Реферат по предмету "Педагогика"


Психологический анализ урока: метод Фландерса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Психологический анализ урока: метод Фландерса
Выполниластудентка
ВасильеваИ.В.
Руководительпрактики:
проф.Захарова Л.Н.

ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №1
ФИОпреподавателя: Селиванова Н.Г.
Класс: 8«а»
Предмет: историяРоссии
Тема урока:Внутренняя политика Александра I.
ИсторияРоссии 19в. Раздел «Политика правительства Александра I».
Цели урока:Сообщить знания о внутренних реформах, которые проводились правительствомАлександра I. Дать ученикам представление о безнравственности режима абсолютноймонархии.
Датапроведения исследования: 12.10.2005
Дополнительныесведения:
1.  Использованные интеракции.
/>
Рис. 1.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 1.Процентное соотношение использованных интеракций. № Интеракция % 1 Принятие настроения 4 2 Похвала или одобрение 10 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 25 5 Рассказ 20 6 Распоряжение 9 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 20 9 Речь по собственной инициативе 2 10 Молчание или замешательство 3
1. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 10%
Высказывания«-» 9%
Количествовысказываний, направленных на принятие учеников, примерно одинаково сколичеством высказываний, которые могли бы разрушить доверительную атмосферу.Следует отметить, что у педагога вообще нет интеракции №7, а интеракция №6 (9%)хотя психологически и не желательна, но совершенно необходима в педагогическомпроцессе.
2. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Педагогскорее характеризуется демократичностью поведения, это чувствуется по особойблагоприятной атмосфере на уроке, по тому, что ученики активно высказывают своемнение.
3. Подкрепление работы учеников: 10% высказываний учителя былинаправлены на подкрепление, поддержку, одобрение учеников. Причем все случаиподкрепления были положительными.
4. Степень развития инициативы учеников: на уроке наблюдалась высокаястепень инициативности учеников. Это было обусловлено характером построенияурока: разноплановые задания, в большинстве которых информацию по новой темеученикам нужно был добыть самим, учитель следил лишь за правильностью выводов.
5. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8,2,3 — 21 раз
4,8,6 – 19раз

ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №2
ФИОпреподавателя: Ямщикова Г.А.
Класс: 8«а»
Предмет: алгебра
Тема урока:Метод выделения полного квадрата трехчлена.
Раздел«Квадратные уравнения».
Цели урока:Дать представление о методе выделения полного квадрата трехчлена. Объяснитьприменение данного метода на практике, его использование для выполненияупражнений.
Датапроведения исследования: 12.10.2005
Дополнительныесведения: педагог находится на пенсии по выслуге, в коллективе её считаюточень опытным и знающим учителем.
1. Использованные интеракции.
/>
Рис. 2.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 2.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 0,7 2 Похвала или одобрение 5 3 Принятие и использование представлений ученика 2 4 Задавание вопросов 19 5 Рассказ 30 6 Распоряжение 18 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 4 8 Ответ учителю 11 9 Речь по собственной инициативе 0,7 10 Молчание или замешательство 7
2. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 2,7%
Высказывания«-» 22%
У педагога низкийуровень эмпатии своих учеников. Недостаточное принятие может привести кнепониманию, а затем и к снижению качества обучения.
3. Преобладающий педагогический стиль: авторитарный.
На урокечувствовалась довольно тяжелая обстановка, особенно когда учитель начиналобращаться к кому-то конкретно, каждый опасался, что это будет именно он.Учитель использовал требования, угрозу, насмешку, вызывал чувство вины. Ни разуне были использованы положительные средства подкрепления.
4. Подкрепление работы учеников: использовалось и положительное инегативное подкрепление. Однако негативного подкрепления было больше: не засчет количества негативных высказываний, а за счет их качественнойнаполненности.
5. Степень развития инициативы учеников: на уроке происходилоподавление инициативы учеников. Были примеры, когда ученик задавал учителювопрос (касающийся темы), но преподаватель его грубо обрывал («Куда вперёдбежишь?») или игнорировал молчанием.
6. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8 – 15раз
4,10 – 10раз

ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №3.
ФИОпреподавателя: Ладыгина Л.В.
Класс: 9«б»
Предмет: информатика
Тема урока:Функции в языке программирования Vizual Basic.
Раздел: Основыалгоритмизации и объектно-оринтированного программирования.
Цели урока:Дать представление о функциях в языке программирования Vizual Basic. Научитьприменять на практике конкретные функции.
Датапроведения исследования: 22.10.2005
Дополнительныесведения:
1. Использованные интеракции.
/>
Рис. 3.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 3.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 6 2 Похвала или одобрение 5 3 Принятие и использование представлений ученика 7 4 Задавание вопросов 13 5 Рассказ 27 6 Распоряжение 17 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 2 8 Ответ учителю 14 9 Речь по собственной инициативе 5 10 Молчание или замешательство 4
2. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 13%
Высказывания«-» 19%
Уровеньэмпатии находится на среднем уровне. В речи педагога присутствуют высказыания,как положительно так и отрицательно сказывающиеся на взаимопонимании с классом.
3. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Обстановкана уроке была рабочая, но в то же время не напряженная. Ученики не боялисьвопросов, сами спрашивали.
4. Подкрепление работы учеников: у данного педагога преобладетположительное подкрепление.
5. Степень развития инициативы учеников: инициатива развивается восновном за счет задавания вопросов. Т.о. ещё есть потенциал для развития вданном вопросе.
6. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4, 8 – 11раз
9,5 – 4раза
ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №4
ФИОпреподавателя: Шашкова Е.А.
Класс: 7«а»
Предмет: ОБЖ
Тема урока:Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях.
Цели урока:По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление обособенностях психологических процессов человека до, во время и после стихийныхбедствий.
Датапроведения исследования: 28.10.2005
Дополнительныесведения:
1. Использованные интеракции.
/>
Рис. 4.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 4.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 2 Похвала или одобрение 3 3 Принятие и использование представлений ученика 1 4 Задавание вопросов 21 5 Рассказ 32 6 Распоряжение 2 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 4 8 Ответ учителю 31 9 Речь по собственной инициативе 4 10 Молчание или замешательство 0,7
2. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 1%
Высказывания«-» 6%
Наблюдаетсяочень низкий уровень эмпатии учителя своих учеников. Это может не иметьпоследствий для качества обучения, но явно создаёт неблагоприятную атмосферу науроке.
3. Преобладающий педагогический стиль: попустительский.
Педагогочень много говорил, зачастую не замечая реакции аудитории. Атмосфера на урокебыла расслабленная. Учитель часто отвлекался от темы урока.
4. Подкрепление работы учеников: на уроке использовались разные видыподкрепления, однако это делалось очень редко.
5. Степень развития инициативы учеников: манера ведения урокаспособтвует развитию инициативности учеников, однако эта инициатива вбольшинстве случаев уводила от основной линии урока.
6. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8 – 30раз
ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ ЛЕКЦИИ
ФИОпреподавателя: Кускова Н. (студентка 5 курса)
Курс: 1
Предмет: общаяпсихология
Тема урока:Теория отражения.
Цели: сформироватьу студентов представление о:
— психикекак свойстве высокоорганизованной живой материи;
— раздражимости, чувствительности, ощущениях;
— поведениикак процессе приспособления к условиям внешней среды.
Ознакомитьс общими положениями концепции Леонтьева-Фабри.
Датапроведения исследования: 25.10.2005
Дополнительныесведения: до этого у Кусковой Н. не было опыта проведения лекций.

/>
Рис. 5.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 5.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 2 2 Похвала или одобрение 2 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 13 5 Рассказ 45 6 Распоряжение 13 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 5 9 Речь по собственной инициативе 8 10 Молчание или замешательство 6
1. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 8%
Высказывания«-» 13%
Уровеньэмпатии преподавателем своих студентов находится на среднем уровне. Этодовольно хороший показатель, особенно если учесть, что данная группа ипреподаватель встретились на этой лекции впервые.
2. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Преподавательпостоянно обращался к студентам, желая узнать их мнение по тому или иному вопросу,спрашивал, подходит ли им темп лекции. Во многом данный стиль объясняется тем,что лекция была пробной, а так же небольшой разницей в возрасте междупреподавателем и студентами.
3. Подкрепление работы студентов: использовалось положительноеподкрепление, но редко (2%). Преподавателю следует расширять свои умения вданной области.
4. Степень развития инициативы студентов: ипользовались различныевопросы, но на значительную их часть преподаватель отвечал сам.
5. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий: невыявлено.
СРАВНЕНИЕЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО СТУДЕНТОМ, И НАИБОЛЕЕ ПОНРАВИВШЕГОСЯ ЗАНЯТИЯ.Занятие – «эталон» (см. Урок №1) Занятие, проведенное студентом № Интеракция %  1 Принятие настроения 4 2 Похвала или одобрение 10 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 25 5 Рассказ 20 6 Распоряжение 9 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 20 9 Речь по собственной инициативе 2 10 Молчание или замешательство 3
Гораздо больше использовались следующие категории:
— принятие настроения;
— похвала и одобрение.
Эти категории способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке и повышению эффективности обучения.
— задавание вопросов;
Эта категория нацелена на инициацию активности учеников и осуществлению обратной связи. № Интеракция % 1 Принятие настроения 2 2 Похвала или одобрение 2 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 13 5 Рассказ 45 6 Распоряжение 13 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 5 9 Речь по собственной инициативе 8 10 Молчание или замешательство 6
Следует, по возможности, снизить степень использования интеракции «рассказ» и увеличить количество более активных способов передачи информации. Наблюдалось меньшее, по сравнению с «эталонным», количество ответов обучаемых и случаев речи по собственной инициативе. Преобладающий педагогический стиль: демократический. Выявлен более высокий уровень эмпатии. В большинстве случаев использование положительного подкрепления. Студенту-преподавателю следует увеличить частоту использования соответствующих интеракций (№2). Высокая степень инициативности и активности учеников. Невысокая инициативность учеников. Следует использовать больше активных методов подачи информации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Назначение и структура ЛВС
Реферат Структура нейронных сетей
Реферат Політичний діяч Алексис де Теквіль
Реферат Источники финансирования капитальных вложений 2
Реферат Экзистенциальная психология личности
Реферат Повноваження органів державної влади загальної компетенції у сфері фінансової діяльності
Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Руководителям служб и функциональных подсистем РСЧС Ставропольского края по организации деятельности функциональных подсистем РСЧС (служб), министерств, ведомств и организаци
Реферат Стратегия самофинансирования организации на примере ЗАО Прогресс
Реферат Frankenstein Essay Essay Research Paper Frankenstein Essay
Реферат Life And Spirit Essay Research Paper Poetic
Реферат Болезни надо предупреждать
Реферат Кожевников Вадим Михайлович
Реферат Основы лизинговых операций
Реферат Разработка МПС на базе КР580
Реферат Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу