах, но обращаются и по личным вопросам. Авторитет непререкаем.
4. Анализ конкретных примеров
Школьный коллектив«сборный» поэтому достаточно проблематично выделить какие-либо конкретныепримеры влияний коллектива на личность и наоборот. При этом все же можносказать о том что, по словам школьников с появлением в коллективе ТрофимовойКсении, неформального лидера, класс приобрел свою изюминку, он стал болееактивным, т.к. она умеет организовать школьников на разные мероприятия. Ребятастали чаще посещать различные внеклассные мероприятия, активно участвовать вжизни школы и класса.
В отношении обратноговлияния на личность стоит отметить Павлову Татьяну. До перевода в 10 класс онаимела репутацию «ботаника», из-за этого она не участвовала в различныхмероприятиях организовываемых в классе и школе, и в целом был определенныйнегатив со стороны коллектива к ее личности, все время проводящей за учебой.Однако, попав в этот коллектив, она изменила свое положение в коллективе,благодаря общей активности класса в различных мероприятиях, куда она так жебыла вовлечена, она стала все большее внимание проявлять именно вне урочнойактивности, но без ущерба учебной. Ребятами скоро были замечены ееизобразительные способности, и она вошла в состав классной редколлегии.
5. Общие выводы
Коллектив находится наначальной стадии своего формирования, однако обладает очень хорошимиперспективами. Общий эмоциональный климат положительный т.к. ребята проявляютдружественность по отношению друг к другу. Дисциплина в классе на должномуровне и регулируется школьниками, если кто-то начинает не удовлетворятьтребованиям. Конфликтов среди коллектива выявлено не было, среди недостатковможно выделить то, что в случае принятия какого-либо решения оно выполняетсявсем классом, вне зависимости носит оно положительный или отрицательный характер.
Приложение 2. Психолого-педагогическаяхарактеристика ученика
1. Общие данные: Трофимова КсенияНиколаевна, 1992г. Ученица МОУ Гимназия №22, 10 «А» класса. Состояние здоровья– удовлетворительное, отклонений не имеет. Условия жизни в семье – хорошие, уважительныеотношения в кругу родных.
2. Учебная деятельность: Ученица изчисла «хорошистов», имеет хорошую успеваемость по всем предметам школьногоучебного курса. Выделяется из коллектива повышенным интересом к самообучению.На уроках умеет быстро переключаться между различными видами деятельности.Новый материал воспринимает осмысленно, на уроках внимательна, часто задаетучителям дополнительные вопросы. Обладает хорошей как оперативной, так идлительной памятью, собрана и ответственна. Изобретательна, умеет мыслитьнестандартно при работе с новым материалом и творческими заданиями.
3. Труд: Дисциплинированна, ответственноподходит к выполнению поставленных задач. Имеет предпосылки для развитиякомандных качеств. Предпочитает творческие задания, состоит в школьномсамоуправлении и ред.коллегии.
4. Общественная деятельность: Проявляетинтерес к общественной жизни школы и класса. Все порученные задания выполняет синтересом, инициативна.
5. Направленность личности: Интересы –учеба (основной интерес, изучает дополнительный материал и занимаетсясамообучение), общественная деятельность (состоит в ред.колеегии и школьномсамоуправлении), спорт (посещение спортивно-оздоровительных кружков в школе).Имеет особые способности в организационной деятельности, рисовании (состоит всоответствующих кружках в школе). Имеет задатки для развития артистическихспособностей и навыков (но не проявляет интерес к ним).
6. Дисциплинированность:Дисциплинированна, ответственна к поручениям, адекватно реагирует на критику,не конфликтогенна, из нарушений дисциплины отмечены только опоздания на уроки(по уважительным причинам).
7. Взаимоотношения с коллективом:является неформальным лидером в классе, главный организатор всех внеклассныхмероприятий проводимых в классе. Старается при принятии решений учитыватьмнение остальных членов коллектива, не единоличница. Не допускает фактовиздевательства в классе. Пользуется авторитетом среди одноклассников.Положением в коллективе довольна, очень им дорожит. Отношение к учителямдоверительное, уважительное.