Содержание
Введение
Глава 1. Понятие,сущность воспитания
1.1 Исторический экскурсв теории воспитания
1.2 Понятие воспитания
1.3 Понятиецели воспитания
1.4.Средства и методы воспитания
Глава 2.Психолого-педагогические основы воспитательного характера
2.1Психологические условия формирования свойств личности
2.2Психолого-педагогические аспекты воспитания
2.3 Рольколлектива в воспитании учащихся
2.4 Семьякак социально-психологический фактор воспитания
2.5Воспитание и формирование социальных установок личности
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время,когда искажаются и смещаются понятия, и слово может уже не значить того, чегооно значило несколько лет назад, придумать первую фразу письменной работы сталодовольно затруднительно.
Воспитаниев узком смысле рассматривается как специально организованная деятельностьпедагогов и воспитанников по реализации целей образования в условияхпедагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называетсявоспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря,беспокойства, ведь «воспитание» — важнейшее понятие, носящее характеркатегории", употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно,что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая являетсянаукой о воспитании.
Тема моейкурсовой работы «Психолого-педагогические основы воспитательного характера ».
Целью даннойработы является рассмотрение психолого-педагогических основ воспитания, как вшироком, так и в узком смысле слова.
Обращаясь ксправочной литературе, можно описать воспитание как «процесс систематического ицеленаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности вцелях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.Тесно связано с образованием и обучением». Несмотря на дальнейшееидеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтомупопытаемся его понять.
Следует сразуотделить два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание какрезультат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такоеили иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный врезультате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятиемобразования). Но, по моему мнению, в воспитании решающее значение имеет недостигаемая цель, а способ ее достижения. Рамки темы достаточно широки (строгоговоря, поэтому она и была выбрана), и не ограничены высшей школой. Поэтому изданной работы, скорее всего, получится автобиография с попыткой осмысления.
Человекподвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотясила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимостиот возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наукао воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы,согласно которым осуществляется воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую,акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение вопределенных условиях.
Вотпочему необходимо внести ясность в отношении понятия «воспитание»следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Ихвместе называем одним общим понятием «воспитание». А когда естьнеобходимость — тогда пользуемся понятиями «организованноевоспитание» и «неорганизованное воспитание».
Глава1. Понятие, сущность воспитания
В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своейжизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними.Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, визготовлении оружия… Когда возникла необходимость в организованномвоспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболееопытным людям.
М.Ф. Шабаева
1.1Исторический экскурс в теории воспитания
Теории воспитания — это концепции, объясняющие происхождение,формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя[1].
До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания,согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, подвлиянием условий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, частьхарактеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например, З. Фрейд,Э. Кречмер, У. Макдауголл. Такие теории называют биогенетическими.
Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории.Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке,возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддаетсявоспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Ихнедостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть воспитаны (например,темперамент), т.к. они определяются генотипом (для темперамента — врожденнымисвойствами нервной системы); 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существуетсвязь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личностибольного человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенныеизменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никакимвоспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хроническийалкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.
Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двухгрупп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитиеличности зависит как от биологических, так и социальных факторов. Сторонникиэтих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.
Психологические теории воспитания различаются по тому, какиепсихологические свойства человека в них подчеркиваются. Например, есть группа теорий,предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личности ит.д.
Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисныечерты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, темменьше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт. Чтоже касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а тем более — высшихчерт духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных исоциальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается,что их можно воспитывать у человека в течение всей жизни, но для этого необходимаспециальная практика.
Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами.Например, Б. Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальнойтехники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощренияза положительные и наказания за отрицательные реакции, можно преобразоватьличность в любом возрасте в нужном направлении. Отечественные же психологисчитают, что уже в старшем школьном возрасте для личности характерна относительноустойчивая система нравственных убеждений, жизненных целей и перспектив[3].
Вдревней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться наних, а только — на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовымвступать в бой.
Ж.Ж.Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, людии общество, поэтому задача воспитателя — гармонизировать действие этихфакторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогикепризнано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н.А.Константинов по этому поводу: «Гельвеций полагает, что человек являетсявоспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые егоставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовкаведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания вформировании человека» (1, C. 55-56).
К.Гельвеций утверждает: «Новые и главные воспитатели юноши — форма правлениягосударства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формойправления» (1, C. 54).
Комментируяэти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций «понимает нетолько воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условийжизни индивидуума...» (3, C. 147).
«Всвоей действительности она (сущность человека — C.М.) есть совокупность всехобщественных отношений» (4, C. 3). Написав это, К. Маркс признавалсуществование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все этоподтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованноговоспитания. Уже у К.Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. «Мыясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамереннаявоспитательная деятельность — школа, воспитатель и наставник… вовсе неединственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, игораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные:природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история вобщирнейшем смысле этих обширных понятий» (8, C. 18).
Н.К.Крупская, говорила о воспитании в узком и широком смысле: воспитание в узкомсмысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическоевоздействие взрослых на поведение детей и подростков[2].
Подвоспитанием в широком смысле слова Н.К. Крупская понимала влияние среды иусловий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни,при этом имея в виду не только детей, но и взрослых" (2, C. 247). Такимобразом, она четко и ясно объяснила, что такое «воспитание в широком иузком смысле». Первое — это весь процесс воспитания человека, а второе — процессорганизованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле — общее, а вузком — это часть общего. Так и написано у И.Е. Шварца: «В настоящее времявоспитание употребляется „в широком и узком смысле“. Воспитание вшироком смысле — весь процесс формирования личности… когда говорят»воспитывает жизнь", подразумевают воспитание в широком смысле слова.Воспитание в узком смысле слова — это специально организуемый процессуправления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя"(9, C. 13).
Изсказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, которыйосуществляется организованно и неорганизованно. Название общего — этовоспитание в широком смысле, а название каждого из них — в узком смысле. Всеясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих«смыслов». Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речьуже идет о четырех смыслах: «в широком социальном смысле, когда речь идето воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающейчеловека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется ввиду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системеучебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельномучебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательныйпроцесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимаетсяспециальная воспитательная работа, направленная на формирование системыопределенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узкомзначении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи,связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственноевоспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т.п. (5).
Каквидим, уже существует отклонение от взглядов К. Ушинского и Н.К. Крупской. Впоследние годы усилилось такое отклонение. Вот один яркий факт:»Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формированияличности. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленногоопыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитаниемпонимается направленное воздействие на человека со стороны общественныхинститутов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений,нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широкомпедагогическом смысле воспитание — это специально организованное,целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей навоспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых вучебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательныйпроцесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результатвоспитательной работы, направленной на решение конкретных задач" (6, C.24-26).
Вотчто пишет другой автор: «Воспитание в широком смысле рассматривается какобщественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитаниеотождествляется с социализацией» (7, C. 226).
1.2Понятие воспитания
Воспитание(в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широкои многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудахученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982,с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. —М., 1993. — Т. 1. С. 165—167).
В основелюбой государственной системы заложена цель образования, включая обучениеи воспитание. Эти цели демократического, гражданского обществав нашем полиэтническом государстве — Российской Федерации определеныв Законе «Об образовании» в приказе Министра образования«О развитии воспитания в системе образования» (1999).
Слово«воспитание» в русском языке первоначально означало «питать, вскармливатьребенка, пока он не встанет на ноги». В этом смысле оноблизко немецкому Erzienhung («взращивать») французскому — education.
Воспитаниес точки зрения государства — это создание материальныхи духовных условий, экономического обеспечения школы и семьи длявоспитания граждан России, обладающих научными знаниями, нравственными,патриотическими качествами, духовностью, подготовленные к жизнии труду в обществе.
Воспитание(в педагогическом значении) включает в себя: поставленныегосударством цели воспитания и развития личности. Организуетцеленаправленное поэтапное, с учетом возраста, научных знаний детскойпсихологии воспитание учащихся в учебной и внеклассной деятельностипо специально организованной воспитательной системе: «Воспитательныйпотенциал начальной школы», «Воспитательный процесс в V-IX кл.»,«Воспитательный процесс X-XI кл.». В этот воспитательный процесс входятпо содержанию: формирование мышления, основ мировоззрения, развитияличностного самосознания, нравственное, эстетическое, физическое, экологическоевоспитание, общественно практическая деятельность учащихся.
1.3 Понятие цели воспитания
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной цельювоспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладаетполезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачивоспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.
Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменениюи целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемыхновыми тенденциями развития общества к личности человека.
Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь встабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономическихпреобразований они становятся неопределенными.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются впервую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Кним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе,духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней ивокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритетнравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляетсяв стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремлениеличности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признаниемсоответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной,социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовностьчеловека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей иобщества в целом.
Общая цель современного воспитания — сделать детей высоконравственными,духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общейвыделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают лишь приблизительно.Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив одинэтап своего развития, начинает двигаться дальше.
Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциямобщественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными,предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
1.4. Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованногои неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели)воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у нихопределенные психологические качества и формы поведения[3].
Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смыслеслова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные наизменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которыесвязаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальныхустановок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию,социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.
Средствами воспитания, например, могут быть личный примервоспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитанияhttpпо характеру воздействия начеловека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагаютнепосредственно личностное воздействие одного человека на другого, котороеосуществляется в прямом общении друг с другом.
Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуютсяс помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника(например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов,ссылка на мнение авторитетного человека).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитаниясредства делятся на осознанные и неосознанные.
Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит передсобой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.
Неосознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательноевоздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также непроизводит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, начто в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средстваделят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всегоявляются комплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.
К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они: задействуюттакие виды научения как заражение, подражание и внушение, которые основаны намеханизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужныйобразец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым);расширяют возможности воспитания; это единственно возможные средства на ранних этапахдетского развития (когда ребенок еще не понимает речь).
Недостатками являются: персональная и временная ограниченность их применения(воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не всегда воспитательможет находиться в личном контакте с воспитуемым.
Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонностьи длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации,другие системы кодирования и передачи информации).
Недостатки косвенных средств воспитания: лишены живойэмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном воздействии); возрастныеограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим читать и пониматьнравственный смысл сказанного или прочитанного).
Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее контролируемымии предвидимыми результатами. К их недостаткам относят возрастные ограничения(они не применимы к детям раннего возраста и даже отчасти к младшимшкольникам).
Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточнойконтролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средствавоспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являютсяосновными, так как большинство ученых считают, что знания человека не толькоопределяют его личность, но и его поведение.
Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживатьу воспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняютпринятие им других психологических влияний. Положительные эмоции «открывают»,а отрицательные «закрывают» воспитуемого от воспитательного воздействиявоспитателя.
Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены напоступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и толькопотом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаяхизменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потомпроецируются на поведение.
Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятсякомплексно и затрагивают все сферы личности (т.е. включают когнитивные, эмоциональныеи поведенческие воспитательные воздействия).
В последнее время широкое распространение получили различные средстваи методы психотерапевтического, психо-коррекционного воздействия на личность.Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которогоявляется научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешнорешать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные иэмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.
Глава 2. Психолого-педагогические основы воспитательного
характера
2.1 Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личностибудет наиболее успешным?
· Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должнозатрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателясостоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьникаи тем, что субъективно значимо для него.
· Активность и самостоятельность самих учащихся.
· Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка — необходимоеусловие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужныхмотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом.В деятельности формируются и привычные способы поведения.
· Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешаетребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного ииндивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании кучащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей(памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей ит.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников икак в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный подходв воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальныйподход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуальногоподхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организациипедагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этомслучае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностейу школьников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данныхзакономерностей и особенностей.
2.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания
С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляетсобой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого изних как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагаетправильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс[4].
Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль ввоспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка егообщение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоитв стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития.Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, состремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяетвыяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированиюсамооценки и, в конечном счете, образа «Я».
М.И. Лисиной было установлено, что на протяжении первых семи летжизни возникают 4 основные формы общения:
1. Ситуативно-личностное (первое полугодие жизни). Наиболее ярко представляетв комплексе оживления (эмоционально положительная реакция ребенка 2-3-х месяцевна близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости и повышенииобщей двигательной активности).
2. Ситуативно-деловое (от 6 месяцев до 2 лет). Оно охватывает предметныеигры детей со взрослыми.
3. Внеситуативно-познавательное (от 3 лет до 5 лет). Оно связано сразвитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающуюдействительность, ребенок задает множество вопросов взрослому о предметах иявлениях.
4. Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Оно служит познанию ребенкоммира людей и человеческих взаимоотношений.
Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, являетсяпередача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могутформироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности,нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни.Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношениялюдей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия.
Данные эталоны не всегда осознаются человеком, который ихприменяет. В них отражаются особенности социальной группы, референтной для индивида.По мнению А.А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными и отождествленнымис людьми, выбираемыми в качестве идеала. С возрастом эталоны становятся всеболее обобщенными и связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями инормами. Они становятся более дифференцированными, что начинает четконаблюдаться уже у подростков.
2.3 Роль коллектива в воспитании учащихся
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической.В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценноеразвитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическимиделами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важнуюроль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев,провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающейсредний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное.Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особотворческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая ииз-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергаяее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть какположительным, так и отрицательным.
Как считает Р.С. Немов, высокоразвитые детские коллективы оказываюттолько положительное влияние на воспитание личности, но таких было по различнымданным 6-8% в доперестроечное время, а сейчас наверняка меньше, т.к. ситуация вобразовании только ухудшилась. Средне и слаборазвитые в социально-психологическомотношении коллективы (а их наибольшее количество) двояко влияют на психологию иповедение личности. Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют измененияпедагогических взглядов, в частности уточнения роли коллектива в воспитании личности.Немов в связи с вышесказанным предполагает следующее тезисы (условияположительного влияния коллектива не личность):
· Нельзя, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, не рассчитанныйна интересы детского или педагогического коллектива, вреден для общества.
· Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и обязанностяхличность и коллектив, ребенка и взрослого, детский педагогический коллективы,воспитанника и воспитателя (не только взрослые и коллектив может что-тотребовать от ребенка как от личности, но также ребенок может предъявлятьтребования коллективу, взрослому человеку).
· Не только отдельная личность должна брать на себя определенные обязанностиперед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметь четкие и равныеобязанности перед каждой личностью.
2.4 Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитанииличности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременнуюроль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога,сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются уребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на егоразвитие (например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети).
Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенностисупругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений.Особо положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношенияв семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включаяусвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятия взаимныхобязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям(супруг, отец, мать ...).
Причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушениясупругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия,внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.
Другой причиной является неоднозначность понимания семейных ролей мужа,жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования супругов друг к другу.
Самыми же существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитаниидетей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование ихточек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меруответственности за состояние дел в семье.
Основным способом практического устранения отрицательного влияния перечисленныхфакторов на воспитание детей является достижение взаимопонимания и гармонизацияличных взаимоотношений супругов. Для достижения воспитательных целей в семье родителиобращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятсястать для него образцом. Более действенна похвала от родителей, с которыми ребенокнаходится в дружеских отношениях. Наказание необходимо лишь тогда, когда поведениеребенка уже невозможно изменить любым другим способом. Наказание должно бытьсправедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно, когда поступокребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.
Установлено, что ребенок, на которого часто кричат, которого частонаказывают, отчуждается от родителей, проявляет повышенную агрессивность. В психологическиразных условиях оказывается и несколько по-разному должны воспитываться дети,родившиеся первыми и следующими в семье. Братья и сестры по-разному влияют на воспитаниемальчиков и девочек. Например, мальчики, имеющие старших братьев, проявляют большечисто мужских черт характера и интересов, чем девочки, имеющих старших сестер, обнаруживаюту себя женские интересы и черты.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемойнеполной семье, где отсутствует один из родителей. Например, мальчики в такихсемьях бывают более задиристыми и беспокойными. Поведение девочек, выросших втаких семьях, незначительно отличается от поведения девочек, воспитанных вполных семьях.
При изучении таких особенностей родительского стиля поведения, какположительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, было обнаружено,что они оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Выявлена корреляциямежду стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком.Стиль родительского поведения стабильно связан с познавательным и личностнымразвитием детей.
2.5 Воспитание и формирование социальных установок личности
Психологический аспект воспитания во многом означает формирование иизменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имееттри компонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальных установок сводитсяк изменению одной или нескольких их составляющих.
Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включаетчетыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждениеего интереса; предъявление новой информации; убеждение. Кратко охарактеризуемкаждую из них.
Психологами было установлено, что если чем-то незначительно отвлекатьвнимание человека, то эффект убеждения (изменения социальных установок) будетболее сильным, чем без этой процедуру. В ситуации рассеянности вниманиячеловека легче убедить принять ту или иную точку зрения, так как мы не даемвозможность человеку глубоко вникнуть в приводимые аргументы.
Однако, надо помнить, что убеждающий эффект отвлечения внимания зависитот эмоциональной окрашенности того, на что это внимание отвлекается. «Приятные»вещи сказываются положительно, а «не очень приятные» факты снижаютданный эффект.
Так как социальные установки включают рациональный и эмоциональныйкомпоненты, то любой из них можно использовать для направленного педагогическоговоздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычноапеллирует к разуму ребенка. В этом случае воспитатель пытается его убедить спомощью логических доказательств.
При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаютсяк следующим психолого-педагогическим приемам: ссылка на авторитет («так считаетпапа»), обращение к образцу («так поступают хорошие дети»). Используется,когда логические аргументы либо слабы, либо отсутствуют. Базируется на эффекте внушения.Иногда используют для воздействия на социальные установки в воспитательных целяхприем возбуждения страха у детей, но этот прием не очень эффективен.
Даже если убеждение основывается на хорошо продуманной и подобраннойсовокупности фактов, способ их предоставления ребенку может существенно повлиятьна результат убеждения, один и тот же факт может быть представлен и воспринятребенком по-разному.
Эффективность педагогического воздействия определяется тем, как относитсявоспитываемый ребенок к воспитателю. Психологами было установлено, что умереннаяточка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположнойей позиции, и наоборот (эффект контраста). Людям свойственно преувеличивать илипреуменьшать свои расхождения во мнениях в зависимости от отношений, существующихмежду ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения(эффект ассимиляции). Если симпатизируем человеку, то расхождения преуменьшаем,если не симпатизируем — соответственно преувеличиваем.
Заключение
Всвоей курсовой работе я подробно рассмотрела вопрос о психолого-педагогическихосновах воспитательного характера.
Ответилана вопросы о том, что такое воспитание, теории воспитания, цели и задачиданного процесса и как же влияет на развитие личности ребенка коллектив исемья.
Такимобразом:
· Воспитание(в педагогическом значении) включает в себя: поставленныегосударством цели воспитания и развития личности.
· Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка какличности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни вобществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда влюбом обществе.
· С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитаниепредставляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитиекаждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человекапредполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которыевовлечены в этот процесс.
· Психологическийаспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальныхустановок человека
· Своеобразнымколлективом, который играет существенную роль в воспитании личности, являетсясемья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль.
· Системавоспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической.В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценноеразвитие личности возможны только в коллективе и через коллектив.
Списоклитературы
1. КонстантиновЕ.Н. История педагогики. М., 1982
2. КрупскаяН.К. Педагогические сочинения. Т. 2. М.
3. МарксК., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М.
4. МарксК., Энгельс Ф. Соч. Т 3. М.
5. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1982
6. ПодласыйИ.П. Педагогика. М., 1998
7. СластенинВ.А. Педагогика. М., 2000
8. УшинскийД.К. Собр. соч. В 10 т. М. Т. 8.
9. ШварцИ.Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968
10. Журнал«Управление персоналом».
11. «Общиесведения о дидактике высшей школы». Фокин Ю.Г. 1996
12. «Искусствобыть другим» Леви В. С-Петербург. изд. Питер 1993
13. «Гуманистическиетрадиции образования». Смирнов С.Д. 1996
14. Организациясамовоспитания школьников Кочетов А.И.